Учение о возрасте как единице анализа психического развития ребенка разработано

Учение о возрасте как единице анализа психического развития ребенка разработано thumbnail

Становление и развитие отечественной возрастной психологии неразрывно связано с именем Л.С.Выготского, который разработал учение о возрасте как о единице анализа детского развития . Возраст или возрастной период – это цикл развития человека, имеющий свою структуру и динамику. Следует иметь в виду, что психологический возраст может не совпадать с хронологическим (паспортным) возрастом отдельного ребенка.

Возрастной период со своими особенностями развития психических функций и личности ребенка, особенностями его взаимоотношений с окружающими и главной для него деятельностью имеет определенные границы. Но эти хронологические границы могут сдвигаться, и один ребенок вступает в новый возрастной период раньше, а другой – позже.

Каждый психо­логический возраст рассматривается на основе следующих критериев: 1) социальная ситуация развития (круг общения и характер взаимоотношений со взрос­лыми и сверстниками в семье, школе, спортивной секции и т.д., с обществом в целом; 2) уровни развития ведущей, а также других типичных для данного возраста видов деятель­ности (игры, учения , рисования, конструирования); 3) новообразования в сфере сознания и личности (под понятием «новообразования» следует понимать «те психические и соци­альные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые… определяют сознание ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь» (Л.С. Выготский); 4) кризис (переломные точки возрастного развития , отделяющие один возраст от другого).

Особенностями психического развития определяются условия для оптимальных сроков обучения, формирования тех или иных личностных качеств. Поэтому содержание, формы и методы обучения и воспитания должны выбираться в соответствии с возрастными, индивидуальными и личностными особенностями ребенка.

Л.С. Выготский сформулировал ряд законов психического развития человека:

1. Возрастное развитие имеет сложную организацию во времени: свой ритм, который не совпадает с ритмом времени и меняется в разные годы жизни. Темпы развития различны в разные возрастные периоды: чем младше ребенок, тем темпы развития выше, чем старше – тем ниже. Так, год жизни в младенчестве не равен году жизни в отрочестве.

2. Закон метаморфозы в человеческом развитии: развитие есть цепь качественных изменений. Ребенок не просто маленький взрослый, который меньше знает и меньше умеет, а существо, обладающее качественно отличной психикой.

3. Закон неравномерности возрастного развития: каждая сторона в психике ребенка имеет свой оптимальный (сенситивный, по Л.С. Выготскому) период развития. Так, знание сенситивных периодов развития двигательных функций позволит определить наиболее благоприятный период для педагогических воздействий в сфере физической культуры. Например, быстрота движений успешнее развивается и у мальчиков и у девочек в 7–9 лет, а скоростная сила у девочек – в 9–10.

4. Закон развития высших психических функций. Первоначально они возникают как форма коллективного поведения, как форма сотрудничества с другими людьми и лишь впоследствии становятся внутренними индивидуальными функциями самого человека.

Говоря о законах психического развития человека, нельзя не отметить наличие возрастных кризисов – особых, относительно непродолжительных по времени (до года) периодов развития, характеризующихся резкими психологическими изменениями. Кризис всегда является рубежом, ведущим на новую ступень развития. Наличие кризисов возрастного развития и связанных с ними революционных преобразований психики и поведения человека явилось одним из оснований для разделения его жизни на периоды возрастного развития. К стабильным периодам относятся младенческий возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст. Критическими периодами считаются переходные, характеризующие кризисы: новорожденности, одного года, трех лет, семи лет, подростничества, юношества, кризис «середины жизни».

Важным фактором, позволяющим судить об особенностях того или иного возраста, является характерная для него ведущая деятельность. Благодаря работам А.Н. Леонтьева, ведущая деятельность рассматривается как критерий периодизации психического разви­тия, как показатель психологического возраста ребенка. Ведущая деятель­ность характеризуется тем, что в ней возникают и дифференцируются другие виды деятельности, перестраиваются основные психические процессы и происходят измене­ния психологических особенностей личности на данной стадии ее развития. Смена веду­щих типов деятельности подготавливается длительно и связана с возникновением новых мотивов, которые формируются внутри ведущей деятельности, предшествующей данной стадии развития, и побуждают ребенка к изменению положения в системе отношений с другими людьми.

