Третьим этапом развития самосознания ребенка

Развитие самосознания — этап в процессе онтогенеза, в ходе которого у ребёнка появляется понимание того, что он собой представляет, какими качествами обладает, как относятся к нему окружающие и чем вызвано это отношение. Наиболее явно самосознание проявляется в самооценке, то есть в том, как ребёнок оценивает свои достижения и неудачи, свои качества и возможности.[1]

Проблема развития самосознания[править | править код]

Существует несколько точек зрения на проблему развития самосознания. Одна из точек зрения, высказанная В. М. Бехтеревым, состоит в том, что простейшее самосознание в развитии ребёнка предшествует сознанию, то есть ясным и отчетливым представлениям о предметах. Согласно точке зрения Л. С. Выготского и С. Л. Рубинштейна, самосознание — это этап в развитии сознания, подготовленный развитием речи и произвольных движений, ростом самостоятельности, вызванным этим развитием, а также связанными с этими процессами изменениями во взаимоотношениях с окружающими. Здесь идет речь об этапе в развитии ребёнка, на котором он овладевает речью и предпринимает попытки самостоятельного действования (2—3 года). П. Р. Чамата, опираясь на идеи И. М. Сеченова, подчеркивает, что самосознание, как и сознание, возникает не сразу, а по мере овладения собственным телом. Органы своего тела постепенно осознаются ребёнком по мере того, как превращаются в своеобразные «орудия» его деятельности.[2]

Таким образом, возникновение самосознания связывается с происходящим с первых недель жизни процессом дифференциации внешних и внутренних ощущений, с субъективным отделением ребёнка от матери, наступающим к концу первого года жизни, с осознанием зарождающейся самостоятельности, обусловленной увеличением произвольности движений и возможностью речевого самовыражения, наступающей к 2—3 годам.

Структура самосознания[править | править код]

В структуре самосознания можно выделить (по Л. Д. Столяренко):

  1. Осознание близких и отдаленных целей мотивов своего «Я» («Я как действующий субъект»).
  2. Осознание своих реальных и желаемых качеств («Реальное Я» и «Идеальное Я»).
  3. Познавательные, когнитивные представления о себе («Я как наблюдаемый объект»).
  4. Эмоциональное, чувственное представление о себе.[3].

Стадии развития самосознания[править | править код]

Выделяют следующие стадии развития самосознания'[4].

1. Ранний возраст[править | править код]

  • Осознание границ своего тела — 1 год.
  • Формирование у ребёнка способности к самостоятельным действиям с предметами.
  • От года до трёх лет зарождается самосознание. Примерно в 2 года ребёнок начинает себя узнавать в зеркале, что является простейшей формой самосознания.
  • Новый этап в развитии самосознания начинается, когда ребёнок называет себя по имени в третьем лице.
  • К трём годам появляется местоимение «Я», появляется первичная самооценка — осознание не только своего «Я», но и того, что «Я — хороший», «Я очень хороший». Подобное завышение самооценки связано с потребностью в безопасности и носит эмоциональный характер, а также сильно зависит от близких взрослых.

2. Дошкольный возраст[править | править код]

  • Самосознание начинает формироваться к концу дошкольного возраста благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию. Ребёнок приобретает сначала умение оценивать действия других людей (чаще всего близких взрослых), а затем — собственные действия, моральные качества и умения.
  • Самооценка зависит от оценки взрослого, воспитателя.
  • Адекватный образ «Я» формируется у ребёнка при гармоничном сочетании знаний, почерпнутых из собственного опыта (что я могу сделать, как я поступил) и из общения с взрослыми и сверстниками.
  • Развитие самосознания в этот период зависит от особенностей семейного воспитания.
  • Происходит осознание своих переживаний, проявляющееся в том, что в конце дошкольного возраста он ориентируется в своих эмоциональных состояниях и может выразить их словами: «я рад», «я огорчен», «я сердит».
  • Начинается осознание себя во времени, то есть в 6—7 лет ребёнок помнит себя в прошлом, осознает в настоящем и представляет себя в будущем: «когда я был маленьким», «когда я вырасту большой».
  • Возникают рациональные компоненты самооценки, осознание некоторых своих качеств и поведения, согласующегося с требованиями взрослых. Но несмотря на это, ребёнок судит о себе поверхностно и оптимистично. Если его просят описать себя, то он это сделает в основном с внешней точки зрения: цвет волос, рост, любимые занятия.

