Умк развитие ребенка в раннем и дошкольном возрасте
Марина Червякова
Особенности развития детей раннего возраста
Ранним возрастом принять считать возраст ребенка от 1 года до 3 лет.
В это время у детей довольно четко прослеживаются 3 периода развития.
Первый период — от года до полутора лет.
Ребенок, начавший ходить, становится много самостоятельней, чем раньше; в этом возрасте он — исследователь; он лезет всюду. Набивает себе шишки, и его не удержать. В этом же возрасте ребенок начинает говорить.
Второй период — от полутора до 2 лет.
Малыш совершенствуется в обретенных ранее навыках, определяет свое место в среде; вы уже четко прослеживаете проявления его характера.
Третий период — от 2 до 3 лет.
Это период наиболее активного умственного развития ребенка.
Ранний возраст – важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям с взрослыми, сверстниками, с окружающим миром. Ранний возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребёнка, усиливается её целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся его движения.
К трем годам происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребёнка, в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками. Ведущий вид деятельности в этом возрасте — предметно-действенное сотрудничество. Трёхлетний ребёнок способен уже не только учитывать свойства предметов, но и усваивать некоторые общепринятые представления о разновидностях этих свойств – сенсорные эталоны формы, величины, цвета и др. Они становятся образцами, мерками, с которыми сопоставляются особенности воспринимаемых предметов.
Преобладающей формой мышления становится наглядно-образное. Ребёнок оказывается способным не только объединять предметы по внешнему сходству (форма, цвет, величина, но и усваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда, посуда, мебель). В основе таких представлений лежит не выделение общих и существенных признаков предметов, а объединение входящих в общую ситуацию или имеющих общее назначение. Резко возрастает любознательность детей. В этом возрасте происходят существенные изменения в развитии речи: значительно увеличивается запас слов, появляются элементарные виды суждений об окружающем, которые выражаются в достаточно развернутых высказываниях.
На данном возрастном этапе у малышей активно формируются первые элементарные представления о хорошем и плохом, навыки поведения, добрые чувства к окружающим их взрослым и сверстникам. Наиболее успешно это происходит в условиях благоприятного педагогического воздействия детского сада и семьи. Третий год жизни ребенка является переходным в развитии. Это еще маленький ребенок, у которого немало общего с детьми предшествующей ступени и который требует особо бережного и внимательного отношения со стороны взрослых, но вместе с тем у него появляются качественно новые возможности в овладении навыками, в формировании представлений, в накоплении личного опыта поведения и деятельности.
Для детей от двух до трех лет характерна активная направленность на выполнение действий без помощи взрослого, проявление элементарных видов речевых суждений об окружающем, образование новых форм отношений, постепенный переход от одиночных игр и игр рядом к простейшим формам совместной игровой деятельности. В группе раннего возраста воспитатель закрепляет умение приветливо обращаться к взрослым и детям с просьбой, оказывать окружающим небольшие услуги, играть вместе со сверстниками, уступать игрушки, книги, учит соблюдению элементарных правил в дидактических, подвижных играх: спокойно выслушивать водящих, терпеливо ожидать свою очередь (если это ожидание недлительно). Ребят привлекают к приготовлению стола к завтраку, обеду, к выполнению поручений по уходу за растениями и животными.
Для реализации этих задач воспитатель использует подражательность как специфическую особенность детей двух — четырех лет. Взрослый показывает собственным примером положительное отношение к работе, к окружающим людям, к детям.
Детям раннего возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость, что позволяет успешно решать задачу воспитания добрых чувств и отношений к окружающим людям. Очень важно при этом, чтобы воспитатель поддерживал у малышей положительно эмоциональное состояние: отзывчивость на его предложение, просьбу, чувство сопереживания при виде огорчения другого. У ребят воспитывают любовь к близким, желание сделать им что-то хорошее. Это достигается при одобрении, похвале взрослыми проявлений ребенком добрых чувств к окружающим.
Ранний возраст – период интенсивного освоения ребенком разных видов деятельности и развития личности. В детской психологии и педагогике выделяются следующие основные направления в развитии ребенка на этом возрастном этапе:
— развитие предметной деятельности;
— развитие общения с взрослыми;
— развитие речи;
— развитие игры;
— приобщение к разным видам художественно-эстетической деятельности;
— развитие общения со сверстниками, физическое развитие и развитие личности
Это разделение достаточно условно, поскольку развитие представляет собой единый процесс, в котором выделенные направления пересекаются, взаимодействуют и дополняют друг друга.
