Роль репрезентативных систем в развитии ребенка

Роль репрезентативных систем в развитии ребенка thumbnail

Репрезентативная система — это канал, через который человек получает информацию из окружающего мира. У каждого есть несколько различных способов репрезентации (представления) собственного опыта взаимодействия с миром. У нас есть рецепторы, посредством которых мы соприкасаемся с миром — мы видим, мы слышим, мы ощущаем, мы обоняем, мы испытываем вкусовые ощущения. В придачу к этим сенсорным системам у нас есть еще языковая система, которую мы также применяем, чтобы сообщить собственный опыт. Вот описание основных репрезентативных систем:

  • — Визуальная система опирается на зрительные образы, на то, что человек видит.
  • — Аудиальная репрезентативная система опирается на слуховой канал информации.
  • — Кинестетическая репрезентативная система опирается на такой канал информации, как осязание, чувства и ощущения.
  • — Дискретная или дигитальная репрезентативная система — это языковая система. Данная система является средством для описания опыта, полученного с помощью других репрезентативных систем с помощью слов.

Свой опыт человек может хранить в репрезентативной системе, которая теснее других связана с каналом, по которому этот опыт был воспринят. Люди используют все доступные им репрезентативные системы для получения опыта, однако у каждого взрослого человека есть какая-то наиболее предпочтительная репрезентативная система. Эта система и является ведущей репрезентативной системой. В этой предпочтительной системе человек не только более склонен получать и передавать опыт, но и может различить в ней больше тонкостей и нюансов, чем в других.

В зависимости от особенностей восприятия и переработки информации людей условно можно разделить минимум на три категории (с учетом использования ими репрезентативных систем): Визуалы, Аудиалы и Кинестетики.

Но так было не с самого рождения.

Выбор ведущей репрезентативной системы : как ребенок познаёт мир вокруг себя?

Ребенок воспринимает мир всеми чувствами.

Индивидуальные различия и особенности сенсорного развития возникают не сразу с рождением человека, а формируются постепенно. Эксперименты последних десятилетий показали, что младенец в первые недели жизни обладает качеством, которое было названо «амодальное восприятие». Это означает, что, получая информацию любой модальности, младенец в состоянии перевести ее в любую другую сенсорную модальность. Возможно, младенец не воспринимает сенсорную информацию как принадлежащую какому-то определенному сенсорному каналу, возможно, она воспринимается в какой-то надмодальной форме – в форме представлений. Воспринятая информация кодируется и переводится в амодальные представления, которые и могут быть узнаны любым сенсорным каналом.

На первом году жизни формируется различная анализаторная деятельность, причем не одновременно, а последовательно, по мере выработки системы условных рефлексов. Но между детьми не обнаруживается значительных различий в уровне чувствительности одного и того же анализатора. Доминирование тактильной чувствительности и кинестезии над зрением и слухом у годовалого ребенка — это возрастная особенность, по отношению к которой индивидуальные вариации ничтожны.

Исследователи сопоставили развитие перцептивных действий руки (осязательно-двигательных) и глаза (зрительно-двигательных) в ранней онтогенетической эволюции, придя к двум важным выводам:
1) разные способы ознакомления и выбора у детей формируются не одновременно;
2) с возрастом наблюдается сближение эффективности разных способов ознакомления и выбора.

Это означает, что по отношению к одной задаче или классу задач формируется взаимозаменяемость различных способов преобразования информации.

В ходе развития ребенка доминирование слуха и зрения начинает определять сенсорную организацию ребенка и подростка в условиях обучения, когда слово воспитателя и наглядные пособия играют ведущую роль. Такое доминирование также относится к возрастным, а не к индивидуальным особенностям чувствительности, хотя они и приобретают более выраженный характер.

