Учебник рост и развитие ребенка

Учебник рост и развитие ребенка thumbnail

Учебник рост и развитие ребенка
Название: Рост и развитие ребенка.
Автор: Юрьев В.В., Симаходский А.С., Воронович Н.Н.
Год издания: 2000
Размер: 2.07 МБ
Формат: djvu
Язык: Русский

Представленная книга рассматривает рост и развитие ребенка, основные методы и показатели оценки данного состояния. «Рост и развитие ребенка» содержит такие главы, как физическое развитие ребенка, освещено психомоторное  развитие, охарактеризовано половое развитие ребенка, биологическое развитие ребенка, последняя глава посвящена правилам формирования индивидуального заключения по росту и развитию ребенка.

Также рекомендуем скачать

Учебник рост и развитие ребенка
Название: Пропедевтика детских болезней. 2-е издание
Автор: Калмыкова А.С.
Год издания: 2018
Размер: 230.82 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Книга «Пропедевтика детских болезней» под ред., Калмыковой А.С., является вторым переработанным изданием, которое содержит в себе все актуальные вопросы затрагивающие пропедевтику в педиатрической пра… Скачать книгу бесплатно

Учебник рост и развитие ребенка
Название: Грипп и ОРВИ у детей.
Автор: Шамшева О.В.
Год издания: 2018
Размер: 1.39 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Книга «Грипп и ОРВИ у детей» рассматривает общие вопросы касательно инфекций респираторного тракта, в книге охарактеризованы острые респираторные вирусные инфекции (ОРВИ): грипп и парагрипп, риновирус… Скачать книгу бесплатно

Учебник рост и развитие ребенка
Название: Пневмонии у детей
Автор: Самсыгина А.Г.
Год издания: 2018
Размер: 1.09 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Практическое руководство «Пневмонии у детей» под ред., Самсыгиной А.Г., рассматривает эпидемиологию, этиологию, классификацию пневмоний. Изложены факторы риска неблагоприятного прогноза пневмоний. Осв… Скачать книгу бесплатно

Учебник рост и развитие ребенка
Название: Основы ухода за детьми
Автор: Парамонова Н.С.
Год издания: 2015
Размер: 16.99 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Книга «Основы ухода за детьми» под ред., Парамоновой Н.С., рассматривает периодизацию детского возраста и особенности общего ухода за детьми различных возрастных групп. Изложены принципы организации р… Скачать книгу бесплатно

Учебник рост и развитие ребенка
Название: Атлас редких болезней
Автор: Баранов А. А., Намазова-Баранова Л. С.
Год издания: 2016
Размер: 12.45 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: В книге «Атлас редких болезней» под ред., Баранова А.А., и соавт., рассматриваются генетически предрасположенные заболевания органов и систем органов. Описаны редкие наследственные болезни, а также др… Скачать книгу бесплатно

Учебник рост и развитие ребенка
Название: Наследственные заболевания соединительной ткани как конституциональная причина полиорганных нарушений у детей
Автор: Арсентьев В.Г., Баранов В.С., Шабалов Н.П.
Год издания: 2015
Размер: 3.56 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: «Наследственные заболевания соединительной ткани как конституциональная причина полиорганных нарушений у детей» под ред., Арсентьева В.Г., и соавт., рассматривает литературные сведенья  характеризующи… Скачать книгу бесплатно

Учебник рост и развитие ребенка
Название: Педиатрия. 8-е издание
Автор: Ежова Н.В., Русакова Е.М., Кащеева Г.И.
Год издания: 2014
Размер: 11.23 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Учебное руководство «Педиатрия» под ред., Ежовой Н.В., и соавт., является пособием для студентов получающих среднее специальное образование. Книга освещает вопросы психического, физического развития д… Скачать книгу бесплатно

Учебник рост и развитие ребенка
Название: Справочник по поликлинической педиатрии
Автор: Сукало А.В., Бовбель И.Э.
Год издания: 2015
Размер: 9.96 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Клиническое руководство «Справочник по поликлинической педиатрии» под ред., Сукало А.В., и соавт., рассматривает принципы организации амбулаторной помощи детскому населению, тактику оказания лечебно-п… Скачать книгу бесплатно

