Упражнения для познавательного развития ребенка 1 года

Упражнения для познавательного развития ребенка 1 года thumbnail

Развивающие игры и занятия для детей 1 год - План

Как я уже говорила, я безумно люблю все систематизировать, и потому сегодня понадоедаю вам с очередным планом развивающих игр и занятий. Очень надеюсь, что этот конспект поможет вам ориентироваться во множестве игр с ребенком 1 года, о которых уже было написано ранее. Лично я без таких вот конкретных программ развития как без рук, ведь очень хочется соответствовать меняющимся почти каждый месяц потребностям дочери в знаниях, впечатлениях, открытиях.

В этой комплексной программе есть все для всестороннего развития ребенка 1 года — 1 года 3 месяцев: и развитие моторики, и творчество, и изучение окружающего мира, и многое другое.

Подробные планы на другие возраста вы можете найти здесь:

ГОТОВЫЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ

Итак, как развивать ребенка в 1 год (Чтобы прочитать подробнее о каждой игре и о ее различных вариациях, нажимайте на ссылку-название):

1. Игры и занятия на развитие сенсомоторных навыков

Что нового в этом возрасте:

  • Раскладываем небольшие предметы по ячейкам;

Развивающие игры и занятия для детей 1 год - конспект

  • Осваиваем орудийные действия (насыпаем песок совочком в ведро, стучим молоточком (играем со стучалкой), достаем игрушки из воды или из тары при помощи ложки, поварешки и т.д.);

Развивающие игры для детей от 1 года

  • Играем с самыми простыми рамками-вкладышами (с изображением вкладываемого предмета на заднем фоне);

    Пример рамки-вкладыша (Ozon, My-shop, Read)

Рамка-вкладыш

  • Играем с колпачками (вкладываем друг в друга, составляем пирамидки, сравниваем по размеру);

Пример колпачков (Ozon, My-shop, Read). Аналогичная по принципу игры — деревянная радуга.
Как развивать ребенка в 1 год

  • Катаем машинку по дорогам, горкам, с грузом;

Катаем машинки по дорогам

  • Рвем бумагу / вату;
  • Играем с крупами, с песком, с водой (пересыпаем из одной тары в другую, персыпаем при помощи кувшинчика, набираем в ладонь, «солим» песком, набранным в щепоть и др.);

Пересыпаем крупу из кувшина

  • Учимся проталкивать предметы (в копилку, в дырку в коробке, в пластиковую бутылку, в дуршлаг, в сортер);

Накорми Машу

  • Играем с развивающей игрушкой шнуровкой;

Пример шнуровки (KoroBoom, Лабиринт, My-shop)
игры со шнуровкой

  • Скатываем мячик/шарик по горке/желобкам;

Пример кугельбана (Ozon, Лабиринт, My-shop)
Кугельбан

  • Возим каталку;

Детские каталки

  • Чистим вареное яичко;

Учимся чистить яичко

  • Отрываем приклеенные на кубик кусочки скотча;

Игра на развитие мелкой моторики

  • Разворачиваем предметы, завернутые в фольгу;

разворачиваем фольгу

  • Учимся расстегивать липучки, молнии;

Примеры полезных в этом деле игрушек: 

Развивающий коврик своими руками

Книжка «Одеваюсь сам» (Озон, Лабиринт, My-shop)

Доска с застежками (My-shop, KoroBoom)

Доска с застежками

  • Перекладываем фасолинки из одной миски в другую;

Изучаем понятия "много-мало"

  • Нанизываем маленькие колечки на пирамидку;

Пример пирамидок (Ozon, Лабиринт, KoroBoom)
Нанизываем маленькие колечки на пирамидкуУже знакомые игры:

  • Нанизываем/снимаем колечки с пирамидки;

Развивающие игры для детей 9 месяцев

  • Вкладываем/выкладываем небольшие предметы из коробочки или другой тары;

Игры с коробочками, корзинками

  • Открываем/закрываем коробочки, баночки, матрешки;

Игры с коробочками, матрешками

  • Составляем кубики друг на друга;

Строим башню из кубиков

  • Играем с мелкими предметами (достаем их из сенсорной коробки, складываем в баночку);

Игры на развитие мелкой моторики

  • Играем с сенсорными коробками;

Сенсорная коробка с макаронами

2. Лепка

  • Развивающие игры с тестом;

Развивающие игры с тестом

  • Лепка из пластилина.

