Тест на задержку в развитии ребенка

Тест «Психология детей с задержкой психического развития»

Позволяет проверить уровень знаний в изучении детей с ЗПР различными методами: анализировать историю развития ребенка, наблюдать и анализировать поведение ребенка, его игру, продуктивную деятельность.
Для автогенерации бесплатного сертификата вам необходимо набрать не менее 50% правильных вариантов ответов и пройти регистрацию на этой платформе.
Благодарим за сотрудничество с институтом АНО ДПО ИДПК ГО!

1. Тотальность поражения с вовлечением как частных функций, так и общих регуляторных систем присуща:

искаженному психическому развитию

поврежденному психическому развитию

психическому недоразвитию

дефицитарному психическому развитию

2. Для детей с задержкой психического развития характерны:

предельное «экстремальное» одиночество и стереотипность в поведении

незрелость эмоционально-волевой сферы и недоразвитие познавательнойдеятельности

задержка речевого развития и нарушение коммуникативной функции речи

двигательные расстройства

3. Замедление темпа развития психики ребенка, которое выражается в недостаточности общего запаса знаний, незрелости мышления, преобладании игровых интересов, быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности:

шизофрения

задержка психического развития

деменция

умственная отсталость

4. К основным трудностям, мешающим психическому развитию аутичного ребенка, могут быть отнесены следующие:

нарушение речи

нарушения сенсорики

дефицит психической активности

все ответы верны

5. Для детей с задержкой психического развития создаётся специальное (коррекционное) образовательное учреждение:

VIII вида

V вида

VII вида

6. Сомато-вегетативный уровень нервно-психического реагирования по В.В. Ковалеву относится к возрасту:

7-12 лет

0-3 года

12-16 лет

4-10 лет

7. К первичным нарушениям при задержке психического развития относятся:

мозаичные повреждения базальных мозговых систем

нейродинамические расстройства (лабильность и инертность психических процессов)

микросоциальная и педагогическая запущенность

заниженный уровень притязаний и связанные с ним гиперкомпенсаторные установки

эмоциональная незрелость

8. Основной элемент патогенеза парциальных задержек психического развития:

нарушение механизмов волевого контроля над деятельностью

нарушение высших корковых функций

отсутствие абстрактного мышления

9. К компонентам личностной реабилитации не относится:

воспитание чувства собственного достоинства

формирование адекватных форм социального поведения

преодоление чувства малоценности, маргинальности

лечение недостатков, последствий дефекта

10. Ведущее нарушение при гармоническом инфантилизме:

низкая потребность в общении с окружающими

психоорганический синдром

личностная незрелость

нарушение высших корковых функций

11. Понятию задержки психического развития соответствует отставание:

от нормы по уровню интеллектуального или личностного развития, промежуточное

от нормы по уровню развития школьных навыков

от возрастной нормы темпа речевого развития

в интеллектуальном развитии

12. Невротические расстройства (неуверенность в себе, страхи, ипохондричность, повышенная пугливость) характерны для детей с нарушениями:

зрения

зрения, слуха, двигательной сферы

зрения и слуха

двигательной сферы

13. Основное отличие пограничной интеллектуальной недостаточности от умственной отсталости состоит:

в наличии абстрактного мышления

в более гармоничном развитии сферы мотиваций

в более высокой работоспособности

в лучшем развитии памяти

14. Наиболее яркие проявления аутизма в раннем возрасте характеризуются:

выраженными потребностями в контакте с другими людьми

отсутствием фиксации взгляда на другом человеке

15. Изучение закономерностей аномалий развития психики сосредоточено в следующих областях знаний:

все ответы верны

детская психиатрия

дефектология

детская патопсихология

16. Направленность на устранение причин и источников отклонений в психическом развитии ребенка соответствует:

деятельностному принципу

принципу системности развития

принципу коррекции «сверху вниз»

принципу «нормативности» развития

17. В психологический анализ аномального развития ребенка входит:

