Требования к ребенку 6 лет психическое развитие

Требования к ребенку 6 лет психическое развитие thumbnail

Психическое развитие ребенка 6-7 лет проходит очень динамично. Активизируются важные психические механизмы: мышление, внимание, память, воображение – все это помогает приспособиться к школе.

С поступлением в первый класс связанны некоторые новые особенности поведения. психическое развитиеТеперь главный вид деятельности детей — учеба. С этого момента начинается совершенствование речи. Она становится более предметной, осмысленной. Родителям нужно понять: школьник быстро взрослеет, ему хочется почувствовать себя более самостоятельным, важным – как в школе, так и в семье.

Для детей важно принимать участие во всех важных семейных событиях. Кроме того, 7 лет — время очередного возрастного психического кризиса. Меняется поведение, привычки – ваш малыш хочет скорее стать взрослым. Его поведение сильно зависит от того, в какой среде он находится.

Психическая деятельность

В 6-7 лет психическая деятельность детей заметно усложняется. Он уже совсем скоро пойдет в школу, а там будет большая учебная нагрузка. Постепенно меняются механизмы психики – становятся больше похожими на взрослые.

Восприятие

Главные особенности восприятия детей 6-7 лет:

  • осмысленный процесс;
  • познаются более сложные вещи, понятия.

Восприятие становится незаменимым психическим механизмом для обучения. Речь идет не только о школе. Ежедневно ребенок получает из внешнего мира новые знания благодаря развитому восприятию.

Память

Возрастное психическое развитие оказывает влияние на память. Ее объем заметно увеличился к семи годам. Если еще несколько лет назад малышу было тяжело выучить стихотворение, то теперь это сделать гораздо легче. памятьУсложняется и сама структура памяти: накапливается личный опыт, и ребенок уже может соотнести прошлый опыт с похожей ситуацией и сделать выводы.

Если раньше память носила непроизвольный характер, то теперь это уже не так. Дети не просто запоминают, а устанавливают связи между явлениями, людьми, событиями. Теперь их механизм памяти практически такой же, как у взрослых. Развитие памяти делает возможным нормальное обучение.

Внимание

Внимание у детей развивается постепенно. Больше всего их интересует все яркое, интересное. Внимание и память развиваются параллельно. Для детей всегда лучшая модель вниманиеобучения — наглядная. Опыты, фильмы, яркие презентации привлекают внимание и хорошо запоминаются.

В начальной школе советуют использовать как можно больше такого материала, ведь тогда малышам проще привыкнуть к урокам, заинтересоваться происходящим. Таковы особенности обучения детей младшего школьного возраста. Даже сложные предметы можно эффективно преподносить таким интересным образом.

Воображение

Не менее важный психический процесс — воображение. Его развитие начинается еще в 4-5 лет, но к 6 годам воображениевоображение становится более управляемым. Его цель — создавать новые образы и использовать полученный опыт для того, чтобы они получались оригинальными.

Воображение помогает не только что-то выдумывать, но и решать жизненные задачи. Чем лучше развито воображение у детей, тем проще им находить выход из разных ситуаций. Творческое развитие дает воображению направленный характер.

Психическое развитие в возрасте 6-7 лет подразумевает, что воображение, вымысел могут стать защитной функцией. Если в жизни малыша много стресса, страха, то воображение начинает работать гораздо активнее. Он может с вдохновением рассказывать о выдуманных людях, событиях.

Допускать такую ситуацию, когда миры воображения и реальности для детей переплетаются, нельзя.

Особенности возраста

Особенности возраста 6-7 лет таковы, что дети быстро взрослеют. Психическое и личностное развитие проходит быстрее – они учатся, общаются, быстро запоминают все новое. Теперь у детей появляется ощущение, что они уже достаточно взрослые.

