Тренинг для родителей доу на тему психического развития ребенка

Тренинг для родителей доу на тему психического развития ребенка thumbnail

Афанасьева М. Е. – педагог-психолог

дошкольного учреждения № 99 «Жемчужинка»

КГУ «Научно-исследовательского специализированного центра-школы

комплекс развивающего обучения «Восток» для одаренных детей»

г. Усть-Каменогорск 2016 г.

Психологический тренинг «Возможности ребенка с 3 до 6 лет»

(для родителей 2-х младших групп)

Цель: выстраивание благоприятных отношений родителей и детей.

Задачи тренинга:

  • анализ проблем взаимодействия с детьми в кризисные периоды жизни;

  • расширение возможностей понимания и развития личностных особенностей и способностей своего ребенка;

  • профилактика семейного неблагополучия;

Адресат: тренинг рассчитан на работу с родителями, которые имеют проблемы в понимании детей 3-4 лет, в период возрастного кризиса.   

Для того чтобы легче было общаться, установим некоторые правила:

• Не перебивать друг друга;

• Доверительный, доброжелательный стиль общения;

• Искренность в общении (говорим правду или молчим);

• Общение по принципу «здесь и сейчас», говорим от первого лица (Я);

• Не критикуем личность других, а оцениваем только высказывания или поступки;

• Стараемся видеть сильные стороны выступающего;

Приветствие. Каждый участник приветствует всех словами: «Здравствуйте, я – Сергей. И с какой целью вы пришли на тренинг».

Упражнение «Приветствия в круге»

Цель: снятие напряжения, физическое раскрепощение, стимулирование спонтанности, активизация внутригруппового взаимодействия. Развитие взаимного доверия и сплоченности.

Участники группы становятся в круг и по очереди совершают различные выразительные движения (похожими на приветствия). Вся группа повторяет за каждым участником его жесты.

Беседа «Что такое дошкольник?» (Ответы родителей)

Цель:Ознакомить родителей с основными психолого-педагогическими особенностями развития детей дошкольного возраста.

Дошкольникребенок в возрастном диапазоне от 3 до 7 лет. В его рамках выделяют три периода:

  1. младший дошкольный возраст — от 3 до 4 лет;

  2. средний дошкольный возраст — от 4 до 5 лет;

  3. старший дошкольный возраст — от 5 до 7 лет.

Психодиагностика «Колесо возможностей ребенка».

Цель: помочь родителям увидеть своего ребенка через призму положительного взгляда и сосредоточиться на зоне ближайшего развития ребенка.

Для того, чтобы определить, какие возможности и способности имеются у Вашего ребенка, мы проведем одну маленькую психологическую методику, которая называется «Колесо возможностей ребенка».

Для составления колеса возможностей ребёнка потребуется простой лист бумаги. На нем необходимо нарисовать окружность и разделить ее на 8 равных частей. Эти части – это возможности и способности детей дошкольников. Стоит задуматься и определить максимально насколько развиты способности и возможности вашего ребенка с вашей точки зрения. Затем необходимо оценить сформированности и развитость каждой из частей жизни. Для этого используйте 10-бальную шкалу. 0 будет означать полную не сформированность и не развитость, а 10 – максимальную сформированность и развитость. Причем следовать нужно не каким-то стандартным требованиям, а личным ощущениям. Мнение остальных не должно влиять на колесо возможностей ребенка.hello_html_4e4251ab.png

  1. Физическое развитие, активность;

  2. Речевое развитие;

  3. Интеллектуальное развитие;

  4. Коммуникабельность (общительность, инициативность);

  5. Знание и владение нравственными основами и культурой поведения;

  6. Память (запоминание, воспроизведение);

  7. Внимание (сосредоточенность, устойчивость внимания)

  8. Творческое воображение;

В итоге, можно сделать вывод, какие возможности и способности у вашего ребенка хорошо развиты, где недостаточно, где нужно поработать над этим. Посмотрите, поедет ли ваше «Колесо» на данный момент времени?

Мини – лекция «Что может и не может дошкольник».

Цель:Ознакомить родителей с основными психолого-педагогическими особенностями развития детей дошкольного возраста.

