Три основных достижения в развитии психики ребенка в раннем возрасте

Три основных достижения в развитии психики ребенка в раннем возрасте thumbnail

СОДЕРЖАНИЕ

1.     Введение

2.     Социальная сущность психического развития детей

3.     Основные достижения   раннего возраста

4.     Символизм  и зарождение самосознания

5.     Кризис 3-х лет

6.     Заключение

Список литературы

Чтобы грамотно развивать и обучать ребенка, необходимо знать особенности его развития в каждый из периодов детства и отрочества.  Периодизация психического развития — это попытка выделить общие закономерности, которым подчиняется жизненный цикл человека. Одной из закономерностей развития человека является его цикличность. Развитие имеет сложную организацию во времени. Ценность каждого года и даже месяца жизни человека имеет разное значение, которое определяется, прежде всего тем, какое место этот временной диапазон занимает в цикле развития.

Основным понятием механизма психического развития ребенка является так называемая социальная ситуация развития ребенка. Это та конкретная форма отношений, в которых ребенок находится с взрослыми в тот или иной период своей жизни. Социальная ситуация развития — это исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии ребенка в течение данного возрастного периода. Она полностью определяет формы и пути развития ребенка, приобретаемые им новые психические свойства и качества. Образ жизни ребенка обусловлен характером социальной ситуации развития, т.е. сложившейся системой взаимоотношений ребенка со взрослыми. Каждый возраст характеризуется специфической, единственной и неповторимой социальной ситуацией развития. Выяснив и поняв ее, мы тем самым можем выяснить и понять, как из жизни ребенка возникают и развиваются те или иные психологические новообразования, которые являются результатом возрастного развития ребенка.

Именно в рамках социальной ситуации развития возникает и развивается ведущий вид (тип) деятельности. Это, — пожалуй, центральное понятие механизма психического развития ребенка.

Основные достижения раннего возраста, влияющие на психическое развитие ребенка:

·        овладение прямой походкой;

·        овладение активной речью;

·        развитие предметной деятельности.

Остановимся подробнее на роли прямохождения для психического развития ребенка.

В результате самостоятельного перемещения ребенку становится доступным более широкий круг предметов, с которыми он может взаимодействовать, используя не только руки и глаза, но и все туловище, ноги.

Это не только игрушки, но и предметы домашнего обихода: посуда, обувь, мебель и др. Движения ребенка при этом становятся более согласованными и точными, скоординированными, что ведет к развитию устойчивости внимания, точности восприятия, формированию волевых качеств.

Самостоятельное хождения приводит к знакомству с крупными предметами, ребенок получает возможность узнать их с различных сторон, усваивая таким образом понятия величины, формы; учится ориентироваться в пространстве, развивая глазомер. Преодолевая трудности и препятствия, встречающиеся у него на пути, малыш решает задачи при помощи практических действий, тренируя свое мышление и волевую сферу, получает при этом разнообразные эмоции.

Таким образом, овладение прямой походкой существенно влияет на психическое развитие ребенка на втором году жизни.

Развитие символизма как возрастного новообразования второй половины раннего детства включает в себя две стадии. На первой, охватывающей период второй половины второго года жизни и частично начала третьего года, ребенок только осваивает символические и замещающие действия, подражая взрослому или детям постарше. Критического отношения к ним у него не наблюдается. И только на второй стадии, охватывающей период третьего года жизни, он сам начинает производить замещения и символизации. В этом же возрасте появляется критическое отношение к действиям другого. Таким образом, сознание ребенка в раннем возрасте развертывается осмысленно и системно только благодаря функции символизации, обусловленной отрывом значения от обозначаемого объекта.

Самосознание является продуктом развития человека, его прижизненным образованием. Оно развивается в процессе собственной активной деятельности ребенка, на основе его взаимоотношений с окружающими (С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, Л. И. Божович и др.). Развитие самосознания протекает индивидуально у каждого ребенка, но, как правило, к концу года жизни первые признаки возникновения его уже можно заметить: ребенок начинает выделять себя, свое тело из окружающего его пространства. Дальнейшее развитие самосознания связано с осознанием своих желаний и вообще мотивов деятельности. Это помогает ему перейти на следующую ступень в развитии самосознания — отделить себя от своих действий.

