Тесты для определения развития ребенка развитие речи логопедия

Диагностика определения уровня речевого развития детей группы коррекционной напрвленности

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ  ИНСТРУМЕНТАРИЙ

Звукопроизношение

Задание 1.  Состояние звукопроизношения

Инструкция к проведению: Назови картинки

Оборудование: набор картинок на все группы звуков.

Задание 2.  Дифференциация звуков 

Инструкция к проведению:  Повторяй за мной слова, фразы.

  1. Лак – рак
  2. Марина набрала малины.
  3. Йод – лед
  4. Летом Юля много гуляет.
  5. Цыплята – тигрята.
  6. Настя кормит цыплят.
  7. Чернеть – темнеть
  8. Поросенок чавкает, собачонка тявкает.
  9. Щегол – сегодня
  10. Десять гусят громко пищат.
  11. Крыша – крыса
  12. Леша повесил в шкаф бабушкину шаль.
  13. Ждать – здание
  14. Дорожки засыпают желтым песком.

Фонематический слух

Задание 3,4.  Определение 1 гласного,  1 согласного звука в слове

Инструкции к проведению: Назови первый звук в слове. Логопед произносит слова:

 а) Аня, утка, окунь, ива, эхо

 б) дом, кот, муха танк, ноты

Задание 5,6.  Определение последнего звука в слове

Инструкция к проведению: Логопед произносит слова и просит назвать последний звук  в слове.

 а) пила, кольцо, кенгуру, грибы, очки

 б) жук, пух, кот, дом, лес

Задание 7.  Сложи слово.

Инструкция к проведению:  Я  назову звуки, ты собери из них слово.

 М,А,К         О,С,Ы         М,А, М, А

Задание 8. Повторение слов с оппозиционными звуками.

Инструкция к проведению: Рассмотри картинки и покажи где.

Оборудование: набор картинок: МИШКА — МИСКА , ТРАВА — ДРОВА,  РАК — ЛАК, КОЗА — КОСА, БОЧКА — ПОЧКА.

Задание  9.  Воспроизведение звуковых и слоговых рядов.

Инструкция к проведению:  Послушай и повтори за мной.

 а) АОУ,  УИО,  ИУА,  УИОЭ,  АИОУ

 б) БА – ПА;  КА – ХА;  МА – МЯ;  ПА – БА – ПА;  ДА – ДА – ТА.

Слоговая структура слова

Задание 10. Слоговая структура.

Инструкция к проведению:   Логопед предлагает ребенку картинки. Назови картинки

Оборудование: набор картинок:

  1. Ноты, муха, вата
  2. Машина, корова, лопата
  3. Кот, дом, мяч
  4. Петух, веник, мешок
  5. Банка, лампа, сумка
  6. Телефон, самолет, самовар
  7. Бабочка, подушка, ромашка
  8. Хлеб, ключ, танк
  9. Свеча, звезда, свекла
  10. Пуговица, паутина, самокат

Задание 11.  Воспроизведение слов различной слоговой структуры.

Инструкция к проведению:  Повтори за мной:

 а) снеговик, мотоцикл, автобус

     скамейка, скатерть, гвоздика

     мотоциклист, магнитофон, милиционер

     аквариум, гимнастика, строительство

 б) Водопроводчик чинит водопровод.

     Строители работают на строительстве дома.

     В аквариуме плавают разноцветные рыбки.

Словарь

Задание 12.  Обобщающие понятия.

Инструкция к проведению:  Рассмотри картинки и назови одним словом.

Оборудование:  набор картинок на обобщающие понятия

  1. Игрушки                                  
  2. Посуда
  3. Одежда
  4. Обувь
  5. Овощи
  6. Мебель
  7. Дикие животные
  8. Домашние животные
  9. Деревья
  10. Цветы
  11. Продукты
  12. Транспорт
  13. Ягоды
  14. Птицы
  15. Насекомые

Задание 13.  Подбор определений.

Инструкция к проведению: Рассмотри картинки, и скажи какой? Какая?