В возрасте 3 лет происходит переход от раннего к дошкольному возрасту. Этот переход характеризуется так называемым кризисом трех лет. У ребенка формируется принципиально новая система социальных отношений с миром на фоне возрастания его самостоятельности. Л. Выготский выделяет симптомы кризиса, которыми характеризуется этот переходный период:

  • Негативизм;

  • Упрямство;

  • Строптивость;

  • Своеволие;

  • Обесценивание всего того, что раньше являлось значимым для ребенка;

  • Деспотизм;

  • Протест.

Новообразованием кризиса трех лет является гордость за собственные достижения. Формируется самосознание ребенка, проявляющаяся в становлении самостоятельной позиции.

Ведущая деятельность на данном этапе — сюжетно-ролевая игра, которая определяет позицию ребенка, его восприятие мира и отношений. Посредством сюжетно-ролевой игры происходит развитие разнообразных сфер психической деятельности. Игра является формой социализации ребенка, способствующей ориентировке ребенка в социальных и межличностных отношениях.

В игре ребенок повторяет действия взрослых, посредством чего реализует тенденцию быть и действовать как взрослый. Постепенно расширяется круг значимых лиц, в который теперь входят сверстники как партнёры по игре.

Советский психолог Д. Б. Эльконин выделял 4 линии влияния игры на психическое развитие ребенка:

  • Развитие мотивационно-потребностной сферы — освоение функций, смыслов, задач человеческой деятельности. Ребенок стремится к общественно значимой и одобряемой деятельности, происходит первое соподчинение мотивов, что является первым шагом на пути к их иерархии, обеспечивающей психологическую готовность к школе.

  • Преодоление познавательного «эгоцентризма», ребенок начинает соотносить собственную позицию с иной точкой зрения, учится координировать свои действия с действиями окружающих.

  • Развитие идеального плана, характеризующегося переходом от внешних действий к действиям во внутреннем плане.

  • Развитие произвольности действий посредством подчинения правилам

В качестве окончания данного возрастного этапа Л. Выготский рассматривает кризис 6-7 лет, основными симптомами которого являются:

  • Потеря непосредственности;

  • Появление «скрытности» в отношении своих чувств;

  • Утрата прежних интересов.

Появляется стремление к социально значимой позиции, большей самостоятельности. Отношение ребенка к миру начинает регулироваться характером его отношений с окружающими людьми.

Слова психолога

Большую роль в формировании личности человека играет не только отношение в семье, по также и врожденные особенности, с которыми ребенок появляется па свет. Таких особенностей 9, при воспитании необходимо их учитывать, и ни в коем случае не стараться их изменить, а тем более не обвинять ребенка за их проявление.

Упражнение «Разреши другому быть другим»

Цель: Ознакомление со врожденными качествами и способностями детей дошкольного возраста.

  1. Родителям предлагается список врожденных качеств, с которыми ребенок рождается. Анализируя и учитывая эти качества, родители составляют индивидуальный портрет своего ребенка с конкретными примерами различных проявлений.

  • Уровень активности (степень наследственной моторной активности, которая определяет активным или пассивным будет ребенок).

  • Ритмичность (регулярность или не регулярность таких функций, как голод, тип питания, выделений, ритм цикла сон — бодрствование).

  • Приближение или удаление (тип естественной реакции ребенка на такие стимулы, как-незнакомая еда. игрушка или человек).

  • Приспособляемость (скорость и легкость, с которой ребенок способен видоизменить свое поведение в ответ на изменение окружающей среды).

  • Интенсивность (количество энергии, используемой при выражении эмоций и настроения).

  • Порог реактивности (уровень интенсивности стимула, требуемого для того, чтобы проявилась нужная реакция).

  • Качество настроения (преобладание положительного настроя, проявляемого как радостный, приятный, веселый, дружелюбный характер в противовес отрицательному, который проявляется как неприятный, капризный, крикливый, недоброжелательный характер).

  • Способность отвлекаться (характеризует степень влияния посторонних помех на способность сконцентрировать внимание на своей линии поведения).

  • Интервал внимания и настойчивости (продолжительность времени, в течении которою ребенок сосредоточен на активной деятельности, и продолжительность активности в случае возникновения препятствий).

  1. Выписать в столбик те качества ребенка, которые не устраивают родителей, а рядом с каждым таким качеством написать позитивную интерпретацию этого же качества, т.е. что хорошего в этом проявлении и где это можно использовать? Например, упрямство, вместо отрицательной общепринятой интерпретации, представить это качество как способность сказать «нет», возразить авторитетам.

