Умственное и речевое развитие ребенка

Умственное и речевое развитие ребенка thumbnail

Детское здоровье

228
2018-07-15

Умственное и речевое развитие ребенка - ZDRAVBUD.NET

Умственное развитие ребенка часто определяют как формирование у него определенной системы знаний, умений и навыков. Но в настоящее время данное понятие имеет более глубокое значение. Важнее активизировать у ребенка познавательную деятельность, развивать мыслительные процессы – умение анализировать и синтезировать, классифицировать, сравнивать и обобщать.

Уже при рождении дети отличаются друг от друга, у них различные и физиологические, и психологические задатки. В дальнейшем общее развитие каждого ребенка происходит по своей индивидуальной схеме. Не существует детей с совершенно одинаковым умственным развитием. Уровень умственного развития ребенка зависит не только от интеллекта, он обусловлен многими факторами, такими, как врожденные особенности нервной системы, условия жизни, методы обучения, пройденные занятия по умственному развитию и пр.

В современной психологии принято выделять три типа умственного развития ребенка: эмоциональное, речевое и логическое развитие. Для каждого типа существуют свои возрастные промежутки, во время которых данный тип развивается наиболее успешно.

Эмоциональное развитие ребенка

Начинается с самого рождения и продолжается до полутора лет. Эмоциональная сфера играет важную роль в полноценном интеллектуальном и умственном развитии ребенка. С самого рождения малышу необходима эмоциональная связь с матерью, которая способствует формированию эмоций, в дальнейшем определяющих поведение человека в обществе.

Ни в коем случае ребенка нельзя лишать общения, так как основным источником его чувств являются взаимоотношения с другими людьми, как с взрослыми, так и с детьми. Не мало важную роль в жизни детей играют различные переживания (сочувствие, радость, нежность и др.) они могут испытывать и по отношению к животным, растениям, предметам и явлениям природы. Именно поэтому для успешного эмоционального развития ребенка так важны доброжелательная обстановка в доме, общение, забота, улыбки и похвалы родственников.

Речевое развитие у детей

Начинается с самого рождения и продолжается примерно до десяти лет. Развитие речи ребенка тесным образом связано с развитием его интеллекта, творческих способностей и высших психических функций. Уже начиная с рождения малыша необходимо развивать его речь: общаться с ним, отвечать на его младенческий лепет, не обращая внимания на то, понимает ли он вас или нет. Как только малыш начнет говорить, нужно начать разучивать с ним детские стишки, потешки, песенки, тем самым тренируя и память, и речь.

Одним из важных факторов развития речи является развитие мелкой моторики. Что она включает:

  • Пальчиковые игры;
  • Предметные игры;
  • Рисование;
  • Лепка;
  • Конструирование;

Важно отметить, что для правильного речевого развития нужно читать с ребенком книги, обсуждать и пересказывать прочитанное, рассматривать картинки, сочинять рассказы и сказки о любимых персонажей.

Дети рождаются с уникальными способностями к восприятию и изучению любого языка. Родители должны правильно обучать ребенка речи, стараться употреблять как можно меньше уменьшительно-ласкательных, выдуманных слов, так как ребенок может запомнить неправильное произношение.

Логическое развитие

Временные рамки: от года до пяти лет. Важнейшим этапом в развитии умственных способностей ребенка является развитие логического мышления.

Для развития данного типа мышления ребенку предлагают самостоятельно производить логические операции (анализ, сравнение, классификацию, обобщение и др.). Логическое мышления тесным образом связано с развитием слуха, зрения и осязания ребенка, поэтому для стимулирования развития логических и математических способностей нужно проводить сортировку предметов по признакам (величине, форме, назначению предметов и т.д.), прививать интерес к музыке (слушать классическую музыку, играть с музыкальными игрушками).

Для нормального развития ребенка необходимо с самого рождения формировать правильную речь, интеллектуальные знания, эмоциональную и волевую сферу, а также высшие психические функции.

Умственное и речевое развитие ребенка — ZDRAVBUD.NET ZDRAVBUD.NET

Источник

Умственное и речевое развитие ребенка

Умственное развитие ребенка часто определяют как формирование у него определенной системы знаний, умений и навыков. Но в настоящее время данное понятие имеет более глубокое значение. Важнее активизировать у ребенка познавательную деятельность, развивать мыслительные процессы – умение анализировать и синтезировать, классифицировать, сравнивать и обобщать.

