Упражнения для развития 3 летнего ребенка

Дети в возрасте от 3 до 4 лет развиваются довольно активно не только в физическом, но и в эмоциональном плане. Трёхлетки умеют делать много чего, особенно если сравнивать с малышами 1 и 2 лет, но им ещё сложно концентрироваться на каком-то одном занятии. Чтобы малыш не скучал и не останавливался в своём развитии, нужно постоянно менять упражнения с умственных на физические. Кроме того, в этом промежутки многие дети переживают так называемый кризис трёх лет. Именно поэтому родителям нужно знать, как развивать ребёнка в 3 года правильно.

Развивающие упражнения для детей этого возраста должны быть направлены на развитие:

  • речи и словарного запаса;
  • логики и математических способностей;
  • художественных и творческих навыков;
  • мелкой моторики.

Правила построения занятий

Все развивающие задания для детей 3-4 лет строятся в игровой форме. Так они воспринимают и запоминают информацию намного лучше.

Проводить такие занятия лучше после дневного или ночного сна. В это время малыш лучше всего усваивает информацию. Однако играя с ребёнком в развивающие игры, нужно следить, чтобы упражнения не превышали 25 минут, так как дольше этого времени он концентрироваться не может.

Чтобы упражнения давали максимальный эффект, необходимо заранее не только подготовить вещи, которые будут при этом использоваться, но и продумать сценарий. При этом все задания должны быть направлены на развитие различных навыков, но объединены в один сюжет. Например, все задания можно построить на помощи тому или иному сказочному или же мультипликационному герою.

Что должен уметь ребёнок в 3 года

В этом возрасте бо́льшая часть малышей умеет выполнять следующие действия:

  • слушать длинные сказки;
  • запоминать песни и стихи;
  • спрашивать обо всём;
  • глядя на картинку, пересказывать сказку;
  • составлять простые и сложные предложения;
  • лазить, прыгать и бегать;
  • заниматься чем-либо более 5 минут;
  • называть своё имя, возраст и фамилию;
  • говорить о себе в первом лице;
  • называть части тела и показывать на них;
  • знать цифры, формы и цвета;
  • общаться с другими детьми;
  • благодарить, прощаться и здороваться;
  • одновременно делать несколько действий;
  • правильно сортировать предметы по назначению, цветам и формам;
  • собирать игрушки, состоящие из нескольких деталей;
  • кататься на качелях, велосипеде с 3 колёсами и санках;
  • играть в подвижные и ролевые игры;
  • аккуратно кушать;
  • рисовать;
  • пользоваться носовым платком;
  • одеваться, застёгивать пуговицы, одевать обувь и завязывать шнурки, раздеваться;
  • складывать и убирать свои вещи.

Кризис трёхлетнего возраста

Для детей от 3 лет свойственно изменение в поведении, которое способно вызвать у большинства родителей панику и непонимание. Однако всё не так страшно. Для детей этого возраста перемены в поведении и характере являются абсолютно нормальными.

Из всех кризисов, которые происходят в процессе взросления, кризис трёхлетнего возраста самый сложный. Начинается он постепенно лет с двух, а после, достигая своего пика, переходит в конфликты и истерики с его стороны.

Единственно, что успокаивает, что после своего пика кризис быстро проходит, а ваш сын или дочь начинает многое понимать.

Признаки кризиса трёхлетнего возраста:

  • «Нет» – именно это слово малыш повторяет чаще всего в ответ на любое предложение;
  • Ребёнок упрямится и настаивает на собственном мнении;
  • Малыш отказывается выполнять действия, которые до этого спокойно делал, например, убирать за собой игрушки;
  • Отказ от помощи. Даже если у него что-то не получается, он будет настаивать на том, чтобы сделать это самостоятельно;
  • Ребёнок противится всему, что предлагают ему родители или другие взрослые. Своё недовольство может также проявлять в драке;
  • Малыш, который до этого был тихим и спокойным, может начать кричать, драться, ломать вещи и игрушки. Причём делает он это демонстративно;
  • Он начинает ревновать к маме всех. В особенности это касается отца, братьев или сестёр.

