Учение о возрасте как единице анализа психического развития ребенка
Становление и развитие отечественной возрастной психологии неразрывно связано с именем Л.С.Выготского, который разработал учение о возрасте как о единице анализа детского развития . Возраст или возрастной период – это цикл развития человека, имеющий свою структуру и динамику. Следует иметь в виду, что психологический возраст может не совпадать с хронологическим (паспортным) возрастом отдельного ребенка.
Возрастной период со своими особенностями развития психических функций и личности ребенка, особенностями его взаимоотношений с окружающими и главной для него деятельностью имеет определенные границы. Но эти хронологические границы могут сдвигаться, и один ребенок вступает в новый возрастной период раньше, а другой – позже.
Каждый психологический возраст рассматривается на основе следующих критериев: 1) социальная ситуация развития (круг общения и характер взаимоотношений со взрослыми и сверстниками в семье, школе, спортивной секции и т.д., с обществом в целом; 2) уровни развития ведущей, а также других типичных для данного возраста видов деятельности (игры, учения , рисования, конструирования); 3) новообразования в сфере сознания и личности (под понятием «новообразования» следует понимать «те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые… определяют сознание ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь» (Л.С. Выготский); 4) кризис (переломные точки возрастного развития , отделяющие один возраст от другого).
Особенностями психического развития определяются условия для оптимальных сроков обучения, формирования тех или иных личностных качеств. Поэтому содержание, формы и методы обучения и воспитания должны выбираться в соответствии с возрастными, индивидуальными и личностными особенностями ребенка.
Л.С. Выготский сформулировал ряд законов психического развития человека:
1. Возрастное развитие имеет сложную организацию во времени: свой ритм, который не совпадает с ритмом времени и меняется в разные годы жизни. Темпы развития различны в разные возрастные периоды: чем младше ребенок, тем темпы развития выше, чем старше – тем ниже. Так, год жизни в младенчестве не равен году жизни в отрочестве.
2. Закон метаморфозы в человеческом развитии: развитие есть цепь качественных изменений. Ребенок не просто маленький взрослый, который меньше знает и меньше умеет, а существо, обладающее качественно отличной психикой.
3. Закон неравномерности возрастного развития: каждая сторона в психике ребенка имеет свой оптимальный (сенситивный, по Л.С. Выготскому) период развития. Так, знание сенситивных периодов развития двигательных функций позволит определить наиболее благоприятный период для педагогических воздействий в сфере физической культуры. Например, быстрота движений успешнее развивается и у мальчиков и у девочек в 7–9 лет, а скоростная сила у девочек – в 9–10.
4. Закон развития высших психических функций. Первоначально они возникают как форма коллективного поведения, как форма сотрудничества с другими людьми и лишь впоследствии становятся внутренними индивидуальными функциями самого человека.
Говоря о законах психического развития человека, нельзя не отметить наличие возрастных кризисов – особых, относительно непродолжительных по времени (до года) периодов развития, характеризующихся резкими психологическими изменениями. Кризис всегда является рубежом, ведущим на новую ступень развития. Наличие кризисов возрастного развития и связанных с ними революционных преобразований психики и поведения человека явилось одним из оснований для разделения его жизни на периоды возрастного развития. К стабильным периодам относятся младенческий возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст. Критическими периодами считаются переходные, характеризующие кризисы: новорожденности, одного года, трех лет, семи лет, подростничества, юношества, кризис «середины жизни».
Важным фактором, позволяющим судить об особенностях того или иного возраста, является характерная для него ведущая деятельность. Благодаря работам А.Н. Леонтьева, ведущая деятельность рассматривается как критерий периодизации психического развития, как показатель психологического возраста ребенка. Ведущая деятельность характеризуется тем, что в ней возникают и дифференцируются другие виды деятельности, перестраиваются основные психические процессы и происходят изменения психологических особенностей личности на данной стадии ее развития. Смена ведущих типов деятельности подготавливается длительно и связана с возникновением новых мотивов, которые формируются внутри ведущей деятельности, предшествующей данной стадии развития, и побуждают ребенка к изменению положения в системе отношений с другими людьми.
