Тесты по психологии развитие ребенка

Тесты по психологии развитие ребенка thumbnail

Загрузка…

Детская психодиагностика давно применяется в области педагогики. Чтобы найти общий язык с ребёнком, определить уровень интеллекта, понять его слабые и сильные стороны, применяют психологические тесты. Методики охватывают всестороннее исследование особенностей личности и факторов, влияющих на психику. На основании анализа можно вывести дальнейший прогноз развития.

Зачем нужны психологические тесты для детей

Методов психодиагностики много. Сложилась целая система проверок, в её основе лежат способы тестирования, которые оценивают как нормы, так и патологии личности.

Классифицировать методики можно в зависимости от области их изучения:

  • Психология личности — понимание самооценки, темперамента.
  • Исследование эмоциональной сферы.
  • Диагностика когнитивной области – интеллект, язык.
  • Поведенческая диагностика.

В практике применяется разновидность диагностики нервной деятельности (мышления, памяти, речи, внимания). Но чаще проводится комплексная диагностика, затрагивающая несколько сфер и особенностей развития.Психологический тест на психику для детей, подростков по возрасту. В картинках, по рисункам, подготовка к школе

Психологический тест на психику для детей дошкольного, школьного и старшего возраста проводится для диагностики:

  • Эмоциональной и мотивационной сферы.
  • Профориентации, психодиагностики личности.
  • Контроля эффективности обучения.
  • Выявления умственно отсталых детей.
  • Определения причин неуспеваемости.
  • Сравнения разных систем преподавания, их эффективности.
  • Отбора учеников с высоким умственным развитием, определения в специальные классы и школы.
  • Отслеживание тех, кто способен обучаться по углублённой индивидуальной программе.

Во время тестирования используют различный набор инструментов для исследования. Наиболее популярны тесты, опросники, тесты в форме заданий, тесты на действия.

Психологические тесты для самых маленьких

У маленьких детей развито образное мышление. Сначала формируется наглядно-действенное мышление (ручное), но как только развивается визуализация и мыслительные процессы, проявляется наглядно-образное мышление.

Мышление — сложная и целостная форма психической деятельности. У дошкольников низкий уровень сознания и самосознания. При тестировании необходимо учитывать этот фактор, иначе результат может не соответствовать реальной картине развития ребёнка.

1. Практика с матрёшкой

Психологический тест на психику направлен для исследования произвольности, опосредованности, масштабов формы, понимание цвета предмета, способности создавать целое из составных частей, обобщение сходных признаков, выявление причинно-следственных взаимодействий.Психологический тест на психику для детей, подростков по возрасту. В картинках, по рисункам, подготовка к школе

Исследуется адекватность, способ мышления, моторика, координация, ловкость и стойкость интереса. Методика предназначена для детей от 2-х лет.

Понадобится: 2-, 4-, 6-составная матрёшка.

Действия: предлагается сложить и разобрать 2-, 4-, и 6-составную матрёшку. Тестирование проводится в непроизвольной форме, время не нормировано. Инструктор показывает матрёшку, которую складывает и просит ребёнка повторить то же действие.

Для детей от 3,5 до 4-х лет действия сопровождаются устной инструкцией: «Разбери и собери. Составь их по росту. Покажи самую большую и самую маленькую». Допустима помощь в виде жестов и мимика одобрения или неодобрения.

Анализ результатов: для детей от 2-3 лет допустим путь проб. От 3,5 до 4 лет дети действуют методом примерения и соотнесения.

2. Тест — развитие мышления

Перед прохождением тестирования хорошо объясняют задачу ребёнку. Тест проводят с перерывом.

Что выявляет тест: умственное развитие.

Что понадобится: картинки с изображением разноцветных предметов.

Инструкция: ребёнку показывают картинки, на которых нарисованы машинки разного цвета (красного, синего, жёлтого, зелёного). Называют предмет или цвет и просят его показать на подходяще картинке. Вместо машинок можно показать разные по величине мячи и попросить указать самый большой, средний и маленький.Психологический тест на психику для детей, подростков по возрасту. В картинках, по рисункам, подготовка к школе

Анализ результатов: по итогам можно чётко понять, в какой области имеются проблемы, над чем следует поработать.

3. Игра в лабиринт

На что направлен тест: показывает способ мышления, логические способности ребёнка.