Уже при рождении дети отличаются друг от друга, у них различные и физиологические, и психологические задатки. В дальнейшем общее развитие каждого ребенка происходит по своей индивидуальной схеме. Не существует детей с совершенно одинаковым умственным развитием. Уровень умственного развития ребенка зависит не только от интеллекта, он обусловлен многими факторами, такими, как врожденные особенности нервной системы, условия жизни, методы обучения, пройденные занятия по умственному развитию и пр.

Читайте также:  Роль репрезентативных систем в развитии ребенка

В современной психологии принято выделять три типа умственного развития ребенка: эмоциональное, речевое и логическое развитие. Для каждого типа существуют свои возрастные промежутки, во время которых данный тип развивается наиболее успешно.

Эмоциональное развитие ребенка

Начинается с самого рождения и продолжается до полутора лет. Эмоциональная сфера играет важную роль в полноценном интеллектуальном и умственном развитии ребенка. С самого рождения малышу необходима эмоциональная связь с матерью, которая способствует формированию эмоций, в дальнейшем определяющих поведение человека в обществе.

Ни в коем случае ребенка нельзя лишать общения, так как основным источником его чувств являются взаимоотношения с другими людьми, как с взрослыми, так и с детьми. Не мало важную роль в жизни детей играют различные переживания (сочувствие, радость, нежность и др.) они могут испытывать и по отношению к животным, растениям, предметам и явлениям природы. Именно поэтому для успешного эмоционального развития ребенка так важны доброжелательная обстановка в доме, общение, забота, улыбки и похвалы родственников.

Речевое развитие у детей

Начинается с самого рождения и продолжается примерно до десяти лет. Развитие речи ребенка тесным образом связано с развитием его интеллекта, творческих способностей и высших психических функций. Уже начиная с рождения малыша необходимо развивать его речь: общаться с ним, отвечать на его младенческий лепет, не обращая внимания на то, понимает ли он вас или нет. Как только малыш начнет говорить, нужно начать разучивать с ним детские стишки, потешки, песенки, тем самым тренируя и память, и речь.

Одним из важных факторов развития речи является развитие мелкой моторики. Что она включает:

  • Пальчиковые игры;
  • Предметные игры;
  • Рисование;
  • Лепка;
  • Конструирование;

Важно отметить, что для правильного речевого развития нужно читать с ребенком книги, обсуждать и пересказывать прочитанное, рассматривать картинки, сочинять рассказы и сказки о любимых персонажей.

Дети рождаются с уникальными способностями к восприятию и изучению любого языка. Родители должны правильно обучать ребенка речи, стараться употреблять как можно меньше уменьшительно-ласкательных, выдуманных слов, так как ребенок может запомнить неправильное произношение.

Логическое развитие

Временные рамки: от года до пяти лет. Важнейшим этапом в развитии умственных способностей ребенка является развитие логического мышления.

Для развития данного типа мышления ребенку предлагают самостоятельно производить логические операции (анализ, сравнение, классификацию, обобщение и др.). Логическое мышления тесным образом связано с развитием слуха, зрения и осязания ребенка, поэтому для стимулирования развития логических и математических способностей нужно проводить сортировку предметов по признакам (величине, форме, назначению предметов и т.д.), прививать интерес к музыке (слушать классическую музыку, играть с музыкальными игрушками).

Для нормального развития ребенка необходимо с самого рождения формировать правильную речь, интеллектуальные знания, эмоциональную и волевую сферу, а также высшие психические функции.

Источник

Умственное и речевое развитие ребенка

Умственное развитие ребенка часто определяют как формирование у него определенной системы знаний, умений и навыков. Но в настоящее время данное понятие имеет более глубокое значение. Важнее активизировать у ребенка познавательную деятельность, развивать мыслительные процессы – умение анализировать и синтезировать, классифицировать, сравнивать и обобщать.

Уже при рождении дети отличаются друг от друга, у них различные и физиологические, и психологические задатки. В дальнейшем общее развитие каждого ребенка происходит по своей индивидуальной схеме. Не существует детей с совершенно одинаковым умственным развитием. Уровень умственного развития ребенка зависит не только от интеллекта, он обусловлен многими факторами, такими, как врожденные особенности нервной системы, условия жизни, методы обучения, пройденные занятия по умственному развитию и пр.

В современной психологии принято выделять три типа умственного развития ребенка: эмоциональное, речевое и логическое развитие. Для каждого типа существуют свои возрастные промежутки, во время которых данный тип развивается наиболее успешно.

Эмоциональное развитие ребенка

Начинается с самого рождения и продолжается до полутора лет. Эмоциональная сфера играет важную роль в полноценном интеллектуальном и умственном развитии ребенка. С самого рождения малышу необходима эмоциональная связь с матерью, которая способствует формированию эмоций, в дальнейшем определяющих поведение человека в обществе.