Оборудование:  набор картинок : ЛИСА, ЛИМОН, ЯБЛОКО

Задание 14. Части целого

Инструкция к проведению: Назови части целого.

Оборудование:  набор картинок: ДОМ, ЧАЙНИК, СТУЛ

Задание 15. Антонимы

Инструкция к проведению:  Послушай слова и скажи наоборот.

  1. зима, день, начало;
  2. большой, длинный, широкий, высокий, старый, чистый, острый, добрый, веселый;
  3. сидеть, одеваться, закрывать;
  4. далеко, высоко, тихо.

Задание 16. Назвать действие по предъявленному признаку. 

Инструкция к проведению: Скажи, кто что делает?

Оборудование:  набор картинок по теме «Профессии» (5)

Грамматика

Задание 17. Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных.

Инструкция к проведению:  Скажи ласково

Оборудование:  набор картинок: СТОЛ, СТУЛ, ДОМ, ЦВЕТОК, ЗВЕЗДА, КОЛЬЦО.

Задание 18. Образование существительных обозначающих детенышей животных

Инструкция к проведению: У кошки котенок , а кто у….

Оборудование:  набор картинок: СОБАКА, КОЗА, КОРОВА, ОВЦА, ЛОШАДЬ, ЛИСА

Задание 19.  Образование относительных прилагательных.

Инструкция к проведению:  Стол из дерева деревянный, а как сказать какой (-ая)?

Оборудование: набор картинок: МЯЧ ИЗ РЕЗИНЫ, СТАКАН ИЗ СТЕКЛА, ШУБА ИЗ МЕХА, КОРАБЛИК ИЗ БУМАГИ, МАШИНА ИЗ ПЛАСТМАССЫ.

Задание 20. Образование притяжательных прилагательных.

Инструкция к проведению: Рассмотри картинки и скажи, чей хвост?

Оборудование: набор картинок: ЗАЯЦ, ЛИСА, ВОЛК.

Задание 21. Образование приставочных глаголов.

Инструкция к проведению: Рассмотри картинки и скажи, что делает машина?

Оборудование:  набор картинок МАШИНА ПОДЪЕЗЖАЕТ, УЕЗЖАЕТ, ЗАЕЗЖАЕТ, УЕЗЖАЕТ, ОБЪЕЗЖАЕТ, ОТЕЗЖАЕТ, ПРИЕЗЖАЕТ, ЗАЕЗЖАЕТ.

Задание 22. Изменение существительных по числам.

Инструкция к проведению:  Я назову один предмет, а ты много.

Оборудование: набор картинок: СТОЛ — СТОЛЫ, СТУЛ – СТУЛЬЯ, ЯЙЦО – ЯЙЦА, ВЕДРО – ВЕДРА, ОКНО  — ОКНА, ДОМ – ДОМА.

 Задание 23.  Образование формы родительного падежа множественного числа существительных.

Инструкция к проведению: Логопед предлагает картинку, закрывает рукой и спрашивает: «Чего не стало?»

Оборудование: набор картинок: КАРАНДАШИ, ДЕРЕВЬЯ, СТОЛЫ, СТУЛЬЯ, ДОМА, ШКАФЫ.

Задание 24. Согласование числительных с существительными с в роде, числе, падеже.

Инструкция к проведению: Посчитай предметы от 1 до 5,7.

Оборудование:  набор картинок: КАРАНДАШ, ЯБЛОКО, КУКЛА

Задание 25. Употребление предлогов.

Инструкция к проведению: Рассмотри картинку и скажи где кот?

Оборудование: Сюжетная картинка с домом и котами.

Связная  речь

Задание 26. Пересказ прослушанного текста.

Инструкция к проведению: Сейчас я прочту тебе рассказ, послушай и перескажи.

Оборудование: текст рассказа «Зайчик и белочка»

Задание 27. Составление рассказа по сюжетной картинке.

Инструкция к применению:  Посмотри на картинку и составь рассказ.

Оборудование: сюжетная картинка «На горке»

Задание 28. Составление рассказа по серии картинок.

Инструкция к проведению: Рассмотри картинки, расставь их по порядку и составь рассказ.

Оборудование: картинки по серии «Ежик».

Обучение грамоте (подготовительная группа)

 Задание 29. Узнай букву.

Инструкция к проведению: Назови буквы, которые знаешь.

Оборудование: Алфавит.

Задание 30. Умение читать.

Инструкция к проведению: Прочитай слово, фразу.

Оборудование:  Азбука.

Задание 31. Работа с кассой.

Инструкция к проведению: Выложи лова МАК, МАМА, БУСЫ.

Оборудование:  кассы.

КРИТЕРИИ  ОЦЕНКИ

Звукопроизношение

Высокий – 30 баллов

Средний – 11-29 баллов

Низкий – 0 – 10 баллов

     Произношение

2 балла – правильное произнесение звуков.

Читайте также:  Большой камень школа развития ребенка

1 балл – нормированное произнесении звука изолированно, но в словах звук

               не автоматизирован.

0 баллов – дефектное произнесение звука или его отсутствие.

     Дифференциация

2 балла – точное и правильное воспроизведение

1 балл – правильное произнесение в словах, смешение во фразе.

0 баллов – смешение звуков.

Фонематический слух

 Высокий —    14 баллов

 Средний —  5 – 13 баллов

 Низкий —   0 — 4 балла

Анализ

2 балла  — точное и правильное выполнение пробы

0 баллов —  неверное выполнение задания, либо отказ.

Синтез

2 балла – задание выполнено точно и правильно

1 балл – задание выполнено с помощью логопеда

0  баллов —  неверно выполненное задание, либо отказ

Представления

2 балла – правильное выполнение пробы

1 балл – выполнение со второго предъявления

0 баллов – неверное выполнение задания, либо отказ

Воспроизведение

2 балла — точное, правильно

1 балл – со второго предъявления

0 баллов – неверное выполнение задания, либо отказ

Слоговая структура слова

 Высокий  —  34 – 30 баллов

 Средний —  11-29 баллов

 Низкий —   0 – 10 баллов

Самостоятельно

2 балла – правильное выполнение задания

1,5 балла  — одна ошибка

1 балл – две ошибки

0,5 балла – три ошибки

0 баллов – более 3-х ошибок, либо отказ

Отраженно (слова сложного слогового состава)

2 балла – правильно выполненное задание

1,5 балла – одна ошибка

1 балл – две ошибки

0,5 балла – три ошибки

0 баллов – более 3-х ошибок, либо отказ

Фраза

2 балла – правильное выполнение задания

1,5  балла —  одна ошибка

1 балл —  две ошибки

0,5 балла – три ошибки

0 баллов – более 3-х ошибок, либо отказ.

Словарь

 Высокий – 35 -30 баллов

 Средний – 11-29 баллов

 Низкий – 0 -10 баллов

Обобщающие понятия

1 балл – за каждое правильное обобщающие понятие

0,5 балла – понятие имеется в импрессиве

0 баллов – понятие отсутсвует, либо отказ

Подбор определений, действий

1 балл – за правильно подобранное понятие

0 баллов – неверно выполненное задание, либо отказ

Части целого

2 балла – точное, правильное выполнение пробы

1 балл – называет не все части

0 баллов – неверно выполненное задание, либо отказ

Антонимы

1 балл – за правильное выполнение пробы

0 баллов – неверно выполненное задание, либо отказ

Словообразование, словоизменение

 Высокий – 48 -36 баллов

 Средний – 16 – 35 баллов

 Низкий – 0 -15 баллов

1 балл – за каждую правильно образованную форму

0 баллов – неверно выполненное задание, либо отказ

Связная речь

 Высокий – 6 баллов

 Средний – 3-5 баллов

 Низкий – 0 – 2 балла

Пересказ

2 балла – самостоятельный пересказ после первого прочтения

1,5 балла – пересказ с минимальной помощью 2-3 вопроса

1 балл – правильный пересказ после повторного прочтения

0 баллов  — задание не выполнено, даже при минимальной помощи, либо отказ

Составление рассказа по серии картинок

2 балла – самостоятельно разложил картинки в нужной последовательности

                 и составил рассказ

1,5 балла – самостоятельно разложил картинки в нужной последовательности

                    и составил рассказ с минимальной помощью

1 балл – картинки разложил и составил рассказ с минимальной помощью

0 баллов – задание не выполнено, либо отказ

Составление рассказа по картинке

2 балла – составляет рассказ самостоятельно

1 балл — перечисляет то, что видит

0 баллов – задание не выполнено, либо отказ

Обучение грамоте  (Подготовительная к школе группа)

 Высокий – 13 баллов

 Средний – 3 -12 баллов

 Низкий —  0 -2 баллов

Знание букв

2 балла – знает и называет все буквы

1 балл – знает и называет более 10 букв

0 балов – не знает букв, либо отказ

Чтение

2 балла – читает фразы

1 балл – читает слова

0 баллов – не читает, либо отказ

Работа с кассой

2 балла  —  складывает слова

1 балл – складывает с ошибкой

0 баллов – не выполнил задание, либо отказ

Источник

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ (возраст ребенка от 6 до 7 лет)

Собственно языковое тестирование целесообразно предварить небольшим собеседованием, для того чтобы убедиться, не являются ли возможные ошибки в речи лишь следствием обедненного представления об  окружающем мире.

  1. Как тебя зовут?
  2. Сколько тебе лет?
  3. Как зовут твоих родителей (маму и папу)?
  4. Какой сегодня день недели?
  5. Какой день недели был вчера?
  6. Какой день недели будет завтра?
  7. Назови своих любимых сказочных героев.
  8. Почему некоторые птицы осенью улетают на юг?
  9. Какие города ты знаешь?
  10. Какие деревья растут в лесу?
  11. Какие животные дают нам молоко?
  12. .Для чего нам нужен холодильник? Почему некоторые продукты мы храним именно в нем?
  13. Когда на улице раньше темнеет (становится темно): летом или

зимой?

  1. Что мы говорим людям, которые сидят с нами за столом, перед началом завтрака, обеда или ужина?

ОЦЕНКА: адекватный ответ — 1 балл, неадекватный — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 14.

Блок 1

Основная цель тестовых заданий этого блока заключается в определении уровня сформированности лексической системности, которая оценивается по двум основным параметрам: объему словаря и многообразию связей (смысловых и формальных) между лексическими единицами.

Задание 1 Назови то, что ты видишь на рисунках. Рисунки:

А. скалка, отвертка, фонарь, рубанок, ящик, скрепка, гиря, метла (лист 6-1).

Б. шляпа, кепка, фуражка, сарафан, жилетка, сандалии, босоножки (лист 6-2).

В. крыжовник, слива, смородина, малина, ландыш, васильки, гвоздики (лист 6-3).

Г. барсук, рысь, пингвин, пантера, крот, леопард (лист 6-4).

Д. гитара, аккордеон, балалайка, скрипка, скрипач, балерина, пианист (лист 6-5).

ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 35.

Задание 2. Рассмотри рисунки и скажи, для чего нужен каждый из этих предметов.

Рисунки: солнцезащитные очки, клещи, ласты, сито, дуршлаг, соковыжималка, спицы, дрель (лист 6-6).

ОЦЕНКА: адекватный ответ — 1 балл, неадекватный — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 8.

Читайте также:  Ребенок с аутизмом программа развития

Задание 3. Рассмотри рисунки и скажи, почему их поместили рядом.

Рисунки: люстра—фонарь, спицы—свитер, рубанок—доски, чемодан—портфель (лист 6-7).

ОЦЕНКА: установлена смысловая связь — 1 балл, не установлена — О баллов. Максимальное количество баллов — 4.

3 ада н и е 4. Догадайся, какое слово будет следующим. Слова:

Корова — бык, курица — ?             Утка — утёнок, лошадь — ?

 Птица — гнездо, пчела — ?                 Гвоздь — молоток, шуруп — ?

Длинный — короткий, широкий — ?

ОЦЕНКА: правильный ответ — 1 балл, неправильный — 0 баллов Максимальное количество баллов — 5.

Задание 5. Рассмотри рисунки и скажи, кто что делает. Рисунки:

Девочка раскатывает тесто. Девочка пришивает пуговицу. Мальчик вырезает фигурку (бабочку). Мальчик сворачивает ковер.

Мальчик расчищает дорожку от снега. (лист 6-8)

ОЦЕНКА: адекватный ответ — 1 балл, неадекватный — 0 баллов Максимальное количество баллов — 5.

Задание 6. Назови то, что ты видишь на рисунках, и скажи, чем различаются предметы, изображенные на них. Рисунки:

письменный стол — обеденный стол;

деревянный стол — стеклянный стол;

пассажирский вагон — товарный вагон(лист 6-9)

ОЦЕНКА: адекватный ответ (выделение существенных признаков) — 1 балл, неадекватный — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 3.

Задание 7. Закончи предложения.

Курам нужен курятник, а муравьям — …

На гармони играет гармонист, а на балалайке — …

Хлеб хранят в хлебнице, а соль — …

Двор убирает дворник, а часы чинит — …

Белка живёт в дупле, а пчёлы — …

ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 5.

Задание 8. Ответь на вопросы.

Какие носки мы называем шерстяными?

Какую шишку мы называем еловой?

Какое платье мы называем бальным?

Какую одежду мы называем домашней?

 Какой суп мы называем вермишелевым?

 Какой сок мы называем томатным?

Какой торт мы называем ореховым?

Какое дупло мы называем беличьим?

ОЦЕНКА: адекватный ответ — 1 балл, неадекватный — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 8.

Блок II

Основная цель тестовых заданий этого блока заключается в определении уровня грамматической компетенции. Основным критерием оценки грамматической компетенции является сформированность словоизменительных и словообразовательных навыков и умений.

Задание 9. Послушай слова и скажи, почему эти предметы так называются.

Слова: пылесос, мышеловка, снегокат, землеройка, носорог, соковыжималка, сороконожка.

ОЦЕНКА: адекватный ответ — 1 балл, неадекватный — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 7.

Задание 10 Растолкуй значение слов:

печник, коровник, виноградник, воротник;

 соусница, учительница, больница;

водитель, зритель, победитель, выключатель.

ОЦЕНКА: адекватный ответ — 1 балл, неадекватный — 0 балла. Максимальное количество баллов — 11.

Задание 11. Рассмотри рисунки и скажи, что на них нарисовано и сколько.

Рисунки: пять молотков, шесть гвоздик, шесть яблок, пять стульев, пять баклажанов, пять шишек (лист 6-10).

ОЦЕНКА: грамматически правильно — 1 балл, грамматически неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 6.

Задание 12. Рассмотри рисунки и скажи: А. Какие букеты здесь нарисованы?

Рисунки: букет тюльпанов, букет ландышей, букет роз (лист 6- )

Б. Из каких цветов сплетены эти венки?

Рисунки: венок из колокольчиков, венок из гвоздик, венок из ромашек, венок из незабудок (лист 6-12).

ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 7.

3 а да н и е 13. Назови иначе.

Образец: Хвост лисы — лисий хвост.

Голова барсука — …

Уши зайца — …

Шерсть овцы — …

Голова осла — …

Хвост белки — …

Грива льва — …

Уши телёнка — …

Лапы индюка — …

ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — О Максимальное количество баллов — 8.

Задание 14. Рассмотри рисунки и скажи, где находятся животные. Скажи и покажи, откуда вылезают котёнок, щенок, собака.

      Котёнок под диваном, щенок под шкафом, собака под столом. Котёнок вылезает из-под дивана, щенок — из-под шкафа, собака — из-под стола (лист 6-13).

ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 6.

Задание 15. Рассмотри рисунки и скажи, где находятся дети и животные.

Скажи и покажи, откуда выглядывает мальчик, откуда выглядывают девочки, откуда выглядывает собака, откуда вылезает котёнок.

А. Одна девочка за креслом, другая — за шторой, собака за стулом, мальчик за шкафом, котёнок за диваном.

Б. Одна девочка выглядывает из-за кресла, другая из-за шторы, собака — из-за стула, мальчик — из-за шкафа, котёнок — из-за дивана (лист 6-14).

ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 10.

Задание 16. Догадайся, какое слово будет следующим.

Сахар — сахарница, масло — …

 Очки — очечник, мыло — …

Трактор — тракторист, экскаватор — …

 Гитара — гитарист, скрипка — …

Летать — лётчик, учить — …

Носить — носильщик, строить — …

Тигр — тигрица, заяц — …

ОЦЕНКА: адекватный ответ — 1 балл, неадекватный — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 7.

Задание 17. Повтори предложения, не меняя слова местами.

Бабушка попросила Катю принести книгу, которая стояла на полке.

Вася заболел, и поэтому мама не повела его в среду в детский сад.

Несмотря на дождь, мы с папой поехали за город на дачу

Наташа вспомнила, что мама очень любит пирог с грибами и рисом.

Пока я собирал свои вещи, моя сестра сходила в магазин за хлебом.

ОЦЕНКА: точное воспроизведение — 2 балла, воспроизведение с незначительным изменением (пропуск слов или их замена, не искажающие общий смысл) — 1 балл, неправильный ответ — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 10.

Задание 18. Закончи предложения.

Лена ходила в лес, чтобы …

Автобус сломался, поэтому…

Ребята ходили в цирк, который …

ОЦЕНКА: адекватный ответ — 1 балл, неадекватный — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 3.

Читайте также:  Мадоу центр развития ребенка детский сад 221

Блок III

Основной целью тестовых заданий этого блока является оценка фонологических навыков и умений. Эта оценка складывается из результатов обследования фонематических процессов, навыков звукового анализа и синтеза, фонетического и просодического оформления речи.

Задание 19.

А. Повтори слова и словосочетания:

слесарь, чертёжник, эквилибрист, аэродром, эскалатор, шлагбаум; ремонтировать радиоприёмник, пишущая машинка, смеющийся мальчик.

Б. Повтори предложение: Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас. ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно (пропуски, искажения, перестановки) — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 10.

Задание 20. Повтори слоги:

па-ба-па; ася-аща-ася; шва-шва-жва; кра-гра-кра; сан-цан-цан; мё-мо-мо; аня-ана-аня.

ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 7.

Задание 21.

А. Послушай слова и скажи, в каких из них есть звук [с]. Слова: цыплёнок, светофор, цапля, роза, чашка, чемодан, кактус, утюг, кольцо.

Б. Послушай слова и скажи, в каких из них есть звук [ч]. Слова: цыплёнок, качели, цапля, роза, чашка, чемодан, кактус, утюг. ОЦЕНКА: правильно (назвал все слова) — 1 балл, неправильно (допустил хотя бы одну ошибку) — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 2.

Задание 22. А. Сколько звуков в слове «чашка»? Б. Сколько звуков в слове «кактус»?

ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 2.

Задание 23. Повтори слоги с различным ударением: дон-дон-дон, дон-дон-дон, дон-дон-дон; ся-ся-ся, ся-ся-ся, ся-ся-ся.

ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 6.

Задание 24. Повтори предложения с разной интонацией. Паша принёс книгу в воскресенье.

Паша принёс книгу в воскресенье?

Паша принёс книгу в воскресенье?

Паша принёс книгу в воскресенье?

ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 4.

Задание 25 Дай утвердительные ответы на вопросы.

Лена была вчера в школе? (Да, была.)

Папа принес эти цветы? (Да, папа.)

Коля купил спелый арбуз? (Да, спелый.)

Бабушка сварила варенье из вишни? (Да, из вишни.)

ОЦЕНКА: адекватный ответ — 1 балл, неадекватный ответ — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 4.

Блок IV

Основной целью заданий этого блока является оценка уровня сформированности связного речевого высказывания (текстовой деятельности), которая складывается в результате совокупного анализа понимания и самостоятельного продуцирования/ репродуцирования текста повествовательного характера в соответствии с предложенным сюжетом.

Задание 26. Послушай рассказ и ответь на вопросы

Любопытная обезьяна Обезьяны очень любопытные животные. Этим часто пользуются охотники.

Чтобы поймать обезьяну, берут тяжелый кувшин с узким горлышком, насыпают в него немного орехов и оставляют его в лесу.

Обезьяна замечает кувшин, и ей очень хочется узнать, что в нем. Она подходит к кувшину, заглядывает внутрь. Затем она просовывает в него руку и хватает орехи. Вытащить их она не может: горлышко очень узкое, и рука, сжатая в кулак, не пролезает. Унести кувшин с собой ей тоже не под силу.

Даже когда появляется охотник, обезьяна не убегает: ей жаль бросить орехи, и она не разжимает кулака.

Так за свою жадность обезьяна расплачивается свободой.

Вопросы:

  1. Что охотники используют при ловле обезьян?
  2. Можно ли брать любой кувшин, чтобы поймать обезьяну?
  3. Какой кувшин используют при ловле обезьян?
  4. Почему обезьяна не убегает, когда к ней приближается охотник?

ОЦЕНКА: за каждый правильный ответ — 1 балл, неправильный — О баллов. Максимальное количество баллов — 4.

Задание 27. Разложи картинки в нужной последовательности, чтобы получился рассказ.

Картинки (даны вперемешку):

  1. Кухня. На полу кошка с двумя котятами: черным и белым. Мама замешивает тесто. На столе бутылка с молоком и миска с мукой.
  2. Мама выходит из кухни, а котята забираются на стол.
  3. Котята на столе. Один опрокидывает молоко, другой забирается в миску с мукой.
  4. Белый котенок на полу лакает молоко, черный вылезает из миски почти весь в муке.
  5. Заходит мама на кухню и видит, что молоко и миска с мукой опрокинуты, а около кошки на полу два белых котенка.

ОЦЕНКА: самостоятельно выполнил задание — 2 балла, выполнил задание с небольшой помощью — 1 балл, не справился с заданием — О баллов.

Максимальное количество баллов — 2.

Задание 28. Составь рассказ по картинкам (картинки те же). ОЦЕНКА: 2 балла:

а)        рассказ соответствует предложенному сюжету;

б)        в рассказе присутствует как основная, так и дополнительная информация;

в)        тема раскрыта полностью;

г)        ребенок не испытывает трудностей при формулировании содержания.

1 балл:

а)        рассказ частично соответствует предложенному сюжету;

б)        логическая последовательность событий не нарушена;

в)        в рассказе присутствует только основная информация (тема раскрыта частично);

г)        ребенок испытывает некоторые трудности в формулировании содержания.

О баллов:

а) рассказ не соответствует предложенному сюжету

б)        нарушена логическая последовательность событий;

в)        ребенок испытывает значительные трудности в формулировании содержания текста.

Максимальное количество баллов (баллы суммируются) — 8.

Зада н ие 29. Послушай рассказ. Повтори его, как запомнил.

Сиротка

Собачку Жучку, которая жила в деревне, заели волки. У нее остался маленький слепой щенок. Прозвали его Сиротка.

Его подложили кошке, у которой были маленькие котята. Кошка обнюхала Сиротку и лизнула его в нос. Кошка ухаживала за щенком так же, как и за своими котятами: вылизывала его, давала молока. Щенок подрос и вместе с котятами играл во дворе.

Однажды на Сиротку набросилась бродячая собака. Щенок завизжал. Тут появилась кошка. Она быстро схватила Сиротку зубами и запрыгнула вместе с ним на дерево. Кошка прикрывала щенка собой, пока хозяин не прогнал собаку со двора.

ОЦЕНКА:

2 балла:

а)        пересказ соответствует оригиналу;

б)        пересказ содержит как основную, так и дополнительную информацию;

в)        при пересказе используется вариативность речи.

1 балл:

а)        пересказ частично соответствует оригиналу;

б)        пересказ содержит только основную информацию;

в)        используются лексика и синтаксические конструкции оригинала.

О баллов:

а)        пересказ не соответствует оригиналу;

б)        нарушена смысловая организация текста;

в)        значительные трудности в языковом оформлении текста.

Максимальное количество баллов (баллы суммируются) — 6.

Источник