Роль репрезентативных систем в развитии ребенка
Репрезентативная система — это канал, через который человек получает информацию из окружающего мира. У каждого есть несколько различных способов репрезентации (представления) собственного опыта взаимодействия с миром. У нас есть рецепторы, посредством которых мы соприкасаемся с миром — мы видим, мы слышим, мы ощущаем, мы обоняем, мы испытываем вкусовые ощущения. В придачу к этим сенсорным системам у нас есть еще языковая система, которую мы также применяем, чтобы сообщить собственный опыт. Вот описание основных репрезентативных систем:
- — Визуальная система опирается на зрительные образы, на то, что человек видит.
- — Аудиальная репрезентативная система опирается на слуховой канал информации.
- — Кинестетическая репрезентативная система опирается на такой канал информации, как осязание, чувства и ощущения.
- — Дискретная или дигитальная репрезентативная система — это языковая система. Данная система является средством для описания опыта, полученного с помощью других репрезентативных систем с помощью слов.
Свой опыт человек может хранить в репрезентативной системе, которая теснее других связана с каналом, по которому этот опыт был воспринят. Люди используют все доступные им репрезентативные системы для получения опыта, однако у каждого взрослого человека есть какая-то наиболее предпочтительная репрезентативная система. Эта система и является ведущей репрезентативной системой. В этой предпочтительной системе человек не только более склонен получать и передавать опыт, но и может различить в ней больше тонкостей и нюансов, чем в других.
В зависимости от особенностей восприятия и переработки информации людей условно можно разделить минимум на три категории (с учетом использования ими репрезентативных систем): Визуалы, Аудиалы и Кинестетики.
Но так было не с самого рождения.
Выбор ведущей репрезентативной системы : как ребенок познаёт мир вокруг себя?
Ребенок воспринимает мир всеми чувствами.
Индивидуальные различия и особенности сенсорного развития возникают не сразу с рождением человека, а формируются постепенно. Эксперименты последних десятилетий показали, что младенец в первые недели жизни обладает качеством, которое было названо «амодальное восприятие». Это означает, что, получая информацию любой модальности, младенец в состоянии перевести ее в любую другую сенсорную модальность. Возможно, младенец не воспринимает сенсорную информацию как принадлежащую какому-то определенному сенсорному каналу, возможно, она воспринимается в какой-то надмодальной форме – в форме представлений. Воспринятая информация кодируется и переводится в амодальные представления, которые и могут быть узнаны любым сенсорным каналом.
На первом году жизни формируется различная анализаторная деятельность, причем не одновременно, а последовательно, по мере выработки системы условных рефлексов. Но между детьми не обнаруживается значительных различий в уровне чувствительности одного и того же анализатора. Доминирование тактильной чувствительности и кинестезии над зрением и слухом у годовалого ребенка — это возрастная особенность, по отношению к которой индивидуальные вариации ничтожны.
Исследователи сопоставили развитие перцептивных действий руки (осязательно-двигательных) и глаза (зрительно-двигательных) в ранней онтогенетической эволюции, придя к двум важным выводам:
1) разные способы ознакомления и выбора у детей формируются не одновременно;
2) с возрастом наблюдается сближение эффективности разных способов ознакомления и выбора.
Это означает, что по отношению к одной задаче или классу задач формируется взаимозаменяемость различных способов преобразования информации.
В ходе развития ребенка доминирование слуха и зрения начинает определять сенсорную организацию ребенка и подростка в условиях обучения, когда слово воспитателя и наглядные пособия играют ведущую роль. Такое доминирование также относится к возрастным, а не к индивидуальным особенностям чувствительности, хотя они и приобретают более выраженный характер.
Индивидуальные различия чувствительности относятся именно к взрослым людям, и лишь частично – к подросткам. Очевидно, в процессе жизни индивидуализация чувствительности прогрессирует, что связано с общим процессом развития личности.
Необходимым условием развития и формирования индивидуальных типологических различий восприятия и представления является накопление жизненного опыта, понимаемого как опыт отношений к миру.
Для родителя важно понимать: «Не надо бежать впереди паровоза» и пытаться определить ведущую репрезентативную систему там, где ее еще нет.
Поскольку выбор репрезентативной системы сродни определению вкусовых пристрастий, разумно и полезно для ребенка наполнять его опыт равномерно во всех репрезентативных системах (информацию любой сенсорной модальности). Чем более полным будет этот ранний опыт и чем большее удовольствие будет доставлять ребенку получение этого опыта, тем более обширным и наполненным будет для ребенка мир и тем шире будут его возможности.
Предпочитаемая репрезентативная система у дошкольника — это скорее миф, чем нечто существующее. Тем более не причина, чтобы использовать какую-то одну репрезентативную систему, избегая других. Наоборот, для ребенка будет гораздо полезнее развивать и получать опыт во всех репрезентативных системах. А также иметь опыт перехода их одной репрезентативной системы в другую.
