Учебные требования к уровню развития ребенка

Учебные требования к уровню развития ребенка thumbnail

Прежде чем перейти к характеристике того, как под влиянием обучения формируется учебная деятельность детей в детском возрасте, необходимо охарактеризовать явление «обучаемости» и «необучаемости» детей.
А. П. Усова (1981) показала, что явление невосприимчивости детей к обучению является следствием неправильной методики предыдущего воспитательного влияния, основанной на предоставлении детям свободы в путях и способах действия, на идее «детского творчества».
В настоящее время чаще всего выделяют следующие составные части обучаемости:

  • обобщенность мыслительной деятельности;
  • осознанность мышления, определяемая соотношением его практической и словесно-логической сторон;
  • гибкость мыслительной деятельности;
  • устойчивость мыслительной деятельности;
  • самостоятельность мышления, его восприимчивость к помощи.

Наличие этих особенностей в мыслительной деятельности детей и определяет темп их продвижения в процессе обучения.

А. П. Усова (1981) выделила конкретные признаки овладения учебной деятельностью у детей. Выделены 3 уровня, характеризующие различную степень развития учебной деятельности.

  1. уровень отличается производительностью и целенаправленностью всех процессов познавательной деятельности; активным, заинтересованным отношением к учению, способностью к самоконтролю своих действий и к оценке своих результатов. На основе усвоенного дети могут решать доступные им задачи в практической и умственной деятельности.
  2. уровень — более слабый. Все признаки овладения учебной деятельностью еще нестойки. Но вместе с тем дети уже могут обучаться, хотя и возможны всякие отклонения.

Ш уровень — начало формирования учебной деятельности, характеризующееся внешней дисциплинированностью на занятии.
Более подробно признаки этих уровней даны в табл. 1.
Таблииа 1
Уровни развития учебной деятельности у детей дошкольного и младшего школьного возраста (по А. П. Усовой, 1981)

I уровеньII уровеньIII уровень
Слушают указанияСлушают указания, условно придерживаются их в работеСлушают указания, но как бы не слышат
Руководствуются ими в работеСамоконтроль неустойчив, осуществляется через работу других детейНе руководствуются ими в работе
В случае непонимания задают вопросыПри выполнении работы склонны к подражанию другим детямК оценке нечувствительны
Правильно оценивают работу других
Правильно оценивают собственную работу
Достигают нужных результатов
Результаты условныРезультата не достигают

Эти показатели отражают не возрастное развитие, а развитие процесса обучения и познавательной деятельности. Формирование готовности к обучению и Учению также имеет несколько ступеней. Каждая из них характеризуется; усложнением познавательного содержания; возрастающими требованиями к умственной деятельности детей; развитием их самостоятельности.

На начальной ступени находятся дети младшего дошкольного возраста. Их Умственная деятельность еще не является вполне осознанным процессом, так как знания, умения и навыки они усваивают, а потребности учиться еще не испытывают.
У детей среднего дошкольного возраста обнаруживается готовность к усвоению знаний, возникает возможность обучения их на занятиях, постановки перед Ними познавательных задач. Но эти задачи еще непосредственно связаны с условиями жизни и игровой деятельности детей, общением их друг с другом и со взрослыми. В этом возрасте учение обслуживает практические потребности ребенка и создает предпосылки для перехода на более высокую ступень умственной деятельности.
У детей старшего детского возраста отмечаются заметные сдвиги в учебной деятельности, в способности к умственному и волевому усилию. Об этом свидетельствуют вопросы детей, интерес к выявлению связей и отношений между предметами и явлениями.
Интеллектуальные запросы старших детей выражаются и в том, что их уже не привлекают простые игры и игрушки. У них развивается интерес к приобретению знаний и умений не только для применения в настоящее время, но и впрок. Повышается любознательность, интерес к знаниям и умственной деятельности, появляется требовательность к себе и другим.
Учебная деятельность у старших дошкольников ясно выделяется из других видов деятельности, предполагает целенаправленное обучение детей и усвоение ими определенных знаний, умений и навыков. На основе этого багажа ребенок становится способным решать различные познавательные задачи. Это умение является важнейшим критерием успешности учебной деятельности детей и должно быть сформировано к концу дошкольного детства.
Таким образом, полноценное развитие учебной деятельности детей позволяет осуществлять формирование у них психологической готовности к школе, и в частности к школьному обучению.
Вопросы для повторения

  1. Назовите предпосылки формирования учебной деятельности в детском возрасте.
  2. Какие условия необходимы для развития учебной деятельности у детей дошкольного возраста?
  3. Выделите уровни развития учебной деятельности.
  4. Назовите ступени готовности ребенка к обучению и учению.