На третьем году жизни продолжается освоение ребенком окружающего предметного мира. Действия малыша с предметами становятся более разнообразными и ловкими. Он уже многое умеет делать сам, знает названия и назначение бытовых предметов, стремится помогать взрослым: мыть посуду, вытирать стол, чистить пылесосом пол, поливать цветы. Он все более осознанно хочет действовать как взрослый, его начинает привлекать не только процесс выполнения действия, но и его результат. Ребенок старается получить такой же результат, как и взрослый. Таким образом, отношение ребенка к своей деятельности постепенно меняется: ее регулятором становится результат. В самостоятельных занятиях, играх малыш начинает руководствоваться замыслом, стремлением к достижению успеха в деятельности.
Овладение предметной деятельностью стимулирует развитие таких личностных качеств детей, как инициативность, самостоятельность, целеустремленность. Ребенок становится все более настойчивым в достижении поставленной цели.
На третьем году жизни общение со сверстниками начинает занимать все большее место. Это связано с тем, что к трем годам возникает особое, специфическое содержание общения детей между собой.
Совершается заметный перелом в общении: действия по отношению к сверстнику как неодушевленному предмету идут на убыль, появляется стремление заинтересовать его собой, чувствительность к отношению ровесника. Все чаще малыши испытывают удовольствие от совместных игр. Их незатейливые и кратковременные действия основаны на подражании друг другу, но они говорят о зарождающемся общении. Однако как бы ни была привлекательна игра со сверстником, появившиеся в поле зрения взрослый или игрушка отвлекают детей друг от друга.
Могут возникать споры и агрессия, связанные от незнания поведения, что приводит в свою очередь к слезам малышей. Что бы избежать конфликтов, показать детям как можно себя вести, вызвать гуманистические и добрые чувства, воспитателю в работе помогает сказка. Дети готовы воспринимать смысл произведения через сказочных героев и проецировать его в своей жизни.
Источник
Реализация и использование УМК по обучению родному языку детей младшего дошкольного возраста в дошкольных образовательных организаций.
Язык родной, язык бесценный!
О, как могуч ты и велик!
Для человека ты – друг верный.
Ты светел, чист, ты многолик!
Тебя мы все благословляем,
Ты нужен нам на все века,
Ведь нашу жизнь не представляем
Мы без родного языка!
( Гамил Авзал)
Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа, ибо сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения.
В условиях новой языковой ситуации в республике формирование человека происходит под влиянием двух национальных культур, традиций, двух систем этических норм речевого и неречевого поведения. Хорошее владение двумя государственными языками как средством общения – веление сегодняшнего дня: оно необходимо для успешной учёбы, интеллектуального и нравственного становления детей дошкольного возраста. Бесспорным является положительное влияние двуязычия на развитие памяти, умение понимать, анализировать и обсуждать явления языка. Дошкольный возраст признан психологами наиболее благоприятным периодом для начала обучения второму языку. Детям младшего возраста всё интересно, их можно вовлечь в любую игру, заинтересовать, показав обычную куклу или плюшевого мишку. Важно, чтобы дети изучали, знали и уважали язык, на котором говорят сами, их близкие, друзья и знакомые.
Обучение детей татарскому языку в детском саду – одна из самых сложных методических задач. Обучая дошкольников татарскому языку важно, во-первых, воспитывать у них любовь к родному краю, природе и бережное отношение к ней. Во-вторых, вызвать интерес к историческому прошлому города, республики, страны. А также воспитывать патриотические чувства, гордость и уважение к прошлому и настоящему малой родины, ознакомить с интересными историческими событиями, трудовой деятельностью, культурой, бытом и праздниками татарского народа.
Я работаю воспитателем в младшей группе. В нашей группе дети воспитываются в условиях двуязычия. В то же время в связи с утратой татарами родного языка не в каждой семье могут обеспечить полноценное воспитание ребенка, приобщение его к национальной культуре, родному языку.
Национальный состав воспитанников нашей группы — 36% — это 9 татары, 40% процент- в 10 русскоязычные семьи , 24%- 6 семьи, не разговаривают, так как состоят в смешанном браке или совсем не знают языка. Все это значительно затрудняет процесс обучения детей татарскому языку и требует от нас педагогов дополнительные усилия поиска инновационных форм работы.
