Уханова развитие эмоций и навыков общения у ребенка скачать

Тамара Марьина
Развиваем навыки общения и эмоциональный мир дошкольников в игре

Педагог-психолог I- ой квалификационной категории Марьина Тамара Васильевна.

МДОУ № 3 «Теремок» г. Днестровск, Молдова.

В дошкольный период особенно активно развиваются психические процессы. Формируются произвольное внимание и память, творческое воображение, рождаются новые чувства (дружба, долг и др.). Именно в этом возрасте «сеют семена» будущего. Немало нужно любви, терпения и, конечно, знаний, чтобы они взошли здоровыми и крепкими.

Ребёнок, который мало общается со сверстниками или не принимается ими в детское сообщество из-за неумения общаться, чувствует себя уязвлённым, отвергнутым – это может привести (и приводит) к снижению самооценки, возрастанию робости, неуверенности в себе, замкнутости.

Для развития эмоциональностии общительности детей можно использовать любимые ими виды деятельности: рисование, танцы, игры. Можно также проводить специально организованные занятия, в ходе которых можно помочь детям решить их эмоциональные проблемы, развить воображение, ловкость, смекалку, уверенность в себе и получить огромную радость от общения с детьми, завоевать их доверие и дружбу.

Понимание духовного мира и эмоциональной сферы ребёнка, умение почувствовать его настроение позволяют взрослым установить с ним эмоциональный контакт и своевременно оказать помощь в налаживании контактов с ровесниками, а также помочь родителям осознать (и преодолеть) трудности в воспитании ребёнка.

Задача педагога – психолога – помочь детям разобраться в сложном мире взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, научиться вступать в контакт и вести разговор, внимательно слушать, использовать мимику и жесты для более эффективного выражения своих мыслей.

Проанализировав свой опыт работы с детьми дошкольного возраста,я пришла к выводу: игру можно использовать как средство формирования способности к общению, так как именно с помощью игры мы помогаем ребёнку установить контакт с окружающим миром, а также со сверстниками и взрослыми.

Содержание проводимых мною игр- занятий предусматривает формирование у детей знаний и умений, необходимых для доброжелательного общения, что и называется культурой общения. В ходе игр- занятий я стремлюсь подвести детей к тому,что считаю главным: к ощущению чувства принадлежности к группе сверстников.

На занятиях целесообразно использовать этюды и упражнения, короткие и доступные по содержанию, подобранные на основе принципа от простого к сложному. В качестве своеобразного отдыха предлагаю подвижные игры. Они позволяют детям расслабится, «выпустить пар».

Итак, что могут сформировать у детей игры-занятия?

Коммуникативные способности и качества.

Умение распознавать эмоции других и владеть своими чувствами.

Позитивное отношение к другим людям, даже если они «совсем другие».

Умение сопереживать – радоваться чужим радостям и огорчаться из-за чужих огорчений.

Умение выражать свои потребности чувства с помощью вербальных и не вербальных средств.

Умение взаимодействовать и сотрудничать.

Чего желательно ожидать от детей во время игр?

Желание принимать в них активное участие.

Доброжелательного настроя в играх.

Что требуется от взрослого во время игр?

Терпение (оно необходимо любому педагогу).

Умение принимать всех детей такими, какие они есть.

Умение выслушивать любой ответ, любое предложение, любое решение ребёнка.

Способность к импровизации.

Помните: каждый человек, в том числе самый маленький, индивидуален, неповторим. Научитесь не сравнивать одного ребёнка с другим.

Ниже приводятся примерные конспекты игр-занятий. Их можно творчески переработать с учётом возможностей своих воспитанников, главное – это сохранить в них игровой характер, использовать музыку и изобразительную деятельность. Предлагаемые конспекты можно использовать для проведения индивидуальных и групповых занятий с детьми один раз в неделю.

Основные цели игр-занятий:

Учить детей эмоционально реагировать на окружающий мир.

Учить свободно входить в контакт со взрослыми и сверстниками.

Создать безопасную обстановку индивидуального и группового взаимодействия.

Оказывать помощь в осознании ребёнком самого себя, своих эмоций, достоинств, возможных успехов и достижений.