Источник

Вся  научная  деятельность  Л. С.  Выготского была направлена то, чтобы перевести психологию   «от  чисто  описательного,   эмпирического   и феноменологического изучения явлений к раскрытию их сущности», предложив иное понимание хода, условий,  источника,  формы,  специфики и  движущих  сил  психического развития  ребенка;  описал  эпохи, стадии  и фазы детского развития, а также переходы между  ними в ходе онтогенеза;  он выявил  и сформулировал основные законы  психического  развития ребенка. Он ввел новый — экспериментально-генетический метод исследования психических явлений. Л. С. Выготский разработал учение о возрасте  как  единице анализа детского развития.

 Л.  С.  Выготский  определил область своего исследования как «вершинную психологию»  (психологию  сознания),  которая  противостоит двум  другим  — «поверхностной»   (теории   поведения)   и  «глубинной»   (психоанализ).  Он рассматривал сознание как «проблему структуры поведения».

Согласно Л. С. Выготскому, человек в процессе  своего исторического развития возвысился  до создания  новых  движущих  сил  своего  поведения;  только  в процессе общественной жизни  человека возникли, сложились  и  развились  его новые  потребности, а  самые природные потребности человека  в  процессе его исторической развития претерпели глубокие изменения.

Заслуга  Л.  С.  Выготского  состоит  в том,  что  он  первым  применил исторический  принцип в область детской  психологии. » Изучать  исторически  что-либо — значит  изучать в  движении.  Это и  есть основное требование диалектического метода». Каждая форма культурного  развития, культурного поведения, считал он, в известном   смысле  уже   продукт   исторического   развития   человечества. Выготский работал в культурно-исторической парадигме. В сравнительной таблице  показано, как самые крупные научные концепции отвечают  на вопросы  о таких параметрах детского  развития,  как  его  ход, условия, источник, форма, специфика, движущие силы. (таблица к 75 вопросу).

Читайте также:  Дисгармоничное развитие ребенка в дошкольном

     Л.   С.  Выготский  сформулировал  ряд  законов  психического  развития ребенка:

     Детское  развитие  имеет  сложную  организацию во времени:  свой  ритм, который не  совпадает  с  ритмом  времени,  и свой темп, который меняется  в разные годы жизни.  Так,  год  жизни  в младенчестве не равен  году жизни  в отрочестве.

     Закон  метаморфозы  в детском развитии: развитие есть цепь качественных изменений  Ребенок не просто маленький  взрослый,  который меньше знает  или меньше умеет, а существо, обладающее качественно отличной психикой.

     Закон  неравномерности  детского развития:  каждая  сторона  в  психике

ребенка  имеет  свой  оптимальный  период  развития.

     Закон  развития высших психических  функций. ВПФ возникают  первоначально  как  форма  коллективного  поведения,  как   форма сотрудничества  с  другими  людьми   и  лишь   впоследствии  они  становятся внутренними индивидуальными (формами) функциями самого ребенка. Отличительные признаки  ВПФ:   опосредованность,  осознанность, произвольность,  системность; они формируются прижизненно; они образуются  в результате овладения специальными  орудиями, средствами, выработанными в ходе исторического  развития  общества.

Движущая сила психического развития  — обучение. Обучение не тождественно развитию. «Развитие — есть процесс  формирования человека или  личности, совершающийся   путем   возникновения   на  каждой  ступени  новых  качеств, специфических для  человека,   подготовленных   всем  предшествующим   ходом развития, но не содержащихся в готовом виде на более ранних ступенях». Обучение,  по  Л. С. Выготскому, есть  внутренне необходимый и всеобщий момент  в  процессе  развития  у   ребенка  не  природных,  но  исторических особенностей человека. Оно  создает  зону ближайшего  развития. Зона ближайшего  развития  — это расстояние  между уровнем актуального развития,  ребенка и  уровнем  возможного  развития  определяемым  с помощью задач, решаемых под руководством взрослых. Как  пишет Л. С. Выготский, «зона ближайшего развития определяет функции,  не  созревшие еще, но находящиеся в процессе созревания, функции. Уровень актуального  развития характеризует  успехи  развития,  итоги развития на вчерашний  день, а  зона ближайшего развития характеризует умственное развитие на завтрашний день».