Практические задания

  1. Проведите наблюдение за детьми на занятиях во второй младшей, средней и старшей группе детского сада, определите уровни развития учебной деятельности. Будут ли они одинаковыми у всех детей одной возрастной группы?
  2. Понаблюдайте за детьми младшего, среднего и старшего детского возраста, выделите признаки, характеризующие появление у детей учебных интересов.
  3. Организуйте и проведите с детьми каждой возрастной группы сюжетно-ролевую игру «Школа». Докажите, что, используя материалы, полученные в результате наблюдения за поведением детей в игре, выполнением ими взятых на себя ролей и т. п., можно определить уровень готовности к обучению в школе.

  1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ И КОРРЕКЦИИ ЕЕ НЕДОСТАТКОВ
  2. § 2. Изобразительная деятельность ребенка как показатель уровня его психического развития
  3. Нарушения развития речевой деятельности у детей
  4. Глава 13 МЫШЛЕНИЕ У ДЕТЕЙ: ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ
  5. Тема 4. Развитие знаково-символической деятельности у детей дошкольного возраста1
  6. § 3. условия развития учебной деятельности в детском возрасте
  7. Тема 2. Основные проблемы семей, имеющих детей с отклонениями в развитии
  8. Приложение 5
    Суммарные показатели уровней развития компонентов индивидуального стиля педагогической деятельности
    на начальном этапе опытно-экспериментальной работы
  9. Приложение 15
    Суммарные показатели уровней развития компонентов индивидуального стиля педагогической деятельности у студентов на начальном и завершающем этапах опытно-экспериментальной работы
  10. 1. Совершенствование управления школой и ее учебно-воспита- тельной работой как важнейшая предпосылка повышения качества обучения и воспитания. Структура управленческих органов в школе и
    основные принципы их деятельности
  11. § 2. Самостоятельная работа как учебная деятельность Основные требования к самостоятельной работе
  12. Сергеев И. С.. Основы педагогической деятельности: Учебное пособие. — СПб.: Питер. — 316 е.: ил. — (Серия «Учебное пособие»)., 2004
  13. § 1. Учебная деятельность — специфический вид деятельности
  14. § 3. Внешняя структура учебной деятельности Компонентный состав внешней структуры учебной деятельности
Читайте также:  Роль книги в развитии речи ребенка раннего возраста

Источник

Требования к детям, поступающим в школу

        Единого определения понятия «готовность к школе» в детской психологии не существует до сих пор по причине многогранности, «многопластовости» самой его сути.

        И. Шванцар указывает, что школьная зрелость — достижение определенного уровня развития, когда ребенок «становится способным» обучаться в школе. Шванцара также выделяет набор компонентов готовности к школе, таких как умственный, эмоциональный и социальный.

        Л.И. Божович отмечала, что готовность к школе складывается из таких факторов как определенный уровень развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, произвольности регуляции деятельности и готовности принять социальную позицию школьника.

        А.И. Запорожец придерживался аналогичных взглядов, отмечая такие компоненты готовности к школе как мотивация, уровень развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности и степень сформированности механизмов волевой регуляции действий.

        П.А. Венгер дополнял такие выше перечисленные факторы, как необходимость ответственного отношения к школе и учебе, произвольного управления своим поведением, выполнение умственной работы, обеспечивающей сознательное усвоение знаний таким моментом как «установление с взрослым и со сверстниками взаимоотношений, определяемых совместной деятельностью».

        Исследования Лисиной М.И., Капгелия Г.И., Кравцовой Е.Е. дополняли понятие готовность к школе такими критериями, которые условно можно определить как коммуникативная готовность к школьному обучению.

        Таким образом, исходя из многих психологических и педагогических исследований следует признать, что готовность к школе является сложным по структуре, многокомпонентным понятиям, в котором можно выделить следующие «пласты»:

        а) личностная готовность включает в себя готовность ребенка к принятию позиции ученика. Сюда входит определенный уровень развития мотивационной сферы, способность к произвольному управлению собственной деятельностью, развитие познавательных интересов — сформированная иерархия мотивов с высоко развитой учебной мотивацией. Здесь также учитывается уровень развития эмоциональной сферы ребенка, сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость.

        б) интеллектуальная готовность предполагает наличие у ребенка конкретного набора знаний и представлений об окружающем мире, а также наличие у него предпосылок к формированию учебной деятельности.

        Е.И. Рогов указывает на следующие критерии интеллектуальной

готовности к школьному обучению:

        — дифференцированное восприятие;

        -аналитическое мышление (способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец);

        — рациональный подход к деятельности (ослабление роли фантазии);

        — логическое запоминание;

        -интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;

        — овладевание на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов;

        — развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координаций.

        в) социально-психологическая готовность включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми и учителем. Этот компонент предполагает достижения детьми соответствующего уровня развития общения со сверстниками и взрослыми и переход от эгоцентризма к децентрации.

Источник

Современные требования ФГОС к организации и развитию универсальных учебных действий у младших школьников.