В более позднем возрасте, в период школьного обучения, чтобы успешно вести обучение и воспитание, взрослый должен представлять себе предпочтения ребенка – его способы воспринимать, перерабатывать и использовать материал. Если способ подачи информации, выбранный взрослым, совпадает с ведущей системой ребенка, он прекрасно справляется с материалом и хорошо его запоминает.
Источник
Модальность (репрезентативная система) — форма восприятия и представления информации в мышлении и памяти. Различают визуальную (В), аудиальную (А, Д), кинестетическую (К, тактильные, мышечные ощущения, чувства), вкусовую и обонятельную модальности.
Основная модальность — модальность, чаще других используемая человеком сознательно, в его речи. Для ее определения необходимо, слушая речь человека, выделить предикаты (глаголы, прилагательные, наречия) и определить, предикатов какой модальности используется больше.
Школьное обучение для ребенка – это, в основном, процесс восприятия и усвоения предложенной информации.
В зависимости от особенностей восприятия и переработки информации людей условно можно разделить на три категории:
- Визуалы – люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения.
- Аудиалы – те, кто в основном получает информацию через слуховой канал.
- Кинестетики – люди, воспринимающие большую часть информации через другие ощущения (обоняние, осязание и др.) и с помощью движений.
Для визуального типа характерно:
- В общении соблюдает дистанцию, часто смотрит на собеседника.
- Любит порядок на столе, парте, соблюдает порядок в комнате.
- Красивый, аккуратный почерк.
- Мало отвлекается на шум.
- Возможны трудности при восприятии аудиальной информации.
- В речи употребляет существительные, глаголы, прилагательные, связанные в основном со зрением (смотреть, наблюдать, картина, на первый взгляд, как видите и т. д.).
- При общении взгляд направлен в основном вверх.
- Визуал помнит то, что видел, запоминает картинами.
Для аудиального типа характерно:
- При чтении и письме шевелит губами, проговаривая слова.
- Может хорошо имитировать речь других людей, звуки природы. Хорошо декламирует.
- Сильно отвлекается на шум.
- Характерно употребление слов, связанных со слуховым восприятием (голос, послушайте, обсуждать, молчаливый, тишина, громкий, благозвучный и т. д.).
- При общении взгляд направлен в основном по средней линии.
- Аудиал помнит то, что обсуждал, запоминает слушая.
Для кинестетического типа характерно:
- При общении стоит близко к другому человеку, может часто до него дотрагиваться.
- Характерна живая мимика, выраженная жестикуляция.
- На столе, парте, в комнате возможен беспорядок.
- Возможен неряшливый почерк.
- Часто вертит в руках какой-либо предмет.
- Возможны проявления различных эмоциональных реакций.
- Чувствителен к эмоциональным методам обучения.
- Словарь кинестетика в основном включает слова, описывающие чувства или движения (схватывать, мягкий, теплый, прикосновение, гибкий, хороший нюх и т.д.).
- При общении взгляд направлен в основном вниз.
- Кинестетик помнит общее впечатление. Запоминает двигаясь.
Большинство детей, успешно обучающихся в школе, имеют достаточно хорошо развитые все три модальности. Трудности в обучении чаще всего возникают у «крайних» визуалов и кинестетиков, то есть у детей с недостаточно развитыми остальными модальностями.
От того, какой канал у ребенка ведущий, зависит освоение многих важных навыков. Например, чтения и письма. Также значительно отличаются особенности умственной работы (уровень отвлекаемости, особенности запоминания и др.).
Если учитель знает, к какой категории относится их ученик, им легче строить с ним отношения. Многое становиться понятным: почему возникают проблемы с дисциплиной, как правильно поощрять ребенка или делать ему замечания и. т. д.
Специалисты говорят:
- От визуала можно требовать быстрого решения задач;
- От аудиала – немедленного повторения услышанного им материала;
- От кинестетика лучше не ждать ни того, ни другого – он нуждается в другом отношении, ему нужно больше времени и терпения со стороны учителя.
Рекомендуется:
- При выполнении работы на уроке или дома:
Визуалу разрешить иметь под рукой листок, на котором он в процессе осмысления и запоминания материала может чертить, штриховать, рисовать и т.д.
Аудиалу не делать замечания, когда он в процессе запоминания издает звуки, шевелит губами – так ему легче справиться с заданием.
Кинестетика не заставлять сидеть долгое время неподвижно, обязательно давать ему возможность моторной разрядки (сходить за мелом, журналом, писать на доске и т.д.), запоминание материала у него лучше происходит в движении. - Общаться с ребенком на «его языке»:
С визуалом используя слова, описывающие цвет, размер форму, местоположение, использовать схемы, таблицы, наглядные пособия и др.