Основные принципы построения занятий:

Поддержка положительного эмоционального тонуса и стимуляция общей активности.

Установление обратной эмоциональной связи путём развития различных эмоций, положительного опыта общения.

Формирования доброжелательного отношения к ребёнку сверстников через положительную оценку педагогом его достоинств.

Основные методы:

Имитационные и ролевые игры.

Психогимнастика.

Продуктивные виды деятельности: рисование, лепка.

Танцы.

Младшая группа.

Занятие «Гномы».

Цель. Развитие эмоций, навыков общения, выразительности движений.

Предварительная работа. Рассмотреть картинки с изображением гномов, рассказать о них, прочитать сказки, изготовить волшебную коробочку и колпачки гномов.

Материал. Листы бумаги с незаконченными портретами гномов (по числу детей).

Ход занятия.

Педагог -психолог. Сейчас мы станем гномами. Они радуются, когда им весело, сердятся, когда их обманывают… Покажите, как они это делают. (Дети показывают). Идут гномы по лесу осторожно, чтобы не наступить на жучков, не поломать травинку, не смять цветы. (Дети имитируют движения). А вот и ручеёк. (На полу мелом изображён извилистый ручеёк: то узкий, то широкий. Дети встают цепочкой, держат друг друга за талию или плечи и идут, широко расставив ноги.) Почему один гном плачет? Оказывается, он потерял колпачок. Что будем делать? Как успокоить гнома? (Найти колпачок.)

Дети выходят на поляну и находят незаконченные портреты гномов: надо их дорисовать (улыбка, глаза, колпачки и т. д.)

Закончив рисование, садятся в круг. Звучит музыка. Один ребёнок стоит в круге и танцует, остальные постепенно включаются в танец на своих местах.

Занятие «Доброе слово и кошке приятно».

Цель: учить способам общения между людьми. Формировать выразительные средства общения (интонацию, мимику, пантомимику). Воспитывать потребность в доброжелательном общении; необходимость в общении друг с другом.

Материал. Маски-шапочки разных животных (по числу детей). Игрушечные заяц, котёнок. «Цветок добрых слов» Большой лист белой бумаги, на котором точками нарисован контур сердца.

Ход занятия.

Дети произвольно сидят на ковре. Педагог –психолог организует игру «Пора вставать».

Мои детки, мои детки,

Мои детки крепко спят,

Мои детки, мои детки,

Потихонечку сопят.

Вот так!

Педагог-психолог и дети, закрыв глаза, делают шумный вдох носом, выдох ртом «Хо-о-о-о!» (несколько раз).

Затем педагог-психолог громко говорит: «Солнце встало! Хватит спать! Хватит спать! Пора вставать!»

Дети «просыпаются» и, встав на носки и подняв руки вверх, делают вдох. Затем, быстро опустив руки вдоль туловища, и опустившись на всю ступню, делают выдох (несколько раз).

Педагог-психолог. Проснулись! Улыбнулись! Здравствуйте!

Дети отвечают словами приветствия,улыбками или кивком головы и вместе с педагогом-психологом говорят: «Солнце встало! Хватит спать! Хватит спать! Пора вставать! Здравствуйте!

Дети выстраиваются в круг, берутся за руки, играют в кругу «Не сердись, улыбнись!» Каждый ребёнок поворачивает головы к рядом стоящему партнёру, смотрит ему прямо в глаза и говорит ласково,сердечно улыбаясь: «Не сердись, улыбнись». Игра заканчивается, когда все дети обратятся друг другу с этой просьбой.

Читайте также:  Социально коммуникативное развитие ребенка по фгос

Педагог-психолог. К нам в гости пришёл зайчик. Он очень хочет поздороваться с каждым из вас. И вы тоже, наверное, хотите поздороваться с ним?Но учтите: каждый должен сделать это по- разному, по-своему.

Дети подходят и приветствуют зайчика,каждый по-своему: кланяются, жмут лапу, гладят по головке, улыбаются, произносят добрые слова.

Педагог-психолог. Что вы можете сказать о том, как себя чувствует зайчик? Объясните своё мнение.