  2. После того, как все качества будут позитивно интерпретированы, необходимо написать новый портрет ребенка.

  3. Сравнить эти два описания, и выбрать какой больше нравится. Посмотрите на ребенка по-другому и разрешите ему быть другим.

Психологическое упражнение «Поляна родительского счастья»

Ресурсы: мелодия классической музыки Yiruma – «Kiss The Rain».

«Итак, сосредоточьтесь на своем дыхании. Особое внимание уделите выдоху. Выдох является актом расслабления. С каждым выдохом вы будете чувствовать себя более спокойно.

Сделайте три глубоких и медленных вдоха и еще более медленных выдоха. Вы сидите на этом стуле, сейчас, в этой комнате, слышите, мой голос, и ощущаете, как ваши ноги касаются пола, вы чувствуете свое дыхание, и оно становится спокойнее. Вы чувствуете, как спина касается спинки стула, и руки лежат на ваших бедрах, при этом вы слышите звуки, которые проходят мимо вас, и вы испытываете удовольствие, и к вам приходит ощущение полного комфорта. Посторонние звуки для вас не будут иметь значения, вы будете слышать мой голос, представлять и чувствовать то, о чем будете слышать.

Читайте также:  Топ книг о развитии ребенка

Вы идете по тоннелю и выходите на прекрасную светлую поляну. Оглянувшись, вы узнаете знакомое место и вспоминаете, что вы уже были здесь когда-то и чувствовали себя очень счастливым. Рядом с вами близкие и родные люди, среди них и ваш ребенок. Вы наблюдаете со стороны за ним. Посмотрите внимательно, как он выглядит, в чем он одет, что он делает? Вы смотрите на него и чувствуете переполняющую грудь радость. Вас привлекает его внешность, радуют его способности, любые его проявления. Вы принимаете его таким, какой он есть. Испытываете чувство благодарности, к нему за то, что он у вас есть.

Находясь здесь, вы обладаете всеми качествами, которые необходимы для того, чтобы воспитать ребенка в любви и счастье, решать любые возникающие проблемы спокойно и взвешенно.

Выберите те качества, которые необходимо вам взять с собой в настоящее время. Наше приятное путешествие подходит к концу, и вы будете постепенно возвращаться в настоящее время. Я буду считать от 5 до 1, и с каждым счетом вы будете чувствовать бодрость, прилив сил.

5 – Вы уже чувствуете, как поток энергии проходит через ноги и разливается по всему телу, он бодрит вас, и вы испытываете приятное ощущение.

4 – Это ощущение усиливается, чувствуете легкость, энергичность, легкость.

3 – Вам приятно осознавать перемены, которые произошли с вами. Вы все так же испытываете приятные чувства.

2 – А теперь мысленно представьте окружающую вас обстановку, людей, которые находятся радом с вами в этой комнате.

1 – Сделайте глубокий вдох и откройте глаза. Откройте глаза и улыбнитесь.

Рефлексия: Участникам предлагается рассказать по о своем внутреннем состоянии, пережитом сейчас по желанию.

Упражнение «Я хороший родитель потому что…». Родителям в круг предлагается произнести фразу «Я хороший родитель потому что…» и выделить положительное в процессе воспитания ребенка.

Просмотр видеоролика «Фильм о воспитании детей». Обсуждение увиденного.

Эту тему хотелось бы завершить стихотворением педагога Н. Дереклеевой, посвященное взаимоотношениям между взрослым и ребенком:

Чем проповедь выслушать,

Мне лучше бы взглянуть.

И лучше проводить меня,

Чем указать мне путь.

Глаза умнее слуха,

Поймут всё без труда.

Слова порой запутаны

Пример же – никогда.

Тот лучший проповедник –

Кто веру в жизнь провёл.

Добро увидеть в действии –

Вот лучшая из школ.

И если всё мне показать –

Я выучу урок.

Понятней мне движенье рук,

Чем быстрых слов поток.

Должно быть, можно верить

И мыслям и словам

Но я уж лучше погляжу,

Что делаешь ты сам.

Вдруг я неправильно пойму

Твой правильный совет.

Зато пойму, как ты живёшь,

По правде или нет.

Завершение тренинга. Вручение «Памяток для родителей».