Я, как педагог должна в каждом ребенке видеть личность и понимать мир ребенка. Не надо скупиться на похвалу и комплименты, теплые слова. Великая сила доброго слова творит чудеса! Только от меня зависит успешность общения с моими воспитанниками. Свое педагогическое кредо я могу выразить словами Ушинского: «Педагог должен быть добрым — но без слабости, требовательным — но без придирчивости, ласковым — но без приторности, допускать шутку -но не превращать дело в шутку». Особенности овладения вторым языком в дошкольном возрасте связаны с непосредственностью детского восприятия, открытостью по отношению к людям, говорящим на другом языке.
Ребенок дошкольного возраста не осознает, зачем ему нужно знать второй язык. Цели мои для него слишком абстрактны. Мотивация младших дошкольников действует по принципу «здесь и теперь», т.е. ребенок не задается отдаленными целями. Поэтому весь процесс постижения второго языка выстраивается как процесс удовлетворения личностных, познавательных, игровых потребностей ребенка в интересном общении со взрослыми и детьми. В процессе своей работы с детьми младшего дошкольного возраста я всегда учитываю: что чем более активной и содержательной будет деятельность детей с запоминаемым материалом, тем выше окажется непроизвольность запоминания ими этого материала. Лучше запоминается то, что интересно.
Возраст от трех до четырех лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главным средством установления контактов с окружающими, выражения мыслей, переживаний в этом возрасте становится язык. Развитие речи и речевое общение дошкольников осуществляется во всех видах деятельности, однако ведущим видом у дошкольников остается игра. В процессе игры бурно развивается язык ребенка, грамматически оформленная речь. В режимных моментах я использую такие подвижные игры, как: «Җил исә» «Куян», «Чума урдэк, чума коз», «Яшерәм яулык» и др.
При изучении темы «Моя семья»- «Минем гаиләм» используется пальчиковая игра.
Музыкальная игра «Где наши ручки» — «Кайда безнең кулларыбыз».
Одним из видов творческих игр в дошкольном учреждении являются театрализованные игры. Поэтому я очень часто включаю элементы театрализованной деятельности в свою работу это помогает сформировать у детей не только правильную модель поведения в современном мире, повысить общую культуру ребенка, познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, раскрыть творческий потенциал самого ребенка, и обогатить и активизировать словарь детей, дать образцы использования грамматических конструкций, развить звуковую сторону и связную речь.
В связи с этим является актуальным использование разнообразных элементов театрализованной деятельности как в организованной образовательной деятельности, так и повседневной жизни для развития речи детей хорошо знакомые с младшего возраста сказки: «Күмәч» -«Колобок», «Теремкәй» -«Теремок».
Технические средства также играют немаловажную роль в изучении татарского языка. Это развивает у детей эстетический вкус и любовь к природе. Также прослушиваем мелодии разных народов, дети учатся узнавать их национальные особенности.
Еще один из эффективных методов обучения — я использую информационные и коммуникативные технологий, то есть использование компьютера, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации. Применение данного метода в обучении татарскому языку способствует индивидуализации обучения и мотивированности речевой деятельности. Детям интересен материал с использованием ИКТ. В режимных моментах по обучению татарскому языку я показываем детям мультфильмы на данном языке, анимационные сюжеты и прослушиваем аудиозаписи. Таким образом, я погружаем детей в страну татарского языка.
На сегодняшний день есть сборник мультфильмов на стихотворения великого татарского поэта Г.Тукая. При изучении его творчества просмотр мультфильмов позволяет лучше запоминать содержание произведений и повысить интерес у детей к творчеству поэта.
Большое внимание уделяем развитию предметно-развивающей среды. Мы в младшей группе создали национальный уголок, оформлен строго в соответствии с требованиями к уголку, имеются муляжи татарских национальных блюд, салфетки, детская художественная литература на татарском языке.
Для реализации наших задач обучения, объединяем усилия педагогов и родителей. Именно семья играет важную роль в обучении детей татарской разговорной речи. Очень важно создать атмосферу общности интересов. Я стараюсь активно вовлечь родителей в процесс обучения. Важно научить родителей помогать своему ребенку в усвоении лексики татарского языка. Хороших результатов можно добиться лишь тогда, когда согласованны усилия педагога и родителей. Родители нашей группы положительно влияют на желание детей к изучению второго языка.
Дошкольный возраст – период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонематической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве необходимо для решения задач умственного, эстетического, нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Своевременное овладение правильной речью является одним из основных условий нормального психофизического развития ребенка, формирования полноценной личности, подготовки к обучению в школе. Поэтому очень важным в своей работе я считаю развитие устойчивого интереса к татарскому (русскому) языку, желание общаться на родном языке. Заложить основы правильного звукопроизношения.