Примерные ответы детей: ему хорошо, он радуется, улыбается, потому что он понял, что мы рады ему, любим его, он у нас не чужой.

Педагог-психолог. Давайте и мы улыбнёмся зайчику и друг другу ещё раз. (Дети улыбаются). А что вы сейчас чувствуете? Почему? Верно это от того, что мы стали с вами добрыми волшебниками. А какие волшебные слова вы знаете?

Ответы детей: Здравствуйте! доброе утро! мы тебе рады! И т. п.

Педагог-психолог. Мы поиграем с вами в игру «Пожалуйста».

Дети встают в круг. Педагог-психолог показывает какое-нибудь движение, прикасается ладонью к рядом стоящему ребёнку и говорит: «Пожалуйста!»Тот отвечает: «Спасибо!» — и делает такое же движение. Все повторяют его несколько раз. Затем ребёнок «передаёт» движение следующему,говоря: «Пожалуйста!» — и прикасается к нему ладонью. Игра продолжается до тех пор, пока все дети по очереди не «передадут» друг другу движение.

Педагог-психолог. Случается, что вы обижаете друг друга, ссоритесь.Давайте устроим конкурс: кто придумает лучший способ примирения?

Предложения детей.

Педагог-психолог. Автор стихотворения «Поссорились» (А. Кузнецов)предлагает свой способ примирения:

Дам ей Мишку извинюсь,

Дам ей мячик, дам трамвай

И скажу: «Играть давай!

Педагог-психолог. Так как же нужно поступить и что надо сказать, если случайно обидел товарища? (Ответы детей). А ещё зайчик принёс из леса цветок. Необыкновенный. Он называется «Цветок добрых слов». На каждом его лепестке живут добрые слова. Давайте произнесём эти слова. (Показывает лепестки –дети называют добрые слова: сильный, умный, верный, храбрый, красивая, добрая, ласковая, весёлый, озорной).

Педагог-психолог. Какими счастливыми становятся люди, которые услышат эти слова! Как радостно забьётся их сердце! Давайте сделаем всем ещё один сюрприз. Соединим точки вот на этом листе. Расколдуем рисунок. (Дети соединяют точки и получают изображение сердца). Это сердце очень счастливое, доброе,нежное: оно услышало много хороших слов.

Дети под музыку раскрашивают сердце. Выполнение коллективной работы ещё больше сближает их.

Источник

Развитие эмоций и навыков общения у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи: закрепление умений узнавать и называть эмоциональные состояния людей по их мимическим проявлениям, а так же адекватно выражать свои чувства;

развитие у детей интереса друг к другу, формирование и закрепление навыков взаимодействия;

воспитывать уважение и взаимопонимание к товарищу

Материал: «свиток» с заданиями, пиктограммы эмоций, «волшебная» палочка, корона, аудио запись звуков моря, мольберт, акварель, кисти, подставки для кисточек, шаблоны ракушек.

Ход занятия:

Приветствие: 

Игра «Назови ласково по имени и скажи: Я рад (а)»
Стоя в кругу, участники обращаются друг к другу по очереди:
«Я рад (а) тебя видеть ». Заканчивая фразу, обнимают друг друга. После того, как все дети по кругу обменялись приветствиями, говорят хором: «Мы рады друг друга видеть».
Психолог: Ребята, посмотрите, у меня есть чемоданчик, а в нем сюрприз. Злой волшебник закрыл его на замок.  Давайте выполним задания, которые он нам оставил и откроем его. (Достаёт «свиток» с заданием)

1 задание:

Игра «Кто в теремочке живёт?»

Правила игры:

Одна часть помещения остаётся свободной, в другой части в ряд спинками к играющим выстраиваются стулья — домики, в которых живут разные эмоции, Выбирается водящий. Он встаёт в свободной части помещения.

 По сигналу ведущего все дети превращаются в «волшебных человечков», которые свободно двигаются по залу под музыку. Как только музыка заканчивается, все «человечки» разбегаются по «домам». Они смотрят на пиктограмму, висящую на спинке стула, а затем садятся на него верхом, т.е. лицом к спинке стула.