Ни в коем случае ребенка нельзя лишать общения, так как основным источником его чувств являются взаимоотношения с другими людьми, как с взрослыми, так и с детьми. Не мало важную роль в жизни детей играют различные переживания (сочувствие, радость, нежность и др.) они могут испытывать и по отношению к животным, растениям, предметам и явлениям природы. Именно поэтому для успешного эмоционального развития ребенка так важны доброжелательная обстановка в доме, общение, забота, улыбки и похвалы родственников.

Читайте также:  Влияние музыки на развитие личности ребенка

Речевое развитие у детей

Начинается с самого рождения и продолжается примерно до десяти лет. Развитие речи ребенка тесным образом связано с развитием его интеллекта, творческих способностей и высших психических функций. Уже начиная с рождения малыша необходимо развивать его речь: общаться с ним, отвечать на его младенческий лепет, не обращая внимания на то, понимает ли он вас или нет. Как только малыш начнет говорить, нужно начать разучивать с ним детские стишки, потешки, песенки, тем самым тренируя и память, и речь.

Одним из важных факторов развития речи является развитие мелкой моторики. Что она включает:

  • Пальчиковые игры;
  • Предметные игры;
  • Рисование;
  • Лепка;
  • Конструирование;

Важно отметить, что для правильного речевого развития нужно читать с ребенком книги, обсуждать и пересказывать прочитанное, рассматривать картинки, сочинять рассказы и сказки о любимых персонажей.

Дети рождаются с уникальными способностями к восприятию и изучению любого языка. Родители должны правильно обучать ребенка речи, стараться употреблять как можно меньше уменьшительно-ласкательных, выдуманных слов, так как ребенок может запомнить неправильное произношение.

Логическое развитие

Временные рамки: от года до пяти лет. Важнейшим этапом в развитии умственных способностей ребенка является развитие логического мышления.

Для развития данного типа мышления ребенку предлагают самостоятельно производить логические операции (анализ, сравнение, классификацию, обобщение и др.). Логическое мышления тесным образом связано с развитием слуха, зрения и осязания ребенка, поэтому для стимулирования развития логических и математических способностей нужно проводить сортировку предметов по признакам (величине, форме, назначению предметов и т.д.), прививать интерес к музыке (слушать классическую музыку, играть с музыкальными игрушками).

Для нормального развития ребенка необходимо с самого рождения формировать правильную речь, интеллектуальные знания, эмоциональную и волевую сферу, а также высшие психические функции.

Источник

Умственное и речевое развитие ребенка

Умственное развитие ребенка часто определяют как формирование у него определенной системы знаний, умений и навыков. Но в настоящее время данное понятие имеет более глубокое значение. Важнее активизировать у ребенка познавательную деятельность, развивать мыслительные процессы – умение анализировать и синтезировать, классифицировать, сравнивать и обобщать.

Уже при рождении дети отличаются друг от друга, у них различные и физиологические, и психологические задатки. В дальнейшем общее развитие каждого ребенка происходит по своей индивидуальной схеме. Не существует детей с совершенно одинаковым умственным развитием. Уровень умственного развития ребенка зависит не только от интеллекта, он обусловлен многими факторами, такими, как врожденные особенности нервной системы, условия жизни, методы обучения, пройденные занятия по умственному развитию и пр.

В современной психологии принято выделять три типа умственного развития ребенка: эмоциональное, речевое и логическое развитие. Для каждого типа существуют свои возрастные промежутки, во время которых данный тип развивается наиболее успешно.

Эмоциональное развитие ребенка

Начинается с самого рождения и продолжается до полутора лет. Эмоциональная сфера играет важную роль в полноценном интеллектуальном и умственном развитии ребенка. С самого рождения малышу необходима эмоциональная связь с матерью, которая способствует формированию эмоций, в дальнейшем определяющих поведение человека в обществе.

Ни в коем случае ребенка нельзя лишать общения, так как основным источником его чувств являются взаимоотношения с другими людьми, как с взрослыми, так и с детьми. Не мало важную роль в жизни детей играют различные переживания (сочувствие, радость, нежность и др.) они могут испытывать и по отношению к животным, растениям, предметам и явлениям природы. Именно поэтому для успешного эмоционального развития ребенка так важны доброжелательная обстановка в доме, общение, забота, улыбки и похвалы родственников.

Речевое развитие у детей

Начинается с самого рождения и продолжается примерно до десяти лет. Развитие речи ребенка тесным образом связано с развитием его интеллекта, творческих способностей и высших психических функций. Уже начиная с рождения малыша необходимо развивать его речь: общаться с ним, отвечать на его младенческий лепет, не обращая внимания на то, понимает ли он вас или нет. Как только малыш начнет говорить, нужно начать разучивать с ним детские стишки, потешки, песенки, тем самым тренируя и память, и речь.

Читайте также:  Что такое зона ближайшего развития ребенка по выготскому

Одним из важных факторов развития речи является развитие мелкой моторики. Что она включает:

  • Пальчиковые игры;
  • Предметные игры;
  • Рисование;
  • Лепка;
  • Конструирование;

Важно отметить, что для правильного речевого развития нужно читать с ребенком книги, обсуждать и пересказывать прочитанное, рассматривать картинки, сочинять рассказы и сказки о любимых персонажей.

Дети рождаются с уникальными способностями к восприятию и изучению любого языка. Родители должны правильно обучать ребенка речи, стараться употреблять как можно меньше уменьшительно-ласкательных, выдуманных слов, так как ребенок может запомнить неправильное произношение.

Логическое развитие

Временные рамки: от года до пяти лет. Важнейшим этапом в развитии умственных способностей ребенка является развитие логического мышления.

Для развития данного типа мышления ребенку предлагают самостоятельно производить логические операции (анализ, сравнение, классификацию, обобщение и др.). Логическое мышления тесным образом связано с развитием слуха, зрения и осязания ребенка, поэтому для стимулирования развития логических и математических способностей нужно проводить сортировку предметов по признакам (величине, форме, назначению предметов и т.д.), прививать интерес к музыке (слушать классическую музыку, играть с музыкальными игрушками).

Для нормального развития ребенка необходимо с самого рождения формировать правильную речь, интеллектуальные знания, эмоциональную и волевую сферу, а также высшие психические функции.

Источник

Светлана Шапошникова
Развитие речи — важнейшее условие умственного развития.

Проблема развития речи дошкольников является комплексной, т. к. основывается на данных не только психологии и педагогики,но и общего языкознания и психолингвистики.

Основная задача речевого развития ребенка дошкольного возраста – это овладение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа.

Обучение языку, развитие речи рассматривается не только в лингвистической сфере (как овладение ребенком языковыми навыками – фонетическими, лексическими и грамматическими, но и в сфере формирования общения детей друг с другом и со взрослыми (как овладение коммуникативными умениями). Отсюда существенной задачей становится не только формирование культуры речи, но и культуры общения.

Важнейшим показателем речевого общения является развитие инициативной речи, когда ребенок самостоятельно начинает обращаться ко взрослому, активно используя накопленный к этому возрасту словарь.

Познавая окружающий мир, ребенок усваивает словесные обозначения предметов и явлений действительности, их свойств, связей и отношений. Работа над формированием словаря – важная составная часть занятий по развитию речи. Для расширения, обогащения и активизации словаря ребенка широко используются дидактические упражнения: «Что изменилось?», «Отгадай и назови». Ребенок может успешно овладеть речью тогда, когда с ним занимаются не только в дошкольном учреждении, но и дома, в семье. Занятия по развитию речи, активное общение с окружающими способствуют обогащению и уточнению словаря детей, формированию не только лексического запаса, но и грамматического строя речи. Овладевая предложением и морфологическими средствами, выражающими многообразие значений в языке, ребенок приобретает возможность пользоваться полноценной развернутой связной речью.

Умение детей пользоваться в общении с окружающими правильной речью, понятно выражать свои мысли, говорить на родном языке чисто и выразительно является одним из необходимых условий полноценного развития личности ребенка.

Работа по развитию речи включает в себя:

• воспитание звуковой культуры речи;

• формирование грамматически правильной речи;

• формирование разговорной (диалогической) речи;

• обучение связной монологической речи (рассказывание);

• обогащение, уточнение и активизация словарного запаса;

• воспитание интереса к художественному слову.

Развитие речи в дошкольном возрасте является процессом многоаспектным по своей природе. Взаимосвязь речевого развития, овладение языком и умственного, познавательного развития свидетельствует об огромном значении языка для развития мышления.

Высокий уровень речевого развития дошкольника предполагает:

1. Владение литературными нормами и правилами родного языка, свободное пользование лексикой и грамматикой при выражении собственных мыслей и составлении высказываний любого типа;

2. Умение вступать в контакт со взрослыми и сверстниками (слушать, спрашивать, отвечать, возражать);

3. Знание норм и правил речевого этикета, умение пользоваться ими в зависимости от ситуации;

4. Умение читать и писать (элементарное владение грамотой и письмом).

Таким образом, полноценное овладение родным языком, развитие языковых способностей являются стержнем полноценного формирования личности ребенка-дошкольника.

Источник