3. Младший школьный возраст[править | править код]

  • Самооценка становится в целом более адекватной и дифференцированной. Ребёнок различает свои физические и духовные качества, оценивает свои способности, сравнивая себя с другими.
  • К концу этого возрастного периода ребёнок характеризует себя, все чаще описывая типичное для себя поведение, ссылается на свои мысли и чувства.
  • Оценки становятся объективными, стабильными, наряду с аффективными компонентами появляются и рациональные.

4. Подростковый возраст[править | править код]

  • Последовательно появляются две особые формы самосознания: чувство взрослости и «Я-концепция». Чувство взрослости — отношение подростка к себе как к взрослому, ощущение и осознание себя в какой-то мере взрослым человеком.
  • Возникает интерес к своему внутреннему миру, а затем происходит усложнение и углубление самопознания. Другими словами подросток открывает для себя свой внутренний мир.
  • Самооценка в подростковом возрасте оказывается низкой по своему общему уровню и неустойчивой, однако может быть высокой (как компенсаторный механизм).
  • В ходе социализации расширяются и углубляются связи человека с людьми, группами, обществом в целом, происходит становление в человеке образа его «Я». Образ «Я», или самосознание (представление о себе) не возникает у человека сразу, а складывается постепенно, на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний и включает четыре компонента:
    • Сознание отличия себя от остального мира.
    • Сознание «Я» как активного начала субъекта деятельности.
    • Сознание своих психических свойств, эмоциональные самооценки.
    • Социально-нравственная самооценка, самоуважение, которое формируется на основе накопленного опыта общения и деятельности.[3]
Читайте также:  Центр развития ребенка саратов солнечный

Примечания[править | править код]

  1. Мухина В. С. Детская психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов. — 2-е изд., перераб. и доп.. — М.: Просвещение, 1985. — С. 177—193. — 272 с.
  2. Столин В.В. Самосознание личности. — М.: Издательство Московского университета, 1983. — С. 4—100. — 288 с.
  3. 1 2 Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. — М.: Наука, 1977. — С. 144.
  4. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: ТЦ «Сфера», 2001. — С. 84—89. — 155 с. — ISBN 978-5-8291-1823-5.

Источник

В этой статье будет рассмотрено:

  • Отделение и независимость ребенка
  • Развитие и формирование самосознания детей.

Самосознание и независимость младенца.

Когда ваш малыш только появился на свет, он еще не осознаёт себя как индивидуальность. Малыш чувствует себя одним целым с вами и не отделяет себя от вас, даже его ручки и ножки не являются для него своими.

Со временем ребенок, развиваясь физически и ментально, начинает осознавать себя отдельной личностью, со своим телом, мыслями и чувствами. Начинает желать делать то что хочет, как он того жаждет.

Когда развивается самосознание

Отделения себя от вас, чувство индивидуальности и самосознание развиваются с годами. Примерно в возрасте 6-7 месяцев, ваш малыш начинает отделять себя от вас, и начинает понимать, что вы можете покинуть его, что вы не единое целое. Обычно в это время наступает сепарационная тревога у детей, которая может продлиться и на следующий год жизни.

Сепарационная тревога это состояние, в котором ребенок испытывает сильную тревогу в случае разлуки с людьми и местами, к которым он сильно привязан.

Позже ваш малыш станет более уверенным в себе, вырастет его социализация. Он уже не будет так нервно воспринимать ваш уход из дома, или то, что вы отводите его в ясли, или нанимаете няню. В этот момент он уже готов познавать себя и двигаться дальше, формируя свою индивидуальность.