Уважаемые родители, наш тренинг подошел к концу. Любите своих детей, больше времени проводите с ними, и тогда они вырастут здоровыми, уравновешенными и рассудительными. До новых встреч!

Желаем вам успеха в выстраивании отношений с вашими собственными детьми. А самое главное – любите и берегите своих родных и близких!

Источник

Лариса Даутова
Психологический тренинг для родителей: «Если что, я с тобой!»

Цель: Актуализация чувства единения во взаимоотношениях родителей и детей.

Задачи:

1. Совершенствовать умение согласовывать свои действия с действиями своего ребенка;

2. Способствовать снижению эмоционального напряжения;

3. Овладение приемами взаимодействия с ребенком

Длительность тренинга: 25-30 мин

Материалы и оборудование: магнитная доска, карандаши, лепестки ромашки, заготовленные карточки с высказываниями, рисунок сердца (разрезанный на 4части, лента, детские сказки.

Ход тренинга

Вступление

Добрый вечер уважаемые родители. Я благодарю Вас за то, что вы пришли на тренинг: «Если что, я с тобой!» Сегодня мы с вами пообщаемся в тесном, семейном кругу, ведь детский сад-это одна большая, дружная семья

Наверное, ничто не вызывает у человека столь сильные переживания, как его собственные дети. Как найти общий язык со своим ребенком, как сделать так, чтобы вы и ребенок понимали друг друга без слов. Об этом мы сегодня и поговорим.

Предлагаю Вам, поучаствовать в играх; где-то порассуждаем, где-то попробуем встать на место своего ребенка.

Я надеюсь, что вы еще лучше будете понимать своего ребенка, еще более трепетно будете относиться к переживаниям своего ребенка, еще больше будете понимать интересы друг друга.

Итак, начнем с приветствия друг друга.

Разминка «Подари улыбку»

Участники становятся в круг, берутся за руки. Каждый по очереди дарит улыбку своим соседям слева и справа, важно при этом смотреть друг другу в глаза.

1. Упражнение “Слово – ассоциация”

Педагог-психолог: «Сейчас мы с вами проведем небольшую разминку, которая поможет настроиться на совместную работу”.

Всем вместе предлагает подобрать к слову “мороженое” слово – ассоциацию (например, “жара”). Далее к “жаре” – “море”.

Ведущий начинает игру, произнося слово “семья”, рядом стоящий участник берет массажный мяч и проговаривает свое слово – ассоциацию. Упражнение проводится по кругу.

2. Упражнение «Цветок»

Педагог-психолог.

Народная мудрость гласит: «самый сладостный звук для человека — это его имя». Если хотите привлечь внимание человека к себе, настроить его к общению, то следует обращаться к человеку, ребенку по имени. А как вы называете своего ребенка?

Помочь найти положительные качества своего ребенка Вам поможет игра «Цветок».

Инструкция: предлагаю сделать запись в лепестке. На нем вы пишите ласковое имя своего ребенка и его положительные качества.

Вывод: Посмотрите, какая у нас получилась ласковая и добрая ромашка! Может быть, некоторые качества у вас и совпали.

Рефлексия:

— Было трудно?

— Какие ощущения вызвало у Вас это упражнение?

— Легко ли Вам было заполнять? Почему?

3. Упражнение «Как тебе лучше?»

Психолог: приглашаю родителей (6 человек) объединиться в пары и каждой паре преодолеть короткую дистанцию по ленте. Предлагаю карточки с высказываниями, которыми вы будете сопровождать движение своего напарника — «ребенка»

Условия прохождения: один участник проходит по ленте, а другой в это время сопровождает его движение сначала словами:

1.«Иди, я тебе сказал, немедленно, иди правильно, как я тебе говорю», 2.«Может, ты не пойдешь, а вдруг упадешь, еще испачкаешься».

3. И последнее: «Все в порядке, я иду рядом с тобой. Ты молодец, хорошо идешь, вперед».

Вывод: выполняя упражнение каждый из вас был в роли ребенка или в роли родителя, как вы себя чувствовали? В какой роли вы себя чувствовали комфортнее, в роли того ребенка, который шел, или того родителя, который сопровождал. Какие слова мешали Вам идти, какие наоборот помогли. Родители обсуждают свои чувства.

4. Упражнение «Чтение сказки»

Цель: показать родителям, насколько важен эмоциональный контакт с ребенком, и при беседе с ребенком, при чтении художественной литературы и т. д

Давайте посмотрим, как же мы общаемся с ребенком, насколько важен нам момент общения с нашими детьми.

