Умственное развитие ребенка в садике

екатерина манжосова
Статья для воспитателей «Умственное развитие детей»

Статья «Умственное развитие»

Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания чрезвычайно важна.

Один из ведущих специалистов в области умственного воспитания дошкольников, Н. Н. Поддьяков справедливо подчёркивает, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремится к исчерпающей сумме знаний, как это имело место в традиционной системе умственного воспитания.

Умственное развитие – это совокупность качественных и количественных изменений, происходящих в мыслительных процессах в связи с возрастом и под влиянием среды, а так же специально организованных воспитательных и обучающих воздействий и собственного опыта ребёнка. На умственном развитии ребёнка сказывается и биологические факторы: строение мозга, состояние анализаторов, изменения первой деятельности, формирование условных связей, наследственный фонд задатков.

Об умственном развитии ребёнка судит по объёму, характеру и содержанию знаний, по уровню сформированности познавательных процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, внимание, по способности к самостоятельному творческому познанию. С раннего возраста у ребёнка начинает формироваться совокупность индивидуальных способностей к накоплению знаний, совершенствованию мыслительных операций, другими словами, развивается его ум. В дошкольном возрасте с большей или меньшей степени проявляются такие свойства ума, как быстрота, широта, гибкость мыслительных процессов, глубина, креативность, самостоятельность.

Таким образом, умственное развитие детей дошкольного возраста зависит от и комплекса социальных и биологических факторов, среди которых направляющую, обогащающую, систематизирующую роль выполняет умственное воспитание и она бучение.

Умственное воспитание планомерное целенаправленное воздействие взрослых на умственное развитие детей с целью сообщения знаний, необходимых для адаптации к окружающей жизни, формирование на этой основе познавательных процессов, умения применять усвоенные знания в деятельности.

Умственное воспитание и умственное развитие находятся в тесном взаимодействии. Умственное воспитание во многом определяет умственное развитие, способствует ему. В дошкольные года наблюдается более высокие темпы умственного развития, чем в последующие возрастные периоды. Основная особенность умственного развития ребёнка дошкольного возраста – преобладание образовательных форм познания: восприятия, образовательного мышления, воображения. Для их возникновения и формирования дошкольный возраст обладает особыми возможностями.

Умственное воспитание ребёнка, как подчёркивал А. Н. Леонтьев, нельзя рассматривать в отрыве от психического развития, от богатства интересов, чувств и других черт, образующих его духовный облик. И на самом деле познавательные процессы, которые развивают у ребёнка, проявляются в различных видах деятельности. Таким образом, умственное воспитание, имея своей целью воздействие на ум, благотворно сказывается на становлении его нравственного облика, эстетическом развитии, приобретения привычки к здоровому образу жизни.

Основная функция умственного воспитания детей первых лет жизни – формирование познавательной деятельности, т. е. такой деятельности, в ходе которой ребёнок учится познавать окружающий мир. Маленький ребёнок познаёт окружающий мир в игре, труде, на прогулках, занятиях, в общении со взрослыми и сверстниками. Познавательная деятельность осуществляется в формах восприятия и мышления. При помощи восприятия ребёнок познаёт внешние свойства предметов в их совокупности (цвет, форму, величину). Отражение этих свойств в мозге создаёт образ предмета. Благодаря мышлению ребёнок постигает внутренние, скрытые свойства, связи между предметами и явлениями (причинно- следственные, временные, количественные).

Для полноценного умственного развития ребёнок первых лет жизни необходимо заботится о развитии его восприятия и мышления. В связи с этими важнейшими задачами умственного воспитания детей дошкольного возраста являются:

— сенсорное воспитание (развитие);

развитие мыслительной деятельности (овладение мыслительными операциями, познавательными процессами и способностями).

— становление речи.

Умственное воспитание детей этого возраста направленно на формирование познавательных мотивов, поэтому одна из его задач: — воспитание любознательности, познавательных интересов.

Так же можно сказать, что умственное воспитание дошкольников осуществляется в игровой деятельности. В специально созданных взрослыми играх (подвижных, дидактических) заключены разнообразные знания, мыслительные операции умственного действия, которые дети должны освоить.

