Упражнения для развития диалогической речи у ребенка

Игры и упражнения на развитие диалогической речи у дошкольников
Упражнение «Давай знакомиться»
Цель: развитие навыков общения, умения вступать в контакт.
Звучит спокойная музыка. Дети распределены по парам, стоят друг напротив друга, знакомятся: смотрят сверстнику в глаза, подают руку или прикасаются друг к другу и называют своё имя: «Я — Дима, а ты?» После этого дети берутся за руки и кружатся под музыку.
Игра «Паша — Наташа — Юля»
Цель: закреплять умение обращаться к сверстникам по имени.
Дети стоят по кругу. В руках воспитателя находится мяч. Он начинает игру и называет маршрут, по которому будет бросать мяч: «Таня — Женя» и перебрасывает мяч детям, чьи имена были названы. Можно называть более сложные маршруты. Если в группе есть дети с одинаковыми именами, участники договариваются использовать другие варианты имён.
Упражнение «Просьба»
Цель: учить детей формулировать просьбу и благодарить. Педагог выступает в роли ведущего. Во время подготовки к прогулке дети по очереди обращаются к нему с просьбой. За каждую вежливо сформулированную просьбу и использование вежливых слов ребёнок получает фишку.
Игра «О чём спросить при встрече?»
Цель: учить детей вступать в контакт и поддерживать общение. Дети сидят (стоят) по кругу. Один из детей держит предмет (мяч, куклу и т. п.). Задача игроков — передавая предмет, задать друг другу вопрос и получить на него ответ.
Примерные вопросы: Как тебя зовут? Сколько тебе лет? С кем ты живёшь? У тебя есть брат или сестра? Как зовут твою маму? С кем ты дружишь? С чем ты любишь играть? Ты не хочешь спать? Ты пойдёшь гулять на улицу? Что ты любишь кушать?
На начальном этапе обучения вопрос и ответ может формулировать педагог, затем задавать только ориентир для постановки вопроса (спроси об игрушке, о настроении, друге, погоде, одежде и т. д.).
Упражнение «Вопрос — ответ»
Цель: развивать у детей умение отвечать на вопросы партнёра. Дети стоят по кругу. Один из них держит в руках мяч. Задавая вопрос, игрок бросает мяч партнёру. Партнёр, поймав мяч, отвечает на вопрос и перебрасывает его другому игроку, при этом задаёт свой вопрос и т. д. (например: «Как зовут воспитательницу?», «Какую игру ты любишь?» :— «Ловишки» и т. д.).
Игра «Вежливые слова»
Цель: учить детей вежливо заканчивать диалог, используя вежливые слова и ласковые интонации.
Дети сидят по кругу и, передавая друг другу привлекательный предмет, называют слова, которые чаще всего используются при завершении диалога (до свидания, до встречи, всего хорошего, ещё увидимся, спокойной ночи и т. д.). Педагог обращает внимание на то, что прощаясь (уходя домой из детского сада, после окончания разговора и в других ситуациях) необходимо посмотреть другу в глаза. Умение отрабатывается в естественных ситуациях общения.
Игра «Приглашение»
Цель: учить детей приглашать друг друга и вежливо отвечать на приглашение.
Дети разбиваются на пары. Часть детей вместе с педагогом обсуждают варианты приглашения друзей (куда бы они могли пойти, поехать, чем заняться). Затем один игрок приглашает сверстника. Другой — принимает приглашение. После этого дети меняются ролями: первый ребёнок приглашает друга, второй принимает приглашение.
Приглашение можно сопровождать вручением красивой открытки.
Игра «Разговор по телефону»
Цель: развитие умения вести диалог по телефону на соответствующую тему (тему задаёт педагог — поздравить с днём рождения, пригласить в гости, договориться о выходе на улицу и т. д.). Участники игры держат телефонную трубку, набирают номер телефона и ведут диалог.
Источник
Елена Румянцева
Развиваем диалогическую речь в игре
Диалог – основная форма общения дошкольников. Он является для них и речевой практикой, и школой формирования социальных навыков и привычек, определяющих характер взаимодействия с окружающими. Неслучайно в дошкольном возрасте специальное внимание следует уделять развитию диалогической речи.