Трем участникам предлагаются детские книжки со сказками, первый участник читает отрывок сказки, отвернувшись спиной к родителям, второй – лицом к родителям, но не отрывая взгляда от текста, а третий – рассказывает эмоционально, используя жесты и мимику, выразительно, практически не смотря в текст.

После прочтения предлагается ответить на вопросы: Что вы чувствовали, когда к вам сидели спиной? А когда совсем не смотрели на вас? И понравилось ли эмоционально выразительное чтение, глаза в глаза? Также происходит и при общении с нашими детьми.

5. Упражнение «Чего хотят дети?»

Примечание. Для упражнения понадобится рисунок сердца, разрезанный на части. Каждая часть нумеруется – чтобы в дальнейшем было удобнее и легче собрать мозаику.

Читайте также:  Зона ближайшего развития это то что ребенок может

Слово педагога-психолога: «Представьте мысленно, что вы вернулись в детство. Вам 5-6 лет. Вспомните, чего больше всего хотелось? Запишите одной фразой». Участники записывают свои ответы на розданных им частях сердцах, после чего зачитывают и анализируют написанное. Затем педагог-психолог предлагает из полученных частей собрать мозаику и делает вывод: «Чего на самом деле хотят дети – это много любви, тепла и ласки».

Заключительная часть.

Ну, вот и подошел к концу наш тренинг. Хотелось бы, чтобы он помог вам в воспитании ваших детей. В заключении я предлагаю упражнение «Аплодисменты». Давайте представим на одной ладошке улыбку, а на другой — радость. А чтобы они не ушли от нас, их надо крепко-накрепко соединить аплодисментами. Уважаемые родители, наша встреча показала, какие вы находчивые, заботливые и любящие родители. Спасибо.

Рефлексия участников тренинга.

Источник

Практическое занятие направлено на гармоничное взаимодействие родителей со своими детьми.

Цель практического занятия:

— повысить осведомленность родителей по особенностям воспитания детей дошкольного возраста;

— расширить представления родителей об общении с ребенком; познакомить со стилями общения в семье;

— способствовать установлению и развитию отношений партнерства, пониманию и сотрудничеству между родителями и ребенком.

Материал: плакат «Правила работы в группе», плакат «Ожидания», плакат «Душа ребенок», листы А4, ручки, стикеры – перышки, бантики, информационные буклеты для родителей «Пять путей к сердцу ребенка, видеоролик.

Практическое занятие-практикум психолога с родителями

1.Вступительное слово психолога

Семья – это важнейший фактор долголетия и здоровой жизни. Первые жизненные уроки ребенок получает в семье. Его первые учителя – отец и мать. Семья дает ребенку первые представления о добре и зле, формирует представления о нормах поведения в обществе. Ребенок, наблюдая за отношениями отца и матери в повседневной жизни, усваивает определенный тип отношений между мужчиной и женщиной. Именно эта модель будет определять дальнейшее поведение ребенка в социуме.

Наша сегодняшняя встреча посвящена такой теме как: «Все начинается с семьи: ребенок и общество, культура общения».

психологический тренинг, практикум психолога для родителей, тренинг психолога с родителями

I. Знакомство с участниками

2. Упражнение «Знакомство»

Цель: способствовать установлению дружеской атмосферы в группе; настроить родителей на диалог; вызвать у них положительные мнения об их детях; снять эмоциональное напряжение.

Ход упражнения. Психолог. Для эффективной работы я предлагаю Вам, чтобы каждый из родителей назвал свое имя, имена и возраст своих детей. Каждый участник должен закончить одно из следующих предложений.

1. Два слова, которыми можно описать моего ребенка – …

2. Если бы мой ребенок был звуком, он звучал бы, как -…

3. Больше всего мне в моем ребенке нравится – …

4. Мой ребенок заставляет меня смеяться, когда – …

Участник, который имеет более чем одного ребенка, может применять по одному предложению, говоря о каждом из них. Окончание предложения может быть забавным. Каждое предложение построено так, чтобы высказывание было положительным. Это веселое упражнение. Родители говорят, то, что приходит им в голову, ведь никто ничего не записывает.

3. Ожидания участников. Упражнение «Аист»

Перед началом занятия психолог прикрепляет к доске рисунок с изображением аиста, который несет в клюве младенца. Каждый участник получает бумажные перышко, на котором ему предлагается написать свои ожидания от тренинга.

После того как все участники записали свои ожидания, они по очереди подходят к аисту, зачитывают свои надежды и приклеивают перышки на его крылья.

4. Обсуждение правил группы

Цель: направить участников на соблюдение правил группы.

Ход упражнения. Правила крайне необходимы для создания такой обстановки, чтобы каждый участник мог откровенно высказываться и выражать свои чувства и взгляды. Итак, я предлагаю Вам, уважаемые родители, следующие правила:

1. Картинка «Волчок» – быть активным.

2. Картинка «Ухо» – слушать и слышать каждого.

3. Картинка «Человечки с мыслями» – говорить по очереди.

4. Картинка «Два смайлика берутся за руки» – ценим толерантность, точность, вежливость.

5. Картинка «Круглый стол» – мир вокруг нас бурлит, а мы «здесь и теперь» – учимся.

6. Картинка «Часы» – это время. Используем его для себя наиболее эффективно.

Психолог. Возможно, будут дополнения? Согласны ли Вы и принимаете эти правила?

II. Основная часть

Психолог. Сегодня мы будем обсуждать секреты эффективного общения родителей с детьми. И прежде чем перейти к основному содержанию занятия, отмечу три важных момента, которые стоит помнить.

Во-первых, идеальных родителей не бывает. Родители не боги, а живые люди со своими слабостями, настроениями, интересами. Во-вторых, какой бы выдающийся психолог и педагог не работал с нами, положительные изменения наступят лишь тогда, когда мы начнем действовать, использовать теорию на практике. В-третьих, наше занятие не случайно так называется, ведь без творческого подхода и чувства сердцем общение с детьми будет не эффективным.

Уважаемые родители! Какие ассоциации у вас вызывает слово «семья»?

Какую роль, функцию выполняет семья для ребенка?

5. Упражнение «Живой дом»

Цель: диагностировать субъективное восприятие психологического пространства семейных отношений.

Перед участниками лежит лист бумаги. Нужно написать в колонку имена 7-8 человек, которые влияют на их жизнь, рядом нарисовать дом, у которого обязательно должны быть фундамент, стены, окна, крыша, чердак, дверь, дымоход, порог, и предоставить каждой части дома имя конкретного человека. Затем происходит интерпретация результатов.

Фундамент – положительное значение: основная материальная и духовная опора семьи, тот на ком все держится; отрицательное значение: человек, на которого все давят.

Стены – человек, который отвечает за эмоциональное состояние семьи и автора рисунка непосредственно.

Окна – будущее, люди от которых родина ждет, на кого возлагает надежды (в норме – дети).

Крыша – человек в семье, который жалеет и оберегает автора рисунка, создает ощущение безопасности.

Чердак – символизирует секретные отношения, а также желание автора иметь с этим человеком более доверчивые отношения.

Дымоход – человек, от которого автор рисунка получает или хотел бы получить особую опеку, поддержку.

Двери – информационный портал, тот кто учил строить отношения с миром.

Порог – человек, с которым автор рисунка хотел бы общаться в будущем.

Выводы. Методика дает возможность за короткое время определить роль автора рисунка с каждого члена семьи.

6. Упражнение «Душа ребенка»

Психолог. Эта чаша – душа ребенка. Какой бы Вы хотели видеть своего ребенка? Какими чертами характера он должен обладать? Какими качествами вы хотели бы наделить своего ребенка?

Задача: родители на «сердцах» должны написать качества, которыми бы хотели наделить своего ребенка, затем кладут их в чашу.

Психолог. Посмотрите, какую красочную, многогранную душу мы хотим видеть в ребенке.

Рефлексия. Какие ощущения у вас вызвало это упражнение?

7. Упражнение «Один день из жизни Маши»

Во время зачитывания рассказа «Один день из жизни Маши» (на стенде — первый плакат с изображением девочки) ведущий отрывает горизонтальные полоски от плаката с изображением девочки. (Для удобства лучше сделать незаметные надрезы с обеих сторон плаката.) После окончания рассказа от плаката остаются только рваные куски бумаги.

Выдерживается пауза для эмоционального переживания содержания произведения. А после нее — активное обсуждение:

— Является ли достоверным этот рассказ?

