Традиции семейного чтения как фактор духовного развития ребенка

Лилия Бобошина
Семейное чтение как источник формирования интереса к книге и духовного обогащения семьи
«Если в доме много книг, если они являются предметом уважения и любви, и вокруг себя малыш видит читающих, а то и слышит чтение вслух, любовь к книге, интерес к печатному слову, конечно, у него возникнет, и будет расти».
Сегодня, в мир современных цифровых технологий, чтение книг среди подрастающего поколения стало «немодно». И эта проблема, проблема не читающей молодёжи (подростки, молодые родители) не просто актуальна, она архиактуальна. Сейчас мы видим наших детей отдающее всё свободное время «чудесам техники» мы задаём себе вопрос: «Что делать? Как побудить читать подростков?» Но чтобы побудить ребёнка к чтению, прежде всего ему необходимо с раннего детства привить любовь к книге. Как это сделать? Прежде всего, нам, педагогам необходимо донести и объяснить молодым родителям, какое значение в жизни ребёнка имеет любовь к книге, любовь к чтению книг. Важно понимать, что если ребёнок с пелёнок, с молоком матери не перенял от семьи уважительное отношение к книге, чтению, то вряд ли он будет читающим подростком, любящим книгу.
Ведь это ценное качество – любовь к книге – начинает закладываться в душу ребенка с раннего детства, с его семьи. Если родителям удалось сделать это, значит, они одарили свое дитя самым дорогим, самым драгоценным в его жизни подарком, способным сделать его очень богатым. Но как быть тем, кому не удалось этого добиться? Как привить своему чаду любовь к книге, когда вокруг масса интересного, когда мультики, фильмы, всевозможные развлечения, игры — в том числе и компьютерные – порой, затмевают куда более важные духовно-нравственные, культурные ценности, не оставляя времени ценным и полезным вещам? Прежде чем ответить на этот вопрос, хочу вспомнить замечательные строчки из поэмы «Читающая мама»:
Может быть, у тебя и много богатств,
Скрытых в ящиках и сундуках,
Но богаче меня ты никогда не станешь,
Ибо у меня — читающая мама.
Важная роль в воспитании молодого поколения, формировании у него системы нравственных ценностей и ориентиров принадлежит семье. Исходя из традиционных русских методов семейного воспитания, родители, как и педагоги, учат, прежде всего, своим собственным примером, а уж потом наставлениями.
Если в раннем детстве малышам не столько читают, сколько рассказывают наизусть, то примерно с 3-4 лет начинается такое чтение, к которому все привыкли. В XIX — начале XX века в интеллигентных семьях была замечательная традиция семейного чтения, когда дети слушали взрослые произведения в чтении старших. Еще А. С. Пушкин вспоминал свою няню – Арину Родионовну, завораживающее впечатление свое от чтения, хотя и было не все понятно, но воздействие было очень сильным и незабываемым.
Традиция семейного чтения просто необходима в нашем современном обществе. Это то, от чего мы ушли; это то, к чему просто не обходимо вернуться.
Домашнее чтение (семейное чтение) — источник формирования интереса к книге, одно из средств духовного обогащения семьи.
Для того, чтобы получить представление об организации чтения ребёнка в семье, об отношении к чтению родителей, об участии родителей в этом увлекательном и сложном процессе нами было проведено анкетирование среди родителей нашего детского сада.Анкета называлась: » Воспитание у ребенка интереса и любви к книге«.
На первый вопрос: Есть ли у вас дома детская библиотека?
92,5% семей ответили, что имеют дома детскую библиотеку,
но есть и такие семьи, где нет детских книг -7,5%;
На второй вопрос какие книги преобладают у вас дома, многие ответили, что в ваших детских библиотеках есть и сказки и стихи и познавательная литература.
Часто ли Вы покупаете книги ребенку?
Часто ответили 47,5% родителей, редко 50%;
Многие из Вас руководствуясь, при покупке книге обращают внимание на возраст ребенка -62,5%; на содержание- 27,5%, на иллюстрации-2.5% и покупают случайно- 10%;
На вопрос, как часто Вы читаете книги детям, 62,5% родителей ответили 2-3 раза в неделю;
5% читают крайне редко;
2,5% вообще не читают;
лишь 22,5% родителей читают ребёнку книги каждый день.
На вопрос по чьей инициативе Вы читаете книги-77,5% родителей ответили по просьбе ребёнка;
22,5% родителей по своей инициативе;
О прочитанном беседуют 67,5% родителей; 25% иногда;
и не обсуждают вообще прочитанное произведение -5%;
60% детей рассказывают дома о художественной литературе, с которой познакомились в детском саду;
иногда рассказывают 15%;
совсем не рассказывают-17,5%;
Всего 30% опрошенных родителей, выписывают детские журналы.
На вопрос какова роль книги в развитии ребенка,многие родители ответили: развитие речи, воображения, логики, морально-этических качеств, знакомство с окружающим миром, историей, из этого следует, что Вы понимаете всю важность книги в развитии ребенка,
и лишь 5% родителей затруднились ответить на этот вопрос.
Сделав определённые выводы после анкетирования, мы решили возродить утерянные в последние десятилетия традиции семейного чтения.
Ведь семейное чтение — это не просто самый доступный и короткий путь приобщения детей к книге. Это средство обогащения и детей, и их родителей знаниями о семье, чистоте отношений, послушании, совести, добре и зле. Одним словом — это средство духовного обогащения семьи. Домашнее чтение кроме того сближает всех членов семьи, кровных родных, близких людей разного жизненного опыта.
Семейное чтение способствует установлению более близких внутрисемейных контактов, в частности чтение сказок является средством внутрисемейного общения между людьми разных поколений.Это раскрывается в следующем:
• совместное времяпровождение за чтением поучительных или волшебных сказок способствует не только пополнению «жизненной копилки» знаний и впечатлений человека, но и затрагивает подсознание, а значит, оживляет родовую, генетическую память кровных родственников;
• совместное чтение побуждает ребёнка задавать вопросы, искать пояснения непонятных слов и выражений, а значит, вступать в диалог со взрослым, формулировать вопрос, стараться вникнуть в смысл ответа, что почти всегда способствует знакомству ребёнка с народными обычаями, традициями, семейными историями;
• после чтения предлагаемых рассказов и сказок слушатели втягиваются в разговор о похожих событиях и ситуациях в их собственной жизни, что позволяет вскрыть тесные родовые связи и на этой основе заинтересоваться собственным семейным древом;
• чтение сказок, включая сказки на духовно-нравственную тематику, позволяет детям уяснить значение понятий, о которых, как правило, они не слышат ни в детском саду, ни во дворе, ни даже в обыденном семейном общении; это, например, такие понятия, как целомудрие, добродетель, благочестие, бескорыстная любовь.
Вот несколько рекомендаций, которые помогут сделать процесс семейного чтения интересным и полезным:
1) при выборе взрослыми сказки для семейного чтения следует ориентироваться и на собственный интерес, и на проблему семьи и своего ребёнка (например, болезнь члена семьи, появление второго ребёнка, семейный разлад и т. д.);
2) сказку следует читать не в паузах между занятиями, не мимоходом, а в специально отведённое для этого время; читайте регулярно, и тогда ребёнок получит заряд внимания, доброты и родительской любви, который будет согревать его всю последующую жизнь;
3) если у ребёнка появились вопросы, не спешите сразу на них отвечать, нужно спросить, как он сам понимает слово или ситуацию; возможно, вы услышите рассуждения ребёнка, важные для понимания многого в его поведении и эмоциональном состоянии;
4) порой в вопросах ребёнка кроется проблема, поэтому не нужно спешить читать дальше или «сворачивать» разговор; если ребёнок «застрял» на чём-то — это для него очень важно, поэтому его необходимо выслушать и понять;
5) если ребёнок попросил и на завтра ту же сказку или главу из книги — это не случайно; необходимо выполнить его просьбу и постараться понять, что именно заставляет ребёнка ещё и ещё раз переживать события из сказки, что его так глубоко затронуло.
Чтение сказки может произвести на ребёнка большое впечатление, и в этом случае можно использовать игру-драматизацию. Игра-драматизация по сюжету полюбившейся сказки позволит ребёнку «примерить на себя» образ персонажа, испытать чувства радости, потери, огорчения, удовлетворения от взаимопомощи. Это раздвигает границы жизненного опыта, упражняет в проявлении чувств, учит добру и справедливости.
Чтобы процесс семейного чтения стал для ребёнка желанным и полезным можно разнообразить приемы работы со сказкой:
• обсуждение поступков героев, построенное на свободных ассоциациях, которые вызваны текстом и образами сказки;
• создание рисунков по мотивам сказки или поделок, в которых могут быть проявлены свободные ассоциации;
• активная работа с текстом по выявлению причинно-следственных связей в сказке;
• проигрывание эпизодов сказки, что поможет сыграть эмоции персонажей и понять их;
• проигрывание вариантов решения ситуаций, т. е. использование сказки как притчи, нравоучения и т. д.
Время, отданное ритуалу семейного чтения, сблизит родителей и детей, разбудит желание наблюдать, размышлять, чувствовать и сопереживать. И тогда ребёнок получит заряд внимания, доброты и родительской любви, который будет согревать его всю последующую жизнь, и можно быть уверенным, что ритуал семейного чтения из семьи «перетечёт» в семью уже повзрослевших детей.
В. А.Сухомлинский сказал: — «Чтение – это окошко, через которое дети видят мир и познают себя». Какое окошко будет у наших детей, зависит от каждого родителя, так как воспитание начинается в семье. Надо как можно раньше приобщить ребёнка к книге и чтению, чтобы он был успешен в учёбе, не был отстающим среди сверстников, чтобы его уважали и ценили другие.
Источник
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Семейное чтение как фактор духовного развития ребенка
Апрель 2013
Слайд 2
Описание слайда:
В Программе развития ОУ:
подпрограмма «Информационная культура»
Проект
«Чтение – основа информационной культуры»
Цель:
воспитание любви к чтению
развитие и сохранение русского языка как основного средства коммуникации
Слайд 3
Описание слайда:
Механизм реализации проекта
Координация деятельности всех участников педагогического процесса (педагогический совет, методические объединения, классные руководители, библиотека, медиатека).
Спецкурс «Основы информационно-библиографической грамотности» для 5-6, 9-10-х классов.
Система внеклассных мероприятий.
Организация взаимодействия с родителями (родительские собрания, анкетирование, тестирование, совместные мероприятия)
Взаимодействие с учреждениями дополнительного образования.
Слайд 4
Описание слайда:
Приоритетное направление в работе с родителями: проблема семейного чтения
Семейное чтение:
вводит ребенка в мир книжной культуры, является наиболее древним, проверенным способом воспитания человека;
готовит человека к взаимоотношению с книгой, формирует потребность в чтении;
способствует раннему и правильному овладению родной речью;
формирует эмоционально-эстетическое восприятие книги;
при помощи книги происходит передача идеалов добра и духовности от одного поколения к другому.
Слайд 5
Описание слайда:
Разрушение традиций
Главная причина разрушения традиций семейного чтения – изменившаяся социально-культурная среда: повсеместное развитие телевидения, видео- и компьютерной техники, резкое усиление их роли и удельного веса в досуге современного человека.
Новые средства информации, по мнению многих, способны значительно лучше, чем книга, давать пищу для размышлений и переживаний, знания передавать опыт других.
Слайд 6
Описание слайда:
Чтение в семье – давняя традиция
«Одно из самых ярких моих воспоминаний – папа, читающий нам вслух. Нынче этот обычай – семейное чтение вслух – практически вывелся. Все поглотил и подмял под себя кубический бог – телевизор. Вокруг него, не коленопреклоненные, но в столь же подчиненных позах – члены семьи. А я хочу с благодарностью вспомнить о чтении вслух – незаслуженно забытом семейном обычае. … Это был ритуал, который нельзя было нарушить, несмотря ни на какие бытовые трудности…»
Грекова И. Детство и слово // Детская литература. — 1988.- № 1.- С. 36–37.
Слайд 7
Описание слайда:
Результаты исследования
в 5-х классах. Анкетирование
Слайд 8
Описание слайда:
Результаты исследования
Слайд 9
Описание слайда:
Результаты исследования
Слайд 10
Описание слайда:
Результаты исследования
Около трети родителей следят за чтением своего ребёнка, читают с детьми вслух, выбирают с ними книги, помогают комплектовать личную библиотеку ребёнка, т.е. являются руководителями детского чтения и в этих семьях пытаются сохранить традиции семейного чтения.
Две трети родителей практически самоустранились от решения этой проблемы, считая, что дети уже потеряли интерес к книге.
Интерес к книге у ребят в этом возрасте ещё не утерян и им необходима поддержка родителей. Но большинство родителей расписывается в собственном бессилии.
Слайд 11
Описание слайда:
Причины, мешающие возрождению традиций семейного чтения
Родители сами не любят читать или им не читали в детстве, они не понимают важность чтения для развития ребёнка. Они считают чтение обязанностью и не получают от него удовольствия.
Недостаточно специальных знаний у родителей: родители хотят, но не знают, как приобщить ребёнка к чтению, они не уверены в себе и не могут поддержать чтение своих детей.
Экономические и финансовые причины.
Слайд 12
Описание слайда:
Тест-рисунок
«Вечер в моей семье» 2-3 классы
Цель исследования:
изучить средства семейного досуга.
Нас интересовала частотность изображения на рисунках книг, газет, журналов, телевизора, компьютера как средств проведения досуга детей и родителей.
Слайд 13
Описание слайда:
Результаты теста
Слайд 14
Описание слайда:
Результаты теста
Слайд 15
Описание слайда:
Совместный досуг
Слайд 16
Описание слайда:
Выводы
«Чтение» как форма проведения досуга в семье занимает весьма скромное место.
Ребенок практически не вовлекается взрослыми членами семьи в деятельность с книгой.
Часто причиной того, что младший школьник не имеет охоты и практики чтения, является отсутствие читательских традиций в семье.
Но привить интерес к чтению можно лишь тогда, когда не только в школе, но и дома ребенок вовлекается в деятельность с книгами.
Слайд 17
Описание слайда:
Направления работы
Методическое
Регулярные тематические родительские собрания: «Недетские проблемы детского чтения», «Семейное чтение как фактор духовного развития ребенка».
Методические рекомендации специалистов для родителей (на электронных и бумажных носителях).
Информационно-просветительское
Обзоры Интернет-ресурсов для родителей в медиатеке, направленных для поддержку детского чтения.
Постоянная выставка материалов «Чтение – основа информационной культуры» в медиатеке.
Книжные выставки в библиотеке «Эти книги читали твои родители»
Публикация материалов на сайте
Досуговое
Совместные мероприятия (Папа, мама, я – читающая семья)
Слайд 18
Описание слайда:
Отзывы
«… огромная благодарность за информацию. Заполняя анкету, было очень стыдно, очень. Будем работать в этом направлении»
«Очень интересен список детских периодических изданий в электронном варианте. Я думала, что их уже нет».
«Спасибо большое! Можно скачать вашу презентацию? Хочу показать коллегам на работе»
Слайд 19
Презентация успешно отправлена!
Ошибка! Введите корректный Email!
Источник
Юлия Адамова
Консультация для родителей «Традиция семейного чтения»
«Любите книгу, она облегчает вам жизнь, дружески поможет разобраться в пестрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человечеству. » Максим Горький.
В нашей стране семейное чтение имеет интересную историю развития. На протяжении всей истории книги шли с нами рука об руку. В современное время, традиция семейного чтения становится актуальна. Именно в книгах человек может найти утешение и ответы на многие вопросы.
Книга — источник знаний, надежный друг и великий доктор детских душ.
Советы, как приобщить Ваших детей к домашнему чтению.
Как зародить семейную традицию?
Сложно формировать семейную традицию, если дети выросли. Совсем другое дело, молодые семьи, где родители могут показать ребенку всю красоту мира и сформировать надежную жизненную позицию на протяжении всей жизни.
Начать нужно с малого — чтение ребёнку на ночь. Даже если ваш ребенок еще слишком маленький, чтобы понимать то, что вы ему говорите, только звук вашего голоса будет для малыша необыкновенно полезен. Старайтесь уделять время для выбора сказок, к примеру, сказки Андерсена, вряд ли, можно читать детям, так как эти книги были написаны для взрослых и сформировавшихся личностей. Книга должна учить ребенка, воспитывать его.
Также, вы можете самостоятельно сочинять сказки. Это не займет у вас много времени (несколько минут в день, сказка не должна быть длинной, чтобы ребенок не устал. Вы сможете сами научить его тому, что вы считаете хорошим. Например, сказка про то, как мальчик не мылся и потерял всех друзей, а потом волшебница принесла ему мыло со вкусом клубники, и он стал чистым и друзья, вновь вернулись. Вариантов много! Представьте, радость вашего, уже взрослого, сына, когда на совершеннолетие вы подарите ему сборник сказок, написанных вами и прослушанных им в детстве — это настоящий «золотой» подарок.
Книга – верный помощник родителей в воспитании духовности у детей. Классики русской литературы оставили нашему поколению богатое наследие, на основе которого может строиться нравственное воспитание в семье.
Воспитание книгой с младшего дошкольного возраста.
В первые годы жизни человека закладываются основы для его духовного роста. Родители полностью отвечают за ребёнка и дают ему представление о красоте, нравственности, добре и зле.
В этом родителям может помочь детская художественная литература. Начните приобщать ребёнка к чтению, и оно станет для него источником информации о мире, а для вас – способом воспитания.
«В дошкольном и младшем школьном возрасте воспитание книгой чаще всего происходит через подражание. Ребенок жаждет быть хорошим, и потому внутренне ориентируется на положительных персонажей, хочет быть похожим на них» — И. И. Тихомирова, кандидат педагогических наук, доцент Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств, статья «Воспитание чтением: как это происходит?».
Воспитание чтением книг.
«Читать — это еще ничего не значит, что читать и как понимать читаемое — вот в чем главное дело» К. Д. Ушинский. «Не так важно научить детей читать, намного важнее научить детей обдумывать то, что они читают!» Джордж Карлин.
Чтение лежит в основе нравственного воспитания личности, задача родителей – привить ребёнку любовь к чтению.
Выдержки из книги «Художественная классика как средство духовного возрождения» учёного В. А. Левидова, которые можно использовать как руководство для родителей к детскому чтению:
• Подбирайте произведения детской художественной классики с учетом возрастных потребностей детей и их жизненного опыта.
Если книга слишком сложна для понимания в определенном возрасте, юный читатель следит за развитием сюжета, выхватывает только то, что лежит на поверхности, упуская из виду сложную психологическую сторону описываемых событий и характеров. Он не может осознать прочитанного, в результате художественное произведение остается непонятым.
• В отобранных произведениях выделите ситуации, с которыми, или подобными им, может встретиться, или уже встречался ребенок в реальной жизни. Вскройте воспитательный потенциал этих ситуаций. Продумайте, какие законы душевной жизни сконцентрированы в них.
Замечательная семейная традиция – читать и обсуждать книги. Обсуждая с ребенком на равных поступки героев и ситуации, описанные в книге, вы построите с ним доверительные отношения, научите его формулировать и высказывать свою точку зрения и прислушиваться к мнению других.
• Предложите ребенку изложить свое отношение к ситуации и привести по возможности аналогичные примеры из жизни. С помощью вопросов побудите его высказать свои соображения, почему произошла ситуация, почему каждый из героев вел себя именно так, а не иначе, одинаковыми ли мотивами они руководствовались, как это сказалось или могло сказаться на судьбах других людей.
Это научит ребенка тщательно взвешивать свои слова и поступки, он будет задумываться о том, как они повлияют на чувства и настроение близких ему людей. Очень важно научить ребенка сопереживать, любить, жалеть и прощать – это основная задача духовного воспитания в семье, и помочь в этом могут прекрасные произведения писателей-классиков.
• Родители могут проиграть разбираемую в книге ситуацию в виде ролевой игры, с тем, чтобы ребенку было легче представить себя на месте персонажей и действовать с их позиции. Начинать такого рода работу можно с самого раннего возраста, когда ребенок наиболее активно впитывает и осваивает нравственный опыт.
• Обратите внимание на то, что и как читает ваш ребенок, чтобы книга из доброго друга и наставника не превратилась во врага. Сформировать у ребенка иммунитет к низкопробным книгам, авторы которых ставят под сомнение ценность традиционных святынь – труда, семьи, любви к Родине – задача не только учителей, но и родителей.
Чтение вслух каждый день.
Когда вы с ребёнком гуляете в парке или отдыхаете на природе, возьмите интересную книжку и читайте её вслух. Дайте ребенку почитать для вас, не очень много, пытаясь развить в нём интерес к книге. Для ребёнка, который только учится читать, подойдёт чтение по слогам.
Пример чтения родителей.
Приобретайте больше интересных книг и познавательных журналов, энциклопедий. Не проводите много время перед телевизором, за компьютером, больше читайте, и тогда ребёнок, захочет последовать вашему примеру.
Свобода выбора книг.
Не навязывайте ребёнку книги, которые выбрали для него сами. Приведите его в книжный магазин, и пусть он сам выберет книжки, которые ему интересны. Вы сами можете прочитать детскую книжку и обсудить её с ребенком.
Слушание аудиокниг.
Для маленьких непосед, которые не хотят сидеть дома за чтением, купите аудиокниги. Слушайте их в машине или перед сном.
Словесные игры.
В течение дня, когда родители заняты повседневными делами, а дети крутятся рядом, можно поиграть в словесные игры (например, названия городов, стран). Это расширит словарный запас ребенка, он узнает значение новых слов и предложений, в которых они используются.
Экскурсия в библиотеку.
Родители могут взять ребенка с собой в настоящую взрослую библиотеку. Его воображение поразят длинные ряды книг. Расскажите, что в них содержатся знания о природе, истории, астрономии. Ребёнок заинтересуется и попросит записать его в детскую библиотеку.
Подписка на журналы.
Выписывайте журналы с большим количеством красивых иллюстраций. Возможно, увидев фотографии в журнале с красивым пейзажем, животными, птицами, ребенок захочет прочитать публикацию.
Помощь книг в дороге.
Читать книги можно в любом месте, а в дороге книга становится средством развлечения, является прекрасным способом сократить время в дороге в автобусах и самолётах, в ожидании приёма к врачу.
Роль бабушек и дедушек.
Бабушки и дедушки могут играть важную роль в привитии детям любви к книге. Во время встречи с внуками можно ввести традицию — посещение книжного магазина или библиотеки.
Семейное чтение обладает уникальными свойствами, которые способны создать тёплую семейную атмосферу для развития личности ребенка.
10 причин читать:
1. Если вы способны уделить детям такое внимание, они знают, что вы их любите.
2. Чтение для детей делает из них читателей в будущем.
3. Детские книги сегодня, так хорошо написаны, что будут интересны даже для взрослых.
4. Иллюстрации в книгах обогащают детей, способствуют их творческому развитию. Дети будут благодарны Вам за это в течении всей жизни.
5. Книги способны привить детям ценности, которые они пронесут через всю жизнь.
6. Книги помогут вашим детям научиться размышлять и фантазировать.
7. До тех пор, пока дети учатся читать, они будут считать Вас волшебником, создающим магию из слов.
8. Чтение вслух способствует развитию внимания у вашего ребенка.
9. Вы создаете удивительные воспоминания, о прекрасных семейных вечерах и о теплом общении с ребенком.
10. Рано или поздно, Вам обязательно скажут спасибо за умного и воспитанного ребенка.
Выбор детских книг.
Чтение книг ребенку вслух очень важный момент нравственного воспитания. Необходимо прививать чтение с самых ранних лет и поддерживать на протяжении все жизни, если хотите полноценного развития ребенка, установления традиции семейного чтения
Наиболее важная причина читать вашему ребенку заключается в том, чтобы провести время вместе. Хорошего семейного чтения!
Источник