Упражнения для развития ног у ребенка

Упражнения для развития ног у ребенка thumbnail

Игровые комплексы упражнений для детей для развития ног

Если малышу уже исполнилось полтора года, с ним можно начинать заниматься общеукрепляющей гимнастикой. В более младшем возрасте, до года, может применяться только пассивная гимнастика в сочетании с массажем. Малыши постарше уже способны самостоятельно выполнять упражнения, повторяя их за взрослыми. Предлагаем три комплекса упражнений для ног, которые можно использовать в тренировках малышей от трех лет и старше.

Игровые упражнения для детей от 3 до 5 лет

Игровые упражнения для детей от 3 до 5 лет

  • Начинается занятие с разминки.

Она необходима, чтобы усилить кровообращение, разогреть суставы и мышцы. В качестве разминки можно помахать руками, похлопать в ладоши, побегать, попрыгать, покрутиться на месте — и все это под бодрую ритмичную музыку. В конце разминки поднимаем руки вверх, сопровождая подъем вдохом. На выдохе опускаем руки, низко наклоняемся вперед и машем руками из стороны в сторону. Переходим к основному комплексу упражнений. Он построен в виде шуточной игры-имитации, и обычно дети выполняют его с удовольствием.

  • Изображаем косолапого медведя.

Становимся ровно, стопы расставляем на ширину шага. Согнув одну ногу, переносим на нее массу тела. Вторую ногу не спеша приподнимаем. Переваливаемся с одной ноги на другую и одновременно проговариваем всем знакомый детский стишок про косолапого мишку. Нужно повторить упражнение не менее 14 раз.

  • Ходим по-гусиному.

Руки заводим за спину, складывая их как крылышки. Колени сгибаем, голову вытягиваем вперед, изображая гуся. И таким образом прохаживаемся по комнате, делая по 15 шагов туда и обратно.

  • Упражнение «лягушка-квакушка».

Присаживаемся на корточки. Согнутые колени широко разводим в стороны и прыгаем. В прыжке тело не выпрямляем. Делаем 8 прыжков.

  • Двигаемся как тряпичная кукла Петрушка.

Садимся на пол и максимально широко разводим ноги в стороны. Руки служат опорой туловищу — они заведены назад и упираются в пол. На первый счет поднимаем одну ногу, на второй — возвращаем ее на пол. Точно так же поднимаем вторую ногу. Всего делаем 12 повторений.

  • Изображаем куклу неваляшку.

Встаем ровно. На первые два счета ложимся на спину, на следующие два счета быстро вскакиваем. Делаем 4 повтора. Затем изображаем неваляшку иначе: садимся, сгибаем колени, соединяем стопы. Руками беремся за ступни и перекатываемся из стороны в сторону. Количество повторов: 10-12.

  • Притворяемся перевернутым жуком.

Ложимся на спину и болтаем в воздухе всеми конечностями. Упражнение выполняем не меньше минуты.

Упражнения для детей от 4 лет

Вначале выполняется разминка, а за ней следующий комплекс упражнений:

  1. Выпрямляемся. Ставим ноги вместе, носки разворачиваем наружу. Ладони кладем на пояс. Командуем «раз» — не спеша приседаем, руки разводим в стороны. На счет «два» возвращаемся в начальную позицию.
  2. Принимаем такое же положение, как в первом упражнении, но руки опускаем вдоль туловища. Не спеша приседаем, руки поднимаем над головой. Плавно выпрямляемся.
  3. Прислоняемся к стене спиной, прикасаясь к ней головой, плечами и ягодицами. Съезжая по стене вниз, медленно опускаемся в присед. Затем таким же образом, не отрываясь от стены, встаем и выпрямляемся.
  4. Берем в правую руку любой предмет. Сгибаем и поднимаем правую ногу, проносим игрушку под ее коленом и перекладываем в левую руку. Повторяем упражнение, но на этот раз поднимая левую ногу.
  5. Ставим стопы параллельно друг другу. Перекатываемся с носка на пятку. Выполнив 5-6 повторений, делаем мах ногой и хлопаем под ней в ладоши. Затем опять — 5-6 перекатов, подъем другой ноги и хлопок.
  6. Разбрасываем по полу мелкие предметы. Берем их по одному босой ногой и складываем в коробку или просто откладываем в сторону. Для выполнения этого упражнения можно присесть на стул. Работаем разными ногами.
  7. Сидя на стуле, берем мячик обеими стопами, поднимаем его и перекладываем в сторону. Повторяем несколько раз.
  8. Кладем на пол гимнастическую палку и ходим по ней приставным шагом: шаг в сторону делает одна нога, затем к ней подтягивается другая. Можно взять скалку и покатать ее по полу босыми ногами. Это упражнение, как и три предыдущих, служит отличной профилактикой плоскостопия.

Комплекс упражнений для малышей до пяти лет

Комплекс упражнений для малышей до пяти лет

Еще один комплекс упражнений для ног, который поможет провести тренировку с детьми 3-5 лет в легкой игровой форме:

  1. Растет елочка. Изображая маленькое деревце, низко приседаем. Затем встаем, выпрямляемся и поднимаем руки над головой — елка выросла большая!
  2. Прыгаем по-птичьи. В течение минуты прыгаем на двух ногах, как воробушек. Прыжки совершаем небольшие.
  3. Качаем ногой в воздухе. Придерживаясь за спинку стула, поднимаем одну ногу и качаем ею из стороны в сторону. Повторяем другой ногой.
  4. Делаем ножки большими и маленькими. Садимся на пол, опираемся на руки, заведенные за спину. Сгибаем ноги, подтягивая их близко к себе, — коротенькие ножки. Выпрямляем ноги, поднимая их вверх, — длинные ноги.
  5. Приседаем. Выполняем приседания, широко расставив руки в стороны, как будто пытаемся кого-то задержать, схватить.
  6. Прячемся. Даем сигнал, и малыш прячется в укрытии. Укрытие должно быть невысокое, например, можно присесть за детским стульчиком.

Малыши от полутора до двух лет должны заниматься около 10 минут. Дети постарше могут выдержать более длительные занятия — до 20 минут. Предполагается, что во время тренировки будут делаться небольшие паузы между упражнениями. Если же работа ведется непрерывно, практически без передышек, время тренировки можно сократить. Не стоит заставлять ребенка упражняться через силу. Если малышу стало скучно или он устал, лучше отдохнуть и закончить комплекс чуть позже или перенести тренировку на вечер.

Детские тренировки должны проводиться под веселую музыку. Во время работы нужно хвалить и подбадривать малыша. Важно также предоставить ему свободу в выборе музыкальных композиций и упражнений. Необязательно выполнять комплексы в том виде, в каком они приведены выше: последовательность упражнений может быть любая. Пусть малыш начнет с самых любимых упражнений, а потом переходит к остальным. Детям гораздо веселее тренироваться, если все движения они выполняют в компании с родителями. Не стоит отказываться от возможности активно подвигаться вместе с ребенком: на этих тренировках взрослые тоже могут укрепить мышцы и улучшить свою физическую форму.

Источник

Упражнения для укрепления ног для детей

Рекомендуемый возраст детей, с которыми можно вместе делать следующие упражнения – от 4 лет. Перед началом упражнений включите веселую музыку – топчитесь на месте, скачите, размахивайте руками и всячески веселитесь. Это и будет ваша разминка. После разминки небольшая заминка – опустите руки вниз и покажите, как ива махает своими веточками. Медленно распрямляйтесь. Ребенок должен повторить за вами. Итак, приступаем

  • Упражнение 1

Попросите ребенка соединить пятки вместе, а носочки развести врозь. Ручки попросите положить на пояс. На счет раз – медленно приседаем, а руки разводим широко. Два – исходное положение.

  • Упражнение 2

Исходное положение как в предыдущем упражнении, руки опущены. Медленно садитесь, а руки поднимайте вверх. Ребенок должен повторить за вами. Медленно вставайте.

  • Упражнение 3

Это очень хорошее упражнение не только для укрепления ног, но и для осанки. Встаньте вместе с ребенком у стены. Стенки должны касаться: затылок, плечи, ягодицы. Скользя вдоль стены вниз нужно медленно присесть. И точно так же, касаясь стены, нужно встать.

  • Упражнения 4-5

Перекаты с носков на пятки. Ступни ребенка должны быть параллельны. Можно держаться рукой за спинку стула или стену. После пяти – шести перекатов. Попросите ребенка махнуть ногой и хлопнуть под ней руками. Повторить то же самое с другой ногой – и то же пять шесть раз.

