Тест оценка уровня психомоторного развития ребенка журба

Шкалы развития младенца Bayley

Тест Бэйли является результатом более чем 45-летних исследований развития детей, является высоковалидным и может считаться одним из лучших для раннего детского возраста. Тестирование проводится в возрасте от 1 до 42 мес.

Тест состоит из 3 шкал:

  1. шкала психического развития (ментальная шкала): оценивает ощущение, восприятие, память, доречевые и речевые способности, предпосылки абстрактного мышления;
  2. шкала моторного развития: оценивает простые и сложные движения, грубую и тонкую моторику;
  3. шкала («протокол») поведения: объективирует социальные взаимодействия, интересы, эмоции, темперамент.

Каждый пункт теста оценивается как «выполненный» или «невыполненный». Время тестирования детей младше 15 мес – 25-35 мин, старше 15 мес – до 60 мин.

Результатом тестирования является вычисление индекса ментального развития (MDI) и индекса психомоторного развития (PDI). Шкалы психического и моторного развития содержат 274 пункта, протокол поведения ребенка – 30. Тест признан высоковалидным и стандартизированным. Первоначально стандартизация шкал проводилась на 1262 детях, а поведенческого протокола – на 791 ребенке. В 90-е годы была проведена повторная стандартизация теста.

Денверский скрининг-тест развития (DDST)

Тест разработан Frankenburg W.К., J.В. Dodds для выявления детей, страдающих задержкой психического развития в возрасте от рождения до 6 лет. Он содержит 4 шкалы: 1) грубая моторика; 2) тонкая моторика; 3) речь; 4) социальная адаптация.

Из 105 пунктов 75 предназначены для детей до 3 лет. Обычно ребенок тестируется по 20 пунктам. Каждый пункт оцениваются как «выполненный», «невыполненный», «отказ от выполнения», «не было возможностей для выполнения».

Тестирование проводится как в условиях прямого наблюдения, так и на основании сведений, полученных от родителей. Дети, выполнившие все пункты, считаются развивающимися нормально. Если имеется один невыполненный пункт в какой-либо шкале, результат считается сомнительным, два невыполненных пункта – задержка развития.

Тестирование занимает около 30 мин и требует минимальной подготовки исследователя (несколько часов). В этом преимущество данного теста по сравнению с тестом Бэйли, который требует высшей психологической квалификации.

Денверская оценочная методика была стандартизирована на 1036 нормальных детях в возрасте от 2 нед до 6 лет, 816 из которых были младше 3 лет. Тест высоко достоверен и стандартизирован.

Порядковые (числовые) шкалы психологического развития

Тест представляет собой психометрическую оценку развития ребенка, разработанную I. Uzgiris, J. McHunt на основании концепции психического развития Ж. Пиаже. Он предназначен для детей от рождения до 2 лет и содержит 6 шкал:

  1. развитие зрительного слежения и сосредоточения на объекте;
  2. умение ребенка использовать разные средства для получения желаемого предмета;
  3. вокальная и жестовая имитация (2 субшкалы);
  4. причинные действия;
  5. построение объектных связей в пространстве;
  6. развитие отношений к объектам (при смене игрушки или роли в игре).

Тест состоит из 64 пунктов. Экспериментальные ситуации располагаются по мере усложнения. Психическое развитие изучается в следующих возрастных промежутках: 0-3 мес., 4-7 мес., 8-11 мес., 12-17 мес. и 18-24 мес..

Профиль психического развития G. D. Alpern-Boll

Методика предназначена для детей от рождения до 9 лет, содержит 186 пунктов и 5 шкал:

  1. физическое развитие;
  2. «социальная» шкала;
  3. шкала коммуникации;
  4. способность к обучению;
  5. шкала «самопомощи».

В результате тестирования определяют, какому возрасту соответствует психическое развитие ребенка.

Шкала ментального развития R. Griffiths

Тест рассчитан на младенцев от 0 до 24 мес, содержит 260 пунктов, объединенных в 5 субшкал:

  1. локомоторная активность (глаза-руки, слух-рука);
  2. развитие речи;
  3. тонкая моторика;
  4. «персональная» шкала;
  5. «социальная» шкала.