описание сохранных психических функций

квалификация первичного дефекта

квалификация вторичного дефекта

анализ социальной ситуации развития ребенка

все ответы верны

18. Для органической деменции присущи признаки:

тотальности нарушений психических функций

парциальности нарушений психических функций

иерархичности нарушений психических функций

недоразвития психических функций

19. Утверждение о том, что все психические явления необходимо рассматривать в динамическом плане, то есть в процессе развития и становления, соответствует такому принципу как:

речевого

генетический или принцип развития

физического

принцип детерминизма

принцип единства психики и деятельности

психического

20. Основными направлениями первичной профилактики пограничной интеллектуальной недостаточности следует считать все перечисленные, кроме:

медико-генетического консультирования

санации микросоциальных условий

устранения экзогенных вредностей

санитарно-гигиенического и психолого-педагогического просвещения будущих родителей

Источник

Родителей иногда обескураживает, когда у их ребенка диагностируется задержка психического развития (ЗПР). Чаще всего это нарушение хорошо корректируется при правильном подходе родителей и педагогов. Но для этого надо выявить пораньше у ребенка это отклонение от нормы. Тесты в статье помогут это сделать, а уникальная таблица поможет определить вид ЗПР у ребенка. Также в этом материале приведены советы родителям малышей с задержкой психологического развития.

Что означает диагноз ЗПР — кому и когда ставят задержку психологического развития?

Задержка психического развития (ЗПР) – это нарушение нормального развития психики, которое характеризуется отставанием в развитии отдельных психических функций (мышления, памяти, внимания).

Диагноз ЗПР, как правило, ставится детям до 8 лет. У новорожденных детей задержку психического развития выявить невозможно, поскольку физически такие дети развиваются нормально. Когда ребенок подрастает, родители не всегда обращают внимание на ограничение его умственных способностей или списывают это на маленький возраст. Но некоторым детям в младенчестве могут ставить диагноз ПЭП. Он указывает на некоторые нарушения в работе головного мозга, которые в более взрослом возрасте могут проявиться в виде ЗПР.

Посещая детский садик, ЗПР у ребенка не всегда удается диагностировать, поскольку там от ребенка не требуется какая-либо интенсивная умственная деятельность. Но при поступлении в школу ребенок с задержкой психического развития будет явно выделяться на фоне остальных детей, потому что ему:

  • тяжело сидеть на уроках;
  • тяжело слушаться учителя;
  • концентрировать свое внимание на умственной деятельности;
  • нелегко  учиться, так как он стремится играть и развлекаться.

Физически дети с ЗПР здоровы, основная трудность для них – это социальная адаптация. У детей с ЗПР может преобладать задержка развития либо эмоциональной сферы, либо интеллекта.

  • При задержке развития эмоциональной сферы умственные способности детей относительно нормальные. Эмоциональное развитие таких детей не соответствует их возрасту и соответствует психике более младшего ребенка. Эти дети могут неутомимо играть, они несамостоятельны и любая умственная деятельность для них очень утомительна. Таким образом, посещая школу им тяжело концентрировать внимание на учебе, слушаться учителя и подчиняться дисциплине в классе.
  • Если у ребенка наблюдается замедленное развитие интеллектуальной сферы, то он наоборот будет спокойно  и терпеливо сидеть на уроках, слушать учителя и подчинятся старшим. Такие дети очень робкие, стеснительные и любые трудности принимают близко к сердцу. Они попадают на консультацию психолога не из-за дисциплинарных нарушений, а по причине трудностей с обучением.

Тесты на выявление ЗПР — 6 способов определить задержку психического развития у ребенка

Если у родителей появляются сомнения относительно умственного развития их ребенка,  то существую некоторые тесты, которые помогут определить нарушения психического развития.

Не стоить трактовать результаты этих тестов самостоятельно, поскольку этим должен заниматься только специалист.