Учебник рост и развитие ребенка
Название: Антенатальное формирование здоровья детей.
Автор: Ахмина Н.И.
Год издания: 2005
Размер: 6.05 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Книга «Антенатальное формирование здоровья детей» рассматривает вопросы иммунологии и гомеостаза при беременности, являющиеся предиктором формирования конституциональной иммунореактивности плода, в кн… Скачать книгу бесплатно

Учебник рост и развитие ребенка
Название: Физиология и патология сердечно-сосудистой системы у детей первого года жизни. Неонатальная кардиология.
Автор: Школьникова М.А., Кравцова Л.А.
Год издания: 2002
Размер: 8.46 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Представленное издание «Физиология и патология сердечно-сосудистой системы у детей первого года жизни. Неонатальная кардиология» рассматривает клинические аспекты кардиологии неонатального периода, от… Скачать книгу бесплатно

Источник

1. Методика раннего развития Марии Монтессори

Автор: Виктория Дмитриева

Мария Монтессори один из 4 педагогов, которых ЮНЕСКО назвал основоположниками педагогического мышления в 20 веке. Автор книги Виктория Дмитриева адаптировала методику Монтессори под современные реалии. В книге подробно написано, как организовать процесс развития ребенка с первых дней его жизни, даны игры и упражнения, которые не только обучают ребенка, но и радуют его.

Суть методики в том, что ребенку предоставляется свобода выбора и действий  в установленных границах. Во время обучения, в специально оборудованном классе, ребенок сам выбирает для себя занятие и изучает что-либо не с помощью объяснений учителя, а при работе с учебными материалами.

2. После трех уже поздно

Автор: Масару Ибука

Масару Ибука — инженер и один из основателей компании Sony (внезапно!) в 1971 году написал книгу, где поделился  мыслями о воспитании детей в дошкольном возрасте. Его теория внесла изменения в традиционные методики воспитания, книга стала популярна в мире, ее называли «Книга века».

В 2011 году студия Артемия Лебедева переиздала эту книгу и она стала бестселлером на Ozon. В 2012 был издан сокращенный вариант книги для занятых пап. В 2016 году было напечатано 200 000 экземпляров, а скачали книгу 375 956 раз.

Идея книги заключается в том, что в течение первых трех лет жизни у ребёнка высокий потенциал к обучению, который нужно активно использовать. То, что в зрелом возрасте человек осваивает с трудом, ребенку удается намного легче. Главное знать, как и когда давать ребенку новые знания и опыт. Эта книга не практическое руководство о том, как заниматься развитием детей. Она объясняет, зачем это делать и как это повлияет на будущее ребенка.

3. 160 развивающих игр для детей от рождения до трех лет

Автор: Пенни Уорнер

Если предыдущая книга — теория, которая поможет сформировать модель воспитания, то «160 развивающих игр» — это практические советы. Книга поможет мамам и папам реализовать идеи раннего развития, про которые пишет Масару Ибука.

В книге собраны и адаптированы работы  мировых специалистов в области обучения детей с помощью игр. Какие-то игры покажутся знакомыми, а некоторые нестандартными и неожиданными, но каждая игра работает на развитие способностей и навыков. Автор учел все нюансы — от материалов и предметов, которые можно использовать для развивающих игр, до особенностей детской психики, которые необходимо учитывать, поощряя ребенка к новым достижениям.

4. Правила развития мозга вашего ребенка

Автор: Джон Медина

В этой книге молекулярный биолог-эволюционист простым и понятным языком рассказывает о том, как развивать мозг ребенка до и после рождения.

Джон Медина уделяет внимание как воспитанию и раннему развитию, так и здоровым отношениям в семье. Он развенчивает популярные мифы, например: «если во время беременности слушать классику, ребенок родится более развитым», «чем больше «полезных для мозга» игрушек, тем лучше» и другие.

Все рекомендации в книге основаны на последних научных достижениях в области развития мозга до рождения и в первые 5 лет жизни.

5. Тридцать миллионов слов. Развиваем мозг малыша, просто беседуя с ним

Автор: Дана Саскинд

Эта книга появилась благодаря детскому кохлеарному  хирургу (восстановление слуха) Дане Саскинд и научному исследованию 1995 года. Исследование показало, что дети, которые слышали больше слов до 4 лет были лучше готовы к школе и впоследствии владели большим лексиконом, лучше читали и сдавали тесты.

Читайте также:  30 упражнений для успешного развития ребенка

Дана заинтересовалась этим исследованием, основала организацию Thirty Million Word Initiative, разработала программы для развития детей с помощью активного общения и начала тестировать их в разных  демографических группах.