Дата добавления: 2015-05-27; просмотров: 2356; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше… 9286 — | 7365 — или читать все…
Читайте также:
Источник
Вся научная деятельность Л. С. Выготского была направлена то, чтобы перевести психологию «от чисто описательного, эмпирического и феноменологического изучения явлений к раскрытию их сущности», предложив иное понимание хода, условий, источника, формы, специфики и движущих сил психического развития ребенка; описал эпохи, стадии и фазы детского развития, а также переходы между ними в ходе онтогенеза; он выявил и сформулировал основные законы психического развития ребенка. Он ввел новый — экспериментально-генетический метод исследования психических явлений. Л. С. Выготский разработал учение о возрасте как единице анализа детского развития.
Л. С. Выготский определил область своего исследования как «вершинную психологию» (психологию сознания), которая противостоит двум другим — «поверхностной» (теории поведения) и «глубинной» (психоанализ). Он рассматривал сознание как «проблему структуры поведения».
Согласно Л. С. Выготскому, человек в процессе своего исторического развития возвысился до создания новых движущих сил своего поведения; только в процессе общественной жизни человека возникли, сложились и развились его новые потребности, а самые природные потребности человека в процессе его исторической развития претерпели глубокие изменения.
Заслуга Л. С. Выготского состоит в том, что он первым применил исторический принцип в область детской психологии. » Изучать исторически что-либо — значит изучать в движении. Это и есть основное требование диалектического метода». Каждая форма культурного развития, культурного поведения, считал он, в известном смысле уже продукт исторического развития человечества. Выготский работал в культурно-исторической парадигме. В сравнительной таблице показано, как самые крупные научные концепции отвечают на вопросы о таких параметрах детского развития, как его ход, условия, источник, форма, специфика, движущие силы. (таблица к 75 вопросу).
Л. С. Выготский сформулировал ряд законов психического развития ребенка:
Детское развитие имеет сложную организацию во времени: свой ритм, который не совпадает с ритмом времени, и свой темп, который меняется в разные годы жизни. Так, год жизни в младенчестве не равен году жизни в отрочестве.
Закон метаморфозы в детском развитии: развитие есть цепь качественных изменений Ребенок не просто маленький взрослый, который меньше знает или меньше умеет, а существо, обладающее качественно отличной психикой.
Закон неравномерности детского развития: каждая сторона в психике
ребенка имеет свой оптимальный период развития.
Закон развития высших психических функций. ВПФ возникают первоначально как форма коллективного поведения, как форма сотрудничества с другими людьми и лишь впоследствии они становятся внутренними индивидуальными (формами) функциями самого ребенка. Отличительные признаки ВПФ: опосредованность, осознанность, произвольность, системность; они формируются прижизненно; они образуются в результате овладения специальными орудиями, средствами, выработанными в ходе исторического развития общества.
Движущая сила психического развития — обучение. Обучение не тождественно развитию. «Развитие — есть процесс формирования человека или личности, совершающийся путем возникновения на каждой ступени новых качеств, специфических для человека, подготовленных всем предшествующим ходом развития, но не содержащихся в готовом виде на более ранних ступенях». Обучение, по Л. С. Выготскому, есть внутренне необходимый и всеобщий момент в процессе развития у ребенка не природных, но исторических особенностей человека. Оно создает зону ближайшего развития. Зона ближайшего развития — это расстояние между уровнем актуального развития, ребенка и уровнем возможного развития определяемым с помощью задач, решаемых под руководством взрослых. Как пишет Л. С. Выготский, «зона ближайшего развития определяет функции, не созревшие еще, но находящиеся в процессе созревания, функции. Уровень актуального развития характеризует успехи развития, итоги развития на вчерашний день, а зона ближайшего развития характеризует умственное развитие на завтрашний день».
ЗБР — логическое следствие закона становления высших психических функций, которые формируются сначала в совместной деятельности, в сотрудничестве с другими людьми, постепенно становятся внутренними психическими процессами субъекта. Когда психический процесс формируется в совместной деятельности, он находится в зоне ближайшего развития; после формирования он становится формой актуального развития субъекта. «Обучение только тогда хорошо, когда оно идет впереди развития». Зона ближайшего развития может быть использована как показатель индивидуальных различий детей.
