Теория психического развития у ребенка

Ранее уже говорилось о существовании большого числа теорий, объясняющих ход психического развития ребенка. Говорилось и о том, что все это множество укла­дывается в три возможных подхода — биогенетический, социогенетический и персонологический. Наиболее ярки­ми представителями биогенетического подхода являют­ся теории рекапитуляции Э.Геккеля и Ст.Холла и теория психосексуального развития З.Фрейда.

Исторически первыми получили признание в науке теории биогенетического направления, и первая среди них

Глава 1. Психология развития ребенка 37

теория рекапитуляции Э.Геккеля. Постулировалось, что человеческий организм в своем внутриутробном разви­тии повторяет весь ряд форм, которые прошли его жи­вотные предки за сотни миллионов лет, от простейших одноклеточных существ до первобытного человека. Од­нако другие ученые расширили временные рамки биоге­нетического закона за пределы утробного развития. Так, С.Холл полагал, что если зародыш за 9 месяцев повторя­ет все стадии развития от одноклеточного существа до че­ловека, то ребенок в период детства проходит весь ход развития человечества от первобытной дикости до совре­менной культуры. Наиболее ярко эта мысль развита Гет-чинсоном. Он выделил 5 периодов человеческой культу­ры, соответственно которым сменяются интересы и по­требности ребенка от рождения к взрослости’.

Первый из них — это период дикости. У ребенка в этот период наблюдается стремление к копанию в земле, все, что ни попадется, тащится в рот. Съедобность стано­вится мерилом всего. Длится период дикости до 5 лет, а своего максимума в развитии достигает в 3 года.

Следующий период — это период охоты и захвата до­бычи. Для него характерен страх ребенка перед чужими, дей­ствия тайком, жестокость, составление детских шаек, пре­обладают игры в пленных, засады, прятки. Длится он с 4 до 12 лет, но главные свои черты проявляет в возрасте 7 лет.

Третий период назван периодом пастушества. Вы­ражена нежность к животным, стремление иметь собствен­ное домашнее животное, дети в этот период любят стро­ить хижины, шалаши, подземелья. Длится от 9 до 14 лет, а пик приходится на 10 лет.

Четвертый период — земледельческий. Преобладаю­щей страстью ребенка является садоводство. Продолжа­ется с 12 до 16 лет, а пик падает на 14 лет.

Цит. по: Педология/Под ред. А.Залкинда. М.-Л., 1934.

38 Аверин В.А. Психология детей и подростков________

Последний период назван промышленно-торговым. На первый план выступают денежные интересы. Люби­мые занятия — обмен, продажа, торговля. Начинается с 14 лет и продолжается у взрослого. Максимального разви­тия достигает в 18-20 лет.

Завершая обзор теорий биогенетического направ­ления, кратко остановимся на психоаналитическом под­ходе к развитию ребенка.

З.Фрейд считал источником психического развития влечения и инстинкты. Ребенок рождается с определен­ным запасом энергии — «либидо», которая лежит в основе сексуальных влечений человека. Весь процесс развития в детстве он укладывал в 5 стадий: оральная (младенчес­кий возраст), анальная (до 6 лет), генитальная, латентная и пубертатная.

На каждой из стадий «либидо» сосредоточивается в той или иной области тела ребенка, раздражение кото­рой приводит к удовлетворению значимых для ребенка потребностей. Так, например, в младенчестве либидо со­средоточено в области рта, языка и губ и связано с кор­млением грудью. Поэтому недостаточное удовлетворе­ние потребностей, связанных с оральной областью, мо­жет затормозить ребенка на последующих стадиях, вызвать у него состояние депрессии и т.п. Если же по­требности удовлетворяются избыточно, у ребенка может развиться излишняя зависимость от окружения (конфор­мизм). Таким образом, неудовлетворение потребностей приводит к фиксации влечений, создает предельное на­пряжение, вызывает либо неврозоподобные состояния, неуверенность, капризы и другие болезненные симпто­мы, либо явления регрессии — возврат к низшему уров­ню мотивации поведения. Чрезмерное удовлетворение потребностей также может вызвать нежелательные эф­фекты, которые мы отмечали на примере оральной ста­дии развития».

Глава 1. Психология развития ребенка 39

Наиболее ярко основные взгляды социогенетическо-го подхода представлены в эпигенетической концепции Эрика Эриксона. В ней каждая стадия развития опреде­ляется той кризисной ситуацией, которая должна быть разрешена для дальнейшего беспрепятственного течения процесса развития.

Так, основной задачей первой стадии является ус­тановление доверия ребенка к внешнему миру; наличие чувства доверия является основой формирования поло­жительного самоощущения. Ребенок при этом узнает, мо­жет ли он положиться на взрослых, способны ли они за­ботиться о нем, любить его, поддерживать позитивные эмоции. Если этого нет, ребенок не сможет овладевать но­выми видами деятельности. Если же ребенок испытывает положительные самоощущения, то мир выступает для него непротиворечивым и предсказуемым. Длится этот период от рождения до 1 года.

Задача второй стадии -дать ребенку почувствовать себя самостоятельным. Для этой стадии характерно про­тиворечие между продолжающейся зависимостью ребен­ка и развивающейся у него автономией. Ребенок начина­ет осознавать себя активно действующим существом. Он постепенно переходит от состояния полной зависимости от взрослых к относительной самостоятельности. Если же ребенок сталкивается с неодобрением своего поведения, запретами, негативным к нему отношением, у него появ­ляются сомнения в самой возможности что-либо сделать самостоятельно, сомнения в собственных возможностях. Продолжительность этой стадии от 1 года до 3-х лет.

Третья стадия начинается с разворачивания конф­ликта между инициативой и чувством вины. У ребенка в

‘ Подробное изложение теории З.Фрейда см. В кн. Л.Хьелла и Д.Зиглера «Теории личности» гл. 3, Л.Ф.Обуховой «Детская психология:теории, факты, проблемы».

40 Аверин В. А. Психология детей и подростков_______

начале этой стадии появляются первые представления о том, каким он может стать человеком. Он ставит перед собой в связи с этим определенные задачи и пытается их решить. Поэтому для него характерны энергичная и на­стойчивая познавательная деятельность. Он весьма лю­бознателен. У него развивается чувство уверенности в себе и в своих возможностях еще и потому, что он уже умеет ходить, бегать, говорить, осмысливает происходящее. По­этому так важна нормальная и адекватная реакция родите­лей и других взрослых на поддержку такого исследователь­ского поведения ребенка. Главная опасность — это появле­ние у ребенка чувства вины за совершенные им действия. Возрастные границы периода от 3 до 6 лет.

Читайте также:  Роль семьи в речевом развитии ребенка презентация

Четвертая стадия приходится на первые школьные годы (6-12 лет). На этой стадии ребенок психологически готов к освоению действий, которые выполняют родите­ли, но для того, чтобы он мог их выполнять биологичес­ки, он должен трудиться. Таким образом, на этом этапе ребенок осуществляет разнообразную продуктивную де­ятельность, в результате которой у него складывается чув­ство трудолюбия и способность к самовыражению. Если же он все время не успевает, у него постоянно что-то не получается, уверенность в себе падает, развивается чувство неполноценности.

Основная трудность пятой стадии состоит в конф­ликте между формирующимся чувством идентичности и ролевой неопределенностью. Главная задача подростково­го периода, на который приходится эта стадия — поиск ответа на вопросы «Кто Я?» и «Каков мой дальнейший путь?». Главная опасность, которой должен избежать под­росток — это размывание чувства «Я». При этом подрос­ток может либо избегать слишком тесных межличност­ных контактов, оказаться неспособным строить планы на будущее, либо оказаться неспособным найти в себе силы и сосредоточиться на чем-либо или с головой уйти в работу,

Глава 1. Психология развития ребенка 41

пренебрегая всем остальным. Сформировать идентичность — значит научиться верно идентифицировать себя со взрос­лыми. В обобщенном виде этапы развития, их содержание и приобретения личности ребенка представлены в табл.2′.

Таблица 2

Возраст.
 
Результат
 
Нормальная
 
Аномальная
 
Область
 
развития
 
линия развития
 
линия развития
 
отно­
 
 
 
 
 
 
 
шений
 
 
 
 
 
/
 
0-1 год;
 
энергия и
 
Доверие к людям:
 
Недоверие к лю­
 
мать
 
жизненная
 
взаимная любовь
 
дям: как резуль­
 
 
 
радость
 
и признание ро­
 
тат плохого об­
 
 
 
 
 
дителей и ребен­
 
ращения матери с
 
 
 
 
 
ка, привязан­
 
ребенком, игно­
 
 
 
 
 
ность, удовлетво­
 
рирования, пре­
 
 
 
 
 
рение потребно­
 
небрежения им,
 
 
 
 
 
стей детей в об­
 
лишения любви.
 
 
 
 
 
щении и других
 
Слишком раннее
 
 
 
 
 
жизненно важных
 
или резкое отлу­
 
 
 
 
 
потребностей
 
чение ребенка от
 
 
 
 
 
 
 
груди, его эмо­
 
 
 
 
 
 
 
циональная изо­
 
 
 
 
 
 
 
ляция.
 
1-3 года;
 
контроль над
 
Самостоятельное
 
Сомнение в себе,
 
родители
 
собой;
 
ть, уверенность в
 
гипертрофирован­
 
 
 
стремление к
 
себе: ребенок
 
ное чувство сты­
 
 
 
власти
 
смотрит на себя
 
да: ребенок чув­
 
 
 
 
 
как на самостоя­
 
ствует свою не­
 
 
 
 
 
тельного, но еще
 
приспособленное
 
 
 
 
 
зависимого от
 
ть, сомневается в
 
 
 
 
 
родителей чело­
 
способностях,
 
 
 
 
 
века.
 
испытывает не­
 
 
 
 
 
 
 
достатки в разви­
 
 
 
 
 
 
 
тии элементар­
 
 
 
 
 
 
 
ных двигатель­
 
 
 
 
 
 
 
ных навыков.
 
 
 
 
 
 
 
Слаборазвита
 
 
 
 
 
 
 
речь, развито же­
 
 
 
 
 
 
 
лание скрыть
 
 
 
 
 
 
 
свою ущербность
 
 
 
 
 
 
 
от окружающих.
 

‘ Цит. по Немое Р. С. Психология. Учебное пособие для студен­тов высших педагогических учебных заведений. В 2 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. М., 1994.

42 Аверин В.А. Психология детей и подростков_______

Продолжение Таблицы 2

3-6 лет;
 
целеустремде
 
Активость: живое
 
Пассивность: вя­
 
родители,
 
нность; уве­
 
воображение, ак­
 
лость, отсутствие
 
братья,
 
ренность в
 
тивное изучение
 
инициативы, ин­
 
сестры
 
себе
 
окружающего
 
фантильное чув­
 
 
 
 
 
мира, подража­
 
ство зависти к
 
 
 
 
 
ние взрослым,
 
другим детям,
 
 
 
 
 
включение в по-
 
подавленность,
 
 
 
 
 
лоролевое пове­
 
отсутствие npt-
 
 
 
 
 
дение.
 
знаков полороле-
 
 
 
 
 
 
 
вого поведения.
 
6-12 лет;
 
овладение
 
Трудолюбие: вы­
 
Чувство неполно­
 
школа,
 
методами и
 
раженное чувство
 
ценности: слабо­
 
соседи,
 
умениями
 
долга и стремле­
 
развитые трудо­
 
знако­
 
 
 
ние к достижени­
 
вые навыки, избе­
 
мые
 
 
 
ям, развитые
 
гание сложных
 
 
 
 
 
коммуникативны
 
заданий, сорев­
 
 
 
 
 
е умения. Ставит
 
новательных си­
 
 
 
 
 
перед собой и
 
туаций, острое
 
 
 
 
 
решает реальные
 
чувство неполно­
 
 
 
 
 
задачи, нацелен­
 
ценности, обре­
 
 
 
 
 
ность фантазии и
 
ченности. Кон­
 
 
 
 
 
игр на активное
 
формность, раб­
 
 
 
 
 
усвоение инстру­
 
ское поведение,
 
 
 
 
 
ментальных и
 
чувство тщетно­
 
 
 
 
 
предметных дей­
 
сти прилагаемых
 
 
 
 
 
ствий, ориента­
 
усилий при реше­
 
 
 
 
 
ция назадачу.
 
нии разных задач.
 
1^-18 лет;
 
преданность
 
Жизненное само­
 
Путаница ролей:
 
группа
 
и верность
 
определение: раз­
 
смещение и сме­
 
сверст­
 
 
 
витие временной
 
шение временных
 
ников
 
 
 
перспективы —
 
перспектив: мыс­
 
 
 
 
 
планов на буду­
 
ли не только о
 
 
 
 
 
щее, самоопреде­
 
будущем, но и
 
 
 
 
 
ление: каким
 
прошлом. Кон­
 
 
 
 
 
быть? Кем быть?
 
центрация ду­
 
 
 
 
 
Активный поиск
 
шевных сил на
 
 
 
 
 
себя и экспери­
 
самопознание,
 
 
 
 
 
ментирование в
 
сильно выражен­
 
 
 
 
 
разных ролях.
 
ное стремление
 
 
 
 
 
Четкая половая
 
разобраться в
 
 
 
 
 
поляризация в
 
себе в ущерб от­
 
 
 
 
 
формах поведе­
 
ношений с внеш­
 
 
 
 
 
ния. Лидерство в
 
ним миром. По-
 
 
 
 
 
группах сверст­
 
лоролевая фикса­
 
 
 
 
 
ников и при не­
 
ция. Смешение
 
 
 
 
 
обходимости
 
форм полороле-
 
 
 
 
 
подчинение им.
 
вого поведения.
 
Читайте также:  Характеристика ребенка с проблемами в развитии

Глава 1. Психология развития ребенка 43

Какие же выводы можно сделать из приведенных выше теорий психического развития ребенка?

Смысл теорий рекапитуляции (теория З.Фрейда тоже относится к ним) точно выразил Э.Геккель: «Онто­генез есть краткое и сжатое повторение филогенеза». Ко­нечно, нельзя не признать действия наследственных фак­торов, о чем уже говорилось выше. Но при этом в рамках этих теорий полностью игнорируется внешняя стимуляция развития ребенка. А хорошо известно, что стимуляция и депривация влияют на процессы созревания и развития психических функций. Что касается теории Эриксона, то она как раз учитывает оба этих фактора, а, кроме того, выделяет основной конфликт в рамках каждого этапа. Кстати говоря, теория Э.Эриксона наиболее близка к той, о которой сейчас пойдет речь, именно потому, что он ис­пользует те же критерии периодизации, которые нам уже хорошо известны: кризис развития, ведущая деятельность, психические новообразования, социальная ситуация раз­вития.

Дата добавления: 2015-06-28; просмотров: 353; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10604 — | 7801 — или читать все…

Читайте также:

Источник

Теории психического развития ребенка, представлены не малым число. Все это множество укладывается в три возможных подхода — биогенетический, социогенетический и персонологический.

Наиболее яркими представителями биогенетического подхода являются теории рекапитуляции Э. Геккеля и Ст. Холла и теория психосексуального развития З. Фрейда.

Исторически первыми получили признание в науке теории биогенетического направления, и первая среди них теория рекапитуляции Э. Геккеля. Постулировалось, что человеческий организм в своем внутриутробном развитии повторяет весь ряд форм, которые прошли его животные предки за сотни миллионов лет, от простейших одноклеточных существ до первобытного человека. Однако другие ученые расширили временные рамки биогенетического закона за пределы утробного развития. Так, С. Холл полагал, что если зародыш за 9 месяцев повторяет все стадии развития от одноклеточного существа до человека, то ребенок в период детства проходит весь ход развития человечества от первобытной дикости до современной культуры. Наиболее ярко эта мысль развита Гетчинсоном. Он выделил 5 периодов человеческой культуры, соответственно которым сменяются интересы и потребности ребенка от рождения к взрослости.

  1. Первый из них — это период дикости. У ребенка в этот период наблюдается стремление к копанию в земле, все, что ни попадется, тащится в рот. Съедобность становится мерилом всего. Длится период дикости до 5 лет, а своего максимума в развитии достигает в 3 года.
  2. Следующий период — это период охоты и захвата добычи. Для него характерен страх ребенка перед чужими, действия тайком, жестокость, составление детских шаек, преобладают игры в пленных, засады, прятки. Длится он с 4 до 12 лет, но главные свои черты проявляет в возрасте 7 лет.
  3. Третий период назван периодом пастушества. Выражена нежность к животным, стремление иметь собственное домашнее животное, дети в этот период любят строить хижины, шалаши, подземелья. Длится от 9 до 14 лет, а пик приходится на 10 лет.
  4. Четвертый период — земледельческий. Преобладающей страстью ребенка является садоводство. Продолжается с 12 до 16 лет, а пик падает на 14 лет.
  5. Последний период назван промышленно-торговым. На первый план выступают денежные интересы. Любимые занятия — обмен, продажа, торговля. Начинается с 14 лет и продолжается у взрослого. Максимального развития достигает в 18-20 лет.
Читайте также:  Выготский о первичном дефекте и вторичных отклонениях в развитии ребенка

Завершая обзор теорий биогенетического направления, кратко остановимся на психоаналитическом подходе к развитию ребенка.

З. Фрейд считал источником психического развития влечения и инстинкты. Ребенок рождается с определенным запасом энергии — «либидо», которая лежит в основе сексуальных влечений человека. Весь процесс развития в детстве он укладывал в 5 стадий: оральная (младенческий возраст), анальная (до 6 лет), генитальная, латентная и пубертатная.

На каждой из стадий «либидо» сосредоточивается в той или иной области тела ребенка, раздражение которой приводит к удовлетворению значимых для ребенка потребностей. Так, например, в младенчестве либидо сосредоточено в области рта, языка и губ и связано с кормлением грудью. Поэтому недостаточное удовлетворение потребностей, связанных с оральной областью, может затормозить ребенка на последующих стадиях, вызвать у него состояние депрессии и т.п. Если же потребности удовлетворяются избыточно, у ребенка может развиться излишняя зависимость от окружения (конформизм). Таким образом, неудовлетворение потребностей приводит к фиксации влечений, создает предельное напряжение, вызывает либо неврозоподобные состояния, неуверенность, капризы и другие болезненные симптомы, либо явления регрессии — возврат к низшему уровню мотивации поведения. Чрезмерное удовлетворение потребностей также может вызвать нежелательные эффекты, которые мы отмечали на примере оральной стадии развития».

Наиболее ярко основные взгляды социогенетического подхода представлены в эпигенетической теории психического развития ребенка Эрика Эриксона. В ней каждая стадия развития определяется той кризисной ситуацией, которая должна быть разрешена для дальнейшего беспрепятственного течения процесса развития.

Так, основной задачей первой стадии является установление доверия ребенка к внешнему миру; наличие чувства доверия является основой формирования положительного самоощущения. Ребенок при этом узнает, может ли он положиться на взрослых, способны ли они заботиться о нем, любить его, поддерживать позитивные эмоции. Если этого нет, ребенок не сможет овладевать новыми видами деятельности. Если же ребенок испытывает положительные самоощущения, то мир выступает для него непротиворечивым и предсказуемым. Длится этот период от рождения до 1 года.

Задача второй стадии — дать ребенку почувствовать себя самостоятельным. Для этой стадии характерно противоречие между продолжающейся зависимостью ребенка и развивающейся у него автономией. Ребенок начинает осознавать себя активно действующим существом. Он постепенно переходит от состояния полной зависимости от взрослых к относительной самостоятельности. Если же ребенок сталкивается с неодобрением своего поведения, запретами, негативным к нему отношением, у него появляются сомнения в самой возможности что-либо сделать самостоятельно, сомнения в собственных возможностях. Продолжительность этой стадии от 1 года до 3-х лет.

Третья стадия начинается с разворачивания конфликта между инициативой и чувством вины. У ребенка в начале этой стадии появляются первые представления о том, каким он может стать человеком. Он ставит перед собой в связи с этим определенные задачи и пытается их решить. Поэтому для него характерны энергичная и настойчивая познавательная деятельность. Он весьма любознателен. У него развивается чувство уверенности в себе и в своих возможностях еще и потому, что он уже умеет ходить, бегать, говорить, осмысливает происходящее. Поэтому так важна нормальная и адекватная реакция родителей и других взрослых на поддержку такого исследовательского поведения ребенка. Главная опасность — это появление у ребенка чувства вины за совершенные им действия. Возрастные границы периода от 3 до 6 лет.

Четвертая стадия приходится на первые школьные годы (6-12 лет). На этой стадии ребенок психологически готов к освоению действий, которые выполняют родители, но для того, чтобы он мог их выполнять биологически, он должен трудиться. Таким образом, на этом этапе ребенок осуществляет разнообразную продуктивную деятельность, в результате которой у него складывается чувство трудолюбия и способность к самовыражению. Если же он все время не успевает, у него постоянно что-то не получается, уверенность в себе падает, развивается чувство неполноценности.

Основная трудность пятой стадии состоит в конфликте между формирующимся чувством идентичности и ролевой неопределенностью. Главная задача подросткового периода, на который приходится эта стадия — поиск ответа на вопросы «Кто Я?» и «Каков мой дальнейший путь?». Главная опасность, которой должен избежать подросток — это размывание чувства «Я». При этом подросток может либо избегать слишком тесных межличностных контактов, оказаться неспособным строить планы на будущее, либо оказаться неспособным найти в себе силы и сосредоточиться на чем-либо или с головой уйти в работу, пренебрегая всем остальным. Сформировать идентичность — значит научиться верно идентифицировать себя со взрослыми. В обобщенном виде этапы развития, их содержание и приобретения личности ребенка представлены в табл.2.
Теория психического развития у ребенка
Какие же выводы можно сделать из приведенных выше теорий психического развития ребенка?

Смысл теорий рекапитуляции (теория З. Фрейда тоже относится к ним) точно выразил Э. Геккель: «Онтогенез есть краткое и сжатое повторение филогенеза». Конечно, нельзя не признать действия наследственных факторов, о чем уже говорилось выше. Но при этом в рамках этих теорий полностью игнорируется внешняя стимуляция развития ребенка. А хорошо известно, что стимуляция и депривация влияют на процессы созревания и развития психических функций. Что касается теории Эриксона, то она как раз учитывает оба этих фактора, а, кроме того, выделяет основной конфликт в рамках каждого этапа. Кстати говоря, теория Э. Эриксона наиболее близка к той, о которой сейчас пойдет речь, именно потому, что он использует те же критерии периодизации, которые нам уже хорошо известны: кризис развития, ведущая деятельность, психические новообразования, социальная ситуация развития.

Источник: 

Аверин В. А., Психология детей и подростков

Источник