    1. Особенности развития младших школьников и организация учебной деятельности

Начало младшего школьного возраста определяется моментом поступления ребенка в школу. В последние годы в связи с переходом к обучению с 6 лет и введением четырехлетней начальной школы нижняя граница данного возрастного этапа переместилась, и многие дети становятся школьниками, начиная не с 7 лет, как прежде, а с 6. Соответственно границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9-10 лет . Младший школьный возраст наиболее глубоко и содержательно представлен в работах Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, их сотрудников и последователей (Л.И. Айдарова, А.К. Маркова, Ю.А. Полуянов, В.В. Рубцов, Г.А. Цукерман и др.). В этот возрастной период младшего школьника происходит физическое и психофизиологическое развитие ребенка. Прежде всего, совершенствуется работа головного мозга и нервной системы. Начало школьного обучения практически совпадает с периодом второго физиологического криза, приходящегося на возраст 7 лет. Это означает, что кардинальное изменение в системе социальных отношений и деятельности ребенка совпадает с периодом перестройки всех систем и функций организма, что требует большого напряжения . Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. Вся система жизненных отношений ребенка 7 перестраивается и во многом определяется тем, насколько успешно он справляется с новыми требованиями . Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Отличительная особенность положения ученика, школьника состоит в том, что его учеба является обязательной, общественно значимой деятельностью. За неё он несет ответственность перед учителем, школой, семьей. Жизнь ученика подчинена системе строгих, одинаковых для всех школьников правил . Давыдов рассматривает учебную деятельность как один из типов воспроизводящей деятельности, которая становится ведущей в младшем школьном возрасте, поскольку она детерминирует возникновение основных психологических новообразований данного возраста, определяет общее психическое развитие младших школьников, формирование их личности в целом. Младший школьный возраст является периодом интенсивного развития и качественного преобразования познавательных процессов: они начинают приобретать опосредствованный характер и становятся осознанными и произвольными. Ребенок постепенно овладевает своими психическими процессами, учится управлять вниманием, памятью, мышлением. Центральными новообразованиями младшего школьного возраста являются:

Читайте также:  Проблемы современной социокультурной среды развития ребенка

 качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности;

 рефлексия, анализ, внутренний план действий;

 развитие нового познавательного отношения к действительности;

 ориентация на группу сверстников.

Для характеристики младшего школьного возраста как качественно своеобразного этапа детского развития представляют интерес подходы 8 зарубежных психологов к пониманию сущности данного возраста, его предназначения и возможностей. Согласно концепции Эриксона, возраст 6-12 лет рассматривается как период передачи ребенку систематических знаний и умений, обеспечивающих приобщение к трудовой жизни и направленных на развитие трудолюбия. В этом возрасте у ребенка наиболее интенсивно развивается (или, напротив, не развивается) способность к овладению окружающей его средой . В рамках классического психоаналитического подхода возраст 6-10 лет считается латентным периодом, когда сексуальное развитие ребенка под давлением родителей и общества временно приостанавливается, и он готов принять правила, предлагаемые ему социумом. Подавление детской сексуальности создает большие возможности для дальнейшей социализации: получения образования, обучения практическим навыкам, приобретения опыта общения со сверстниками. Согласно концепции Пиаже, интеллектуальное развитие ребенка 7-11 лет находится на стадии конкретных операций. Это значит, что в указанный период умственные действия становятся обратимыми и координированными. У ребенка возникает способность преодолеть влияние непосредственного восприятия и применить логическое мышление к конкретным ситуациям. Переход к конкретно-операциональному мышлению влечет за собой существенную перестройку всех психических процессов (восприятия, памяти, воображения, речи, воли), а также сознания ребенка, его моральных суждений способности к сотрудничеству с другими людьми . Таким образом, младший школьный возраст является этапом существенных изменений в физиологическом и психическом развитии. Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. Учебная деятельность требует развития высших психических функций – произвольности, продуктивности и устойчивости 9 всех познавательных процессов: внимания, памяти, воображения. Внимание, память, воображение младшего школьника уже приобретают самостоятельность – ребёнок научается владеть специальными действиями, которые дают возможность сосредоточиться на учебной деятельности, сохранить в памяти увиденное или услышанное, представить себе нечто, выходящее за рамки воспринятого раньше.

    1. Современные требования ФГОС к организации и развитию универсальных учебных действий у младших школьников

Сегодня важно дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе. Именно данное положение фиксируется в ФГОС. Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе. Федеральный государственный образовательный стандарт — это совокупность трех систем требований: — требований к результату образования;

— требований к структуре основных образовательных программ (то, как школа выстраивает свою образовательную деятельность);

— требований к условиям реализации стандарта (кадры, финансы, материально-техническая база, информационное сопровождение и пр.). В Стандарте 2004 г. детально описывалось содержание образования темы, дидактические единицы. В Стандарте 2009 г. содержание образования детально и подробно не прописано, зато четко обозначены требования к его результатам:

 личностным (готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, личностные качества и др.);

 метапредметным (умение учиться);

 предметным умениям.

