Умственного развития ребенка и быстрейшего усвоения им речевых навыков

Умственного развития ребенка и быстрейшего усвоения им речевых навыков thumbnail

Как правило, развитие речи у ребенка – один из самых волнующих вопросов для родителей. Считается, что развитие речи служит показателем и умственного развития ребенка.
Умственное развитие ребенка: Развитие речи.

Это не всегда верно. И имеет, скорее, обратную тенденцию: при задержке речи у ребенка замедляются навыки общения и обучения. На запаздывание речи могут влиять различные факторы: от перенесенных инфекций до слабого мышечного тонуса лица и плохого слуха.

Признаки проблем развития речи у дошкольников

Поскольку, чем раньше выявляются эти проблемы, тем успешнее с ними можно справиться, врачи рекомендуют обращать внимание на следующие настораживающие признаки:

  • 3-4-месячный ребенок не проявляет ответной реакции на вашу улыбку и жесты.
  • 7-месячный ребенок не лопочет и не повторяет за вами простые звуки.
  • Годовалый ребенок не говорит простых слов, например «мама» или «дай».
  • В активной лексике полуторагодовалого малыша менее 10 слов.
  • Речь 2-годовалого ребенка могут разобрать только родители, бабушка или няня.
  • В активной лексике ребенка в возрасте 2,5 лет менее 25 слов.
  • У ребенка с рождения до 5 лет рот постоянно открыт, наблюдается повышенное слюноотделение без явных причин (не связанное с ростом зубов), или у ребенка возникают трудности с сосанием или жеванием.

Если у ребенка наблюдаются эти признаки, то это повод обратиться к врачу.

Активная и пассивная лексика ребенка

Но что, если, например, к двум годам ребенок может произносить лишь несколько слов, но в то же время вам кажется, что он вас хорошо понимает, выполняет ваши просьбы или слушает, как вы читаете ему книжку? Стоит ли беспокоиться в этом случае? Чтобы это понять, необходимо принимать в расчет два аспекта речевого развития. Ребенок пользуется как «активной», так и «пассивной» лексикой. К «пассивной» лексике относятся те слова, которые ребенок понимает. Если «пассивная» лексика у двухгодовалого ребенка развита, он хорошо понимает обращенную к нему речь и может выполнять простые просьбы.

К «активной» лексике относятся слова, которые ребенок может произносить и которыми он пользуется для общения. От 2 до 3 лет «активная» лексика должна возрасти до примерно 300 слов. Каждый месяц в словаре ребенка должно появляться несколько новых слов. Кроме того, ребенок должен уметь строить простые фразы из двух слов, например «Дай сок!» Но термин «слова» в данном случае вовсе не означает полноценных внятных слов, а скорее принадлежность одного и того же звука одному и тому же объекту, например звуки «Ба» должны всегда означать «бабушка». Кстати, первыми словами ребенка обычно становятся не просто те, которые они слышат чаще всего, а наиболее часто слышимые односложные слова или фразы из одного слова: «Нет!», «Пока!», «Дай!»

Если вам кажется, что развитие «активной» лексики ребенка запаздывает, понаблюдайте, насколько хорошо он пользуется жестами. Например, ребенок может не смочь сказать «Мама, я хочу есть. Дай мне банан.». Но он может взять вас за руку, отвести на кухню и показать пальцем на банан. Если ваш ребенок может использовать для общения с вами комплекс жестов, значит его развитие совершенно нормально, и его «активная» лексика скоро придет в норму. А пока вам следует обязательно придавать звукам ребенка значение слов. То есть, если ребенок показывает на мяч и говорит «Мя», вам нужно ответить «Да, это мячик.»

Если же у ребенка плохо развита и «активная» и «пассивная» лексика, то следует обратиться к врачу. Примите также в расчет то, что речевое развитие мальчика может слегка запаздывать по сравнению с речевым развитием девочек. Считается, что мальчики начинают говорить позже девочек. Правда, у мальчиков с запаздыванием речевого развития и в два раза чаще диагностируются проблемы со слухом или с распознаванием речи.

Как ускорить речевое развитие ребенка?