С аудиалом используя вариации голоса (громкость, паузы, высоту), отражая телом ритм речи (особенно головой) со скоростью, характерной для этого типа восприятия.
С кинестетиком используя жесты, прикосновения. Чем больше преувеличения, тем лучше для запоминания. Возможно, позволять им проигрывать в ролях части вашей информации.Да и замечания ребенку произведет нужный эффект, если будет сделано «на его языке»:
Визуалу лучше покачать головой, погрозить пальцем;
Аудиалу – сказать шепотом «ш-ш-ш»;
Кинестетику – положить руку на плечо, похлопать по нему.
Разумеется, любой человек в своей жизни, и ребенок в том числе, использует самые разные каналы восприятия. Он может быть по своей природе визуалом, и это не значит, что другие органы чувств у него практически не работают. Их можно и нужно развивать. Чем больше каналов открыто для восприятия информации, тем эффективнее идет процесс обучения
Источник
(Приложение)
Вы никогда не задумывались, почему прекрасно
простроенный урок в одном классе или группе
обучающихся проходит без сучка без задоринки, а в
другом – не идет, как бы учитель не старался. (слайд
1)
Объяснение чаще всего кроется в особенностях
репрезентативной системы, темпераменте,
скорости мыслительных процессов, когнитивности
и креативности ученика, которые
учитель-предметник знает на уровне субъективной
оценки. Между тем психологи обращают внимание,
что без диагностики особенностей личностного
развития ребенка и учета этих особенностей
педагогам и родителям в процессе воспитания и
обучения невозможно создать условия для
достижения ситуации успеха.
Учитель сталкивается с тем, что у каждого
ребенка в классе свой стиль работы, свой
характер, свои любимые методы работы. И причина
трудностей, возникающих у детей на уроках, в том,
что учитель не умеет использовать
индивидуальные особенности школьников в
педагогическом процессе наиболее эффективно.
Считаем, что задача учителя дать каждому
ребенку возможность успешно проявить себя на
уроке. У детей должна быть, прежде всего, вера в
себя, они должны идти на урок с чувством
уверенности в успехе при выполнении любой
работы. Только тогда учитель сможет при работе с
классом надеяться на полное взаимопонимание и
максимальную отдачу.
Как учитель-практик в своей повседневной
деятельности опираемся на достижения передовых
педагогических технологий, учителей-новаторов,
свой личный опыт преподавания предмета, которые
помогают активизировать познавательную
деятельность и создать ситуацию успеха на уроке
для каждого ребенка.
Поэтому, задавая вопрос как учить
результативно, пришли к выводу, что необходима
диагностика личности ученика по типу
репрезентативной системы.
Репрезентативная система – это
система восприятия и понимания информации.
(Слайд 2)
Как построить урок так, чтобы передать
основную идею по разным репрезентативным
системам?
Для “визуалов” – это демонстрация
действий с различными системами;
Для “аудиалов” – проговаривание и
акцент на звуках, при совершении какой-либо
работы;
Для “кинестетиков” –
самостоятельные манипуляции с различными
системами.
При этом, учитывая, что речь идёт лишь о
ведущей модальности.
Первое, что необходимо было сделать –
это карту репрезентативной системы учащихся
класса, помощь в составлении которой оказала наш
школьный психолог.
(Слайд 3)
Карта репрезентативной системы 6 “А”
класса
А | В | К | В-К | А-Д | А-В | А-В-Д |
Коваленко В. Посыпкина М. | Айкин Д. Киселева А. Петросян Н. | Комарова Ж. Кравец Ж. Устинов Е. Южиков Н. | Ляхов М. | Лысенко А. Танаева А. | Айкин Д. Сафонова А. | Лебедева. Е. Золотухин Ф. |
2 чел. 13% | 3 чел 20% | 4 чел. 26% | 1чел 4% | 2 чел. 13% | 2 чел. 13% | 2 чел. 13% |
Проведенный тест (см. карту репрезентативной
системы) показал, что почти у половины ребят
одинаково хорошо развиты два, а в некоторых
случаях и три канала восприятия. В чем
особенность их работы на уроке? Очевидно, им
удается более успешно, чем другим ученикам,
выполнять многие задания.
Исходя из полученных данных, ищем новые способы
развития всех каналов восприятия и обработки
информации детьми, чтобы каждый из них мог
пользоваться в данной конкретной ситуации тем
каналом, который максимально подходит именно для
этого случая.
