Тьютор для ребенка с нарушениями в развитии это

Тьютор для ребенка с нарушениями в развитии это thumbnail

Инфоурок

Коррекционное обучение
›Другие методич. материалы›»Памятка для тьютора по сопровождению детей с нарушениями в развитии»

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

«Памятка для тьютора по сопровождению детей с нарушениями в развитии.» Подгот

Описание слайда:

«Памятка для тьютора по сопровождению детей с нарушениями в развитии.» Подготовила: Рочева Юлия Аркадьевна Студентка 5 курса заочное олиго

2 слайд

«В российском образовании произойдет довольно крупное событие. В школах появи

Описание слайда:

«В российском образовании произойдет довольно крупное событие. В школах появится еще одна должность – тьютор… » член-корреспондент РАН, ген. директор «Издательство Просвещение» Александр Кондаков 17 мая 2008

3 слайд

Тьютор (англ. tutor – наставник, опекун; лат. tueor – наблюдаю, забочусь) –

Описание слайда:

Тьютор (англ. tutor – наставник, опекун; лат. tueor – наблюдаю, забочусь) – новая специальность в образовании, это наставник, посредник, человек, который научит самостоятельно решать проблемы (переводить их в задачи). Тьюторство – практика, ориентированная на построение и реализацию персональной образовательной стратегии, учитывающей личный потенциал человека, образовательную и социальную инфраструктуру и задачи основной деятельности.

4 слайд

Нормативные акты, регламентирующие деятельность тьютора -Приказы Минздравсоцр

Описание слайда:

Нормативные акты, регламентирующие деятельность тьютора -Приказы Минздравсоцразвития РФ от 5 мая 2008 г. № 216-н и 217-н, зарегистрированные в Минюсте РФ 22 мая 2008 г. под № 11731 и № 11725 соответственно. — Приказ № 593 Минздравсоцразвития России от 14.08.2009 (квалификационная характеристика тьютора) -Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (приказ № 761н Миздравсоцразвития от 26.08.2010, зарегистрирован в Минюсте РФ 6 октября 2010 г. N 18638).

5 слайд

Варианты сопровождения ребенка с ОВЗ

Описание слайда:

Варианты сопровождения ребенка с ОВЗ

6 слайд

Тьюторский функционал Индивидуальная работа с обучающими ОВЗ Организация инди

Описание слайда:

Тьюторский функционал Индивидуальная работа с обучающими ОВЗ Организация индивидуальных и групповых консультаций

7 слайд

Принципы тьюторской работы Открытость Гибкость 

Описание слайда:

Принципы тьюторской работы Открытость Гибкость 

8 слайд

Характеристика тьютора Мобильность Толерантность, тактичность

Описание слайда:

Характеристика тьютора Мобильность Толерантность, тактичность

9 слайд

Этапы тьюторского сопровождения 1. Диагностико-мотивационный 2. Проектировочн

Описание слайда:

Этапы тьюторского сопровождения 1. Диагностико-мотивационный 2. Проектировочный 3. Реализационный 4. Аналитический

10 слайд

Взаимодействие тьютора и обучающего с ОВЗ Формирует доверительные и эмоционал

Описание слайда:

Взаимодействие тьютора и обучающего с ОВЗ Формирует доверительные и эмоционально- насыщенные отношения

11 слайд

Взаимодействие тьютора и учителя Обсуждение целей и задач совместной работы

Описание слайда:

Взаимодействие тьютора и учителя Обсуждение целей и задач совместной работы

12 слайд

Факторы успешности тьюторской деятельности Психологическая готовность коллект

Описание слайда:

Факторы успешности тьюторской деятельности Психологическая готовность коллектива ОУ к инклюзии

13 слайд

Картина взаимоотношений ребенка с ОВЗ в школьной системе и роль тьютора в это

Описание слайда:

Картина взаимоотношений ребенка с ОВЗ в школьной системе и роль тьютора в этом процессе Действия тьютора Ребенок с ОВЗ и учитель привлекает внимание ребенка к учителю: «Смотри на ….. (имя учителя), слушай…»; «Смотри на доску»; «Возьми ручку, пиши»; «Открывай учебник»; «Открывай дневник» и т.п. Ребенок с ОВЗ и тьютор следит за организацией рабочего пространства ученика; соотносит задания учителя с возможностями ученика; если ребенок не успевает полностью выполнить задание — определяет нужный момент, когда следует остановиться и переключиться на новое задание; если общее задание для всех детей сложно для понимания ребенка, то продолжает с подопечным работу по предыдущему заданию. Ребенок с ОВЗ и другие ученики наблюдает за контекстом общения детей и в соответствующие моменты подключает к общению подопечного. Ребенок с ОВЗ и родители помогает подопечному в общении со своими родителями в условиях школы – помогает рассказать, что было в школе, познакомить с их с друзьями и т.п.

14 слайд

Тьютор для ребенка с нарушениями в развитии это

15 слайд

Правила-лозунги тьютора Не старайся личностно понравиться ребенку. Личные кач

Описание слайда:

Правила-лозунги тьютора Не старайся личностно понравиться ребенку. Личные качества не компенсируют, а подменяют профессионализм. Каждой консультации – свое время, место, способ назначения встреч. Разные пространства деятельности должны быть по-разному обустроены. Работая как тьютор – не забывай, что ты отчасти психолог. Не навреди. Не навязывай свое мнение. Обучай ребенка самостоятельно делать выбор, находить нужные способы решения проблемы. Правила необходимо пересматривать и дополнять.

16 слайд

Спасибо за внимание!

Описание слайда:

Спасибо за внимание!

Выберите книгу со скидкой:

Тьютор для ребенка с нарушениями в развитии это

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Проверен экспертом

Общая информация

Номер материала:

ДБ-727649

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник

Особенности деятельности тьютора в классе для детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью в рамках ФГОС.

  1. Профессия – «тьютор»

У слова « тьютор» интересная судьба. Оно ворвалось в лексикон российских педагогов в конце прошлого века и уже более десяти лет остаётся « непонятным». Его значение в концепции образования с течением времени изменялось в разных странах и культурах.
В сегодняшнем понимании, тьютор (от анг. Tutur) – это специалист, который организует условия для успешной интеграции учащегося с особенностям развития в образовательную и социальную среду школы, является его помощником при прохождении учеником индивидуального образовательного и социального маршрута.
При этом , суть и содержание деятельности тьютора , остаётся неизменной – это в высшей степени индивидуализированный подход. Особую актуальность проблематики тьюторства приобретает в связи с масштабной модернизацией российского образования, где ключевым моментом является вступления в силу нового ФЗ « Об образовании в РФ», где в концепции реализации разных учебных программ, подчёркивается индивидуальный подход к каждому обучающемуся ребёнку.
Задачи тьютора:
— помочь ребенку адаптироваться к школьной среде; создать благоприятную среду для ребенка с ОВЗ к учебной деятельности к социальному поведению;
Взаимодействие тьютора и ребёнка-это поступательное движение от «симбиоза» ребенка с тьютором к максимальной самостоятельности ребёнка в школе.
Достигнуть успеха в работе с ребёнком можно только при условии, если тьютор будет четко знать свои основные направления деятельности и принципы, организующие эту деятельность.

Читайте также:  Тест на развитие ребенка аутиста

2. Основные направления деятельности и принципы в работе тьютораДеятельность тьютора очень разнообразна и включает в себя следующие (аспекты) работы: изучение ребенка, планирование (проектирование), консультирование и поддержка, социально-организованная работа, корректирование хода программ.
Тьютор – это посредник между ребёнком и учителем.

Направления работы тьютора


Изучить и изучать ребёнка постоянно
hello_html_m3e3ab5a4.jpg

Консультирование и поддержкаhello_html_3c080b3b.jpg

Социально – организационная:
расширение поля социальных контактов

hello_html_5e406c8d.jpg

В ходе реализации посреднической функции по вышеназванным направлениям, тьютор должен в своей работе опираться на ряд принципов, которые выступают в качестве его фундамента, основы работы с различными специалистами, с родителями и с детьми.

Принципы тьюторского сопровождения

hello_html_6eabd8f2.jpg

ОТКРЫТОСТЬ

ВАРИАТИВНОСТЬ

ГИБКОСТЬ

НЕПРЕРЫВНОСТЬ

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД

Основные этапы тьюторского сопровождения Тьюторство в образовании означает максимальную индивидуализацию учебного процесса. Под этим понимается и специальным образом адаптированная учебная программа, соотносящаяся с возможностями ребёнка: и специально организованное рабочее (учебное) место: и специально используемые методы и приёмы обучения.
Тьюторское сопровождение школьника в самом общем виде на любой возрастной ступени представляет собой последовательность взаимосвязанных друг с другом этапов:

— диагностический;
— проектировочный;
-реализационный;
-аналитический.    

   Есть множество различных диагностических методик, помогающих оценить те или иные критерии. Однако главным методом остаётся наблюдение за ребёнком, дополненное медицинскими сведениями, результатами диагностики, личными данными о ребёнке.
       Поэтому тьютор, ведёт дневник наблюдения. Дневник – форма отчётности, которая позволяет фиксировать изменения и отслеживать динамику развития ребёнка. Ежедневные записи дневника помогают проследить, как ребёнок включается в учебный процесс, что меняется, с какими трудностями он сталкивается.
       Итак, основные направления работы тьютора заключаются:
— в сопровождении обучающихся в классах « Особый ребёнок» на протяжении всего учебного дня
— работа с детьми, которые требуют дополнительного индивидуального сопровождения
— помощь педагогу в реализации СИПР для каждого из обучающихся в классе
—  введение документации ( журнал, планирование, дневник наблюдения.

В рамках реализации ФГОС на базе ГБОУ школы-интерната№ 37, была введена должность тьютора в классах «Особый ребёнок».
         Обучающиеся по II учебному плану, эти дети особо нуждаются в индивидуальном сопровождении, поскольку они отличаются выраженными нарушениями интеллектуального развития, часто в сочетании с другими психофизическими нарушениями (опорно-двигательные, сенсорные, соматические расстройства  аутического спектра и эмоционально – волевой сферы).
         Эти дети придя в школу, требуют особого внимания и кропотливой работы со стороны учителя и тьютора в адаптации к школе.
         Так исторически сложилось, что долгое время в нашей стране детей с имбецильностью  считали необучаемыми. Ещё великий физиолог И.П. Павлов указывал на чрезвычайную пластичность высшей нервной деятельности и её огромные возможности. Он говорил, что ничто не остаётся неподвижным, неподатливым, а всё всегда может изменяться к лучшему, лишь бы были осуществлены соответствующие условия.

       Сегодня современными экспериментальными исследованиями подтверждено, что при определённых условиях психическое, физическое, эмоциональное и социальное развитие детей с тяжёлой умственной отсталостью возможно.

       И в этом играет большую роль деятельность тьютора.  Она заключается в том . что тьютор индивидуально « подходит» к каждому ребёнку.  Помогает решать вместе с учителем и родителями, те проблемы, которые могут возникнуть в процессе обучения в школе у ребёнка. Ведь надо понять, что ребёнок может сделать, чем  и как ему помочь в решении той или иной задачи, которую перед ним ставит учитель.
       Есть множество различных диагностических методик, помогающих оценить те или иные критерии. Однако главным методом остаётся наблюдение за ребёнком, дополненное медицинскими сведениями, результатами диагностики, личными данными о ребёнке.
       Поэтому тьютор, ведёт дневник наблюдения. Дневник – форма отчётности, которая позволяет фиксировать изменения и отслеживать динамику развития ребёнка. Ежедневные записи дневника помогают проследить, как ребёнок включается в учебный процесс, что меняется, с какими трудностями он сталкивается.
       Итак, основные направления работы тьютора заключаются:
— в сопровождении обучающихся в классах « Особый ребёнок» на протяжении всего учебного дня
— работа с детьми, которые требуют дополнительного индивидуального сопровождения
— помощь педагогу в реализации СИПР для каждого из обучающихся в классе
—  введение документации ( журнал, планирование, дневник наблюдения)
       Анализируя итог деятельности тьютора в условиях ФГОС можно отметить, что он является важным звеном в обучении, развитии и  социализации детей с интеллектуальными нарушениями.

Источник

«Особенности тьюторского сопровождения ребенка с нарушением зрения»

           Добрый день. Меня зовут Кращенко Наталья Сергеевна, я работаю с января 2018 года тьютором в школе-интернат №1 имени Грота для слепых и слабовидящих детей. У меня высшее педагогическое образование, но я не тифлопедагог. Азбуку Брайля я освоила здесь, в школе. А кроме этого, я закончила курсы «Тьюторское сопровождение в условиях инклюзионного образования»

Читайте также:  Школы развития ребенка в алматы

           Я считаю, что мне повезло: я нашла свое призвание, работаю в прекрасном коллективе, нахожусь в окружении умных и творческих людей; мне есть, у кого поучиться, и есть с кого брать пример.

             Мой рабочий день начинается в 8.30 утра и заканчивается в 15.00. Моя рабочая неделя составляет 30 часов. Я сопровождаю ребенка не только на общеобразовательных уроках, но и на дополнительных и коррекционных.

            Сегодня мне хочется рассказать вам о своей работе со слепым мальчиком с легкой степенью умственной отсталости, который  учится в 4 классе. Этому ребенку положен тьютор потому, что есть расстройство аутистического спектра.

            Когда я только начала работать тьютором, то думала, что чем больше я расскажу и покажу на уроке, чем больше решу различных ситуации и задач, тем лучше ребенок  будет знать учебные предметы, но скоро поняла, что это не так. И очень помог мне это понять сам ребенок. К нему нужен был подход совсем не такой как к детям без проблем со здоровьем. Личностно-ориентированный подход в этом случае был как никогда кстати.

            Свою работу с ребенком  я начала с изучения психолого-педагогической литературы. Выяснила и поняла, что один из главных принципов в работе со слепыми детьми – это сохранение и развитие индивидуальности. Ведь каждый ребенок интересен своей уникальностью, и личностно-ориентированное воспитание и обучение позволяет сберечь и развить эту уникальность, развить склонности и таланты. Поэтому для ребенка  я старалась создать такие условия, при которых он мог бы компенсировать отсутствие зрения за счет слуха, осязания, двигательной активности, включая обязательное развитие мелкой моторики и ориентировки в пространстве.

           Как тьютор я организую персональное сопровождение в образовательном пространстве.  Я встречаю ребенка утром перед уроками и сопровождаю его в класс

          В нашей школе вдоль коридоров сделаны поручни по всему периметру, чтобы ребенок, мог, держась за них, ориентироваться при передвижении по школе.

          На всех  классных кабинетах есть таблички,  написанные крупным шрифтом и с надписью шрифтом Брайля. 

           С  первых дней учебы у ребенка с нарушением зрения возникают трудности в ориентировке на его рабочем месте. На этом этапе важно, чтобы тьютор не выполнял за ребенка необходимые действия, а помогал только тогда, когда это необходимо для организации дальнейшей работы ребенка на уроке или когда он сам просит о помощи.    

           Поэтому моей обязанностью  является  создание благоприятных условий для работы ребенка в классе, где оборудованы одноместные ученические места. 

                         

          Количество учебных пособий возрастает с каждым уроком: рассыпная  касса букв, касса цифр, счетные палочки, математический набор,  и пр. Ребенку иногда трудно управлять своими движениями: недостаточно развита мелкая моторика рук, нет точности и скоординированности в работе глаз и рук

 Поэтому очень важно научить школьника рационально располагать учебные пособия, отводя для каждого из них определенное место. (Слева – учебник, прибор, тетрадь, справа – счетные палочки, грифель.) Ученик наглядно убеждается в значении правильного расположения своих вещей на парте. 

            В начале урока я напоминаю, какие пособия необходимы для данного урока, где должны находиться тетрадь, учебник, прибор; все лишнее должно быть убрано с парты.   

                И никогда не забывайте о том, что  слепые дети  не видят выражения Вашего лица. Сопровождайте все невербальные жесты, такие как кивок головы, жесты руками и т.п., словами и иногда прикосновением (похлопывание по плечу). 

            В мои обязанности также входит помощь в организации образовательного процесса обучающегося на уроке. Как это происходит? Хочу привести  отрывки с некоторых уроков.

        Например, урок «Окружающий мир». 

                      Тема урока: «Дикие животные». Учитель загадывает загадки об этих животных, а ученик должен не только угадать животного, но и выбрать фигурку и назвать животное.

   Задача тьютора состоит в том, чтобы помочь ребенку обследовать фигурку животного, рисунок. Обследование предмета и изображения проводится обеими руками (правая рука – поисковая, левая – контролирующая) Здесь используется алгоритм изучения внешнего вида животных.

На этом уроке использовался следующий раздаточный материал:

Фигурки диких животных

Картинки животных

               

              А на уроке «Математика» тема урока была «Деление на 3» На этом уроке я помогаю ребенку открыть тетрадь на нужной странице, посчитать, сколько строк уже исписано, где будем писать дальше. Кроме этого, помогаю ему при работе с учебником (найти нужную страницу, задание). На данном уроке для более полного понимания темы урока я использовала счетные палочки. Счетные палочки широко известны и активно используются при обучении детей с ОВЗ математике. Доступность, универсальность и высокая эффективность в обучении детей  отличают счетные палочки от другого дидактического материала .

Читайте также:  Программа развития одаренный ребенок венгер

              На уроке «Русский язык» я помогаю ребенку открыть тетрадь, заправить страницу в прибор, и приступить к самому сложному виду деятельности на уроке для такого ребенка – списыванию. Почему сложному? При списывании ребенок должен одной рукой читать то, что написано в учебнике, а другой рукой писать в тетради.  Я легко касаюсь запястья ребенка. Это его успокаивает. Кроме этого, я напоминаю  ему, как правильно переносить слова, ставить знаки препинания, не «терять» строку, так как ребенок плохо ориентируется в учебнике и в тетради.

           В ходе урока заметно, что мальчик значительно отстает от другого ребенка, который работает вместе с ним в классе. Ему требуется гораздо больше времени на то, чтобы сделать работу. 

      На  уроке «Физкультура» я помогаю ребенку переодеться в спортивную форму, аккуратно сложить одежду на стул, поставить обувь так, чтобы когда он придет в класс после урока, он смог бы без труда найти свои вещи. Если я вижу, что требуется помощь и другому ребенку, то обязательно помогу и ему.

           На самом уроке я помогаю ребенку правильно выполнять задания, которые дает учитель. У детей с ОВЗ очень часто нарушена координация.

      Моя помощь требуется и при проведении игр с мячом. На ролике вы сейчас увидите, что я подаю звуковой сигнал, а ребенок бросает мяч в корзину. Учитель в это время следит за техникой выполнения упражнения. 

           На любом уроке я всегда помогаю ребенку в проведении физкульминутки.

Физкультминутки помогают предупреждению и снятию умственного утомления.

            Проводят физкультминутку на 15 — 20 минуте от начала урока. Продолжительность 2-3 минуты.

             Кроме  того, что я сопровождаю ребенка на всех уроках, я также  сопровождаю его на различные коррекционные и дополнительные занятия. Например, мой ученик дополнительно занимается с логопедом и с психологом (посещает сенсорную комнату).  Также посещает занятия развития речи и  занятия по пространственной ориентировке.

          Я  сопровождаю ребенка не только в течение образовательного процесса, но  и на перемене, в столовой, в библиотеке.

Сопровождение на перемене.  

            Во время перемены я сопровождаю ребенка в зону отдыха для общения  и игр с одноклассниками, учу ребенка строить диалог, обращаться с просьбой, благодарить. Помогаю ребенку решать конфликты.

         Главное для тьютора — иметь доверительные и эмоциональные отношения с ребенком, быть его проводником, защитником, помощником, выразителем желаний.

Школьная столовая   

          В столовой у ребенка с нарушениями зрения есть свое постоянное место, которым пользуется только он. Также желательно, чтобы это место находилось в непосредственной близости от какого-то ориентира (колонна, стойка).

           Вы можете обратить внимание, что на снимке дети неправильно держат ложку. Тут непростая ситуация. Мы с учителем объясняем, как нужно делать, но нам очень не хватает того, чтобы дома родители объясняли и показывали тоже самое. Ног мы надеемся, что все изменится в лучшую сторону,  и мы научим наших детей и правильно вести себя за столом, и обращаться с приборами так, как это требует этикет, а не так как хочется им.

       Библиотека .  

           Моя помощь при посещении библиотеки заключается ь в том, чтобы помочь учителю привести весь класс (5 человек) по коридору до библиотеки, взять книги, раздать их детям и донести книги до класса и поставить их в шкаф. Книги в нашей школе достаточно объемные, тяжелые.

              И еще я  хочу остановиться еще на одной важной теме. Это «Общение с родителями детей с нарушением зрения». Честно скажу, что я стараюсь наладить хорошие, доверительные отношения с мамой ребенка, но, к сожалению, пока не все так хорошо, как бы мне хотелось. Но я не теряю надежды.

            В заключение хочу сказать, что сопровождая детей с ОВЗ, тьютору приходится иметь дело с очень разными детьми, требующими индивидуального подхода, что значительно затрудняет разработку общих методик. Каждый раз в работе с новым подопечным тьютор опирается не только на свои знания и опыт, но и на интуицию.

Источник