  ЗБР  — логическое следствие закона становления высших  психических  функций,  которые   формируются  сначала  в  совместной деятельности,  в  сотрудничестве  с другими  людьми,  постепенно  становятся внутренними  психическими  процессами  субъекта.  Когда психический  процесс формируется в  совместной  деятельности,  он  находится  в  зоне  ближайшего развития;  после  формирования  он  становится  формой актуального  развития субъекта. «Обучение только тогда хорошо, когда оно идет впереди  развития». Зона ближайшего развития может быть использована как показатель  индивидуальных различий детей.

   Одним из доказательств влияния обучения на психическое развитие ребенка служит гипотеза Л. С. Выготского о системном и смысловом строении сознания и его развития  в онтогенезе.  Он  считал, что человеческое сознание — не сумма отдельных  процессов, а система, структура их.  Ни одна  функция  не развивается изолированно. Развитие  каждой функции зависит от того, в какую  структуру она входит, и какое место в ней занимает. Так,  в раннем возрасте в центре сознания находится восприятие, в дошкольном возрасте  —  память,  в  школьном  — мышление. Все  остальные психические процессы развиваются в каждом возрасте под  влиянием доминирующей в сознании функции.

Можно наметить единицу и для изучения личности и среды. Эта единица в патопсихологии и в психологии получила название переживания. Переживание ребенка и есть такая простейшая единица, относительно которой нельзя сказать, что она собой представляет — средовое влияние на ребенка или особенность самого ребенка; переживание и есть единица личности и среды, как оно представлено в развитии. Так что в развитии единство средовых и личностных моментов совершается в ряде переживаний ребенка. Переживание надо понимать как внутреннее отношение ребенка как человека к тому или иному моменту действительности. Всякое переживание есть всегда переживание чего-нибудь. В современной теории, переживание вводится как единица сознания, т. е. такая единица, где основные свойства сознания даны как таковые, в то время как во внимании, в мышлении не дано связи сознания. Внимание не является единицей сознания, а является элементом сознания, в котором нет ряда других элементов, причем единство сознания как такового пропадает, а вот действительной динамической единицей сознания, т. е. полной, из которой складывается сознание, будет переживание.

Переживание имеет биосоциальную ориентировку, оно есть что-то, находящееся между личностью и средой, означающее отношение личности к среде, показывающее, чем данный момент среды является для личности. Переживание является определяющим с точки зрения того, как тот или иной момент среды влияет на развитие ребенка. В переживании — с одной стороны, среда в ее отношении ко мне, в том, как я переживаю эту среду; с другой сказываются особенности развития моей личности. В моем переживании сказывается то, в какой мере все мои свойства, как они сложились в ходе развития, участвуют здесь в определенную минуту.

Если дать некоторое общее формальное положение, было бы правильно сказать, что среда определяет развитие ребенка через переживание среды. Самым существенным, следовательно, является отказ от абсолютных показателей среды; ребенок есть часть социальной ситуации, отношение ребенка к среде и среды к ребенку дается через переживание и деятельность самого ребенка; силы среды приобретают направляющее значение благодаря переживанию ребенка.

Читайте также:  Значение полной семьи для развития ребенка

Источник

Возраст (в психологии) — конкретная, относительно ограниченная во времени ступень психического развития индивида и его развития как личности, характеризуемая совокупностью закономерных физиологических и психологических изменений, не связанных с различием индивидуальных собенностей.