  • Больше разговаривайте с ребенком, начиная с самого его рождения. Всегда отвечайте на младенческий лепет и агуканье.
  • Больше читайте малышу, задавайте вопросы, и обсуждайте вещи, которые составляют окружающий ребенка мир.
  • Показывайте ребенку окружающие его вещи и называйте их. Объясняйте ребенку, что именно вы делаете в данный момент. Четко произносите слова и повторяйте фразы несколько раз.
  • Используйте в своей речи как можно больше описательных слов и синонимов. Например, вместо того, чтобы попросить малыша дать вам просто «машинку», скажите «Дай мне маленькую красную машинку», даже если других машинок в зоне видимости нет. Чем больше слов он слышит, тем активней будет его лексика.
  • Разучивайте с ребенком стишки и песенки.
  • Всегда внимательно и терпеливо выслушивайте, если ваш ребенок хочет вам что-то сказать.


Марина Аль-Рабаки

Также по теме

Умственного развития ребенка и быстрейшего усвоения им речевых навыков

03.02.2005

Как развить речь малыша?

Сопровождайте словами все свои действия, например, с кулаками и игрушками. А когда ребёнок начнёт за вами повторять, спрашивайте его, что он делает.

Умственного развития ребенка и быстрейшего усвоения им речевых навыков

29.11.2007

Разговаривать с малышом важно и нужно

Уже с момента своего рождения ваш малыш ведет с вами настоящий диалог, в котором он отвечает мимикой и жестами. Эта форма общения очень важна для полноценного развития малыша.

Умственного развития ребенка и быстрейшего усвоения им речевых навыков

17.04.2015

Развитие речи малыша по методике О.Н.Тепляковой

С первых дней жизни маленький человек начинает осваивать новые умения: знакомиться с окружающим миром, самим собой, учится сидеть, ползать, ходить, говорить.

Обсудить любой вопрос, связананием ребенка или его воспитанием, а так же просто пообщаться с другими родителями лучше всего на нашем форуме для мам и пап! Добро пожаловать!

Источник

Умственного развития ребенка и быстрейшего усвоения им речевых навыков

ТОП 10:

Как и система восприятия, умственные способности и речевые навыки ребенка в течение первого года жизни претерпевают целый ряд изменений, в процессе которых они постоянно совершенствуются. Умственное развитие и усвоение языка неотделимы друг от I друга, т. к. язык является средством выражения мыслей. Новорожденные «думают» примитивным способом, связывающим их ощущения и двигательные акты, они общаются с помощью не слов, а всего лишь отдельных, подчас совершенно несвязных, самых простых звуков. Но с развитием двигательных навыков и способностей восприятия их умственные способности и речевые навыки усложняются. Порождение речи начинается еще с нечленораздельного крика новорожденного. Вскоре в коммуникативном репертуаре младенца появляются различные формы крика и гуление. С самого рождения значительный участок левого полушария головного мозга столь развит, что позволяет младенцам воспринимать речь и реагировать на нее. К концу первого года ребенок «мыслит» целенаправленно и пользуется первыми словами.

Согласно Ж. Пиаже, способность детей специфическим образом организовывать получаемую извне информацию является врожденной: дети рождаются с готовыми схемами— упорядоченными образцами поведения, с помощью которых они «управляют» своими действиями и «организуют» информацию. Самые первые схемы включают в себя такие рефлексы, как сосание, хватание и плач, а также зрительные и слуховые способности. Взаимодействуя с окружением, дети расширяют и меняют эти схемы. Для этого они «используют» механизм ассимиляции,т. е. пытаются приспособить новую информацию к известным им схемам, не изменяя их в принципе. Но если в мозг поступает отличающаяся от знакомой или противоречивая информация, то дети вынуждены менять схемы с помощью механизма аккомодации,приспосабливая старые схемы к новой информации. Способность к усвоению позволяет детям сначала «укладывать» новую информацию в имеющуюся у них схему без изменения самой схемы, потом приспосабливать ее к этой схеме и, наконец, изменять саму схему при поступлении информации, противоречащей ей. Конечно же, дети пользуются методами ассимиляции (уподобления) или аккомодации (приспособления) не только дифференцированно, но используют их и во взаимосвязи, если предполагается адаптация действий и информации к изменяющимся требованиям внешней среды. По Пиаже, умственные способности, интеллект ребенка измеряются его способностью приспосабливаться к нарастающей сложности условий жизни.

Читайте также:  Методики для развития общения у ребенка

Возраст от рождения до одного года соответствует сенсо-моторно»му периоду развития интеллекта в периодизации Ж. Пиаже. Дети еще не владеют языком, их знания о людях и предметах складываются на основе информации, получаемой ими от собственных органов чувств и случайных движений. Сенсо-моторный период развития ребенка, когда главную роль в его умственном развитии играют его непосредственные ощущения и восприятия, согласно Пиаже, состоит из следующих стадий.

Стадия упражнение рефлексов(от рождения до месяца). На этой стадии сенсо-моторного периода развития детей все обучение осуществляется посредством рефлекторных действий и пяти чувств. Почти все поведение новорожденных подчинено тому, чтобы «освоить» так или иначе соприкасающиеся с ними предметы с помощью системы врожденных рефлексов сосания и хватания. Новорожденные не отличают одни предметы от других и потому со всеми предметами поступают одинаково.

Согласно Пиаже, дети «упражняют» все навыки, которыми они обладают в данный период развития. У новорожденного таких навыков совсем немного — только безусловные рефлексы.

Стадия первичные круговые реакции(один-четыре месяца). Поведение ребенка на этой стадии регулируется более разработанными и совершенными схемами, чем рефлексы, свойственные первой стадии. Если до сих пор сосание большого пальца было случайным, то теперь ребенок произвольно, намеренно «руководит» движением своего пальца, направляя его ко рту. Ребенок поворачивает голову в направлении звуков, издаваемых матерью. Он следит за ее перемещениями по комнате. Такое поведение малыша свидетельствует о наличии у него способности координировать слух и зрение. Это также признак того, что развилась способность сосредоточивать внимание на каких-либо объектах — предметах или людях.

Стадия вторичные круговые реакции(четыре-восемь месяцев). На этой стадии малыши выполняют целенаправленные действия, их поведение становится еще более контролируемым. Схемы, которые развились в сознании малыша на ранних стадиях, теперь координируются им. Как и на предыдущей стадии то или иное поведение проявляется случайно. Но если результат доставляет удовольствие, то малыш будет повторять его. Если для младенцев на второй стадии объекты, находящиеся вне поля их зрения, не существуют, то к концу третьей стадии у них начинает складываться некоторое представление о постоянстве предметов и людей. Осознание постоянства людей или предметов — это понимание того, что они существуют и в том случае, если их нельзя увидеть. Дети осознают, что, хотя игрушка пропала из поля зрения, а мама ушла в другую комнату, все равно игрушка существует, а мама исчезла не навсегда. Осознание постоянства людей появляется у малышей прежде, чем они могут осознавать постоянство предметов, но происходит это при том условии, что о них заботятся родители. Если же ребенок больше проводит время с игрушками, то понимание постоянства предметов развивается первым. На третьей стадии дети могут «угадывать» местоположение движущихся объектов. Более полным становится понимание постоянства людей и предметов уже на четвертой стадии.

Стадия координации вторичных схем(восьмой-двенадцатый месяцы). В этом возрасте малыши проявляют первые умения предвосхищать события. В качестве иллюстрации этой стадии Ж. Пиаже описал страх и плач своей дочери, когда ей помазали спиртом небольшую царапину: спустя два дня, словно предугадывая дальнейшие события, девочка начинала плакать уже тогда, когда ее мама брала пузырек в руки.

Представленные стадии демонстрируют особое значение взаимодействия созревания и опыта и активной адаптивной роли ребенка в собственном научении. Для Пиаже ребенок — маленький исследователь, открывающий для себя мир предметов и социальных отношений.

Согласно Н. Хомскому, человек обладает врожденными языковыми структурами. Врожденный Механизм Овладения Языком(Н. Хомский) позволяет детям избирательно перерабатывать получаемую извне языковую информацию. Слыша речь других людей, дети бессознательно выводят из услышанного грамматические правила и в соответствии с ними строят собственные высказывания. Этот процесс имеет определенную стадиальность: вначале усваиваются простейшие речевые формы, и только на их основе — более сложные, соответствующие нормам грамматики усваиваемого языка.

Дети с рождения включаются в процесс общения. Если первый плач новорожденного имеет рефлекторный характер, то уже в месяц он плачет с определенной целью: чтобы сообщить о голоде, о неприятных ощущениях, из желания обратить на себя внимание взрослых. Основными механизмами речевого развития в младенчестве становятся подражаниеи подкрепление.Подражание лежит в основе овладения звуковым богатством языка и его словарным запасом. Подкрепление же выступает как сильно действующий компонент научения — дети будут прибегать к использованию тех речевых средств, которые помогли им достичь желаемого результата. В два-три месяца ребенок начинает экспериментировать с гласными звуками, «пропевая» их: «э-э-э», «о-о-о», «а-а-а». Исследователи считают воркование «вокальной игрой» и утверждают, что оно появляется тогда, когда дети чувствуют себя комфортно. Шестимесячный ребенок постепенно расширяет число произносимых звуков, начиная со случайного лепета и добавляя к доязыковым навыкам некоторые согласные звуки. Произношение последних требует более четкого контроля за языком и губами, чем гуление. Теперь ребенок комбинирует гласные и согласные звуки, произнося что-то вроде «ба-ба-ба» или «да-да-да». Эти звуки и их сочетания пока еще неосмысленны и случайны, но имеют важное значение, поскольку благодаря им дети развивают звукопроиз-ношение. К восьми месяцам дети начинают осваивать более сложный лепет, учатся произносить звуки родного языка. Плач, гуление или лепет одинаковы у малышей всех национальностей. Стадия усложнения лепета продолжается примерно до года. К этому времени они осваивают звуки родного языка и могут воспроизводить их по своему усмотрению. Данный этап речевого развития получил название автономной детской речи.Особенностями автономной речи являются ее ситуативностьи многозначность.Это значит, что одним словом дети обозначают целую ситуацию и употребляют его в нескольких значениях. Слова автономной речи могут отдаленно напоминать взрослую речь — если составляются из начальных и последних слогов слова, а могут и вовсе не иметь с ней никакого сходства («ням-ням», «бай-бай»). Взрослым не следует поощрять автономную речь и самим ею пользоваться. Правильнее «не понимать» детей, стимулируя их изъясняться с . помощью грамматических норм родного языка. Согласно Л. С. Выготскому, развитие речи связано с аффективным напряжением. Подобное напряжение возникает, когда нарушается равновесие между возможностью ребенка изъясниться и готовностью взрослого принять его способ речевого общения. Требуемый взрослым уровень речевых действий детей должен быть ориентирован на зону их ближайшего речевого развития.

Читайте также:  Наличие отклонений и особенности развития ребенка

Динамика речевого развития



Источник

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Ясли-сад №288 г.Донецка»

Консультация для родителей на тему:

Развитие правильной речи –

важное условие умственного развития и подготовки ребенка к школе.

Выполнила: воспитатель

Коваленко К.С.

Донецк 2017

Консультация для родителей

Развитие правильной речи – важное условие

умственного развития и подготовки ребенка к школе.

Современная школа требует от ребенка высокого уровня умственного и речевого развития. Язык (речь) человека не только средство общения, но и средство выражения мысли. Чем образнее и правильнее речь, тем точнее выражается мысль. Развитие речи влечет за собой развитие мыслительных операций, и, наоборот, развитие мышления способствует развитию речи. Если уровень речевого развития ребенка высок, то он не только хорошо читает и грамотно пишет, но и лучше понимает и воспринимает изучаемое, четко излагает свои мысли.

Существует несколько взаимосвязанных видов речи: устная речь, внутренняя речь и письменная речь, все они неразрывно связаны с мышлением. Устная речь – это речь, произносимая вслух, она всегда обращена непосредственно к собеседнику и служит целям непосредственного общения людей, то есть является коммуникативной. В её содержании, темпе, ритме, плавности находят выражение многие стороны личности. Одни люди говорят весьма эмоционально, другие о тех же событиях говорят без особых эмоций, у одних речь лаконична, у других чрезмерно пространна, у разных людей — разный словарный запас. На содержание и непосредственное исполнение устной речи оказывает определяющее влияние мышление, и внимательный собеседник без труда определит, насколько активно в данный момент, насколько гибко в корне своем мышление говорящего, в какой степени развит его активный словарь и насколько оперативно собеседник управляется со своими мыслительными операциями. Разумеется, по одному или нескольким беседам нельзя судить о развитости мышления и уровне интеллекта собеседника, всегда нужно учитывать общее состояние человека, степень заинтересованности его в предложенной теме. Особенно, когда речь заходит об уроне развитости речи и мышления у детей, ведь произвольное внимание, когда они способны волевым усилием поддерживать беседу, формируется только в школьном возрасте.