— Бывают ли такие ситуации в жизни вашего ребенка?

class=»eliadunit»>

— Задумывались ли вы над тем, что чувствует ваш ребенок в таких ситуациях?

— Что можно было сделать всем героям повествования, чтобы с Машиной душой не произошло того, что произошло с плакатом? (При этом вывесить второй цельный плакат.)

Один день из жизни Маши

Сегодня Маша проснулась от звонка будильника. Сначала так хотелось еще немного поспать, но потом она вспомнила вчерашний день: и удачный рисунок на занятии, и похвалу няни, и Олины красные сапожки, и новый стишок, который воспитательница поручила ей изучить на праздник… И главное – то, что она так и не дождалась маму с работы, ведь мама так много работает… К тому же вчера маме выдали зарплату, и она со своей бывшей школьной подругой отметила это в кафе.

Читайте также:  Видео уроки по развитию речи ребенка 4 года

Утром мама была не в настроении, очень хотелось спать, да и прическа почему-то не выходила.

Ляп, ляп, ляп — раздались легкие детские шаги в коридоре. «Сейчас я все-все расскажу маме! И о похвале воспитателя, и о Олиных красных сапожках, и про новый стишок, который воспитательница поручила ей изучить на праздник… Пусть мама послушает, вот она обрадуется!» — с сияющей улыбкой бежала Маша к кухне, где мама делала уже завтрак.

— Маша! Сколько раз говорить, не ходи босиком по квартире! Неужели нельзя надеть тапки?! — строго прозвучал мамин голос. (Оторвать полоску снизу плаката.)

Маша послушно вернулась в комнату и надела тапочки. «Вот и хорошо, сейчас все расскажу», — подумала она и быстренько побежала к кухне.

— Мама, мама, ты знаешь, вчера… — начала Маша.

— Маша, ты уже умылась? — снова строго спросила мама. (Оторвать еще полоску плаката.)

Маша молча направилась в ванную. «Ну, ничего, быстренько умоюсь и сразу расскажу маме про все свои новости», — подумала девочка, не теряя надежды.

— Мама, вчера на занятии в детском саду.., — не очень радостно начала свой рассказ Маша, — когда Лариса Николаевна разглядывала мой рисунок…

— Маша, ну что там опять, неужели у тебя могут быть проблемы с рисованием? Ты же дома рисуешь все время! (Оторвать еще полоску плаката.)

— Я… Я… нарисовала, — почему-то еще грустнее сказала Маша. Уже никто не вспоминал об Олиных новых красных сапожках, о стишках, что поручила изучить воспитательница…

— Маша! Ты уже готова? Почему ты всегда возишься? Сколько можно ждать?! Уже время выходить из дома! (Оторвать следующую полоску плаката.)

— Да, мамочка, я уже иду, — сказала отрывистым голосом Маша и вовсе грустно поплелась за мамой.

Ночью прошел дождь, и на асфальте появились лужи — и круглые, и овальные, и такие, что похожи на волшебные облачка… «Мама, смотри, какая красивая лужа!» — радостно вскрикнула маме в спину Маша. Мама, торопясь, огляделась и произнесла: «Вон уже видно детский сад. Беги сама, а то я на работу опоздаю с твоими лужами». (Оторвать следующую полоску плаката.)

У ворот детсада Маша встретилась с Олей, которая перепрыгивала через небольшие лужи, держась за руку своей мамы. Олины красные сапожки так красиво сверкали на солнце! «Может, вечером расскажу о них маме?» — подумала Маша.

Оля, радостно улыбаясь, подбежала к Маше и начала рассказывать, как она вчера вместе с папой и мамой ходила в парк угощать белочек орешками. Маша сразу вспомнила свой вчерашний вечер: как она ждала маму, как папа молча сидел у окна, а она с бабушкой Ниной, которая пришла в гости, учила стишок…

«Стишок! Его обязательно нужно рассказать Ларисе Николаевне!» — вспомнила Маша. Девочка очень обрадовалась, когда увидела свою воспитательницу в группе:

— Лариса Николаевна! — громко крикнула Маша и подбежала к ней.

— Маша, а где твои папа или мама? Почему ты снова пришла сама? Дети не должны ходить одни в детский сад! Я же говорила твоим родителям об этом. (Оторвать следующую полоску плаката.)

Маша понуро разделась и пошла в группу. А потом — завтрак, занятия, прогулка… До стишков так дело и не дошло. Маша решила подойти к воспитательнице после обеда. Но, садясь к столу, Маша снова вспомнила про маму — блюда девочке показались невкусными, обед казался длинным, почти все дети пошли в спальную комнату укладываться спать, а Маше еще надо кушать и кушать. (Оторвать следующую полоску плаката.)

После тихого часа Машина группа пошла на занятия танцевального кружка, но движения у девочки не получались. Руководитель кружка спросила: «Маша, что с тобой? Я тебя сегодня не узнаю». Маше стало стыдно, но она ничего не могла сделать с собой… (Оторвать следующую полоску плаката.) Из детсада Машу забирал папа. Она спросила у него про маму, и он сердито буркнул: «На работе твоя мама! Собирайся быстрее, некогда мне… (Оторвать следующую полоску плаката.)

Дома папа с бутылкой пива сел у телевизора и начал смотреть какое-то непонятное кино про чудовищ, от которого Маше стало очень страшно. Она побежала в свою комнату и тихонько села в уголок за дверью.

(Оторвать следующую полоску плаката.)

Поздно вечером, когда Маша готовилась ко сну, пришла с работы мама. Она была в хорошем настроении, ведь начальник похвалил ее за хорошую работу.

Маша слышала, как мама на кухне рассказывала об этом папе. Папа был доволен. Маша и хотела выбежать к маме, но потом подумала, что маме опять будет некогда… Мама сама зашла к Маше в комнату:

— Машуня! Я так соскучилась за тобой! Ну, рассказывай про свой рисунок, о своем стишке. Что нового сегодня?

Но Маше уже не хотелось ни о чем рассказывать, она лежала в постели, свернувшись в комочек, и тихонько плакала. Почему? Она сама этого не понимала…

8. Упражнение «Стили родительского воспитания»

Психолог. Уважаемые родители, сейчас мы с Вами попытаемся отразить с помощью пантомимики и жестов один из стилей родительского воспитания.

I группа – авторитарный;

II – либеральный;

III – демократический.

Остальные участники должны определить, какой из стилей был продемонстрирован. На помощь участникам даются подсказки – краткие характеристики каждого из стилей.

Обсуждение:

– Какой из стилей, на ваш взгляд, является наиболее эффективным для воспитания?

– Какие результаты, по вашему мнению, можно ожидать от каждого из них?

– Какой из стилей наиболее близок лично вам?

9. Упражнение «Я люблю своего ребенка»

Психолог. А сейчас закройте глаза, представьте своего ребенка и решите для себя: «Я буду любить своего ребенка, даже если он не лучший и звезд с неба не срывает. Я буду любить его, даже если он не оправдает моих надежд. Я буду любить его, какой бы он не был, как бы не поступил. Это не означает, что любой поступок я одобрю. Это значит, что я люблю ее, даже если ее поведение должно быть лучше. Я люблю просто потому, что это мой сын или дочь».

Откройте глаза.

Обсуждение:

— Что вы чувствовали во время выполнения этого упражнения?

Итог: любовь к ребенку еще не навредила ни одному из них. Любви не может быть много. Помните: какими бы не были отношения в ваших семьях, они могут стать лучше.

10. Информационные буклеты для родителей «Пять путей к сердцу ребенка»

Психолог: Уважаемые родители! Дети по-разному чувствуют любовь, но она нужна каждому малышу. Есть 5 основных способов, которыми родители показывают свою любовь к ребенку (психолог раздает рекомендации):

— прикосновение;

— слова поощрения;

— время;

— помощь;

— подарки.

Поэтому дарите своим детям любовь и подарки, а моим подарком для вас станет просмотр видеоролика «Притча о любви».

11. Упражнение «Осуществление ожиданий»

Цель: определить, оправдались ли ожидания участников.

Уважаемые родители, обратите внимание на лист ожиданий с изображением аиста, с которыми вы работали в начале тренинга и определится, насколько оправдались ожидания каждого. (Высказывания)

Аист несет в клюве младенца. Младенец ассоциируется с новой жизнью, чем-то удивительным, светлым, обязательно счастливым. Поэтому предлагаю вам написать на бантиках пожелания себе или группе и прикрепить их на изображение одеяла, в которое завернут младенец.

Источник