Такое поведение связано с тем, что малыш с возрастом начинает понимать, что он может влиять на всё, что происходит вокруг, а также на людей. Кроме того, ему нравится самому решать, что и как делать, куда идти и т.д. Он чувствует себя большим и таким поведением пытается требовать уважения к себе. Бунт, истерики, крики и упрямство тяжело переносятся не только родителями, но и малышом, так как он не понимает, что происходит с ним, и не может самостоятельно справиться с эмоциями, которые на него нахлынули.

В этом возрасте малыш для достижения собственных целей чаще всего прибегает к истерикам. Именно поэтому он начинает их закатывать исключительно в людных местах или же на глазах тех, кто больше всего поддаётся на его манипуляции.

Родителям будет намного проще пережить этот этап жизни, если они прислушаются к следующим советам:

  1. Измените свой подход. Примите то, что он уже вырос и не мешайте ему делать то, что он может сделать и без вашей помощи.
  2. Дайте малышу возможность делать самостоятельный выбор или хотя бы иллюзию этого выбора. Например, спросите его, какой из двух свитеров он оденет сегодня в садик.
  3. Просите его о помощи, а не заставляйте делать что-либо. Если он не хочет убирать игрушки, не настаивайте, а попросите вам помочь. Можно в форме игры «Кто быстрее?».
  4. Делайте запас во времени, чтобы малыш успевал сделать всё самостоятельно.
  5. Если он начинает закатывать истерику, то не обращайте на неё внимания, сохраняйте спокойствие и твёрдо скажите «нет». В противном случае, такое поведение будет повторяться довольно часто.
  6. Если ребёнок в истерике решил упасть в лужу или прямо на проезжей части, то перенесите его в место, безопасное для его здоровья и жизни, и оставьте кричать там.
  7. Не кричите на малыша и не ругайте его за истерики. Вместо этого, постарайтесь ему помочь и объяснить, как выражать свои чувства и эмоции словами.
Читайте также:  Психическое развитие отсталости у ребенка

Виды развития ребёнка

Развивать малыша можно по-разному. Можно делать это в специальных развивающих центрах и группах, где с детьми будут заниматься специалисты, а можно этим заниматься и дома. Развивая малыша в домашних условиях, нужно обладать хорошей фантазией, а также достаточным количеством свободного времени, так как подготовка к таким занятиям также занимает время.

Однако занятия в группе также не всегда оправданы. Во-первых, если детей много, то преподаватель будет учитывать средний уровень группы и вашему сыну или дочери может быть либо скучно, либо же, наоборот, тяжело. Во-вторых, он будет делать то же самое, что и другие дети, даже если он знает, что они делают неправильный выбор.

Однако всё это не означает, что развитием малыша не нужно заниматься совсем, ведь придумать, как развить усидчивость ребёнка, его логические, математические и творческие способности всё-таки можно.

Развивать нужно различные типы навыков, а этим можно будет заниматься и дома, и на прогулке, и по дороге из садика.

Физическое

Физическое развитие можно проводить как на улице, так и в домашних условиях. Занятия, направленные на развитие физических способностей, могут включать в себя следующее:

  • ежедневная зарядка;
  • фитнес;
  • танцы;
  • плавание;
  • велосипедная езда;
  • разнообразные игры с мячом;
  • различные подвижные игры;
  • занятия на спортивной стенке: кольца, турник, шведская стенка, канат, верёвочная лестница;
  • полоса препятствий с перешагиванием препятствий, хождением по наклонной плоскости и прыжками.

Познавательное

Такие занятия направлены на знакомство ребёнка с окружающим миром. Они будут развивать у малыша внимательность, логику и память. Делать это проще всего с карточками из серии «Мир на ладошке». Малыш узнает о растениях и животных, явлениях и предметах, которые его окружают. С детьми можно заниматься такими заданиями:

  • поиск и сортировка по формам, размерам, свойствам и цветам;
  • подбор фигур к отверстиям соответствующей формы;
  • сборка матрёшек и пирамидок;
  • изучение понятий «лево» и «право»;
  • составление картинок из нескольких частей, игры с лото и мозаикой;
  • поиск картинки по её части;
  • изучение птиц, зверей, явлений, профессий, цифр, действий и т.д.;
  • поиск лишних предметов и отличий на картинках.