В умственное воспитание входят и творческие игры они по своей природе отобразительные в них дети отражают свои впечатления об окружающей жизни, знания усвоенные ранее. Что касается продуктивных видов деятельности (труда, конструирования, изобразительной деятельности) они обладают своими специфическими возможностями для дальнейшего развития планирующей функции мышления. Ребёнок должен предвидеть результат производимых им действий, определять этапы выполнения работы, способы её организации. В этом и заключается умственное развитие детей дошкольного возраста.

Список используемой литературы:

1. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика: Учеб., пособие для студентов. М.: 2000г.

2. Усова А. П. Обучение в детском саду, 3-е изд., М.: 1981г.

Источник

Сюзанна Павлова
Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста

Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста

Павлова С. К. ,

воспитатель ГБОУ Школа №1494 д/с № 2146, г. Москва

Интеллектуальное развитие дошкольников – многогранный процесс, связанный с развитием всех сторон личности ребёнка, оно является важнейшей составной частью общего психического развития, подготовки к школе и ко всей будущей жизни. Осуществляется в результате воздействия на ребенка обстоятельств жизни и среды. Ведущая роль в интеллектуальном развитии принадлежит систематическому интеллектуальному воспитанию.

Интеллектуальное воспитание дошкольников — это систематическое и целенаправленное педагогическое воздействие на подрастающего человека с целью развития ума. Оно протекает как планомерный процесс овладения подрастающим поколением общественно-историческим опытом, накопленным человечеством и представленным в знаниях, навыках и умениях, в нормах, правилах, оценках [1].

Это воздействие осуществляется взрослыми и включает систему разнообразных средств, методов, создание условий, обеспечивающих интеллектуальное развитие детей. Интеллектуальное развитие, в зависимости от возраста имеет несколько стадий. В конце первого – начале второго года жизни, пока ребенок не овладел активной речью, ему присуще наглядно – действенное мышление. В этом возрасте он наглядно и активно знакомится с окружающей действительностью с помощью тактильного изучения предметов. Главными людьми, которые помогут ребенку ознакомиться с предметами и способами их использования, становятся родители. Именно эти навыки становятся первыми знаниями ребенка на пути последующего познания окружающего мира.

У дошкольников в возрасте 4-6 лет просыпается наглядно-образное мышление. То есть, дошкольники мыслят наглядными образами и при этом еще не знакомы с конкретными понятиями. Мышление детей на этом этапе подчинено их восприятию. Таким образом, интеллектуальное развитие ребенка делится на несколько периодов, и каждый предыдущий создает фундамент для последующего [2].

Главное условие интеллектуального развития ребенка – хорошая атмосфера в семье. Любящие родители, которые всегда адекватно отреагируют на просьбу, помогут дружеским советом и делом, создают благоприятную почву для развития. Спокойный, уверенный в своей значимости в этом мире ребенок будет с большим интересом изучать все, что его окружает, а значит и гармонично развиваться.

Интеллект ребенка – специфическая форма организации индивидуального познавательного опыта, обеспечивающая возможность эффективного восприятия и понимания окружающего мира. Но познание окружающего мира у дошкольников, в отличие от школьников, не концентрируется на учебных занятиях – оно осуществляется в повседневной жизни, в процессе общения со взрослыми и сверстниками, в игре, труде, различных видах продуктивной деятельности.

Для ребенка игра — это жизнь. Игра — один из сложнейших, а в жизни ребенка и важнейших, видов деятельности. С помощью игры можно привлечь интерес к учебе, познавательной и творческой деятельности, раскрыть артистические способности дошкольников. Можно организовать обучение и развитие ребенка в виде самой привлекательной, и главное, основной для него деятельности — игры. Обычно игра способствует умению действовать и все дольше концентрировать внимание. Тематические игры предполагают создание окружающих и вымышленных ситуаций, еду несуществующих блюд, кормление кукол придуманными кушаньями, они требуют наблюдательности, запоминания и воображения. Лепка, рисование развивают движения рук и чувство прекрасного.

В возрасте 5-7 лет, дети отличаются достаточно высоким уровнем умственного развития: появляется расчлененное восприятие, интенсивно развивается воображение, вырабатываются обобщенные нормы мышления.

Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания чрезвычайно важна, повышаются требования к умственному воспитанию подрастающего поколения. Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем на сегодняшний день. Современные дети живут и развиваются в эпоху компьютерных и информационных технологий, и их интеллектуальное развитие не может сводиться только к обучению конкретным умениям: чтению, вычислениям, письму, для успешной учебы им необходимо иметь развитое логическое мышление, устойчивое произвольное внимание, хорошо тренированную смысловую память. Основы этих сложных психических функций можно начинать формировать в старшем дошкольном возрасте. Развитие дошкольника можно осуществить только в естественном, самом привлекательном для него виде деятельности – игре. Ребенок, увлеченный замыслом игры, не замечает, что он «учится», хотя при этом сталкивается с учебными трудностями и преодолевает их. Педагогу лишь остается использовать эту естественную потребность для вовлечения детей в более сложные и творческие формы игровой активности [3].

Между тремя и шестью годами жизни дидактическое значение имеют головоломки, мозаика. Использование развивающих игр и головоломок в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность, перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности, организованной вначале совместно с педагогом, а потом и самостоятельно. Таким образом, можно сделать следующий вывод: сегодня существует необходимость искать новые пути, открывающие дополнительные резервы интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста.

Основными задачами умственного воспитания дошкольников являются:

• формирование правильных представлений об окружающем, о простейших явлениях природы и общественной жизни;

развитие познавательных психических процессов – ощущений, восприятий, памяти, воображения, мышления, речи;

развитие любознательности и умственных способностей;

развитие интеллектуальных умений и навыков;

• формирование простейших способов умственной деятельности.

Важнейшими задачами умственного воспитания в дошкольном возрасте являются:

• сенсорное воспитание (развитие);

развитие мыслительной деятельности (овладение мыслительными операциями, познавательными процессами и способностями);

• становление речи.

• воспитание любознательности, познавательных интересов.

• формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни как условие умственного роста.

Однако можно отметить общие для всех детей стадии развития определенных знаний и умений. В связи с этим, различают три модели умственного развития дошкольников.

1. Эмоциональная. С рождения и на протяжении полутора лет жизни ребенка наиболее активно происходит эмоциональное развитие. Это основа полноценного развития интеллекта малыша, его «путевка» в успешную жизнь. Поэтому ребенок с самого рождения должен находиться в спокойной домашней атмосфере, чувствуя любовь одобрение близких людей.

2. Логическая. В возрасте до 5 лет у детей активно развиваются органы слуха и зрения. Это идеальное время для «закладки» у ребят способностей к логическому мышлению, а также восприимчивости к музыкальным произведениям. Для того, чтобы этого достичь, необходимо играть с ребенком в развивающие игры, собирать конструкторы и решать логические задачки.

3. Речевая. Речевая модель умственного воспитания детей предполагает для развития природной способности запоминать информацию на слух. Например, ребенок дошкольного возраста намного легче и быстрее может выучить иностранный язык, чем любой взрослый. Поэтому такое дарование нужно развивать и поощрять в процессе воспитания. Это может быть чтение книжек, беседы на заданные темы, разучивание стихов и песенок [4].

Итак, интеллектуальное развитие является одним из важнейших направлений развития детей в возрасте 5-7 лет. Эффективным средством такого развития являются логические игры и головоломки. Обучение дошкольников развивающим играм и головоломкам стало хорошим примером того, как стремление к получению радости от игры постепенно переходит в радость учения.

Таким образом, используя всестороннее воздействие на сознание ребенка, можно вырастить гармонично развитую личность. Процесс интеллектуального развития дошкольников должны контролировать также и родители ребенка. Ведь только в семье ребенок получает родительское одобрение, поддержку и заботу.

Литература

1. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Л. Г. Нисканен, О. А. Шаграева, Е. В. Родина и др., /под. ред. Л. Г. Нисканен. — М.: «Академия», 2002.-208 с.

2. Лейтес, Н. С. Умственные способности и возраст / Н. С. Лейтес. — М.: 1977. — 240 с.

3. Немов, Р. С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. — 4-е изд. / Р. С. Немов. — М.: Владос, 2001. — 608 с.

4. Умственное развитие в дошкольном возрасте [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.vseodetishkax.ru/doshkolnik-rebenok-ot-3-do-7-let/70-intellektualnoe-razvitie-doshkolnika/256-umstvennoe-razvitie-v-doshkolnom-vozraste (дата обращения 16.04.2016).

Источник

Лукина Юлия Викторовна

Воспитатель  ГБДОУ №120

Невского района

Санкт-Петербурга

Умственное воспитание детей в дошкольном учреждении.

Умственное воспитание составляет одну из сторон воспитания подрастающего поколения.