Первая попытка системного анализа категории психологического возраста принадлежит Л.С. Выготскому. Психологический возраст он рассматривал как новый тип строения личности и деятельности и характеризовал его с позиций тех психических и социальных изменений, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный момент. Возраст, по определению Л.С. Выготского, это относительно замкнутый цикл развития, имеющий свою структуру и динамику. Учение Л.С. Выготского, которое развивалось и дополнялось его последователями и учениками, — это учение о структуре и динамике возраста.

Структура возраста включает в себя характеристику социальной ситуации развития ребенка, ведущего типа деятельности и основных психологических новообразований возраста. В каждом возрасте социальная ситуация развития содержит в себе противоречие (генетическую задачу), которое должно быть решено в особом, специфическом для данного возраста, ведущем типе деятельности. Разрешение противоречия проявляется в возникновении психологических новообразований возраста. Эти новообразования не соответствуют старой социальной ситуации развития, выходят за ее рамки. Возникает новое противоречие, новая генетическая задача, которая может быть решена благодаря построению новой системы отношений, новой социальной ситуации развития, свидетельствующей о переходе ребенка в новый психологический возраст. Таким образом, по мнению Л.С. Выготского, возрасты представляют собой такое целостное динамическое образование, такую структуру, которая определяет роль и удельный вес каждой частичной линии развития. В каждую данную возрастную эпоху развития личность ребенка изменяется как целое в своем внутреннем строении, и законы изменения этого целого определяют движения каждой его части.

Как указывает Д.И. Фельдштейн, психологические характеристики возраста определяются конкретно-историческими условиями, в которых осуществляется развитие индивида, характером воспитания, особенностями его деятельности и общения. Для каждого возраста существуют своя специфическая «социальная ситуация развития» (Л.С. Выготский), определенное соотношение условий социальной среды и внутренних условий формирования индивида как личности. Объективно одни и те же элементы социальной среды влияют на людей разного возраста по-разному, в зависимости от того, через какие ранее развившиеся психологические свойства они преломляются. Взаимодействие внешних и внутренних факторов порождает типичные психологические особенности, общие для людей одного возраста, определяя его специфику, а изменение отношений между этими факторами обусловливает переход к следующему возрастному этапу (Д.И. Фельдштейн). Возрастные ступени отличаются относительностью, условной усредненностью, что не исключает, однако, индивидуального своеобразия психического облика человека. Возрастная характеристика развития отражает определенную систему требований, предъявляемых обществом к человеку на том или ином этапе его жизни, и сущность его отношений с окружающими, его общественное положение. Специфические характеристики возраста определяются особенностями вхождения ребенка в группы разного уровня развития и в учебно-воспитательные учреждения, изменением характера воспитания в семье, формированием новых видов и типов деятельности, обеспечивающих освоение ребенком общественного опыта, системы сложившихся знаний, норм и правил человеческой деятельности, а также особенностями физиологического развития. Понятие возрастных особенностей, возрастных границ не имеет абсолютного значения – границы возраста подвижны, изменчивы, имеют конкретно-исторический характер и не совпадают в различных социально-экономических условиях развития личности. Ныне принята следующая возрастная периодизация: младенчество (от рождения до 1 года); преддошкольное детство(1-3 года); дошкольное детство (3-6 лет); младший школьный возраст (6-10 лет); подростковый возраст (10-15 лет); юность: первый период (старший школьный возраст 15-17 лет), второй период (17-21 год); зрелый возраст: первый период (21-35 лет), второй период (35-60 лет); пожилой возраст (60-75 лет); старческий возраст (75-90 лет); долгожители (90 лет и выше).

Учение Л. С. Выготского о структуре и динамике возраста положило начало системным исследованиям отечественных психологов, его последователей — Д. Б. Эльконина, А. Н. Леонтьева, П. Я. Гальперина, Л. И. Божович и др. В настоящее время в отечественной психологии структуру психологического возраста принято оценивать на основе следующих критериев: социальной ситуации развития, ведущего типа деятельности, центральных новообразований возраста и возрастных кризисов.