Одним из доказательств влияния обучения на психическое развитие ребенка служит гипотеза Л. С. Выготского о системном и смысловом строении сознания и его развития в онтогенезе. Он считал, что человеческое сознание — не сумма отдельных процессов, а система, структура их. Ни одна функция не развивается изолированно. Развитие каждой функции зависит от того, в какую структуру она входит, и какое место в ней занимает. Так, в раннем возрасте в центре сознания находится восприятие, в дошкольном возрасте — память, в школьном — мышление. Все остальные психические процессы развиваются в каждом возрасте под влиянием доминирующей в сознании функции.
Можно наметить единицу и для изучения личности и среды. Эта единица в патопсихологии и в психологии получила название переживания. Переживание ребенка и есть такая простейшая единица, относительно которой нельзя сказать, что она собой представляет — средовое влияние на ребенка или особенность самого ребенка; переживание и есть единица личности и среды, как оно представлено в развитии. Так что в развитии единство средовых и личностных моментов совершается в ряде переживаний ребенка. Переживание надо понимать как внутреннее отношение ребенка как человека к тому или иному моменту действительности. Всякое переживание есть всегда переживание чего-нибудь. В современной теории, переживание вводится как единица сознания, т. е. такая единица, где основные свойства сознания даны как таковые, в то время как во внимании, в мышлении не дано связи сознания. Внимание не является единицей сознания, а является элементом сознания, в котором нет ряда других элементов, причем единство сознания как такового пропадает, а вот действительной динамической единицей сознания, т. е. полной, из которой складывается сознание, будет переживание.
Переживание имеет биосоциальную ориентировку, оно есть что-то, находящееся между личностью и средой, означающее отношение личности к среде, показывающее, чем данный момент среды является для личности. Переживание является определяющим с точки зрения того, как тот или иной момент среды влияет на развитие ребенка. В переживании — с одной стороны, среда в ее отношении ко мне, в том, как я переживаю эту среду; с другой сказываются особенности развития моей личности. В моем переживании сказывается то, в какой мере все мои свойства, как они сложились в ходе развития, участвуют здесь в определенную минуту.
Если дать некоторое общее формальное положение, было бы правильно сказать, что среда определяет развитие ребенка через переживание среды. Самым существенным, следовательно, является отказ от абсолютных показателей среды; ребенок есть часть социальной ситуации, отношение ребенка к среде и среды к ребенку дается через переживание и деятельность самого ребенка; силы среды приобретают направляющее значение благодаря переживанию ребенка.
Источник
Возраст (в психологии) — конкретная, относительно ограниченная во времени ступень психического развития индивида и его развития как личности, характеризуемая совокупностью закономерных физиологических и психологических изменений, не связанных с различием индивидуальных собенностей.
Первая попытка системного анализа категории психологического возраста принадлежит Л.С. Выготскому. Психологический возраст он рассматривал как новый тип строения личности и деятельности и характеризовал его с позиций тех психических и социальных изменений, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный момент. Возраст, по определению Л.С. Выготского, это относительно замкнутый цикл развития, имеющий свою структуру и динамику. Учение Л.С. Выготского, которое развивалось и дополнялось его последователями и учениками, — это учение о структуре и динамике возраста.
Структура возраста включает в себя характеристику социальной ситуации развития ребенка, ведущего типа деятельности и основных психологических новообразований возраста. В каждом возрасте социальная ситуация развития содержит в себе противоречие (генетическую задачу), которое должно быть решено в особом, специфическом для данного возраста, ведущем типе деятельности. Разрешение противоречия проявляется в возникновении психологических новообразований возраста. Эти новообразования не соответствуют старой социальной ситуации развития, выходят за ее рамки. Возникает новое противоречие, новая генетическая задача, которая может быть решена благодаря построению новой системы отношений, новой социальной ситуации развития, свидетельствующей о переходе ребенка в новый психологический возраст. Таким образом, по мнению Л.С. Выготского, возрасты представляют собой такое целостное динамическое образование, такую структуру, которая определяет роль и удельный вес каждой частичной линии развития. В каждую данную возрастную эпоху развития личность ребенка изменяется как целое в своем внутреннем строении, и законы изменения этого целого определяют движения каждой его части.
