Типы отношений родителей к ребенку с нарушениями в развитии
Екатерина Сапежинская
Типы родительских отношений, стили семейного воспитания и их влияние на личность ребенка
Семейные отношения — это сложный социально-психологический феномен, включающий мифологические и современные уровни сознания, индивидуальные и коллективные, онтогенетические и филогенетические основания. Семейные отношения охватывают субъективное время индивида, личную жизнедеятельность, национальную культуру и традиции
Под стилем семейного воспитания следует понимать наиболее характерные способы отношений родителей к ребенку, применяющих определенные средства и методы педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия.
Тип родительского отношения, как интегративная характеристика родительских ценностных ориентаций, установок, эмоционального отношения к ребенку, уровня родительской компетентности – является значительным фактором становления Я-концепции в детском возрасте, определяет когнитивное развитие ребенка, его позицию по отношению к миру. В основу классификации типов семейного воспитания должны быть положены такие параметры, как эмоциональное принятие ребенка родителями, заинтересованность в ребенке и забота о нем, требовательность к ребенку, демократизм или авторитарность в семейных отношениях.
А. Я. Варга и В. В. Столин выделяют четыре типа родительского отношения:
1. Принимающие – авторитарный – субъективное благополучие родителей: теплое отношение и принятие ребенка с требованиями социальных успехов и достижений при контроле в этих областях.
2. Отвергающий с элементами инфантилизации и социальной инвалидизации – эмоциональное отвержение ребенка, низкая ценность его индивидуально-характерологических свойств, отношение как к более младшему по сравнению с реальным возрастом, приписывание дурных наклонностей.
3. Симбиотический – стремление установить с ребенком тесный напряженный эмоциональный контакт, соучаствовать во всех мелочах его жизни.
4. Симбиотическо-авторитарный – гиперпротекция и тотальный контроль поведения психической жизни ребенка, блокирование осуществления детской потребности в психосоциальной идентификации.
Параметры измерения родительского отношения: «Принятие – отвержение», «Кооперация» (социальная желательность, «Симбиоз», «Авторитарная гиперсоциализация», «Маленький неудачник» (инфантилизация – инвалидизация).
Большинство исследователей проблемы неврозов считают, что деструктивный стиль отношения родителей к ребенку ведет к возникновению аномалий формирования личности в детском возрасте (Захаров А. И., 1998)
Так, один из основоположников отечественной психиатрии И. М. Балинский (1859) считал, что строгое, несправедливое отношение к детям в семье является немаловажной причиной развития у них душевного болезненного состояния; чрезмерно снисходительное отношение – причиной переходящей через край эмоциональности у детей; предъявление чрезмерных требований – причиной душевной слабости ребенка.
И. А. Сикорский (1884) пришел к выводам, что жестокое воспитание способствует возникновению у ребенка чувства страха; изнеживающее (расслабляющее) воспитание формирует субъективизм и непостоянство характера у детей; пренебрежение воспитанием ведет к трудностям в воспитательном отношении вообще.
В. Н. Мясищев (1934, 1939, Е. К. Яковлева, Р. А. Зачепицкий (1960, С. Г. Файнберг (1967) указывают на то, что воспитание в условиях строгих, но противоречивых требований и запретов является предрасполагающим фактором для невроза навязчивых состояний и психастении; воспитание по типу чрезмерного внимания и удовлетворения всех желаний ребенка ведет к развитию истерических черт характера с эгоцентризмом, повышенной эмотивностью и отсутствием самоконтроля; предъявление непосильных требований к детям признан этиологическим фактором неврастении.
В работах зарубежных авторов также можно найти подтверждение того, какую огромную роль играет родительское отношение в возникновении нарушений и отклонений психического развития ребенка.
А. Адлер (1928, 1930) отмечал, что изнеживающее воспитание способствует развитию чувства неполноценности и тенденции к доминированию, вплоть до тирании.
С. Блюменфельд, И. Александреско, Т. Георгиу (1970) считают, что родительская гиперпротекция или радикальное пренебрежение приводят к неустойчивости и агрессивности детей.