  1. Школьник хочет участвовать в жизни семьи, принятии решений (куда ехать отдыхать, что покупать, как проводить праздники и т.д.).
  2. Стремится скорее стать взрослым, избавиться от своего детства (часто смеется над прошлыми увлечениями, одеждой, интересами).
  3. Старается больше походить на взрослого (выбирает более взрослую одежду: например, девочкам хочется носить сумочку, туфли с каблучком).
  4. Хочет самостоятельно принимать решения (малыш борется за возможность выбора).
  5. Пытается позиционировать себя в коллективе, стремится стать популярным.
  6. Ищет похвалу взрослых. Ему необходим знать, что он нужный, ценный, что поступает правильно.

Такие особенности характерны для взрослеющих девочек и мальчиков. Сейчас у них разные интересы, потребности, но в целом возрастные особенности одинаковы для всех.

Читайте также:  Школа для развития ребенка в харькове

Кризис 7 лет

В 7 лет (или чуть позже) происходит кризис взросления: у детей наступает пора, когда хочется скорее повзрослеть. Они очень гордятся своим новым статусом школьника, и им необходимо чувствовать себя более самостоятельными, взрослыми.

Сильно меняется поведение детей в этот период. Они ищут кризис 7 летсебя, стараются понравится коллективу, влиться в новое общество (школа, класс). Родители отмечают, что совершенно не узнают своего ребенка после начала школьного обучения. Некоторые дети меняют свой характер, становятся более агрессивными или, наоборот, тихонями. В этом возрасте для них важно следовать общему настроению в коллективе.

В кризисный период ребенку сложно, и родителям нужно это понимать. Ругать его за несвойственное поведение неправильно. Старайтесь больше говорить, обсуждать, что и зачем он делает. Так ему будет проще разобраться в себе.

Обучение и развитие

Нормальное психическое развитие невозможно без целенаправленного обучения. В 6-7 лет дети нуждаются в получении новых знаний. Детский сад и школа, общение со сверстниками, игры, занятия помогают им получить достаточно информации для развития. Ограждать детей от чего-то из этого списка нельзя – это плохо повлияет на их личность, характер, психику.

Три компонента мышления у детей

В возрасте 6-7 лет у детей отмечаются некоторые особенности мышления. Можно выделить три основных компонента мыслительной деятельности:

  1. Мотивация.
  2. Регуляция (возможность планирования, воля).
  3. Операционный компонент (сформированный план действий, занятий).

Очевидно, что психическое развитие в этом возрасте уже качественно отличается от развития ребенка еще 2 года назад. Тогда не было возможности планировать, учитывать последствия своих действий, отсутствовала воля. Теперь развитие мышления позволяет детям лучше сосредоточиться на учебе, делать успехи.

Развитие речи

Развитие мышления тесно связано с развитием речи. Мышление детей стимулирует потребность общаться, обсуждать, высказывать собственное мнение. Младший школьный возраст выводит развитие речи на новый этап:

  • речь уже носит контекстный характер (малыш знает, когда и что нужно или можно говорить);
  • речь регулируется (знает, как обращаться ко взрослым, что следует говорить в конкретном случае);
  • совершенствуется произношение, уходят некоторые дефекты;
  • проявляется смысловая сторона речи, то есть речь уже гораздо осмысленнее.

Перед тем как разрешить малышу поступить в первый класс, его будет проверять логопед.

Некоторые простые дефекты не влияют на возможность учиться – это индивидуальные особенности произношения. Более серьезные дефекты придется лечить.

Если речь развита очень плохо, вам могут назначить занятия в специальной школе.

Главные функции речи

Можно выделить 3 главные функции речи для детей 6-7 лет:

Коммуникативная

Речь необходима для общения с родителями, учителями, друзьями. Важно, чтобы словарный запас был достаточно богатым – тогда возможно полноценное общение.

Обучающая

Здесь играют важную роль механизмы мышления и восприятия. Малыш слышит, понимает, запоминает материал. Его речь обогащается специальными терминами.

Регулирование

Данная функция позволяет осуществлять устное планирование.

Особенности развития речи необходимо учитывать еще раньше, в 4-5 лет. Родители должны контролировать свою речь, ведь их ребенок учится, слушая самых близких ему людей, и неосознанно воспринимает их речь за образец.

Читайте также:  Основные линии развития ребенка в дошкольном детстве

Источник

Каюмова Анна Михайловна
Особенности психического развития детей 6–7-летнего возраста

Поступление в школу предъявляет к психикеребенка новые высокие требования: перестраивается аффективно-мотивационная сфера личности, возрастает произвольность психических процессов, складываются начальные формы учебной деятельности. Все эти преобразования подчинены общей логике и в совокупности определяют становление нового уровня психической регуляции деятельности. Остановимся подробнее на особенностях психического развития детей 6 – 7- летнего возраста.

В настоящее время остается недостаточно изученной социальная ситуация развития в 6-7 -летнем возрасте, особенно со стороны ее субъективного переживания самим ребенком. В исследованиях Л. И. Божович и ее сотрудников показано, что в этот период у детей складывается ориентация на школу и учебу (внутренняя позиция школьника, отражающая отношение взрослых к ребенку как школьнику уже или в ближайшем будущем. По-видимому, этой ориентацией и представлен субъективный аспект социальной ситуации развития. Важно отметить, что внутренняя позиция школьника складывается еще до начала школьного обучения. Это опережающее представление, обязанное своим происхождением той работе по подготовке ребенка к школе, которая сознательно или стихийно проводится в детском саду и в семье.

Анализ тех ожиданий и требований, которые предъявляются ребенку взрослыми, показывает, что главная характеристика отношения взрослых к ребенку этого возраста это их ориентация на его поступление в школу (уже совершившееся или еще предстоящее). В 6 лет повышается субъективная значимость широкого социального окружения. Ребенок начинает осознавать себя членом общества. Для него становится важным общение не только со своим ближайшим окружением (родителями, другими родственниками, друзьями дома, но и с посторонними взрослыми людьми. Изучение внутренней позиции ребенка свидетельствует о том, что ее становление на протяжении 7 -го года жизни преимущественно состоит во все более адекватном отражении объективных особенностей социальной ситуации развития. (Т. А. Нежнова)

Необходимо отметить, что психологическим содержанием перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту является смена ведущей деятельности. Игра — ведущая деятельность дошкольника — уступает место учебе. Глубинные закономерности движения от дошкольной игры к учебе определяются основными новообразованиями, возникающими на границе дошкольного и младшего школьного возраста (опосредованный, произвольный характер поведения ребенка).

Д. Б. Эльконин предположил, что промежуточным звеном межу ролевым и знаково-символическим опосредованием может стать условно-динамическая позиция, принимая которую ребенок изменяет отношение к задаче, начинает подходить к ней как бы с точки зрения другого участника ситуации. От игровой роли условно-динамическая позиция отличается своей приуроченностью к решаемой задаче. Объединяет их то, что в обоих случаях ребенок «перевоплощается» в другого человека.

Особый интерес среди ученых (В. А. Недоспасовой, Е. В. Филипповой, А. Л. Венгером, Е. А. Бугрименко) приобретает изучение условно-динамической позиции, которая становится средством, обеспечивающим интериоризацию — переход совместного действия в индивидуальное. Л. С. Выготский рассматривал интериоризацию как общий механизм формирования высших (т. е. осознанных и произвольных) психических функций: логического мышления, произвольного внимания, смысловой памяти. Условно-динамическая позиция способствуетпротеканию другой стороны этого процесса: принимая точку зрения своего партнера по выполнению действия, ребенок, согласно предположению, сможет «присвоить» это действие (ранее доступное ему лишь в сотрудничестве). Следовательно, использование условно-динамической позиции в обучении должно помочь направленно формировать психологические новообразования, характерные для периода перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту. Условие такого формирования — приобретенная в игровой деятельности способность ребенка к принятию и удержанию позиции другого человека.