Мышление органично связано с речью и языком. Их возникновение и развитие знаменуют собой появление новой особой формы отражения действительности и управления ею. Важно отличать язык от речи. Язык – это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, которые имеют тот же смысл и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков. Речь – это совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, которые имеют тот же смысл и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков. Язык един для всех людей, пользующихся им, речь – индивидуальна. В речи выражается психология отдельно взятого человека или общности людей, для которых данные особенности речи характерны; язык отражает в себе психологию народа, для которого он является родным, причём не только ныне живущих людей, но и предшествующих поколений. Речь без усвоения языка невозможна, в то время как язык может существовать и развиваться относительно независимо от человека, по законам, не связанным ни с его психологией, ни с его поведением.

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни. Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза – индивидуальное развитие организма от момента его зарождения до конца жизни – параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. Усвоение ребенком родного языка проходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей. Для того чтобы понять патологию речи, необходимо четко представлять весь путь последовательного речевого развития детей в норме, знать закономерности этого процесса и условия, от которых зависит его успешное протекание.

Для ребенка-дошкольника хорошая речь — залог успешного обучения и развития в школе. Дети с плохо развитой речью отстают, нередко оказываются в числе неуспевающих по разным предметам.

Основная задача детского сада — развивать устную связную речь ребенка. Характерные особенности такой речи не только развернутость, но и произвольность. К семи годам речь ребенка должна быть содержательной, опираться на достаточные знания. Но этого мало — содержание должно быть выстроено в логической последовательности: существенные эпизоды нельзя пропускать, нельзя переставлять их беспорядочно, следует избегать ненужных вставок, логично переходить от одной части к другой, уметь закончить высказывание. При этом ребенок должен — правильно произносить все звуки и слова родного языка.

Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления (появления) у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного развития ее. Своевременное – значит начатое с первых же дней после рождения ребенка; полноценное – значит достаточное по объему языкового материала и побуждающее ребенка к овладению речью в полной мере его возможностей на каждой возрастной ступени.

Внимание к развитию речи ребенка на первых возрастных ступенях особенно важно потому, что в это время интенсивно развивается мозг, формируются его функции. Согласно исследованиям физиологов, функции центральной нервной системы легко поддаются тренировке именно в период их естественного формирования. Без тренировки развитие этих функций задерживается и даже может остановиться навсегда.

По данным Кольцовой М. М для функции речетворчества таким «критическим» периодом развития являются первые три года жизни ребенка: к этому сроку в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребенок овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливает большой запас слов. Если же в первые три года речи малыша не было уделено должного внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное.

Читайте также:  Влияние развивающей среды на речевое развитие ребенка

Процесс усвоения родной речи – это закономерный процесс развития, совершенствования речетворческой системы организма отдельного человека. Закономерностью усвоения языка мы называем зависимость интенсивности образования речевых навыков от развивающего потенциала языковой среды – естественной (в домашнем обучении) или искусственной, т. е. языковой среды, специально подготовленной методическими средствами (в детских дошкольных учреждениях).

Закономерность усвоения речи: способность к восприятию родной речи зависит от натренированности мускулатуры органов речи ребенка. Родная речь усваивается, если ребенок приобретает способность артикулировать фонемы и моделировать просодемы, а также вычленять их на слух из комплексов звуков. Для овладения речью у ребёнка должны быть отработаны движения речевого аппарата (а затем при усвоении письменной речи – глаз и руки), необходимые для произнесения каждой фонемы данного языка и их позиционных вариантов и каждой просодемы (модуляции силы голоса, высоты тона, темпа, ритма, тембра речи), и движения эти должны быть скоординированы со слухом.

Речь усваивается, если ребенок, слушая чужую речь, повторяет (вслух, а затем и про себя) артикуляции и просодемы говорящего, подражая ему, т. е. если его речевые органы активно действуют.

Серьёзное значение имеют особенности психики ребёнка: ребёнок должен чётко воспринимать слова и звуки, запомнить их и точно воспроизвести. Хорошее состояние слуха, умение внимательно слушать имеют решающее значение. Ребёнок должен сам правильно воспроизвести услышанное. Для этого должен чётко действовать его речевой аппарат: периферический и центральный отдел (мозг).