После выполнения заданий рассчитывается интеллектуальный коэффициент ребенка и определяется, какому возрасту соответствует психическое развитие ребенка.

KID-шкала

Разработана J. Reuter. Представляет собой субъективную оценку взрослыми психического развития ребенка (мать в домашних условиях заполняет регистрационный лист теста). Исследуются дети в возрасте 0-15 мес. Тест содержит 252 пункта и 5 шкал:

  1. познание;
  2. движения;
  3. самообслуживание;
  4. общение;
  5. языковая шкала.

По каждой из шкал определяется условный возраст ребенка, который сравнивается с паспортным.

Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни

Один из первых отечественных тестов психического развития разработали Г.В. Пантюхина, К.Л. Печора, Э.Л. Фрухт. Методика представляет собой качественную оценку развития ребенка без использования баллов. Состоит из 3 возрастных шкал для 1-го, 2-го и 3-го года жизни. На 1-м году исследуют:

  1. 10 дней – 2,5-3 мес. – развитие зрительных и слуховых ориентировочных и эмоционально положительных реакций;
  2. 1,5-3 – 5-6 мес. – развитие зрительных и слуховых ориентировочных реакций, движений руки, гуления;
  3. 5-6 – 9-10 мес. – развитие общих движений, действий с предметами, подготовительных этапов пассивной и активной речи;
  4. 9-10 – 12 мес. – развитие общих движений, действий с предметами, понимания и активной речи.

На 2-м году: развитие понимания речи, развитие активной речи, сенсорное развитие, развитие игры и действий с предметами, развитие движений, формирование навыков.

На 3-м году в первом полугодии: активная речь, игра, конструктивная деятельность, сенсорное развитие, развитие движений, развитие навыков. Во втором полугодии: активная речь, игра, изобразительная деятельность, конструктивная деятельность, сенсорное развитие, навыки, движения.

Читайте также:  Рекомендации по развитию воображения у ребенка

Нормой считается выполнение навыков в пределах ±15 дней от проверяемого возраста. Тест стандартизирован на 630 детях 1-го года жизни, 730 – 2-го года и 360 детях 3-го года жизни.

Тест развития детей первого года жизни О. В. Баженовой

Разработан О.В. Баженовой. Тест включает 98 диагностических проб, разделенных на 6 шкал: двигательное, эмоциональное, сенсорное развития, действия с предметами, взаимодействия со взрослыми, голосовая активность. Каждая из проб позволяет оценить уровень развития той или иной поведенческой реакции. Согласно методике теста, определяют 4 степени выраженности поведенческой реакции: 0 баллов – отсутствие, 1 балл – намеченность, 2 балла – несовершенная форма проявления, 3 балла – совершенная форма проявления. Пробы, выполнение которых требует достаточно высокого уровня психической активности ребенка, имеют значительно больший удельный вес при их оценке. Количество баллов, набранное за их выполнение, умножают на 5 (качественно-количественная оценка). Количество баллов, набранное за выполнение всех проб данной шкалы, суммируют. Набранная сумма баллов представляет собой актуальную оценку (АО), которая сравнивается с контрольной оценкой (КО), являющейся нормативным показателем для данного возраста. Итоговый результат – индекс развития (ИР) – представляет собой отношение АО к КО. На основании данных ИР по 6 шкалам строится диаграмма (профиль психического развития). Развитие оценивается в возрасте 2, 3, 4, 5, 6, 8, 10 и 12 мес.