Дошкольные учреждения призваны осуществлять всестороннее развитие и воспитание детей, подготовку их к обучению в школе. Дети раннего и дошкольного возраста находятся у истоков познания. Именно в эти годы у ребенка формируются первичные представления об окружающем, он овладевает речью, способами умственной деятельности, у него проявляется познавательный интерес, отношение к окружающим.

Л.Н. Толстой справедливо указывал на то, что в ранние годы ребенок усваивает огромное количество знаний: «Разве не тогда я приобретал все то, чем я теперь живу, и приобретал так много, так быстро, что во всю остальную жизнь я не приобрел и одной сотой того? От пятилетнего ребенка до меня – только шаг. А от новорожденного до пятилетнего страшное расстояние».

Если эти годы детства не используются для умственного развития, ему наносится серьезный, а иногда и невосполнимый в последующие годы ущерб. Поэтому воспитатель детского сада должен повседневно заботиться о том, чтобы дети не только усваивали посильные знания и способы умственной деятельности, но и чтобы у них формировался интерес к знаниям, желание и потребность думать, размышлять, искать и находить правильное решение той или иной задачи, применять для этого наиболее разумные способы; чтобы у них формировалась способность переживать радость, интеллектуальное удовлетворение от умственной деятельности.

Умственное воспитание в детском саду – многогранный процесс, связанный с развитием всех сторон личности ребенка.

Задачи умственного воспитания в детском саду обусловленными целями воспитания подрастающего поколения.  Основная задача умственного воспитания в детском саду – ознакомление детей с фактами и явлениями окружающей жизни, воспитание любви к Родине, к своему народу, к семье.

Одной из задач умственного воспитания является формирование речи: пополнение и развитие словаря, правильного звукопроизношения, развитие связной разговорной речи, умение грамматически правильно и точно выражать мысли. Важность этой задачи обусловлена тем, что мышление и речь находится в неразрывной взаимосвязи. Содержательность речи является показателем того. Что ребенок имеет четкие представления и знания. Выразительно-образная речь отражает эмоциональный характер усвоения знаний, эмоциональное отношение ребенка к тому или иному факту, явлению.

Речь является средством общения детей друг с другом и со взрослыми, средством усвоения и сохранения знаний. Речь и мышление развиваются одновременно, как две стороны познавательного процесса и умственного воспитания в целом.

Важнейшей задачей умственного воспитания является развитие умственных способностей.

Воспитание умственных способностей детей дошкольного возраста направлено на усвоение знаний, умений и навыков в разных видах деятельности, на совершенствование мыслительных процессов, на овладение правильными способами практической и умственной деятельности.

Задачей умственного воспитания является развитие любознательности и познавательных интересов детей. Важность этой задачи определяется тем, что в общем и умственном развитии любовь к знаниям, стремление к их усвоению обогащают духовный мир человека.

Познавательный интерес чаще всего сочетается с общей любознательностью и свидетельствуют о развитии активности и богатстве интеллектуальных эмоций.

Умственное воспитание представляет собой двухсторонний процесс – воздействие воспитателя и ответственную умственную деятельность детей.

Воспитатель должен представить умственную деятельность самих детей: деятельность активного восприятия, наблюдения, сравнения, обобщения, речевую деятельность и т.д. Ставя перед детьми ту или иную задачу, предусматривая посильные затруднения и побуждая к их преодолению, педагог создает условия для активизации познавательных процессов, учит детей думать и размышлять, ведет их к успеху, к переживанию чувства удовольствия от умственной деятельности.

Умственная деятельность – деятельность мышления в разнообразных его формах – универсальна, так как она проявляется во всех видах деятельности. И в детском саду умственное воспитание осуществляется во всех видах детской деятельности. Особое значение для умственного развития ребенка имеет познавательная деятельность.

Познавательная деятельность выражается в разнообразных психических процессах и способности управлять ими, направлять их на наиболее успешное решение той или иной задачи, на выполнение той или иной практической или умственной деятельности.

Развитие умственной деятельности детей не означает смену одних психических процессов другими. Те или иные процессы проявляются на каждой ступени – они как бы осуществляют, хотя и качественно преображенные. Но соотношение их изменяется.

Связь умственного воспитания с другими сторонами формирование личности.

Основа взаимосвязи умственного и физического воспитания заключается в том, что продуктивная умственная деятельность и полноценное умственное развитие возможны лишь при хорошем общем здоровье ребенка. При отсутствии физических недостатков ( снижение слуха, зрения и др).