Индивидуальные различия чувствительности относятся именно к взрослым людям, и лишь частично – к подросткам. Очевидно, в процессе жизни индивидуализация чувствительности прогрессирует, что связано с общим процессом развития личности.
Необходимым условием развития и формирования индивидуальных типологических различий восприятия и представления является накопление жизненного опыта, понимаемого как опыт отношений к миру.

Для родителя важно понимать: «Не надо бежать впереди паровоза» и пытаться определить ведущую репрезентативную систему там, где ее еще нет.

Поскольку выбор репрезентативной системы сродни определению вкусовых пристрастий, разумно и полезно для ребенка наполнять его опыт равномерно во всех репрезентативных системах (информацию любой сенсорной модальности). Чем более полным будет этот ранний опыт и чем большее удовольствие будет доставлять ребенку получение этого опыта, тем более обширным и наполненным будет для ребенка мир и тем шире будут его возможности.

Предпочитаемая репрезентативная система у дошкольника — это скорее миф, чем нечто существующее. Тем более не причина, чтобы использовать какую-то одну репрезентативную систему, избегая других. Наоборот, для ребенка будет гораздо полезнее развивать и получать опыт во всех репрезентативных системах. А также иметь опыт перехода их одной репрезентативной системы в другую.

В более позднем возрасте, в период школьного обучения, чтобы успешно вести обучение и воспитание, взрослый должен представлять себе предпочтения ребенка – его способы воспринимать, перерабатывать и использовать материал. Если способ подачи информации, выбранный взрослым, совпадает с ведущей системой ребенка, он прекрасно справляется с материалом и хорошо его запоминает.

Источник

Модальность (репрезентативная система) — форма восприятия и представления информации в мышлении и памяти. Различают визуальную (В), аудиальную (А, Д), кинестетическую (К, тактильные, мышечные ощущения, чувства), вкусовую и обонятельную модальности.

Основная модальность — модальность, чаще других используемая человеком сознательно, в его речи. Для ее определения необходимо, слушая речь человека, выделить предикаты (глаголы, прилагательные, наречия) и определить, предикатов какой модальности используется больше.

Школьное обучение для ребенка – это, в основном, процесс восприятия и усвоения предложенной информации.
В зависимости от особенностей восприятия и переработки информации людей условно можно разделить на три категории:

  • Визуалы – люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения.
  • Аудиалы – те, кто в основном получает информацию через слуховой канал.
  • Кинестетики – люди, воспринимающие большую часть информации через другие ощущения (обоняние, осязание и др.) и с помощью движений.

Для визуального типа характерно:

  1. В общении соблюдает дистанцию, часто смотрит на собеседника.
  2. Любит порядок на столе, парте, соблюдает порядок в комнате.
  3. Красивый, аккуратный почерк.
  4. Мало отвлекается на шум.
  5. Возможны трудности при восприятии аудиальной информации.
  6. В речи употребляет существительные, глаголы, прилагательные, связанные в основном со зрением (смотреть, наблюдать, картина, на первый взгляд, как видите и т. д.).
  7. При общении взгляд направлен в основном вверх.
  8. Визуал помнит то, что видел, запоминает картинами.

Для аудиального типа характерно:

  1. При чтении и письме шевелит губами, проговаривая слова.
  2. Может хорошо имитировать речь других людей, звуки природы. Хорошо декламирует.
  3. Сильно отвлекается на шум.
  4. Характерно употребление слов, связанных со слуховым восприятием (голос, послушайте, обсуждать, молчаливый, тишина, громкий, благозвучный и т. д.).
  5. При общении взгляд направлен в основном по средней линии.
  6. Аудиал помнит то, что обсуждал, запоминает слушая.