Оценка уровня психомоторного развития ребенка

Разработана Л.Т. Журбой, Е.М. Мастюковой. Развитие оценивается по 7 нервно-психическим показателям (динамическим функциям): коммуникабельность, голосовые реакции, безусловные рефлексы, мышечный тонус, асимметричный шейный тонический рефлекс, цепной симметричный рефлекс, сенсорные реакции. Оцениваются также уровень стигматизации, черепно-мозговая иннервация и патологические движения, которые помогают выявить группу детей с повышенным риском задержки развития. Помесячная количественная оценка у ребенка до 1 года проводится на основе показателей, оцениваемых по 4-балльной системе с учетом динамики нормального возрастного развития. Оптимальная оценка по шкале возрастного развития соответствует 30 баллам. 27-29 баллов в большинстве случаев можно расценивать как вариант возрастной нормы. При оценке 23-26 баллов детей относят к безусловной группе риска. 13-22 балла свидетельствуют о задержке развития. Ниже 13 баллов – больные с тяжелой задержкой развития вследствие органического поражения мозга.

Тест «ГНОМ» (график нервно-психического обследования младенцев)

Разработан Г. В. Козловской и соавт. Тест состоит из 12 возрастных субтестов. Психическое развитие исследуется на 1-м году жизни каждый месяц, после года — каждые три месяца, от 2 до 3 лет – 1 раз в полгода. Субтесты состоят из 20 вопросов (заданий), позволяющих тестировать развитие сенсорных, моторных, эмоционально-волевых, познавательных и поведенческих функций. Для исследования уровня развития каждой функции предлагают 4 задания. Для исследования сенсорной функции тестируется зрительная, слуховая и тактильная чувствительности. Для определения состояния моторики – статика, кинетика, тонкая моторика и мимика. В эмоционально-волевой сфере исследуются: формирование и дифференцировка эмоциональных реакций, появление и характер эмоционального резонанса (способности воспринимать эмоциональное состояние других людей и адекватно на него реагировать). Для оценки волевых функций исследуются активная и пассивная произвольная деятельность. Познавательные функции тестируют по четырем показателям: речь, мышление, игра и внимание. Поведенческие функции состоят из двух разделов: биологического (пищевого поведения, формирования навыков опрятности) и социального поведения, для изучения каждого из которых предлагают по два задания. Тест позволяет распределить обследуемых детей по трем группам:

  1. здоровые дети – показатель коэффициента психического развития (КПР) от 110 до 90 баллов;
  2. группа риска – КПР 80-89 или выше 111 баллов;
  3. группа нарушения развития – КПР ниже 80.

Шкала поведения новорожденных (NBAS)

Разработана Т. Brazelton. Предназначена для новорожденных и детей первых месяцев жизни. Оценивается поведение и неврологический статус детей от 2 дней до 6 недель жизни. Методика состоит из 20 вызываемых рефлексов и движений, оцениваемых по 4-балльной шкале. Имеется также 27 заданий для квалификации движений, взаимодействия со взрослыми, статического контроля, реагирования на стресс. Оценка проводится по 9-балльной шкале, указывающей на 5 возможных типов поведения. Дополнительно отмечается, требовалась ли стимуляция для того или иного типа поведения. Результатом исследования является отнесение детей либо к группе риска, либо к норме.

Также используют поведенческий тест новорожденных Graham для новорожденных и детей первых месяцев жизни. Тест оценивает детей 1-14 дней жизни по 6 субшкалам: двигательная с оценкой моторики, мышечный тонус, тактильная, слуховая сенсорная, зрительная сенсорная шкалы, шкала реактивности.

Тестовая методика Prechtl, Beintema

Оцениваются дети от 1 до 9 дней жизни по шкалам внешнего вида, позы, движений, дыхания и неврологического статуса.

Опросник младенческого темперамента используется для оценки темперамента детей.

Разработан W. Carey, S. McDevit. Методика выявляет индивидуальные различия между младенцами вне зависимости от темпа их психомоторного развития. Тест предназначен для скрининговых исследований младенцев от 4 до 8 мес. Он состоит из 95 пунктов, оценивающих поведение по 6-балльной шкале, содержит 9 категорий: активность, синхронность, доступность, приспособляемость, сенситивность, настроение, постоянство, отвлекаемость, агрессия. При анализе результатов младенцы могут быть расценены как «довольно трудные» (асинхронные, игнорирующие общение), низкоадаптивные (сенситивные), «легкие» (синхронные, доступные, адаптивные), «медленно реагирующие» (неактивные, тихие) и дети, относящиеся к промежуточному типу.