Как развивается самосознание у ребенка

  • Развитие самосознания ребенка в период от 1 до 6 месяцев
  • Развитие самосознания ребенка в период от 7 до 12 месяцев
  • Развитие самосознания ребенка в период от 13 до 24 месяцев
  • Развитие самосознания ребенка в период от 25 до 36 месяцев

Развитие самосознания ребенка в период от 1 до 6 месяцев

До наступления первого дня рождения ребенок полностью ассоциирует себя с основным родителем. В первые месяцы жизни, малыш занятый развитием основных навыков и рефлексов, даже не думает о своей индивидуальности, нет времени на то чтобы заняться самосознанием и отделением себя от родителя.

Основные потребности, которые малыш хочет удовлетворить в этот период:

  • Еда
  • Любовь
  • Внимание

Первые признаки развития независимости от вас вы можете заметить в возрасте четырех месяцев, например, ваш ребенок поймет, что ваше внимание можно обратить на себя плачем. Это один из первых шагов вашего малыша к развитию индивидуальности и самосознания. Ребенок начинает понимать, как его действия влияют на действия других.

Известное исследование показывает, что дети не осознают своего существования. Исследователи клали младенцев до года перед зеркалом, чтобы выяснить осознают ли малыши что это они сами в зеркале.

Выяснилось, что малыши не понимают, что в зеркале отражаются они сами. Они пытались поглаживать зеркало, и вели себя, так как будто они видят другого малыша. Так же носики малышей красились в красный цвет и клали перед зеркалом, они всегда пытались потрогать нос в зеркале, не свой собственный.

Развитие самосознания ребенка в период от 7 до 12 месяцев

В возрасте 7 месяцев ваш малыш понимает, что он отделен от вас, что он и вы это разные люди. Несмотря на то, что это очень важный период в развитии ребенка, именно тогда может возникнуть сепарационная тревога. Малыш уже понимает, что вы можете уйти, но он не знает, что вы обязательно вернетесь, так что он может залиться слезами, даже если вы отойдете буквально на минуту.

Не пытайтесь уйти незаметно для ребенка! Когда он этого не видит. Это не поможет ему, наоборот может еще больше уверить в том, что вы можете его бросить. Несмотря на то, что это может быть тяжело, попрощайтесь с ребенком, перед тем как уйти.

Развитие самосознания ребенка в период от 13 до 24 месяцев

В этот период ваш малыш развивается, продвигаясь в отделении себя как личности от вас и мира вокруг. В тоже же исследовании что ранее упоминалось  исследователи красили нос детей в красный цвет в возрасте примерно 21го месяца. Когда дети смотрели в зеркало, они трогали свой собственный нос, в отличие от детей более раннего возраста. Они понимали, что отражение в зеркале это они сами.

Двухлетние дети все еще могут тревожиться, когда вы уходите от него, но быстрее восстанавливаются и чувствуют себя в большей безопасности. Их опыт показывает, что вы обязательно вернетесь к ним. Вы создали доверие у ребенка тем, что всегда показывали свою любовь и заботу.

Читайте также:  Родительское собрание роль семьи в развитии моральных качеств ребенка

Это также придаёт малышу уверенности в своих желаниях. Например, носить именно эту одежду снова и снова, есть определенную еду, самому забираться на сиденье машины. Все это показывает растущую независимость.

Развитие самосознания ребенка в период от 25 до 36 месяцев

Между двумя и тремя годами ваш ребенок продолжить стремится к независимости. Начнет убегать от вас при прогулке, и продолжит проверять границы дозволенного (например рисовать на стене, даже если вы запретили). Скорее всего «я сама/я сам» будет самой частой фразой которую вы будете слышать в этом возрасте.

Роль родителя в развитии самосознания и независимости ребенка.

Ваш малыш должен осознать вашу защиту, перед тем как он начнет исследовать мир. Постоянно дарите ребенку любовь и поддержку, что бы взрастить в нем уверенность в себе, которая нужна для формирования самосознания.