Овладение диалогической речьюпредполагает усвоение совокупности речевых и поведенческих умений:
Умения понимать различные обращения (вопросы, сообщения, побуждения)и реагировать на них в соответствии с функциональной задачей общения: отвечать на вопросы, толерантно реагировать на разнообразные сообщения, вежливо выражать свое несогласие, аргументировать свое мнение, в словесной форме выражать готовность выполнить какое — либо побуждение или в социально принятых формах отказываться от выполнения;
Умения вступать в диалогс окружающими различными способами: четко и ясно ставить вопросы, сообщать о своих впечатлениях, делиться чувствами, мнениями, вежливо высказывать просьбы, советы, приглашения и т. д.
Умения придерживаться культуры диалога (знание и выполнение основных правил поведения в диалоге, а также употребление средств речевого этикета).
Наблюдения за детьми выявили недостаточный уровень развития вышеназванных умений.
В качестве основных методов развития диалогической речи в ДОУ используются разговоры и беседы с детьми. Но это не исключает необходимости использования игр и игровых приемов.
Преимущества игр заключаются в том, что их можно использовать не только на занятиях, но и в самостоятельной деятельности детей, а также в том, что они создают благоприятный эмоциональный фон.
Этапы работы по развитию диалогической речи старших дошкольников,используя игры и игровые приемы:
На первом этапе работы основной задачей является обогащение речевого опыта детей разнообразными видами диалогических реплик. При этом используется склонность детей к подражанию.
К источникам речевого подражания относится речь окружающих людей, художественная литература, кукольные спектакли, фильмы. Используя художественные средства, привлекается внимание детей к диалогам героев,для чего в беседах после чтения литературных произведений или просмотра спектаклей при помощи обращений к детям выделяют:
— инициативные диалогические реплики: «О чем хотел узнать слоненок? Как он об этом спросил?», «Листопадничек смотрел на птиц и мечтал полетать. Как своей мечтой он поделился с мамой?».
— ответные высказывания: «Что ответил попугай слоненку?», «Как мама отнеслась к мечте зайчонка?».
Особая роль отводится художественной литературе. Заучивая литературные диалоги и передавая их в инсценировании стихотворений, дети заимствуют различные формы инициативных и ответных реплик.
Например, читая по ролям потешку про зайца, они усваивают разные формы реплик из диалогической пары побуждение – реакция на побуждение.
— Ну-ка, зайка, поскачи – поскачи!
— Отчего не поскакать? Поскачу!
— Лапкой, зайка, постучи – постучи!
— Отчего не постучать? Постучу!
В этом диалоге дети учатся шутливо реагировать на побуждение.
В других стихотворных текстах заимствуются вежливые формы побуждений.
— Комары, комары! Вы уж будьте так добры,
Не кусайте вы меня столько раз средь бела дня.
— Мы и так к тебе добры, но на то мы комары.
А кусаем мы тебя хоть до крови, но любя.
Диалогическое единство вопрос – ответ представлено в потешках («Кисонька – мурысонька», «Заяц белый, куда бегал?» и др.) и во многих стихотворения (Е. Благинина «Черемуха»; В. Орлов «Ты скажи мне, реченька…» и др.). Передача этих произведений по ролям позволяет усвоить различные по форме и содержанию вопросы и ответы, вопросительную и повествовательную интонацию.
Диалогическое единство сообщение – реакция на сообщение не так часто встречается в стихотворениях (А. Барто «Я знаю, что можно придумать.», С. Маршак «Перчатки» и др.). Кроме того, можно использовать стихотворения, не имеющие диалогической формы, но поддающиеся преобразованию в диалогический текст. Например, стихотворение Е. Благининой «Мороз» можно разделить на отдельные реплики по две строки, содержащие законченное суждение.
— Морозы жестокие в этом году!
Тревожно за яблоньки в нашем саду!
— Тревожно за Жучку: в ее конуре
Такой же морозище, как на дворе.
и т. д.
Разыгрывая это стихотворение, дети по очереди обмениваются друг с другом тревожными мыслями по поводу мороза. Получается содержательный разговор, в котором дети поддерживают и развивают одну тему.