Умственный труд, восприятие и переработка идущей из внешнего мира информации, формирование представлений и приобретение конкретных и обобщенных знаний, овладение способами умственной деятельности и применение их в различных условиях – сложный процесс, предъявляющий высокие требования к высшей нервной деятельности ребенка. Воротами, через которые проходят впечатления от окружающего и информация достигает порога сознания, являются анализаторы: зрительный, слуховой, тактильно- мышечной, осязательный и др. Вне ощущений не может быть познания. Поэтому охрана анализаторов, развитие их – эта задача умственного и физического воспитания одновременно.

Условием продуктивной умственной  деятельности ребенка является охрана его от избыточных посторонних внешних и внутренних раздражителей – звуковых, световых, температурных, эмоционального угнетения и др. При нарушении этого условия у детей возникает утомление, усталость, появляется негативная реакция, а иногда и отказ от занятий, игр, прогулок. Внешне это проявляется в спаде внимания, в рассеянности, увеличении нецелесообразных двигательных реакций (ребенок потягивается, зевает, кладет голову на руки, двигает ногами и т.д.). Иногда эта защитная реакция выражается в избыточной мимике, болтливости, непослушании. Таким образом внешние реакции сигнализируют о внутреннем напряжении, перезагрузке высшей нервной деятельности.

В целях оптимального возбуждения высшей нервной деятельности необходимо правильно дозировать умственную работу детей, не допускать перенапряжения, организовывать своевременный отдых (проводить физкультминутки т.е менять деятельность ребенка). Забота о здоровье детей – это не только комплекс санитарно- гигиенических требований и выполнение режима. Это и забота о гармоничном развитии физических и умственных сил.

Взаимосвязь умственного и нравственного воспитания выражается в том, что формирование представлений происходит одновременно с формированием нравственных чувств и отношений, моральных мотивов поведения.

Известный советский педагог В.А. Сухомлинский в книге «Сердце отдаю детям» пишет: «Я буду так вводить малышей в окружающий мир, чтобы они каждый день открывали в нем что-то новое, чтобы наш шаг был путешествием к истокам мышления и речи – к чудесной красоте природы. Буду заботиться о том, чтобы каждый мой питомец рос мудрым мыслителем и исследователем, чтобы каждый шаг познания облагораживал сердце и закалял волю».

Несомненна взаимосвязь умственного воспитания с трудовым. Сам труд становится великим воспитателем, когда он входит в жизнь детей с ранних лет. В процессе труда воспитатель учит детей воспринимать и создавать предмет, превращать материал в изделие. Труд в природе – богатейший источник знаний, источник развития мысли, пытливости. Труд в природе связан с конкретными, очевидными для детей явлениями, что позволяет вскрывать причинно- следственные связи между ними, т.е. учить мыслить.

Любовь и уважение ребенка к труду, к людям труда и их деятельности должны результатом умственного и нравственного воспитания в их взаимосвязи.

Взаимосвязь умственного и эстетического воспитания включается в том, что то и другое направлено на ознакомление детей с явлениями окружающего мира. Единство познавательного и эстетического восприятия делает сам процесс познания более глубоким, разносторонним и полным.

Искусству в ознакомлении детей с явлениями действительности пренадлежит важная и особая роль. Оно усугубляет процесс познания, помагает осмыслить явления. Произведения искусства воздействуют на эмоции ребенка: волнуют его, радуют или огорчают, вызывают потребность в новых знаниях, в действии. В детском саду педагог старается привлекать разнообразные виды искусства, обогащая тем самым воспитательный процесс, наполняя его наглядно- изобразительными средствами.

Умственное и эстетическое воспитание  в их единстве формируют познавательно-эстетическое отношение к предметам, явления, поступкам, обогащают духовный мир ребенка.

Следовательно, умственное воспитание является важной стороной всестороннего развития. Но значение его усиливается при взаимосвязи с другими сторонами развития, так как каждое воздействие приобретает воспитательную силу лишь тогда, когда оно поддерживается, развивается другими столь же важными воздействиями, когда все они направлены к единой цели и составляют целостную систему воспитания.

Умственное воспитание в процессе обучения.

Умственное воспитание осуществляется в разнообразных видах деятельности. Главная роль принадлежит обучению на занятиях, в дидактической игре, в упражнениях с дидактическими пособиями.