  • Упражнение 6

Небольшой предмет, например кубик или резиновую игрушку ребенок держит в левой руке. Осторожно поднимает согнутую в колене левую ногу и под коленом передает игрушку в правую руку Точно так же надо сделать с другой ногой.

  • Упражнения 7-8
Читайте также:  Особенности работы психолога в пренатальный период развития ребенка

Это очень хорошее упражнение, предупреждающее плоскостопие у детей. ИП – ребенок сидит на полу, упираясь руками сзади. Попросите его зажать кубик ступнями. Согнуть ноги и переложить кубик выше, между ног. А потом точно так же зажать и вернуть обратно. После нескольких попыток пусть перекладывает кубик ногами (зажав его между ступней) вправо. А потом влево.

  • Упражнение 9

Для этого упражнения понадобиться гимнастическая палка. У кого нет дома таковой, подойдет ручка от швабры, скалка. Попросите ребенка походить по палке приставными шагами в одну и другую сторону. Детей помладше можно водить по палке за руку.

  • Упражнение 10

Вам понадобятся маленькие игрушки из киндер-сюрприза. Положите на пол 10 разных игрушек. Задача ребенка захватить их босо ножкой и переложить в сторону. Сначала левой ногой, потом правой.

trusted-source[4], [5]

Комплекс упражнений для ног для детей

Представляем вашему вниманию комплекс упражнений для ног для детей. Это игровой комплекс для детей от 3 до 5 лет.

Разминка ( как делать смотрите выше)

Упражнения:

  • «ГУСИ, ГУСИ, ГА-ГА-ГА»

Руки положим за спину, ходим вокруг комнаты на полусогнутых ногах, вытягивая шею вперед. Повторить 16 раз в разные стороны.

  • «МИШКА КОСОЛАПЫЙ»

ИП – ноги врозь. Сгибаем левую ногу и переносим на нее всю тяжесть тела – а правую медленно отрываем от пола. .Тоже самое делаем с другой ногой. Одновременно для ребенка ритмично повторяем всем известный стишок про мишку косолапого, который по лесу идет. Повторить от 16 раз и больше.

  • «ЛЯГУШКА»

Это веселое упражнение очень любят дети. Садитесь на корточки, колени расставьте как можно шире и прыгайте. Прыжки делаем не выпрямляясь. Повторить 8 раз.

  • «НЕВАЛЯШКА»

Сядьте на пол так, что бы колени были согнуты, а стопы соприкасались. Делайте ритмичные перекаты вправо-влево, руки при этом держат стопы. Повторить 8-12 раз.

  • «ПЕТРУШКА»

Сидя на полу, раздвиньте ноги до предельной ширины, руки опираются на пол сзади. На счет «раз» поднимите правую ногу. На счет «два» — опустите ее. То же самое с левой ногой. Повторите 12 раз.

  • «ВАНЬКА-ВСТАНЬКА»

Вы считаете, а ребенок должен на «раз-два» быстро лечь на спинку, а на « три-четыре» так же быстро встать . Повторить 4 раза.

  • «ЖУК УПАЛ»

Ребенок имитирует поведение жука – лежит на спине и весело болтает руками и ногами. . Можно делать это в течение одной минуты.

Мы желаем вам и вашему ребенку здоровья и много веселых минут при выполнении комплексов упражнений для ног.

trusted-source[6], [7], [8]

Источник

Наталья Штыкова
Комплекс упражнений для детей «Самомассаж ног»

Чтобы далеко шагали,

Никогда не уставали,

Сядем все и отдохнём,

Массаж ножек мы начнём.

На каждую ножку

Масла понемножку.

/ мамы капают массажное масло себе и ребёнку на подошвы/

Хоть они и не машина,

Смазать их необходимо!

/ растереть масло по подошве /

Проведём по ножке нежно,

Будет ноженька прилежной.

/ провести ступней одной ноги по голени другой, начиная от пальцев до колена /

Ласка всем, друзья, нужна

Ласка ножкам так важна!

Разминка тоже обязательна

Выполняй её старательно

/ разминаем подошвы большими пальцами обеих рук /

Растирать старайся

И не отвлекайся.

/ растираем подошвы кулачками от пальцев к пятке /

По подошве, как граблями

Проведём сейчас руками.

/ проводим ноготками/

И полезно и приятно —

Это всем давно понятно.

Рук своих ты не жалей

И по ножкам бей сильней.

/ стучим кулачками /

Будут быстрыми они,

Потом попробуй, догони!

Гибкость тоже нам нужна,

Без неё мы никуда.

Раз — сгибай, два — выпрямляй,

Ну, активнее давай!

/ сгибание и разгибание подошв руками /

Каждый пальчик мы найдём,

Хорошенько разомнём.

/ разминаем пальцы ног /

Надо с ними нам дружить,

Чтоб всегда здоровым быть.

А сейчас мы ножкам нашим

/ массируем голеностопный сустав /

Все «Спасибо!» дружно скажем.

Мы их любим, бережем

Утром, вечером и днём!

/ поглаживание голени от носков к колену /

— Ну, вот наши ножки подготовлены.

— А сейчас, становитесь друг за другом.

Мы пройдём с вами по кругу.

1. Ходьба на высоких носочках в среднем темпе, с хлопками над головой

Мы веселые ребята,

Мы ребята из детсада.

Любим лазать и метать,

Любим прыгать и играть.

2. Ходьба в глубоком приседе, руки на поясе.

По полянке шли, мы шли,

Земляничку мы нашли.

Мы присели, посидели,

Земляничку всю мы съели.

3. Ходьба на пятках, руки за головой

Снова шли мы шли,

К тихой речке подошли,

Сделали вдруг поворот.

4. Ходьба на носках с высоким подниманием бедра, руки на поясе.

Через речку пошли вброд.

5. Ходьба на внешних сводах стопы, руки на поясе.

Дальше шли мы шли,

На лужайку мы пришли.

6. Прыжки на носках с продвижением вперед.

Мы скакали на лужайке

Быстро, ловко, словно зайки.

7. Ходьба по наклонной доске, руки в стороны

Здесь вот спуск, а здесь подъём

Осторожненько пройдём!

8. Ходьба по дорожке здоровья, руки на поясе.

А сейчас, а сейчас

Тропиночка здоровья

Ожидает нас.

9. Спокойная ходьба.

Мы по кругу с вами шли,

И на место мы пришли.

— Молодцы и наши ребята и мамы!

— А сейчас мы всем покажем, что же могут ножки наши.

— Присядьте, пожалуйста, на коврики, повернувшись лицом друг к другу.

Комплексы предлагаемых упражнений достаточно простые и дома их легко можно изменить, подобрав самостоятельно аналогичные упражнения или заменив предметы. Очень важно выполнять их систематически. Лишь совместными усилиями мы сможем добиться ожидаемого результата.

Комплекс упражнений для ног

1. «Гусеница».

И. п. — примите упор руками сзади, ноги поставьте на ступни, согнув их в коленях.

Начинаем движение правой ногой, навстречу друг другу.

Поджать пальцы ноги и одновременно подтянуть пятку вперёд к пальцам.

Разжать пальцы, продвинув их вперёд / имитируем движение гусеницы / Выполняем до тех пор, пока пальцы могут касаться пола. Тоже делаем другой ногой. Повторяем движение каждой ногой 5 раз.

— Это упражнение развивает мышцы пальцев ног.

2. «Кораблик» .

И. п. — снова принимаем упор руками сзади, ноги согнуты в коленях, ступни прижаты друг к другу, колени слегка развести / кораблик /.

Постепенно выпрямляем ноги, продвигая их вперёд до тех пор, пока есть

возможность держать прижатыми друг к другу и к полу и пальцы, и пятки.

Повторяем движение 10 раз.

— Это упражнение укрепляет свод стопы.

3. «Циферки» .

И. п. — лёжа на коврике, упор на локти сзади, ноги согнуты в коленях, колени разведены.

Прописываем стопой в воздухе цифры от 1 до 5, дети правой, мамы левой

1. 2. 3. 4. 5. — начинаем мы писать

Меняем ноги

1. 2. 3. 4. 5. — любят ножки посчитать.

Повторяем каждой ногой по два раза. Стараемся выполнять упражнение то с натянутым носочком, то с растопыренными пальцами.

