Тест на психомоторное развитие ребенка

Тест на психомоторное развитие ребенка thumbnail

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа» г.Мичуринска Тамбовской области

Методики определения

психомоторных способностей у детей дошкольного возраста

(5-7 лет)

Разработчики:

Мацнева Е.А., методист

Проскуряков В.В., тренер-преподаватель

г.Мичуринск, 2019

Содержание

3

Тест №2 «Методика определения динамической координации»..

3

Тест №3 «Методика определения быстрого реагирования»……..

3

Тест №4 «Методика определения ориентировки тела в пространстве»……………………………………………………….

3

Тест №5 «Методика определения способности восприятия и запоминания собственных движений»…………………………….

4

Тест №6 «Методика определения физической подготовленности»………………………………………………….

4

Итоговая диагностика выявления психомоторной одарённости у детей дошкольного возраста (5-7 лет)..……………………………

6

Тест №1 «Методика определения статической координации»

Стойка на гимнастической скамейке с закрытыми глазами. Время выполнения 10 сек.

Критерии

Высокий уровень – 3 балла: выполнение упражнения без колебания стоп и балансирования

Средний уровень – 2 балла: выполнение упражнения с колебаниями стоп и балансирования

Низкий уровень – 1 балл: сохранение позы менее контрольного времени

Тест №2 «Методика определения динамической координации»

Ходьба по узкой рейке гимнастической скамейки (длина 250 см). Время выполнения 10 сек.

Критерии

Высокий уровень – 3 балла: выполнение упражнения не прерываясь, без остановок и удержания равновесия с помощью движений рук и тела

Средний уровень – 2 балла: выполнение упражнения не превышая контрольного времени с остановкой и удержанием равновесия

Низкий уровень – 1 балл: превышение контрольного времени с балансированием.

Выполняется 3 раза, засчитывается лучший результат.

Тест №3 «Методика определения быстрого реагирования»

Ребёнку даётся секундомер и предлагается 2 раза очень быстро нажать на кнопку. Фиксируется время остановки секундомера.

Критерии

Высокий уровень – 3 балла: время остановки от 1-2 сек

Средний уровень – 2 балла: время остановки от 2-5сек

Низкий уровень – 1 балл: время остановки более 5 сек

Тест №4 «Методика определения ориентировки тела в пространстве»

Определяется выполнением 3 заданий:

  1. Повторить за педагогом, изменяющим направление движения, траекторию его пути.

  2. Пройти спортивный зал по диагонали и остановиться в центре.

  3. Расставить по кругу на одинаковом расстоянии друг от друга 8 предметов.

Критерии

Высокий уровень – 3 балла: выполнение 3 заданий без ошибок.

Средний уровень – 2 балла: выполнение 2 заданий без ошибок

Низкий уровень – 1 балл: не выполнение ни одного задания

Тест №5 «Методика определения способности восприятия и запоминания собственных движений»

Для теста отмеряется 5-метровый отрезок, начало и конец которого выделяются яркими линиями.

Первое задание: пройти отрезок с открытыми глазами 1 раз, запоминая ощущение каждого шага. В сумме они должны сложиться в чувство расстояния. Идти нужно обыкновенным шагом, свободно и непринужденно. Если последний шаг будет неполным — его нужно запомнить (оба носка должны быть не линии финиша).

Второе задание: пройти расстояние с закрытыми глазами, используя образ — эталон движения, сохранившийся в памяти. Расстояние, которое ребёнок не дошёл до линии (или перешёл), измеряется линейкой. Можно сделать 3 попытки.

Критерии

Высокий уровень – 3 балла: ошибки, не выходящие за пределы зоны ± 15

Средний уровень – 2 балла: ошибки, не выходящие за предел зоны ± 30

Низкий уровень – 1 балл: ошибки, выходящие за пределы зоны ± 30

Тест №6 «Методика определения физической подготовленности»

Используются следующие виды испытаний (тестов):

— бег на 10 м с хода (скоростные качества);

Читайте также:  Роль взрослого в развитии общения ребенка со сверстниками

— бег на 30м со старта (скоростная выносливость, скорость);

— прыжок в длину с места (скоростно-силовые качества, координация);

— метание вдаль мешочка (150-200г) правой и левой рукой;

— бросание мяча весом 500г вдаль (скоростно-силовые качества).

Средние возрастно-половые значения показателей физической подготовленности детей 5-7 лет

Критерии

Высокий уровень – 3 балла: выполнение нормативов по всем испытаниям (тестам).

Средний уровень. – 2 балла: выполнение нормативов четырех испытаний (тестов).

Низкий уровень – 1 балл: выполнение нормативов менее четырех испытаний (тестов).

Итоговая диагностика выявления психомоторной одарённости у детей дошкольного возраста (5-7 лет)

Статическая координация

Динамическая координация

Способность быстро реагировать

Ориентировка тела в пространстве

Способность воспринимать и запоминать собственные движения

Физическая подготовленность

Средний балл

Тест №1

Тест № 2

Тест № 3

Тест № 4

Тест № 5

Тест № 6

1

2

Шкала оценки психомоторной одарённости

Тест №1

Тест № 2

Тест № 3

Тест № 4

Тест № 5

Тест № 6

Средний балл

Высокий

3

3

3

3

3

3

18-13

Средний

2

2

2

2

2

2

12-7

Низкий

1

1

1

1

1

1

6-1

Результаты полученные в процессе педагогического контроля, несут в себе объективную и специфическую информацию. В каждом отдельно взятом тесте результат будет значительным, если он систематизирован наравне с другими.

После систематизации результатов приступают к их анализу, на основании которого делаются выводы. Основная задача его — поиск закономерностей, поэтому все случайные факторы должны рассматриваться как неспецифические проявления единичного характера, не влияющие на объективный ход событий.

Изучить объект — получить объективное состояние и характер его изменений — можно с помощью количественного анализа явлений. Для этой цели применяется метод математической статистики.

Источник

М. А. Безбородова
Методики диагностики психомоторного развития школьников и дошкольников Учебное пособие

Предисловие

Предлагаемое магистрантам учебное пособие направлено на помощь будущему психологу в школе. Оно должно помочь облегчить им подбор соответствующего инструментария, средств и методик, необходимых для адекватного решения возникающих проблем. Данное пособие позволяет магистрантам решать профессиональные задачи в своей практической деятельности в школе. Это означает: осуществлять анализ психологических свойств и состояний детей; выявлять их трудности в обучении, нарушения и отклонения в психическом развитии ребенка; диагностировать умственное развитие средствами изучения мелкой моторики рук; информировать участников о роли психологических факторов в процессах воспитания и образования, коммуникации; формировать установки, направленные на гармоничное развитие, продуктивное преодоление жизненных трудностей, толерантности во взаимодействии. Даже специально разработанные рекомендации оказываются неэффективными из-за качества профессиональной психологической подготовки учителей, которые должны уметь: использовать качественные и количественные методы психологического обследования; анализировать возможности и ограничения используемых педагогических технологий, методов и средств обучения с учетом возрастного и психофизического развития обучающихся.

Содержание учебного пособия может вызвать интерес не только у педагогов, но и у широкого круга читателей. Пособие ориентировано на оптимизацию практической подготовки студентов педагогических факультетов и содержит много разнообразных полезных методик диагностики психомоторного развития детей.

Раздел 1
Методы отечественной диагностики психомоторных способностей школьников

Методика 1.1
Тест Н.И. Озерецкого на реципрокную координацию рук (1930) [64]

Проба направлена на оценку сформированности механизмов серийной организации движений и межполушарного взаимодействия.

Процедура проведения методики заключается в одновременном сжимании в кулак распрямленной ладони одной руки и разжимании кулака другой руки. Экспериментатор показывает ребенку двигательный образец, затем ребенку предлагается выполнять движения одновременно с экспериментатором («Делай, как я»), а затем – самостоятельно.

Читайте также:  Диагностический альбом для развития познавательной деятельности ребенка

Включенная в диагностический комплекс классическая методика Н.И. Озерецкого проводится в три этапа. На первом этапе (серия А) используется оригинальный вариант теста, т.е. испытуемый выполняет задание по зрительному образцу, сначала одновременно с экспериментатором, а затем самостоятельно.

На втором этапе (серия Б) ребенок продолжает выполнять то же задание, что в серии А, но экспериментатор просит закрыть глаза, ограничивая тем самым возможности зрительного контроля.

На третьем этапе (серия В) экспериментатор вновь изменяет инструкцию: ребенка просят открыть глаза и продолжить выполнение задания, но при этом зажать язык между зубами, тем самым ограничиваются возможности контроля со стороны внутренней речи.

Задание выполняется 6–7 раз в каждой серии.

Качество выполнения теста Н.И. Озерецкого на реципрокную координацию движений оценивается следующим образом:

• 0 баллов – реципрокно, плавно;

• 1 балл – со сбоями (отставанием одной руки и самоисправлениями);

• 2 балла – поочередно (сначала движение выполняет одна рука, потом – другая);

• 3 балла – с уподоблением (обе руки выполняют одинаковые движения) [9, с. 87–88].

Методика 1.2
Проба на динамический праксис А.Р. Лурия (1969) [73]

Проба в первую очередь направлена на исследование возможности усвоения двигательной программы при наглядной демонстрации образца и сформированности механизмов серийной организации движений. Процедура проведения пробы состоит в последовательном заучивании и воспроизведении двигательной программы («кулак–ребро–ладонь») сначала правой, а затем левой рукой. Экспериментатор три раза демонстрирует ребенку последовательность движений, после чего предлагает ему самостоятельно воспроизвести ее правой рукой. Если ребенок не может правильно воспроизвести последовательность, образец демонстрируется повторно. Затем ребенку предлагается выполнить задание левой рукой. Используя данную методику в диагностическом комплексе, испытуемому предлагалось выполнять задания только одной рукой – той, которой он обычно пишет. Проведение данной методики также было организовано в три этапа:

• серия А: выполнение задания по зрительному образцу;

• серия Б: выполнение задания без зрительного контроля, экспериментатор просит испытуемого продолжать выполнение задания с закрытыми глазами;

• серия В: выполнение задания с ограничением речевого контроля, экспериментатор просит испытуемого открыть глаза, не прерывая выполнения задания, и зажать язык между зубами.