Первоначально ребенок не осознает себя субъектом деятельности. «Катя гулять », «Боря пать», — говорят дети раннего возраста о себе. Важный момент в развитии самосознания наступает на третьем году жизни, когда ребенок начинает отделять действие от предмета, за которым оно первоначально было жестко закреплено. Он наступает не «вдруг», не сам собой, а в результате выполнения ребенком предметного действия в новых условиях и переноса его на другие предметы. Ребенок «качает», «кормит», «моет» уже не только свою самую любимую куклу Таню, эти же действия он может совершать и с другими предметами, «кормить» не только маленькой алюминиевой ложечкой, но и пластмассовой и даже палочкой, заменяющей ее, и т. п. Действуя с предметами, он сравнивает свои действия с действиями взрослых, находит в них сходство, различие, все чаще действует без непосредственной помощи взрослого.

И вот у ребенка появляется свое желание, порой отличное от желания взрослого, свое личное действие, к которому он относится как к своему, самостоятельно совершенному действию.

«Я играю», «я одеваюсь», «я ем» и все чаще «я сам» — заявляет малыш о себе на третьем году жизни. Переход от обозначения себя в третьем лице к личному местоимению первого лица «я» — одно из важных достижений раннего возраста. Некоторые психологи (Божович Л. И., 1968) считают даже возникающую у Ребенка к концу раннего детства систему «Я» и рождаемую ею потребность действовать самостоятельно, реализовать, утвердить свое «я» — центральным новообразованием данного периода.

Среди других новообразований, появляющихся вслед за этим, особое значение для развития ребенка как личности имеет самооценка. За счет каких источников, в силу каких причин происходит развитие самосознания и самооценки? Отечественные психологи движущую силу развития самосознания видят в «растущей реальной самостоятельности индивида, выражающейся в изменении его взаимоотношений».

На третьем году жизни у детей обычно проявляется кризис, который выражается в упрямстве, «скандальном» поведении и негативном отношении к взрослым. Самая популярная фраза в этом возрасте «Я сам!». Это необходимый для развития кризис. Так или иначе, все дети проходят через него. Кризисы помогают нам перейти на новую ступеньку развития. Кризис 3 лет – это важный этап в становлении психического развития ребёнка. Это кризис социальных отношений ребёнка. Кризис может быть как ярко выраженным, так и слабо, но он обязательно должен наступить. Когда наступит – радуйтесь,- ваш ребёнок развивается нормально.

Читайте также:  Психологическое и психическое развитие ребенка

Первые признаки кризиса нередко можно заметить уже в 1,5 года, а пик его приходится на возраст около трёх лет (2,5-3,5 года).

Кризис трех лет (Л.С.Выготский) выражается в семизвездии симптомов:

1.     Негативизм проявляется тогда, когда ребенок не желает делать что-то, потому что просьба исходит от взрослого. Ребенок не обращает внимания на суть просьбы. Что бы взрослый ни просил, на все он отвечает «нет».

2.     Упрямство практически не наблюдается в отношениях со сверстниками. Оно возникает только в отношениях со взрослыми. Например, ребенок не хочет есть суп не потому, что он ему не нравится, просто, на просьбу мамы он уже сказал один раз « нет» и теперь повторяет свой отказ.

3.     Непослушание. Оно проявляется против норм воспитания.

4.     Своеволие и капризность. Проявляется желание ребенка к самостоятельности : «Я сам».

5.     Протест, бунт. Ребенок находится в состоянии войны со всеми, кто его окружает. Это проявляется в постоянных конфликтах и ссорах.

6.     Обесценивание взрослого. Ребенок может кусать, бить его, кидаться разными предметами, перестав ценить взрослого.

7.     Деспотичное руководство родителями. Ребенку, например, не нравится, что мама сидит в кресле, а не на диване. Он требует, чтобы она пересела, устраивает истерику, если желание не выполняется.

Таким образом, мы видим, что ребенок в конце раннего возраста ( от рождения до 3 лет) воспринимает окружающий мир по – новому, через призму самого себя.

На втором году жизни в развитии ребенка начинается новый этап. Малыш активно растет, прибавляет в весе. Происходит перестройка функционирования организма. Именно поэтому от взрослых требуется повышенное внимание к охране ребенка от физических перегрузок, защите от инфекционных заболеваний. Ранний возраст очень значим в становлении психики, поведения, личностного развития ребенка, так как велики те качественные преобразования, которые с ним происходят. Психологи даже склонны предположить, что три года — это середина пути развития от рождения до зрелости. По сравнению с новорожденным трехлетний малыш владеет многими предметами домашнего обихода, пользуется ложкой, способен к самообслуживанию, общается с окружающими при помощи активной речи, в состоянии следовать элементарным правилам поведения.