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что социальная ситуация развития ребёнка 6 – 7 лет усложняется и дифференцируется, ребенок вступает в отношения с более широким социальным миром, он осознает себя дошкольником и хочет стать школьником. Человеческие отношения, которые существуют в мире взрослых, становятся предметом игровой деятельности детей, где взрослый присутствует опосредованно, в идеальной форме. Выделяется новая сфера социальных контактов ребёнка — его отношения со сверстниками, которые связаны с коллективным характером обучения.

Читайте также:  Младенчество психическое развитие ребенка от рождения до года

В работах Л. С. Выготского, А. В. Запорожца было установлено, что переход от дошкольного к младшему школьному возрасту связан с «потерей непосредственности». У ребенка появляется обобщенное отношение к себе и к миру, определяемое обобщенными эмоциональными представлениями. От бессознательного использования социально выработанных средств психической регуляции деятельности ребенок переходит к их сознательному применению.

Данная сторона вопроса является весьма важной, так как новый уровень регуляции деятельности отражается в преобразовании всех психических процессов ребенка. Д. Б. Элькониным психические процессы были сгруппированы по двум основным сферам деятельности. Мотивационно-смысловая сфера определяется отношениями ребенка с другими людьми (развитие мотивационных и аффективных процессов, становление самооценки, а операционально-техническая — его отношениями с предметным миром (развитие символической функции).

В исследованиях Е. З. Басиной, М. Р. Гинзбурга было установлено, что на 7-м году жизни начинает складываться обобщенная самооценка, а у некоторых детей также ранний образ Я (включающий наряду с оценочным аспектом содержательное дифференцированное представление ребенка о себе, которые носят предвосхищающий,ценностно заданный характер: представления и оценки ребенка отражают не его реальные качества, а желаемые, ожидаемые им. Эти психологические образования, как и социальные эмоции, актуализируются почти исключительно в беседе со взрослым и пока еще не играют существенной роли в регуляции деятельности.

Согласно Е. В. Филипповой, Е. А. Бугрименко новый уровень произвольности, складывающийся у большинства детей на 7-м году, характеризуется появлением ориентации на последовательные указания взрослого, на систему условий поставленной задачи. При благоприятном ходе психического развития указания взрослого становятся фактором, направляющим ориентировку ребенка в ситуации, в условиях задачи.

Существенное значение по мнению А. Л. Венгера имеет появление к 6 годам высокого уровня развития наглядно — образного мышления у детей, в частности способности к оперированию обобщенными, схематизированными образами. Эта способность развивается на протяжении всего дошкольного возраста и не может, следовательно, рассматриваться как специфическое новообразование «кризиса 7 лет». В качестве такого психологического новообразования выступает появление у ребенка нового — сознательного — отношения к символическим и знаковым средствам психической деятельности. Новое отношение резко расширяет возможности использования этих средств при решении разнообразных задач, прежде всего учебных.

Сопоставляя развитие различных психических процессов в период перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту, легко заметить общую закономерность. Она состоит в появлении социально опосредованного отношения к действительности, отходе от связанности конкретной ситуацией (по выражению Л. С. Выготского, в «потере непосредственности»). Это сказывается в общей ориентации на социальную действительность, школу (внутренняя позиция школьника, в формировании образа «Я», опосредующего отношение ребенка к самому себе. Bнеситуативны также специфичные для изучаемого возраста учебный и социальный мотивы. Интенсивно формируются внеситуативные обобщенные эмоции, опосредованные социальными критериями. Познавательные процессы начинают характеризоваться сознательным использованием социально выработанных средств (символических и знаковых). (Л. С. Выготский, 1984, т. 4)

Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы позволяет комплексно охарактеризовать преобразования детской психики, связанные с переходом от дошкольного к младшему школьному возрасту, т. е. с так называемым кризисом 7-ми лет. Источник этих преобразований — изменение реального положения ребенка в системе отношений со взрослыми, с обществом.

Источник