Творческое развитие ребенка с помощью компьютера

Анна Маркина
Основные компьютерные программы для развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста

Интеллектуальное развитие выступает как важнейшей компонент любой человеческой деятельности. Для того, чтобы удовлетворить свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать, высказывать суждения. Поэтому, без участия интеллектуальных способностей человеческая деятельность невозможна, они выступают как ее неотъемлемые внутренние моменты. Они развиваются в деятельности, и сами представляют собой особые виды деятельности.

Приступая к педагогической работе с детьми, прежде всего, нужно разобраться в том, что ребенку дано от природы и что приобретается под воздействием среды.

Развитие человеческих задатков, превращение их в способности – одна из задач обучения и воспитания, решить которую без знаний и развития интеллектуальных процессов нельзя. По мере их развития, совершенствуются и сами способности, приобретая нужные качества. Знание психологической структуры интеллектуальных способностей, законов их формирования необходимо для правильного выбора метода обучения и воспитания. Большой вклад в изучение и развитие познавательных процессов внесли и такие ученые,как: Л. С. Выгодский, А. Н. Леонтьев, Ж. Пиаже С. Л. Рубинштейн, Л. С. Сахаров, А. Н. Соколов, и др.

Ими были разработаны различные методики и теории формирования интеллектуальных способностей. И сейчас, чтобы успешно развивать их в учебной деятельности, необходимо, искать более современные средства и методы обучения. Использование компьютера с его огромными универсальными возможностями и будет являться одним из таких средств.

К развитию интеллектуальных способностей относится: развитие мышления (познавательного, творческого, памяти, внимания, качеств ума (сообразительность, гибкость, экономичность, самостоятельность, мыслительных навыков (вычленение, сличение, анализ и пр., познавательных умений (видеть противоречие, проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы и пр., умений учиться, формирование предметных знаний, умений, навыков

Существует три основные программы для развития интеллектуальных способностей:

— Обучающие программы

— Тренажеры

— Учебно-игровые

Обучающие программы

Компьютерные обучающие программы имеют много преимуществ перед традиционными методами обучения. Они обеспечивают развитие интеллектуальных способностей обучающихся, активизируют их творческий потенциал. Это программы которые сообщают знания, формируют умения, навыки учебной или практической деятельности, обеспечивая необходимый уровень усвоения.

Рассмотрим наиболее стандартный, если можно так сказать, набор программ, который предпочитают использовать для обучения детей.

Классифицировать обучающие детские программы, с точки зрения пользователя, можно по огромному множеству критериев, которые необходимо учитывать при выборе программы.Специалисты выделяют 5 направлений:

— логика и память;

— мелкая моторика рук;

— счет и чтение;

— объемное восприятие и фантазия;

— музыкальный слух и художественный вкус.

Логическое мышление малыша могут развивать программы, в которых необходимо оперировать не просто вещами, но и их видоизмененными «копиями», силуэтами, например. При этом используется память. Это могут быть паззлы или игра «собери предметы», где нужно будет запомнить предметы, а затем отыскать их в каком-то пространстве. Примером таких программ может быть «Логика для малышей»,Baby Logics, Cifiri, «Развиваем память», Монтессори, «Веселые Картинки» — инструментальный пакет для создания и решения задач, связанных со сборкой на экране упорядоченного множества объектов текстовой и графической структуры и т. д.

Читайте также:  Основные этапы роста и развития ребенка

Моторику рук развивают все программы, где управление происходит при помощи нажатия определенных клавиш или отклонения мыши в определенную сторону. Особенно полюбятся малышам красочные обучающие программы вроде «От винта» или «Air-Race».

Счет и чтение – это, пожалуй, самая развитая категория. Это MathMatic, «Занимательная арифметика» и многое другое.

Объемное восприятие и фантазию разовьют обучающие программы, где нужно собрать персонажа или нарисовать что-то определенное. Хороший пример – «Tower Box», где выданные предметы нужно сложить определенным образом, или «Снежные загадки», где необходимо собрать мозаику.

Музыкальные и художественные программы позволят ребенку без труда выучить ноты, цвета, тона, научиться воспринимать искусство. Хорошо подойдут музыкальные редакторы и раскраски, которых во всемирной сети огромное множество.

— «Раскрашка» — простейший редактор, который рекомендуется включать в обучение первым навыкам работы с графической информацией. С помощью курсора, принимающего несколько различных форм и способного менять размер, можно рисовать контурные и закрашенные рисунки. Программа способна помнить историю рисунка. Это позволяет использовать ее как инструмент простейшей мультипликации.

Тренажеры

Программы, предназначенные для отработки разного рода умений и навыков.