С самого начала, с рождения, немедленно реагируйте на плач ребенка. Создайте основную связь с ребенком тем, что кормите, когда ему хочется, есть, меняя подгузники, когда они грязные, улыбаясь и разговаривая с малышом, когда ему неспокойно.

Вы можете играть с ребенком для того что бы дать ему осознать понятия ухода и возврата вас, так он научится не паниковать когда вы его ненадолго оставляете. Например, играйте в Ку-ку, или прячьте игрушку под одеялом и ищите вместе.

Чтобы развить независимость в ребенке ему нужно проверять границы и исследовать окружение. Поэтому удостоверьтесь, что в доме нечему навредить ребенку. Вместо того что бы носиться по дому за ребенком крича – «нет» — каждый пять секунд, просто сделайте так чтобы не было опасных вещей до которых малыш может добраться.

Поддержите развитие независимости и самосознания, давая ребенку возможность выбора. Выбора между одеждой, едой, занятиями. Покажите, как надо пить из чашки самому или складывать игрушки на место.

Помните, несмотря на то, что ребенок начинает делать что-то самостоятельно, это не значит что ему нужно меньше ласки и любви. Даже если, кажется, что он нуждается в меньшем количестве, ребенок все равно постоянно хочет заботы от вас.

Поддерживайте каждый раз малыша, когда он хочет сделать что-то сам, но не отталкивайте когда он бежит за вашей помощью. Малышу нужна ваша поддержка и одобрение еще долгое время.

Когда стоит волноваться

Несмотря на то, что сепарационная тревога нормальна для детей от 10 месяцев до 2х лет, вам нужно проконсультироваться с врачом, если его тревога слишком высока, настолько, что вы не можете ничего сделать, не находясь рядом с ребенком.

Обратитесь к врачу, если ребенка невозможно успокоить даже когда вы вернулись.

Что дальше

С возрастом приходит большая независимость и большее самосознание. Каждый год ваш ребенок будет все более самостоятельным, и все больше будет желать делать что-то сам.

Далее ребенок сам сможет собираться в школу, готовить себе, заводить друзей и ходить в школу.

Источники

Источник

Этапы
формирования самосознания совпадают
с этапами психического разви­тия
ребенка — становления его интеллектуальной
и личностной сфер, которые раз­ворачиваются
от рождения по подростковый период
включительно.

1.
Первый этап связан с формированием у
младенца схемы
тела

субъектив­ного образа взаимного
положения состояния движения частей
тела в пространст­ве. Этот образ
формируется на основе информации о
положении тела и его частей в пространстве
(проприоцептивной информации и о
состоянии движения органов (кинестетической
информации). Схема тела простирается
за пределы физического тела и может
включать в себя предметы, долго находящиеся
с ним в прикоснове­нии (одежда).
Ощущения, возникающие у ребенка на
основе проприоцептивной и кинестетической
информации, создают у него эмоционально
окрашенное впечат­ление комфорта или
дискомфорта, т. е. то, что можно назвать
самочувствием орга­низма. Таким
образом, схема
тела

изначально первый компонент в структуре
самосознания.

2.
Следующей ступенью в формировании
самосознания является начало ходьбы.
При
этом существенно не столько техника
овладения, сколько изменения во
взаимо­отношениях ребенка с окружающими
людьми. Относительная автономность
ребен­ка в его передвижении порождает
некоторую самостоятельность ребенка
по отно­шению к другим людям. С
осознанием этого объективного факта
связано первое представление ребенка
о своем «Я». С.Л. Рубинштейн подчеркивал,
что не существует «Я» вне отношений к
«ТЫ».

3.
Следующий этап в развитии самосознания
связан с формирующейся у ребенка
полоролевой
идентичностью,
т.
е. отнесение себя к полу и осознание
содержания половой роли. Ведущим
механизмом усвоения половой роли
является идентифика­ция,
т.
е. уподобление себя в форме переживаний
и действий другому лицу.