— Это упражнение развивает подвижность голеностопного сустава.

4. «Стишки» .

И. п. — сидя на коврике, упор руками сзади, ноги прямые.

Рассказываем небольшие стишки, играя ножками, пальцы поочерёдно максимально отодвигаем и подтягиваем к себе или разводим носки в стороны, пятки при этом держим вместе. По окончании стишка аплодируем ступнями.

5. «Домики» .

И. п. — стоя, мама стоит сзади ребёнка, в разведённых в сторону руках держит руки ребёнка.

Домиками будут коврики. Держим ребёнка за руки и вместе перешагиваем на носочках из одного домика в другой. Делаем 10 шагов на носочках, опускаемся на всю стопу, делаем 5 обычных шагов. Повторяем 2 раза.

Читайте также:  Для развития ребенка в утробе матери

— Хождение на носочках играет основную роль в развитии и укреплении мышц и сухожилий стопы. Ребёнок должен как можно чаще выполнять это простое упражнение.

-А теперь позанимаемся с предметами.

6. «Маленький массажик» .

И. п. — сидя, упор руками сзади.

Поставьте перед собой деревянные массажеры. Дети поставили ножки на

массажер, выполняем поочерёдно движения ступнями вперёд — назад, мамы придерживают массажеры руками. Выполняем движения 1,5-2 мин.

Можно использовать вместо массажера теннисный шарик, детские гантельки, бутылочку, прокатывая их ступней мы прекрасно промассажируем ноги ребёнка.

7. «Игрушки для ножек» .

И. п. — сидя.

Пальцами правой ноги разложите перед собой 4 мешочка. Пальцами левой ноги убираем мешочки в сторону. Затем раскладываем мешочки пальцами левой ноги, а убираем в сторону пальца ми правой ноги.

— Это упражнение развивает хватательный рефлекс и гибкость пальцев ног.

8. «Мячики».

И. п. — сидя, упор руками сзади.

Положите мяч между вами. Ребёнок берёт мяч двумя ногами, сдавливает его ступнями как можно сильнее, затем передаёт его маме. Мама делает тоже самое и возвращает мяч на место. Упражнение повторяем 5 раз.

— Это упражнение укрепляет мышцы ног по всей длине.

9. «Каруселька»

И. п. — стоя.

Положите перед собой обруч. Возьмитесь за руки встаньте на обруч друг

напротив друга так, чтобы обруч проходил поперёк стопы. Начинаем

одновременно двигаться по кругу — сначала в одну сторону, потом в другую.

А теперь поменяем положение стоп так, чтобы обруч проходил вдоль стопы и продолжаем двигаться в одну сторону, потом в другую. Выполняем движения по 2 минуты.

— Это упражнение развивает поперечные и продольные мышцы свода стопы.

— Вам понравилось выполнять различные задания для ножек? Это было сложно?

— Я заметила, что у вас от старания даже улучшилось настроение! А давайте ваше настроение, отразим в рисунках. Только раз уж мы сегодня всё делали ножками, то и рисовать тоже будем ножками. Возьмите бумагу, фломастеры и начинайте рисовать.

Дети и мамы рисуют и показывают всем рисунки.

— Ну что ж, очень хорошо. Раз у нас такое хорошее настроение мы можем поиграть.

— А игра наша называется «Утюжки».

Садитесь все в круг, я раздам вам листы бумаги. По сигналу все руками скомкают их в ком и положат на пол перед ногами, затем нужно разгладить ком ногами как будто утюжком. Победителем будет тот, кто лучше разгладит листочек. Итак …. Проводится игра.

— Молодцы, все очень старались, утюжки хорошо поработали.

— А теперь послушаем наших мам.

— Ребята, нам очень понравилось с вами заниматься, а ещё мы многому научились, побывав сегодня на вашей полянке здоровья. И мы приготовили для ваших ножек интересные подарки. Это весёлые носочки. Давайте их наденем.

Мамы дарят носочки и помогают их надеть.

— Скажем нашим мамам ….

— Дети: «Спасибо!»

— Какими стали ножки в носочках?

— Дети: красивыми, весёлыми, нарядными, здоровыми, послушными, симпатичными, бодрыми, умелыми, любимыми, игривыми, смешными.

— А танцевать они хотят?

— Дети: Да!