Тест №1 (до 1 года)

Физическое  и психологическое развитие ребенка должно соответствовать его возрасту. Начать держать головку он должен не позже, чем в 1,5 месяца, переворачиваться со спины на живот — в 3-5 месяцев, сидеть и вставать — в 8-10 месяцев. Стоит также обратить внимание на развитие речевых способностей. Ребенок в 6-8 месяцев должен лепетать, а к 1 году проговаривать слово «мама».

Шкала KID-R для оценки развития ребенка в возрасте от 2 до 16 месяцев — скачать бланк анкеты в формате PDF и инструкцию для родителей по заполнению

Читайте также:  Развитие ребенка в раннем возрасте психологические новообразования

Тест №2 (9-12 месяцев)

В таком возрасте у ребенка начинают формировать простые мыслительные навыки. К примеру, вы можете на глазах у ребенка спрятать под коробочку игрушку и с удивлением спросить «Где игрушка?», малыш в ответ должен убрать коробочку и с восторгом показать, что он нашел игрушку. Ребенок должен понимать то, что игрушка не может исчезнуть бесследно.

Тест №3 (1-1,5 года)

В таком возрасте у малыша проявляется интерес к окружающему миру. Ему интересно познавать что-то новое, пробовать новые игрушки на ощупь, проявлять радость при виде мамы. Если такой активности за малышом не наблюдается, это должно вызвать подозрение.

Шкала RCDI-2000 для оценки развития ребенка в возрасте от 14 месяцев до 3,5 лет — скачать бланк анкеты в формате PDF и инструкцию для родителей по заполнению

Тест №4 (2-3 года)

Существует детская игра, где нужно вставлять фигуры в соответствующие им отверстия. В возрасте двух-трех лет малыш должен это делать без проблем.

Тест №5 (3-5 лет)

В таком возрасте у ребенка начинает формироваться кругозор. Он называет вещи своими именами. Ребенок может объяснить, что такое машина или какую роботу делает доктор. Не стоит в таком возрасте требовать от малыша много информации, но тем не менее, узкий словарный запас и ограниченный кругозор должны вызвать подозрения.

Тест №6 (5-7 лет)

В этом возрасте малыш свободно считает до 10 и делает вычислительные операции в пределах этих цифр. Он свободно называет названия геометрических фигур и понимает, где один объект, а где много. Также ребенок должен четко знать и называть основные цвета. Очень важно обратить внимание на его творческую деятельность: дети в таком возрасте должны рисовать, что-то лепить или конструировать.

Факторы, вызывающие ЗПР

Причин задержки психического развития у детей может быть несколько. Иногда это социальные факторы, а в других ситуациях причина ЗПР –  врожденные патологии головного мозга, которые определяют при помощи различных обследований (например, нейросонографии).

  • К социальным факторам ЗПР относятся несоответствующие условия воспитания ребенка. Такие дети часто не имеют родительской или материнской любви и заботы. Их семьи могут быть антисоциальными, неблагополучными или же эти дети воспитываются в детских домах. Это оставляет тяжкий след на психике малыша и часто сказывается на его психическом здоровье в будущем.
  • К физиологическим причинам ЗПР относят наследственность, врожденные заболевания, тяжелую беременность матери или же перенесенные в раннем детстве болезни, которые повлияли на нормальное развитие головного мозга. В этом случае из-за поражений головного мозга страдает психическое здоровье малыша.

Четыре типа задержки психологического развития  у детей

Таблица 1. Виды ЗПР у детей

Тип ЗПРПричиныКак проявляется?
ЗПР конституционального происхожденияНаследственность.Одновременная незрелость телосложения и психики.
ЗПР соматогенного происхожденияРанее перенесенные опасные заболевания, которые влияют на развитие головного мозга.Интеллект в большинстве случаев не страдает, но функции эмоционально-волевой сферы значительно отстают в развитии.
ЗПР психогенного происхожденияНесоответствующие условия воспитания (дети-сироты, дети с неполных семей и др.).Снижение интеллектуальной мотивации, несамостоятельность.
Церебрально-органического происхожденияГрубые нарушения созревания головного мозга из-за патологий беременности или после перенесенных тяжелых заболеваний на первом году жизни.Самая тяжелая форма ЗПР, присутствуют явные задержки развития эмоционально-волевой и интеллектуальной сферы.