4.
Важный этап в становлении самосознании
— овладение ребенком речью.
Возникновение
речи изменяет характер отношений между
ребенком и взрослым. Овла­девая речью,
ребенок получает возможность направлять
действия других людей по своему желанию,
т. е. из состояния объекта воздействий
окружающих он переходит в состояние
субъекта своих воздействий на них.

О
структуре самосознания
В
структуре самосознания принято выделять:
«Я»-реальное, «Я»-идеальное, «Я»-прошлое,
т. е. совокупность представлений о своем
прошлом «Я», «Я»-будущее, т. е. совокупность
о себе в будущем  (рассмотрим в теме
Я-концепция).

О
функции самосознания
Ведущая
функция самосознания — это саморегуляция
поведения личности. Именно совокупность
представлений о себе и оценка этих
представлений образует психологическую
основу поведения личности. Человек в
своем поведении может себе позволить
ровно столько, насколько он знает себя.
Эта формула в значительной мере
обусловливает самодостаточность
личности, степень ее уверенности в себе,
независимость от других, свободу в
поведении и осознание ограничений этой
свободы.

Читайте также:  Причины признаки задержки речевого развития ребенка

Я-концепция в структуре индивидуальности

Проблематика  
Я – концепции     
разработана     в   
психологии       подробно, 
множество     работ   
исследуют     различные     
аспекты    Я – концепции, но
наиболее разработанной является теория
Р.
Бернса
.
Ее  положения:

Я-концепция

это  совокупность  всех 
представлений  индивида  о 
себе, сопряженная  с  их  оценкой”. 
Бернс  выделяет  три  составляющие 
Я-концепции: 1. Когнитивная  или 
описательная  составляющая, которую 
часто  называют  образом  Я.

Когнитивная 
составляющая  Я-концепции
Образ 
Я

– это  представления  индивида 
о  самом  себе, которые  кажутся 
ему  убедительными  независимо 
от  того, основываются  ли  они 
на  объективном  знании  или 
субъективном  мнении, являются 
ли  они  истинными  или 
ложными.

Согласно 
современным  представлениям 
образ  Я  имеет  сложную 
структуру.  Бернс  выделяет в 
образе  Я  реальное, зеркальное 
и  идеальное  Я.

Реальное 
Я

– это  представление  в  настоящем 
времени  о  том, каков  человек 
на  самом  деле, его  внешность,
способности, социальный  статус.

Зеркальное 
Я

– это  представление  о  том,
как  человека  видят  и 
воспринимают  другие.  Нередко 
суждения,  действия, жесты  других 
людей, относящиеся  к  индивиду 
выступают  для  него  в 
качестве  основного  источника 
сведений  о  себе.  Установлено,
что  главным  ориентиром 
формирования  Я-концепции  является 
то, что  думают  о  человеке 
другие, Я – каким  меня  видят 
другие  и  Я – каким  я  себя 
вижу  схожи  по  содержанию. 
Таким  образом, представления  о 
том, каким  человека  видят 
другие  влияет  на  представления 
о  себе.

Идеальное 
Я

– это  представление  о  том,
каким  бы  хотел  стать 
человек.  Идеальное  Я  содержит 
в  себе  чаяния, стремления, цели 
человека, связанные  с  будущим. 
Также  это  совокупность  черт,
которые  необходимы  для 
достижения  совершенства. 
Возникновение  идеального  Я 
связано, как  правило, с  усвоением 
культурных  идеалов, представлений 
и  норм  поведения.  Часто 
эти  представления  бывают 
оторваны  от  реальности.

Оценочная
составляющая Я-концепции
Оценочная 
или  аффективная  составляющая,
связанная  с  отношением  к 
себе  или  отдельным  своим 
качествам, которую  называют 
самооценкой 
или  принятием  себя
.