Для кинестетического типа характерно:

  1. При общении стоит близко к другому человеку, может часто до него дотрагиваться.
  2. Характерна живая мимика, выраженная жестикуляция.
  3. На столе, парте, в комнате возможен беспорядок.
  4. Возможен неряшливый почерк.
  5. Часто вертит в руках какой-либо предмет.
  6. Возможны проявления различных эмоциональных реакций.
  7. Чувствителен к эмоциональным методам обучения.
  8. Словарь кинестетика в основном включает слова, описывающие чувства или движения (схватывать, мягкий, теплый, прикосновение, гибкий, хороший нюх и т.д.).
  9. При общении взгляд направлен в основном вниз.
  10. Кинестетик помнит общее впечатление. Запоминает двигаясь.     

Большинство детей, успешно обучающихся в школе, имеют достаточно хорошо развитые все три модальности. Трудности в обучении чаще всего возникают у «крайних» визуалов и кинестетиков, то есть у детей с недостаточно развитыми остальными модальностями.

От того, какой канал у ребенка ведущий, зависит освоение многих важных навыков. Например, чтения и письма. Также значительно отличаются особенности умственной работы (уровень отвлекаемости, особенности запоминания и др.).
Если учитель знает, к какой категории относится их ученик, им легче строить с ним отношения. Многое становиться понятным: почему возникают проблемы с дисциплиной, как правильно поощрять ребенка или делать ему замечания и. т. д.

Специалисты говорят:

  • От визуала можно требовать быстрого решения задач;
  • От аудиала – немедленного повторения услышанного им материала;
  • От кинестетика лучше не ждать ни того, ни другого – он нуждается в другом отношении, ему нужно больше времени и терпения со стороны учителя.                 

Рекомендуется:

  • При выполнении работы на уроке или дома:
    Визуалу разрешить иметь под рукой листок, на котором он в процессе осмысления и запоминания материала может чертить, штриховать, рисовать и т.д.
    Аудиалу не делать замечания, когда он в процессе запоминания издает звуки, шевелит губами – так ему легче справиться с заданием.
    Кинестетика не заставлять сидеть долгое время неподвижно, обязательно давать ему возможность моторной разрядки (сходить за мелом, журналом, писать на доске и т.д.), запоминание материала у него лучше происходит в движении.
  • Общаться с ребенком на «его языке»:
    С визуалом используя слова, описывающие цвет, размер форму, местоположение, использовать схемы, таблицы, наглядные пособия и др.
    С аудиалом используя вариации голоса (громкость, паузы, высоту), отражая телом ритм речи (особенно головой) со скоростью, характерной для этого типа восприятия.
    С кинестетиком используя жесты, прикосновения. Чем больше преувеличения, тем лучше для запоминания. Возможно, позволять им проигрывать в ролях части вашей информации.

    Да и замечания ребенку произведет нужный эффект, если будет сделано «на его языке»:
    Визуалу лучше покачать головой, погрозить пальцем;
    Аудиалу – сказать шепотом «ш-ш-ш»;
    Кинестетику – положить руку на плечо, похлопать по нему.

Разумеется, любой человек в своей жизни, и ребенок в том числе, использует самые разные каналы восприятия. Он может быть по своей природе визуалом, и это не значит, что другие органы чувств у него практически не работают. Их можно и нужно развивать. Чем больше каналов открыто для восприятия информации, тем эффективнее идет процесс обучения

Источник

(Приложение)

Вы никогда не задумывались, почему прекрасно
простроенный урок в одном классе или группе
обучающихся проходит без сучка без задоринки, а в
другом – не идет, как бы учитель не старался. (слайд
1)

Объяснение чаще всего кроется в особенностях
репрезентативной системы, темпераменте,
скорости мыслительных процессов, когнитивности
и креативности ученика, которые
учитель-предметник знает на уровне субъективной
оценки. Между тем психологи обращают внимание,
что без диагностики особенностей личностного
развития ребенка и учета этих особенностей
педагогам и родителям в процессе воспитания и
обучения невозможно создать условия для
достижения ситуации успеха.