Понадобится: подготовить несколько картинок с лабиринтами, карандаш.

Что делать: на картинке, где указан лабиринт, ребёнку необходимо прочертить карандашом дорогу девочке до дома, зайчику до морковки, медвежонку до бочки с мёдом.

Психологические тесты для детей 5-7 лет

К 6-7 годам у дошкольника проявляются логические процессы мышления. Способность рассуждать появляется по мере накопления жизненного опыта и развития, понимания окружающей действительности. У маленьких детей (дошкольников) исследуются наглядно-действенное и образное мышление, а также развитие речевых функций.

Психологический тест на психику для дошкольников не должен быть трудным и содержать большое количество заданий. Оптимальный временной интервал на тест даётся от 1 до 5 мин. Чем меньше возраст, тем более короткие задачи ставятся.

1. Оценка вербально-логического мышления

Цели: применяется для тестирования психического состояния у детей 6-8 лет.Психологический тест на психику для детей, подростков по возрасту. В картинках, по рисункам, подготовка к школе

Суть методики: испытуемому предлагается 15 рядов, в которых по 4 слова. Необходимо выделить существенные обобщающие признаки, и отнести слова к одной группе, кроме одного, не подходящего по смыслу. Это слово занести в ответ.

Пример: вилка, метла, этажерка, дерево.

Правильный ответ: дерево (не имеет общего признака).

Расшифровка теста: для занесения результатов требуется бланк, в котором отмечается номер ряда, время выполнения, ответ. Ребёнок должен вычеркнуть на бланке неподходящее слово. За каждый правильный ответ ставится 2 балла, за каждый неправильный — 0 баллов.

2. Тест на конкретизацию понятий

Проведение: детям предлагается назвать объект и перечислить понятия, характеризующие его более широко.

Пример: Назвать какими бывают:

  • игрушки;
  • обувь;
  • цветы;
  • деревья;
  • звери;
  • рыбы.

3. Тест на сравнение

Что делать: ребёнку предлагают 4 пары объектов, подходящих по представлению. Необходимо найти сходства и различия.

Психологический тест на психику для детей, подростков по возрасту. В картинках, по рисункам, подготовка к школе

Пример: определить общие и различные признаки:

  • звери и люди;
  • собаки и кошки;
  • березы и сосны;
  • розы и ромашки.

Анализ результатов: перечисленные тестовые задания оцениваются на особенность поведения ребёнка, отношение к задаче и процессу.

Основные критерии, по которым определяется результат:

  • интерес к заданию;
  • реакция на сам процесс и на результат;
  • желание продолжить работу;
  • уровень знаний, познаний окружающего мира;
  • понимание общности, абстрактных понятий;
  • способ использования доступных решений;
  • насколько понимается и принимается занятие;
  • проявление самоконтроля в ходе выполнения задач и после оценки результата.
Читайте также:  Упражнения для развития грудного ребенка

По этим оценочным критериям выделяют 3 уровня мышления у детей:

УровеньХарактеристика
Высокий уровеньИнтерес к задаче повышен. Наблюдается стабильное эмоциональное состояние во время прохождения теста. Испытуемый быстро вникает в поставленную задачу, нет необходимости повторять инструкцию. Решения правильные, не требуется помощь взрослых. Ребёнок обосновывает ответы. Если ответ неправильный, ему достаточно дать время подумать.
Средний уровеньПрисутствует интерес, понимание сути без дополнительных разъяснений, но иногда необходимо повторить задачи. У ребёнка достаточно знаний, чтобы решить задачу, преобладают в основном правильные мысли. Упражнения выполняет под руководством взрослого, необходимы наводящие вопросы. Сам может заметить ошибки, но больше с помощью взрослого, также вносит исправления с его помощью.
Низкий уровеньИспытуемый заинтересован решить задачу, но к содержанию теста индифферентен, особенно к трудным частям. Готов приступить к задаче, не закончив предыдущую.

Тесты для детей 7-10 лет

В начальных классах школы у ребёнка присутствует наглядно-образное мышление. В этот период ученики по-разному реагируют на психодиагностические проверки. Одним подходят тесты, предназначенные для взрослых, но другим только методы, разработанные для детей 4-6 лет.

Психологический тест на психику для детей начальных классов содержит комплексную оценку по развития и психологической готовности к обучению в школе.

На основе рассматриваемого комплекса оценивается:

  • Внимательность.
  • Состояние памяти и воображение.
  • Мышление и психологическая способность к обучению в средней школе.
  • Социальное развитие и адаптация к классному коллективу.
  • Произвольность поведения и познавательные процессы познания.

Используя приведённые тесты, определяют степень готовности к обучению, склонности, таланты, способности. В дальнейшем ведётся психодиагностическая работа по развитию выявленных качеств.

1. Определение опосредованного запоминания материала по А. Н. Леонтьеву.Психологический тест на психику для детей, подростков по возрасту. В картинках, по рисункам, подготовка к школе

Методика направлена на способности применять вспомогательные средства (в приведённом варианте картинки для запоминания) у детей 6-10 лет. С точки запоминания и до воспроизведения в памяти должно пройти не менее 40-60 мин.

Инструкция проведения: рассматривается набор из 30 карточек, на которых нарисованы разные предметы: кувшин, лопата, грабли и так далее. Выбираются 15 слов для запоминания из предложенного списка, которые инструктор озвучивает вслух.

Перед ребёнком раскладываются картинки, называется слово, он должен его найти на карточке и объяснить взаимосвязь между словом и картинкой. После озвучивания всех слов и подобранных картинок к ним, карточки складывают в стопку. Через некоторое время испытуемому показывают по очереди картинки и просят вспомнить озвученные слова.

Оценка результатов: по окончанию исследования ведется протокол, в нём указываются (слово, выбранная карточка для ассоциации, объяснение связи, адекватность пояснения, воспроизведение через 60 мин).

Оценка выставляется:

  • Высокая (4б.) – запоминание 11-14 слов, ассоциативная связь 11-12 сл.
  • Средняя (3б) — запоминание 7-10 сл., ассоциация 9-10 сл.
  • Ниже среднего (2 б) – запомнил 3-6 сл., ассоциация 6-8 сл.
  • Низкая (1б) — запомнил 0-2 сл., ассоциация 0-5 сл.

2. Анализ распределения внимания

Цели теста: оценить скорость протекания психических процессов, вычислить степень переключаемости.

Психологический тест на психику для детей, подростков по возрасту. В картинках, по рисункам, подготовка к школеПсихологический тест на психику на внимательность. Чем быстрее сосчитаете количество, тем лучше ваш результат!

Проведение: испытуемому предлагается следующие задания:

  • Писать числа от 1 до 20, одновременно считая их вслух в обратном порядке от 20 до 1. Если ребёнок сбивается сразу, у него низкое распределение.
  • Перечислить вслух числа от 1 до 31, при этом нельзя называть цифры, включающие тройку или кратную ей. Вместо них говорят: «Не сбиваюсь». Допустим: «1,2 , не сбиваюсь, 4,5, не сбиваюсь ».

Результаты теста: максимальное количество ошибок — 12, минимальное — 0.

  • Хорошее распределение – 0-4 ошибок.
  • Среднее – 5-7 ошибок.
  • Нижний предел – 8-10 ошибок.
  • Плохой уровень — 11-12 ошибок.

3. Тест на устойчивость внимания

Направление: выявить насколько устойчиво внимание при выполнении работ.

Ход задания: испытуемому предлагаются тексты по русскому языку, где содержится определённое количество ошибок. Отводится время – 5 мин, за которое ученик должен обнаружить и подчеркнуть ошибки (можно попросить исправить).

Анализ теста: пропущено 2 ошибки – хорошее внимание, не замечено 3-4 ошибки – среднее, пропуск 5 и более ошибок — низкий уровень.

Тесты для детей от 10 до 16 лет

Начиная с 10-12 лет до 14-15 лет, наступает подростковый возраст. Этот отрезок жизни считается одним из кризисных. Связано это как с физиологической перестройкой организма, так и с бурным развитием психологии личности.

С 10 до 12 лет у подростка начинает просыпаться потребность в самопознании, интерес к внутреннему миру.

Проводимые тесты для детей от 10 до 16 лет направлены на выявление трех сфер:

  • Определение типа темперамента.
  • Понимание самооценки и уровня тревожности.
  • Социальная адаптация.

1. Тест Айзенка (EPI)Психологический тест на психику для детей, подростков по возрасту. В картинках, по рисункам, подготовка к школе

Цели: определение типа темперамента. Сюда входят 4 понятия — меланхолик, сангвиник, холерик или флегматик. А также диагностируется экстраверсия (холерики или сангвиники) или интроверсия (меланхолики и флегматики).

Инструкция проведения: зачитывается тест из 57 вопросов, направленных на выявление способов поведения. Во время работы испытуемый представляет типичные ситуации и выдает ответы, которые первыми приходят на ум.

Читайте также:  Жан пиаже речь и развитие ребенка

Анализ результатов: по качеству ответов определяется 2 фактора – индивидуально-психологический склад человека (экстраверсия, интроверсия) и нейротизм (социальная устойчивость, тревожность, уровень самоуважения).

2. Тест Филлипса

Цели: определяет уровень тревожности — низкий, умеренный, высокий. Применяют для оценки адаптации 5-классников.

Инструкция: ученики должны указать, как себя чувствуют в школе, ответив на список вопросов. Отвечать необходимо максимально правдиво. Возле номера вопроса ставят знак «+», если согласны с утверждением или «-» в противном случае.

Анализ результата: при подсчете ответов учитывается число несовпадений и совпадений с ключом. Большое количество несовпадений ответов указывает о повышенной степени тревожности.Психологический тест на психику для детей, подростков по возрасту. В картинках, по рисункам, подготовка к школе

В тесте выделяют 8 фактов, по которым смотрится число совпадений:

  • Общее понятие тревожности.
  • Уровень социального стресса.
  • Фрустрация при достижении успехов.
  • Страх самовыражаться.
  • Страх перед проверками способностей.
  • Страх не оправдать ожидания других.
  • Физиологическое сопротивление стрессам.
  • Проблемные отношения со взрослыми, учителями.

3. Тест Розенцвейга

Предназначение: выявление социальной адаптации, конфликтности с окружением в неприятных для испытуемого ситуациях.

Инструкция: ученику показывают 24 картинки, на которых изображено 2 беседующих человека. Один из них произносит фразу, вызывающую негативное отношение (фрустрацию). Задача испытуемого написать пришедший в голову ответ на эту фразу.Психологический тест на психику для детей, подростков по возрасту. В картинках, по рисункам, подготовка к школе

Выводы: ответы анализирует психолог, после чего оценивается 2 критерия: направление реакции и тип реакции. По результату можно увидеть, насколько конфликтует ребенок с окружением в стрессовых ситуациях.

Тесты для старшеклассников

С 10 до 15 лет у подростков развивается абстрактное мышление, формируется самостоятельность и творческое мышление. В этот период не только увеличивается объем памяти, но и расширяется кругозор.

На психику действует стремление к углубленному самосознанию, самоощущению, анализу своих чувств, определение цели и смысла в жизни, поэтому подбирая психологические тесты, стоит учитывать, что важно и актуально для старшеклассников.

1. Определение мотивации успеха и боязни неудач

Цели: определение мотивации на неудачу или успех.

Инструкция: приводится список утверждений, на которые необходимо ответить положительно «да» или отрицательно «нет». Отвечать нужно быстро, не раздумывая.Психологический тест на психику для детей, подростков по возрасту. В картинках, по рисункам, подготовка к школе

Обработка результатов: подсчитывается общее количество баллов в зависимости от ответов под определенными номерами.

  • Количество баллов от 1 до 7 диагностирует мотивацию на неудачу (боязнь неуспеха).
  • От 14 до 20 баллов говорит о мотивации успеха.
  • Когда количество баллов от 8 до 13 – мотив не выражен. Ближе к 8-9 баллам указывает на избегание неудач, приближение к 12-13 баллам – стремление к успеху.

2. Тест Голланда

Цели: определение социальной направленности личности, используется для диагностики профориентации старшеклассников.

Инструкция: дается пара профессий (философ-психиатр), нужно выбрать одну. Всего 42 пары.

Интерпретация: по результату теста определяется тип личности: черты характера, склад ума, способности к видам деятельности, увлечения и профессиональные возможности. Всего выделено 6 типов профессиональных направленностей человека: интеллектуальный, артистичный, социальный и так далее.Психологический тест на психику для детей, подростков по возрасту. В картинках, по рисункам, подготовка к школе

3. Личностный опросник «Роджерса-Даймонда»

Направление: методика определяет социально-психологическую адаптацию старшеклассника и черты личности.

Выполнение: ученику предлагается 101 утверждение, их нужно оценить по 7-бальной шкале ответов.

Обработка результатов: по ответам оценивается 6 показателей:

  • адаптивность;
  • приятие других;
  • интернальность;
  • самовосприятие;
  • эмоциональный комфорт;
  • стремление доминировать.

Тесты для подготовки к школе

Не каждый ребенок психологически готов к школе. С помощью психологических тестов, на основании анализов ответов родители или педагоги могут оценить уровень готовности к школе, оценить развитие, базовый опыт, языковые функции, память и зрительное восприятие.

Важные критерии, по которым можно определить моральную зрелость ребенка:

  • Социальная адаптация.
  • Умение ставить цели, составление плана действия и достижение результата.
  • Понимание важности обучения, умение ставить приоритет.
  • Самостоятельное усваивание информации, способность делать логические выводы.

1. Классификация картинок

Направление: вычисление уровня логического мышления.Психологический тест на психику для детей, подростков по возрасту. В картинках, по рисункам, подготовка к школе

Понадобится: набор карточек с изображением предметов из разных групп: посуда, мебель, животные, растения и так далее.

Инструкция: карточки перемешивают, и предлагают ребенку разложить по группам принадлежности. Свои действия ребенок должен объяснить, почему так совершен расклад. Бывает, что дети смешивают карточки из разных групп: картинки кухонно мебели и посуды, одежду и обувь. Следует предложить разложить эти карточки на подгруппы.

При высоком уровне выполнения задачи ребенок сразу разложил все карточки правильно, обосновал свои действия, назвал все группы.

2. Тест «чего не хватает»

Цели: исследовать уровень зрительной памяти.

Проведение: перед ребенком выкладывается до 10 предметов – игрушки или картинки. Его просят внимательно посмотреть на них 1-2 мин, затем он отворачивается, в это время следует убрать или переставить местами предметы, а затем попросить его снова посмотреть и определить, что изменилось.

Если зрительная память развита хорошо, ребенок сразу определит недостающие предметы или перестановку.

3. Составление квадратаПсихологический тест на психику для детей, подростков по возрасту. В картинках, по рисункам, подготовка к школе

Направленность: тест определяет уровень мышления и зрительную память. Понадобится вырезать из однотонной плотной бумаги 4 квадрата. Разрезать их по-разному. Затем предложить ребенку сложить фигуры из частей в порядке сложности. Сначала самый легкий квадрат из несложных комбинаций, затем более сложный. На выполнение дается время не боле 3 мин.

Анализ: высокий результат, когда все 4 квадрата ребенок сложил в указанное время, хороший — 3 квадрата сложил, средний – 2 квадрата и низкий – 1 квадрат из двух первых несложных комбинаций. Очень низкий результат, когда ребенок ни один квадрат не может сложить.

Все описанные психологические тесты проверены на большом количестве людей. Но чтобы получить более достоверную информацию, нельзя ориентироваться на один тест. На психику ребенка действует общее состояние, условия проведения тестирования и многие другие факторы. Важно использовать несколько методик и в разные дни. Тогда результат будет более точным.

Читайте также:  Закономерности психического развития нормального ребенка

Оформление статьи: Владимир Великий

Видео-тесты по психологии для детей

Психологические тесты для детей:

Источник

Для детей младшего школьного возраста характерна учебная деятельность, при выполнении которой   у ребенка возникают главные психические новообразования  —  анализ и планирование, которые определяют существенные качественные изменения в развитии познавательных процессов ребенка, так и всей его потребностно-эмоциональной и личностной сферы.

Предлагаемая здесь система психодиагностических методик предназначена для комплексной оценки уровня психологического развития детей, учащихся начальных классов, включая характеристику их познавательных процессов, личности и межличностных отношений, оценку имеющихся у них практических умений и навыков.
На основе применения данной системы методик можно оценивать психологическую готовность детей к обучению в школе, их психологическое развитие во время обучения в начальных классах, с первого по четвертый включительно.
Психодиагностической оценке в рамках данного комплекса подлежат:

·         внимание,

·         память,

·         воображения,

·         мышление.

·         Психологическая готовность младших школьников к обучению в средней школе.

·         Социальная ситуация развития.
Проблема, связанная с адаптацией ребенка к классному коллективу, взаимоотношениями с учителем, в семье.

·         Ведущая деятельность, сформированность компонентов структуры учебной деятельности.

·         Возрастные психические новообразования.

·         Предпосылки формирования учебной деятельности.

·         Произвольность поведения и познавательных процессов.

Пользуясь методиками, включенными в данный комплекс, можно  точно определить, в каком отношении ребенок готов и не готов к обучению в школе, в чем он больше или меньше продвинулся вперед в своем развитии. Эти методики позволяют выяснить склонности, задатки и способности детей, с первых шагов обучения ребенка в школе вести с ним целенаправленную психодиагностическую работу, связанную с выявлением и развитием его способностей.
Проведение комплексной систематической психодиагностики позволяет оценивать эффективность учебно-воспитательной работы в школе с точки зрения того, в какой мере она способствует продвижению детей вперед в своем психологическом развитии. В данный комплекс  включены такие методики, которые можно применять для изучения детей от 6-7 лет до 10-11 лет и получать сопоставимые результаты.

К моменту поступления детей в школу существенно возрастают их индивидуальные различия по уровню психологического развития. Эти различия, прежде всего, проявляются в том, что дети отличаются друг от друга по интеллектуальному, моральному развитию. Они, следовательно, уже могут по-разному реагировать на одни и те же инструкции и психодиагностические ситуации. Некоторым детям, поступающим учиться в школу, практически вполне доступны тесты, предназначенные для психодиагностики взрослых людей, другим — менее развитым — только методики, рассчитанные на детей 4-6-летнего возраста, т.е. на дошкольников. Это особенно касается таких психодиагностических методик, в которых используются вербальные самооценки, рефлексия и различные сознательные, сложные оценки ребенком окружающей среды. Поэтому прежде, чем применять ту или иную психодиагностическую методику к детям младшего школьного возраста, необходимо удостовериться в том, что она им интеллектуально доступна и не слишком проста для того, чтобы оценить реальный уровень психологического развития, достигнутый ребенком. Имеющиеся  данные психологической готовности детей 6-7-летнего возраста к обучению в школе, показывают, что большинство — от 50% до 80% в том или ином отношении не полностью еще готовы к обучению в школе и полноценному усвоению действующих в начальных классах школьных программ. Многие, будучи по своему физическому возрасту готовыми к обучению,  по уровню психологического развития  находятся на уровне ребенка-дошкольника, т.е. в границах 5-6-летнего возраста. Если такому ребенку предложить достаточно трудный, в принципе доступный, но малоинтересный для него серьезный психологический тест, требующий развитой воли, произвольного внимания, памяти и такого же воображения, то может статься, что он не справится с заданием. И это произойдет не в силу отсутствия интеллектуальных способностей и задатков, а по причине недостаточного уровня личностно-психологического развития. Если, напротив, те же самые тестовые задания предложить ребенку в игровой, внешне и внутренне привлекательной форме, то, по всей вероятности, результаты тестирования окажутся иными, более высокими.
Это обстоятельство непременно необходимо учитывать в   психодиагностике детей, поступающих в школу, особенно первоклассников и второклассников (последние, как показывают специально проведенные исследования, еще не очень далеко ушли от детей дошкольного возраста). Что же касается детей третьего и четвертого классов, то для их психодиагностики вполне подходят тесты, предназначенные для взрослых людей, при условии, что сами тестовые задания будут им доступны.

  Следует иметь в виду, что при наличии сильной мотивации, при  заинтересованном, активном настрое на тестирование его итоги всегда будут выше. Если взрослый человек еще как-то в состоянии сознательно, с помощью соответствующих волевых усилий управлять своим поведением во время тестирования, то дети в течение всего младшего школьного и вплоть до подросткового возраста в большинстве своем еще не могут этого делать.
Имеются определенные ограничения, касающиеся применения тестов для взрослых в психодиагностике детей младшего школьного возраста. Эти ограничения прежде всего относятся к тестам, которые разработаны и применяются для изучения мышления, личности и межличностных отношений.

Если Вы хотите продиагностировать своего ребенка — то Вы можете это сделать через интернет (с веб камерой) обратившись ко мне, психологу Габышевой Виктории Анатольевне

Подстраницы:

Источник