Как указывает Д.И. Фельдштейн, психологические характеристики возраста определяются конкретно-историческими условиями, в которых осуществляется развитие индивида, характером воспитания, особенностями его деятельности и общения. Для каждого возраста существуют своя специфическая «социальная ситуация развития» (Л.С. Выготский), определенное соотношение условий социальной среды и внутренних условий формирования индивида как личности. Объективно одни и те же элементы социальной среды влияют на людей разного возраста по-разному, в зависимости от того, через какие ранее развившиеся психологические свойства они преломляются. Взаимодействие внешних и внутренних факторов порождает типичные психологические особенности, общие для людей одного возраста, определяя его специфику, а изменение отношений между этими факторами обусловливает переход к следующему возрастному этапу (Д.И. Фельдштейн). Возрастные ступени отличаются относительностью, условной усредненностью, что не исключает, однако, индивидуального своеобразия психического облика человека. Возрастная характеристика развития отражает определенную систему требований, предъявляемых обществом к человеку на том или ином этапе его жизни, и сущность его отношений с окружающими, его общественное положение. Специфические характеристики возраста определяются особенностями вхождения ребенка в группы разного уровня развития и в учебно-воспитательные учреждения, изменением характера воспитания в семье, формированием новых видов и типов деятельности, обеспечивающих освоение ребенком общественного опыта, системы сложившихся знаний, норм и правил человеческой деятельности, а также особенностями физиологического развития. Понятие возрастных особенностей, возрастных границ не имеет абсолютного значения – границы возраста подвижны, изменчивы, имеют конкретно-исторический характер и не совпадают в различных социально-экономических условиях развития личности. Ныне принята следующая возрастная периодизация: младенчество (от рождения до 1 года); преддошкольное детство(1-3 года); дошкольное детство (3-6 лет); младший школьный возраст (6-10 лет); подростковый возраст (10-15 лет); юность: первый период (старший школьный возраст 15-17 лет), второй период (17-21 год); зрелый возраст: первый период (21-35 лет), второй период (35-60 лет); пожилой возраст (60-75 лет); старческий возраст (75-90 лет); долгожители (90 лет и выше).
Учение Л. С. Выготского о структуре и динамике возраста положило начало системным исследованиям отечественных психологов, его последователей — Д. Б. Эльконина, А. Н. Леонтьева, П. Я. Гальперина, Л. И. Божович и др. В настоящее время в отечественной психологии структуру психологического возраста принято оценивать на основе следующих критериев: социальной ситуации развития, ведущего типа деятельности, центральных новообразований возраста и возрастных кризисов.
Дата добавления: 2015-05-22; просмотров: 5933; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9783 — | 7601 — или читать все…
Читайте также:
Источник
Психический
возраст –
возраст, который определяется путем
соотнесения уровня психического развития
индивида (умственного, эмоционального,
волевого) с соответствующим средним
физическим возрастом.
Периодизацию
возрастного развития 3. Фрейда
называют психосексуальной теорией
личности, поскольку центральная линия
его теории связана с сексуальным
инстинктом:
1)
оральная фаза (1-й год жизни): эрогенные
зоны – в области рта; формы поведения
– захват, удержание, сосание, кусание;
2) анальная фаза (2 – 3-й годы жизни):
эрогенные зоны – в области заднего
прохода; формы поведения – интерес к
функциям отправления; 3) фаллическая
фаза (с 3-х до 6-ти лет): эрогенные зоны –
в области первичных половых органов;
формы поведения – исследование своих
гениталий; 4) латентная фаза (с 5–6 лет
до 11–12 лет, т. е. стадия полового
созревания): эрогенные зоны не выделяются
и специфические формы поведения
отсутствуют; 5) генитальная фаза (фаза
половозрелости): активизируются все
эрогенные зоны и формы поведения.