Как помочь ребенку с ЗПР: советы для родителей

В большинстве ситуаций родители очень болезненно воспринимают диагноз ЗПР, часто не понимая его значения. Важно осознать, что задержка психического развития не значит, что ребенок психически больной. ЗПР означает, что ребенок развивается нормально, только немного отстает от своих одногодок.

При правильном подходе к этому диагнозу уже к 10 годам можно устранить все проявления задержки психического развития.

Рекомендации родителям детей с ЗПР:

  • Изучите это заболевание с научной точки зрения. Прочитайте врачебные статьи, проконсультируйтесь с психиатром или психологом. Родителям будут полезны статьи: О.А. Виноградова «Развитие речевого общения дошкольников с задержкой психического развития», Н.Ю. Борякова «Клиническая и психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития», Д.В. Зайцев  «Развитие навыков общения у детей с ограниченными интеллектуальными возможностями в семье».
  • Обратитесь к специалистам. Детям с ЗПР необходима  консультация врача-невролога, психоневролога, а также помощь учителя-дефектолога, педагога-психолога, учителя-логопеда.
  • Полезным будет использование в обучении дидактических игр. Подбирать такие игры нужно исходя из возраста и умственных способностей ребенка, они не должны быть тяжелыми и непонятными для малыша.
  • Дети старшего дошкольного или младшего школьного возраста должны посещать занятия по ФЭМП (формирование элементарных математических представлений). Это поможет им подготовиться к усвоению математики и точных наук, улучшить логическое мышление и память.
  • Выделите конкретное время (20-30 мин) на выполнение уроков и ежедневно в это время садитесь с ребенком за уроки. Изначально помогайте ему, а потом постепенно приучайте к самостоятельности.
  • Найдите единомышленников. Например, на тематических форумах можно найти родителей с такой же проблемой и поддерживать с ними общение, обмениваясь своим опытом и советами.

Родителям важно понимать, что ребенок с ЗПР не считается умственно отсталым, поскольку он прекрасно понимает суть происходящих событий, осознанно выполняет поставленные задачи. При правильном подходе, в большинстве случаев интеллектуальные и социальные функции ребенка со временем приходят в норму.

Поделитесь с друзьями:

Источник

  

Книги, Библиотека » Методики » Тест Роршаха. Теория и практика » Тест Роршаха для детей и олигофренов

© Б.И. Белый

У детей с низким интеллектом и олигофренов большинство авторов описывало малое количество ответов по движению, низкий удельный вес ответов с четкой формой, тенденцию к даче целостных ответов с плохой формой и конфабуляторных интерпретаций [94, 98, 116, 129, 144, 228]. Гебхарт [144] и Бом [98] указали, что олигофрения сопровождается увеличением количества персевераций и стереотипии. Бом [98] особо подчеркивал, что в случае дебильности ответы по движению либо вовсе отсутствуют, либо представлены единственным популярным ответом на табл. III. Он считал, что даже при одном ответе по движению с хорошей формой, данном на табл. IV, едва ли можно говорить о дебильности.

В отношении ряда показателей высказывались противоположные точки зрения. Гебхарт [144] отмечала у олигофренов уменьшение общего количества ответов, а Бом [98] полагал, что этот параметр у них варьирует. Роршах [220] и Бек [94] описали при врожденном слабоумии высокий удельный вес ответов по животным, в то время как Шнайдер [228] и Гебхарт [144], напротив, считали, что этот показатель у здоровых и слабоумных детей одинаков.

Что касается особенностей восприятия пятен Роршаха детьми с задержками психического развития, то мы нашли в литературе только одну работу на эту тему. Гордон и Осман [148] опирали у 20 «гиперактивных» детей малое количество ответов по движению и указаний на человеческие образы, а также высокий удельный вес ответов по животным; цветовые ответы не отличались от таковых в контрольной группе. (Следует отметить, что понятие «гиперактивный» не вполне совпадает с описаниями задержек психического развития; к сожалению, в цитируемой статье не дается развернутой клинической характеристики обследованных детей.)

Читайте также:  Понятие о патологии в психическом развитии ребенка

Нами была изучена интерпретация пятен Роршаха у 80 детей 10-11 лет с диагнозом задержки психического развития (ЗПР), обучающихся в Московской экспериментальной школе-интернате № 23, и у 25 олигофренов (дебилов) того же возраста, обучающихся во вспомогательной школе. Среди детей с ЗПР были 52 мальчика и 28 девочек, среди олигофренов — 18 мальчиков и 7 девочек. В качестве контрольной группы взяты 100 успевающих учеников массовой школы того же возраста. Средние показатели теста Роршаха у детей всех этих трех групп представлены в табл. 8.1.

Таблица 8.1. Показатели теста Роршаха у здоровых детей, детей с задержкой психического развития и у олигофренов в возрасте 10-11 лет

Тест на задержку в развитии ребенка

Из табл. 8.1 видно, что у детей с ЗПР по сравнению со здоровыми детьми значительно увеличиваются оба временных показателя. У олигофренов по сравнению с детьми с ЗПР достоверно увеличивается среднее время ответа (tr). По мере снижения интеллекта резко уменьшается общее количество ответов (R). Процент целостных ответов (W%) примерно одинаков у здоровых детей и детей с ЗПР, недостоверно у олигофренов. Процент целостных ответов с плохой формой (W—%) несколько повышается у олигофренов, но различия не достигают степени значимости. У детей с ЗПР и олигофренов по сравнению со здоровыми детьми наблюдается значительно больше конфабуляторных ответов (DW-); у здоровых испытуемых последняя категория ответов встречается очень редко.

Удельный вес ответов на обычные детали (D%) мало отличается во всех трех группах. Ответы на редкие детали (dr) с одинаковой частотой дают здоровые дети и дети с ЗПР, в то время как у олигофренов такие ответы крайне редки. Количество указаний на мелкие детали (dd) резко уменьшается у детей с ЗПР; у олигофренов подобные ответы вообще отсутствуют. Сходная закономерность отмечается и для ответов по движению (М): больше всего их встречается у здоровых детей и меньше всего у олигофренов. Напротив, все виды цветовых ответов (PC, CF, С) примерно с одинаковой частотой встречаются у детей всех трех групп.

Процент ответов с четкой формой (F+%) уменьшается в зависимости от снижения интеллекта: между соседними группами различия по этому показателю недостоверны, но между здоровыми детьми и олигофренами достигают степени достоверности (Р). По мере снижения интеллекта процент ответов по животным (А%) и процент популярных ответов (Р%) достоверно увеличиваются, а процент человеческих образов (Н%) — снижается. Наконец, чем ниже интеллект, тем большая часть ответов состоит из персевераций; у олигофренов последних достоверно больше, чем у здоровых детей (Р).

В целом комплекс показателей Роршаха, наблюдающийся у детей с ЗПР, трудно сопоставить с каким-нибудь определенным предыдущим этапом развития зрительной перцепции. Большинство показателей методики соответствует тем значениям, которые наблюдаются у здоровых детей в 7-8 лет, однако по ряду показателей (F+%, М, Н%) они более близки возрастным показателям, наблюдающимся в 9-10 лет. Кроме того, у детей с ЗПР процент ответов по животным (А%) превышает 60%, в то время как ни в одной из возрастных групп здоровых детей этот показатель не поднимался выше 55%. Наконец, у здоровых детей более младших возрастных групп временные показатели были меньше, чем в более старших группах, а у детей с ЗПР они были больше, чем у здоровых детей того же возраста.