В этом возрасте ребёнка можно начинать постепенно обучать математике, буквам, дням недели, месяцам и т.д.

Сенсорное

Сенсорное развитие происходит с развитием различных органов чувств. В это время малыш учится отличать предметы по запаху, вкусу, громкости и т.д. Интересные занятия для детей 3 лет могут включать в себя:

  • попытки определить фигуру с закрытыми глазами на ощупь;
  • игры с сенсорными фактурными предметами;
  • угадывание продуктов по запаху и вкусу;
  • определение животного по звуку, который оно издаёт.

Музыкальное

С помощью музыкальных занятий можно привить ребёнку хороший музыкальный вкус, а также развить у него чувство ритма. Занятия могут включать в себя:

  • танцы;
  • пение;
  • игру на различных музыкальных инструментах.

Практика показывает, что малыши очень любят такие занятия. Родители могут  развивать малыша самостоятельно с помощью набора «Маленький музыкант» или даже отдать его в 3-4 лет в музыкальную школу или специальный музыкальный кружок.

Речевое

Для развития речи малышу нужно как можно больше общаться с другими людьми и тем самым увеличивать свой словарный запас. Занятия с ребёнком могут включать в себя разработку правильной артикуляции, а также:

  • изучение стихотворений и песен;
  • задания, в которых малыш должен описать, что происходит на картинке;
  • задания, в которых ребёнок должен пересказать знакомую ему сказку, основываясь на предоставленных изображениях;
  • изучение гласных и согласных букв;
  • слушать и обсуждать сказку;
  • говорить о том, как прошёл день, и обсуждать различные ситуации;
  • загадывать рифмованные загадки, где отгадкой является конец стишка.

Мелкая моторика

Развитие мелкой моторики важно как для детей до трёх лет, так и старше.

Зона головного мозга, отвечающая за движение рук, находится очень близко к зоне, отвечающей за речь. Следовательно, развивая моторику, мы стимулируем ещё и речевое развитие.

Для этого лучше всего подойдут следующие упражнения:

  • игры с водой, песком и крупами;
  • гимнастика для пальцев;
  • выкладывание узоров из различных мелких деталей.

Творческое

Творческие способности можно развивать различными способами. Для ребёнка 3 лет лучше всего подойдут такие занятия:

  • Рисование. Это может быть всё, что захочет трёхлетка, или же рисунки, которые попросит нарисовать взрослый, геометрические фигуры;
  • Добавление различных деталей к рисунку: крышу к дому, листиков к дереву и т.д.;
  • Раскрашивание рисунков;
  • Лепка из пластилина;
  • Вырезание различных форм и картинок из бумаги при помощи ножниц;
  • Аппликация из листьев, макарон, цветной бумаги, ткани и прочего;
  • Придумывать различные сказки и истории;
  • Показывать сценки из мультиков и сказок самостоятельно или при помощи игрушек, кукольного театра;
  • Делать композиции из продуктов, украшать пироги, торты, бутерброды, салаты и т.д.;
  • Строить мосты, дома и прочее из конструктора или же кубиков согласно инструкции, образцу, изображению или же по собственной фантазии.

Придумывать идеи для занятий и находить необходимые для этого материалы вы можете самостоятельно. Также вы можете воспользоваться набором, развивающим творческие способности, «Шедевры для самых маленьких» или же рабочими тетрадями от компании «KUMON».

Социальное

В возрасте от 3 до 4 лет дети очень сильно нуждаются в общении со своими сверстниками и детьми другого возраста. Бо́льшая часть детей в этом возрасте уже ходит детсадовскую группу, и их социальное развитие проходит именно там. Если же ребёнок по какой-то причине ещё не пошёл в садик, то ответственность за социальное развитие малыша ложится на его родителей.

Читайте также:  Посоветуйте книжку о развитии ребенка до года

Помимо общения со своими сверстниками, в социальное развитие также входят навыки, связанные с бытом. Именно поэтому, помимо игр и общения с другими детьми, к занятиям, направленным на социализацию, также относится:

  1. Застёгивание пуговиц, шнурование ботинок, застёгивание змеек и завязывание шнурков.
  2. Правила, как вести себя в общественном месте и за столом.
  3. Складывание своей одежды.
  4. Изучение вежливых слов.
  5. Помощь по дому в соответствии с возможностями малыша.

Математика

Развитие ребёнка в 3 года связано также с изучением математики. Обычно это упражнения, направленные на изучение геометрических фигур, цифр, сравнение предметов по размерам, цветам и т.д.

Давайте более детально разберёмся с тем, что именно должен знать малыш в этом возрасте, и какие задания подойдут для развития его математических способностей.

Минимальный уровень знаний

Для ребёнка в три года достаточно уметь знать и делать следующие вещи:

  • считать до 5;
  • знать основные геометрические фигуры;
  • уметь сравнивать предметы;
  • сортировать предметы и подбирать к ним пару.

Чтобы и дальше развивать способности малыша, в занятиях с ним можно использовать прописи, карточки, творческие упражнения, а также пазлы.

Карточки

Карточки с картинками можно использовать для развития детей следующим образом:

  • Во время игры с ребёнком покажите ему картинку и попросите его посчитать количество предметов, изображённых на ней;
  • Если у вас карточки с простыми рисунками (зигзаги, квадраты, сердечки), попросите малыша повторить рисунок;
  • Если у вас 2 набора одинаковых карточек, можете попросить его найти пару.
  • Картинки для детей можно прятать среди других изображений, а после просить малыша найти их. Сначала можно начать с одного изображения, а потом перейти к нескольким;
  • Вы можете спрятать картинки в доме или на улице и, создав пиратскую карту, попросить найти их. Пройти каждый этап можно будет, только выполнив определённое задание;
  • Также вы можете использовать рисунки, которые отличаются только в некоторых деталях. На них можно тренировать внимательность ребёнка. Пусть он попробует найти отличия.

Желательно, чтобы карточки были ламинированными, так как ребёнок в этом возрасте может всё ещё пытаться жевать бумагу.

Пазлы

Пазлы отлично подойдут для малышей этого возраста. Однако важно подбирать картинки, которые будут достаточно крупного размера, и состоять из небольшого количества деталей.

Создать такие пазлы можно самостоятельно. Для этого достаточно взять картинку, нанесённую на плотную бумагу (например, поздравительную открытку), и разрезать на несколько частей. Суть данной игры для развития детей от 3 лет заключается в том, чтобы малыш, собирая пазлы, изучал внешний вид и название цифр.

Какие нужны прописи

Прописи также являются отличным способом обучить трёхлетку числам. Помимо того, что таким образом мы развиваем моторику у ребёнка, также учим его правильно составлять и писать цифры. Для большего удобства нужно выбирать прописи с чёткими и крупными линиями, например такие, как «Kumon. Учимся и растём. Числа от 1 до 30».

Раскраски

Раскраски дети любят особенно сильно, поэтому использовать их для обучения ребёнка цифрам можно довольно часто. Это очень удобный вариант, так как пользоваться такими развивающими играми для детей 3 лет можно где угодно. Покупая малышам такие раскраски, лучше всего выбирать те, где, кроме чисел, есть их названия буквами. Так, помимо изучения цифр, можно будет тренировать речь, изучать буквы и учиться читать.

Логика

Трёхлетка должен уметь:

  • находить ошибки и объяснять своё решение;
  • уметь находить различия между картинками и предметами, а также сходства;
  • концентрировать своё внимание на чём-нибудь одном;
  • запоминать, что нарисовано на картинке, а также слова песен и стишков.