  Водящий по очереди обходит все «домики», стучится в «двери»-спинки стульев — и спрашивает: «Кто в теремочке живёт?». В ответ участник, занявший «домик», должен с помощью мимики показать то чувства, которое изображено на пиктограмме. Водящий отгадывает эмоцию. Следующим водящим может быть тот, чья эмоция не отгадана. Игра повторяется. Во время музыкальной паузы ведущий перевешивает пиктограммы эмоциональных состояний.

Молодцы! Шкатулка открылась, а вот и волшебная палочка.

Игра «Волшебная палочка»

Цель: игра направлена на развитие навыков общения, умения понять чувства другого.

Правила игры:

  1. У одного ребенка в руках «волшебная палочка» .
  2. Ребенок с «волшебной палочкой» касается другого и задает вопрос «Что мне для тебя сделать?».
  3. Тот, до кого дотронулась «волшебная палочка» предлагает какое-либо действие – спеть, попрыгать, рассказать историю и т.д.

-Посмотрите, а здесь есть и корона (достаёт корону и одевает её на одного ребёнка) . Ой! Она оказывается превращает нашу девочку в принцессу-Несмеяну! Давайте попробуем её рассмешить.

Игра «Принцесса Несмеяна»

Цель: игра предназначена для развития у детей навыков общения, артистических способностей.

Правила игры:

  1. Среди участников выбирается принцесса Несмеяна. Принцессу можно посадить на импровизированный трон.
  2. Дети по очереди подходят к принцессе и стараются ее рассмешить любыми способами – показывают рожицы, пантомимы, рассказывают смешные истории и т.д. Обязательным условием является то, что до принцессы нельзя дотрагиваться руками.
  3. Тот ребенок, который рассмешил Несмеяну, садится на трон и игра продолжается.

Ребята я предлагаю вам при помощи волшебной палочки отправиться на море. Хотите? (Педагог взмахивает палочкой и  начинает звучать шум моря).

Игра «У моря»

Цель: развитие воображения, выразительности движений и речи, групповой сплоченности, эмпатии, снятие напряжения.

Описание игры.
Педагог говорит: «Представьте, что вы на берегу у моря. Теплое, ласковое солнышко. Мы загораем. Подставьте солнышку подбородок, слегка разожмите губы и зубы (вдох). Летит жучок, собирается сесть на язычок. Крепко закрыть рот (задержать дыхание). Энергично двигать губами и руками. Жучок улетит. Слегка открыть рот. Облегченно вздохнуть. Нос загорает, подставить нос к солнцу, рот полуоткрыт. Летит бабочка. Выбирает, на чей нос сесть (вдох). Сморщить нос, поднять верхнюю губу к верху, рот оставить полуоткрытым (задержать дыхание). Бабочка улетела. Расслабить мышцы губ и носа (выдох). Брови – качели. Снова прилетела бабочка. Пусть бабочка качается на качелях. Двигать бровями вверх-вниз. Бабочка улетела совсем. Спать хочется, расслаблены мышцы лица (в тени, полусвет).

Читайте также:  Ребенок от рождения до года развитие

А теперь вернёмся в детский сад. ( Педагог машет палочкой)

-Ребята, на море всегда есть ракушки. Есть они и у нас, но они почему-то белые, не яркие. Давайте раскрасим их в цвет своего настроения.

(Дети раскрашивают ракушки и приклеивают их на картон большого формата, импровизированное море) Давайте поговорим о том у кого какое настроение (рассказы детей).

Прощание:

Игра «Благодарю тебя»

Цель: учить детей выражать положительное отношение к другому, развивать чувство принадлежности к группе.

Описание игры.
Дети становятся в круг, начинает игру взрослый. Он протягивает руку тому, кто стоит слева, и говорит: «Спасибо, мне было очень приятно играть с тобой на занятии». Тот, чьё имя было названо, обращается со словами благодарности к соседу и берёт его руку в свою, и так до завершения круга.

Источник

                      КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УРЕЖДЕНИЕ

ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ,

«ЕМЕЛЬЯНОВСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ»

УТВЕРЖДАЮ:

Директор КГУ                                                                                                                                                                                                                                 «ЕМЕЛЬЯНОВСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ»                                                                                                                                                                ________________ Н.С.Осадчая                                                                                                                                                             «______»________________2017г.

Коррекционно-развивающая программа

для детей младшего и среднего школьного возраста

на развитие

 эмоционально-волевой сферы

Возраст обучающихся – 7-12 лет

Категория детей – дети с проблемами в эмоционально-волевой сфере

Срок реализации программы –  1 год

Автор-составитель:

Лавриенко Елена Викторовна,

педагог-психолог

Емельяново, 2017

Пояснительная записка

Эмоционально-волевая сфера – это свойства человека, характеризующие содержание, качество и динамику его эмоций и чувств. Содержательные аспекты эмоциональности отражают явления и ситуации, имеющие особую значимость для субъекта. Они неразрывно связаны со стержневыми особенностями личности, ее нравственным потенциалом, направленностью мотивационной сферы, мировоззрением, ценностными ориентациями, сознательным волевым управлением. Содержательные аспекты волевой сферы выражаются в способностях человека, проявляющихся в самодетерминации и регуляции им своей деятельности и различных психических процессов. В качестве основных функций воли выделяют: выбор мотивов и целей, регуляцию побуждения к действиям при недостаточной или избыточной их мотивации, организацию психических процессов в адекватную выполняемой человеком деятельности систему, мобилизацию физических и психических возможностей в ситуации преодоления препятствий при достижении поставленных целей.

К школьному возрасту у ребенка складываются основные личностные характеристики. Потребности, интересы и мотивы обусловливают поведение, целенаправленную деятельность и поступки ребенка. Успех в достижении желаемых для ребёнка целей, удовлетворение или неудовлетворение их наличных потребностей определяют содержание и особенности эмоциональной и волевой жизни детей. Эмоции, особенно положительные, определяют эффективность обучения и воспитания ребенка, а волевое усилие оказывают влияние на становление любой деятельности школьника, в том числе и психического развития. Таким образом, ребенок должен иметь достаточный уровень произвольной регуляции эмоциональных состояний, сопровождающих реальные ситуации, способен адекватно переживать процесс переключения эмоций; овладеть такой структурой деятельности, в которой уясняются мотивы и цель, мобилизуются усилия, направляется и регулируется психическая активность.

Проблема развития эмоций и воли, их роли в возникновении мотивов как регуляторов деятельности и поведения ребенка является одной из наиболее важных и сложных проблем психологии и педагогики. Исследования, посвященные изучению эмоционально-волевого развития личности ребенка, проводились многими отечественными и зарубежными учеными и исследователями (Г. М. Бреслав, В.К. Вилюнас, А.В. Запорожец, К.Э. Изард, Я.З. Неверович, П.В. Симонов и др.).  Отечественные исследователи (И. В. Алехина, Н.М. Амосов, П.К. Анохин, М.В. Антропова, И.А. Аршавский, А. Баллон, А. И. Захаров, М.И. Кольцова, А.Д. Кошелева, Н. Л. Кряжева, Н. М. Матяш, Т. А. Павлова, Н.А. Степанова и др.) связывают возникновение проблем в эмоционально-волевой сфере  с дефицитом положительных эмоций и волевого усилия.

 В связи с этим в рамках воспитательно-образовательного процесса необходимо создавать условия по обеспечению эмоционального комфорта, волевого поведения ребенка,  созданию психологически стабильно-положительного климата, гуманного отношения, личностно-ориентированного общения, показателями чего являются: жизнерадостное, активное, эмоционально-положительное состояние ребенка, его успешная адаптация в детском доме, к школьному учреждению и высокий уровень волевого усилия.

В связи с актуальностью заявленной проблемы целью программы является – гармонизация и развитие эмоциональной сферы, профилактика нежелательных личностных особенностей и поведения детей  младшего и среднего школьного возраста.

Задачи  программы:        

  • Познакомить детей с основными эмоциональными состояниями: радостью, удивлением, грустью, гневом, страхом, стыдом.
  • Создать возможности для самовыражения, формировать у детей умения и навыки практического владения выразительными средствами (мимикой, жестом, пантомимикой).
  • Способствовать снижению уровня тревожности.
  • Обучить приемам саморегуляции.
  • Развитие познавательной активности (формирование навыков самообразования).
  • Корректировать нежелательные личностные особенности, поведение, настроение.
  • Повысить уверенность в себе, развивать самостоятельность.
  • Развивать умения слушать и понимать других.
Читайте также:  Общее развитие ребенка от года до двух лет

Категория и возраст обучающихся.

Данная программа рассчитана  на детей младшего и среднего школьного возраста с проблемами в эмоционально-волевой сфере и в поведении.

                              Организационные условия проведения занятий.

Программа  реализуется в течение  1 учебного года  в количестве 34 учебных часов. Занятия проводятся с  группой детей,  состоящей из 5-9 человек, 1 раза в неделю во второй половине дня. Продолжительность  одного занятия – 35-40 минут. Занятия проводятся в игровой комнате или в комнате психологической разгрузки. Кабинеты укомплектован всеми  необходимыми методическими материалами.

Направления реализации  программы

Программа состоит из 6 блоков:

  1. Вводный блок
  2. Эмоциональный блок — «Мои чувства»
  3. Поведенческий блок — «Я хозяин своих чувств»
  4. Коммуникативный блок — «Давайте жить дружно»
  5. Мотивационный блок — «Страна знаний»
  6. Заключительный блок.

Основные методические приемы обучения:

В программу включены полифункциональные упражнения, которые с одной стороны, могут решать несколько задач, с другой, могут на разных детей оказывать различное воздействие.

  • Психокоррекционные сказки
  • Этюды на выражение эмоций
  • Упражнения творческого, подражательно-исполнительского характера
  • Игры с правилами, сюжетно-ролевые, словесные, подвижные
  • Дидактические и развивающие игры
  • Беседы
  • Релаксация
  • Тематическое рисование
  • Психогимнастика

Структура занятия

Этапы

Время

Задачи

Средства

Роль ведущего

Приветствие

2 минуты

Обозначить начало занятия, создать особую атмосферу, подчеркнуть безопасность.

Определенные ритуалы.

Обеспечить для каждого участника максимально комфортное  вхождение в группу.

1. Вводная часть (разминка)

5 минут

Самоопределение участников

Ритуализиро-ванная форма, которая каждый раз наполняется новым содержанием.

Предоставить каждому участнику возможность поделиться своими переживаниями, помочь осознать и принять свои чувства.

2. Основная часть (рабочая)

25

минут

Задачи соответствуют

теме занятия

Самые разнообразные активные формы (игры, беседа, рисование)

Дать определенную информацию в доступной форме. Предоставить возможность выразить свои чувства. Помочь овладеть навыками, основываясь на полученной информации.

3. Завершение занятия

5 минут

Возможность выплеснуть накопившееся напряжение. Завершение работы в позитивном эмоциональном состоянии.

Подвижные или релаксационные игры

Обеспечение безопасности участников.

Прощание

3 минуты

Обозначить конец занятия

Определенные ритуалы

Эмоциональная поддержка детей

Материально-техническое обеспечение реализации рабочей программы

  • Место проведения занятий должно быть отдельным помещением. Комната должна быть достаточно просторной, чтобы могли свободно поместиться все участники,  и было бы еще пространство для игр и упражнений.
  • Стол и стулья по количеству участников.
  • Музыкальный центр.
  • Изоматериалы.
  • Использование ресурсов комнаты психологической разгрузки.

Ожидаемый результат

По окончанию курса занятий дети должны  уметь:

  • Выражать свои мысли, наблюдения и эмоциональные переживания в речевых высказываниях.
  • Понимать прочитанный текст, устанавливая явные причинно-следственные отношения.
  • Распознавать эмоциональное состояние других людей.

Мониторинг результативности реализуемой программы осуществляется по средствам:

Входящей диагностики (беседа при комплектовании групп; методика «Аутонорма»; тест школьной тревожности Филипса).

  • Текущей диагностики (по результатам освоения программы с использованием диагностических методик).
  • Итоговой диагностики (по результатам освоения программы с использованием тестовых методик).