На основе своих исследований Дана вместе с коллегами написала книгу, где подробно рассказала, о том как правильно развивать речь ребенка, как раскрыть его потенциал.

Рекомендации в книге построены на трех тезисах:

  1. нужно слушать ребенка и активно разговаривать с ним о том, что ему интересно;
  2. использовать в речи описательные слова;
  3. вовлекать ребенка в беседу.

6. Эмоциональный интеллект ребенка. Практическое руководство для родителей

Авторы: Джон Готтман, Джоан Деклер

Эмоциональный интеллект — это умение распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные и способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей, чтобы решать практические задачи.

Автор книги —  Джон Готтман, профессор психологии, основал Центр исследования семейных отношений в Сиэтле. За сорок лет он изучил тысячи супружеских пар и сделал открытия в области семейных отношений. Джон Готтман входит в список «Десять самых влиятельных терапевтов» по версии Psychotherapy Networker. Он автор 190 научных статей, а также автор и соавтор 40 книг.

Идея книги — задача родителя переживать эмоции ребенка вместе с ним, не подавлять негативные эмоции, а учить управлять ими. Все советы практические, и применимы к детям и взрослым. Книга легко читается, за счет того, что не перегружена терминами.

Еще один плюс — она имеет научную основу, все выводы сделаны на основании исследований 199 семей, приводятся в пример узнаваемые ситуации и модели поведения родителей и детей.

7. Рожденный читать. Как подружить ребенка с книгой

Автор: Джейсон Буг

В этой книге Джейсон Буг рассказывает о своем опыте обучения ребенка вовлеченному чтению. Свой опыт автор подкрепил мнениями не только специалистов по детскому развитию, но и учителей, библиотекарей, писателей и разработчиков приложений для цифровых устройств.

Идея интерактивного чтения с ребенком от главы к главе раскрывается все подробнее, сопровождается примерами и идеями, подходящими для детей разных возрастов. Если у родителей катастрофически нет времени на чтение, а воспитать «прирожденного читателя» хочется, Джейсон Буг вынес во введение к книге все ее основные идеи.

В качестве бонуса в конце:

  • список книг для детей от 0 месяцев до 6 лет, изданных на русском языке от Ольги Мяэотс, заведующей отделом детской книги и детских программ Библиотеки иностранной литературы им. М. И. Рудомино;
  • список книг, вышедших в России, для тех детей, которые не хотят читать.

8. Эйнштейн учился без карточек

Авторы: Кэти Хирш-Пасек, Роберта Михник Голинкофф

Главная идея книги — дети должны воспитываться в игровой форме. Здесь собрано 40 упражнений для развития детей от 0 до 6 лет.  Навязчивое и преждевременное обучение не нужно и может оказаться вредным. Дети, которые посещают кучу секций и у которых нет времени на обычные детские игры, только страдают от этого. Вместо затрат на развивающие игры, направьте усилия на общение и игру с ребёнком.

Примерно эту мысль пытаются донести до читателя два профессора психологии, которые специализируются на изучении поведения детей. В каждой главе приводятся научные исследования по теме, потом вывод и советы.

Источник

Оценка роста и развития ребенка

(учебное пособие)

— 2006 —

Санкт-Петербург


Авторы:

Сотрудники кафедры пропедевтики детских болезней с курсом общего ухода за детьми СПбГПМА:

Профессора: Симаходский А. С., Пуринь В. И., Юрьев В. В., Хомич М. М.

Доценты: Алешина Е. И., Воронович Н.Н., Пучкова А. Я.

Ассистенты: Артемова В. Б., Баирова С. В., Батанова Н. А., Болуева О. Ю., Власова Т. М., Гуркина Е. Ю., Ильина И. Я., Леонова И. А., Майорова О. Н., Пахаренко Н. В., Храмцова Е. Г.

Редакторы:

Заведующий кафедрой пропедевтики детских болезней с курсом общего ухода за детьми СПбГПМА, профессор, доктор медицинских наук В. В. Юрьев.

Профессор кафедры пропедевтики детских болезней с курсом общего ухода за детьми СПбГПМА, доктор медицинских наук М. М. Хомич.

Утверждено Учебно-методическим Советом СПбГПМА 25.05.2006.

В учебно-методическом пособии обобщен опыт преподавания одного из разделов курса пропедевтики детских болезней — «рост и развитие ребенка».