На протяжении раннего возраста происходит постепенное усвоение ребенком человеческих форм поведения. Малыш хочет получить от взрослого похвалу и огорчается, если им недовольны. Продолжает формироваться чувство симпатии по отношению к другим людям, что может выражаться в сочувствии, желании поделиться игрушками.

В этом периоде происходит усвоение ребенком своего имени. Малыш достаточно рано отождествляет себя со своим именем, отстаивает право на него и протестует, если его ошибочно называют другим именем.

К концу 3-го года жизни появляется осознание себя как отдельной личности, что свидетельствует о начале кризиса, который психологи называют «Я сам».

1.     Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. — 1-е издание, СПб,  2009. — 320 с.

2.     Основы психологии: Практикум / Ред.-сост. Л.Д.Столяренко. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2009. – 704 с.

Источник

Общая характеристика развития ребенка от года до
трех лет.

На втором году жизни в развитии ребенка
начинается новый этап.
Малыш активно растет, прибавляет в весе. Происходит перестройка
функционирования организма.
Именно поэтому от взрослых требуется повышенное внимание к охране ребенка от
физических перегрузок, защите от инфекционных заболеваний.

Ранний возраст очень значим в становлении
психики, поведения, личностного развития ребенка, так как велики те
качественные преобразования, которые с ним происходят.
Психологи даже склонны предположить, что три года — это середина пути развития
от рождения до зрелости.
По сравнению с новорожденным трехлетний малыш владеет многими предметами
домашнего обихода, пользуется ложкой, способен к самообслуживанию, общается с
окружающими при помощи активной речи, в состоянии следовать элементарным
правилам поведения.



Выделим основные достижения раннего возраста,
влияющие на психическое развитие ребенка:

3.      развитие предметной
деятельности.

Остановимся подробнее на роли прямохождения для
психического развития ребенка.
В результате самостоятельного перемещения ребенку становится доступным более
широкий круг предметов, с которыми он может взаимодействовать, используя не
только руки и глаза, но и все туловище, ноги.
Это не только игрушки, но и предметы домашнего обихода: посуда, обувь, мебель и
др. Движения ребенка при этом становятся более согласованными и точными,
скоординированными, что ведет к развитию устойчивости внимания, точности
восприятия, формированию волевых качеств.
Самостоятельное хождения приводит к знакомству с крупными предметами, ребенок
получает возможность узнать их с различных сторон, усваивая таким образом
понятия величины, формы; учится ориентироваться в пространстве, развивая
глазомер. Преодолевая трудности и препятствия, встречающиеся у него на пути,
малыш решает задачи при помощи практических действий, тренируя свое мышление и
волевую сферу, получает при этом разнообразные эмоции.
Таким образом, овладение прямой походкой существенно влияет на психическое
развитие ребенка на втором году жизни.

Предметная и игровая деятельность в раннем
возрасте.

В раннем возрасте ведущим видом деятельности
является предметная
деятельность
, а в результате действий с предметами активно развивается психика
ребенка.Из
всех действий, которые осваивает ребенок в раннем детстве, наиболее значимыми
для развития психики являются соотносящиеся и орудийные.
Соотносящиеся действия направлены на приведение предметов или их частей к
какому-либо взаимному соответствию, например, складывание пирамидки, матрешек.
Орудийные действия предполагают воздействие одного предмета (орудие) на другие,
например, применение ложки во время еды, совочка для игры в песке.
К концу раннего детства начинают складываться и другие виды деятельности,
которые будут активно востребованы за пределами этого возраста.
Это, прежде всего, сюжетно-ролевая игра и продуктивные виды деятельности
(рисование, лепка, конструирование).
В ролевой игре действия с предметами становятся вторичными, а на первый план
выходит воспроизведение трудовых действий и общественных отношений.
Содержание начальных игр включает всего два-три действия, к трехлетнему
возрасту ребенок осваивает сюжетные игры. На третьем году жизни дети начинают
широко использовать в играх предметы-заместители (например, вместо градусника —
палочка), что является важным приобретением в психическом развитии ребенка.
Рисование начинает формироваться уже около года, когда ребенок еще только
способен держать в руке карандаш.
Сначала дети изображают каракули, усматривая в них какие-то образы, к трем
годам излюбленным рисунком становится закругленная линия, с помощью которой
изображаются практически все объекты и предметы (стадия «головоногов»).
Конструирование еще элементарное. Ребенок копирует образцы, показанные
взрослыми.
Итак, наибольшее влияние на психическое развитие ребенка оказывает предметная
деятельность, но все более активно развиваются другие виды деятельности.