Основными показателями эффективности занятий являются:

  • степень помощи, которую оказывает психолог детям  при выполнении заданий: чем помощь меньше, тем выше  самостоятельность, и, следовательно, выше развивающий эффект  занятий;
  • особенности поведения  детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительный  результат занятий;
  •  эмоциональный фон настроения (положительно-стабильный), уровень работоспособности (в соответствии с возрастной нормой), самооценка, коммуникативная компетентность.

Методическое обеспечение программы

В рамках реализации программы по развитию  эмоционально-волевой сферы  используются следующие методические разработки:

  • Игра и игрушка: инновационная среда развития ребенка / Под ред. С.В. Жолована. – СПб., 2011.
  • Крюкова  С.В. Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. М.: Генезис. 1999.
  • Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М «Тропинка к своему Я». Программа групповых занятий. М. «Генезис». 2007
  • Хухлаева О.В. Лесенка радости М.: Совершенство. 1998.
  • Хухлаева О.В и др. Маленькие игры в большое счастье 2001.

Для реализации поставленных целей используется интегративный подход, включающий в себя методы поведенческой и игровой терапии, музыкотерапии, психокоррекционные игры и психорегулирующую тренировку, дыхательные упражнения, упражнения на мышечное расслабление и упражнения для снятия эмоционального напряжения, психогимнастику.  Все эти занятия проходят в комнате психологической разгрузки или в игровой.

Атмосфера релаксационной комнаты погружает детей в мир игры, музыки, сказочных превращений, наполненный элементами новизны. Такое искусственно созданное пространство дает возможность освобождаться от напряжения и фрустрации повседневной жизни.

Успешной реализации программы, достижению поставленных целей и задач способствует использование специальных средств и оборудования: релаксационные коврики, проектор светоэффектов, стереомагнитофон с набором компакт-дисков, с музыкой для релаксации. В комплексе это позволяет комплексно воздействовать на большую часть анализаторов для снятия психоэмоционального напряжения, помогает в преодолении негативных переживаний, снятии страхов, снижении тревожности.

Список литературы

  1. Алямовская В.Г »Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей».
  2. Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Начальная школа (Первый год обучения) М.: Издательство «Ось-89», 2003 г
  3. Вайнер М.Э. «Игровые технологии коррекции поведения школьников». Педагогическое общество России М 2005.
  4. Вайнер М.Э. «Профилактика, диагностика и коррекция недостатков эмоционального развития дошкольников» Педагогич.общество России. М. 2006.
  5. Вайнер М.Э. «Эмоциональное развитие детей: возрастные особенности, диагностика и критерии оценки», журнал «Коррекционно-развивающее образование», 2008, № 4,с 64.
  6. Громова Т.В. «Страна Эмоций» Методика как инструмент диагностической и коррекционной работы с эмоционально-волевой сферой ребёнка. М., УЦ «Перспектива». 2002.
  7. Каменская В.Г., Зверева С.В. «К школьной жизни готов!» Диагностика и критерии готовности дошкольника к школьному обучению. СПб. Детство-Пресс. 2004
  8. Крюкова  С.В. Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. М.: Генезис. 1999
  9. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Яр.: Академия развития. 1997
  10. Марченкова М.В., Теплицкая А.Г. «Сокровища реальной жизни в сказочных копилках», журнал «Вестник практической психологии образования», 2008, № 2 .
  11. Минаева В.М. Развитие эмоций. – М.: Аркти. 1999
  12. Уханова А.В. «Программа развития эмоционально-волевой и коммуникативной сферы школьников», журнал «Вестник практической психологии образования», 2008, № 2.
  13. Фопель К. «Как научить детей сотрудничать». Ч.4. М., 1999.
  14. Хухлаева О.В, Хухлаев О.Е.,.Первушина И.М «Тропинка к своему Я». Программа групповых занятий. М. «Генезис». 2007
  15. Хухлаева О.В. Лесенка радости М.: Совершенство. 1998.
  16. Хухлаева О.В и др. Маленькие игры в большое счастье 2001.
  17. Хухлаева О.В. Хочу быть  успешным Школьный психолог № 2 2000.
  18. Чистякова М.И. Психогимнастика.- М.: просвещение.1990.

Источник