В нашем дошкольном учреждении педагоги совместно с родителями стараются прививать любовь к своему родному языку, желание изучать его, вести пропаганду за сохранение родного языка для потомков.
Источник
Доброе время суток, дорогой посетитель сайта psy-razvitie.ru! Ничто не происходит в отрыве от нервной системы. Все наши проявления в жизни, поведение, деятельность – это результат работы нашей нервной системы. Значит, если мы говорим о развитии, значит, мы говорим в первую очередь об изменениях, которые происходят в нервной системе. В частности, о тех изменениях, которые происходят в центральной ее части, представленной головным и спинным мозгом. Ранее развитие детей дошкольного возраста – это изменения в нервной системе ребенка в самый ранний период его детства.
Развивать малыша, это значит, способствовать созреванию его нервной системы. Логично ставить вопрос – а что помогает созревать нервной системе в самый ранний период?
Если мы начинаем заниматься ранним развитием, не зная, и не учитывая законы созревания нервной системы, наше влияние далеко не всегда может быть полезным.
«Современный» взгляд на ранее развитие
Когда малыш рождается на этот свет, его нервная система не зрела. Она лишь предуготована к тому, чтобы освоить все, что его окружает в этом мире. Разумеется правы те, кто утверждает, что в первые годы жизни ребенок осваивает огромные потоки информации. И по утверждению авторов методик по раннему развитию, до 3-5 лет можно обучить множеству слов, названий. Современный мир породил множество ранних методик обучению чтению, иностранным языкам, магазины заполнены множеством картинок с написанными словами. Однако, основу раннего развития составляет не сама по себе информация.
Потоки речевой информации «затопляют» и чрезмерно активизируют функции левого полушария, обедняя процессы созревания правого полушария. В результате чего многие процессы, которые должны сформироваться и созреть у ребенка в раннем возрасте «обедняются», оставаясь не зрелыми. Ранее чтение, преобладание «учебной» деятельности над игровой в дошкольном возрасте приводит к мощному перекосу в формировании личности, обедняя многие возможности нервной системы.
Воображение, фантазия, способность решать задачи, связанные с общением становятся недоступными для детей, переполненных знаниями городов и иностранных слов. Обедненность двигательной, социальной, творческой составляющих интеллекта серьезно ограничивают возможности социальной адаптации повзрослевших интеллектуалов.
Истоки раннего развития. Историческая справка
К слову сказать, многие методики раннего развития в основу свою взяли коррекционные программы стимуляции детей с особенностями, когда специалистам приходилось находить «обходные» пути для того, чтобы запустить компенсаторные процессы в поврежденном мозге. Так, например, известная многим методика раннего развития Домана была создана американский нейрохирургом для развития малышей с травмами мозга с целью восстанавливать утерянные функции.
Более близкими к формированию функций нервной системы ребенка-дошкольника в норме являются игры методики Монтессори и Никитина. Монтессори разрабатывала свои программы в школах для сложных детей. Никитин взял за основу разработки Сегена, Кооса, которые занимались исследованиями развития интеллекта у детей с особенностями в развитии. Эти методики хорошо зарекомендовали себя в развивающей сфере, но для применения этих игр важно понимать закономерности развития познавательных процессов у детей.
Интересные и более близкие к развивающим играм современные разработки Даниловой и Борчан. Сегодняшние авторы все больше учитывают возрастные особенности созревания познавательной деятельности, закладывая в основу развития игровую деятельность ребенка.
Чтобы заниматься с ребенком дома и развивать его достаточно понимать, что в норме мозг ребенка развивается по иным законам, нежели в случаях, когда специалисты вынуждены искать «обходные пути» и способы стимулировать развитие нервной системы ребенка. Развивая малыша в раннем возрасте лучше всего опираться на здравый смысл и наблюдения за тем, что важно для ребенка в разных возрастах. Ведь мы можем наблюдать именно то, что находиться в активном развитии. Внешняя деятельность ребенка отражает процессы созревания, происходящие внутри его нервной системы.
Смысл Детства и его значение для развития.
Сегодня отношение к раннему развитию меняется. Специалисты и родители начинают понимать, что главным для раннего развития все-таки является то, что называют «Детством». В детстве ребенок должен много двигаться, играть, общаться со сверстниками и взрослыми. Активно осваивать этот мир через предметную и игровую деятельность.