Универсальные учебные действия можно

сгруппировать в четыре основных блока:

1) личностные;

2) регулятивные;

3)познавательные;

4) коммуникативные

1.Личностные универсальные учебные действия обеспечивают

ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:

-личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

— действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи

между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение,

смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;

— действие нравственно-этического оценивания усваиваемого

содержания, исходя из социальных и личностных ценностей,

обеспечивающее личностный моральный выбор.

2. Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся:

— целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения

того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

— планирование — определение последовательности промежуточных

целей с учетом конечного результата; составление плана и

последовательности действий;

Читайте также:  Принцип всестороннего и целостного развития ребенка

— прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения, его

временных характеристик;

— контроль в форме сличения способа действия и его результата с

заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

— коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и

способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его

продукта;

— оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что

еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

— волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии;

способность к волевому усилию — к выбору в ситуации мотивационного

конфликта и к преодолению препятствий.

3. Познавательные универсальные действия включают общеучебные, логические, а также действия постановки и решения проблем.

а) Общеучебные универсальные действия:

— самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

— поиск и выделение необходимой информации; применение методов

информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств:

— умение структурировать знания;

— умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в

устной и письменной форме;

— выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости

от конкретных условий;

— рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса

и результатов деятельности;

— смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в

зависимости от цели; извлечение необходимой информации из

прослушанных текстов различных жанров; определение основной и

второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов

художественного, научного, публицистического и официально-делового

стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

— постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание

алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового

характера.

б) Универсальные логические действия:

— анализ объектов с целью выделения признаков (существенных,

несущественных)

— синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно

достраивая, восполняя недостающие компоненты;

— выбор оснований и критериев для сравнения,

классификации объектов;

— подведение под понятия, выведение следствий;

— установление причинно-следственных связей,

— построение логической цепи рассуждений,

— доказательство;

— выдвижение гипотез и их обоснование.

в) Постановка и решение проблемы:

— формулирование проблемы;

— самостоятельное создание способов решения проблем творческого и

поискового характера.

4. Коммуникативные действия обеспечивают социальную

компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или

деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в

коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и

строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и

взрослыми.

Видами коммуникативных действий являются:

— планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками —

определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

— постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе

информации;

— разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы,

поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие

решения и его реализация;

— управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка

действий партнера;

— умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в

соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение

монологической и диалогической формами речи в соответствии с

грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Функции УУД:

-обеспечение возможностей учащегося самостоятельно

осуществлять деятельность учения;

-ставить учебные цели, искать и использовать необходимые

средства и способы их достижения;

— контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

— создание условий для гармоничного развития личности и ее

готовности к непрерывному образованию;

-обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений,

навыков и компетентностей в любой предметной области.

Учитель должен учитывать взаимосвязь уровня сформированности

УУД со следующими показателями: состояние здоровья детей, успеваемость по основным предметам, уровень развития речи, степень владения русским языком, умение слушать и слышать учителя, задавать вопросы, стремление принимать и решать учебную задачу, навыки общения со сверстниками, умение контролировать свои действия на уроке.

Таким образом, в связи с тем, что приоритетным направлением новых

образовательных стандартов становится реализация развивающего

потенциала общего среднего образования, актуальной и новой задачей

становится обеспечение развития универсальных учебных действий.

Вывод.

Младший школьный возраст является этапом существенных изменений

в физиологическом и психическом развитии.

Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего

последующего обучения. Учебная деятельность требует развития высших психических функций – произвольности, продуктивности и устойчивости всех познавательных процессов: внимания, памяти, воображения. Внимание, память, воображение младшего школьника уже приобретают самостоятельность – ребёнок научается владеть специальными действиями, которые дают возможность сосредоточиться на учебной деятельности, сохранить в памяти увиденное или услышанное, представить себе нечто, выходящее за рамки воспринятого раньше.

Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре

основных блока: личностные; регулятивные; познавательные;

коммуникативные. В каждом блоке свои виды действий.

Овладение УУД, в конечном счете, ведет к формированию способности

самостоятельно успешно усваивать новые знания, овладевать умениями и

компетентностями, включая самостоятельную организацию процесса

усвоения. УУД делают возможным переход от осуществляемой совместно и

под руководством педагога учебной деятельности к деятельности

самообразования и самовоспитания.

Список литературы.

1.ФГОС в начальной школе [Электронный ресурс].

ФГОС в начальной школе

2. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.02.2014) «Об

образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс].

— https://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n

=158429

Источник