Читайте также:  Дыхание ребенка в период внутриутробного развития осуществляется

Начало раннего возраста характеризуется
несовершенством в развитии познавательных процессов.
Это относится и к восприятию. Ребенок ориентируется в окружающей обстановке и
предметах, однако часто ориентировка происходит на основе какого-либо одного,
бросающегося в глаза признака, например, ребенок обозначает словом «пти»
(птичка) все предметы, у которых есть выступ — клюв.
Сравнение предметов происходит посредством внешних действий, но к концу
возрастного этапа в простых случаях может осуществляться при помощи зрения.
На третьем году жизни часто в качестве постоянного образца для сравнения
ребенок использует хорошо знакомые предметы (треугольные предметы — «как
домик», «как крыша», овальные — «как яичко» и т. п.).
В этом же возрасте ребенок способен различать такие формы, как круг, овал,
квадрат, прямоугольник, многоугольник, и все основные цвета спектра.
Ведущим видом мышления в раннем возрасте является наглядно-действенное,
тем не менее ребенок уже способен простые мыслительные действия выполнять в
уме.
В элементарных случаях дети могут производить обобщения по таким существенным
признакам, как цвет, форма, величина.
Ранний возраст — это наиболее благоприятный (сензитивный) период для
овладения речью.
Около года ребенок умеет произносить отдельные слова, его словарный запас
составляет от 4 до 10 слов.
Примерно в два года малыш говорит простыми предложениями, а к четырем — почти
так же, как и взрослые. Развитие речи идет по следующим направлениям:

2.      формируется собственная
активная речь. Подробнее остановимся на развитии активной речи. Словарный запас
ребенка 1,5 лет составляет от 30–40 до 100 слов, к концу двух лет — примерно
300 слов, а к трем годам — уже 1200–1500 слов.

В возрасте от года до полутора лет ребенок
начинает называть вещи своими именами, но при этом усваивает лишь отдельные
свойства предметов.
На начальном этапе овладения речевой структурой ребенок усваивает слоги,
вначале ударные, затем удвоенные и од-нослоговые слова.
В это время еще не происходит построение предложений, а в качестве таковых
выступает одно, позже два слова, не изменяющихся по родам и падежам.
В 1,5–2 года речь ребенка еще мало похожа на речь взрослого человека. Такая
речь называется автономной.
Взрослым не следует поддерживать эту речь, иначе она может сохраняться
длительное время.
Овладение речью имеет огромное значение для различных сторон психического
развития ребенка, под ее влиянием перестраиваются психические процессы ребенка,
благодаря чему начинается активное познание окружающего мира.

РЕБЕНОК
ОТ 2 ДО 3 ЛЕТ

Поведение двухлетнего ребенка во многом похоже на
поведение годовалого, но появляются в нем и новые черты. Какие?

ОСВОЕНИЕ РЕЧИ

Одна из главных вех развития ребенка этого
возраста — освоение речи. Как только маленький человек научается формулировать
свои желания и мысли, он переходит на новую ступень. В целом, между 2 и 3,5
годами, когда в норме должна появляться фразовая речь, крика и расстройств
становится меньше.

И все же полным объемом родного языка ребенок
овладеет позже, только к 4 годам. Пока далеко не каждое свое желание или
состояние малыш может сформулировать. И это может порождать самые разные
недовольства и расстройства. Очень обидно, когда ты хочешь сказать о том, какую
книжку тебе почитать, а тебя никто не понимает. Или же ты просишь надеть
фиолетовую кофточку, а никто не реагирует, да еще спрашивают:
«что-что?»

Все это может вызывать большие расстройства, крик
и даже такие яркие формы поведения, как истерика и бросание на пол.

НОРМАЛЬНЫЕ ИСТЕРИКИ:
как с ними справляться?

В среднем раз в неделю от малыша такого возраста
можно ожидать расстройства до слез. Нормой можно считать истерики, случающиеся
до 2-3 раз в неделю — многое зависит от темперамента и интенсивности развития
ребенка. Но если истерики и слезы повторяются до 2-3 раз в день, то малыш либо
проходит критический период развития, либо переживает длительный стресс. Если
же ни то ни другое не верно, то стоит обратиться к специалисту: неврологу, или
психологу, или гомеопату.

Без раздражения и истерик обходятся в возрасте 2-3
лет только будущие флегматики. То есть родителям стоит настраиваться на
столкновения с эпизодами истерик и учиться правильно на них реагировать, верно
себя вести.

Одно из главных родительских умений, которое
приобретается в это время — сдерживание эмоционального сопротивления,
раздражения и гнева ребенка. ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

Вот довольно типичный пример: ребенок не хочет,
чтобы ему выключали мультики. Или не желает уходить из песочницы и по этому
поводу орет. Ситуация, с которой мало кто из родителей не сталкивался. Как
может выглядеть эмоциональное сдерживание?

Во-первых, важно не подключаться к эмоции ребенка
— не начинать говорить на повышенных тонах, кричать и сердиться.

Во-вторых, стоит спокойным голосом на доступном
языке объяснить ребенку, что с ним происходит: «Ваня, ты очень расстроен,
ты сердишься, ты не хочешь… уходить с прогулки. Многим деткам, которым 2
года, очень не хочется идти домой, когда пора обедать. Но…» А дальше вы
перечисляете собственные аргументы, по которым домой идти обязательно надо.

Эта мера моментального результата не дает,
наоборот, крик и плач в первые минуты после такого объяснения могут только
усилиться.

Но зато долговременный, накопительный эффект очень
хорош: со временем, когда пройдет 2-6 недель от начала использования этого
метода интерпретации поведения, вы заметите, что ребенок начинает прочитывать
не только собственное поведение, но иногда и ваше: «Мама устала, мама
хочет полежать». Со временем ребенок способность лучше понимать свое
состояние, а также чувства и желания других людей будет только развиваться.

ЗАЧЕМ ЭТО НУЖНО? Несмотря на то, что наш малыш уже
говорящее существо, мотивы и причины собственного поведения ему чаще всего
непонятны. Даже когда слово «я» уже активно используется, малышу
очень трудно понять и назвать причину собственной радости или расстройства.
Сложные собственные желания и нежелания тоже не могут еще внятно
формулироваться ребенком. И тут мама может очень помочь, как «переводчик с
детского».

Читайте также:  Задания развитие ребенка по моторику

Интерпретация поведения ребенка — универсальный
способ реагирования на истерики и другие сбои в его поведении.

РАНО- И
ПОЗДНОГОВОРЯЩИЕ ДЕТИ

Очень многое зависит в этом возрасте от того,
насколько велик активный словарный запас ребенка. Так, 2,5-летний человек может
произносить сложные философские речи, а может едва уметь сказать фразу из двух
слов.

И это определяет поведение. То есть
психологический возраст хорошо и плохо разговаривающих детей будет разным при
совпадении возраста календарного. И если ребенок еще не говорит активно, то
особенности его поведения будут относиться скорее к возрасту 1-2 года, и это не
задержка развития, а вариант нормы. А время освоения активной речи — это очень
наследуемый фактор, и в каждой семье это происходит по-своему.

В результате взрослость ребенка и требования
родителей к нему между 2 и 3 годами зависит от того, насколько хорошо ребенок
говорит. И нередко к тем детям, которые начали говорить рано, родительские
требования завышены, и эти требования порой становятся непосильной
психологической нагрузкой для маленького человека.

Любовь
к традициям и важность режима

Нервная система ребенка еще сохраняет черты
ригидности, склонности к инерции. Это выражено не так ярко, как между годом и
двумя, особенно когда малыш начинает свободно говорить, но вполне ощутимо. Маленькие
дети — большие консерваторы, не любят новшеств в еде, одежде, расположении
игрушек и последовательности событий в течение дня. Ребенку этого возраста
сложно предложить не только новое, незнакомое блюдо, но и привычную еду в
незнакомой посуде.

А во время выходных и отпусков, когда привычный
режим сбивается, дети могут вести себя существенно хуже. Это происходит потому,
что малыш сильно зависит от степени утомления и количества впечатлений. Это —
еще одна особенность возраста 2-3,5 лет. Если малыш из привычного режима жизни
выбит по тем или иным причинам, а впечатлений слишком много — он будет вести
себя хуже, чем обычно.

И сделать тут ничего нельзя. Влиять на поведение
ребенка такого возраста можно, только когда он спокоен, не слишком устал, сыт и
не выбит из привычного ритма — в так называемом «зеленом» диапазоне.
Но если хотя бы одно из описанных выше условий нарушено, любая попытка
воздействовать на ребенка приведет к сложному поведению или истерике.

ВОЗБУДИМОСТЬ — ОБЩАЯ
ОСОБЕННОСТЬ ВОЗРАСТА

Малышу такого возраста гораздо проще
перевозбудиться, чем успокоиться, и это не индивидуальная характеристика, а
общая особенность возраста. На погашение возбуждения направлены многие средства
народной педагогики: потешки, небылицы, колыбельные. Мы, современные родители,
часто не очень умеем успокаивать. Мы настроены на развитие, на создание
обучающей среды. Нас не учили успокаивать. Нам вообще часто кажется, что если
ребенок плачет, значит, происходит что-то не то.

В родителях могут бороться две мысли. Первая:
«Дети не должны плакать, нужно срочно сделать все, что он хочет» —
это из репертуара вседозволенности. И вторая: «Как он смеет орать, ведь я
же ему сказала…» — это из арсенала воспитательниц детского сада, с которыми
мы общались в детстве.

Я совсем не сторонник того, чтобы дети много
плакали. И тем не менее до 4-4,5 лет, пока не созреет контроль коры головного
мозга за эмоциями и состояниями возбуждения, у темпераментного малыша слез и
крика может быть много. Не потому, что вы — плохие родители, а потому, что
возраст у ребенка такой.

Ну и, конечно, плач и расстройства стоит пытаться
предугадывать заранее, по возможности не допускать и грамотно реагировать. Но в
целом такое поведение нормально и ожидаемо.

Малыш
зависит от эмоционального состояния взрослого

Ребенок зависит от состояния мамы, на него
действует так называемый «закон заражения эмоциями». То есть малыш
подключается к главной, наиболее сильной эмоции, которая преобладает у того
взрослого, который в данный момент с ним находится. И если у родителей ссора
или конфликт, ребенок начинает вести себя беспокойно или неадекватно — не
потому, что ему так хочется, а просто потому, что не может иначе.
Психологические защиты в этом возрасте еще не работают. И поэтому бесполезно
говорить малышу «успокойся», когда вы сами нервничаете. Он не может
создать островок спокойствия сам, а может только присоединиться к вашему
острову спокойствия и уверенности.

Негативизм
и упрямство — признаки взросления

Начинает проявляться собственное мнение ребенка и
сопротивление тому, что говорят и хотят от него родители. Такое поведение —
признаки кризиса 3 лет, и лучше всего в этих случаях переключать внимание
ребенка, переводить ситуацию в игровую (об этом — в следующей статье). Но если
начать «бодаться» с ребенком, спорить с ним на равных, упрямство
только усилится, особенно у темпераментных деток.

Ребенка надо учить считаться с мнением мамы и
слушаться, но делать это лучше в нейтральное время, а не в моменты негативизма.

Контакты
со сверстниками

Между 2-3 годами у ребенка начинает проявляться
устойчивый интерес к ровесникам, их играм, поведению. Ребенок выделяет кого-то
из детей, называет их своими друзьями. На мой взгляд, в этом возрасте очень
полезно посещать занятия, на которых дети присутствуют вместе с родителями. Это
будет иметь максимальный развивающий эффект, потому что возраст отделения от
мамы еще не наступил.

Дети чаще всего в это время играют не вместе, а
около друг друга, с большим интересом посматривая в сторону ровесников. Это
первая стадия совместной игры, и действия других деток стоит ребенку
комментировать, объяснять. Это поможет ему в дальнейшем разбираться в поведении
и отношениях других детей.

ПОДВЕДЕМ ИТОГИ:

Когда ребенок плачет или кричит, не думайте, что
его можно моментально «выключить». Эмоциональные процессы в этом
возрасте инертны.

Пользуйтесь любыми возможностями переключения
внимания — это золотой ключик в воспитании ребенка этого возраста.

Не сравнивайте своего малыша с другими:
темперамент и характер ребенка- это лотерейный билет, и на него мало
возможностей влиять.

Источник