Творческая позиция педагога в преобразовании среды развития ребенка

Творческая позиция педагога в преобразовании среды развития ребенка thumbnail

Творческая позиция воспитателя в преобразовании среды развития ребенка (на основе собственных разработок, авторских пособий, игр, оригинальных средств обучения и воспитания)

Я обустроила развивающую предметно-пространственную. Среду моей группы в соответствии с требованиями ФГОС ДО и основной образовательной программой нашего ДОУ.

Мною разработаны авторские пособия:

    1. Дидактическое пособие «Посёлок». Способствует формированию элементарных математических представлений, представлений о пространстве (ближе, дальше), развитию представлений о видах транспорта (водный, воздушный, наземный, грузовой, пассажирский), развитию речевых навыков ( согласование существительных).

hello_html_43502b97.jpg

Все атрибуты картины прикрепляются к панно с помощью липучек, их можно менять местами, выкладывать поочерёдно в соответствии со счётом и т.д.

    1. Дидактическое пособие «Экологическая стена». Все атрибуты прикрепляются к панно с помощью липучек, могут меняться в зависимости от времени года. На пособии можно проследить обитателей леса, пруда, подземных жителей. Дети могут увидеть расположение наземной и подземной частей растений. В соответствии с погодой дети выставляют на панно солнце или дождик с тучами.

hello_html_m4d6bec65.jpg

    1. Уголок эмоций. Способствует отслеживанию ребёнком своего эмоционального состояния. Воспитанники моей группы любят играть в игру «Какой я?» сравнивая своё выражение лица с изображением на пособии. Пособие многофункционально. Каждое изображение отмечено бантиком цветовой определённой цветовой гаммы, что позволяет детям закрепить знания цветов спектра.

hello_html_2d69e31.jpg

    1. Дидактическое пособие «Осьминожки». Способствует закреплению знаний детей о цветовой гамме — как об основных, так и о промежуточных цветах. Шляпки осьминожков прикрепляются на липучках. Воспитанники моей группы очень любят «играть» с осьминожками, отгадывая, под шляпки какого цвета спрятались осьминожки, или же прячут осьминожек под шляпки заданного цвета.

hello_html_6cf287b5.jpg

hello_html_57374cf0.jpg

В пользовании детей моей группы находиться ПК, на котором установлены образовательные программы в соответствии с возрастными особенностями детей моей группы. Имеется медиатека, которая постоянно пополняется новыми дисками. В рамках реализации организованной образовательной деятельности я использую мультимедийное оборудование, презентации различной тематики. Применение ЦОР способствует повышению интереса детей к образовательной деятельности, более продуктивному усвоению новых знаний.

4.3. Наличие авторских проектов совместной деятельности воспитателя с родителями и общественностью по развитию образовательной среды

Одним из необходимых условий успешной реализации основной образовательной программы в соответствии с ФГОС ДО является создание образовательной среды, которая гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечивает эмоциональное благополучие детей, способствует профессиональному развитию педагогических работников, создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования, обеспечивает открытость дошкольного образования, создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.

Образовательная среда — это комплекс условий, которые обеспечивают развитие детей в ДОУ.
Развивающая образовательная среда ДОУ состоит из следующих компонентов:
— взаимодействие участников педагогического процесса;
— развивающая предметно-пространственная среда;
— содержание дошкольного образования.

Взаимодействие участников педагогического процесса — это согласованная деятельность педагога, воспитанников и родителей по достижению совместных задач и результатов.
Развивающая предметно-пространственная среда – это составная часть образовательной среды. Она представлена образовательным оборудованием, материалами, мебелью, инвентарем, играми, игрушками и др.
Содержание дошкольного образования – это система знаний, умений и навыков, мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, а также элементов социального, познавательного и творческого опыта
Все компоненты образовательной среды дошкольного учреждения взаимосвязаны и взаимообусловлены.

 Реализацией компонента «взаимодействие участников педагогического процесса» стала разработка проекта «Экологическая тропинка».

В современных условиях развития нашего общества, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.

Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.

Цель проекта: создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам флоры и фауны.

Сроки реализации проекта: 2016-2017 учебный год.

Участники проекта:

— дети средней группы, воспитатели, родители (законные представители) воспитанников.

В соответствии с целями я определила задачи проекта:

1. Научить детей вести наблюдения за объектами живой и неживой природы.

2. Научить элементарным способам исследования объектов природы.

4. Научить проводить простейшие опыты с природными объектами, используя правила безопасности.

5. Воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе, выполняя правила безопасного труда в природе.

6. Воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, животным, птицам.

7. Привлечь родителей (законных представителей) к участию в решении задач экологического воспитания.

8. Повысить компетенции педагогов по экологическому воспитанию дошкольников.

Реализация проекта была разделена на этапы:

Первый этап – подготовительный. На этом этапе я определила направления предварительной работы с родителями (законными представителями) воспитанников, объекты для исследования, оборудование и материалы, план реализации проекта на учебный год.

Второй этап – основной. В течение второго этапа собственно происходила реализация проекта – осуществлялась исследовательская деятельность – посадка комнатных растений, наблюдение за их ростом и развитием, обустройство ландшафтного дизайна участка – создание альпийской горки, проводились зимние экологические акции «Зимнее кафе», «Домик для птиц», обустройство экологической тропы.

С помощью родительской общественности я организовала в своей группе обустройство познавательно — экологической среды. Я предложила родителям разработать и провести вместе с детьми дома исследовательские проекты по изучению объектов природы: растений, животных, птиц, насекомых, объектов неживой природы. Затем я организовала мини-конкурс на лучший исследовательский семейный проект.

С наступлением весны мы вместе с родителями разработали план обустройства экологической тропинки. Все вместе высадили травянистые растения, оборудовали сухой ручей, высадили саженцы хвойных деревьев. На взрослых лиственных деревьях разместили кормушки для птиц и скворечники. У детей появилась возможность наблюдать за птицами. Ежедневно дети пополняли кормушки хлебными крошками, зёрнышками, что, несомненно, способствовало воспитанию бережного отношения, заботы об объектах живой природы.

Читайте также:  Развитие компонентов двигательной сферы ребенка

Создание альпийской горки, посадка цветов в альпинарии, последующий уход за ними – послужило накоплению практического опыта детей.

В процессе организованной образовательной деятельности мы с детьми изучали флору и фауну нашего села, проводили наблюдения на прогулках, экскурсиях. Я также провела с детьми цикл занятий по изучению правил поведения в природе.

Осенью мы с родителями и педагогами организовали и провели конкурс детских работ из природного и бросового материалов. Конкурсные работы органично влились в интерьер группы и долго являлись её украшением.

Совместно с родителями мы организовали в нашей группе библиотеку и видеотеку «Из жизни природы» (о насекомых, птицах, животных, растениях, обитателях моря, о временах года и т.д.).

Третий этап – обобщающий – обобщение работы по экологическому проекту «Экологическая тропинка»

Результаты реализации проекта:

Для детей

  1. По результатам диагностики, уровень усвоения экологической грамотности воспитанников моей группы составил 90%.

2. В результате реализации проекта уровень обогащения развивающей предметно-пространственной среды значительно вырос.

3. В моей группе созданы достаточные условия для организации деятельности по экологической направленности.

Для родителей

Активность родителей (законных представителей) в рамках участия в деятельности группы по экологическому воспитанию значительно повысилась. Практически все родители принимали активное участие во всех проводимых мероприятиях проекта. По собственной инициативе мамы воспитанников делились с нами рассадой огородных культур, цветов. Родители стали больше внимания уделять воспитанию у детей экологической культуры.

Для педагогов

Педагогические работники — педагог дополнительного образования, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре принимали непосредственной участие в реализации проекта, что послужило повышению их компетенций в области экологического воспитания дошкольников.

Источник

Анна Скляр
«Создание развивающей среды в группе — важное условие в формировании творческих способностей ребенка»

Консультация для воспитателей

«Создание развивающей среды в группе – важное условие в формировании творческих способностей ребенка»

Окружающий мир и развивающая среда ребенка дошкольного возраста должны быть построены так, чтобы ребенок приходя в детский сад хотел в нем оставаться как можно дольше. Окружающие его предметы должны вызывать у ребенка интерес, любопытство, желание играть и заниматься в окружающей его обстановке. Так же важны условия для развития личности, самостоятельности, творчества, дающие возможность заниматься любимым делом.

Вот какими принципам необходимо руководствоваться при оформлении предметно – развивающей среды в группе детского сада.

Принцип индивидуальной комфортности, который заключает в себя — обеспечение эмоционального благополучия ребенка, уравновешивание эмоционального фона, оказание благоприятного влияния на нервную систему детей.

Принцип эстетичности. Удачно подобранная цветовая гамма способствует всестороннему гармоничному развитию дошкольников.

Принцип зонирования. При организации различных игровых зон и уголков, открытых стеллажей в группе создаются условия для различных видов детской деятельности (игровой, творческой, продуктивной и познавательно-исследовательской).

Принцип безопасности оборудования и материалов для здоровья детей. Необходимо чтобы дети могли вносить свои предложения в процессе оборудования игровых зон и уголков. Необходимо создать условия для совместной деятельности воспитанников, а так же для индивидуальной.

Принцип разумности и целесообразности в подборе игрового оборудования. К вопросу насыщения игрушками необходимо подходить с осторожностью для того, чтобы среда не выглядела перенасыщенной. При выборе игр предпочтение отдается настольно-развивающим играм способным стимулировать развитие детей.

Принцип «гендерных различий» как возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе эталонами мужественности и женственности.

Для того чтобы каждый ребенок смог найти себе занятие и дело по душе, в группе необходимо выделить уголки определенного вида деятельности. В одной и той же зоне согласно принципу интеграции можно заниматься различными видами деятельности. Например, природный уголок может стать исследовательским центром.

Рабочий день воспитателя начинается с утреннего приема детей. Прием осуществляется в раздевалке, где находятся также информационный уголок для родителей, консультации для родителей, доска детского творчества.

В группе необходим театральный уголок — важный объект развивающей среды. В театральном уголке могут размещаться различные виды театров. Дети и играют роли и выступают в роли зрителей с большим удовольствием. Все это способствует развитию творчества, фантазии и воображения ребенка.

Строительный уголок должен занимать немного пространства, дети группы могут играть (конструкторами, кубиками, крупным и мелким деревянным строительным материалом и схемами к ним) все это позволяет организовывать конструктивную деятельность, как с большой группой так же и индивидуально.

В группе необходимо выделить место и для сюжетно-ролевых игр – «больница», «парикмахерская», «семья» и др. Именно такие игры позволяют ребенку развивать умения и навыки общения со сверстниками, а после применять их во взрослой жизни.

Какая группа может обойтись без книжного уголка, дети очень любят, когда им читают, поэтому очень часто сами рассматривают знакомые уже иллюстрации сказок и рассказов сидя за столом.

Для того чтобы дети знали больше о культуре, традициях и быте на Кубани создается кубанский уголок – это уникальный проводник в мир истории и быта наших предков.

Читайте также:  Индивидуальная программа развития ребенка с ограниченными возможностями

Таким образом, можно сказать, что вся развивающая среда в группе должна способствовать эмоциональному и интеллектуальному развитию воспитанников детского сада, вызывать у детей желание приходить в группу и побуждать к активной творческой деятельности.

Источник

Ирина Папшева
Творческий подход при оформлении развивающей среды

С введением сначала ФГТ, а затем ФГОС в систему дошкольного образования, большое внимание уделяется созданию современной предметно-развивающей среды.

. Одна из наших задач — создать для каждого ребенка разностороннюю развивающую среду, чтобы дать ему возможность проявить себя. Поэтому я, создавая развивающую среду, стараюсь оформить групповые комнаты, учитывая особенности детей, посещающих группу. Это, прежде всего возраст, интересы, склонности, способности, гендерную принадлежность Ребенок не просто общается в развивающей среде, он должен чувствовать себя полноправным владельцем пространства, в котором он находится, он становится творцом своего окружения. .

Я постаралась организовать среду так, чтобы у ребенка был самостоятельный выбор: с кем, где, как, во что играть. Наш детский сад реализует образовательную программу «От рождения до школы», поэтому создание среды в соответствии с содержанием данной программы требует ориентации на концепцию целостного развития дошкольника как субъекта детской деятельности. Организуя предметную среду в групповом помещении, в приёмной, я старалась учитывать все, что будет способствовать становлению базовых характеристик личности каждого ребёнка.

Детский сад — это второй дом для сотрудников и детей. А свой дом всегда хочется украсить, сделать уютным, оригинальным, тёплым, непохожим на другие. Поэтому при оформлении каждого уголка, старалась сделать что-то необычное, интересное, нестандартное, яркое — чтобы в группе детям было уютно и комфортно, чтобы ребятишки с удовольствием шли в детский сад, в свою любимую группу.

В настоящее время утверждение о том, что педагогическая деятельность является по своей природе творческой, стало общепринятым. Творчество — это деятельность, порождающая нечто новое на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений, продуктов. Творческий педагог — это тот, кто открывает, умудряет и ободряет.

При оформлении каждого уголка, старалась подходить творчески, прикладывая все свои знания и умения. Если не хватало своих задумок- обращалась к интернету, и к нашему любимому МААМу –там есть чему поучиться. Я считаю,что та группа, где воспитатель вкладывает свое творчество, свою душу, какие-то нестандартные решения в оформлении группы, приемной и т. д., намного смотрится выигрышней, интересней и эстетичней, чем та, где присутствует только стандартное, заводское оборудование, стенды, уголки. Конечно, я себя не считаю профессионалом во всех видах творчества, я не умею красиво рисовать. Но я стремлюсь, что- придумываю, привлекаю помощников, если у самой не очень получается, привнести в оформление что новенькое, интересное как для детей, так и для их родителей.

А сейчас я хочу показать некоторые детали, уголки в развивающей среде своей группы.

Хочу начать с

приемной.

При входе детей встречает Грибок- теремок и приглашение :»Добро пожаловать» Грибок сделан из, всеми любимой, плиточки потолочной, обтянутой красной тканью и самоклейки.

Творческий подход при оформлении развивающей среды

Информация для родителей

размещается на стендах, дополненных фотографиями.

Творческая позиция педагога в преобразовании среды развития ребенкаТворческая позиция педагога в преобразовании среды развития ребенка

Работы детей выставляю на стенде

«Вот что мы умеем»

, выполненному из плиточки и наклеенными объемными картинками животных.

Творческая позиция педагога в преобразовании среды развития ребенка

Уголок природы

: кроме «Календаря природы», находится макет «На лесной полянке», макет «Подводный мир»(что-то купила в зоомагазине,добавила ракушек, привезенных с моря)

Творческая позиция педагога в преобразовании среды развития ребенкаТворческая позиция педагога в преобразовании среды развития ребенка

В

Уголке патриотического воспитания

сделала Кубанский Уголок с атрибутами кубанского быта и персонажами Казак и Казачка. (Описание есть в моем блоге, см. ниже)

Творческая позиция педагога в преобразовании среды развития ребенка

Дидактическое панно

. За основу взяла готовую объемную аппликацию «Заяц в машине», наклеила дополнительные детали (деревья, цветы, грибы, облака), выполненные из разных видов бумаги (гофрированный картон, самоклейка,) В свободные минутки закрепляем (чего больше, меньше; Какие деревья справа, слева; Что выше, ниже; чем различаются елочки; Что у зайца впереди, сзади и т. д.)

Творческая позиция педагога в преобразовании среды развития ребенка

Настольная ширма

изготовлена за один вечер,- из коробки из под печенья, обклеенная самоклейкой, занавес- из остатков ткани от штор. Еще есть напольная ширма, которую помог сделать мне муж – из пластиковых труб и уголков. (ее снимка у меня не оказалось)

Творческая позиция педагога в преобразовании среды развития ребенкаТворческая позиция педагога в преобразовании среды развития ребенка

Уголок дежурства

. На плиточку наклеила самовар- обложка от старой книжки, сзади подложила кусочек пенопласта, чтобы предать объема. Чашки сначала вырезала из плитки, затем обклеила самоклейкой. Под красной чашкой – карман с картинками девочек, а под синей- мальчиков.

Творческая позиция педагога в преобразовании среды развития ребенка

Физкультурный уголок

. Здесь кроме стандартного набора, хранятся различные самодельные дорожки здоровья, тренажеры для рук, «змейки» из ковриков, альбомы о видах спорта, организме человека и т. д.

Творческая позиция педагога в преобразовании среды развития ребенка

Ну вот и все наверное, что я хотела бы сегодня рассказать и показать. Я по жизни придерживаюсь такого девиза:

«Век живи- век учись, а учиться никогда не поздно!»

Поэтому хочу сказать своим коллегам, особенно молодым – дерзайте, пробуйте,учитесь и у вас все получится!

Главное в нашем деле –желание!

Источник

Оксана Крюкова
Значение развивающей среды в формировании творческой личности ребенка

Развитие ребенка зависит от того, как осуществляется процесс его воспитания, как организовано пространство, в котором он растет и совершенствуется, в каком окружении он находится. Личностная и профессиональная позиция педагога заключается в том, чтобы способствовать полноценному психическому развитию ребенка. Во многом педагог несет ответственность и за качество окружающей среды, которая используется как средство для психического и физического развития личности.Уважение интересов и потребностей: предполагает предоставление свободы исследования, резерв свободного места и времени. Необходимо активизировать самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей, побуждать их к творческому отношению к выполняемой деятельности, самовыражению и импровизации.Для этого требуется соблюдать следующие условия:

Читайте также:  Игры для развития ребенка 9 месяцев

-разнообразие, насыщенность, неординарность и сменяемость предметной среды, окружающей ребенка;

-включение в нее максимального количества предметов взрослого обихода;

-предоставление свободы исследования (в обиходе называемого «ломанием»);

-резерв свободного места и времени для игр (свободное

пространство в раздевалке и спальной комнате)

-возможность свободно брать любые игрушки и действовать с ними по

собственному усмотрению;

-определение максимального уровня размещения игрового и дидактического

материалов согласно росту;

-универсальность предметно-игровой среды, позволяющей самим детям и вместе с педагогами строить и менять игровую среду, трансформируя ее в соответствии с видом игры и содержанием;

-учет прежнего опыта.

Анализ психолого-педагогических исследований показал, что развитие творчества во многом зависит от организации предметно-развивающей среды в ДОУ. Предметно-развивающая среда представляет собой систему материальных объектов деятельности ребенка, моделирующую его духовное и физическое развитие. По мнению исследователей, предметно-игровая среда должна объективно, через свое содержание и свойства, создавать условия для творческой деятельности. Она побуждает детей к игре, формирует воображение, становится материальной основой мыслительного процесса. Игра и творчество выступают как взаимосвязанные понятия, поскольку у ребенка нет иного пути личностного становления, кроме творческого, связанного с развитием воображения. Непременным условием построения развивающей среды является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между людьми, которая реализует ряд принципов. Позиция взрослого при организации развивающей среды заключается в том, чтобы исходить из интересов ребенка, удовлетворять его потребности и желания. «Если вы отвели ребенку место, обеспечили предметами и игрушками, о развитии своего мышления позаботится он сам. Он – экспериментатор и изобретатель, поэтому ваше дело лишь предоставить в его распоряжение лабораторию, оборудование и ассистента (себя, когда таковой ему потребуется. Что он будет делать с этим оборудованием – это уже его забота. Как любому ученому, ему нужна в его научной работе независимость.Активность в разных видах деятельности: среда развития должна побуждать к двигательной активности, создавать благоприятные условия для осуществления разнообразной по форме и интенсивной подвижной деятельности. Предметно-пространственная среда в ДОУ обеспечивает возможность создания непересекающихся сфер активности детей. Это позволяет дошкольникам в соответствии со своими интересами и желаниями одновременно заниматься разными видами деятельности, не мешая друг другу. Проявление активности ребенка (познавательной, художественной, двигательной) основаны на формирующихся потребностях личности. Многообразие детских потребностей порождает и многообразие видов деятельности для их удовлетворения. Специфичные для дошкольного детства виды деятельности, такие как, общение, предметная и художественная деятельность, игра, труд, обучение, содержат в себе богатый воспитательный потенциал. Воспитательная функция реализуется в том случае, если на каждом возрастном этапе педагог стимулирует творческую активность. Среди разнообразных способов стимулирования последней, возможно выделить такие, которые максимально отвечают законам развития творчествав дошкольном возрасте:

— обогащение окружающей среды предметами, объектами и стимулами, максимально усиливающими любознательность дошкольника;

— поддержка и поощрение оригинальных идей и замыслов;

-создание условий для реализации творческих идей на практике.

-использование системы вопросов проблемного характера из различных областей знаний ребенка;

-использование личного примера творческого решения проблем;

— создание проблемно-поисковых ситуаций, побуждающих к активной познавательной деятельности детей. Учет возрастных особенностей детей подразумевает выявление специфических признаков в содержании развивающей среды и признаков ее организации. Так, для детей третьего года жизни необходимо освобожденное, достаточно большое пространство. Они особенно активно играют на полу, и в поле их зрения должен находиться разнообразный и доступный мир игрушек. Самой насыщенной зоной для них является поверхность стен на высоте 75-100 см от пола и сам пол. Для детей четвертого года жизни важны сюжетно-ролевые игры с ярко-выраженными функциональными особенностями атрибутов. Важно наполнять развивающую среду динамичной игрушкой, у которой что-то будет переключаться, нажиматься, крутиться и т. д. Достаточно большой объем составляют предметы и атрибуты, обозначающиевнешние знаковые роли: рули, шлемы, бинокли, кухонная утварь, медицинское оборудование и т. п. На пятом году жизни активно развивается потребность в игре и в общении со сверстниками, что требует перестройки развивающей среды, создании рекреаций, ниш для уединения малых групп, конструирования своего игрового мира в пределах замкнутого пространства. Дети среднего дошкольного возраста с удовольствием используют места уединения, рассчитанные на микро-группу из двух-трех детей. Для старших дошкольников свойственны режиссерские игры с комбинированными сюжетами, следовательно, актуальным становится моделирование полифункционального пространства (театрально-музыкальный и литературный уголки, создание многоуровневых игровых комплексов с целью развития познавательных, игровых, двигательных, коммуникативных, творческих и иных потребностей.Модель построения многоуровневого игрового пространства едина: в центре группы находится игровая площадка для свободного общения детей. За ней располагается возвышение в виде двух — трехэтажных подиумов, разных по высоте, оборудованных лестницами, скатами, полузакрытыми пространствами. Нишеобразные зоны создают условия для психического и физического развития детей. Многоуровневое пространство увеличивает площадь на 20-40% площади групповой комнаты.

Источник