Танец «Весёлые носочки»

— Пришло время проститься с нашей полянкой здоровья. Мы были очень рады нашей встрече. Доброго вам всем здоровья!

Источник

Движение — это жизнь! С этим утверждением, пожалуй, не поспоришь. Касается оно и маленького человечка, только что появившегося на свет. Ведь от того, насколько правильно кроха будет приобретать новые двигательные навыки по мере взросления, зависит его здоровье. Тут только вы можете помочь своему малышу.

И это не столь сложно, как может показаться на первый взгляд, достаточно лишь:

Ø  создать все условия для приобретения крохой новых двигательных навыков и умений

Ø  избегать типичных ошибок

Ø  выполнять с малышом упражнения в соответствии с его возрастом и уже полученными навыками

Итак, приступим…

Какие условия необходимо создать?

Ø  Измените обстановку в вашем доме таким образом, чтобы она была интересна малышу и способствовала его желанию познавать окружающий мир. Например, в первые месяцы жизни подвешивайте к кроватке крохи яркие погремушки, а когда он немного подрастет, покупайте развивающие игрушки и так далее. Таких рекомендаций можно дать много. Однако лучше, если вы проявите фантазию: будете менять обстановку в доме, отталкиваясь от предпочтений маленького человечка и учитывать его возраст.

Ø  Во время занятий всегда разговаривайте с малышом и хвалите его за достижения.

Ø  Детям не нравится рутина, поэтому позаботьтесь, чтобы занятия по усвоению новых навыков были веселыми, недолгими и проходили в игровой форме.

Ø  В процессе обучения разбивайте новые сложные движения на несколько составляющих, поскольку карапузу нелегко их сразу усвоить.

Ø  Все упражнения выполняйте на твердой поверхности: на столе или на полу.

Ø  Узнавайте как можно больше информации о развитии здоровых детей. Ведь вам необходимы некие усредненные нормы, на которые можно ориентироваться.

Ø  Во время занятий стимулируйте малыша яркой игрушкой.

Ø  Каждое упражнение повторяйте от 3 до 5 раз, затем делайте небольшой перерыв и переходите к следующему.Сами занятия проводите 2-3 раза в день.

Типичные ошибки

1.      Бытует мнение, что маленький непоседа должен усвоить определенные навыки к тому или иному возрасту. Например, переворачиваться с живота на спину и обратно, сидеть, ползать и так далее. Однако этот подход неверный.Поскольку каждый малыш развивается по предусмотренному природой индивидуальному плану, который может соответствовать общепринятым стандартам, несколько опережать их или отставать от них. Однако придерживаться определенных норм развития здорового ребенка вы все же должны, а в случае отклонений от них обязательно обращаться к педиатру.

2.      Не стоит переходить к приобретению следующего навыка по возрасту, пока малыш еще неусвоил хорошо предыдущий.

Комплексы упражнений согласно возрасту

Всего за какой-то год малыш должен научиться удерживать голову, переворачиваться с живота на спину и обратно, удерживать равновесие тела во многих положениях, сидеть, ползать и ходить. А помочь ему формировать все навыки правильно можете только вы, выполняя комплексы упражнений согласно возрасту и уже усвоенным навыкам.

Новорожденный

Рефлекторная ходьба

Возьмите малыша за подмышки, поверните спиной к себе таким образом, чтобы он слегка наклонился вперед. Затем ведите его, перенося вес с одной ножки на другую. Однако следите за тем, чтобы кроха наступал на полную стопу, а не на цыпочки.

Рефлекторное ползание

Положите малютку на животик, ножками к себе, выведите ручки вперед, а локоточки разведите в стороны. Затем приставьте свои ладони к ножкам малыша, чтобы он мог оттолкнуться от них.

Укрепляйте мышцы шеи и спины

Выкладывайте ребенка на животик три-четыре раза в день на 1-2 минуты перед едой. По мере его взросления постепенно увеличивайте продолжительность занятия, чтобы к трехмесячному возрасту малыша длительность упражнений достигла 10-15 минут.

Первый месяц

 Способствуйте раскрытию кулачков и разведению пальчиков

Положите кроху на спину, соедините его кулачки и постучите ими друг о дружку, при этом поглаживайте тыльную сторону ладошек и пальчиков. Затем совершайте поглаживающие движения от кистей крохи к локоткам и далее к плечам.

Развивайте мелкую моторику

Вкладывайте погремушку в ладошку малютки. После нескольких попыток он сможет удержать ее на несколько секунд.

Второй месяц

Тренируйте силу пальцев

Когда кулачки маленького человечка начнут самостоятельно раскрываться, положите его на спину и вложите в ручку погремушку. Как только он крепко ухватит игрушку, тяните ее на себя. Во время выполнения упражнения следите, чтобы большой палец крохи был противопоставлен остальным.

Читайте также:  Развитие речи и физическое развитие ребенка

Укрепляйте силу рук и плечевого пояса

Положите малыша на животик, возьмите его одной своей рукой за голеностопные суставы («вилочкой»), а другую подставьте ему под грудь. Затем приподнимите карапуза и опустите таким образом, чтобы он ручками слегка оперся об опору, но не опускайте ножки. В таком положении «провезите» кроху по поверхности стола так, чтобы он как бы погладил ее.

Третий месяц

Учите переворачиваться с живота на бок

Положите малютку на животик, заведите одну ножку за другую и слегка подтолкните в бочок. Повторите это же движение, только в другую сторону. Для стимулирования малыша положите яркую игрушку в ту сторону, в направлении которой выполняется упражнение.

Координируйте движения рук

Выкладывайте на грудь малышу погремушки, чтобы он смог обхватить их обеими руками и потрясти.

Укрепляйте мышцы ног и живота

Положите малютку на спину, ногами к себе. Возьмите его за лодыжки своими руками, затем поочередно сгибайте и разгибайте ноги в коленях, имитируя езду на велосипеде.

Четвертый месяц

Учите переворачиваться со спины на животик

Положите ребенка на спину, ножками к себе, возьмите его за голень (например, за левую), согните ножку в колене и тазобедренном суставе. Затем согнутую ножку крохи заведите на противоположную сторону (вправо) и поверните таз. Дождитесь, когда ребенок приподнимет голову и повернет верхнюю часть туловища в туже сторону (вправо) и перевернется.

Если у крохи не получается выполнить движение, помогите ему: дайте свой палец, чтобы он ухватился за него и перевернулся, но не тяните сами. Выполняйте

упражнение в обе стороны поочередно.

Укрепляйте мышцы спины, шеи, туловища и развивайте вестибулярный аппарат

Положите карапуза на спину, ножками к себе. Обхватите его туловище с боков таким образом, чтобы ваши пальцы оказались на спине, под грудной клеткой, а большие пальцы на груди. Далее медленно поднимите малыша, сохраняя горизонтальное положение его тела, и уприте его ножки о вашу грудь. Затем слегка покачайте малютку влево, вправо, вниз и наверх. Выполняя упражнение, следите за тем, чтобы ребенок не пугался.

Пятый месяц

Формируйте опору на ручки

Положите малютку животиком на свои колени и бочком к себе. Затем одной рукой возьмите за голеностопные суставы, а на спину малыша положите вторую руку, чтобы он не скатился. Из такого положения начните медленно поднимать ножки ребенка вверх.Во время выполнения упражнения кроха должен опустить голову вниз, выбросить вперед свои ручки и опереться на них.

Укрепляйте ножки

Расположите малыша на спине и на краю стола, чтобы его ножки слегка свисали в вашу сторону, а одну свою руку для страховки положите ему на грудь. Затем второй своей рукой согните одно колено ребенка, прижмите к его животу и оставьте в таком положении. Спустя некоторое время он сам согнет вторую ногу. Повторите упражнение и для второй ножки.

Шестой месяц

Укрепляйте мышцы плечевого пояса и спины

Возьмите небольшой мяч, положите на него кроху животиком. Затем, удерживая его своей рукой за крестец и поясницу, совершайте движения вперед и назад в виде покачиваний.

Учите раскачиваться на четвереньках

Ребенка расположите на четвереньках и, придерживая за ягодицы и бедра, начните раскачивать его вперед и назад.

Укрепляйте мышцы ног и таза

Положите малыша с выпрямленными ножками на спину, по направлению к себе, а затем обхватите руками его коленки. Медленно и плавно поднимайте ножки до вертикального положения: вначале поочередно, а затем вместе.