Учитель сталкивается с тем, что у каждого
ребенка в классе свой стиль работы, свой
характер, свои любимые методы работы. И причина
трудностей, возникающих у детей на уроках, в том,
что учитель не умеет использовать
индивидуальные особенности школьников в
педагогическом процессе наиболее эффективно.

Считаем, что задача учителя дать каждому
ребенку возможность успешно проявить себя на
уроке. У детей должна быть, прежде всего, вера в
себя, они должны идти на урок с чувством
уверенности в успехе при выполнении любой
работы. Только тогда учитель сможет при работе с
классом надеяться на полное взаимопонимание и
максимальную отдачу.

Как учитель-практик в своей повседневной
деятельности опираемся на достижения передовых
педагогических технологий, учителей-новаторов,
свой личный опыт преподавания предмета, которые
помогают активизировать познавательную
деятельность и создать ситуацию успеха на уроке
для каждого ребенка.

Поэтому, задавая вопрос как учить
результативно, пришли к выводу, что необходима
диагностика личности ученика по типу
репрезентативной системы.

Репрезентативная система – это
система восприятия и понимания информации.

(Слайд 2)

Как построить урок так, чтобы передать
основную идею по разным репрезентативным
системам?

Для “визуалов” – это демонстрация
действий с различными системами;

Для “аудиалов” – проговаривание и
акцент на звуках, при совершении какой-либо
работы;

Для “кинестетиков” –
самостоятельные манипуляции с различными
системами.

При этом, учитывая, что речь идёт лишь о
ведущей модальности.

Первое, что необходимо было сделать –
это карту репрезентативной системы учащихся
класса, помощь в составлении которой оказала наш
школьный психолог.

(Слайд 3)

Карта репрезентативной системы 6 “А”
класса

АВКВ-КА-ДА-ВА-В-Д
Коваленко В.
Посыпкина М.
Айкин Д.
Киселева А.
Петросян Н.
Комарова Ж.
Кравец Ж.
Устинов Е.
Южиков Н.
Ляхов М.Лысенко А.
Танаева А.
Айкин Д.
Сафонова А.
Лебедева. Е.
Золотухин Ф.
2 чел.
13%
3 чел
20%
4 чел.
26%
1чел
4%
2 чел.
13%
2 чел.
13%
2 чел.
13%

Проведенный тест (см. карту репрезентативной
системы) показал, что почти у половины ребят
одинаково хорошо развиты два, а в некоторых
случаях и три канала восприятия. В чем
особенность их работы на уроке? Очевидно, им
удается более успешно, чем другим ученикам,
выполнять многие задания.

Исходя из полученных данных, ищем новые способы
развития всех каналов восприятия и обработки
информации детьми, чтобы каждый из них мог
пользоваться в данной конкретной ситуации тем
каналом, который максимально подходит именно для
этого случая.

Учитывая типы восприятия каждого ученика,
педагог может:

(Слайд 4)

  • привлечь внимание детей;
  • мотивировать их на процесс обучения;
  • дисциплинировать весь класс;
  • подать важное и трудное содержание так, чтобы
    информацию восприняли все учащиеся;
  • правильно построить опрос, с учетом ведущей
    репрезентативной системы каждого ребенка и т.д.;
  • правильно организовать педагогический процесс
    во время урока.

Таким образом, на основе имеющейся
диагностики учащихся учителю необходимо
разработать методику преподавания предмета,
способствующую созданию успеха на уроке для всех
учащихся с учетом репрезентативной системы.