Принято выделять следующие периоды дошкольного детства, которые качественно отличаются друг один от другого. Ведущая деятельность ребенка отражает особенности формирования возможностей его нервной системы, а те возраста, которые отмечаются, как возрастные кризисы в первую очередь связаны с качественными скачками – изменениями в функционировании детского мозга.
Приоритетами в развитии нервной системы ребенка является то, что соответствует законам ее физиологического созревания. Другими словами, что в данный период наиболее активно созревает, такая деятельность и важна. К чему у ребенка в большей степени проявляется интерес, то и созревает наиболее активно.
Период от 0 до 1 года
Возраст – от 0 до 1 года. Это момент преобладания непосредственного эмоционального общения ребенка и взрослого. Но этот же период связан с активным усложнением сенсомоторной сферы. За год его двигательная активность изменяется до неузнаваемости. Новорожденный, который не может держать головку и годовалый ребенок, который зачастую уже ходит и произносит первые слова – это гигантский скачек и первый кризис. Первое социальное отделение от мамы. Ребенок обретает возможности для самостоятельного передвижения и самостоятельных действий. Качественно меняются отношения между ребенком и взрослыми.
От 0 до 1 года приоритет в развитии принадлежит отделам головного мозга, которые в дальнейшем будут обеспечивать ребенку устойчивую активацию нервной системы. Созревание стволовых и подкорковых структур происходит во время двигательной активности ребенка. Именно эти структуры обеспечивают устойчивость внимания, произвольной деятельности и развитие эмоциональной сферы. Эмоциональная восприимчивость, необходимая для нормальной жизнедеятельности и развития личности ребенка привязанность, также связана с созреванием подкорковых структур. Развитие двигательной сенсомоторной системы в раннем возрасте является фундаментальным и основным.
Вывод: существенную составляющую раннего развития в первый год жизни составляет развитие двигательной и эмоциональной сфер. Развитие и укрепление сенсомоторной базы. Развитие и углубление привязанности и формирование доверия.
Период от 1 до 3-х лет
В возрасте от 1 года до 3-х лет происходит следующий качественный скачек. Ребенок теперь не только может передвигаться, ему доступны многие действия и возможности, связанные с развитием речи. Наступает время инициативы и активного познания.
С момента появления ребенка на свет начинают постепенно развиваться зоны, связанные с восприятием сигналов внешней среды – сенсорные зоны. В возрасте 1 года усложнение связей в сенсорных зонах мозга начинает преобладать. Зрительный, слуховой, тактильный анализаторы и другие виды чувствительности обогащаются чувственным опытом. В период до 3-х лет активно созревают межсенсорные связи, обеспечивающие связь рука-глаз, слух-артикуляция и многие другие системы, обеспечивающие межсенсорную интеграцию. Развитие сенсорики составляет важную часть раннего развития в возрасте от 1 года до 3-х лет.
Любознательность ребенка, его активная жажда исследования мира и деятельности также связаны с доминирующими в созревании функциями нервной системы. Гормоны, которые вырабатываются при переживании восхитительного чувства «Получилось!» поддерживают эту познавательную активность и стремление всюду залезать, пробовать, трогать, делать… Мышление переживает революционные перестройки в своем развитии.
Вывод: в возрасте от 1 до 3-х лет базу раннего развития составляет богатство сенсорного восприятия и предметно-манипулятивная деятельность. Непосредственный познавательный интерес, инициатива. Эмоциональная и сенсомоторная сферы также остаются крайне активными в своем созревании.
Период от 3 до 5 лет
3-5 лет — это обогащение возможностей. Время активного развития множества процессов, которые потом станут основой для учебной деятельности. Игра усложняется, становиться сюжетной, появляются ролевые игры, и социальная активность захватывает развитие ребенка. Воображение, внимание, память, мышление, речь, моторные навыки находятся в периоды бурного созревания. Этот процесс обогащения опытом продолжается вплоть до 7 лет, когда количество переходит в изменение качества и ребенок созревает для учебной и сложной произвольной деятельности.
В период от 3 до 5 лет в развитии преобладают функции правого полушария. Правое полушарие в норме активнее развивается у большинства детей, независимо от латерального предпочтения с рождения. Когда родители наблюдают выделение предпочтения правой или левой руки – это свидетельствует о том, что левое полушарие у правшей начинает активизироваться, но функции правого полушария в норме, преобладают вплоть до 5 лет. У левшей правое полушарие зачастую продолжает доминировать в дальнейшем. В этом возрасте Ребенок бурно фантазирует, придумывает, сочиняет, переживает окружающий мир в образах, которые наполняют его мир. В этом возрасте дети увлечены конструкторами, сюжетными играми. Эти процессы очень важны для того, чтобы вырастая, человек был психологически подвижным и пластичным, мог легко воспринимать изменения окружающего мира и адаптироватся к ним.