Седьмой месяц

Укрепляйте мышцы плечевого пояса и глубокие мышцы спины

Расположите кроху на четвереньках и слегка похлопывайте его по животику. Это  заставит его подтянуть живот и выпрямить спинку.

Формируйте правильную осанку

Поставьте ребенка на четвереньки, а недалеко расположите яркую игрушку. Затем  подложите свои руки ему под грудь, поднимите над столом или полом, таким образом, чтобы руки и ноги малыша слегка упирались об опору. Далее стимулируйте карапуза «переступать» руками по направлению к игрушке.

Восьмой месяц

Тренируйте мышцы туловища

Расположите кроху в положении стоя на столе или полу, прижмите спиной к себе, а в его ногах положите яркую игрушку. Затем обнимите одной рукой его коленки, не давайте им сгибаться. Далее наклоните кроху вниз, побуждая его нагнуться и взять игрушку в руки.

Укрепляйте мышцы ног и живота

Положите малыша на спине, ногами к себе. Возьмите его ножки в свои руки, выпрямите их максимально. Затем совершайте ими параллельные поверхности движения, напоминающие ножницы.

Девятый месяц

Учите управлять своим телом и развивайте вестибулярный аппарат

Посадите маленького непоседу на пол с раздвинутыми ножками и сядьте напротив него в таком же положении. Затем возьмите его ручки или плечи в свои руки и совершайте медленные покачивающие движения из стороны в сторону, назад и вперед. Конечно, у крохи не сразу все получится: он может завалиться на бочок. Однако со временем цель будет достигнута: он научится удерживать равновесие.

Учите правильно вставать на всю стопу

Положите маленького непоседу на спину, согните его ноги в коленях, а тыльные поверхности стоп хорошо зафиксируйте одной рукой. Другой рукой возьмите малыша за обе кисти и потяните к себе, побуждая встать. Выполняя упражнение следите за тем, чтобы карапуз всегда опирался на всю стопу.

Десятый месяц

Укрепляйте мышцы бедер

Расположите кроху спиной к себе, поддерживая его под мышками своими предплечьями, а кистями слегка согните колени. В таком положении подталкивайте ребенка к приседаниям. Выполняя упражнение следите за тем, чтобы его спина всегда была вертикальная.

Укрепляйте мышцы спины

Встаньте на колени, а малыша положите на животик, ножками к себе, чтобы он ими обхватил ваши. Затем подведите свои руки под грудную клетку крохи, слегка приподнимите его и переместите тяжесть тела на руки. При этом следите за тем, чтобы таз ребенка не был выше уровня плеч. В таком положении стимулируйте его передвигаться на руках вперед к интересной игрушке.

Одиннадцатый месяц

Учите самостоятельно вставать и опускаться на четвереньки

На некоторое время поставьте возле опоры маленького непоседу, затем снимите его, удерживая под мышками и за таз, и посадите посредине комнаты. Малыш, в стремлении самостоятельно познавать мир, поползет обратно и вновь встанет на ножки возле опоры.

Учите перешагивать через предметы

Расположите на полу две параллельные ленты на расстоянии 15-20 см друг от друга, возьмите кроху за обе ручки и стимулируйте перешагивать через них. По мере усвоения навыка вместо лент используйте любые невысокие предметы (например, кубики).

Двенадцатый месяц

Учите приседать

Если ребенок уже хорошо и устойчиво стоит на ножках, то возьмите его за ручки и приседайте вместе с ним, пока он не устанет.

Учите ходить вдоль опоры (если кроха еще не ходит самостоятельно)

В этом возрасте, как правило, малыш уже уверенно ходит вдоль опоры. Учите его делать это правильно: обхватите голеностопные суставы крохи своими руками и переставляйте  его ножки вбок (приставным шагом).

Вот, пожалуй, и все, что можно было рассказать о том, как правильно формировать двигательные навыки у ребенка до года.

Однако на практике родителям не всегда удается следовать столь четкому алгоритму, поскольку развитие каждого ребенка индивидуально. Поэтому ориентируйтесь только на то, что ваше чадо уже умеет делать самостоятельно, а не на соседского малыша. Ведь «соревнования» в этом виде «спорта» неуместны.

Автор: Корецкая Валентина Петровна, педиатр,

врач-ординатор детского отделения

Источник