Дано определение терминам, приведена методика антропометрического исследования ребенка.

Представлены основные методы оценки роста и развития ребенка.

В приложении приведен большой справочный материал, отражающий показатели роста и развития ребенка, примеры решения практических задач.

Пособие предназначено как для подготовки к практическим занятиям по данному разделу, так и для непосредственной работы студента.

ВВЕДЕНИЕ

Под термином рост понимают количественное изменение размеров всего тела или его частей. Рост осуществляется согласно двум биологическим феноменам (феномены роста) — клеточное размножение (гиперплазия) и увеличение клеток, главным образом, их цитоплазмы (гипертрофия).

Качественная функциональная специализация и морфологическая дифференцировка органов и систем называется развитием. Под термином физическое развитие подразумевается динамический процесс изменений размеров тела, его пропорций, телосложения, нарастания мышечной массы, работоспособности. Под термином психомоторное развитие подразумевают период формирования и становления основных психомоторных функций. Под термином половое развитие подразумевают соз­ре­ва­ние полового аппарата и достижение репродуктивной зрелости. Под термином биологическое развитие подразумевают морфологическое и функциональное созревание органов и систем.

Интегральный подход к изучению роста и физического развития предусматривает проведение антропометрии (измерение размеров тела и его массы), соматоскопии (осмотр и описание признаков телосложения), динамометрии (определение мышечной силы), работоспособности (проведение степ теста, велоэргометрии), физиометрии (исследование дыхания, пульса и т.д.). Однако в практической работе обычно физическое развитие является синонимом возрастной антропометрии и антропологии, где основными критериями являются темпы и качество роста и развития. Физическое состояние — статическая оценка антропометрических данных на момент обследования — определяется индивидуальными особенностями темповых характеристик роста.

Антропометрические данные (показатели) — количественный признак — размеры отдельных участков тела. Выделяют основные (длина тела, масса тела, окружность груди, окружность головы) и дополнительные (например, высота верхнего лица, высота головы, нижний сегмент, верхний сегмент, средняя точка тела, длина ноги, окружность груди, окружность головы, окружность бедра, окружность голени, окружность плеча и так далее). Также антропометрические показатели можно разделить на продольные (длинниковые) — длина ноги, длина тела, высота верхнего лица и так далее и поперечные — масса тела, окружность груди, окружность плеча и так далее. Основные антропометрические показатели уместно разделять на независимые (длина тела, окружность головы) и зависимые (масса тела, окружность груди).

Антропометрический индекс — качественный признак — сотношение между отдельными антропометрическими показателями. Различают индексы, характеризующие упитанность (например, Кетле I, Чулицкой, Кетле II), степень развития грудной клетки (например, Эрисмана), индексы пропорциональности, отражающие соотношение между отдельными сегментами тела (например, окружность головы к длине тела, длина ноги к длине тела, высота верхнего лица к длине тела, высота верхнего лица к длине ноги). Индексы пропорциональности, наряду с филиппинским тестом, локализацией средней точки тела, каноном Гиппократа (соотношение высоты головы к длине тела), а также показатель длины тела могут быть использованы в качестве антропометрических критериев биологического возраста ребенка.

Читайте также:  Ребенок год и восемь месяцев развитие

Контроль за ростом и развитием ребенка — один из основных разделов профилактической работы врача-педиатра. Успех в этом направлении может быть достигнут только при условии динамического наблюдения за ребенком в установленные декретированные сроки: на первом году — ежемесячно, до трех лет — ежеквартально, до шести лет — один раз в полгода, в дальнейшем — ежегодно. Подобная частота наблюдения в нашей стране считается оптимальной и определяется возрастными интервалами — минимальными временными промежутками, за которые в растущем организме происходят значимые качественные изменения. Исходя из возрастного интервала, формируется возрастная группа — группирование по возрасту для сравнительной оценки индивидуальных показателей роста и развития с общепринятыми средневозрастными стандартами.

На первом году жизни возрастной интервал составляет 1 ме­сяц, поэтому при оценке роста и развития:

· к новорожденным относятся дети до 15 дней жизни;

· к возрасту 1 месяца — от 16 дней до 1 мес. 15 дней;

· к возрасту 2 месяцев — от 1 мес. 16 дней до 2 мес. 15 дней;

· к возрасту 3 месяцев — от 2 мес. 16 дней до 3 мес. 15 дней и т.д.