Учитывая типы восприятия каждого ученика,
педагог может:
(Слайд 4)
- привлечь внимание детей;
- мотивировать их на процесс обучения;
- дисциплинировать весь класс;
- подать важное и трудное содержание так, чтобы
информацию восприняли все учащиеся; - правильно построить опрос, с учетом ведущей
репрезентативной системы каждого ребенка и т.д.; - правильно организовать педагогический процесс
во время урока.
Таким образом, на основе имеющейся
диагностики учащихся учителю необходимо
разработать методику преподавания предмета,
способствующую созданию успеха на уроке для всех
учащихся с учетом репрезентативной системы.
(Слайд 5)
Методы организации учебно-познавательной
деятельности учащихся на уроках иностранного
языка в зависимости от ведущей репрезентативной
системы можно представить следующим образом:
Визуальный (методы наглядной передачи информации и | Аудиальный (методы словесной передачи информации и | Кинестетический (методы передачи с помощью практической |
Наблюдение, работа с книгой | Чтение вслух | Самостоятельная работа с |
Конспектирование | Диалог | Реферирование |
Составление планов или | Дискуссия | Решение экспериментальных |
Работа с иллюстрациями, видео | Доклад, сообщение | Творческие задания |
Анализ схем, таблиц | Лекция | Анализ таблиц, схем |
Инсценировки, образные | Логические задания | Ролевые игры, представления, |
Работа в группе | Работа в одиночку, в паре | Работа в группе |
В процессе школьного обучения “визуалу” легче
усваивать новый материал с доски или из книги, а
“аудиалу” – из объяснения учителя,
“кинестетику” все нужно прочувствовать через
органы чувств, либо пропустить через движения,
жесты, действия.
На этой же основе возможна и дифференциация
вариативной части домашнего задания. Такой
подход позволяет развивать познавательный
интерес к предмету через деятельность, которая
наиболее оптимальна и близка ребенку.
(Слайд 6)
Примерные рекомендации при
выполнении домашних заданий:
Визуальный | Аудиальный | Кинестетический |
Составить таблицу, схему. | Читать материал вслух | Сформулировать вопросы к тексту |
Нарисовать иллюстрацию на основе прочитанного | Подготовить сообщение | Составить тестовое задание |
Сделать краткие записи | Пересказать | Поработать сценаристами. |
Рекомендуется:
- При выполнении работы на уроке или дома:
Визуалу разрешить иметь под рукой
листок, на котором он в процессе осмысления и
запоминания материала может чертить, штриховать,
рисовать и т.д.
Аудиалу не делать замечания, когда
он в процессе запоминания издает звуки, шевелит
губами – так ему легче справиться с заданием.
Кинестетика не заставлять сидеть
долгое время неподвижно, обязательно давать ему
возможность моторной разрядки (писать на доске,
сделать разминку и т.д.), запоминание материала у
него лучше происходит в движении.
Исходя из практики обучения с учетом
репрезентативных систем подростков, мы пришли к
выводу, что на этапе обобщения и закрепления
изученного материала, при решении проблемных
вопросов наиболее эффективно будет работать
группа смешанного состава, в которой есть и визуалы,
и аудиалы, и кинестетики, и дискреты.
При осуществлении коллективной
проектной деятельности в группу также
подбираются учащиеся разных репрезентативных
систем. Преимущества такой работы заключаются в
следующем: экономится время, формируется
целостное восприятие проблемного задания через
анализ отдельных аспектов; осуществляется
альтернативное ее представление в разных
репрезентативных системах; происходит
взаимодействие учащихся с разными способами
обработки информации, которое приводит к
взаимопониманию и сотрудничеству
При планировании индивидуальной и групповой
самостоятельной работы и проверочных работ
важно учитывать скорость мыслительных
процессов, которая неодинаково зависит от
системы восприятия мира. Самая высокая она у
“визуалов”, самая низкая у “кинестетиков”. Для
“аудиалов” уместнее всего выбрать устный ответ
в качестве формы отчета, а для “кинестетиков” –
письменный.
Таким образом, опираясь на знания
индивидуальных особенностей способов обработки
информации, можно строить обучение в гармонии с
природой каждого ученика, снижая стрессовую
ситуацию на уроке. А это, в свою очередь сохраняет
физическое и психическое здоровье наших детей.
Работая над данным докладом, мы не ставили
перед собой задачи подробного знакомства с
особенностями той или иной репрезентативной
системы, поскольку специальной литературы,
раскрывающей эту проблему более чем достаточно,
да и современному учителю она, безусловно,
знакома. Нам просто хотелось лишний раз
напомнить, что в силах любого учителя дать ещё
один шанс на успех своим ученикам. И хотя на
первый взгляд учитывать особенности восприятия
и переработки информации учащимися трудно, в
будущем это может сделать образовательный
процесс не только эффективным, но и чрезвычайно
увлекательным и для учеников и для учителя.
Источник