Формы диалогического взаимодействия можно заимствовать из дидактических и подвижных игр с готовыми диалогическими текстами.
Диалогическое единство вопрос – ответ присутствует в играх «Почта», «Фанты», «Маковое зернышко», в подвижных играх «Лиски», «Краски» и др.
Реплики из пары сообщение – реакция на сообщение присутствует в играх «Садовник», «Колпачок», «Как у тетушки Ирины», «Пчелки и ласточки» и др.
Реплики из пары побуждение – реакция на побуждение присутствует в словесных («Передай письмо», «Волшебный ключ») и подвижных играх («Змея», «Волк», «Хлоп-хлоп, убегай!» и др.).
На втором этапе работы задача обучения диалогической речи усложняется. Для этого используются такие игры, в которых нужно оперировать не только заученными (репродуктивными, но и самостоятельно построенными (продуктивными) репликами.
Для постепенного перехода от использования готовых реплик к построению своих используются такие виды театральных игр, как пересказ по ролям, инсценирование прозаических литературных произведений и режиссерские игры по мотивам произведений.
Каждое диалогическое единство отрабатывается отдельно. Для этого вначале подбираются произведения с преобладанием какой-либо одной диалогической пары, а позднее – произведения, где разные диалогические пары переплетаются.Используются народные сказки и литературные произведения: «Как лечить удава?», «Хочу быть слоненком» Г. Остера; «Божья коровка», «Неладно скроен, да крепко сшит» К. Ушинского и др.
На данном этапе дети также учатся вести диалог по телефону, для чего используются игры,связанные с телефонными переговорами: звонок другу (маме, бабушке, звонок в поликлинику, цветочный магазин и т. д.
На третьем этапе работы используются игры, побуждающие детей к самостоятельному построению диалогических реплик: словесные игры без готовых текстов, телефонные игры-импровизации, театральные и режиссерские игры с придуманными сюжетами.
Особая роль отводится словесным играм, т. к. они позволяют педагогу направлять речевое поведение детей на создание тех или иных реплик.
Закрепление умения задавать вопросы и отвечать на них осуществляется в играх «Да и нет», «Вопросы с подсказкой», «Запрещенные слова», «Смешинка», «Турнир знатоков». Участие в них требует от дошкольников усилия мысли, памяти, активизации знаний о предметах, природе и т. д.
Например, в игре «Да и нет» дети задают цепочку вопросов, чтобы, получая в ответ лишь «да» и «нет», догадаться, что спрятано в волшебном сундучке. Точность вопросов зависит от ясности представления ребенка о признаках предметов или живых существ и т. д.
Умению ставить вопросы в разной форме содействуют игры с применением моделей, символически отображающих направленность вопросов. Так, карточка с изображением цветных пятен ориентирует на вопрос о цвете предмета, с изображением геометрических форм – о форме предмета и т. д. Изображение кружков в разных местоположениях (на столе, под столом, в стакане) – символ вопросительного слова «где», изображение часов – «когда», изображение цифр – «сколько».
Умение давать реплики из диалогической пары сообщение – реакция на сообщение закрепляется в играх «Кто кого запутает?», «Небылицы», «Отгадай, кто я?», «Любимые места города» и др.
С помощью этих реплик дети учатся высказывать свою точку зрения, свое мнение и т. п., а также реагировать на высказывание собеседника, доказывать свою правоту, проявлять терпение.
Так, в игре Любимые места города» одни дети описывают какую-либо достопримечательность города, не называя ее, а другие высказывают предположения, которые либо отклоняются, либо принимаются. Дети высказывают свои догадки, при необходимости уточняя какие-либо детали, и стараются отгадать, о чем идет речь.
Игра «Кто кого запутает» провоцирует столкновение мнений, одно из которых неверное. Чтобы вести этот диалог, дети опираются на имеющиеся у них представления об особенностях внешнего вида животного, предмета.
Закрепление умений формулировать побуждения и вежливо реагировать на них происходит в играх «Сумей отказаться», «Поручение», «Назови родителей», «Угощение» и др.
В игре «назови родителей» один из игроков берет картинку с изображением какого-либо животного и, образуя слово, называющее его детеныша, побуждает кого-то из детей назвать его маму и папу. Правильно ответивший берет следующую картинку и продолжает игру.
В игре «Угощение» дети учатся выражать благодарность, принимая угощение или вежливо отказываться от него. Один игрок берет карточку с изображением животного, а другой – с изображением угощения. При этом присутствует элемент случайного выбора (ребенок не знает, какая ему попадется карточка).
Таким образом, игры для развития диалогической речи рассчитаны на то,чтобы:
1) формировать у детей умение пользоваться в диалоге различными видами инициативных реплик вопросы, сообщения, побуждения) и соответствующими им ответными реакциями, а также умение соблюдать элементарные правила поведения в диалоге (очередность и тематическое единство реплик);
2)отражать естественную логику формирования речевых умений: восприятие и заимствование образцов диалогических реплик, их использование в сочетании репродуктивной и продуктивной речи и творческий перенос усвоенных образцов самостоятельную речевую практику.
Источник
Софронова Елена
Влияние речевых упражнений на развитие диалогической речи дошкольников
Тема: «Влияние речевых упражнений на развитие диалогической речи дошкольников» (выступление для педагогов)
Развитие речи один из центральных вопросов дошкольной психологии и педагогики. Различные аспекты её развития изучались многими учёными на протяжении десятков лет Л. С. Выготский, 1956; СП. Карпова, М. М. Кольцова, 1979; В. И. Бельтюков, 1979. Речь это средство понимания окружающих, это выражение умственных, эмоциональных и аналитических способностей человека. Все психические процессы у ребёнка: память, внимание, воображение, мышление, произвольное поведение развиваются с прямым участием речи. Развития мелкой моторики способствуют индивидуально проводимые упражнения по нанизыванию колец пирамидки, выкладыванию мозаики, палочек и т. д. Из палочек можно выложить дорожку, домик, забор, ёлочку. Сначала надо давать детям крупные палочки (размером с простой карандаш, постепенно уменьшая их размер до счётной палочки, а затем и спички. При этом важно учить детей правильно захватывать предметы тремя пальцами (большим, указательным и средним). Кроме упражнений с предметами, развитие мелкой моторики также осуществляется в играх пальцами («Сорока, Ладушки, Коза») и в специальных упражнениях, в которых воспитатель поочерёдно поднимает и опускает все пальцы сначала одной, а затем другой руки ребёнка, проводит сгибание и разгибание пальцев и т. д.
Большое влияние на развитие речи детей оказывают игры, содержанием которых является инсценирование какого-либо сюжета, так называемые игры-драматизации. Хороводные игры и игры с пением способствуют развитию выразительности речи и согласованности слов с движениями. Подобные игры формируют также произвольное запоминание текстов и движений.
В чём заключается связь движений пальцев рук и речи.
Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества оказались тесно связанными с речевой функцией.
Первой формой общения первобытных людей были жесты, постепенно они стали сочетаться с возгласами, выкриками. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь, но она долгое время была связана с жестикуляторной речью.
Сами движения пальцев рук постепенно совершенствовались — из поколения в поколение люди выполняли все более тонкую и сложную работу. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в мозге человека. Так развитие функций руки и речи у людей шло параллельно.
Примерно таков же ход развития речи ребёнка. Сначала начинают развиваться движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной тонкости, начинается развитие словесной речи. Развитие движений пальцев рук как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.
Овладение диалогической речью – это одна из главных задач речевого развития дошкольников. Её успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребёнка и т. п., которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного речевого воспитания. Опыт речевого общения со взрослым ребёнок переносит в свои взаимоотношения со сверстниками. У дошкольника ярко выражено потребность во внимании сверстника, желание донести до партнёра цели и содержание своих действий.
Игра – важная и существенная составляющая жизни детей в детском саду. Игры можно включать не только в занятия и в совместную деятельность воспитателя с детьми, но и в самостоятельную деятельность детей.В игре у детей формируются:
• умения пользоваться в диалоге различными видами реплик (вопросами, сообщениями, побуждениями) и соответствующими им ответными реакциями;
• умения соблюдать элементарные правила поведения в диалоге;
• соблюдать очерёдность в разговоре;
• выслушивать собеседника, не перебивая поддерживать общую тему разговора, не отвлекаться от неё;
• не говорить с полным ртом;
• говорить спокойно, доброжелательным тоном.
Поэтому необходимо:
1. Развивать у детей интерес к игре, воспитывать умение самостоятельно занять себя игрой (индивидуальной и совместной со сверстниками).
2. Развивать диалогическое общение в сюжетно – ролевой игре не прямо, а оказывая развивающее влияние на саму игру через создание предметно-игровой среды, через участие взрослого в детских играх в качестве партнёра.
3. Включать в игру по любой тематике эпизоды «телефонных разговоров», различных персонажей для активизации ролевого диалога.
В Федеральных государственных требованиях к структуре Основной общеобразовательной программы дошкольного образования предъявлены требования к содержанию образовательных областей, так как содержание образовательной области «Коммуникация»направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач: развитие свободного общения со взрослыми и детьми; развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных видах детской деятельности; практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Диалогическая речь – наиболее простая, естественная форма общения, которая к семи годам должна быть практически сформирована. Именно через диалоговое общение я стараюсь учить детей самоорганизации, самодеятельности, самоконтролю. Целенаправленное использование игровых приёмов помогло повысить эффективность процесса формирования диалогических умений у дошкольников.
Развитие диалогической речи дошкольников в игре.
Упражнение для развития речи дошкольников: Загадка. Игра подходит детям трёх-семи лет. Разгадывание загадок многосторонне развивает речь. В загадках даются более яркие признаки явлений и предметов, которые имеют сжатую форму. Угадывание загадок развивает у детей способность анализировать, обобщать, делать выводы и уметь выделять типичные признаки предмета. Отдельные загадки обогатят словарь детей из-за многозначности слов. И, безусловно, учат образно мыслить.
Упражнение для развития речи дошкольников: «Что это значит?» (возраст детей старше пяти лет)
Эмоциональная окраска и интонация речи имеют важное значение, потому, что собственно по тону, мы нередко узнаем о настроении говорящего и значение того, что он нам доносит. Чтобы представить детям насколько важна данная сторона речи нужно использовать фразеологизмы русского языка и народные пословицы и поговорки. Точно и лаконично выявлены во фразеологизмах народных сказок не только мысли и идеи, но и их эмоциональная окраска (поощрение, осуждение, радость, ласка, грусть, злость и т. д.). рассказывайте ребёнку ряд пословиц или фразеологизмов. Подумайте что бы они смогли значить. К примеру, что означает «бить баклуши», «задать головомойку», «повесить нос». Ознакомление с фразеологизмами улучшает фантазию и развивает мышление
Скороговорки и поговорки.
Произносить скороговорки и поговорки – полезно для детей разного возраста, даже если дикция ребёнка на первый взгляд в норме. У дошкольников ещё довольно плохо работает и скоординирован речевой аппарат. Встречаются дети, которые выговаривая слова, спешат, заглатывают окончания, а иные, напротив, медленно говорят и слишком затягивают слова. Необходимо запомнить — дикция формируется при помощи особых занятий, ведь никто не владеет безупречным произношением от природы. Поэтому употребляйте добрые и старые скороговорки, и речь вашего малыша станет значительно лучше.
Речевые игры для развития диалогической речи.
Речь выполняет многообразные функции в жизни ребёнка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция – назначение речи быть средством общения. Целью общения может быть как поддержание социальных контактов, обмен интеллектуально информацией, воздействие на эмоциональную сферу и поведение партнёра, так и само сообщение и используемые языковые средства. Все эти аспекты коммуникативной функции речи представлены в поведении дошкольника и активно им осваиваются. Именно формирование функций речи побуждает ребёнка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем, к освоению форм речи – диалога и монолога. Диалог выступает как основная форма речевого общения, в недрах которой зарождается монолог.
Разговорно-диалогическая речь – довольно сложная форма речевой деятельности, поскольку каждому участнику диалога необходимо умение выслушать вопросы и реплики собеседника, соотнося с ним свои ответы и высказывания. При этом определённые трудности вызывает задача правильного грамматического оформления ответа и вопроса.
Первые речевые игры по развитию диалогической речи лучше всего строить вокруг интересных предметов, принесённых воспитателем, например макета корабля, ракеты, спутника, новой заводной игрушки, игры и т. д. Игра проходит в форме непринуждённого обмена репликами и ответов воспитателя на интересующие вопросы. Основная цель этих речевых игр – развитие стимула к речевому общению на эмоциональной основе. Наиболее доступная и живая форма усвоения диалога – игра.Здесь можно предложить следующие игры: «Гуси-гуси», «Зайцы», «Светофор».
Развитию диалога также способствует использование приёмов театрализации (игр-драматизаций, театрализованных представлений, которые развивают интонационную выразительность, совершенствуют эмоциональность речи, обогащают словарь, формируют грамматический строй, активизируют речевую деятельность ребёнка в целом.
Сначала ребёнку предлагается внимательно прослушать диалог, понять его смысл, определить участников разговора. Ряд диалогов имеет в своём составе слова, которые могут быть незнакомы или непонятны ребёнку (например, «вязанка», «хворост» и т. д.) — значение этих слов необходимо уточнить. Затем диалог нужно выучить. Далее идёт распределение ролей между детьми или между ребёнком и взрослым.
Особое внимание следует уделить не механическому заучиванию и воспроизведению диалога,а характеру высказывания: каждый должен вести свою роль выразительно, интонационно окрашивая свою речь нотками удивления, восхищения, изумления, недоумения, возмущения и т. п., повышая или понижая тон голоса, добиваясь полнозвучного яркого звучания текста.
Диалогиможно выбирать в соответствии с приоритетной задачей коррекции: это может быть автоматизация или дифференциация поставленных звуков, закрепление лексического материала и расширение словарного запаса, проведение работы над грамматическим строем речи и т. д.
Работа над диалогом улучшает речевое смысленную деятельность детей, расширяет их кругозор, развивает коммуникативные навыки, наполняет слово образным звучанием.
К текстам даны примерные задания, которые можно изменить и дополнить в соответствии с возможностями вашего ребёнка и вашей фантазией.
Задания носят:
• Лексический характер (например, «Какие овощи растут на огороде?», «Кто такие сорочата?»);
• Грамматический характер (например, «Как называют листья клёна, берёзы, яблони, дуба’?», «Измени слова по образцу клюква — клюковка»).
А также способствуют развитию фонетического слуха у детей (например, «Назови звуки в слове», «Составь слово из первых звуков слов», «Сколько слогов в словах?», «В каких словах встречается звук. ?») и развитию мыслительной деятельности (классификация и обобщение, исключение лишнего).
Предлагаемую подборку материала можно использовать как для заучивания наизусть, так и для анализа фонетико-лексико-грамматической стороны речи. В упражнения включены задания на практическое усвоение лексических и грамматических средств языка, овладение элементами звуко-буквенного анализа. Цель — помочь детям разных возрастных групп развить навыки диалогической речи в различных ситуациях общения. Она рекомендуется воспитателям дошкольных учреждений, родителям.
Овладение разговорно-диалогической речью – это непременное условие перехода к связной речи в дальнейшем.
Сорока и мышь
• Мышка-трусишка, ты треска боишься?
• Ни крошки не боюсь!
• А громкого топота?
• Ни капельки не боюсь!
• А страшного рёва?
• Нисколечко не боюсь!
• А чего же тогда ты боишься?
• Да тихого шороха.
Н. Сладкое
1. Изобрази шорох, топот, рёв.
2. Перечисли, чего не боится мышка (треска, топота, рёва).
3. Определи, где стоит звук Ш (в начале, в сере дине, в конце)в словах: шорох, мышка, боишься, мышь (шорох- в начале слова, мышка, боишься — в середине слова, мышь — в конце слова).
Литература.
1. Арушанова А. Г. Развитие диологического общения. М. 2008
2. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. М. 1973.
3. Бизикова О. В. Развитие речи дошкольников в игре.М: издательство “Скрипторий 2003”, 2008.
Источник