Упражнения для определения физического развития ребенка

Наблюдая за интенсивным физическим изменением детского организма, многие мамы задумываются над вопросом: а насколько хорошо развит ребенок, соответствуют ли его показатели нормам детей его возраста? Давайте разбираться, как нужно оценивать физическое развитие ребенка, что нужно учитывать.
- Как оценить физическое развитие ребенка
- Оценка физического развития ребенка дома
- Таблица норм физического развития детей
- Основные этапы физического развития детей
- Особенности физического развития мальчиков и девочек
- Физическое развитие детей дошкольного возраста по ФГОС
- Важные компоненты физического развития по ФГОС
- Как улучшить выносливость детского организма
- Закаливание
Как оценить физическое развитие ребенка
Правильно, если оценку физического развития малыша делает педиатр. По правилам каждый ребенок должен проходить осмотр врача в установленные сроки: до года – ежемесячно, с года до 3 лет – ежеквартально, после 3 лет – минимум раз в год. Специалист должен обратить внимание на ряд показателей, свидетельствующих о физическом развитии мальчиков и девочек:
- Масса тела. Взвешивание проводится утром, малыш должен быть голым или в чистом подгузнике. Его кладут на весы, фиксируют показатели. Детей старше 2-х лет измеряют стоя.
- Рост. Детей до 2-х лет измеряют на специальном столе. Ножки и голова упираются в перегородки, пальчики смотрят вверх. Рост ребенка с 2-х лет измеряется с помощью стадиометра. Врач ставит ребенка спиной к шкале, без обуви. Стопы полностью на полу, колени разогнуты.
- Окружность головы. Врач накладывает градуированную ленту для измерения по линии над бровями, ушами малыша, по широкой части головы сзади.
- Окружность груди. Проводится на выдохе. Врач располагает ленту на уровне груди спереди, под лопатками сзади.
Эти измерения очень важны для оценки общего развития малыша, анализа скорости и уровня развития тела ребенка. Физические показатели могут стать сигналом о необходимости дополнительного исследования, если, например, голова непропорционально большая, вес значительно уступает росту и т. д.
При желании такую оценку могут проводить и родители дома, но если вы нашли несоответствия, не расстраивайтесь раньше времени, обратитесь к педиатру за консультацией.
Оценка физического развития ребенка
Оценка физического развития ребенка дома
Чтобы провести оценку физического развития ребенка в домашних условиях вам понадобятся:
- Весы;
- Линейка до 1 м для ребенка до года или стадиометр (правильно приклеенный к ровной вертикальной поверхности);
- Портновский сантиметр для измерения окружности головы и груди.
Измерения детей до года лучше проводить вдвоем, чтобы пока один взрослый проводил замеры, второй фиксировал ребенка. Измерив рост, вес, окружность головы и грудины сверьте данные с нормами физического развития детей определенного возраста.
Обращаем ваше внимание, что каждый ребенок индивидуален и его показатели могут отличаться от установленных норм без сопутствующих патологий. Для корректной оценки физического развития детей, которые выходят за рамки норм, необходимо обратиться к участковому педиатру. Он оценит гармоничность развития, сравнит динамику прибавки по всем показателям, при необходимости назначит дополнительные исследования
Таблица норм физического развития детей
Нормы веса мальчиков с рождения до 17 лет
Нижняя граница веса | Средний вес | Верхняя граница веса | |
Новорожденный | 2,7 кг | 3,3 кг | 4,7 кг |
1 месяц | 3,6 кг | 4,5 кг | 5,1 кг |
2 месяца | 4,2 кг | 5,6 кг | 7,1 кг |
3 месяца | 4,9 кг | 6,4 кг | 7,5 кг |
4 месяца | 5,1 кг | 7 кг | 7,9 кг |
5 месяцев | 6,1 кг | 7,5 кг | 8,3 кг |
6 месяцев | 6,6 кг | 7,9 кг | 9 кг |
7 месяцев | 7,1 кг | 8,3 кг | 9,2 кг |
8 месяцев | 7,5 кг | 8,6 кг | 9,3 кг |
9 месяцев | 7,9 кг | 8,9 кг | 9,5 кг |
10 месяцев | 8,3 кг | 9,2 кг | 11 кг |
11 месяцев | 8,6 кг | 9,4 кг | 11,2 кг |
12 месяцев | 8,9 кг | 9,6 кг | 11,5 кг |
2 года | 11 кг | 12,2 кг | 14,5 кг |
3 года | 13 кг | 14,3 кг | 17,4 кг |
4 года | 14,4 кг | 16,3 кг | 21,2 кг |
5 лет | 16 кг | 18,3 кг | 24,2 кг |
6 лет | 18 кг | 20,5 кг | 27,1 кг |
7 лет | 20 кг | 22,9 кг | 30,7 кг |
8 лет | 22,1 кг | 25,4 кг | 34,7 кг |
9 лет | 24,3 кг | 28,1 кг | 39,4 кг |
10 лет | 26,7 кг | 31,2 кг | 45 кг |
11 лет | 27 кг | 35 кг | 50 кг |
12 лет | 28 кг | 40 кг | 58 кг |
13 лет | 30 кг | 46 кг | 66 кг |
14 лет | 34 кг | 50 кг | 73 кг |
15 лет | 38 кг | 54 кг | 80 кг |
16 лет | 44 кг | 58 кг | 84 кг |
17 лет | 49 кг | 62 кг | 87 кг |
Нормы веса девочек с рождения до 17 лет
Нижняя граница веса | Средний вес | Верхняя граница веса | |
Новорожденная | 2,65 кг | 3,2 кг | 4,5 кг |
1 месяц | 3,6 кг | 4,2 кг | 5,5 кг |
2 месяца | 4,2 кг | 5,1 кг | 6,6 кг |
3 месяца | 4,8 кг | 5,8 кг | 7,5 кг |
4 месяца | 5,1 кг | 6,4 кг | 8,2 кг |
5 месяцев | 5,9 кг | 6,9 кг | 8,8 кг |
6 месяцев | 6,3 кг | 7,3 кг | 9,3 кг |
7 месяцев | 7,1 кг | 7,6 кг | 9,8 кг |
8 месяцев | 7,5 кг | 7,9 кг | 10,2 кг |
9 месяцев | 7,9 кг | 8,2 кг | 10,5 кг |
10 месяцев | 8,3 кг | 8,5 кг | 10,9 кг |
11 месяцев | 8,6 кг | 8,7 кг | 11,2 кг |
12 месяцев | 8,7 кг | 8,9 кг | 11,5 кг |
2 года | 10,8 кг | 11,5 кг | 14,8 кг |
3 года | 12,5 кг | 13,9 кг | 17 кг |
4 года | 14 кг | 16,1 кг | 21,5 кг |
5 лет | 15,8 кг | 18,2 кг | 24,9 кг |
6 лет | 17,5 кг | 20,2 кг | 27,8 кг |
7 лет | 19,3 кг | 22,4 кг | 31,4 кг |
8 лет | 21,4 кг | 25 кг | 35,8 кг |
9 лет | 24 кг | 28,2 кг | 41 кг |
10 лет | 25 кг | 31,9 кг | 46,9 кг |
11 лет | 26,5 кг | 34 кг | 51 кг |
12 лет | 27 кг | 39 кг | 63 кг |
13 лет | 32 кг | 43 кг | 69 кг |
14 лет | 37 кг | 46 кг | 72 кг |
15 лет | 42 кг | 50 кг | 74 кг |
16 лет | 45 кг | 53 кг | 75 кг |
17 лет | 46 кг | 57 кг | 76 кг |
Нормы роста мальчиков с рождения до 17 лет
Нижняя граница роста | Средний рост | Верхняя граница роста | |
Новорожденный | 46 см | 50 см | 56 см |
1 месяц | 51 см | 53 см | 56,5 см |
2 месяца | 54 см | 58 см | 62 см |
3 месяца | 56,5 см | 61 см | 63 см |
4 месяца | 57,6 см | 63 см | 65,3 см |
5 месяцев | 61,1 см | 65 см | 67 см |
6 месяцев | 63 см | 67 см | 69 см |
7 месяцев | 65,1 см | 69 см | 71,1 см |
8 месяцев | 66,8 см | 70,6 см | 73,1 см |
9 месяцев | 68,2 см | 72 см | 75,1 см |
10 месяцев | 69,1 см | 73,3 см | 76,9 см |
11 месяцев | 71,3 см | 74,5 см | 78,5 см |
12 месяцев | 72,5 см | 75,7 см | 79,5 см |
2 года | 83,5 см | 87,8 см | 93 см |
3 года | 91 см | 96,1 см | 102 см |
4 года | 94 см | 103,3 см | 111 см |
5 лет | 94,9 см | 105 см | 111,7 см |
6 лет | 100,7 см | 110 см | 119 см |
7 лет | 106,1 см | 116 см | 125,8 см |
8 лет | 111,2 см | 121,7 см | 132,3 см |
9 лет | 116 см | 127,3 см | 138,6 см |
10 лет | 120,5 см | 132,6 см | 144,6 см |
11 лет | 125 см | 135 см | 151 см |
12 лет | 136 см | 140 см | 163 см |
13 лет | 141 см | 147 см | 170 см |
14 лет | 148 см | 153 см | 176 см |
15 лет | 154 см | 160 см | 181 см |
16 лет | 158 см | 164 см | 186 см |
17 лет | 162 см | 169 см | 189 см |
Нормы роста девочек с рождения до 17 лет
Нижняя граница роста | Средний рост | Верхняя граница роста | |
Новорожденная | 45,4 см | 49,1 см | 52,9 см |
1 месяц | 49,8 см | 53,7 см | 57,6 см |
2 месяца | 53 см | 57,1 см | 61,1 см |
3 месяца | 55,6 см | 59,8 см | 64 см |
4 месяца | 57,8 см | 62,1 см | 66,4 см |
5 месяцев | 59,6 см | 64 см | 68,5 см |
6 месяцев | 61,2 см | 65,7 см | 70,3 см |
7 месяцев | 62,7 см | 67,3 см | 71,9 см |
8 месяцев | 64 см | 68,7 см | 73,5 см |
9 месяцев | 65,2 см | 70,1 см | 75 см |
10 месяцев | 66,5 см | 71,5 см | 76,4 см |
11 месяцев | 67,7 см | 72,8 см | 77,8 см |
12 месяцев | 68,9 см | 74 см | 79,2 см |
2 года | 80,7 см | 86,4 см | 93 см |
3 года | 84 см | 95,1 см | 102,7 см |
4 года | 94,1 см | 102,7 см | 111,3 см |
5 лет | 100 см | 109 см | 119, см |
6 лет | 105 см | 115 см | 125 см |
7 лет | 109 см | 120 см | 131,7 см |
8 лет | 115 см | 126,6 см | 138,2 см |
9 лет | 120,3 см | 132,5 см | 144,7 см |
10 лет | 125,8 см | 138 см | 151 см |
11 лет | 129 см | 142 см | 157 см |
12 лет | 137 см | 147 см | 163 см |
13 лет | 143 см | 152 см | 168 см |
14 лет | 147 см | 157 см | 171 см |
15 лет | 150 | 162 см | 173 см |
16 лет | 151 | 167 см | 174 см |
17 лет | 152 | 170 см | 175 см |
Окружность головы мальчиков с рождения до 17 лет
Нижний показатель нормы окружности головы | Средний показатель нормы окружности головы | Верхний показатель нормы окружности головы | |
Новорожденный | 33,2 см | 34 см | 35,5 см |
1 месяц | 35,3 см | 36 см | 37,9 см |
2 месяца | 37,3 см | 38 см | 40,3 см |
3 месяца | 38,8 см | 39,5 см | 41,6 см |
4 месяца | 40,2 см | 40,8 см | 42,9 см |
5 месяцев | 41,2 см | 42 см | 44 см |
6 месяцев | 42 см | 42,7 см | 45,3 см |
7 месяцев | 42,8 см | 43,7 см | 46,1 см |
8 месяцев | 43,6 см | 44,2 см | 46,8 см |
9 месяцев | 44 см | 44,8 см | 47,4 см |
10 месяцев | 44,6 см | 45,4 см | 48 см |
11 месяцев | 45 см | 45,9 см | 48,6 см |
12 месяцев | 45,3 см | 46,2 см | 49,1 см |
2 года | 47,6 см | 48,1 см | 50,5 см |
3 года | 48,6 см | 49,5 см | 51,5 см |
4 года | 49,6 см | 50,2 см | 52,4 см |
5 лет | 50,1 см | 50,7 см | 53,1 см |
6 лет | 50,6 см | 51,2 см | 54 см |
7 лет | 51 см | 51,6 см | 54,5 см |
8 лет | 51,4 см | 52 см | 55 см |
9 лет | 51,7 см | 52,5 см | 55,5 см |
10 лет | 52 см | 52,8 см | 56 см |
11 лет | 52,3 см | 53,2 см | 56,3 см |
12 лет | 52,6 см | 53,5 см | 56,7 см |
13 лет | 52,8 см | 53,7 см | 57,3 см |
14 лет | 53 см | 54 см | 57,5 см |
15 лет | 53,2 см | 54,3 см | 57,8 см |
16 лет | 53,4 см | 54,4 см | 57,9 см |
17 лет | 53,5 см | 54,6 см | 58 см |
Окружность головы девочек с рождения до 17 лет
Нижний показатель нормы окружности головы | Средний показатель нормы окружности головы | Верхний показатель нормы окружности головы | |
Новорожденная | 33 см | 34 см | 35,5 см |
1 месяц | 34,8 см | 36 см | 38 см |
2 месяца | 36,3 см | 37,4 см | 39,8 см |
3 месяца | 37,7 см | 38,5 см | 41,3 см |
4 месяца | 38,9 см | 39,7 см | 42,4 см |
5 месяцев | 39,9 см | 40,7 см | 43,5 см |
6 месяцев | 40,8 см | 41,5 см | 44,3 см |
7 месяцев | 41,7 см | 42,5 см | 45,3 см |
8 месяцев | 42,3 см | 43,2 см | 45,9 см |
9 месяцев | 42,9 см | 43,7 см | 46,6 см |
10 месяцев | 43,5 см | 44,3 см | 47,2 см |
11 месяцев | 43,9 см | 44,8 см | 47,8 см |
12 месяцев | 44,2 см | 45 см | 48,2 см |
2 года | 46,6 см | 47,3 см | 49,7 см |
3 года | 48,1 см | 48,6 см | 51 см |
4 года | 48,6 см | 49,3 см | 51,9 см |
5 лет | 49,1 см | 50 см | 52,5 см |
6 лет | 49,6 см | 50,3 см | 52,8 см |
7 лет | 50 см | 50,7 см | 53,3 см |
8 лет | 50,3 см | 51 см | 53,6 см |
9 лет | 50,6 см | 51,3 см | 53,9 см |
10 лет | 50,8 см | 51,5 см | 51,1 см |
11 лет | 51 см | 51,7 см | 54,3 см |
12 лет | 51,2 см | 51,9 см | 54,6 см |
13 лет | 51,4 см | 52 см | 54,8 см |
14 лет | 51,5 см | 52,1 см | 55 см |
15 лет | 51,6 см | 52,2 см | 55,2 см |
16 лет | 51,7 см | 52,3 см | 55,3 см |
17 лет | 51,8 см | 52,4 см | 55,4 см |
Окружность груди мальчиков с рождения до 17 лет
Нижний показатель нормы окружности груди | Средний показатель нормы окружности груди | Верхний показатель нормы окружности груди | |
Новорожденный | 32,3 см | 33,5 см | 36 см |
1 месяц | 34,1 см | 35,4 см | 38 см |
2 месяца | 35,7 см | 37 см | 40 см |
3 месяца | 37,3 см | 38,4 см | 42,1 см |
4 месяца | 38,8 см | 39,8 см | 43,5 см |
5 месяцев | 40,1 см | 41,1 см | 45 см |
6 месяцев | 41,4 см | 42,4 см | 46,3 см |
7 месяцев | 42,5 см | 43,4 см | 47,5 см |
8 месяцев | 43,5 см | 44,4 см | 48,5 см |
9 месяцев | 44,3 см | 45,2 см | 49,3 см |
10 месяцев | 45 см | 46 см | 50 см |
11 месяцев | 45,6 см | 46,6 см | 50,8 см |
12 месяцев | 46,1 см | 47 см | 51,2 см |
2 года | 48,4 см | 49,5 см | 53,2 см |
3 года | 49,7 см | 50,8 см | 54,6 см |
4 года | 51,2 см | 52,4 см | 55,8 см |
5 лет | 52,8 см | 54 см | 58 см |
6 лет | 54,4 см | 56 см | 60,2 см |
7 лет | 56,2 см | 57,9 см | 62,3 см |
8 лет | 58 см | 60 см | 64,8 см |
9 лет | 59,6 см | 61,9 см | 67,1 см |
10 лет | 61,4 см | 93,9 см | 69,8 см |
11 лет | 63 см | 66 см | 72,1 см |
12 лет | 65 см | 68 см | 74,9 см |
13 лет | 66,9 см | 70,2 см | 78,2 см |
14 лет | 68,6 см | 73,1 см | 81,8 см |
15 лет | 72,6 см | 76,3 см | 85,7 см |
16 лет | 76,1 см | 80 см | 89,9 см |
17 лет | 80,1 см | 82,9 см | 92,2 см |
Окружность груди девочек с рождения до 17 лет
Нижний показатель нормы окружности груди | Средний показатель нормы окружности груди | Верхний показатель нормы окружности груди | |
Новорожденная | 31,8 см | 33,2 см | 35,7 см |
1 месяц | 34 см | 35,3 см | 37,4 см |
2 месяца | 35,7 см | 37,2 см | 39,1 см |
3 месяца | 37,3 см | 38,7 см | 40,5 см |
4 месяца | 39,1 см | 40,4 см | 42,1 см |
5 месяцев | 40,5 см | 41,7 см | 43,5 см |
6 месяцев | 41,6 см | 42,9 см | 44,9 см |
7 месяцев | 42,8 см | 44 см | 46 см |
8 месяцев | 43,7 см | 44,9 см | 46,9 см |
9 месяцев | 44,5 см | 45,6 см | 47,8 см |
10 месяцев | 45,2 см | 46,2 см | 48,1 см |
11 месяцев | 45,8 см | 46,8 см | 49,3 см |
12 месяцев | 46,3 см | 47,3 см | 49,9 см |
2 года | 48,6 см | 49,5 см | 52,5 см |
3 года | 49,1 см | 50,3 см | 54 см |
4 года | 50,4 см | 51,6 см | 55,1 см |
5 лет | 51,6 см | 53 см | 56,9 см |
6 лет | 53 см | 54,8 см | 58,6 см |
7 лет | 54,6 см | 56,3 см | 61 см |
8 лет | 56,3 см | 58,2 см | 64,5 см |
9 лет | 58 см | 60 см | 68 см |
10 лет | 60,1 см | 62 см | 71,3 см |
11 лет | 62,2 см | 64,4 см | 74,5 см |
12 лет | 64,5 см | 67,2 см | 77,6 см |
13 лет | 66,8 см | 70 см | 80,9 см |
14 лет | 69,6 см | 73 см | 83,5 см |
15 лет | 72,9 см | 76,2 см | 85,5 см |
16 лет | 75,9 см | 78,8 см | 87,1 см |
17 лет | 78 см | 80,7 см | 88 см |
Основные этапы физического развития детей
С рождения и до 17-18 лет все дети проходят через несколько этапов физического развития, для каждого из которых характерны свои особенности.
- Груднички. Их развитие делят на несколько этапов:
В первые два месяца ребенок учится держать голову.
К трем месяцам малыш переворачивается на живот. Позвоночник укрепляется. Малыш разжимает кулачки, хватает руками предметы.
В 4 месяца ребенок подтягивается.
На 5-м месяце жизни малыш задерживается в положении сидя.
В полгода у детей возникает значительный скачок в развитии. Они самостоятельно садятся, ползают, встают у опоры.
- Дети до двух лет. Продолжают формироваться кости, происходит замедление роста. Особое внимание родители должны обратить на осанку, убедиться, что стопы малыша развиваются, как нужно.
- К двум годам ребенок умеет: ходить, стоять на носочках, подпрыгивать, подниматься по лестнице.
- Ребенок на третьем году жизни. Может держаться на одной ноге, поймать мяч с большого расстояния и бросить его обратно.
- Дети старшего дошкольного возраста. В 4 года поступают в детсад, где всесторонне развиваются, благодаря постоянным занятиям с воспитателями. Диагностика развития проводится во время гимнастики. За малышами наблюдает медицинский работник. Он должен предупредить родителей, если ребенок отстает по каким-то параметрам.
- Физическое развитие младших и средних школьников измеряет врач педиатр на ежегодном осмотре, дополнительно в рамках уроков физкультуры учитель оценивает способности каждого конкретного ребенка, отмечает наиболее сильные и слабые стороны школьника. К 12-ти годам окончательно формируется скелет ребенка, поэтому важно следить за осанкой.
- С 9 до 14 лет нет четких норм роста, веса. Педиатры берут средние показатели. Причина — гормональная перестройка организма. Скачок роста может произойти в любое время. Однако, следует помнить про наследственную предрасположенность. Если у родителей маленький или средний рост, то ребенок вряд ли вырастет высоким.
Особенности физического развития мальчиков и девочек
Физическое развитие детей дошкольного возраста по Федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС)
Цель физического развития по Федеральным государственным образовательным стандартам, ФГОС, — привить детям основы физической культуры, понимание необходимости укрепления своего организма.
Вот основные пункты программы ФГОС:
- Укрепление здоровья, хорошее физическое развитие.
- Повышение работоспособности.
- Развитие двигательных качеств: ловкость, сила, выносливость.
- Воспитание моральных качеств: настойчивость, смелость, дисциплинированность.
- Формирование привычки регулярно заниматься спортом.
Любые методики воспитания детей основываются на комплексном подходе к решению задачи. Родители и воспитатели должны учесть возраст, пол ребенка, особенности его характера, состояние здоровья, наличие наследственных заболеваний. Только тогда физические упражнения, игры, умственные занятия принесут малышу удовольствие и пользу.
Важные компоненты физического развития по ФГОС
В программу ФГОС входит несколько важных методов, развивающих физическое здоровье детей:
- Утренняя гимнастика. Ежедневные тренировки по утрам приучают ребенка к дисциплине. Упражнения лучше проводить на улице.
- Физкультурная разминка. Дошкольники не могут заниматься умственной деятельностью долго. Они теряют концентрацию, отвлекаются, капризничают. Если малыш устал, то лучше отложить задания, заняться физкультурой, танцами, подвижными играми.
- Прогулки на свежем воздухе. Согласно программе ФГОС, с дошкольниками обязательно нужно гулять каждый день. Причем, это не бесцельное времяпровождение на улице. Следует подобрать комплекс упражнений, соответствующий потребностям и индивидуальным особенностям малыша. Здесь особенно важны игры в группах, соревнования, развивающие умение работать в команде, взаимодействовать с другими ребятами. Можно устраивать праздничные спортивные мероприятия, где за победу в конкурсах полагаются призы. Это мотивирует детей достичь цели, проявить свои лучшие качества.
- Регулярные пробежки. Детям требуются пробежки, чтобы тренировать выносливость организма, развивать силу мышц. Можно сделать трассу с препятствиями для развития координации.
Как улучшить выносливость детского организма
Есть несколько способов развить выносливость у малышей, кроме перечисленных выше:
- Массаж. Снимет напряжение. Массаж можно сопровождать песней, интересным рассказом.
- Гимнастика для глаз. Снижает глазное давление, предотвращает проблемы со зрением в будущем. Пусть малыш вращает глазными яблоками, рисуя цифры, следит за различными предметами, останавливает на них взгляд.
- Тренировка дыхания. Малыш должен развивать легкие. Лучше всего придумать интересный рассказ. Слушая его, ребенок будет выдыхать со звуком, задерживать дыхание.
Закаливание
Закаливание — одно из обязательных средств физического развития по ФГОС. Существует несколько видов закаливания:
- Прогулки. Если ребенок здоров, то с ним нужно гулять в любую погоду.
- Умывание прохладной водой, полоскание горла перед сном водой комнатной температуры.
- Прогулки босиком. Проводятся только летом.
- Обливание. Школьникам можно обливаться водой, делать контрастный душ. Приучать детей к этой процедуре стоит очень осторожно, начиная с комфортной температуры, увеличивая нагрузку на организм постепенно, формируя привычку.
Таким образом, физическое воспитание — это неотъемлемая часть жизни любого малыша. Регулярные занятия спортом, подвижные игры, бег, прогулки на свежем воздухе обеспечат полноценное развитие ребенка, благотворно повлияют на состояние его здоровья.
Источник
Современные условия жизни предъявляют
повышенные требования к состоянию физического и
психического состояния человека, особенно детей
начиная с самого раннего возраста, и
соответствовать этим требованиям могут только
здоровые дети. В связи с этим, проблема раннего
формирования культуры здоровья актуальна,
своевременна и достаточно сложна. Известно, что
дошкольный и младший школьный возраст являются
решающими в формировании фундамента физического
и психического здоровья. Именно до 7 лет человек
проходит огромный путь развития, не повторяемый
на протяжении последующей жизни. В этот период
идёт интенсивное развитие органов и систем
организма, закладываются основные черты
личности, формируется характер, отношение к себе
и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у
детей базу знаний и практических навыков
здорового образа жизни, осознанную потребность в
систематических занятиях физической культуры и
спортом.
Таким образом, ведущей идеей дошкольных
образовательных учреждений является
формирование здорового ребёнка и на этой базе
развитие его духовного потенциала и широкого
спектра творческих способностей.
Совершенствование физического воспитания
детей дошкольного и младшего школьного возраста
приобрело особую значимость в связи с
перестройкой образования в нашей стране. Это
даёт ключевые позиции обновления детского сада
– охрана и укрепление здоровья детей (как
физического, так и психического), гуманизация
целей и принципов образовательной работы с
детьми, обеспечение преемственности между всеми
сферами социального становления ребёнка.
Укрепление преемственных связей между
дошкольным и начальным образованием имеет
важное значение для развития всей системы
образования в целом. Концепция непрерывного
образования рекомендует рассматривать
преемственность между дошкольным и начальным
звеньями образования как связь и
согласованность каждого компонента образования
(целей, задач, содержания, методов, средств, форм
организации), обеспечивающих эффективное
поступательное развитие ребёнка, его успешное
воспитание и обучение на данной ступени
образования.
Период детства наиболее важный в становлении
двигательных функций ребёнка, особенно его
физических качеств. Поэтому необходима система
контроля за физическим развитием, физической
подготовленностью и работоспособностью ребёнка.
В процессе физического воспитания следует
создать такие условия, в которых физические
возможности ребёнка-дошкольника и младшего
школьника раскроются полностью. Этому может
способствовать индивидуальный подход к детям,
обеспечение соответствующего уровня
физического развития – состояния здоровья,
уровней физической подготовленности и
двигательной активности. Именно в процессе
физического развития ребёнка необходимо
соблюдать преемственность целей, задач,
содержания, методов и форм работы, в том числе и в
определении физической подготовленности детей.
Существует множество методик диагностики для
определения физической подготовленности детей.
Работая в прогимназии с детьми дошкольного и
младшего школьного возраста, мы столкнулись с
тем, что нет единой системы определения
физической подготовленности, по которым можно
проследить уровень развития двигательных умений
и навыков, физических качеств ребёнка с 3 до 10 лет.
В диагностических методиках не учитывается
принцип преемственности в определении
физической подготовленности детей дошкольного и
младшего школьного возраста. М. А. Рунова в своей
книге “Двигательная активность ребёнка в
детском саду. 5-7 лет” предлагает для определения
физического развития ребёнка-дошкольника 15
диагностических тестов. Г.Н. Сердюковская (1995 г.) —
5 тестов. В.Н. Шебеко (1996 г.) и другие — по 9 тестов. В
начальной же школе из всех этих тестов берутся во
внимание только 6. Всё остальное проходит через
изучение техники выполнения элементов. Нет
преемственности и в последовательности
нормативов одних и тех же тестов у дошкольников и
младших школьников. В тестах нет единой системы
определения норм и результатов.
Резкие контрасты условий детского сада и школы
приводят к ослаблению здоровья, психологическим
травмам детей, что ведёт к более длительному
адаптационному периоду, так как организм и
психика ребёнка ещё не приспособлены к условиям
школы.
В условиях прогимназии, в едином
образовательном пространстве с детьми
дошкольного и младшего школьного возраста
работает один специалист. Поэтому проблема проведения
диагностических тестов, определение
качественной оценки физической
подготовленности, развития и достижений детей,
отсутствие единой программы , по которой можно
определить динамику физического развития
каждого ребёнка перед нами встала особенно
остро.
Работая над этой проблемой, мы поставили перед
собой цель: опираясь на “Комплексную
программу физического воспитания 1-11 классов”
(Авторский коллектив В.А. Лях, Л.Б. Кофман), на
диагностические тесты физического воспитания
дошкольного возраста М.А.Руновой,
Г.Н.Сердюковской, разработать единую систему
физической подготовленности детей для нашего
учреждения, где будет прослеживаться развитие
ребёнка с 3 до 10 лет.
На основании оценки физической
подготовленности изучаются особенности
моторного развития ребёнка, разрабатываются
необходимые средства и методы их физического
воспитания, раскрываются неравномерности в
развитии двигательных функций. Всё это даёт
возможность установить причины отставания или
опережения в усвоении программы, наметить
педагогические приёмы, способствующие
оптимизации двигательной активности детей в
условиях данного учреждения.
При определении уровня физической
подготовленности ребёнка следует
ориентироваться на следующие факторы:
- степень овладения ребёнком базовыми умениями и
навыками в разных играх и упражнениях,
элементами техники всех основных видов движений; - умение активно участвовать в разных видах
двигательной деятельности, самостоятельно
использовать свой арсенал движений в разных
условиях; - развитие физических качеств и двигательных
способностей: быстроты реакции, ловкости,
гибкости, силы, выносливости, координационных
способностей; - общая двигательная активность ребёнка в
течение всего времени пребывания в дошкольном
учреждении.
Начиная со второй младшей группы и до третьего
класса, нами разработана единая диагностика, что
позволяет выявить динамику физической
подготовленности по идентичным показателям (приложение 1). При этом не
нарушается структура основных образовательных
программ детского сада и школы.
Физическая подготовленность проверяется по 6
основным тестам: скоростным,
скоростно-силовым, выносливости, координации,
гибкости, силы. После обследования анализируются
показатели каждого ребёнка и сопоставляются с
нормативными данными.
Тесты по физической подготовленности
позволяют определить физические качества
(быстрота, сила, гибкость, выносливость,
ловкость); сформированность двигательных умений
и навыков. Предлагается перечень тестов общих
для дошкольников и школьников.
1. Тест на определение скоростных качеств:
Быстрота — способность выполнять
двигательные действия в минимальный срок.
Быстрота определяется скоростью реакции на
сигнал и частотой многократно повторяющихся
действий.
Цель: Определить скоростные качества в беге
на 30 м. с высокого старта.
Методика: В забеге участвуют не менее двух
человек. По команде “На старт!” участники
подходят к линии старта и занимают исходное
положение. По команде “Внимание!” наклоняются
вперёд и по команде “Марш!” бегут к линии финиша
по своей дорожке. Фиксируется лучший результат.
2. Тест на определение координационных
способностей:
Координация движений показывает возможность
управления, сознательного контроля за
двигательным образцом и своим движением.
Цель: Определить способность быстро и точно
перестраивать свои действия в соответствии с
требованиями внезапно меняющейся обстановки в
челночном беге 3*10 м.
Методика: В забеге могут принимать участие
один или два участника. Перед началом забега на
линии старта и финиша для каждого участника
кладут кубики. По команде “На старт!” участники
выходят к линии старта. По команде “Марш!” бегут
к финишу, обегая кубик на старте и на финише и так
три раза. Фиксируется общее время бега.
3. Тест на определение выносливости:
Выносливость — способность противостоять
утомлению и какой-либо деятельности.
Выносливость — определяется функциональной
устойчивостью нервных центров, координацией
функций двигательного аппарата и внутренних
органов.
Цель: Определить выносливость в непрерывном
беге за 6 минут у детей школьного возраста и в
беге до утомления у детей дошкольного возраста.
Методика: Бег можно выполнять как в
спортивном зале, так и на стадионе. В забеге
одновременно участвуют 6-8 человек; столько же
участников по заданию учителя занимаются
подсчётов кругов и определением общей длины
дистанции. Для более точного подсчёта беговую
дорожку целесообразно разметить через каждые 10
м. По истечении 6 мин. бегуны останавливаются, и
определяются их результаты (в метрах).
Заранее разметить дистанцию- линию старта и
половину дистанции. Инструктор по физическому
воспитанию бежит впереди колонны в среднем темпе
1-2 круга, дети бегут за ним, затем дети бегут
самостоятельно, стараясь не менять темпа. Бег
продолжается до появления первых признаков
усталости. Тест считается правильно выполненным,
если ребёнок пробежал всю дистанцию без
остановок. В индивидуальную карту записываются
два показателя: продолжительность бега и длина
дистанции, которую пробежал ребёнок.
4. Тест на определение скоростно-силовых
качеств:
Скоростно-силовые способности, являются
соединением силовых и скоростных способностей. В
основе их лежит функциональные свойства
мышечной и других систем, позволяющие совершать
действия, в которых наряду со значительной
механической силой требуется и значительная
быстрота движений.
Цель: Определить скоростно-силовые качества
в прыжке в длину с места.
Методика: Ребёнок встаёт у линии старта,
отталкивается двумя ногами, делая интенсивный
взмах руками, и прыгает на максимальное
расстояние в прыжковую яму. При приземлении
нельзя опираться сзади руками. Расстояние
измеряется от линии до пятки сзади стоящей ноги.
Записывается лучший результат.
5. Тест на определение гибкости:
Гибкость — морфофункциональные свойства
опорно-двигательного аппарата, определяющие
степень подвижности его звеньев. Гибкость
характеризует эластичность мышц и связок.
Цель: Определить гибкость, стоя на
гимнастической скамейке у детей дошкольного
возраста и из положения стоя на полу у детей
школьного возраста.
Методика: Наклон вперёд из положения стоя на
гимнастической скамейке: Ребёнок становится на
гимнастическую скамейку (поверхность скамейки
соответствует нулевой отметки). Наклониться
вниз, стараясь не сгибать колени. По линейке
установленной перпендикулярно скамье, записать
тот уровень, до которого дотянулся ребёнок
кончиками пальцев. Если ребёнок не дотягивается
до нулевой отметки (поверхности скамьи), то
результат засчитывается со знаком минус. Во
время выполнения данного теста можно
использовать игровой момент “достань игрушку”.
Наклон вперёд из положения сидя на полу: На полу
мелом наносится линия А-Б, а от её середины —
перпендикулярная линия, которую размечают через
1см. Ребёнок садится так, чтобы пятки оказались на
линии А-Б. Расстояние между пятками-20-30см., ступни
вертикальны. Выполняется три разминочных
наклона, и затем четвёртый, зачётный. Результат
определяют по касанию цифровой отметки
кончиками пальцев соединенных рук.
6. Тест на определение силовых способностей:
Сила — способность преодолевать внешнее
сопротивление и противостоять ему за счёт
мышечных усилий.
Цель: Определить силу в подтягивание на
перекладине из виса хватом сверху у мальчиков, из
виса лёжа на подвесной перекладине (до 80см.) у
девочек школьного возраста; метание мешочков у
детей (150-200гр.) дошкольного возраста.
Методика: По команде “Начинай!” производят
подтягивание до уровня подбородка и опускание на
прямые руки. Выполнять плавно, без рывков. При
выгибании тела, сгибании ног в коленях попытка не
засчитывается. Количество правильных выполнений
идёт в зачёт. Девочки подтягиваются, не отрывая
ног от пола.
Метание мешочка правой (левой) рукой способом
“из-за спины через плечо”. Встать за контрольную
линию, бросить мешок с песком как можно дальше.
Засчитывается самый лучший бросок.
При проведении физической диагностики
необходим стандартный набор спортивного
оборудования:
- прыжковая яма для выявления скоростно-силовых
качеств; - перекладина и мешочки с песком 150-200гр. для
выявления силовых качеств; - гимнастическая скамейка и линейка для
выявления гибкости; - беговая дорожка и секундомер для выявления
выносливости, скорости.
Всё оборудование имеется в нашем учреждении и в
любом другом учебном учреждении города и
республики, что позволяет использовать нашу
систему для опред