Читайте также:  Развитие ребенка по месяцам до года девочка видео

Результаты выполнения тестовых заданий у детей зависят от многих факторов: физиологического состояния (голод, усталость, сонливость), соматического здоровья, психологического комфорта, личности исследователя. Для диагностики развития младенцев и детей раннего возраста большое значение может иметь также неврологическое обследование. Оно уточняет клиническую картину и предотвращает ошибочную трактовку состояния ребенка. Если обследуется ребенок с выраженным резидуально-органическим поражением мозга, то неврологический осмотр должен предшествовать экспериментально-психологической и психиатрической оценкам.

Микиртумов Б.Е., Кощавцев А.Г., Гречаный С.В. Клиническая психиатрия раннего детского возраста. – СПб: Питер, 2001. 256 с. — («Краткое руководство»).

Похожие материалы в разделе Психология ребенка:

  • Нервная булимия
  • Как развивается речь глухонемого ребенка и как устранить недостатки в развитии речи?
  • Лабиринт «Где чей хвост?»
  • Вопросы профессионального самоопределения старшеклассника
  • Если ребенок просит: «Можно, я сегодня не пойду в школу?»
  • Наблюдения воспитателя за детьми
  • Задание на развитие мышления
  • Психологический портрет. Мечтатель.
  • Как подготовить ребенка к детскому саду
  • Игры и упражнения на снятие страхов и повышение уверенности в себе

Источник

№ Название методики. Автор Возраст Направление Критерии оценки Зарубежные диагностические методики Шкалы развития младенца Bayley От 1 до 42 мес. Вычисление индексов:
ментального развития (MDI) и психомоторного развития (PDI).
Включает 3 шкалы:
1. Психическое развитие;
2. Моторное развитие;
3. Шкала (протокол) поведения. Каждый пункт оценивается как «выполненный» или «невыполненный». Время тестирования детей младше 15 мес. — 25-35 мин, старше 15 мес. — до 60 мин. Денверский скрининг-тест развития (DDST) Frankenburg W. К., J. В. Dodds От 2 недель до 6 лет. Выявления детей с задержанным развитием.
Содержит 4 шкалы:
1. Грубая моторика;
2. Тонкая моторика;
3. Речь;
4. Социальная адаптация. Каждый пункт оцениваются как «выполненный», «невыполненный», «отказ от выполнения», «не было возможностей для выполнения». Порядковые (числовые) шкалы психологического развития.
I. Uzgiris, J. McHunt на основании концепции психического развития Ж. Пиаже От рождения до 2 лет Психометрическая оценка развития ребенка включает 64 пункта.
Содержит 6 шкал:
1. Развитие зрительного слежения и сосредоточения на объекте;
2. Умение ребенка использовать разные средства для получения желаемого предмета;
3. Вокальная и жестовая имитация (две субшкалы);
4. Причинные действия;
5. Построение объектных связей в пространстве;
6. Развитие отношений к объектам. Критерий возрастной. Психическое развитие изучается в следующих возрастных промежутках: 0-3 мес., 4-7 мес., 8-11 мес., 12-17 мес. и 18-24 мес. Профиль психического развитияG. D. Alpern-Boll От рождения до 9 лет. Содержит 186 пунктов и 5 шкал:
1. Физическое развитие;
2. «Социальная» шкала;
3. Коммуникация;
4. Способность к обучению;
5. Шкала «самопомощи». Критерий возрастной — определяют, какому возрасту соответствует психическое развитие ребенка. Шкала ментального развитияR. Griffiths от 0 до 24 мес. Содержит 260 пунктов, объединенных в 5 субшкал:
1. Локомоторная активность (глаза-руки, слух-рука);
2. Развитие речи;
3. Тонкая моторика;
4. «Персональная» шкала;
5. «Социальная» шкала. Критерий количественный — определяется, какому возрасту соответствует психическое развитие ребенка (расчет интеллектуального коэффициента ребенка). KID-шкала J. Reuter От 0 до 16 мес. KID(R) – русская версия Кентской шкалы оценки развития младенцев (Kent Infant Development Scale; KID Scale). Представляет собой субъективную оценку взрослыми психического развития ребенка (мать в домашних условиях заполняет регистрационный лист теста).
Тест содержит 252 пункта и 5 шкал:
1. Познание;
2. Движения;
3. Самообслуживание;
4. Общение;
5. Языковая шкала. Коэффициент интеллектуального развития ребенка. Развитие ребенка оценивается следующим образом: число набранных ребенком баллов (число пунктов в вопроснике, которые он выполняет) сопоставляется со статистически обработанными и стандартизованными оценками большой выборки типично развивающихся детей. Шкала поведения новорожденных (NBAS) Т. Brazelton от 2 дней до 6 нед. жизни. Оценка поведения и неврологического статуса детей. Выявление детей группы риска.
Состоит из 20 вызываемых рефлексов и движений.
Имеется также 27 заданий для квалификации движений, взаимодействия со взрослыми, статического контроля, реагирования на стресс. Оценка 20 вызываемых рефлексов и движенийпроисходит по 4-балльной шкале.
Оценка 27 заданий
проводится по 9-балльной шкале, указывающей на 5 возможных типов поведения. Дополнительно отмечается, требовалась ли стимуляция для того или иного типа поведения. Поведенческий тест новорожденных Graham От 1 до 14 дней Состоит из 6 субшкал:
1. Двигательная, с оценкой моторики;
2. Мышечный тонус;
3. Тактильная;
4. Слуховая сенсорная;
5. Зрительная сенсорная;
6. Шкала реактивности. Количественный Тестовая методикаPrechtl, Beintema От 1 до 9 дней Включает шкалы:
1. Внешний вид;
2. Поза,
3. Движения;
4. Дыхание;
5. Неврологический статус. Количественный Опросник младенческого темперамента. Carey, S. McDevit от 4 до 8 мес. Скрининговое исследование темперамента детей.
Состоит из 95 пунктов, оценивающих поведение по 6-балльной шкале, содержит 9 категорий:
1. Активность;
2. Синхронность;
3. Доступность;
4. Приспособляемость;
5. Сенситивность;
6. Настроение;
7. Постоянство;
8. Отвлекаемость;
9. Агрессия.
.
Читайте также:  Умственное развитие и подготовка ребенка к школе
Оценка поведения по 6 балльной шкале. При обследовании ребенка с ПЭП, неврологический осмотр должен предшествовать психологической и психиатрической оценкам
При анализе результатов младенцы оцениваются как:
1. «довольно трудные» (асинхронные, игнорирующие общение);
2. низкоадаптивные (сенситивные);
3. «легкие» (синхронные, доступные, адаптивные);
4. «медленно реагирующие» (неактивные, тихие);
5. Промежуточный тип детей.
  Модифицированный скринговый тест-опросник M-CHAT Robins, Fein, Barton
  от 16 мес. до 30 (48) мес. M-CHAT является расширенной версией скринингового опросника CHAT. Выявление риска наличия аутизма, расстройств аутистического спектра. Используется в практике ранней помощи, в т.ч. в России. Разработан для опроса родителей ребенка. Содержит 23 утверждения. Ребенок не проходит тест при 2-х и более несовпадающих ответах на критические вопросы или 3-х несовпадающих ответах на любые вопросы. Ответы Да/Нет преобразуются в прошел/не прошел. Child Development Inventory; CDI
Г. Айртон от 1 г. 2 мес. до 3 лет 6 мес. RCDI Адаптированный к условиям России (Санкт-Петербурга) вариант Шкалы оценки уровня развития ребенка и степени его отставания от типично развивающихся сверстников в каждой из областей.
Состоит из 216 пунктов, (5 пунктов отнесены одновременно к 2 областям).
Каждый пункт шкалы отнесен к одной из 6 областей:
1. Социальной;
2. Самообслуживание;
3. Крупные движения;
4. Тонкие движения;
5. Развитие речи;
6. Понимание языка. Развитие ребенка оценивается следующим образом: число набранных ребенком баллов (число пунктов в опроснике, которые он выполняет) сопоставляется со статистически обработанными и стандартизованными оценками большой выборки типично развивающихся детей. Отечественные диагностические методики Диагностика нервно-психического развития детей
Г.В. Пантюхина, К.Л. Печора, Э.Л. Фрухт От 10 дней до 3 лет Диагностика нервно-психического развития детей
Состоит из 3 возрастных шкал для 1-го, 2-го и 3-го года жизни.
На 1-м году исследуют:
развитие зрительных, слуховых, ориентировочных, эмоционально-положительных реакций; движений руки, гуление; общих движений, действий с предметами, подготовительных этапов пассивной и активной речи; понимание и активную речь. На 2-м году: развитие понимания речи, активной речи, сенсорное развитие, развитие игры и действий с предметами, развитие движений, формирование навыков. На 3-м году:активная речь, игра, изобразительная и конструктивная деятельность, сенсорное развитие, развитие движений, навыков. Качественная оценка без использования баллов. Норма: выполнение навыков в пределах ±15 дней от проверяемого возраста.

Тест развития детей первого года жизни. О. В. Баженова От 2 до 12 мес. Определение 4 степеней выраженности поведенческой реакции. Оценивается в возрасте 2, 3, 4, 5, 6, 8, 10 и 12 мес.
Включает 98 диагностических проб, разделенных на 6 шкал:
1. Двигательное развитие;
2. Эмоциональное развитие;
3. Сенсорное развитие;
4. Действия с предметами;
5. Взаимодействие со взрослыми;
6. Голосовая активность. Построение профиля психического развития на основании данных индекса развития (ИР) по 6 шкалам:
0 баллов — отсутствие;
1 балл — намеченность;
2 балла — несовершенная форма проявления;
3 балла — совершенная форма проявления.
Определяется индекс развития (ИР)— отношение актуальной и контрольной оценок Оценка уровня психомоторного развития ребенка
Л.Т. Журба, Е.М. Мастюкова До 1 года Включает 7 нервно-психических показателей (динамических функций):
1. Коммуникабельность;
2. Голосовые реакции;
3. Безусловные рефлексы;
4. Мышечный тонус;
5. Асимметричный шейный тонический рефлекс;
6. Цепной симметричный рефлекс;
7. Сенсорные реакции.
Оценка уровня стигматизации, черепно-мозговой иннервации и патологических движений, которые помогают выявить группу детей с повышенным риском задержки развития. Помесячная количественная оценка у ребенка до 1 года проводится на основе показателей, оцениваемых по 4-балльной системе с учетом динамики нормального возрастного развития. Оптимальная оценка по шкале возрастного развития соответствует 30 баллам.
27— 29 баллов возрастная норма.
23—26 баллов безусловная группа риска.
13—22 балла задержка развития. Ниже 13 баллов — тяжелая задержка развития вследствие органического поражения мозга. Тест «ГНОМ» График нервно-психического обследования младенцев. Г. В. Козловская и соавт.   Состоит из 12 возрастных субтестов (20 вопросов (заданий)) на определение развития сенсорных, моторных, эмоционально-волевых, познавательных и поведенческих функций.
Исследования сенсорной функции:Тестирование зрительной, слуховой, тактильной чувствительности.
Исследование моторной функции:статика, кинетика, тонкая моторика, мимика.
Исследование:
а) эмоциональных реакций:
уровень и дифференцировка эмоциональных реакций, появление и характер эмоционального резонанса (способности воспринимать эмоциональное состояние других людей и адекватно на него реагировать).
b) волевых функций: активная и пассивная произвольная деятельность.
Исследование познавательной деятельности:
речь, мышление, игра и внимание.
Исследование поведенческих функций:
a) Биологическое поведение: (пищевое поведение, формирование навыков опрятности).
b) Социальное поведение. Количественный. Распределение обследуемых детей по трем группам:
1) здоровые дети — показатель коэффициента психического развития (КПР) от 110 до 90 баллов; 2) группа риска — КПР 80—89 или выше 111 баллов; 3) группа нарушения развития — КПР ниже 80.

Источник