Обучение на занятиях дает возможность обеспечить умственное развитие всех детей группы.

Руководящая роль на занятиях  принадлежит воспитателю: он знакомит детей с окружающей жизнью, дает первоначальные знания, учит способами умственной деятельности, развивает активность детей в усвоении знаний. Правильное сочетание на занятиях руководства воспитателя и активности самих детей – одно из важных условий обучения.

Умственное воспитание на занятиях в детском саду осуществляется в соответствии с основными требованиями дидактики. Прежде всего, оно строится с учетом доступности познавательного содержания для детей, их развивающихся умственных способностей. Таким образом, обучение ориентируется не только на то, что детям доступно в данное время, но и на то, что дети могут усвоить, чем овладевают в ближайшее время. Это обеспечивает преемственность и перспективность развития содержания и организации самого процесса умственного воспитания и обучения.

В воспитании и обучении детей необходима не только взаимосвязь одних знаний с другими, но  и их система – последовательное расширение и углубление знаний  и способов умственной деятельности.

В процессе обучения воспитатель дает систематизирование знания и раскрывает доступные пониманию детей связи.

Важным требованием обучения является последовательность предлагаемого детям содержания и способов умственной деятельности. Последовательность предусматривает переход от простого к более сложному, от близкого к далекому, от конкретного к абстрактному, что и обеспечивает движение ребенка от незнания к знанию, от неполного знания к более полному.

В обучении детей на занятиях большое значение имеет наглядность обучения в сочетании со словом. Наглядное обучение формирует у детей образное мышление  и на основе сравнения предметов и явлений по их признакам, выявления связей между предметами содействует развитию логического мышления.

В детских садах на занятиях используется:

  • Естественная, натуральная наглядность, когда воспитатель показывает детям реальные предметы или объекты ( фрукты, шишки и т.д.)
  • Изобразительная наглядность, когда детям показывают объемные изображения ( муляжи овощей, фруктов, модели машин и т.д)
  • Плоскостная наглядность в виде картин, фотографий, простых технических рисунков.

Из технических средств обучения в дошкольных учреждениях используются  магнитофонные записи, учебные телевизионные записи, MIMIO и т.д.

Развитие активности и самостоятельности детей на занятиях – важнейшее требование дидактики и обязательное условие умственного воспитания в процессе обучения.

Планируя то или иное занятие, воспитатель должен не только определить его содержание  и свою деятельность, но и предусмотреть активную умственную деятельность детей.

Занятия в группе должны быть организованы так, чтоб дети могли видеть предмет или явление наиболее полно и содержание занятия захватывало не только ум, но и чувства, побуждало их к действиям. Совсем не обязательно занятия в группе проводить за столом. Пусть дети научатся целесообразно и свободно двигаться, приближать предмет или явление к себе и самим приближаться к предмету.

Постановка познавательной задачи еще не достаточна, чтобы активизировать умственную деятельность. Необходимо, чтобы задача была не только понятна, но и «принята» ребенком, чтобы она затронула его интересы. Так же следует избегать и переоценки возможностей детей. Сложность поставленной задачи приводит к торможению активности, повышает утомляемость, вызывает отказ от умственной деятельности.

Воспитатель должен отчетливо сознавать, что обучение может быть развивающим лишь в том случае, если оно, обогащая ребенка знаниями, способами умственной деятельности, формирует познавательные интересы, способность проявлять усилие ума и совершить практические действия, чтобы достичь результатов.

Одним из основных условий формирования умственной деятельности на занятиях является воспитание произвольного внимания ребенка, способности к сосредоточенности его на познавательном содержании и способах учебной деятельности. Но воспитание внимания детей зависит от того, насколько целенаправленно осуществляется сам процесс обучения, насколько ясно детям его познавательное содержание, отчетливы требования педагога к умственной деятельности детей.

Таким образом, умственное воспитание в процессе обучения и учения – процесс длительный и сложный. Содержание, методы умственной деятельности оказывают воспитывающее и развивающее воздействие на все стороны личности ребенка.

Литература

Запорожец А.В. Сенсорное воспитание дошкольников. М., «Академия педагогических наук», 1983 с.82

Сорокина А.И. Умственное  воспитание в детском саду. М., «Просвещение», 1975 с 5-140

Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев, 1974, с.29

Толстой Л.Н. Собрание сочинений, т.1 М., 1951, с.330

Источник