В это же время закладываются основы социального взаимодействия со сверстниками. Происходит усвоение социальных правил и норм через чувства. Многие родители отмечают, что дети словно понимают друг друга без слов. Лопочут что-то, говорят каждый свое, но при этом игра может продолжаться и развиваться. В этот период ребенок учиться решать свои первые конфликты и встречается с тем, что люди его окружают разные. Одна из важных задач данного возраста — научиться находить общий язык с другими детьми, и со взрослыми. Уметь заявлять свою позицию и договариваться с другими.
Моторная сфера также продолжает свое развитие. Движения в игре обретают ловкость и точность. Дифференциация и усложнение моторных зон коры мозга открывают для малыша новые возможности. Активно созревает способность к графической деятельности. Улучшение ловкости в движениях пальцев рук открывают для ребенка возможности творческой деятельности. В этом возрасте многие дети с увлечением лепят, рисуют, рвут, мнут, ковыряют, закапывают, приклеивают… Когда мозг ребенка созревает, то малыш стремиться найти вокруг себя все, что ему становиться доступно и с упоением делает то, что у него получается.
Вывод: возраст 3-5 лет важно наполнять различными видами игр, двигательной и творческой активностью, общением со сверстниками. Раннее развитие детей дошкольного возраста — это в первую очередь создание условий для созревания множества межсистемных связей в нервной системе.
Период от 5 до 7 лет
К возрасту 5-7 лет начинают активно созревать структуры регулирующие поведение ребенка. В играх ребенок осваивает правила, границы. Закладываются основы эмоциональной и волевой регуляции поведения. В этом возрасте ребенок осваивает те социальные нормы, условия, которые его окружают. Возможности ребенка позволяют ему участвовать в посильной трудовой деятельности, что оказывает влияние на созревание волевой регуляции поведения. Потенциально ребенок готов к освоению причинно-следственных связей, которые возникают вследствие его поведения, он может брать на себя ответственность за порученные дала и за свои домашние обязанности. Его возможности в самостоятельных действиях также расширяются. Через общение в семье ребенок осваивает ценности и ориентиры в отношениях. Сознательно или неосознанно мы, взрослые, своим отношением к ребенку и своими реакциями и чувствами неизбежно показываем ему, какие социальные законы работают в этом мире. В возрасте 5-7 лет появляются предпосылки к освоению навыков саморегуляции. Ребенок продолжит осваивать социальный мир и его законы еще долгое время, но чувственная база для переживания и оценивания мира закладывается в дошкольном возрасте.
Вывод: к семи годам, если ребенок достаточно двигался, рисовал, играл, общался, осваивал трудовые навыки, познавал мир в деятельности – его мозг в большей степени созревает для усвоения более сложной учебной деятельности.
Роль взрослых в раннем развитии
На мой взгляд, ошибочно полагать, что ребенок «развивается сам», без участия взрослого. Мнение, что «взрослый должен не мешать, а лишь создавать условия» не в полной мере учитывает реальность. Раннее развитие детей дошкольного возраста происходит в социальной среде, и жить ребенку в среде тех норм и правил, которые уже установлены социумом. И осваивать этот порядок необходимо также, как и насыщать себя различными моментами, доставляющими удовольствие.
«Не мешать», грубо вмешиваясь и подавляя познавательную активность и самостоятельность ребенка – конечно важно. Позиция наблюдателя или просто «другого человека», который не вмешивается с гиперопекой и желанием «освободить» от всех «трудностей» очень нужна. Побыть с миром один на один – крайне важный опыт для развития.
«Создавать условия для развития» — обязательно. Среда вокруг ребенка может способствовать раскрытию его способностей, может подавлять их. И создавать среду, которая наилучшим образом поможет ребенку раскрыть свои способности надо уметь.
При этом важно понимать, что мозг также адаптируется к социальным нормам и правилам. Источниками их является мир взрослых, которые окружают ребенка. Бережным к внутреннему миру чувств и ощущений и потребностей быть важно, но также важно, чтобы ребенок в глубокой чувственной привязанности переживал доминанту взрослого и осваивал правила жизни в социуме. Трудно себе представить, что в природе медвежонок будет командовать медведицей…
Автор: медицинский психолог Попкова Светлана.
Источник