Я-концепция
– это  не  только  описание 
черт  своей  личности, но  и 
совокупность  их  оценочных 
характеристик и  связанных  с 
этим  переживаний.  Большая 
часть  оценок  обусловлена 
стереотипами, бытующими  в  данной 
социальной  среде.  Человеку 
свойственно  переносить  внешние 
дефекты  своего  Я  на  всю 
личность  в  целом.  Представления 
человека  о  себе  во  многом 
зависят  от  того, как  оценивают 
его  окружающие, особенно  если 
это  групповая  оценка.  Чтобы 
подчеркнуть  наличие  оценочной 
составляющей, большинство  авторов 
прибегают  к  термину  “самооценка”. 
По  Розенбергу, самооценка – это 
позитивная  или  негативная 
установка, направленная  на 
специфический  объект, называемый 
Я.  Таким  образом, самооценка 
отражает  степень  развития  у 
человека  чувства  самоуважения,
самоценности, и  поэтому  низкая 
самооценка – это  непринятие 
себя, самоотрицание.

Таким 
образом, позитивную  Я-концепцию 
можно  приравнять  к  позитивному 
отношению  к  себе, к  самоуважению,
принятию  себя, ощущением 
собственной  ценности, а  негативную 
Я-концепцию – к  негативному 
отношению  к  себе,  непринятием 
себя, ощущением  своей  неполноценности.

Поведенческая 
составляющая Я-концепции
Поведенческая 
составляющая, или  потенциальная 
поведенческая  реакция, т.е. 
конкретные  действия, которые 
могут  быть  вызваны  образом 
Я  и  самооценкой, в  большой 
степени  влияя  на  поведение,
цели  и  идеалы  человека, которые 
организуют, управляют  и  регулируют 
это  поведение. 

Значение
Я-концепции
С 
момента  своего  зарождения 
Я-концепция  сама  становится 
активным  началом, важным  фактором 
интерпретации  опыта.  Я-концепция 
в  жизни  человека  играет 
троякую  роль: 1.
Способствует  достижению  внутренней 
согласованности  личности; 2. Определяет 
интерпретацию  опыта; 3. Является 
источником  ожиданий.

1.
Исследования  в  области 
психологии  личности  показали,
что  человек  развивается  по 
линии  достижения  максимальной 
согласованности  своего  внутреннего 
мира.  По  мнению  Леки, индивид 
является  целостной  системой,
перед  которой  стоит  задача 
достижения  гармонии  с 
окружающей  средой.  Фактором 
внутренней  согласованности 
является  то, что  человек 
думает  о  себе.  Противоречивый 
опыт, вносящий  рассогласование 
в  структуру  личности, может 
усваиваться  с  помощью  защитных 
механизмов, т.к. они  позволяют 
удерживать  Я-концепцию  в 
уравновешенном  состоянии. 
Стремление  защитить  Я-концепцию 
является  одним  из  основополагающих 
мотивов  нормального  поведения.   

2.
Я-концепция  как  интерпретация 
опыта. У  человека  существует 
устойчивая  тенденция  строить 
на  основе  собственных 
представлений  о  себе  не 
только  свое  поведение, но  и 
интерпретацию  своего  опыта,
поэтому  изменить  Я-концепцию 
бывает  трудно.  Я-концепция 
действует  как  внутренний 
фильтр, который  определяет 
характер      восприятия
человеком  любой  ситуации. 
Проходя  через  фильтр, ситуация 
осмысливается, получает  значение,
соответствующее  представлениям 
человека  о  себе.

3.
Я-концепция  как  совокупность 
ожиданий. Человек  представляет, 
что  и  как  должно  произойти. 
Люди, уверенные  в  своей 
значимости, ожидают, что  и  другие 
будут  относиться  также. 
Каждому  человеку  свойственны 
ожидания, во  многом  определяющие 
и  характер  его  действий.

     Итак,
Я-концепция  определяет, как  будет 
действовать  человек  в 
конкретной  ситуации, как  он 
будет  интерпретировать  действия 
других  и  ожидания  человека 
о  том, что  должно  произойти.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник