Теория развития личности ребенка л и божович

Училась в Московском университете, первое экспериментальное
исследование по психологии подражания провела под руководством Выготского. В
1920-30-е гг. входила в состав пятёрки ближайших московских учеников Выготского
(Запорожец, Божович, Морозова, Левина, Славина). Работала завучем в
психоневрологической школе-санатории, с 1931 г. — в Академии коммунистического
воспитания на кафедре психологии, которой руководил Выготский. В дальнейшем
работала в отделе психологии Украинской психоневрологической академии (Харьков).
В 30-е гг., формально работая в Полтаве, входила в Харьковскую школу. В 1939 г.
защитила кандидатскую диссертацию по проблемам усвоения орфографии. В годы
Великой отечественной войны заведовала отделом трудотерапии эвакогоспиталя №
3880 в г. Кыштыме Челябинской области. Работала в НИИ общей и педагогической
психологии АПН СССР, с 1945 г. по 1975 г. руководила созданной ею лабораторией
психологии формирования личности. Доктор психологических наук. Профессор.

Основной круг интересов Божович — детская психология. В этой
области Божович написаны труды по проблемам развития личности ребенка,
формирования его мотивации, по экспериментальному исследованию аффективных
конфликтов, самооценок и динамики уровня притязаний в детском возрасте,
личностной направленности, условиям формирования гармонической личности и др.

Если в концепции А.Н. Леонтьева центральное место
принадлежит понятию «личностный смысл», то у Л.И. Божович в качестве
системообразующего признака структуры личности выступает «внутренняя позиция
личности» или ее направленность. «На основании теоретического анализа, пишет
Л.И. Божович, мы выдвинули гипотезу о том, что целостная структура личности
определяется, прежде всего, ее направленностью».

Основу направленности составляет возникающая в течение жизни
«устойчиво доминирующая система мотивов, в которой основные, ведущие мотивы,
подчиняя себе все остальные, характеризуют строение мотивационной сферы
человека». Наличие такой иерархической системы и обеспечивает наивысшую
устойчивость личности. Именно содержание направленности личности обусловливает
все ее особенности: интересы, стремления, переживания, черты характера. Более
того, по мнению Л. И. Божович, от направленности личности зависит не только
комплекс присущих личности качеств, но строение каждого из них.

Становится очевидным, что ведущая сфера в структуре личности
Л. И. Божович – это аффективно-потребностно-мотивационная сфера. Процесс
развития и становления личности ребенка рассматривается как последовательный
переход от элементарных, неосознаваемых или частично осознаваемых потребностей,
непосредственно побуждающих его поведение, к потребностям опосредованным,
действующим через сознательно поставленные цели и намерения.

Каждый возраст характеризуется своей специфической для него
«констелляцией» мотивов и особым характером их иерархической структуры. В
раннем детстве жизнь и поведение ребенка определяются временным соподчинением
непосредственных аффективных тенденций, возникающих ситуативно, практически вне
сознания самого ребенка. В дальнейшем на основе относительно постоянных
доминирующих потребностей складывается более устойчивая иерархия мотивов. На
завершающем этапе иерархическая система мотивов приобретает максимальную
устойчивость и свободу от внешних воздействий, так как опирается на собственные
взгляды и убеждения субъекта.

Теория Л.И. Божович опирается на понятия социальной ситуации
развития и личностного новообразования. В социальной ситуации развития она
выделяет внут­ренние процессы развития и внешние условия, их обеспечивающие. В
лич­ностных новообразованиях она выделяет центральное новообразова­ние и
потребности.

Вслед за Л.С. Выготским Л.И. Божович выстраивает линию
возра­стных кризисов: новорожденности, 1-го года, 3 лет, 7 лет и подрост­кового
возраста. Деление развития на этапы выглядит у нее так:

1) младенчество: начинается кризисом новорожденности, когда
ребенок характеризуется беспомощностью, его деятельность опосредуется взрослым;
центральным новообразованием являются аффективно заряженные представления;

2) раннее детство: начинается кризисом 1-го года, когда
ребенок характеризуется самостоятельностью; со стороны взрослых к нему уже
предъявляются требования; центральным новообразованием является система «Я»,
появляется потребность в самоут­верждении;

3) дошкольное детство: начинается кризисом 3 лет;
центральное новообразование — внутренняя позиция, потребность в кото­рой
(внутренняя позиция школьника) и появляется;

4) младшее школьное детство: начинается кризисом 7 лет;
начи­нает осознаваться свое социальное «Я»; со стороны взрослых предъявляется
новая система требований;

5) кризис подросткового возраста: делится на две фазы.
Первая фаза (с 12 до 14 лет) характеризуется эмансипацией от взрос­лых,
переходом в средние классы; появляется целеполагание как центральное
новообразование. Вторая фаза (с 15 до 17 лет) характеризуется определением
места в жизни; появляется но­вая жизненная перспектива как центральное
новообразова­ние возраста.

Личность, подчеркивает Л.И. Божович, — это целостная
психологическая структура. Дискутируя с расхожим в то время представлением о
личности как о совокупности определенных свойств и качеств и о ее гармоничности
как наборе различных свойств, она писала: «Будут обречены на неудачу те
исследования, которые рассматривают личность как совокупность отдельных свойств
и качеств. Нужно как раз обратное: рассмотрение каждого отдельного качества в
аспекте личности в целом». Здесь мы видим конкретизацию и
дальнейшее развитие обоснованного в свое время Б.М. Тепловым тезиса о том, что
личность — это целое, которое больше, чем сумма составляющих ее частей.

Л.И. Божович сформулировала стратегическую задачу
исследовательского поиска — понять возрастные психологические закономерности
формирования личности ребенка. Только такой — генетический — подход, утверждала
она, позволит нам изучить личность как определенную, возникающую в процессе
жизни и деятельности ребенка структуру, а следовательно, раскрыть ее психологическую
сущность.

Существенным для исследовательской позиции Л.И. Божович было
положение о том, что каждый возрастной этап детского развития характеризуется
не простой совокупностью отдельных психологических особенностей, а своеобразием
некоторой целостной структуры личности ребенка и наличием специфических для
данного этапа тенденций развития. В этой связи она критикует появившиеся в то
время публикации в сборниках «Психология младшего школьника» (1960) и
«Психология личности и деятельности дошкольника» (1964). В них излагались
возрастные особенности отдельных психических процессов и функций, но полностью
отсутствовала попытка характеризовать их специфическую структуру и связь с
особенностями личности детей соответствующего возраста. (Заметим в скобках, что
этот недостаток присущ и многим современным пособиям по возрастной психологии:
развитие познавательных процессов, интеллектуальное развитие и развитие
личности на данном возрастном этапе фактически рассматриваются как
изолированные или во всяком случае мало связанные между собой проблемы.)

Отвечая на вопрос о том, какие тенденции и мотивы определяют
развитие личности, Л.И. Божович возвращается к ключевому для ее концепции
понятию внутренней позиции. «Именно внутренняя позиция, — пишет она, — т. е.
система потребностей и стремлений ребенка, которая преломляет и опосредствует
воздействия внешней среды, становится непосредственной движущей силой развития
у него новых психических качеств».

Если это так, то необходимо раскрыть закономерности становления
системы потребностей и стремлений. Сама логика исследования привела к
необходимости сделать главный акцент на изучении мотивационно-потребностной
сферы ребенка. Экспериментальные исследования сотрудников лаборатории Л.И.
Божович подтвердили тезис об исключительной роли потребностей в воспитании
ребенка, в его интеллектуальном и нравственном развитии.

«Полноценное формирование человеческой личности, — писала
Л.И. Божович, — решающим образом зависит от того, какие именно потребности
приобретут форму самодвижения…» И далее: «Это положение следует особенно
подчеркнуть, потому что в настоящее время в педагогике вообще не поставлена
проблема воспитания потребностей: она не выдвигается в качестве специальной
задачи воспитания. Нет такого раздела в учебниках педагогики, нет его и в
программе воспитательной работы школы. Вследствие этого нет и хоть
сколько-нибудь разработанной методики воспитания потребностей и мотивов».

Думается, что и сегодня сказанное весьма актуально.
Анализируя широко известный факт, что по мере перехода в старшие классы у
школьников падает интерес к учению, Л.И. Божович писала: «Начальное обучение не
способствует развитию познавательной потребности. Оно дает мало возможностей
для активной интеллектуальной деятельности, в основном загружая память детей,
что формирует стремление к механическому запоминанию и серьезно тормозит
развитие интереса к теоретическому содержанию учебного предмета». В этой связи она высоко оценила экспериментальные программы
обучения, созданные Д.Б. Элькониным и В.В. Давыдовым и направленные на развитие
у учащихся исследовательского отношения к учебному материалу. Таким образом, в
концепции Л.И. Божович отчетливо выступает взаимосвязь познавательного и
личностного развития.

Известна ее полемика по поводу понимания психологической
сущности мотива с А.Н. Леонтьевым, который понимал под мотивом объект или
предмет, который побуждает к деятельности. Нужно сказать, что и сегодня это
идущее, по-видимому, от К. Левина понимание мотива имеет место. (Так, например,
в «Кратком психологическом словаре» (1998) дается характеристика мотива как
предмета.)

Л.И. Божович делала главный акцент не на объектах,
побуждающих к действию. Ее интересовали прежде всего внутренние побудители, т.
е. субъективная сторона мотивации. Она относила к мотивам и чувство долга, и
сознательно принятое намерение, и непосредственные желания ребенка.

Разумеется, психологическая природа этих побудителей
различна. Но это лишь подчеркивает необходимость понять сущность таких
различий, выявить основные тенденции взаимодействия разных побудителей.
Оригинальность исследований мотивации, проведенных под руководством Л.И.
Божович, заключалась в том, что предметом изучения стала диалектика мотивационной
сферы ребенка — возникновение и развитие мотивов, их изменение и расширение по
возрастам, в то время как в предшествующих работах изучалось лишь влияние
готового мотива на деятельность детей или на протекание их психических
процессов. Упомянем в этой связи статью, написанную Л.И. Божович в соавторстве
с Л.С. Славиной и Н.Г. Морозовой «Развитие мотивов учения у советских
школьников». Авторы попытались ответить на как будто элементарный, но до
сегодняшнего дня недостаточно изученный вопрос: «Что побуждает школьника
учиться?» В данной работе впервые были выявлены и проанализированы две большие
категории мотивов учения: широкие социальные и познавательные мотивы и их
специфическое влияние на учебную деятельность ребенка.

Пожалуй, наиболее фундаментальной в концепции Л.И. Божович
является проблема направленности личности. Рассматривая личность не как
совокупность свойств и качеств, а как целостную и развивающуюся структуру, Л.И.
Божович не могла удовлетвориться экспериментальным изучением отдельных
образований (самооценка, аффект неадекватности) и качеств личности
(организованность, дисциплинированность). Характеризуя направленность как
иерархическую систему внутренних побудителей поведения, она считала именно этот
феномен основой структуры личности. Выдвижение на первый план проблемы
направленности позволило реализовать исходный принцип — рассматривать каждое
отдельное свойство в аспекте личности в целом.

Проблема направленности личности и ее устойчивости получила
дальнейшую конкретизацию в исследованиях сотрудников Л.И. Божович. Под
устойчивостью личности понимался такой уровень сформированности личности, на
котором человек приобретает способность сохранять в различных условиях свои
личностные позиции, обладать определенным иммунитетом по отношению к внешним
воздействиям — чуждым ему личностным установкам, взглядам и убеждениям. Была
показана роль содержательной стороны мотивации в формировании устойчивости
личности, ее обусловленность спецификой доминирующего мотива: оказалось, что
стремление любыми средствами добиться сиюминутного благополучия («ситуационный
эгоизм») — психологическая почва для возникновения неустойчивости личности,
свойственной как многим «трудным» подросткам, так и малолетним
правонарушителям.

Труды Л.И. Божович содержат множество конструктивных идей и
подхо­дов, значимых для современной психологии. Среди них — положение о
внут­ренней позиции и ее роли в личностном развитии ребенка, психологические
разработки феноменов направленности и устойчивости личности, обстоятель­ный
анализ этапов формирования личности в онтогенезе. Вся направленность ее
мировоззрения и концепции личности очень созвучна современной психо­логии
личности. Л.И. Божович отстаивала «психологический суверенитет» личности, ее
эмансипированность от социального давления, выступала против превращения человека
в «винтик» социальной машины, за его право быть не только преобразователем
окружающей среды, но и творцом самого себя.

Открыть презентацию с возможностью дальнейшего скачивания
Открыть доклад с возможностью дальнейшего скачивания

Источник

Теория Л. И. Божович опирается на понятия социальной ситуации развития и личностного новообразования. В социальной ситуации развития она выделяет внутренние процессы развития и внешние условия, их обеспечивающие. В личностных новообразованиях она выделяет центральное новообразование и потребности.

Вслед за Л. С. Выготским Л. И. Божович выстраивает линию возрастных кризисов: новорожденное, 1-го года, 3 лет, 7 лет и подросткового возраста. Деление развития на этапы выглядит у нее так:

1) младенчество: начинается кризисом новорожденное; ребенок характеризуется беспомощностью, его деятельность опосредуется взрослым; центральным новообразованием являются аффективно заряженные представления;

2) раннее детство: начинается кризисом 1-го года; ребенок характеризуется самостоятельностью; со стороны взрослых к нему уже предъявляются требования; центральным новообразованием является система «Я», появляется потребность в самоутверждении;

3) дошкольное детство: начинается кризисом 3 лет; центральное новообразование — внутренняя позиция, потребность в которой (внутренняя позиция школьника) и появляется;

4) младшее школьное детство: начинается кризисом 7 лет; начинает осознаваться свое социальное «Я»; со стороны взрослых предъявляется новая система требований;

5) кризис подросткового возраста: делится на две фазы. Первая фаза (с 12 до 14 лет) характеризуется эмансипацией от взрослых, переходом в средние классы; появляется целеполагание как центральное новообразование. Вторая фаза (с 15 до 17 лет) характеризуется определением места в жизни; появляется новая жизненная перспектива как центральное новообразование возраста.

Мысли в концепции А. Н. Леонтьева центральное место принадлежит понятию «личностный смысл», то у Л. И. Божович в качестве системообразующего

признака структуры личности выступает «внутренняя позиция личности» или ее направленность. «На основании теоретического анализа, пишет Л. И. Божович,

мы выдвинули гипотезу о том, что целостная структура личности определяется, прежде всего, ее направленностью».

Основу направленности составляет возникающая в течение жизни «устойчиво доминирующая система мотивов, в которой основные, ведущие мотивы,

подчиняя себе все остальные, характеризуют строение мотивационной сферы человека». Наличие такой иерархической системы и обеспечивает наивысшую

устойчивость личности. Именно содержание направленности личности обусловливает все ее особенности: интересы, стремления, переживания, черты

характера. Более того, по мнению Л. И. Божович, от направленности личности зависит не только комплекс присущих личности качеств, но строение каждого из

них.

Становится очевидным, что ведущая сфера в структуре личности Л. И. Божович – это аффективно-потребностно-мотивационная сфера. Процесс развития и

становления личности ребенка рассматривается как последовательный переход от элементарных, неосознаваемых или частично осознаваемых потребностей,

непосредственно побуждающих его поведение, к потребностям опосредованным, действующим через сознательно поставленные цели и намерения.

Каждый возраст характеризуется своей специфической для него «констелляцией» мотивов и особым характером их иерархической структуры. В раннем

детстве жизнь и поведение ребенка определяются временным соподчинением непосредственных аффективных тенденций, возникающих ситуативно,

практически вне сознания самого ребенка. В дальнейшем на основе относительно постоянных доминирующих потребностей складывается более устойчивая

иерархия мотивов. На завершающем этапе иерархическая система мотивов приобретает максимальную устойчивость и свободу от внешних воздействий, так

как опирается на собственные взгляды и убеждения субъекта.

Источник

Теория развития личности Л. И. Божович. Теория Л. И. Божович опирается на понятия социальной ситуации развития и личностного новообразования. В социальной ситуации развития она выделяет внутренние процессы развития и внешние условия, их обеспечивающие. В личностных новообразованиях она выделяет центральное новообразование и потребности.Вслед за Л. С. Выготским Л. И. Божович выстраивает линию возрастных кризисов: новорожденное, 1-го года, 3 лет, 7 лет и подросткового возраста. Деление развития на этапы выглядит у нее так: младенчество: начинается кризисом новорожденное; ребенок характеризуется беспомощностью, его деятельность опосредуется взрослым; центральным новообразованием являются аффективно заряженные представления; раннее детство: начинается кризисом 1-го года; ребенок характеризуется самостоятельностью; со стороны взрослых к нему уже предъявляются требования; центральным новообразованием является система «Я», появляется потребность в самоутверждении;дошкольное детство: начинается кризисом 3 лет; центральное новообразование — внутренняя позиция, потребность в которой (внутренняя позиция школьника) и появляется; младшее школьное детство: начинается кризисом 7 лет; начинает осознаваться свое социальное «Я»; со стороны взрослых предъявляется новая система требований. Сама идея экспериментального изучения личности расценивалась и воспринималась исключительно как подверженность буржуазным веяниям в науке, что, само собой разумеется, никоим образом не соответствовало идеологизированному учению советских психологов. На протяжении всей жизни Лидия Ильинична Божович трудилась в насквозь идеологизированной обстановке, тем не менее ей удавалось изучать и включать в свои научные тексты, запрещенные в то время идеи Фрейда, Роджерса, Хорни и других известных зарубежных психологов.

Структуры личности в теории Л. И. Божович

Если в концепции А. Н. Леонтьева центральное место принадлежит понятию «личностный смысл», то у Л. И. Божович в качестве системообразующего признака структуры личности выступает «внутренняя позиция личности» или ее направленность. «На основании теоретического анализа, пишет Л. И. Божович, мы выдвинули гипотезу о том, что целостная структура личности определяется, прежде всего, ее направленностью». Основу направленности составляет возникающая в течение жизни «устойчиво доминирующая система мотивов, в которой основные, ведущие мотивы, подчиняя себе все остальные, характеризуют строение мотивационной сферы человека». Наличие такой иерархической системы и обеспечивает наивысшую устойчивость личности. Именно содержание направленности личности обусловливает все ее особенности: интересы, стремления, переживания, черты характера. Более того, по мнению Л. И. Божович, от направленности личности зависит не только комплекс присущих личности качеств, но строение каждого из них.
Становится очевидным, что ведущая сфера в структуре личности Л. И. Божович – это аффективно-потребностно-мотивационная сфера. Процесс развития и становления личности ребенка рассматривается как последовательный переход от элементарных, неосознаваемых или частично осознаваемых потребностей, непосредственно побуждающих его поведение, к потребностям опосредованным, действующим через сознательно поставленные цели и намерения. Каждый возраст характеризуется своей специфической для него «констелляцией» мотивов и особым характером их иерархической структуры. В раннем детстве жизнь и поведение ребенка определяются временным соподчинением непосредственных аффективных тенденций, возникающих ситуативно, практически вне сознания самого ребенка. В дальнейшем на основе относительно постоянных доминирующих потребностей складывается более устойчивая иерархия мотивов. На завершающем этапе иерархическая система мотивов приобретает максимальную устойчивость и свободу от внешних воздействий, так как опирается на собственные взгляды и убеждения субъекта.

Новообразования кризиса 1-ого года в теории Л. И. Божович

Л. И. Божович указывала, что центральным личностным новообразованием, возникающим в период кризиса одного года, является возникновение эмоционально насыщенных представлений, которые могут побуждать поведение ребенка вопреки конкретной ситуации. До этого периода поведение ребенка определяется лишь конкретными воздействиями. Однако наступает момент — примерно в возрасте 1 года 2—3 месяцев, — когда ребенок перестает подчиняться диктату внешних обстоятельств. Он часто начинает сопротивляться тому, к чему его принуждает в этот момент взрослый, пытаясь осуществить свои собственные стремления. Это может быть связано с желанием получить игрушку, которую ребенок оставил в другой комнате, или со стремлением продолжать делать то, от чего его оторвали. Иначе говоря, ребенок становится способным хотеть то, что отсутствует в данной ситуации, но что продолжает жить в его воспоминании. В этих случаях старания взрослых отвлечь внимание малыша при помощи внешних воздействий часто оказываются безуспешными.Внутренняя мотивация, возникающая под влиянием тех образов и представлений, которые сохранились у него от только что пережитой ситуации, преодолевает внешние воздействия, и ребенок оказывается способным противостоять им. Это в корне меняет взаимоотношения ребенка с окружающей действительностью и людьми.Таким образом, сущность кризиса одного года заключается в разрыве полной слитности ребенка со взрослым. В социальной ситуации появляются двое — ребенок и взрослый, изменяется содержание их общения, изменяется ведущий тип деятельности ребенка.

Дата добавления: 2018-02-14; просмотров: 2193; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8765 — | 8295 — или читать все…

Источник