Большинство родителей полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы и он станет грамотно читать и писать. Однако, как показывает практика, знание букв не исключает серьезных затруднений у дошкольников при обучении грамоте.

Но основные причины подобного явления — нарушение фонема­тического восприятия, дефекты произношения, а также не сформированность навыков звукового анализа и синтеза.

Навык чтения формируется у ребенка только после овладения слиянием звуков речи в слоги и слова.

То есть, если мы хотим, чтобы ребенок усвоил письменную речь (чтение и письмо) быстро, легко, а также избежал многих ошибок, следует обучить его звуковому анализу и синтезу.

В свою очередь звуковой анализ и синтез должны базироваться на устойчивом фонема­тическом восприятии каждого звука родного языка.

Фонематическим восприятием или фонематическим слухом, принято называть способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы).

Эта способность формируется у детей постепенно, в процессе естественного развития.

Итак, несовершенное фонематическое восприятие, с одной стороны, отрицательно влия­ет на становление детского звукопроизношения, с другой — тормозит, усложняет формиро­вание навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны.

Значит, необходимыми предпосылками для обучения грамоте дош­кольника являются: сформированное фонематическое восприятие, правильное произношение всех звуков родного языка, а также наличие элементарных навыков звукового анализа.

Наиболее значимым для ребёнка семи лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становиться школьником.

Ребёнок сочетает в себе следы дошкольного детства с новыми качествами школьника. Переход от игровой деятельности к учебной существенно влияет на мотивы и поведение ребёнка. Качество учебной деятельности будет зависеть от того, насколько были сформированы предпосылки в дошкольном периоде.

Очень важно:

  • как протекало физическое развитие ребёнка, его особенности;

  • состояние физического слуха (частые отиты);

  • развитие мелкой моторики пальцев рук, общей моторики, отклонения в развитии;

  • состояние нервной системы (возбудимость, подавленность и т. д.);какими знаниями и представлениями об окружающем мире владеет ребёнок (пространство, время, счётные операции);

  • развитие произвольного внимания, опосредованного запоминания, умения слушать учителя;

  • познавательная активность, желание учиться, интерес к знаниям, любознательность;

  • коммуникативная деятельность, готовность к совместной с другими детьми работе, сотрудничеству, взаимопомощи.

На базе этих предпосылок в младшем школьном возрасте начинают формироваться новые, необходимые для обучения качества. Готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и не завершается в первом классе.

Понятие готовности к обучению включает не только качественную характеристику запаса знаний и представлений ребёнка, но и уровень развития обобщающей деятельности мышления. Школьное обучение предъявляет ребёнку новые требования к его речи, вниманию, памяти. Существенную роль играет психологическая готовность ребёнка к обучению, т. е. осознание им общественной значимости его новой деятельности.

Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребёнком родного языка, как средства общения.

1. К школьному возрасту у ребёнка должна быть сформирована вся звуковая сторона речи.

Ребёнок должен владеть правильным, чётким звукопроизношением всех групп звуков.

2. К шести годам полностью формируются фонематические процессы, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.

3. Готовность детей к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи. Это умение выделять начальный гласный звук из состава слова; анализ гласных из трёх звуков АИУ; анализ обратного слога гласный – согласный; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове и т. д.

4. Развитие словаря, умение пользоваться разными способами словообразования. Образование и правильное употребление слов с уменьшительно-ласкательным значением, умение образовывать слова в нужной форме. Выделять звуковые и смысловые различия между словами. Образовывать прилагательные от существительных.

5. К школьному возрасту формируется грамматический строй речи. Это умение пользоваться развёрнутой фразовой речью, умение работать с предложением. Правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами, грамматически правильно строить сложные предложения. Дети должны уметь составлять рассказы по картинке, по сериям сюжетных картинок.

Наличие у младших школьников даже слабо выраженных отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведёт к серьёзным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.

Основная задача родителей вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребёнка в дошкольном возрасте, чтобы оказать логопедическую коррекционную помощь до школы и предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе.

Чем раньше будет начато коррекционно-развивающее обучение, тем лучше будет его результат. Развитие правильной речи – важное условие умственного развития и подготовки ребенка к школе.

Источник