(Слайд 5)

Методы организации учебно-познавательной
деятельности учащихся на уроках иностранного
языка в зависимости от ведущей репрезентативной
системы можно представить следующим образом:

Визуальный

(методы наглядной передачи информации и
зрительного восприятия)

Аудиальный

(методы словесной передачи информации и
слухового восприятия)

Кинестетический

(методы передачи с помощью практической
деятельности)

Наблюдение, работа с книгой

Чтение вслух

Самостоятельная работа с
книгой

Конспектирование

Диалог

Реферирование

Составление планов или
опорных конспектов

Дискуссия

Решение экспериментальных
задач

Работа с иллюстрациями, видео

Доклад, сообщение

Творческие задания

Анализ схем, таблиц

Лекция

Анализ таблиц, схем

Инсценировки, образные
представления,

Логические задания

Ролевые игры, представления,
основанные на эмоциях

Работа в группе

Работа в одиночку, в паре

Работа в группе

В процессе школьного обучения “визуалу” легче
усваивать новый материал с доски или из книги, а
“аудиалу” – из объяснения учителя,
“кинестетику” все нужно прочувствовать через
органы чувств, либо пропустить через движения,
жесты, действия.

На этой же основе возможна и дифференциация
вариативной части домашнего задания. Такой
подход позволяет развивать познавательный
интерес к предмету через деятельность, которая
наиболее оптимальна и близка ребенку.

(Слайд 6)

Примерные рекомендации при
выполнении домашних заданий:

Визуальный

Аудиальный

Кинестетический

Составить таблицу, схему.Читать материал вслухСформулировать вопросы к тексту
Нарисовать иллюстрацию на основе
прочитанного
Подготовить сообщениеСоставить тестовое задание
Сделать краткие записиПересказатьПоработать сценаристами.

Рекомендуется:

  • При выполнении работы на уроке или дома:

Визуалу разрешить иметь под рукой
листок, на котором он в процессе осмысления и
запоминания материала может чертить, штриховать,
рисовать и т.д.

Аудиалу не делать замечания, когда
он в процессе запоминания издает звуки, шевелит
губами – так ему легче справиться с заданием.

Кинестетика не заставлять сидеть
долгое время неподвижно, обязательно давать ему
возможность моторной разрядки (писать на доске,
сделать разминку и т.д.), запоминание материала у
него лучше происходит в движении.

Исходя из практики обучения с учетом
репрезентативных систем подростков, мы пришли к
выводу, что на этапе обобщения и закрепления
изученного материала, при решении проблемных
вопросов наиболее эффективно будет работать
группа смешанного состава, в которой есть и визуалы,
и аудиалы, и кинестетики, и дискреты.

При осуществлении коллективной
проектной деятельности в группу также
подбираются учащиеся разных репрезентативных
систем. Преимущества такой работы заключаются в
следующем: экономится время, формируется
целостное восприятие проблемного задания через
анализ отдельных аспектов; осуществляется
альтернативное ее представление в разных
репрезентативных системах; происходит
взаимодействие учащихся с разными способами
обработки информации, которое приводит к
взаимопониманию и сотрудничеству

При планировании индивидуальной и групповой
самостоятельной работы и проверочных работ
важно учитывать скорость мыслительных
процессов, которая неодинаково зависит от
системы восприятия мира. Самая высокая она у
“визуалов”, самая низкая у “кинестетиков”. Для
“аудиалов” уместнее всего выбрать устный ответ
в качестве формы отчета, а для “кинестетиков” –
письменный.

Таким образом, опираясь на знания
индивидуальных особенностей способов обработки
информации, можно строить обучение в гармонии с
природой каждого ученика, снижая стрессовую
ситуацию на уроке. А это, в свою очередь сохраняет
физическое и психическое здоровье наших детей.

Работая над данным докладом, мы не ставили
перед собой задачи подробного знакомства с
особенностями той или иной репрезентативной
системы, поскольку специальной литературы,
раскрывающей эту проблему более чем достаточно,
да и современному учителю она, безусловно,
знакома. Нам просто хотелось лишний раз
напомнить, что в силах любого учителя дать ещё
один шанс на успех своим ученикам. И хотя на
первый взгляд учитывать особенности восприятия
и переработки информации учащимися трудно, в
будущем это может сделать образовательный
процесс не только эффективным, но и чрезвычайно
увлекательным и для учеников и для учителя.

Источник