Главное, чтобы малыш мог сконцентрироваться на задании. Обычно этого не получается достичь из-за того, что малышу не хватает двигательной активности, и он пытается всеми способами её получить. Поэтому проводить развивающие занятия для детей 3-4 лет лучше всего после того, как он набегается. При этом занятие не должно продолжаться больше чем 20 минут. Если малышу сложно оставаться внимательным так долго, лучше сделать через 10 минут занятия перерыв и дать ему немного побегать или попрыгать.

Также можно договориться с ребёнком о поощрении, которое он получит, если будет хорошо заниматься. Это может быть прогулка, сладость или дополнительное время для просмотра мультиков.

Для развития логического мышления у малыша нужно как можно чаще играть с ним в ассоциации, а также просить его подобрать противоположное значение. Например, тепло – холодно, белый – чёрный и т.д. Также детям в этом возрасте можно рассказывать коротенькие рассказы и сказки, в которых будет допущена логическая ошибка. Задача малыша – найти эту ошибку и исправить её.

https://www.youtube.com/watch?v=scmRSZDx4H8

Развивать логику можно, используя карточки с различными изображениями. Положите перед малышом несколько таких картинок и попросите его добавить карточки, которых не хватает. Это будет не только развивать логическое мышление, но и фантазию.

Бытовые навыки

Малыш, достигший 3 лет, зачастую умеет:

  • обуваться и одеваться самостоятельно;
  • рисовать в раскраске;
  • пользоваться ножницами;
  • аккуратно себя вести.

Для того чтобы приучить ребёнка к правилам гигиены, вы можете развесить по дому соответствующие плакаты.

Если малыш ещё не ходит в садик, то каждые 2-3 месяца следует проводить праздники на ту или иную тему. Такие праздники помогут развивать его творческие способности. Если проводить их вы не можете по какой-либо причине, то вместо этого можете время от времени делать вместе с дочкой или сыном поделки из подручных материалов. Такое занятие также повлияет на развитие творческого начала.

Читайте также:  Диагностика для ребенка с нарушениями интеллектуального развития

Пользуясь данными советами, вы сможете постепенно подготовить малыша к взрослой, самостоятельной жизни.

Источник

Ребенок третьего года жизни активно развивается и познает окружающий мир во всех его проявлениях. В этом возрасте ребенку все интересно, он стремится к познанию. Самое время проводить с ним развивающие занятия в форме игры.

Родителям следует начинать приучать трехлетнего малыша к порядку, чистоте и дисциплине.

Для ребенка в 3 года упражнения на мелкую моторику считаются особо важными. Любое упражнение, развивающее пальчики, одновременно развивает речь, память, внимание, мышление и усидчивость малыша. Развивайте пальчики своего ребенка лепкой, рисованием, специальными упражнениями, и вы увидите, что общее развитие малыша и его мозговая активность станут гораздо эффективней.

Далее в этой статье мы расскажем об особенностях трехлетнего возраста и упражнениях для развития ребенка в 3 года.

Развитие ребенка в 3 года

Особенности развития трехлетних детей

В возрасте 2-3 лет большинство детей уже умеют достаточно понятно выражать свои мысли. Малыши знают названия предметов и объектов, могут описывать состояние окружающей среды («холодно», «темно», «поздно»), а так же свои собственные ощущения («страшно», «горячо», «вкусно»). В этом возрасте ребенок уже умеет говорить и нужно учить его делать это правильно, подбирать правильные выражения и фразы, пополнять словарный запас.

В этом возрасте малыши очень активны, они практически постоянно находятся в движении, познавая окружающий мир. Самое время направлять этот интерес в нужное русло. В три года ребенок начинает осознавать себя как личность, в нем развиваются коммуникативные навыки и интерес к окружающему миру, малыш начинает задавать вопросы, становится «почемучкой».

Примите во внимание, что во время упражнений для ребенка в 3 года необходимо предоставлять малышу самостоятельность, уважительно относиться к нему и давать ему возможность осуществлять самостоятельный выбор. При необходимости оказывайте ребенку помощь в виде подсказки или направления его рук и пальчиков.