К таким программам относятся:

Тренажер «Собери бусинки на нитку»— тренировать мелкую моторику, мышкой двигать детали по экрану, а также собирать элементы по заданным линиям и в определенной последовательности.Задания специально подобраны по сложности: сначала одного цвета, потом чередование цвета, потом чередование размера, затем чередование разных фигур, а уж в конце творческое задание по собиранию собственных бус. Линии располагаются горизонтально и вертикально, а также по кругу.

Тренажер «Домики» — Тренажер направлен на отработку и самопроверку знаний состава числа

«Тренажер Мозга» — это профессионально разработанная программа — тренинг, для развития и повышения таких важных — Память, Внимание, Счет, Логика, Реакция.

«Интеллект-тренажер«- уникальность программы заключается в том, что каждое упражнение стимулирует развитие сразу нескольких способностей, а предлагаемая очередность их выполнения позволяет достичь максимальных результатов при минимально затраченном времени и нагрузке на мозг.

Учебно-игровые программы

Программы предназначены для создания учебных ситуаций, в которых деятельность обучаемых реализуется в игровой форме.

Анализ программного обеспечения, показывает огромные возможности компьютерных игр для общего интеллектуального и эмоционально-личностного развития детей и их обучения.

Классификация компьютерных программ и игр

1. Развивающие игры для дошкольников.

Это компьютерные программы, предназначенные для формирования и развития у детей общих умственных способностей, целеполагания, фантазии, воображения. В них нет явно заданной цели — они являются инструментами для творчества и самовыражения ребенка. К программамэтого типа относятся:

-графические редакторы, «рисовалки», «раскраски», конструкторы, предоставляющие возможность свободного рисования на экране прямыми и кривыми линиями, контурными и сплошными геометрическими фигурами и пятнами, закрашивания замкнутых областей, вставки готовых рисунков, стирания изображения;

-простые текстовые редакторы для ввода, редактирования, хранения и печати текста;

«конструкторы сред» с разнообразными функциональными возможностями свободного перемещения персонажей и других элементов на фоне декораций, в том числе те, которые служат основой создания «режиссерских» компьютерных игр;

«музыкальные редакторы» для ввода, хранения и воспроизведения простых (чаще одноголосых) мелодий в нотной форме записи;

Читайте также:  От чего может родиться ребенок с отклонениями в развитии

«конструкторы сказок», совмещающие возможности элементарных текстового и графического редакторов.

Обучающие игры

Это игровые программы дидактического типа, в которых в игровой форме предлагается решить одну или несколько дидактических задач. К этому классу относятся игры, связанные с формированием у детей начальных математических представлений; с обучением азбуке, слого- и словообразованию, письму через чтение и чтению через письмо, родному и иностранным языкам; с формированием представлений по ориентации на плоскости и в пространстве; с эстетическим, нравственным воспитанием; экологическим воспитанием; с основами систематизации и классификации, синтеза и анализа понятий. «Гарфилд дошкольникам», «Гарфилд школьникам», «Сложи узор», «Калейдоскоп».

Игры — эксперименты

В играх этого типа цель и правила игры не заданы явно, а скрыты в сюжете или способе управления. Поэтому ребенок, чтобы добиться успеха в решении игровой задачи, должен путем поисковых действий прийти к осознанию цели и способа действия в игре.

Игры-забавы

В таких играх не содержатся в явном виде игровые задачи или задачи развития. Они просто предоставляют возможность детям развлечься, осуществить поисковые действия и увидеть на экране результат в виде какого-либо «микромультика». «В поисках Немо», «Элька»

Компьютерные диагностические игры

Игры развивающие, обучающие, эксперименты, можно считать диагностическими, поскольку опытный педагог и, тем более, психолог по способу решения компьютерных задач смогут многое сказать о ребенке.

Логические игры.

Данные игры направлены на развитие логического мышления.

К данной категории игр относят:

— Шахматные игры: шашки, шахматы и т. п.

— Логические учебные развивающие игры: лабиринты, угадай число, слово, крестики-нолики и др.

Использование основных программ для развития интеллектуальных способностей способствует успешной психологической адаптации детей к условиям школы, к успешной социализации в обществе, повышению своего уровня развития, становление на более высокий интеллектуальный уровень.

Источник

Развитие творческих способностей детей с помощью компьютерных технологий.

Цель: научить учащихся самостоятельно мыслить, развивать фантазию, творческие способности и практически воплощать свои творческие идеи с помощью компьютера.

Личность обучающегося в центре внимания педагога, а его познавательно-творческая деятельность – ведущая в системе обучения.

Творчество – это процесс деятельности, создающий качественно новые идеи или ценности личности.

Творческая деятельность – это форма деятельности человека, создание нового, ранее не существовавшего.