С года и до трех лет возрастной ин­тер­­вал составляет 3 месяца, поэтому при оценке роста и развития к возрасту:

· 1 года относятся дети от 11 мес. 16 дней до 1 г 1 мес. 15 дней;

· 1 г 3 мес. (15 мес.) — от 1 г 1 мес. 16 дней до 1 г 4 мес. 15 дней;

· 1,5 лет (18 мес.) — от 1 г 4 мес. 16 дней до 1 г 7 мес. 15 дней;

· 1 г 9 мес. (21 мес.) — от 1 г 7 мес. 16 дней до 1 г 10 мес. 15 дней;

· 2 лет (24 мес.) — от 1 г 10 мес. 16 дней до 2 лет 1 мес. 15 дней и т.д.

С трех до шести лет возрастной интервал составляет 6 ме­с­яцев, поэтому при оценке роста и развития к возрасту:

· 3 лет относятся дети от 2 лет 10 мес. 16 дней до 3 лет 3 мес.;

· 3,5 лет — от 3 лет 3 мес. 1 дня до 3 лет 9 мес.;

· 4 лет — от 3 лет 9 мес. 1 дня до 4 лет 3 мес. и т.д.

Старше шести лет возрастной интервал составляет 1 год, поэто­му при оценке роста и развития к возрасту:

· 6 лет относятся дети от 5 лет 9 мес. 1 дня до 6 лет 6 мес.;

· 7 лет — дети от 6 лет 6 мес. 1 дня до 7 лет 6 мес.;

· 8 лет — дети от 7 лет 6 мес. 1 дня до 8 лет 6 мес. и т.д.

Date: 2015-09-18; view: 586; Нарушение авторских прав

Источник

…Однажды к А. С. Макаренко пришла молодая мать и спросила, с какого возраста следует начинать воспитание ребенка.
— А сколько лет вашему ребенку? — поинтересовался Антон Семенович.
— Ему всего три недели.
— Ну что ж… Вы опоздали ровно на три недели.
Л.Пантелеев. «Наша Маша. Книга для родителей»

Если собрать в одной книге все вопросы, которые мучают молодых родителей, получится том, не уступающий по толщине бумажному изданию Википедии. А в нем, как известно, пять тысяч страниц. И все они постоянно крутятся в головах несчастных мам и пап! Как не выбиться из сил, пытаясь разобраться со всеми проблемами сразу?

С рождением ребенка в дом приходит не только радость, но и множество забот. Наступает активный период для обоих родителей — им предстоит заботиться о новом человеке, посвящать ему время и силы, помогать открывать мир… Кажется, еще далеко начальная школа, и полный штормов и подводных камней подростковый период, но — как считают и мамы, и специалисты по детской психологии — как думать о будущем нужно начинать с первых месяцев жизни малыша. Цитируя автора одной из популярнейших методик раннего развития Масару Ибуку: после трех уже поздно!

С момента рождения надо постоянно пристально следить за здоровьем и поведением ребенка: правильное питание, сон, гимнастика. Порой ответ на какой-то вопрос требуется немедленно. Еще лет тридцать назад молодым родителям были доступны, пожалуй, только книги доктора Бенджамина Спока. Опыт педиатрии и психоанализа доктор Спок использовал для создания пособий для родителей, где вместе освещаются вопросы и детского здоровья, и питания, и общения. Книга «Ребенок и уход за ним» остается востребованной до сих пор, хотя многие советы за давностью лет (впервые она была издана в 1946 году) уже утратили актуальность. Но иметь ее на полке не помешает и в XXI веке.

Большинство современных авторов не отрицают опыт Спока, а скорее перерабатывают его под новые условия жизни. Как правило, они уделяют внимание вопросам как физиологии и роста, так и психологии и развития ребенка. Уильям и Марта Сирс — семейная пара, родители восьми детей — создали целую библиотеку книг для родителей, используя свой жизненный и врачебный опыт. В их книгах можно найти практические советы по уходу за детьми и по общению с ними для каждого этапа взросления ребенка.

Среди российских авторов наиболее полно пишет об уходе за детьми Евгений Комаровский. В книге «Здоровье ребенка и здравый смысл его родственников» сочетаются советы по обустройству жизни ребенка, подробный рассказ о возможных болезнях и опасностях, а заодно рекомендации по укреплению нервной системы родителей. Кроме того, Комаровский — автор серии «Справочников здравомыслящих родителей», призванных помочь родителям в профилактике и лечении детских инфекций.