Источник

в) З. Фрейд    в — либидо

  б — ассимиляция и аккомодация

11. Период от рождения до года, по теории 3. Фрейда, стадия:

а) фаллическая;

б) оральная;

в) анальная;

г) генитальная.

12. Суть кризиса, возникающего в узловых точках развития, с точки зрения Э. Эриксона, заключается:

а) в конфликте между влечениями человека и ограничениями, накладываемыми обществом;

б) борьбе между противоположными состояниями сознания и психики;

в) противоречии между продолжающейся зависимостью ребенка и развивающейся у него автономии;

г) стремлении к самоактуализации.

13. Ассимиляция в теории Ж. Пиаже есть:

а) приспособление новой ситуации к старым, уже существую­щим структурам;

б) модификация старых схем с целью приспособления к новой ситуации;

в) способ обработки информации;

г) формирование внутренних структур психики человека бла­годаря усвоению структур внешней социальной деятельно­сти.

14. С точки зрения Ж. Пиаже у детей появляется способность к абстрактному, понятийному мышлению на стадии:

а) формальных операций;

б) сенсомоторного интеллекта;

Читайте также:  Книга развитие ребенка по месяцам до года

в) конкретных операций.

 15. Учение о возрасте как единице анализа психического развития ребенка разработано:

а)  ;

б)  ;

в)  ;

г)  .

16. Автор закона чередования разных типов деятельности:

а)  ;

б)  ;

в)  ;

г)  .

17. Автор закона смены разных типов общения:

а)  ;

б)  ;

в) ;

г)  .

18. Автор закона формирования умственных действий:

а)  ;

б)  ;

в)  ;

г)  .

19. Автор закона формирования высших психических функций:

а)  ;

б)  ;

в)  ;

г)  .

20. Автор закона чередования кризисных и стабильных возрастов:

а) ;

б)  ;

в)  ;

г)  .

21. С точки зрения , источник развития психики:

а)  среда;

б)  наследственность;

в)  обучение;

г)  активность самой личности.

22. К высшим психическим функциям по  не относится:

а)  речь;

б)  логическое мышление;

в)  произвольное внимание;

г)  ощущение.

24. Процессы, находящиеся в состоянии становления, созревания, развития, — это, с точки зрения :

а)  социальная ситуация развития;

б)  зона ближайшего развития;

в)  уровень актуального развития;

г)  центральное новообразование.

25. В качестве условий развития психики рас­сматривал:

а)  среду;

б)  морфологические особенности мозга и общение;

в)  обучение;

г)  задатки.

26. В качестве движущих сил развития психики рассматривал:

а)  среду;

б)  морфологические особенности мозга и общение;

в)  обучение;

г)  задатки.

27. Процесс развития психики, согласно , проис­ходит в форме:

а)  адаптации;

б)  приспособления;

в)  усвоения;

г)  научения.

28. выделял в деятельности две составляющие: вне­шнюю и внутреннюю. Внешняя составляющая предполагает иерархию из 4 компонентов. Среди них лишний:

а)  действие;

б)  деятельность;

в)  операция;

г)  движение;

д)  мотив.

29. В основе деятельностного подхода лежит:

а)  эпигенетическая концепция;

б)  культурно-историческая концепция;

в)  теория отношений;

г)  принцип единства сознания и деятельности.

30. выделил три признака ведущей деятельности, среди них лишний:

а)  в ней происходят изменения психологических особенностей личности на данной стадии ее развития;

б)  в ней возникают и дифференцируются другие виды деятель­ности;

в)  в ней перестраиваются основные психические процессы;

г)  в ней изменяются отношения ребенка с окружающей дей­ствительностью;

31. Выстройте цепочку смены ведущей деятельности по мере взрос­ления человека:

2а)  предметно-манипулятивная деятельность;

1б)  непосредственно-эмоциональное общение;

7в)  трудовая деятельность;

6г)  учебно-профессиональная деятельность;

8д)  внутренняя работа по осознанию своего жизненного пути;

3е)  игровая деятельность;

4ж)  учебная деятельность;

5з)  интимно-личностное общение.

32. М. И Лисина выделила три основные категории средств общения. Среди них лишняя:

а)  предметно-действенные;

б)  экспрессивно-мимические;

в)  мыслительные;

г)  речевые.

33. Установите последовательность появления различных форм об­щения по  у ребенка:

4а)  внеситуативно-личностная;

3б)  внеситуативно-познавательная;

1в)  ситуативно-личностная;

2г)  ситуативно-деловая.

Задание 2. Выберите правильный ответ.

1. Я согласен(а) с утверждением, что к моменту рождения ребенок:

а)  обладает рядом готовых форм поведения;

б)  не обладает готовыми формами поведения.

2. Период новорожденности, согласно , длится:

а)  до 10 дней;

б)  до 1 месяца;

в)  до 2 месяцев;

г)  до 3 месяцев.

3. Безусловные рефлексы новорожденного:

а)  необходимы для приспособления к новым внешним условиям;

б)  не играют никакой роли в жизни младенца;

в)  являются атавизмами и исчезают по мере развития ребенка;

г)  способствуют появлению человеческих форм поведения.

4. Важнейшая специфическая особенность развития младенцев:

а)  опережающее развитие сенсорных систем по сравнению с моторикой;

б)  опережающее развитие моторики по сравнению с сенсор­ными системами;

в)  одновременное развитие и сенсорных систем, и моторики;

г)  ни одно утверждение не подходит.

5. Установите последовательность развития этапов речи у ребенка:

1а)  внимание к речи взрослого;

3б)  лепет и лепетное говорение;

2в)  гуканье и гуление;

4г)  первые псевдослова.

6. Потребность в общении у младенца:

а)  является врожденной;

б)  возникает в первую неделю жизни младенца;

в)  появляется независимо от взрослого;

г)  формируется под воздействием взрослого человека.

7. Одна из первых эмоций, которая появляется в жизни младен­ца — это:

а)  стыд;

б)  вина;

в)  презрение;

г)  интерес.

8. Кризис первого года жизни связан с несколькими моментами. Среди них лишний:

а)  первые акты протеста;

б)  первые слова;

в)  развитие ходьбы;

г)  эмоциональная привязанность к матери.

9. Ведущая деятельность в раннем возрасте:

а)  непосредственно эмоциональное общение;

б)  сюжетно-ролевая игра;

в)  предметно-манипулятивная деятельность;

г)  учебная деятельность.

10. Главная черта социальной ситуации развития в раннем детстве:

а)  рост влияния сверстников;

б)  ситуация слитности с матерью, ситуация «Мы»;

в)  связанность ребенка с конкретной ситуацией, она опреде­ляет поведение ребенка;

г)  пассивное отношение к окружающему миру.

11. Содержание предметной деятельности у ребенка раннего возраста составляет:

а)  усвоение выработанных обществом способов употребления предметов;

б)  усвоение определенной системы знаний;

в)  воспроизводство отношений между людьми;

г)  усвоение отношений между людьми.

12. Ведущей функцией в раннем возрасте выступает:

а)  память;

б)  мышление;

в)  восприятие;

г)  внимание.

13. В раннем возрасте у ребенка появляется знаково-символическая функция сознания. Это обобщенная способность:

а)  различения обозначения и обозначаемого;

б)  психического отражения окружающей действительности;

в)  саморегуляции;

г)  рефлексии.

14. Центральное образование в личностной сфере в раннем детстве:

а)  речь;

б)  чувство взрослости;

в)  система «Я—сам»;

г)  волевые реакции.

15. В сфере самосознания ребенка в раннем возрасте происходит следующее:

а)  возникает гордость за собственные достижения;

б)  появляется осознание себя во времени, личное сознание;

в)  происходит открытие своего внутреннего мира;

г)  формируется чувство взрослости.

Учение о возрасте как единице анализа психического развития ребенка разработано

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:

1 2 3 4 5 6

Источник