Творческий процесс – это достижение единства формы и содержания.

Творческие способности – это способность находить особый взгляд на привычные вещи или задания.

Структура творческих способностей:

— содержательно-операционный компонент обеспечивает реализацию побуждений к познавательно-творческой деятельности;

— мотивационный компонент включает в себя мотивы творческого усвоения знаний и умений;

— мировоззренческий компонент определяет позицию обучающегося в творческой деятельности и в оценке ее результатов, где обучающийся становится способным отстаивать свою творческую позицию, отстаивать свои мировоззренческие позиции;

— эмоциональный компонент влияет на формы выражения потребностей, предшествует деятельности, побуждая и направляя обучающегося;

— коммуникативный компонент проявляется в формировании отношений между людьми.

Условия для развития познавательно-творческой деятельности:

— вовлекать каждого обучающегося в активный познавательно-творческий процесс;

— реализовывать каждому обучающемуся свои творческие возможности;

— предоставлять возможность выбора;

— направлять на творческую самодеятельность, самореализацию, воплощению своих идей;

Читайте также:  Развитие ребенка в утробе в рисунках для детей

— формировать способность искать и находить новые способы, решения, подходы к учебной ситуации;

— разрешение и поощрение множества вопросов.

Задачи:

— формировать у обучающихся способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания и умения;

— развивать познавательную, исследовательскую и творческую деятельность;

— находить нестандартные решения любых ситуаций;

— воспитывать интерес к участию в творческой деятельности.

Показатели развития творческих способностей:

— владение большим объемом информации;

— продуктивность;

— нестандартность;

— оригинальность;

— перенос ранее известных знаний, умений на новый материал;

— установление причинно-следственных связей;

— обнаружение скрытых взаимосвязей;

— умение делать выводы, умозаключения, интегрировать и систематизировать информацию;

— выбор уровня сложности, ступени;

— способность обобщать, интегрировать;

— сверхнормативная активность.

Как же развивать познавательно-творческие способности обучающихся на занятиях с компьютером? Широкие возможности регулярной творческой деятельности предоставляет применение метода проектов. В его основе лежит развитие познавательных, творческих навыков обучающихся, умения конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Возможность проявления эстетического вкуса, инициативы, воображения, фантазии так же способствует развитию творческих способностей обучающихся.

Воспитание активной творчески мыслящей личности, способную воплощать свои творческие идеи с высоким уровнем информационной культуры, умеющего качественно работать с информацией грамотно реализуется с помощью творческих заданий на занятиях.

При ознакомлении с устройствами компьютера, обучающиеся сочиняют сказку о компьютерах, создают рисунки на темы: «Компьютеры будущего», «Эта необычная мышка, клавиатура» и др.

При изучении стандартного приложения «PAINT» обучающиеся создают рисунки на темы: «Город геометрических фигур», «Я рисую осень», «Сказочные фантазии», «Космические приключения» и др. А так же создают изображения, передающие характер произведений, музыкальных зарисовок.

При изучении текстового редактора, обучающие создают открытки, дипломы, рисунки из фигур, объемные рисунки из фигур, кроссворды, рекламу, визитки, расписание, календари, картинки. Главной линией развития творческих способностей в программе по обучению пользованию ПК при изучении текстового редактора является сказка, которую дети набирают и оформляют по своему выбору, с максимальным использований знаний инструментов текстового редактора.

Изучение презентаций, графических редакторов закрепляется в мини проектах под названием: «Рисунок», «Коллаж», «Презентация» по заданной тематике. Обучающиеся принимают участие в конкурсах с защитой своих работ.

Еще одним направление развития творческих способностей является создание дидактического материала старшими детьми для более младших. Это презентации-физминуки, презентации-офтальмотренажеры, это задания-тесты, кроссворды и др.

Таким образом, знание компьютера на уровне пользователя ПК дает большие возможности для развития творческих качеств личности, выступает как средство развития творчества. Средство информационных технологий позволяют обучающемуся воплотить самому свои фантазии «в электронном виде».

Этапы работы над мини-проектом:

План работы с одаренными детьми

Виды творческой деятельности

сроки

оучающиеся

Внутриклубные мероприятия (Посвящение в компьютерщики, Новый год компьютерщиков, А ну-кА мальчики и девочки)

В течение года

Международный конкурс «Талантливые дети»

Ноябрь, январь, май

Всероссийский конкурс «КИТ»

Ноябрь

Всеросс «Инфознайка»

Январь

Городской фестиваль компьютерных знаний

Апрель

Городской конкурс «В содружестве с компьютером»

Апрель

Городские конкурсы Ёлочка и др

В течении года

Участие в мероприятиях Дворца (Новый год, Веселые старты и др)

В течение года

Источник