Упражнения для ребенка в 2 и 3 года

Матрешка. Дайте ребенку собирать матрешку или стаканчики, которые вкладываются по размеру. Важно, чтобы малыш научился различать предметы по величине и складывать их один в другой. Данное упражнение развивает восприятие, моторику, способствует сенсорному развитию и координации.

Лепка. Научите ребенка лепить из пластилина. Это одно из самых важных и необходимых упражнений для ребенка в 2 и 3 года, развивающих мелкую моторику, творческое мышление и навыки. Начните с небольшого кусочка пластилина или теста для лепки. Покажите малышу, как сформировать шарик, палочку и т.д. Когда малыш научится лепить простые формы, начните делать из них простые фигурки.

Вдавливание мелких предметов (семян, крупы, бусин) в пластилин. Делайте с малышом аппликации и картины на пластилине из различных круп и семян. Упражнение отлично развивает мелкую моторику и образное мышление. Можно создавать картины из пластилина или добавлять элементы в аппликацию или рисунок, размазывая пластилин по бумаге (например, желтые лучи солнца, синюю реку).

Складывание мелких предметов в бутылку. Предложите малышу опускать в горлышко бутылки  двумя пальчиками мелкие предметы – рожки, фасоль, бусинки, мозаику.

Откручивание крышек. Для занятий приготовьте несколько пластиковых бутылочек с крышками разного диаметра. Чтобы малышу было интереснее, можно положить вовнутрь бутылок небольшие сюрпризы.

Пересыпание. Упражнение можно выполнять с любыми видами круп, песком в песочнице. Предложите малышу при помощи воронки и ложки пересыпать вещества из одной посуды в другую. Упражнение прекрасно развивает координацию.

Комплекс упражнений для ребенка в 3 года

«Вырезание». Отличное упражнение для ребенка в 3 года. Развивает мелкую моторику и координацию. Покажите малышу, как нужно правильно пользоваться ножницами. Для занятий купите специальные ножницы небольшого размера с закругленными кончиками. Сначала пробуйте вырезать вместе, потом пусть ребенок учится делать это самостоятельно. Можно просто нарезать полоски бумаги. Когда ребенок научится делать это хорошо, постепенно усложняйте задачу, выбирая более сложные контуры – геометрические фигуры или очертания предметов.

Конструктор. У трехлетнего ребенка обязательно должно быть несколько видов конструкторов с разными принципами соединения деталей. Если у малыша не получается что-то собрать, помогите ему, подскажите, после чего предоставьте возможность самостоятельной работы. Упражнение великолепно развивает воображение, координацию, сообразительность и мелкую моторику.

Шнуровки. Научите малыша вдевать и протягивать шнурки. Можно использовать специальные игры, которые продаются в магазинах в большом ассортименте, или изготовьте шнуровку сами, сделав несколько дырочек на листе плотного картона. Для занятия лучше использовать цветные шнурки, которые лучше привлекут и удержат внимание ребенка. Можно нанизывать крупные бусины на шнурки. Упражнение способствует развитию мелкой моторики и координации ребенка.

Узелки, крючки и молнии. Развязывайте и завязывайте с малышом различные узелки и бантики, застегивайте пуговицы, липучки и молнии. Упражнение не только развивает моторику и координацию, но и поможет малышу быстрее научиться одеваться и раздеваться без посторонней помощи. Сначала пусть ребенок застегивает и расстегивает застежки разного типа на другом человеке или игрушке. Когда у него начнет получаться делать это, можно переходить на собственную одежду.

Мозаика. Покажите малышу примеры собирания фигур из мозаики или подручных средств. Можно использовать макароны, спички, счетные палочки, мелки. Упражнение развивает моторику, координацию, образное мышление, фантазию и усидчивость ребенка.

Комплекс упражнений для ребенка в 3 года на мелкую моторику имеет огромное значение для развития малыша. Желаем Вам успехов в этом важном и интересном деле!

Источник