Б. Берельсон, Г. Стейнер, обобщая результаты многих исследователей, считают установленным, что чем меньше ласки, заботы и тепла получает ребенок, тем медленнее он созревает как личность, тем больше он склонен к пассивности и апатичности и тем более вероятно, что в дальнейшем у него сформируется слабый характер (Захаров А. И., 1998).
Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.
В общении у взрослых и детей вырабатываются принципы общения:
1) Принятие ребенка, т. е. ребенок принимается таким, какой он есть.
2) Эмпатия (сопереживание) – взрослый смотрит глазами ребенка на проблемы, принимает его позицию.
3) Конгруэнтность. Предполагает адекватное отношение со стороны взрослого человека к происходящему.
И. С. Кон пишет о том, что родители не всегда практикуют один и тот же стиль воспитания: отцы, как правило, воспринимаются юношами и на самом деле бывают более жесткими и авторитарными чем матери, так что семейный стиль в известной мере компромиссный. Отец и мать могут взаимно дополнять, а могут и подрывать влияние друг друга. Авторитарное воспитание — тип воспитания, в рамках которого определенная идеология принимается в качестве единственной истины. При этом доминирует такой воспитательный метод как требование. Принуждение является основным путем передачи социального опыта детям. Степень принуждения определяется тем насколько ребенок имеет право сам определять или выбирать содержание прошлого опта и ценностной системы- семейных ценностей, норм поведения, правил общения, ценности религии и т. п. В деятельности родителей доминирует догма всеобщей опеки, безошибочности всезнайства.
По мнению Т. А. Куликовой, авторитарный стиль характеризуется высокой централизацией руководства доминированием единоначалия. В этом случае родитель единолично принимает, и отменят решения, большинство вопросов в отношении проблем обучения и воспитания решает сам. Преобладающими методами управления деятельностью своих детей является приказы, которые могут отдаваться в жесткой и мягкой форме (в виде просьбы, которую нельзя не выполнить). Авторитарный родитель всегда очень строго контролирует и поведение детей, требователен к четкости выполнения его указаний. Инициатива детей не поощряется или поощряется в строго определенных пределах.
Было обнаружено, что дети авторитарных родителей отличаются замкнутостью и робостью. Почти или совсем не стремятся к независимости. Обычно угрюмы, непритязательны и раздражительны. В подростковом возрасте эти дети, особенно мальчики, могут чрезвычайно бурно реагировать на запрещающее и карающее окружение, в котором их растили, становясь иногда непослушными, агрессивными. Девочки же чаще всего остаются пассивными, зависимыми. Авторитарный стиль вызывает у детей отчуждение от родителей, чувство своей незначительности и нежеланности в семье. Пассивные незаинтересованные родители не могут быть предметом подражания и идентификации, а другие влияния — школы, сверстников, СМИ- часто не могут восполнить этот пробел, оставляя ребенка без надлежащего руководства и ориентации в сложном и меняющемся мире.
Демократический стиль может на практике реализоваться в системе следующих метафор «Равный среди равных» и «Первый среди равных».
Первый вариант – это стиль отношений между родителями и детьми в рамках которого отец или мать в основном выполняют необходимые обязанности по координации действий ребенка в организации его учебной деятельности, самообразования досуга и пр., учитывая его интересы и собственное мнение, согласовывая с ним на правах «взрослого» человека все вопросы и проблемы.
Вторая позиция реализуется в отношениях между родителем и подростком, в которых доминирует высокая культура деятельности и отношений, большое доверие к ребенку и уверенность в правильности всех его суждений, действий и поступков. В этом случае родители признают его право на автономию и в основном видят задачу в координации самостоятельных действий ребенка, в оказании помощи при обращении к нему самого ребенка.
Было обнаружено, что дети демократичных родителей адаптированы лучше всего. По сравнению с другими детьми, они более уверены в себе, полностью себя контролируют и социально компетентны. Со временем у этих детей развивается высокая самооценка, а в школе они учатся гораздо лучше, чем дети, воспитанные родителями с другими стилями поведения.
Либеральный стиль (невмешательство) воспитания характеризуется отсутствием активного участия отца или матери в управлении процессом обучения и воспитания. Многие, даже важные дела и проблемы фактически могут решаться без их активного участия и руководства. Для выполнения какой-либо работы им нередко приходится уговаривать своих детей. Они решают в основном те вопросы, которые назревают сами, контролируют работу ребенка, его поведение от случая к случаю. Здесь детям предоставлен избыток свободы при незначительном руководстве родителей, которые не устанавливают каких- либо ограничений. В целом такой родитель отличается низкой требовательностью и слабой ответственностью за результаты воспитания.
Попустительский стиль подразумевает под собой отсутствие воспитания как такового.
На практике ни один из приведенных стилей не может проявляться в «чистом виде». Так, по мнению ряда авторов (А. Бандура, Л. А. Волошина, В. В. Устинова и др.) применение только демократического стиля не всегда бывает эффективным. В каждой семье могут применяться разные стили в зависимости от ситуаций и обстоятельств, однако многолетняя практика формирует индивидуальный стиль воспитания, который относительно стабилен, обладает незначительной динамикой и может совершенствоваться в различных направлениях.
Итак, рассмотрев основные стили семейного воспитания необходимо отметить, что в общем виде существуют четыре стиля воспитания детей в семье. К ним относят: демократический, либеральный, авторитарный и попустительский. Несомненно, перечисленные стили и методы семейного воспитания оказывают различное влияние на ребенка. Наиболее благоприятным стилем для развития ребенка, как полноценной, развитой и самостоятельной личности, является демократический стиль. Остальные же стили вызывают у ребенка отклонения в формирование каких-либо черт, качеств личности, способствуют развитию агрессивности, замкнутости, тревожности и неуверенности в себе. В следующей части нашей работы мы подробнее на практике изучим влияние различных стилей семейного воспитания на развитие и поведение детей.
Источник
В
семье, воспитывающей ребенка с отклонениями
в развитии, в силу различных причин
формируются неадекватные
межличностные
отношения. К факторам, влияющим на
развитие неконструктивных моделей
родительско-детских взаимоотношений
и типов воспитания детей с отклонениями
в развитии, мы относим следующие:
—
характер и степень выраженности нарушений
у ребенка, их необратимость, длительность
и внешние проявления психофизической
недостаточности (например, при
умственной отсталости, детском
церебральном параличе, раннем детском
аутизме и др.);
— личностные
особенности родителей или лиц их
замещающих (тенденции к развитию
аномалий характера), которые обостряются
в травмирующей психику ситуации;
—
специфический характер влияния личностных
установок на процесс воспитания и
ценностные ориентации родителей
(или лиц, их замещающих), их зависимость
от национально-этнических традиций,
социально-культурного уровня и
образованности родителей как воспитателей;
— социальную
среду и условия, которые способствуют
или препятствуют реализации родителями
своих воспитательных задач (например:
социально-экономические катаклизмы,
имеющие место на современном этапе
развития российского общества).
Рассмотрим
перечисленные выше причины нарушения
внутрисемейных и родительско-детских
отношений подробнее.
2.1. Уровни деформации внутрисемейных взаимоотношений
Трудности,
которые семья данного типа испытывает
постоянно, значительно отличаются от
повседневных забот, которыми живет
семья, воспитывающая нормально
развивающегося ребенка. Анализ научной
литературы по вопросам семьи (Елизаров,
1966)
позволяет выделить основные функции,
наиболее часто приписываемые обычной
семье. Располагаем их в порядке убывания
частоты упоминания в литературе:
— рождение
и воспитание детей;
— осуществление
связи между поколениями, сохранение
и передача детям ценностей и традиций
семьи;
— удовлетворение
потребности в психологическом комфорте
и эмоциональной поддержке, тепле и
любви;
— создание
условий для развития личности всех
членов семьи;
— удовлетворение
сексуально-эротических потребностей;
— удовлетворение
потребности в общении с близкими людьми;
— удовлетворение
индивидуальной потребности в отцовстве
или материнстве, в контактах с детьми,
их воспитании, самореализации в детях;
— охрана
здоровья членов семьи, организация
отдыха, снятие стрессовых ситуаций.
Согласно
нашим опросам родителей практически
все функции (за небольшим исключением)
в семьях, воспитывающих детей с
отклонениями в развитии, не реализуются.
Собственные наблюдения за развитием
межличностных отношений в исследуемых
семьях, свидетельствуют о том, что такое
положение вещей, видимо, объясняется
следующими причинами.
В
результате рождения ребенка с отклонениями
в развитии отношения внутри семьи,
а также контакты с социумом искажаются.
Причины деформации связаны с
психологическими особенностями
состояния больного ребенка, а также с
колоссальной психологической нагрузкой,
которую несут члены семьи ребенка с
отклонениями в раз-
витии
в связи с длительно действующим
психотравмируюшим стрессом. Многие
родители в сложившейся ситуации
оказываются беспомощными. Их положение
можно охарактеризовать как «внутренний»
(психологический) и «внешний» (социальный)
тупик.
Согласно
нашему мнению, а также результатам
исследований отечественных и
зарубежных авторов, качественные
изменения, имеющие место в семьях данной
категории, проявляются на следующих
уровнях:
— психологическом;
— социальном;
— соматическом.
Психологический
уровень. Рождение
ребенка с отклонениями в развитии
воспринимается его родителями как
величайшая трагедия. Факт появления на
свет ребенка «не такого, как у всех»
является причиной сильного стресса,
испытываемого родителями, в первую
очередь, матерью. Стресс, имеющий
пролонгированный характер, оказывает
сильное деформирующее воздействие на
психику родителей и становится
исходным условием резкого травмирующего
изменения сформировавшегося в семье
жизненного уклада. Под жизненным
укладом понимается:
— сложившийся
стиль внутрисемейных взаимоотношений;
— система
отношений членов семьи с окружающим
социумом;
— особенности
миропонимания и ценностных ориентаций
каждого из родителей больного ребенка.
Все
надежды и ожидания, которые члены семьи
связывают с будущим ребенка, оказываются
тщетными и обрушиваются в один миг,
а осмысление происшедшего и обретение
новых жизненных ценностей растягивается
порой на длительный период. На наш
взгляд, это может быть обусловлено
многими причинами, среди которых:
психологические особенности личностей
самих родителей (их способность принять
или не принять больного ребенка), наличие
комплекса расстройств, характеризующих
ту или иную аномалию развития, степень
их выраженности, отсутствие
положительно-поддерживающего воздействия
социума в контактах с семьей, воспитывающей
аномального ребенка.
Распределение
обязанностей между мужем и женой, отцом
и матерью в большинстве семей носит
традиционный характер. Проблемы,
связанные с внутренним состоянием и
обеспечением жизнедеятельности семьи
(хозяйственные, бытовые), а также с
воспитанием и обучением детей, в том
числе и с отклонениями в развитии, в
основном ложатся на женщину. Мужчина —
отец больного ребенка — обеспечивает,
в первую очередь, экономическую базу
семьи. Он не оставляет и не изменяет
профиль своей работы из-за рождения
больного ребенка и, таким образом, не
исключается из привычных социальных
отношений. Его жизненный стереотип,
согласно нашим эмпирическим наблюдениям,
не столь сильно подвергается изменениям,
так как большую часть времени он проводит
в той же социальной среде (на работе, с
друзьями и т.д.). Отец больного ребенка
меньше, чем мать проводит с ним времени,
в силу занятости на работе и в
соответствии с традиционным пониманием
этой семейной обязанности. Поэтому его
психика не подвергается патогенному
воздействию стресса столь же интенсивно,
как психика матери больного ребенка.
Но, безусловно, есть и исключения из
правил.
Эмоциональное
воздействие стресса на женщину, родившую
больного ребенка, неизмеримо значительнее.
Сам факт того, что именно она произвела
на свет вместо «чуда» это больное
существо, заставляет ее невыносимо
страдать.
У
матерей часто наблюдаются истерики.
Страхи, одолевающие женщин по поводу
будущего ребенка, рождают чувство
одиночества, потерянности и ощущение
«конца» жизни. Матери находятся с
детьми-инвалидами постоянно. Они
жалуются на обилие повседневных забот,
связанных с ребенком, что ведет к
повышенной физической и моральной
нагрузке, подтачивает силы, вызывает
утомление и астенизацию. Часто таким
матерям свойственно снижение
психического тонуса, что проявляется
в потере вкуса к жизни, перспектив
профессионального развития, в
невозможности реализации собственных
творческих планов, в снижении самооценки,
интереса к себе как к женщине и к личности.
Вследствие того, что рождение больного
ребенка, а затем его воспитание,
обучение и, в целом, общение с ним является
длительным патогенно действующим
психологическим фактором, личность
матери может претерпевать существенные
изменения (Вишневский,
1987).
Социальный
уровень. После
рождения ребенка с проблемами в
развитии его семья, в силу возникающих
многочисленных трудностей, становится
малообщительной и избирательной в
контактах. Она сужает круг своих знакомых
и даже родственников по причине
характерных особенностей состояния и
развития больного ребенка, а также из-за
личностных установок самих родителей
(страха, стыда).
Столь
тяжелое испытание оказывает деформирующее
воздействие и на взаимоотношения между
родителями больного ребенка. Одним из
самых печальных результатов таких
отношений является развод. Не всегда
внешней причиной развода называется
больной ребенок. Чаще всего родители
детей, объясняя причину разрыва семейных
отношений, ссылаются на испортившийся
характер супруги (или супруга), отсутствие
взаимопонимания в семье, частые ссоры
и, как следствие, охлаждение чувств.
Тем
не менее, объективным стрессором,
фрустрирующим психику членов семьи,
является сам факт рождения больного
ребенка и состояние его здоровья в
последующий период. Сложившаяся
новая ситуация становится испытанием
как для проверки подлинности чувств
между родителями больного ребенка, так
и между каждым из родителей и ребенком.
Известны случаи, когда подобные трудности
сплачивали семью. Однако часть семей
не выдерживают такого испытания и
распадаются, что оказывает отрицательное
воздействие на процесс формирования
личности ребенка с отклонениями в
развитии.
В
силу этой причины (одиночества матерей,
воспитывающих детей с отклонениями
в развитии), а также и других, среди
которых могут быть и генетические
(правомерный страх родителей перед
рождением еще одного аномального
ребенка), некоторые семьи отказываются
от рождения других детей. В таких семьях
ребенок-инвалид является единственным.
Есть семьи, где воспитываются еще один
или два здоровых ребенка. В большинстве
из них ребенок с нарушениями развития
является последним из родившихся. Тем
не менее, в таком случае больше
благоприятных возможностей для
нормализации психологического состояния
родителей по сравнению с объективными
возможностями родителей, воспитывающих
единственного ребенка-инвалида.
Семьи, в которых здоровые дети родились
после больных или являются одним ребенком
из двойни составляют немногочисленную
группу.
Различны
образовательные уровни родителей.
Согласно нашему исследованию (Ткачева,
1999),
среднее или среднее специальное и
высшее образование имеют приблизительно
равные группы родителей.
Однако
после рождения больного ребенка многие
женщины вынуждены изменять профиль
своей работы или же вообще оставлять
ее. Уход с любимой работы не только
лишает женщину ощутимого заработка, но
и изменяет ее социальный статус, ставит
в зависимое положение. Таким образом,
в лице матери больного ребенка общество
теряет квалифицированного специалиста.
Заслуживает
внимания также тенденция, появившаяся
в последнее время: в связи с тем, что
проблема воспитания и обучения
ребенка с множественными и выраженными
недостатками развития не обеспечивается
системой государственного образования,
некоторые матери находят в себе силы и
возможности для получения специального
образования и использования новых
знаний для развития и обучения как
своего ребенка, так и других детей.
Длительное
изучение проблем, возникающих в семьях
воспитанников специальных учреждений,
и наблюдение за их разрешением позволяет
нам выявлять еще одну особенность,
характеризующую социальную позицию
значительной части родителей в
отношении воспитания, развития и
преодоления проблем больного ребенка.
Эту позицию можно назвать иждивенческой
или безынициативной. Родители считают,
что преодолением проблем их ребенка
должны заниматься сотрудники учреждений,
в которых их дети воспитываются, обучаются
или продолжительно лечатся и живут.
Глава 2. Нарушения взаимоотношений в
семьях, воспитывающих детей с отклонениями
в развитии
Соматический
уровень. Возникновение
соматических заболеваний, продуцируемых
наличием шокового или пролонгированного
стресса широко дискутируется в научных
кругах (Бассин,
1972;
Вишневский,
1984,
1987; Кабанов,
1978,
1982; Ковалев,
1982;
Лебедев,
1979;
Майрамян,
1974,
1975, 1976; Матвеев,
1982;
Медико-психологическая оценка, 1988;
Мясищев,
1960;
Николаева,
1987
и др.).
Стресс,
возникший в результате неизлечимого
заболевания — комплекса необратимых
психических расстройств у ребенка,
может вызывать соматические заболевания
у его матери, являясь как бы пусковым
механизмом этого процесса. Возникает
патологическая цепочка: заболевание
ребенка ведет к психогенному стрессу
у матери, который в той или иной степени
провоцирует возникновение у нее
соматических или психических заболеваний.
Таким образом, заболевание ребенка,
его психическое состояние может
являться психогенным и соматогенным
для организма и психики родителей, в
первую очередь, матерей.
Согласно
литературным данным и нашим эмпирическим
наблюдениям, соматические заболевания
у родителей больных детей имеют
следующие особенности. Матери больных
детей жалуются на колебания артериального
давления, бессонницу, частые и сильные
головные боли, нарушения терморегуляции.
Чем старше становится ребенок, то
есть чем длительнее психопатогенная
ситуация, тем в большей степени у
некоторой части матерей проявляются
нарушения здоровья. Возникают расстройства
менструального цикла (ранний климакс);
частые простуды и аллергия;
сердечно-сосудистые и эндокринные
заболевания; выраженное или тотальное
поседение; проблемы, связанные с
желудочно-кишечным трактом. Наши
наблюдения свидетельствуют о том,
что матери больных детей часто жалуются
на общую усталость, отсутствие сил, а
также отмечают состояние депрессии и
тоски.
Безусловно,
физическая нагрузка у родителей таких
детей чрезвычайно велика, особенно это
касается родителей, имеющих детей с
ДЦП (постоянная физическая помощь
ребенку при его перемещении по дому,
еженедельная перевозка ребенка
различными видами общественного
транспорта из дома в школу и назад без
использования надлежащих вспомогательных
средств из-за их отсутствия). Трудности,
с которыми сталкиваются родители
умственно отсталых детей имеют свою
специфику, так как ежедневное
сопровождение ребенка в школу (если это
не школа-интернат) и домой в большом
мегаполисе занимает много времени и в
некоторых случаях соответствует во
временном отношении целому рабочему
дню.
Тем
не менее, при наличии огромной физической
нагрузки, которая несомненно истощает
силы и влияет на соматическое состояние
родителей, психологический фактор
и ничем не измеримая тяжесть переживаемого
играют первостепенную роль. Как известно,
«патогенно то переживание, которое
занимает значимое место в системе
отношений личности к действительности»
(Фелинская,
1982.
С. 16). Для родителей больных детей в
первую очередь патогенными являются
психологические особенности развития
их детей: признаки интеллектуального
недоразвития, внешнее калечество,
двигательные и речевые нарушения.
«Шоковые травмы, равно как и пролонгированные
травмы, обычно задевают аффектологические
регистры психического аппарата и
вызывают расстройства в виде эмоциогений»
(Зурабашвили, 1982.
С. 14). Чувства страха, неуверенности в
себе, различные формы депрессий — все
эти болезненные состояния родителей
являются не только ответной реакцией
личности на травмирующее переживание,
но и защитной реакцией всего их организма.
Среди
осложнений или отдаленных последствий
перенесенного стресса некоторые
авторы усматривают возможность изменения
нервно-психической реактивности
организма родителей «вследствие
повышения психогенной «ранимости»
даже после однократно перенесенного
психогенного заболевания и возможность
возникновения «резидуальных
невротических состояний»» (Ковалев,
1982.
С. 12).
Особо
значимым в данном контексте является
воздействие на отдельных матерей
повторных психотравм, уже не связанных
непосредственно с состоянием здоровья
и аномалией развития их ребенка. К таким
травмам могут относится как относительно
легкие — конфликты в транспорте или в
магазине, конфликт с начальством,
увольнение с работы, ссора с
родственниками, страх перед исключением
ребенка из учебного учреждения по
причине неуспеваемости, так и более
тяжелые — уход мужа в другую семью,
развод, смерть близкого человека.
Новая
травмирующая ситуация оценивается
такими родительницами как более тяжелая,
длительная и глубокая. Женщины как
бы принимают от жизни удар за ударом,
и каждый новый, травмирующий их психику
стресс низвергает их все ниже и ниже.
Повторное внешнее воздействие даже
другого характера — «второй удар» А.Д.
Сперанскому (1955) — способствует
выявлению тех нарушений, которые
имели место при прошлых болезненных
состояниях, а также следов давних
психических травм, не приведших в момент
своего действия к развитию болезненных
реакций. Оказывается, что отзвучавшие
системы переживаний при определенных
условиях могут иметь влияние на
переживания данного момента. Важнейшими
из этих условий являются степень
завершенности отключенной системы
переживаний и ее эмоциональная значимость.
По
мере взросления больных детей переживания
их матерей могут лишь несколько
сглаживаться и то не всегда, однако
это вовсе не означает, что переживание
завершается и отключается от
настоящего, как это имеет место в
некоторых случаях у больных неврозами.
Соприкосновение
с сигнальным раздражителем, которым
может быть любой из приведенных выше
факторов, вызывает повторение
болезненного эмоционального переживания.
Сигнальный раздражитель частично
возобновляет ранее пережитую травму,
актуализируя лишь эмоциональный фон,
в то время как интеллектуальный смысловой
компонент пережитого не воспроизводится
в сознании. Длительная психотравма
ведет к нарушению эмоциональной регуляции
и смещению уровней аффективного
реагирования.
В
результате перенесенных психотравм у
этой категории матерей могут развиться
различные соматические заболевания.
Ведущей подсистемой, объединяющей
биологический уровень адаптации
(гипоталамический, нейродинамический
уровень и психологические процессы
«защиты») является эмоция.
При
развитии психогенного процесса
дезадаптационные механизмы проявляются
в различной последовательности и в
зависимости от того, в каком звене
эмоциональной системы имело место
перенапряжение. На уровне психологической
защиты (эмоционально-социальный
стресс) это приводит к развитию
невротических состояний. «Однако при
развитии психосоматических процессов
выступает обратное соотношение —
эмоционально-социальный стресс
нейтрализуется процессами
психологической защиты, невротизация
не развивается, а перенапряжение
суммируется и проявляется в дезадаптации
физиологического уровня реагирования
— гипоталамической дезинтеграции,
приводящей к соматической дезадаптации»
(Михайлова,
1982.
С. 33). Это обусловливает формирование
«порочного круга», что в дальнейшем
может привести к «вторичной» невротизации
— реакции личности на болезнь (там
же).
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник