Ткачева виктория семья ребенка с отклонениями в развитии

Ткачева виктория семья ребенка с отклонениями в развитии thumbnail

Образование

Московский государственный университет им.М.В. Ломоносова, филологический факультет, филолог, преподаватель испанского языка, 1978.
Московский государственный открытый педагогический институт, дефектологический факультет; олигофренопедагог, логопед вспомогательной школы, 1993.
Московский государственный открытый педагогический университет; дефектологический факультет; отделение специальная психология психолог коррекционных, диагностических учреждений, 1996.

Тема кандидатской диссертации

«Психологическая помощь семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии» (1999)

Тема докторской диссертации

Система психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии» (2005)

Курсы текущего учебного года

Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии.
Психологическая помощь семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии.
Ранний детский аутизм.
Методы психологической коррекции и реабилитации.
Психологическое консультирование.
Специальная психология».
Психолого-педагогическая диагностика детей с ОВЗ.
Организация профессиональной деятельности педагога-психолога в специальном образовании.
Современные технологии оказания психологической помощи лицам с нарушениями социально-личностного развития.
Психология детей с умственной отсталостью.

Публикации

Ткачева, В.В. Психологическое изучение семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии. Монография / В.В.Ткачева. – М.: УМК “Психология”; Московский психолого-социальный институт, 2004, 192 с. – ISBN 5-93692-053-4 Рецензенты: В.Г.Петрова, С.Д.Забрамная. (8 п.л.), 2000 экз.
Ткачева, В.В. Психолого педагогическое сопровождение современной семьи. Монография / В.В.Ткачева. – М., РИЦ МГГУ им. М.А.Шолохова, 2008.-131 с. – ISBN- 5-8288-1091-Х Рецензенты: В.Г.Петрова, И.Ю.Левченко. (8,25 п.л.), 1000 экз.
Ткачева В.В. Психолого-педагогическое изучение детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы (с ранним детским аутизмом). Глава 5, параграф 5.4. / Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья: Учеб. для студ. учреждений высш. проф. обр. //Под ред. И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамной. -6 изд. Перераб. и доп. -М.: Изд. центр “Академия”, 2011, 336 с.-(Сер.Бакалавриат), С.227-240
Ткачева В.В. Психологическое изучение семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями развития. Гл.7/ Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья: Учеб. для студ. учреждений высш. проф. обр. //Под ред. И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамной. -6 изд. перераб. и доп. – М.: Изд. центр “Академия”, 2011, 336 с.-(Сер.Бакалавриат), С. 277-311
Ткачева В.В. Дистанционное образование детей с расстройствами аутистического спектра Параграф 4.4./ Дистанционное образование: педагогу о школьниках с ограниченными возможностями здоровья// под ред. И.Ю.Левченко, И.В.Евтушенко, И.А.Никольской.- М.: Национальный книжный центр, 2013.- С.242-266
Ткачева В.В. Дистанционное образование детей с нарушениями поведения Параграф 4.5. /Дистанционное образование: педагогу о школьниках с ограниченными возможностями здоровья// под ред. И.Ю.Левченко, И.В.Евтушенко, И.А.Никольской.- М.: Национальный книжный центр, 2013.- С.266- 288
Ткачева В.В. Патопсихологические исследования познавательной деятельности личности. Глава 4./ Патопсихология: теория и практика: Учебник для студ. высш. Проф. Образования [И.Ю.Левченко, В.В.Ткачева, Г.Х.Юсупова, Г.А.Бутко] //Под ред. И.Ю.Левченко. М.: Изд. центр “Академия”, 2013.- С.54-88
Ткачева В.В. Патопсихологическое изучение детей школьного возраста. Параграф 6.5. /Патопсихология: теория и практика: Учебник для студ. высш. Проф. образования [И.Ю.Левченко, В.В.Ткачева, Г.Х.Юсупова, Г.А.Бутко] //Под ред. И.Ю.Левченко. Глава 4. М.: Изд. центр “Академия”, 2013.- С.141-159
Ткачева, В.В. Ю.А.Труханова Технологии психокоррекционной работы по развитию воображения слабослышащих дошкольников и младших школьников: учебно-методическое пособие/ Ткачева, В.В., Труханова Ю.А..- М.: ООО «Национальный книжный центр, 2013.- 120с. +СД диск (Специальная психология)
Ткачева, В.В. Технология психолого-педагогической помощи семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Межотраслевые подходы в организации обучения и воспитания лиц с ОВЗ: Монография.- М.: Издательство «Спутник +», 2014.- 215 с., тираж 500 экз.
Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья: учебник для студентов учрежд. высш. образования / [В.В.Ткачева, Е.Ф.Архипова, Г.А.Бутко и др.]; под ред. В.В.Ткачевой М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 272 с. – (Сер. Бакалавриат)
Ткачева, В.В. Семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья: диагностика и консультирование: учебно-методическое пособие.- М.: ООО «Национальный книжный центр, 2014.- 152с. +СД диск (Специальная психология)

Повышение квалификации

• Курсы повышения квалификации в объеме 72 часов на Международном научно-практическом семинаре «Современные аспекты подготовки кадров системы специального образования в Германии и России» (Москва, 11-18 сентября, 2009);
• курсы ГОУ ВПО «Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д.Ушинского» по программе «Совершенствование подготовки управленческих кадров, специалистов системы образования в области обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов» в объеме 72 учебных часа (Ярославль, 2010);
• курсы ФГБОУ ВПО МГГУ им. М.А.Шолохова по программе «Современные методы повышения эффективности работы учреждений высшего профессионального образования» в объеме 87 часов (2013);
• курсы ФГБОУ ВПО МГГУ им. М.А.Шолохова по программе повышения квалификации для педагогов, работающих с глухими детьми после кохлеарной имплантации в условиях инклюзивного образования в объеме 72 часов (2013).;
• курсы ФГБОУ ВПО МГГУ им. М.А.Шолохова по программе повышения квалификации по программе «Распространение моделей раннего выявления и комплексного сопровождения детей с целью коррекции первых признаков отклонений в развитии детей» в объеме 72 часов, Москва, 15-31 мая 2015.

Читайте также:  Что такое физическое развитие ребенка 5 лет

Государственные и ведомственные награды

Медаль «В память 850-летия Москвы», 1997 г.
Медаль «80 лет Вооруженных Сил СССР» , 1997 г.
Почетный знак Первого Всероссийского Съезда дефектологов « За вклад в дефектологию» (26-28 октября 2015 г.)

Достижения и поощрения

Диплом XX Московской международной книжной выставки-ярмарки «Дошкольник 2007. Инновационные тенденции в дошкольном образовании и коррекционной педагогике».
Диплом I степени МГГУ им. М.А.Шолохова за подготовку и издание учебного пособия «Технологии психологического изучения семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии», М., 2007.
Диплом I степени МГГУ им. М.А.Шолохова за учебное пособие «Технологии психологической помощи семьям детей с отклонениями в развитии», М., 2008.
Диплом I степени МГГУ им. М.А.Шолохова за подготовку и издание учебного пособия «Технологии психологической помощи семьям детей с отклонениями в развитии», М., 2009.
Сертификат №98 Лучший преподаватель МГГУ им. М.А.Шолохова по итогам 2012 г.
Благодарность от ректора МГГУ им.М.А.Шолохова за большой вклад в работу факультета и педагогическое мастерство.

Исследовательские проекты и гранты

3.4.1. 15024 «Организационные и методические основы организации обучения детей с множественными психофизическими нарушениями» аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2006-2008 годы)» на 2008 г.;

3.1.1/5014 «Разработка научно-методического обеспечения формирования магистерских примерных основных образовательных программ по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» аналитической ведомственной целевой программы “Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2010 годы)”.

3.1.1/10818 «Разработка научно-методического обеспечения формирования магистерских примерных основных образовательных программ по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2011 годы)”.

Государственный контракт № 07.028.11.0002 от 26 марта 2014 г.
«Внедрение модели повышения квалификации работников сферы образования в области распространения современных технологий успешной социализации детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья».

Государственное задание по проекту № 3305 «Разработка и научно-методическое обоснование системы профориентационной работы и моделей социализации (сопровождаемого проживания) для обучающихся с ОВЗ со сложным дефектом».

Участие в конференциях

Круглый стол «Актуальные проблемы социализации и жизнеустройства детей и молодежи с тяжелыми нарушениями развития в социальном и образовательном пространстве», ГБОУ СПО Педагогический колледж №16, Межрегиональная общественная организация РОО «ЯБЛОЧКО», Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова, Москва, 26 марта, 2014 г.

Доклад «Взаимодействие специалистов и семьи в процессе психолого-педагогического сопровождения лиц с интеллектуальными нарушениями»

Городская межрегиональная научно-практическая конференция «Междисциплинарный подход к сопровождению детей с церебральным параличом в системе образования», ГБОУ ВПО МГПУ ИСО и КР, г. Москва, 14-15 мая, 2014 г.

Доклад «Общие вопросы теории и методологии психологической помощи семье ребенка с ограниченными  возможностями здоровья»

IV международная научно-практическая конференция “Актуальные проблемы обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья”, г. Москва, МГГУ им. М.А. Шолохова, 26-27 июня, 2014 г.

Доклад «Взаимодействие специалистов с семьями обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в свете модернизации системы специального образования»

Всероссийский Семинар по внедрению моделей выявления отклонений и раннего комплексного вмешательства с целью коррекции первых признаков отклонений в развитии детей, г. Москва, МГГУ им. М.А. Шолохова, 21-23 сентября, 2015 г.

Доклад «Роль семьи в предупреждении нарушений развития детей раннего возраста»

I Всероссийский Съезд дефектологов «Особые дети в обществе», секция «Современные модели взаимодействия с родителями, воспитывающими ребенка с тяжелыми и множественными нарушениями развития», г. Москва, 26 – 28 октября, 2015 г.

Читайте также:  Развитие ребенка дошкольного возр с

Доклад «Психолого-педагогическое сопровождение семей лиц со сложными нарушениями развития»

Круглый стол «Актуальные проблемы социализации и жизнеустройства детей и молодежи с тяжелыми нарушениями развития в социальном и образовательном пространстве», ГБОУ СПО Педагогический колледж №16, Межрегиональная общественная организация РОО «ЯБЛОЧКО», Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова, Москва, 26 марта, 2014 г.

Доклад «Взаимодействие специалистов и семьи в процессе психолого-педагогического сопровождения лиц с интеллектуальными нарушениями»

Городская межрегиональная научно-практическая конференция «Междисциплинарный подход к сопровождению детей с церебральным параличом в системе образования», ГБОУ ВПО МГПУ ИСО и КР, г. Москва, 14-15 мая, 2014 г.

Доклад «Общие вопросы теории и методологии психологической помощи семье ребенка с ограниченными  возможностями здоровья»

IV международная научно-практическая конференция “Актуальные проблемы обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья”, г. Москва, МГГУ им. М.А. Шолохова, 26-27 июня, 2014 г.

Доклад «Взаимодействие специалистов с семьями обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в свете модернизации системы специального образования»

Источник

Главная
Семья ребенка с отклонениями в развитии: Диагностика и..

Ткачева В.В.

Под научной редакцией И.Ю. Левченко. — М.: Книголюб, 2008. — 144 с. — (Специальная психология).В пособии изложены теоретические основы диагностической и консультативной помощи семье ребенка с отклонениями в развитии. Раскрыты особенности внутрисемейных условий, в которых воспитываются такие дети. Описаны технологии психологического консультирования (направления и этапы, приемы взаимодействия психолога с близкими ребенка), основные направления и методы психологического изучения семьи ребенка с отклонениями в развитии, представлены схема экспресс-диагностики и модель психологического заключения.
Адресовано психологам, студентам дефектологических, психологических и педагогических факультетов вузов, слушателям курсов повышения квалификации и переподготовки. Теоретические основы диагностической и консультативной помощи семье ребенка с отклонениями в развитии.Предисловие.
Цели, задачи и принципы диагностической и консультативной помощи семье ребенка с
отклонениями в развитии.
Особенности внутрисемейных условий, в которых воспитываются дети с отклонениями в развитии.
Дефект в развитии ребенка как доминирующая причина травматизации психоэмоциональной сферы его родителей.
Личностные особенности детей с отклонениями в развитии и характер детско-родительских отношений.
Уровни деформации внутрисемейных взаимоотношений и социальных контактов.
Особенности ценностных ориентации и мотивационных установок родителей.
Психологические портреты родителей детей с отклонениями в развитии.
Модели воспитания в семьях детей с отклонениями в развитии.
Влияние социума на отношение к ребенку членов его семьи.
Технологии психологического консультирования семьи ребенка с отклонениями в развитии.
Основные направления психологического консультирования семьи ребенка с отклонениями в развитии.
Процедура консультирования семьи.
Особенности консультирования родителей и других близких ребенка с отклонениями
в развитии (матерей, отцов, бабушек, нянь, гувернантов).
Технологии психологического изучения семьи ребенка с отклонениями в развитии.
Основные направления психологического изучения семьи ребенка с отклонениями в развитии.
Методы психологического изучения семьи ребенка с отклонениями в развитии.
Схема экспресс-диагностики семьи ребенка с отклонениями в развитии и составление
психологического заключения.
Список рекомендуемой литературы.
Приложения:
Документация психолога по изучению семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями
в развитии.
Диагностический комплекс методик психологического изучения семьи ребенка с отклонениями в развитии.Ткачева Виктория Валентиновна — доктор психологических наук, профессор кафедры специальной психологии и клинических основ дефектологии Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Является автором многочисленных публикаций по вопросам диагностики и консультирования семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии.

Язык:
russian

File:
DOC, 1.32 MB

Источник

Ткачева Виктория Валентиновна

Доктор психологических наук, профессор кафедры специальной педагогики и специальной психологии, заместитель декана по научной работе, руководитель магистерской подготовки по направлению – 050700 Специальное (дефектологическое) образование: Программа «Психолого-педагогическое сопровождение образования лиц с ограниченными возможностями здоровья», автор многочисленных работ по проблеме психологической поддержке семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии.

Образование. МГУ им. М.В.Ломоносова, МГОПУ, МГОПУ им. М.А.Шолохова

Наименование направления подготовки и/или специальности. Дефектология.
Присвоенная квалификация высшего образования. Олигофренопедагог. Психолог коррекционных, диагностических учреждений

Научные интересы. В.В.Ткачева является членом 4-х диссертационных советов по специальностям:
13.00.03 — Коррекционная педагогика (сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия)
19.00.10 — Коррекционная психология
19.00.07- Педагогическая психология
В настоящее время ее научные интересы определяются следующими направлениями:
1. — — — Разработка инновационных подходов к оказанию психологической помощи семьям лиц с ограниченными возможностями здоровья
2. — — — Технологии психолого-педагогического изучения семей лиц с нарушениями — развития
3. — — — Технологии психокоррекционной помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья
4. — — — Психолого-педагогическая помощь детям с расстройствами аутистического спектра (РАС)»
5. — — — Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих лиц со сложной структурой дефекта

Читайте также:  Развитие ребенка в чреве матери

Первое научное направление – «Разработка инновационных подходов к — оказанию — психологической помощи семьям лиц с ограниченными возможностями здоровья» направлено на оказание помощи семьям, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в связи с рождением ребенка с инвалидизирующим заболеванием. Данное направление ориентировано на создание и апробацию новых технологий психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ОВЗ всех категорий, включая и семьи детей, интегрируемые в массовые общеобразовательные учреждения. Психологическая помощь семьям выступает в качестве важнейшего условия, обеспечивающего необходимый уровень социально-психологической адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья и реабилитации их семей.

Второе научное направление – «Технологии психолого-педагогического изучения семей лиц с нарушениями — развития» — ориентировано на разработку подходов, методов и приемов диагностической работы, направленной на определение характера семейных условий воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья, выявление дисфункций в детско-родительских, родительско-детских и межпоколенных отношениях в семьях лиц с нарушениями развития. Эта деятельность способствует выявлению семей группы риска, нуждающихся в разработке и реализации индивидуальных программ психолого-педагогического сопровождения.

Третье научное направление – «Технологии психокоррекционной помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья» — направлено на разработку психокоррекционных приемов и техник, обеспечивающих оптимальное развитие ребенка с нарушениями развития, гармонизацию внутрисемейной атмосферы и трансформацию ее в коррекционную, реализацию комплексной системы мер по оказанию психологической помощи семьям, — воспитывающим детей (подростков, молодых инвалидов) с нарушениями развития.

Четвертое научное направление – «Психолого-педагогическая помощь детям с расстройствами аутистического спектра (РАС)» — ориентировано на разработку технологий успешной интеграции в дошкольное и школьное образовательное пространство детей с искаженным вариантом дизонтогенеза- определение специальных условий, обеспечивающих их развитие и социальную адаптацию- разработку программ индивидуального психолого-педагогического сопровождения аутичных детей в условиях интеграции.

Пятое научное направление – «Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих лиц со сложной структурой дефекта» — предполагает разработку разнообразных технологий — адресной помощи семьям на разных возрастных этапах жизни лица с тяжелыми нарушениями в развитии в зависимости от выявленных особенностей и потребностей, интегративное использование психолого-педагогических и психотерапевтических приемов и — методов, создание условий для выбора оптимальной модели воспитания.

Преподает учебные курсы: «Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с ОВЗ», «Психология семьи и семейного воспитания», «Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ОВЗ», «Коррекционная работа при РДА», «Обучение и воспитание детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы».

Подготовка аспирантов. Под научным руководством В.В.Ткачевой защищено 5 кандидатских диссертаций.

Подготовка магистрантов. Под научным руководством Виктории Валентиновны в 2013-2014 учебном году было успешно защищено 2 магистерских диссертации:

  • Бразгун Т.Н. Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с расстройствами аутистического спектра.
  • Новикова М.Л. Взаимодействие специалистов и семьи в процессе развития ребенка с синдромом Дауна младшего школьного возраста.

Публикации. В.В.Ткачева является автором более 70 публикаций по проблемам психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.
4565 4566 4567 4568

Общий стаж работы: 39 лет.
Стаж работы по специальности: 25 лет.

Данные о повышении квалификации:2013г., ФГБОУ ВПО МГПУ им. М.А.Шолохова, обучение по программе «Современные методы повышения эффективности работы учреждения высшего профессионального образования» (87 часов), рег. номер 00813.
2013 год, ФГБОУ ВПО МГПУ им. М.А.Шолохова, обучение по программе повышения квалификации для педагогов, работающих с глухими детьми после кохлеарной имплантации в условиях инклюзивного образования, (72 часа), рег.номер 337.

Контактная информация: ksp_deffak_mggu@mail.ru

Источник