Но важно не только здоровье. В какой-то момент легко впасть в заблуждение, что силы родительской любви и внимания достаточно, чтобы вырастить идеального ребенка. Но любые крайности, как известно, опасны — а разработать гармоничный подход самому непросто. Крайностей же множество — позволять малышу до поры до времени делать все, что вздумается; напротив, с пеленок приучать к буквам и слогам, чтобы к пяти годам он самостоятельно читал Бажова и Линдгрен; с детства погружать его в мир спорта, воспитывая в здоровом теле здоровый дух… Не переусердствовать и органично привить ребенку необходимые навыки помогут разработанные педиатрами и психологами методики. В чем-то они пересекаются между собой, в чем-то — категорически не сходятся. В каждой из них во главе угла что-то свое: здоровье, чтение, мелкая моторика. Выбирая ту или иную методику, стоит помнить, что применять к ребенку жесткие требования, по меньшей мере, неправильно. У каждого малыша свой темп развития и познания мира. В любом случае придется запастись терпением, силой духа и подручными материалами.

Дети крайне восприимчивы к обучению, и при правильном подходе можно очень рано понять, к чему больше предрасположен ребенок — к физической активности, общению, творчеству. Для этого отлично подходит методика Марии Монтессори. Она предлагает создать для ребенка особую обучающую «среду» (разместить на большом пространстве различные предметы, материалы) — и позволить самостоятельно выбирать, что ему более интересно. Стоит обратить внимание, что этот метод больше подходит для занятий воспитателей с группами и предполагает в первую очередь развитие самостоятельности, логики, внимательности, а не, например, ранее обучение чтению и счету.

Читайте также:  Психология развития ребенка от рождения до 3 лет скачать

Методика Глена Домана («Гармоничное развитие ребенка»), напротив, ориентирована именно на занятия родителей со своим ребенком, причем именно у родителей здесь самая активная роль. Упражнения, разработанные Доманом, отлично тренируют память и дают ребенку огромную базу знаний за первые годы жизни. Доман предлагает использовать для обучения карточки с различными фактами из области географии, истории, биологии, а также с первых месяцев учить читать и считать.

К родителям обращена и книга «Поверь в свое дитя» Сесиль Лупан, одной из самых известных мам в мире. В основе ее методики лежит внимание к своему ребенку, постепенное раскрытие его индивидуального потенциала, а советы или упражнения варьируются в зависимости от того, к чему у ребенка возникает интерес. Лупан превращает обучение в игру: чтение — через пение букв на мотив детских песенок, счет — через шуточные загадки. Главное — не заставлять ребенка заниматься по строгому графику и не добиваться эффективности любой ценой.

Российскими педагогами разработаны целые комплексы игр, призванных развить творческие способности ребенка и его мышление. Например, головоломки Бориса и Елены Никитиных, тренирующие логику и образное мышление ребенка («Интеллектуальные игры» Б. Никитина), или кубики с цифрами и буквами Николая Зайцева, к которым прилагается подробное «руководство по эксплуатации»: можно распевать слоги или складывать слова, обращаться к таблицам слогов (есть и отдельные — по арифметике). Занимающиеся по этой методике дети к четырем годам самостоятельно читают, а к пяти умеют считать до ста.

Конечно же, интерес к книге невозможно привить только с помощью кубиков и таблиц. Детские издания — с красочными иллюстрациями, простыми и звучными стишками, а также «неубиваемые», то есть способные выдержать активный интерес малышей — неотъемлемый арсенал родителей, желающих развить в детях любовь к чтению. К счастью, существуют книжки, не только сочетающие понятные и яркие картинки с загадками и сказками, но и созданные из экологически чистых материалов. Превращение чтения в веселую игру с пазлами или картонными вставками, а то и в «литературное купание», сразу привлекает внимание к процессу.

Авторских методик обучения чтению множество. В книге «Учим ребенка читать» Валерия Марусяка предлагается череда игр и нескучных занятий, с помощью которых можно подвести ребенка к чтению постепенно, не отбивая охоту вообще держать в руках книгу. Речь идет в большей степени о детях постарше, лет четырех-шести, так что эта методика подходит родителям, считающим, что торопить события — вредно для ребенка. В приложении есть множество практических заготовок, а сами задания затрагивают все важные для ребенка стороны развития — и сенсорику, и моторику, и становление речи. Автор, профессиональный педагог, также приводит самые частые ошибки, которые делают неопытные родители, желающие отправить ребенка в школу уже читающим, и рассказывает, как их избежать.