Комплекс показателей теста Роршаха, наблюдавшийся у олигофренов 10-11 лет, тоже не соответствовал целиком показателям какой-нибудь младшей группы здоровых детей. Большинство показателей были близки к таковым, наблюдающимся в возрасте 4-5 лет, но ни в одной возрастной группе здоровых детей не было таких высоких показателей среднего времени ответа, процента ответов по животным, процента популярных ответов и так много персевераций, как в группе олигофренов.

Таким образом, особенности восприятия у детей с ЗПР и олигофренов не соответствуют таковым у здоровых детей более младших возрастных групп, а отражают особенности дальнейшего развития перцептивной и ассоциативной деятельности, но уже в патологических условиях. Приведем примеры.

Оксана М., 10 лет, учащаяся третьего класса школы-интерната. Учится посредственно, по всем основным предметам имеет тройки. Согласно характеристике преподавателей, отличается слабыми способностями. Читает с трудом, плохо пересказывает прочитанное. При письме делает много ошибок. С большим трудом способна выучить небольшое стихотворение. Задачи решает только с помощью учителя. Капризна и плаксива.

При нейропсихологическом обследовании читает по слогам. Испытывает затруднения при повторении сложных слов. Внимание неустойчиво: при последовательном отсчете от 100 по 7 делает несколько ошибок. Не может решить задач в два действия, поскольку не удерживает в памяти их условий. При расстановке стрелок на условных часах совершает зеркальные ошибки. Заключение: задержка психического развития.

Тест на задержку в развитии ребенка

Тест на задержку в развитии ребенка

Заключение. У девочки 10 лет с задержкой психического развития отсутствуют ответы по движению и указания на необычные детали. Определяется один ответ со смешением фигуры и фона с плохой формой, высокий удельный вес ответов по животным.

Мальчик Саша В., 11 лет, учащийся 4-го класса вспомогательной школы. Не может бегло читать, пересказать текст, решить простую задачу. Новый материал усваивает плохо. Быстро истощается. На уроках легко отвлекается, начинает гримасничать и хихикать. Диагноз: олигофрения в степени дебильности

Тест на задержку в развитии ребенка

Заключение. У ребенка 11 лет отсутствуют ответы по движению, нет ни комбинаторных ответов, ни указаний на необычные детали, определяется один конфабуляторный ответ и 2 смешения фигуры и фона. Содержание ответов банально, средний уровень формы низкий, персеверации достигают 22%. Все эти признаки соответствуют диагнозу олигофрении в степени дебильности.

Сравнивая полученные результаты с особенностями трактовки пятен Роршаха больными с односторонними полушарными опухолями, попытаемся ориентировочно оценить роль каждого из полушарий в формировании особенностей зрительной перцепции у детей с ЗПР и олигофренов.

У олигофренов незрелость зрительной перцепции и бедность ассоциаций выражаются во многих показателях. Одни из них: высокий процент целостных ответов (W%), сравнительно малое количество ответов на обычные детали (D), обилие конфабуляторных интерпретаций (DW) и низкий процент ответов с четкой формой (F+%) — достоверно свидетельствуют о недоразвитии правополушарных структур. Другие: высокие временные показатели, малое общее количество ответов (R) и ответов по движению (М), высокие цифры удельного веса ответов по животным (А%), популярных интерпретаций (Р) и персевераций — напоминают особенности трактовки пятен Роршаха больными с левополушарными опухолями. Эти показатели можно трактовать как свидетельство задержки развития левополушарных структур. Наконец, третьи: крайне малое количество ответов на редкие детали (dr) и на белый фон (S) и полное отсутствие ответов на мелкие детали (dd) — мы пока еще не можем достоверно связать с дисфункцией одного из полушарий. Однако в главе о трактовке пятен Роршаха при опухолях мозга мы предположили, что эта категория ответов определяется функционированием левого полушария. При этом мы исходили из того, что для дачи подобных ответов требуется определенная активность восприятия и отказ от «гештальтных» стандартов. То же самое можно сказать, по-видимому, и о большинстве ответов по движению. Не случайно Ра-папорт и соавторы [216] отметили, что кинестетические интерпретации, указания на белый фон и на редкие детали склонны к накоплению в одних и тех же протоколах. В целом нарушение зрительной перцепции у олигофренов носит глобальный характер и обусловлено недостаточной зрелостью обоих полушарий.

Читайте также:  Центр развития ребенка дошколенок отзывы

У детей с ЗПР большинство показателей первой группы, а именно процент целостных ответов, удельный вес ответов на обычные детали и процент ответов с четкой формой, не отличаются от соответствующих показателей контрольной группы здоровых школьников. Удельный вес сравнительно элементарных популярных ответов у детей с ЗПР даже выше, чем у здоровых детей, за счет меньшего количества более дифференцированных ответов. Это может говорить о том, что начальные этапы становления зрительной перцепции этими детьми в основном уже пройдены: сформированы способности к четкому восприятию формы пятен и к выделению из них наиболее часто встречающихся образов. Как было показано в главе 5, указанные функции осуществляются задними отделами правого полушария. В таком случае наличие у детей с ЗПР такого «правополушарного» признака, как конфабуляторные ответы, можно отнести только за счет незрелости передних отделов того же полушария.

Дети с ЗПР отличаются от здоровых детей наличием того комплекса показателей второй и третьей групп, который может свидетельствовать о незрелости левополушарных структур. У них определяются замедленные временные показатели, меньше общее количество ответов и ответов по движению, много указаний на животных и персевераций, мало ответов на мелкие детали и фрагменты белого фона. Эти показатели отражают именно левополушарную дисфункцию: малую активность восприятии (уменьшение dd, S и М), недостаточную его пластичность (малое количество М), бедность ассоциативных процессов (низкий R, высокий А% и % персевераций) и замедленную динамику мышления (увеличение временных показателей). Такой вывод подтверждает электрофизиологические наблюдения о преимущественном недоразвитии функций левого полушария у детей с ЗПР [31, 77].

С целью уточнения преимущественной латерализации поражения 50 из 80 детей с ЗПР (35 мальчиков и 15 девочек) были изучены нами нейропсихологические исследования по методике А. Р. Лурия. Основное внимание при этом уделялось изучению зрительных функций. При обследовании у значительной группы детей с ЗПР выявилась неполноценность анализа пространственных отношений.

Дети легко узнавали обычные контурные и перечеркнутые предметные изображения, достаточно хорошо ориентировались в простых сюжетных картинках. Однако они не могли выложить узоры кубиков Кооса, особенно в тех случаях, когда для выполнения задания необходимо было предварительно расчленить сложный узор на составляющие его пространственные элементы. Подсказка, как правило, не помогала. В некоторых наблюдениях дети при выкладывании узора пытались выставлять кубики не в горизонтальной, а в вертикальной плоскости.

Позы Хэда и перешифровка на 180° заданной геометрической фигуры часто воспроизводилась зеркально. При рисовании домика и человечка отмечались правильные пропорции между частями рисунка, но нередко опускались отдельные детали.

Неправильно определялось время на часах. Большие трудности представляла расстановка стрелок на условных часах. Дети путали правую и левую половины циферблата, большую и малую стрелки, делали ошибки при указании направления минутной стрелки.

При чтении некоторые дети пропускали отдельные буквы и целые слоги; при встрече с незнакомыми словами отмечалась тенденция к догадкам.

Многим детям было недоступно освоение разрядного строения числа. Вместо заданного числа «1007» они писали «107», «10007» или «100007». Иногда такое расстройство сопровождалось трудностями в счете при переходе через десяток. В одном из наблюдений при устном счете сопоставлялись единицы с десятками (20 + 5 = 70, 90 — 7 = 20).

Страдало понимание логико-грамматических конструкций, выражающих пространственные отношения. Дети не могли нарисовать треугольник справа от крестика, положить ручку справа от карандаша, но слева от кубика. Плохо воспринимался ряд грамматических конструкций: атрибутивный родительский падеж («Кто старше: дочка мамы или мама дочки?»), предложения с непривычным порядком слов («Покажи ключ карандашом»).

Все перечисленные расстройства, наблюдаемые у детей с ЗПР: нарушения пространственной ориентации, чтения, счета и понимания сложных грамматических конструкций — были подробно описаны в диссертациях Э. М. Дунаевой [38] и И. М. Марковской [53], но в этих работах описываемые расстройства разбирались преимущественно как отдельные симптомы. Между тем еще в 1969 г. А. Р. Лурия [51] описал их в едином синдроме нарушения высших корковых функций, возникающем у взрослых при поражении теменно-затылочных отделов левого полушария.

Описываемый синдром — назовем его по ведущему расстройству синдромом нарушения пространственной ориентировки — отчетливо определялся у 25 из 50 обследованных нами детей с ЗПР, т. е. в половине случаев. В 12 из этих наблюдений были представлены все компоненты синдрома. В семи наблюдениях имели место не все описываемые расстройства, а только часть из них. У шести детей этот синдром сочетался с другой очаговой нейропсихологической симптоматикой, тоже преимущественно левосторонней (нарушениями слухоречевой памяти и динамического праксиса).

Синдром нарушения пространственной ориентировки очень близок синдрому дизлексии, описываемому английскими и американскими авторами [107,182], в котором наряду с расстройствами чтения отмечались дезориентировка в правом-левом, неспособность определить время на часах и трудности в счете. По-видимому, речь идет об идентичных синдромах, разница между которыми определяется главным образом языковыми особенностями: причудливостью английской орфографии и сложностью русского синтаксиса. Если для англоязычных больных на первый план выступают расстройства чтения, то у больных с родным русским языком большой удельный вес в данном синдроме занимает плохое понимание сложных логико-грамматических конструкций. В основе же обоих синдромов лежит нарушение пространственной ориентировки.

В свою очередь синдром дизлексии у детей имеет много общих черт с синдромом Герстманна, описанном у взрослых при поражении левой теменной доли [172,182]. Таким образом, у обследованных нами детей с ЗПР не только особенности восприятия пятен Роршаха, но и нейропсихологическое исследование указывает на преимущественное недоразвитие левополушарных структур.

Согласно современным воззрениям, левое полушарие обеспечивает эволюционно более высокие уровни зрительного гнозиса, связанные с расчленением образа и произвольным выделением в нем отдельных деталей [46,184]. При восприятии пятен Роршаха недостаточное развитие этих функций выражается в малом количестве кинестетических ответов, а также указаний на мелкие детали и на фрагменты белого фона. Нарушение той же способности к произвольному выделению отдельных частей из целостного зрительного образа является ведущим расстройством и в синдроме нарушения пространственной ориентировки.

Трудности раскладывания кубиков Кооса по заданному образцу объясняются тем, что ребенок воспринимает данный образец только как целостный неразделимый образ. Ребенок с ЗПР не может произвольно регулировать способ своего восприятия и не способен мысленно расчленить образец на заданные элементы. Поэтому данная задача нередко оказывается для него невыполнимой. Та же неспособность к произвольному расчленению целостного образа на отдельные части лежит, вероятно, в основе нарушения ориентировки в правом-левом и связанных с ним расстройствах счета и понимания логико-грамматических конструкций. Таким образом, у детей с ЗПР одна и та же неспособность к активному выделению деталей из целостного зрительного образа обусловливает и определенный способ восприятия пятен Роршаха, и появление синдрома нарушения пространственной ориентировки.

««« Назад Оглавление Вперед »»»

Тест на задержку в развитии ребенка

 

Источник