Выполнение каждой методики и каждой серии оценивались по 4-балльной системе: от 0 до 3 баллов, где 0 – наивысшая оценка, означающая, что ребенок сразу понял инструкцию, самостоятельно и правильно выполнил задание; 3 – инструкцию понимает не сразу, задание выполняется с серьезными ошибками или выполнение задания недоступно.

Оценка выполнения пробы на динамический праксис А.Р. Лурия:

• 0 баллов – плавное, безошибочное выполнение задания;

• 1 балл – переход от поэлементного к плавному выполнению, единичные сбои, самоисправление, замедление темпа;

• 2 балла – «пачками», отделяя паузами одну серию от другой, расширение структуры: один из элементов дублируется или переходное движение становится отдельным элементом;

• 3 балла – сплошное инертное воспроизведение искаженной серии движений: например, инертное повторение упрощенной или расширенной структуры [9, с. 88–89].

Методика 1.3
«Перебор пальцами». Тест на динамическую организацию двигательного акта

Методика заключается в поочередном прикосновении большим пальцем ко 2, 3, 4 и 5-му пальцам (пять серий движений), которое должно производиться одновременно обеими руками сначала в медленном (2–3 серии движений, каждая серия за 5 с), а потом в максимально быстром темпе (5–7 серий движений, каждая серия за 3 с). При затруднениях вводятся игровой компонент и речевые команды: «Пусть все пальчики по очереди поздороваются с большим пальцем – раз, два, три, четыре» или «Ты командир, а твои пальчики – солдаты, командуй: раз, два, три, четыре…»

Читайте также:  Плод ребенка развитие в животе

Оценка результатов:

• 4 балла – выполнение правильное, но в несколько замедленном темпе;

• 3 балла – дезавтоматизация движений на истощении;

• 2 балла – явления персевераторности на истощении;

• 1 балл – выраженная персевераторность движений [76, с. 14,15].

Методика 1.4
«Развитие мелкой моторики рук», М.О. Гуревич

Инструкция. Ребенку предлагают выполнить упражнение для пальцев рук, показанное взрослым. Каждым пальцем руки последовательно, начиная с мизинца, коснуться большого пальца 2 раза. Упражнение выполняется как для правой, так и для левой руки.

Оценка выполнения:

• 4 балла – выполняет задание точно, без ошибок;

• 3 балла – выполняет с одной ошибкой;

• 2 балла – выполняет с 2–3 ошибками;

• 1 балл – не справляется с заданием, воспроизведение очень отдаленно напоминает образец.

Упражнение выполняется индивидуально каждым ребенком для выявления точности, координированности движений мелкой мускулатуры пальцев руки ребенка, так как не все дети могут точно соединить большой палец с мизинцем или безымянным пальцем. Это является важным показателем развития мелкой моторики руки [24].

Методика 1.5
Оптико-кинестетическая организация движения Е.Ф. Архипова – пробы «на праксис позы»

Ребенку предлагается сложить по подражанию 1-й и 2-й пальцы в кольцо, вытянуть 2-й и 3-й, 2-й и 5-й, 1-й и 2-й и т.п. Игровая форма данного задания: поза 2–5 – «сделай козу рогатую», 2–3 – «сделай зайчика» [56].

1. Праксис по словесной инструкции

Инструкция. «Сложи первый и второй пальцы в кольцо (по подражанию). Вытяни второй и третий пальцы («Сделай зайчика»). Вытяни второй и пятый пальцы («Сделай козу рогатую»).

Критерии оценки:

• 4 балла – все задания выполняются правильно;

• 3 балла – все задания выполняются правильно, но в замедленном темпе;

• 2 балла – задания выполняются правильно, наблюдаются синкинезии;

• 1 балл – выполняет задания только с помощью другой руки (разгибает пальцы другой рукой, удерживает их при возникновении синкинезии);

• 0 баллов – задания не выполняются [7, с. 67].

2. Праксис поз по зрительному образцу

Инструкция. «Делай, как я».

Ребенку последовательно предлагается каждая из изображенных на рис. 1 поз пальцев, которую он должен воспроизвести. Поочередно обследуются две руки. После выполнения каждой позы ребенок свободно кладет руку на стол [7, с. 67].

Тест на психомоторное развитие ребенка

Рис. 1. Положение пальцев

(источник: https://zakon.today/psihiatriya-psihologiya_915/kinesteticheskiy-praksis-143444.html)

3. Праксис поз по кинестетическому образцу

Инструкция. «Закрой глаза. Ты чувствуешь, как я сложила тебе пальцы?» Затем рука ребенка «разглаживается» и его просят воспроизвести заданную позу. Образцы поз и условия те же, что и в пункте 1.

Критерии оценки:

• 4 балла – задание выполняется правильно без помощи взрослого;

Источник