Однако формирование мировоззрения и личностных качеств все равно определяется в большей степени не тем, как рано он научится читать и считать, а той средой, которая окружает ребенка. Чтобы не столкнуться с неприятными последствиями — эмоциональной нестабильностью или недоверием, родителям важно контролировать все стороны взаимодействия с детьми. Масару Ибука («После трех уже поздно»), основатель компании Sony и автор одной из самых популярных методик раннего развития, предлагает уникальную систему, затрагивающую разные аспекты жизни ребенка, от распорядка дня до пробуждения интереса к искусству. Он делает акцент не на навыках, а на воспитании чувств и нравственных качеств, и настаивает, что важно поощрять фантазию и поддерживать творческие начинания. Ибука подчеркивает, что для детей не существует «слишком сложных» вещей — если они что-то не готовы понять, они просто не обращают на это внимания.

Как объяснить малышу, что можно и что нельзя, не разбудив обиды и добившись своей цели? Как реагировать на слезы или замкнутость, как, наконец, рассказывать о том, что сами взрослые-то представляют себе с трудом?

Кроме неподъемных трудов о детской психологии есть множество книг, в которых родители могут найти ответ на главный вопрос: как понять своего ребенка? Среди них, например, «Маленькие дети и их матери» и «Разговор с родителями» английского психоаналитика Дональда Винникотта, доступно отражающие важность психологической привязанности детей и родителей и позволяющие избежать проблем в общении. «Книга для неидеальных родителей» практикующего психолога Ирины Млодик посвящена описанию возрастных особенностей детей и влияющих на их чувства и желания факторов. Поклонникам современной американской популярной психологии будет интересно познакомиться с методикой Джона Грэя в книге «Дети с небес», а приобщиться к практике можно, прочитав книгу Елены Николаевой «111 баек детских психологов».

Много полезных рекомендаций и советов можно найти в книге известного писателя, психотерапевта и психолога Владимира Леви «Нестандартный ребенок». Как избежать непослушания, как не избаловать ребенка и при этом не заставить его чувствовать себя ненужным и нелюбимым, как пережить переходный возраст — Леви делится с родителями профессиональными секретами, но при этом не призывает родителей следовать какой-то четкой схеме воспитания. Такой, разумеется, просто не существует.

Главное, с чем мамам и папам придется смириться, это что учиться придется не только ребенку. В книге «Воспитываем ребенка? Или себя?» практикующий психолог Светлана Иевлева предлагает родителям поразмышлять о том, из-за чего дети ведут себя так, а не иначе, и как выйти из затруднительного положения. Ведь именно от родителей в итоге зависит, как спустя много лет адаптируется ребенок к самостоятельной жизни. Она рассматривает все периоды взросления — от рождения до школьного возраста — и снабжает подробными комментариями бытовые ситуации, которые, оказывается, иногда играют большую роль, чем кажется на первый взгляд.

Детям свойственно ставить взрослых в тупик, и иногда их изобретательность поражает. Найти правильный и понятный ответ порой не так просто. Нужно взглянуть на мир глазами ребенка — и обнаружить другую, отличающуюся от взрослой логику и новые законы реальности. В этом могут помочь книги Адель Фабер и Элейн Мазлиш («Как говорить, чтобы дети слушали, и слушать, чтобы дети говорили», американского психолога и педагога Эды ле Шан («Когда ваш ребенок сводит вас с ума»), нашей соотечественницы Юлии Гиппенрейтер («Общаться с ребенком. Как?»). Бретт Дорис написала книгу «Жила-была девочка, похожая на тебя», в которой рассказывает, как помочь детям преодолевать страхи и тревоги, а в разрешении всевозможных конфликтов родителей проинструктируют Екатерина Мурашова («Ваш непонятный ребенок») и Елена Алексеева («Как понять ребенка»). Чувства детей, особенности поведения, всевозможные фобии — эти книги помогут найти с ребенком общий язык.

Литературы, призванной помочь родителям сориентироваться в детском мире, очень много. Если вы ждете прибавления в семье или вокруг уже ползает (а то и вовсю бегает) карапуз — готовьтесь освобождать место на полках!

Источник