Лепка для детей 1-2 лет

3. Рисование

Рисование ватой. Нетрадиционные техники рисования

4.Развитие речи

  • Разучиваем пальчиковые и жестовые игры;

Пальчиковые игры для малышей от 1 года

  • Выполняем первые ариткуляционные упражнения (учимся дуть);
  • Игра «Кто в домике живет?»;
  • Рассказываем вместе специальные стишки, побуждающие к произнесению звуков и слов;
  • Используем в речи простые звукоподражательные слова (запоминаем, как говорят разные животные (му, гав, бе и т.д.), что как звучит (колокольчик – динь-динь, машина – би-би и т.д.))

5.Чтение книг

Книги для детей от 1 до 2 лет

Подборки книг для чтения детям 1 года можно найти здесь:

КНИГИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 1 ГОДА. ПОДБОРКА ЛУЧШИХ СКАЗОК И СТИХОВ — ЧИТАТЬ

РАЗВИВАЮЩИЕ КНИГИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 1 ГОДА — ЧИТАТЬ

6. Первые уроки

  • Знакомимся с понятиями: большой-маленький, много-мало, одинаковый, холодный-горячий;

Учим понятия "Большой-маленький"

  • Изучаем цвета;

Сортировка по цветам

  • Считаем все вокруг во время общения с малышом (ступеньки, пуговки, игрушки);
  • Изучаем геометрические фигуры;

играем с геометрическим лото

  • Просмотр карточек Домана или другого дидактического материала, расширяющего кругозор малыша

Карточки Домана скачать

7.Первые сюжетные игры

Первые сюжетные игры

8.Прослушивание классической музыки

Классическая музыка для малышей

9.Двигательная активность

  • Если малыш еще не ходит, активно учимся ходить (много ходим за две, за одну руку, без поддержки);
  • Если малыш уже научился ходить, играем в «полосу препятствий»: наступаем на небольшие ступеньки, сделанные из книжек; ходим по массажному коврику (Озон, My-shop); пролезаем под стулом; перешагиваем кубики.
  • Катаем/бросаем мяч.

10.Развитие навыков самообслуживания

  • учимся пить из кружки,
  • учимся мыть руки,
  • учимся есть ложкой.

Как научить ребенка есть ложкой

На первый взгляд может показаться, что очень много тут всего написано и опробовать все эти развивающие игры нереально, но это впечатление обманчивое:) Стоит только начать заниматься, и мысли «Какую бы еще интересную игру нам попробовать?» сами будут атаковать вас. Поэтому желаю вам творческих успехов!

Конспекты занятий и на другие периоды развития ребенка вы можете найти в этом разделе.

Если статья оказалась для вас полезной, расскажите о ней своим друзьям. Это можно сделать при помощи кнопок социальных сетей под статьей. Подписаться на новые статьи блога можно здесь: Инстаграм, Вконтакте, Facebook, Email.

Искренне ваша, Яна Разначенко

Развивающие занятия для детей 1 года конспект

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 1 ГОДА 3 МЕСЯЦЕВ (ПЛАН — КОНСПЕКТ)

Игры на развитие мелкой моторики от 1 года

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ОТ 1 ГОДА. ЧАСТЬ 1, ЧАСТЬ 2

Лепка для малышей

ЛЕПКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ 1-2 ЛЕТ ИЛИ РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ С ТЕСТОМ

Источник

Развивающие игры и занятия для детей 1 года конспект

Представляю вашему вниманию продолжение нашего плана развивающих игр и занятий для детей. Сегодня на очереди возраст 1 год 3 месяца — 1,5 года. В этот период у малыша по-прежнему огромная тяга к изучению окружающих предметов и их свойств, ребенок с удовольствием щупает, складывает, перекладывает, проталкивает что-то, и в этом ему нельзя отказывать, а только наоборот предоставлять как можно больше разнообразных возможностей. Наряду с предметными играми не стоит забывать и про творческое развитие, сюжетно-ролевые игры, чтение книг и многое другое. И чтобы ничего не упустить, как раз и понадобится комплексная программа занятий или конспект, к которому можно быстро обратиться в нужный момент.

Аналогичные конспекты занятий и игр на другие периоды развития можно найти здесь:

ГОТОВЫЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР И ЗАНЯТИЙ

В этой статье все игры собраны в виде списка, чтобы прочитать подробнее о каждом занятии  — нажимайте на ссылку-название.

1. Игры и занятия на развитие сенсомоторных навыков

Что нового в этом возрасте:

  • Открываем и закрываем коробочки с разными вариантами закрывания / защелкивания;

Открываем / закрываем коробочки и баночки

  • Учимся открывать закрывать замочки, щеколды и т.п.;

Пример доски с замочками (My-shop, KoroBoom) или бизиборда
Доска с замочками

  • Отыскиваем одинаковые фасолинки, макарошки и т.п. и раскладываем их по ячейкам;

Раскладываем фасолинки по ячейкам

  • Сортируем предметы (по размеру, цвету, форме)

Развивающие занятия для детей 1 года 3 месяцев конспект

  • Сортируем бусины по цветам в разные мисочки;

Игры на развитие мелкой моторики

  • Играем с водой;

Игры с водой

  • Просеиваем крупу через ситечко;

Развивающие игры для детей 1 год план

  • Собираем пазлы из 2 частей;

Пример простого пазла (KoroBoom, Лабиринт, My-shop)
Собираем пазлы с малышом

  • Режем овощи и фрукты;

Пример набора овощей (KoroBoom, My-shop, Лабиринт)
Набор посуды и овощей для сюжетной игры

  • Собираем пирамидку, подбирая подходящее по размеру колечко;

Развивающие игры для детей 9 месяцев

  • Собираем матрешку, самостоятельно подбирая половинку;

Собираем матрешку

  • Играем в лото;

Играем в лото 1,5 года

  • Собираем грибы / ягоды;

Игра Собираем грибы

  • Одеваем кукол, накладывая одежду;

Примеры наборов для одевания кукол (Ozon, My-shop, KoroBoom)

Одень куклу Игра для ванной
Уже знакомые игры:

  • Раскладываем небольшие предметы по ячейкам;

Развивающие игры и занятия для детей 1 год - конспект

  • Осваиваем орудийные действия (насыпаем песок совочком в ведро, стучим молоточком (играем со стучалкой), достаем игрушки из воды или из тары при помощи ложки, поварешки и т.д.);

Развивающие игры для детей 1 года

  • Играем с самыми простыми рамками-вкладышами (с изображением вкладываемого предмета на заднем фоне);

Пример рамки-вкладыша (Ozon, My-shop, Read) 
Рамка-вкладыш

  • Играем с колпачками (последовательно складываем друг в друга, составляем пирамидки, сравниваем по размеру);

Пример колпачков (Ozon, My-shop, Read). Аналогичная по принципу игры — деревянная радуга.
Колпачки

  • Катаем машинку по дорогам, горкам, с грузом;

Катаем машинки по дорогам

  • Рвем бумагу / вату;
  • Играем с крупами, с песком, с водой (пересыпаем из одной тары в другую, персыпаем при помощи кувшинчика, набираем в ладонь, «солим» песком, набранным в щепоть и др.);

Пересыпаем крупу из кувшина

  • Учимся проталкивать предметы (в копилку, в дырку в коробке, в пластиковую бутылку, в дуршлаг, в сортер);

Накорми Машу

  • Играем со шнуровкой;

Пример шнуровки (KoroBoom, Лабиринт, My-shop)
игры со шнуровкой

  • Скатываем мячик/шарик по горке/желобкам;

Пример кугельбана (Ozon, Лабиринт, My-shop)
Кугельбан

  • Возим каталку;

Детские каталки

  • Чистим вареное яичко;

Учимся чистить яичко

  • Отрываем приклеенные на кубик кусочки скотча;

Игра на развитие мелкой моторики

  • Разворачиваем предметы, завернутые в фольгу;

разворачиваем фольгу

  • Учимся расстегивать липучки, молнии, откручивать и закручивать крышки от бутылок;

Развивающий коврик своими руками

Книжка «Одеваюсь сам» (Озон, Лабиринт, My-shop)

Доска с застежками (My-shop, KoroBoom)

Доска с застежками

  • Перекладываем фасолинки из одной миски в другую;

Изучаем понятия "много-мало"

  • Нанизываем маленькие колечки на пирамидку;

Пример пирамидок (Ozon, Лабиринт, KoroBoom)
Нанизываем маленькие колечки на пирамидку

  • Строим башни из кубиков;

Строим башню из кубиков

  • Играем с мелкими предметами (достаем их из сенсорной коробки, складываем в баночку);

Игры на развитие мелкой моторики

  • Играем с сенсорными коробками;

Сенсорная коробка с макаронами

2. Лепка

  • Развивающие игры с тестом;

Развивающие игры с тестом

  • Лепка из пластилина.

Лепка для детей 1-2 лет

3. Рисование

Рисование ватой. Нетрадиционные техники рисования

4. Аппликация

Аппликации и поделки с детьми 1-2 лет

5.Развитие речи

  • Разучиваем пальчиковые и жестовые игры;

Пальчиковые игры для малышей от 1 года 3 месяцев

  • Делаем первые ариткуляционные упражнения (учимся дуть);
  • Игра «Кто в домике живет?»;
  • Рассказываем вместе специальные стишки, побуждающие к произнесению звуков и слов;
  • Используем в речи простые звукоподражательные слова (вспоминаем, как говорят разные животные (му, гав, бе и т.д.), что как звучит (колокольчик – динь-динь, машина – би-би и т.д.))

6.Чтение книг

Книги для детей от 1 до 2 лет

Подборки книг для чтения детям 1 года можно найти здесь:

КНИГИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 1 ГОДА. ПОДБОРКА ЛУЧШИХ СКАЗОК И СТИХОВ — ЧИТАТЬ

РАЗВИВАЮЩИЕ КНИГИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 1 ГОДА — ЧИТАТЬ

7. Первые уроки

  • Закрепляем понятия: большой-маленький, много-мало, одинаковый;

Учим понятия "Большой-маленький"

  • Изучаем цвета;

Сортировка по цветам

  • Изучаем противоположности на реальных предметах (холодный-горячий, пустой-полный, тяжелый-легкий, мягкий-твердый);
  • Считаем все вокруг во время общения с малышом (ступеньки, пуговки, игрушки);
  • Изучаем геометрические фигуры;

играем с геометрическим лото

  • Просмотр карточек Домана или другого дидактического материала, расширяющего кругозор малыша

Карточки Домана скачать

8.Первые сюжетные игры

Первые сюжетные игры

9.Прослушивание классической музыки

Классическая музыка для малышей

10.Двигательная активность

  • Играем в «полосу препятствий»: наступаем на небольшие ступеньки, сделанные из книжек; ходим по массажному коврику (Озон, My-shop); пролезаем под стулом; перешагиваем кубики.
  • Катаем/бросаем мяч.

11.Развитие навыков самообслуживания

  • учимся пить из кружки,
  • учимся мыть руки,
  • учимся есть ложкой.

Как научить ребенка есть ложкой

Итак, занимайтесь, играйте, надеюсь конспект окажется вам полезен. Планы занятий на другие периоды развития вы можете найти в этом разделе.

Если статья оказалась для вас полезной, расскажите о ней своим друзьям. Это можно сделать при помощи кнопок социальных сетей под статьей. Подписаться на новые статьи блога можно здесь: Инстаграм, Вконтакте, Facebook, Email.

Искренне ваша, Яна Разначенко

Развивающие игры для детей от 1,5 лет

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЙ И ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 1,5 ЛЕТ

Источник

Делюсь своими наработками занятий с сыном. Примерный возраст от 1-1,5 лет.

Много букв и фото под катом.

1.Дыхательная гимнастика.

2.Пальчиковые игры.
3.Речь.
4.Сенсорное развитие.
5.Логика.
6.Упражнения Монтессори.
7.Творчество.
8.Окружающий мир.
9.Музыкальное развитие.
10.Физическая активность.

1. Дыхательная гимнастика. Все наши занятия мы начинаем с дыхательных упражнений. Можно задувать свечку, надувать мыльные пузыри или шарики, дуть на бумажные салфетки, перья, дудеть, свистеть и так далее, на что хватит вашей фантазии. Дыхательная гимнастика улучшает кислородный обмен в организме, расслабляет и помогает настроиться на дальнейшее занятие. Еще делаем вот такие упражнения: нюхаем цветочек (утрированный вдох через нос, выдыхаем со звуком «а-а-а») и дышим, как собачка, высунув язычок, шумно, быстро.

2. Пальчиковая гимнастика. После дыхательной гимнастики можно поиграть в пальчиковую игру, достаточно одного упражнения, как вариант «Сорока-ворона». Или вот такое:
Этот пальчик — дедушка (большой),
Этот пальчик — бабушка (указательный),
Этот пальчик — папочка (средний),
Этот пальчик — мамочка (безымянный),
Этот пальчик — я (мизинец).
Вот и вся моя семья. (Хлопать в ладоши).

Еще вариант пальчиковой гимнастики — упражнение с массажным мячиком.
Покатайте мяч между ладошками. Затем по другим частям тела ребенка: ножкам, ручкам, спинке и животу,- заменяя слова в тексте:

Гладь мои ладошки, ёж!
Ты колючий, ну и что ж?
Я хочу тебя погладить,
Я хочу с тобой поладить!

Мой сын не очень любит эти игры, если он вырывает ручку, то я начинаю импровизировать, стараясь, заинтересовать его любимыми предметами. Смотри — по ладошке поехал поезд, а вот кошечка бегает по пальчикам и т.д.

3. Речь. Для развития речи мы делаем 5 упражнений:

— Голоса животных (кошка, собака, корова, коза, овца, свинья, курица, петух, утка, лягушка и т.д.) Можно посмотреть набор здесь.

— Звуки предметов (молоток (тук-тук), часики (тик-так), колокольчик (динь-динь), дудочка (ду-ду), самолет (у-у-у), поезд (чух-чух, машина (би-би), пароход .(ту-ууу), и т.д.) (картинки в приложении, Школа 7 гномов 0+ «Что как звучит?»)

— Действия (упал- бух, качаться — кач-кач, спать -бай-бай, есть ням-ням, плавать буль-буль, ходить -топ-топ и т.д.) (картинки в приложении, Школа 7 гномов 0+ «Кто что делает?»)

-Разучиваем звукоподражательные стихи. Например, «Гуси-гуси» или «Цыплята»:
Вышла курочка гулять,
Свежей травки пощипать,
А за ней ребятки —
Жёлтые цыплятки.
Ко-ко, ко-ко, ко-ко-ко!
Не ходите далеко,
Лапками гребите,
Зёрнышки ищите.

— Слоги и звуки. Произносите разные слоги и звуки, а ребенок будет стараться повторять за мамой. Отмечайте, какие звуки получаются у малыша, и тренируйте их чаще.

4. Сенсорное развитие.

Цвет: красный, синий, желтый, зеленый. При работе с цветом главный упор в этом возрасте я делала на цветовосприятие, т.е. сортировку по цветам, а не названия цветов. Мы играли в цветное лото, устраивали цветные дни (собирали предметы одного цвета), а также делали упражнение «Бабочки- цветочки» из набора «Цвета», который можно посмотреть здесь.

Форма: треугольник, квадрат, круг.
Для изучения цветов и форм я вырезала из картона геометрические фигуры 4-х цветов. Всего получилось 12 карточек. Мы сортировали их по формам или цветам, делали домики из фигур (треугольник и квадрат), играли в теневое лото (в приложении), а также учились рисовать фигуры на манке, красками и карандашами, делали аппликации.

Величина: большой, маленький (2 предмета). Сравнивали предметы двух размеров, желательно чтобы предметы были одинаковые по форме и цвету. (картинки в приложении).

Для развития слуха, обоняние, осязания и вкуса на этом этапе специальные упражнения я не делала, просто стараюсь всегда рассказывать ребенку, что он слышит и чувствует: самолет гудит, машина сигналит, а вот ворона каркает, снег холодный, чай горячий, понюхай цветочек — это ромашка и т.д.

5. Логика. Для развития логики в этом возрасте мы использовали следующее:
— пирамидку и сортер;
— простые рамки- вкладыши;
— пазлы и картинки из двух частей (в приложении);
— лото на поиск пар (в приложении).

6. Упражнения Монтессори.
— Выбираем макароны, фасоль и т.д. из крупы (гречка, пшено, манка).
— Пересыпаем крупу (гречка,пшено, манка) ложкой.
— Переливаем воду в стаканах.
— Рисуем на манке.
— Сортируем, например фасоль и макароны.
— Кидаем горох (фасоль) в бутылку.

7. Творчество. Конечно, это не совсем творчество, а скорее отработка техник. Никаких сложных сюжетов я не придумывала, просто знакомила ребенка с материалами для творчества. Немного моих наработок есть в приложении.

Итак, с чем мы работали:
-карандаши, мелки (рисовали линии, кружочки, каляки-маляки, учила заштриховывать предметы, например, нарисовать мышку и спрятать ее, заштриховав мелками.)

-гуашь, краски (красками мы раскрашивали, у издательства «Карапуз», есть серия «Одной краской» работали с этими книжечками, также распечатывала крупные раскраски из интернета);

-пальчиковые краски (рисовали дождик, яблоки на дереве, пятна на божьей коровке и мухоморе и т.д.);

-пластилин, тесто для лепки (с тестом для лепки делали упражнение«Втыкалочки», лепите пирожок и втыкаете в него разные предметы: макароны, зубочистки и т.д., с пластилином работали по тем же сюжетам, что и с пальчиковыми красками: дождик, яблоки, кормили птичек.) ;

-цветная бумага, клей (делали аппликации из геометрических фигур).

8. Окружающий мир. Работа с карточками, тематическими книгами или просмотр слайдов в интернете. Некоторые альбомы есть в группе вк и в приложении. Темы:
-животные фермы;
-животные леса;
-животные Африки;
-овощи;
-фрукты;
-части тела;
-транспорт.

9. Музыкальное развитие. Музыкой мы обычно заканчиваем занятие, кружимся под классику (1-2 композиции) или танцуем под Е.Железнову(3-4 песенки в день).
Классическая музыка — в приложении.
Е.Железнова — диск можно посмотреть на сайте М