Периодизация
Э. Эриксона,
важным достоинством которой является
охват всей жизни личности, а не только
ранних возрастов. Э. Эриксон выделил 8
фаз развития:
1)
первая фаза
(младенчество, первый год жизни)
характеризуется первичным доверием
или недоверием ребенка к окружению;2)
вторая фаза
(раннее детство: 2 – 3-й годы жизни)
характеризуется автономией или стыдом
и сомнением; 3)
третья фаза
(дошкольный возраст: 4 – 5-й годы жизни)
характеризуется инициативой или чувством
вины; 4)
четвертая фаза
(школьный возраст: с 6-ти до 11–12 лет,
т. е. до половозрелости) характеризуется
чувством ценности и трудолюбия или
малоценности; 5)
пятая фаза
(юношество) характеризуется личностной
индивидуальностью, идентичностью или
диффузией идентичности; 6)
шестая фаза
(молодость: 20–30 лет) характеризуется
близостью, интимностью и солидарностью
или изоляцией; 7)
седьмая фаза
(зрелость: 30–40 лет) характеризуется
творческим началом, интегративностью
или застоем;8)
восьмая фаза
(старший взрослый возраст (плюс старость):
от 40 лет и старше) характеризуется
целостностью личности или раздвоенностью
и отчаянием.
Периодизация Ж.
Пиаже,
в основе которой лежит развитие
интеллектуальных структур. Развитие
интеллекта представляется в периодизации
фактором достижения равновесия с
окружающей средой и описывается
посредством четырех стадий:
1)предоперациональной стадии мышления
(сенсомоторного интеллекта) с его
рефлексами и приспособительными
реакциями; 2) стадии предпонятийного и
интуитивного мышления (внутренних
действий с образами, символами); 3) стадии
конкретных операций и 4) стадии формальных
операций.
Возрастная
периодизация Л.С.Выготского:
1.
Кризис
новорожденности
– самый яркий и несомненный кризис в
развитии ребенка, т.к. происходит смена
среды, переход из утробной среды во
внешнюю среду.
2.
Младенческий
возраст
(2 мес.-1 год).
3.
Кризис
одного года
— имеет позитивное содержание: здесь
негативные симптомы очевидно и
непосредственно связаны спозитивным
приобретениями, которые делает ребенок,
становясь на ноги и овладевая речью.
4.
Раннее
детство
(1год–3года).
5.
Кризис
3-х лет
– называется также фазой строптивости
или упрямства. В этот период, ограниченный
коротким промежутком времени, личность
ребенка претерпевает резкие и внезапные
изменения. Ребенок проявляет строптивость,
упрямство, негативизм, капризность,
своеволие. Позитивное значение: возникают
новые характерные черты личности
ребенка.
6.
Дошкольный
возраст
(3-7 лет).
7.
Кризис
7 лет
– был открыт и описан раньше других
кризисов. Негативные стороны: нарушение
психического равновесия, неустойчивость
воли, настроения и т.д. Позитивные
стороны: возрастает самостоятельность
ребенка, изменяется его
отношение
к другим детям.
8.
Школьный
возраст
(8-12лет).
9.
Кризис
13 лет
– негативная фаза возраста полового
созревания: падение успеваемости,
снижение работоспособности, дисгармоничность
во внутреннем строении личности,
свертывание и отмирание прежде
установившейся системы интересов,
продуктивности умственной работы
учащихся.
10.
Пубертатный
возраст
(14-18 лет).
11.
Кризис
17 лет
Этапы
и стадии детского развития по Д.Б.
Эльконину:
– этап
раннего детства состоит из двух стадий:
младенчества с кризисом новорожденности
(мотивационно-потребностная сфера
личности) и раннего возраста, начало
которого знаменует кризис 1-го года
жизни (операционально-техническая
сфера);
– этап
детства начинается кризисом 3-х лет,
знаменующим начало дошкольного возраста
(мотивационно-потребностная сфера).
Вторая стадия открывается кризисом
7-ми лет и переходит в младший школьный
возраст (операционально-техническая
сфера);
– этап
отрочества делится на стадию подросткового
возраста (мотивационно-потребностная
сфера), началом которого является кризис
11 – 12-ти лет, и стадию ранней юности
(операционально-техническая сфера),
связанную с кризисом 15-ти лет. По Д.Б.
Эльконину, кризисы 3-х и 11 – 12-ти лет –
это кризисы отношений, вслед за ними
возникают новые ориентации в человеческих
отношениях; а кризисы первого года, 7-ми
и 15-ти лет – кризисы мировоззрения,
меняющие ориентацию в мире вещей.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник