Теория психического развития ребенка шпаргалка

Теория психического развития ребенка шпаргалка thumbnail

Теории психического развития ребенка, представлены не малым число. Все это множество укладывается в три возможных подхода — биогенетический, социогенетический и персонологический.

Наиболее яркими представителями биогенетического подхода являются теории рекапитуляции Э. Геккеля и Ст. Холла и теория психосексуального развития З. Фрейда.

Исторически первыми получили признание в науке теории биогенетического направления, и первая среди них теория рекапитуляции Э. Геккеля. Постулировалось, что человеческий организм в своем внутриутробном развитии повторяет весь ряд форм, которые прошли его животные предки за сотни миллионов лет, от простейших одноклеточных существ до первобытного человека. Однако другие ученые расширили временные рамки биогенетического закона за пределы утробного развития. Так, С. Холл полагал, что если зародыш за 9 месяцев повторяет все стадии развития от одноклеточного существа до человека, то ребенок в период детства проходит весь ход развития человечества от первобытной дикости до современной культуры. Наиболее ярко эта мысль развита Гетчинсоном. Он выделил 5 периодов человеческой культуры, соответственно которым сменяются интересы и потребности ребенка от рождения к взрослости.

  1. Первый из них — это период дикости. У ребенка в этот период наблюдается стремление к копанию в земле, все, что ни попадется, тащится в рот. Съедобность становится мерилом всего. Длится период дикости до 5 лет, а своего максимума в развитии достигает в 3 года.
  2. Следующий период — это период охоты и захвата добычи. Для него характерен страх ребенка перед чужими, действия тайком, жестокость, составление детских шаек, преобладают игры в пленных, засады, прятки. Длится он с 4 до 12 лет, но главные свои черты проявляет в возрасте 7 лет.
  3. Третий период назван периодом пастушества. Выражена нежность к животным, стремление иметь собственное домашнее животное, дети в этот период любят строить хижины, шалаши, подземелья. Длится от 9 до 14 лет, а пик приходится на 10 лет.
  4. Четвертый период — земледельческий. Преобладающей страстью ребенка является садоводство. Продолжается с 12 до 16 лет, а пик падает на 14 лет.
  5. Последний период назван промышленно-торговым. На первый план выступают денежные интересы. Любимые занятия — обмен, продажа, торговля. Начинается с 14 лет и продолжается у взрослого. Максимального развития достигает в 18-20 лет.

Завершая обзор теорий биогенетического направления, кратко остановимся на психоаналитическом подходе к развитию ребенка.

З. Фрейд считал источником психического развития влечения и инстинкты. Ребенок рождается с определенным запасом энергии — «либидо», которая лежит в основе сексуальных влечений человека. Весь процесс развития в детстве он укладывал в 5 стадий: оральная (младенческий возраст), анальная (до 6 лет), генитальная, латентная и пубертатная.

На каждой из стадий «либидо» сосредоточивается в той или иной области тела ребенка, раздражение которой приводит к удовлетворению значимых для ребенка потребностей. Так, например, в младенчестве либидо сосредоточено в области рта, языка и губ и связано с кормлением грудью. Поэтому недостаточное удовлетворение потребностей, связанных с оральной областью, может затормозить ребенка на последующих стадиях, вызвать у него состояние депрессии и т.п. Если же потребности удовлетворяются избыточно, у ребенка может развиться излишняя зависимость от окружения (конформизм). Таким образом, неудовлетворение потребностей приводит к фиксации влечений, создает предельное напряжение, вызывает либо неврозоподобные состояния, неуверенность, капризы и другие болезненные симптомы, либо явления регрессии — возврат к низшему уровню мотивации поведения. Чрезмерное удовлетворение потребностей также может вызвать нежелательные эффекты, которые мы отмечали на примере оральной стадии развития».

Наиболее ярко основные взгляды социогенетического подхода представлены в эпигенетической теории психического развития ребенка Эрика Эриксона. В ней каждая стадия развития определяется той кризисной ситуацией, которая должна быть разрешена для дальнейшего беспрепятственного течения процесса развития.

Так, основной задачей первой стадии является установление доверия ребенка к внешнему миру; наличие чувства доверия является основой формирования положительного самоощущения. Ребенок при этом узнает, может ли он положиться на взрослых, способны ли они заботиться о нем, любить его, поддерживать позитивные эмоции. Если этого нет, ребенок не сможет овладевать новыми видами деятельности. Если же ребенок испытывает положительные самоощущения, то мир выступает для него непротиворечивым и предсказуемым. Длится этот период от рождения до 1 года.

Задача второй стадии — дать ребенку почувствовать себя самостоятельным. Для этой стадии характерно противоречие между продолжающейся зависимостью ребенка и развивающейся у него автономией. Ребенок начинает осознавать себя активно действующим существом. Он постепенно переходит от состояния полной зависимости от взрослых к относительной самостоятельности. Если же ребенок сталкивается с неодобрением своего поведения, запретами, негативным к нему отношением, у него появляются сомнения в самой возможности что-либо сделать самостоятельно, сомнения в собственных возможностях. Продолжительность этой стадии от 1 года до 3-х лет.

Третья стадия начинается с разворачивания конфликта между инициативой и чувством вины. У ребенка в начале этой стадии появляются первые представления о том, каким он может стать человеком. Он ставит перед собой в связи с этим определенные задачи и пытается их решить. Поэтому для него характерны энергичная и настойчивая познавательная деятельность. Он весьма любознателен. У него развивается чувство уверенности в себе и в своих возможностях еще и потому, что он уже умеет ходить, бегать, говорить, осмысливает происходящее. Поэтому так важна нормальная и адекватная реакция родителей и других взрослых на поддержку такого исследовательского поведения ребенка. Главная опасность — это появление у ребенка чувства вины за совершенные им действия. Возрастные границы периода от 3 до 6 лет.

Четвертая стадия приходится на первые школьные годы (6-12 лет). На этой стадии ребенок психологически готов к освоению действий, которые выполняют родители, но для того, чтобы он мог их выполнять биологически, он должен трудиться. Таким образом, на этом этапе ребенок осуществляет разнообразную продуктивную деятельность, в результате которой у него складывается чувство трудолюбия и способность к самовыражению. Если же он все время не успевает, у него постоянно что-то не получается, уверенность в себе падает, развивается чувство неполноценности.

Основная трудность пятой стадии состоит в конфликте между формирующимся чувством идентичности и ролевой неопределенностью. Главная задача подросткового периода, на который приходится эта стадия — поиск ответа на вопросы «Кто Я?» и «Каков мой дальнейший путь?». Главная опасность, которой должен избежать подросток — это размывание чувства «Я». При этом подросток может либо избегать слишком тесных межличностных контактов, оказаться неспособным строить планы на будущее, либо оказаться неспособным найти в себе силы и сосредоточиться на чем-либо или с головой уйти в работу, пренебрегая всем остальным. Сформировать идентичность — значит научиться верно идентифицировать себя со взрослыми. В обобщенном виде этапы развития, их содержание и приобретения личности ребенка представлены в табл.2.
Теория психического развития ребенка шпаргалка
Какие же выводы можно сделать из приведенных выше теорий психического развития ребенка?

Смысл теорий рекапитуляции (теория З. Фрейда тоже относится к ним) точно выразил Э. Геккель: «Онтогенез есть краткое и сжатое повторение филогенеза». Конечно, нельзя не признать действия наследственных факторов, о чем уже говорилось выше. Но при этом в рамках этих теорий полностью игнорируется внешняя стимуляция развития ребенка. А хорошо известно, что стимуляция и депривация влияют на процессы созревания и развития психических функций. Что касается теории Эриксона, то она как раз учитывает оба этих фактора, а, кроме того, выделяет основной конфликт в рамках каждого этапа. Кстати говоря, теория Э. Эриксона наиболее близка к той, о которой сейчас пойдет речь, именно потому, что он использует те же критерии периодизации, которые нам уже хорошо известны: кризис развития, ведущая деятельность, психические новообразования, социальная ситуация развития.

Читайте также:  Детский центр развития ребенка киров

Источник: 

Аверин В. А., Психология детей и подростков

Источник

Сводная таблица по теориям развития в возрастной психологии.

Теория

Автор

Метод

Факты

Теоретические взгляды

Сильные стороны

Слабые стороны

1. Рекапитуляции

С. Холл

Самонаблюдение, наблюдение за играми детей, анкетирование родителей.

Основа детские страхи и игры. Есть страхи, не связанные с с жизненным опытом ребенка (страх воды и т. п.).

Существуют последовательность игр, сменяющих друг друга, которым никто детей не обучает.

Ребенок в своем развитии повторяет социогенез в сжатом виде. Исследование страхов показало, что дети часто бояться того, чего никогда не было в их личном опыте, и их можно объяснить памятью прошлого, от которой ребенок освобождается в процессе игры. Определенная последотельность этих игр (встречающаяся у многих детей) соответствует социогенетическим стадиям (жиэнь в пещерах охота строительство скотоводство растеневодство меновые отношения).

Развитие определяется генетическими механизмами.

  • установил наличие закономерности в развитии ребенка;
  • классифицировал игры.
  • использовал неадекватный метод самонаблюдение (дети часто не различают фантазию и реальность);
  • критика бихевиористов: страхи не врожденны, а возникают из реальных событий;
  • критика Гросса: игра есть период подготовки ко взрослой жизни, а не избавление от прошлого;
  • критика Рубинштейна: социогенез и онтогенез идут по «от простого к сложному», но не правильно отождествлять эти процессы.

2. Трех ступенчатого развития

К. Бюллер

Эксперименты аналогичные Келлеру, но вместо палки и бананов использовали стулья и игрушки.

Развитие ребенка запаздывает по сравнению развитием животного (сначала человек проходит путь развития животного, а затем специфический человеческий).

Стадии развития ребенка сопостовимы со стадиями развития животных (онтогенез есть краткое повторение филогенеза).

3 ступени развития: инстинкт (01 год), формирование навыков (13 года), интеллект (35 лет).

Развитие корковых слоев мозга в 3 года ведет к развитию новых психических способностей, поэтому ускорить процесс развития, пока не созреют определенные участки мозга нельзя (т.е. обучение не влияет на процесс развития).

  • ввел эксперимент;
  • наметил движение от низших к высшим стадиям (от примитивных к совершенным стадиям поведения).
  • перенес зоологический эксперимент на исследование человека;
  • навык и интеллект не существуют независимо друг от друга, т.к. в навыке есть интеллектуальные компоненты, а интеллект. действие может стать автоматизированным (навыком);
  • не учел роль активности субъекта в развитии;
  • полностью исключено средовое влияние.

3. Нормативный подход (не является самостоятельной теорией, а существует в рамках теории рекапитуляции).

Л. Гезелл,

Л. Термен.

Лонгитюдные наблюдения, тестовые методики.

Значительные изменения на физиологическом, интеллектуальном и моторных уровнях достигают своего максимума до 3х лет затем снижение темпов далее подобие плато, а к старости регрессив. изменения (закон затухания)

Разделяют позицию Холла, но ставят перед собой практическую задачу: если развитие предопределено, то каким образом происходит. Закон затухания.

  • первыми использовали близнецовый метод, технические срва (зеркало, фотографии) и тестовые методики;
  • разработали методику контроля за ходом нормального психического развития ребенка;
  • положили начало детской психологии как нормативной дисциплины;
  • учитывали пол и порядок рождения ребенка;
  • все объективные изменения фиксировались вместе (психические и физические смешанное развитие);
  • представление о неизменности интеллекта на протяжении всей жизни;
  • исследовали не все психические функции (особенно происходящие на внутреннем уровне);
  • небольшая выборка исследуемых (особенность лонгитюдного исследования);

4. «Чистой доски»

Скиннер, Торндайк

Лабораторный (обучающий) эксперимент.

Законы научения:

  • готовности (наличие актуальной потребности в общении, познании);
  • повторения (для закрепления реакции нужно подкрепление);
  • эффекта (каждое действие имеет определенный эффект).

После появления на свет ребенок не может ничего. Затем у него появляются реакции, которые накапливаясь преобразуются в цепь поведенческих реакций.

  • естественнонаучный подход;
  • учет влияния среды на развитие.
  • игнорирование активной позиции ребенка;
  • научение может происходить и вопреки всем законам научения (эксперимент на латентное обучение), т. е. к интеллектуальному развитию законы научения не применимы.

5. Конвергенции двух факторов

В. Штерн

Наблюдение, биографический метод.

Способности детей повторяют способности родителей.

Развитие ребенка определяется суммой воздействия наследственности (задатки) и среды, но они не определяют его. Движущей силой развития здесь является потребность к саморазвитию и самосохранению.

  • учет влияния и средовых и генетических факторов
  • потребность в самосохранении является основой для психического развития.
  • социальная среда и биологические задатки ничем не отличаются (приспособленность к соц. среде есть процесс адаптации);
  • роль наследственности ведущая.

6. Психодинамическая концепция развития личности

З. Фрейд

А. Фрейд

Гипноз, анализ сновидений, метод свободных ассоциаций, игра (исп. в качестве коррекц. мероприятий).

  • наличие неосознаваемых процессов, комплексов и защитных механизмов, что можно выявить при анализе оговорок, сновидений и др.

В основе процесса развития лежит структура строения личности: я (ядро человеческой личности) оно (неосознаваемые потребности) сверхЯ (культурное образование, как совокупность правил и т. п.).

СверхЯ считается сформированным если человек внутрь себя запреты извне.

  • первая концепция личностного развития;
  • открытие периода детства, как факта, оставляющего отпечаток в человеке;
  • формирование личности происходит в процессе взаимодействия с другими;
  • разработка проблемы защитных механизмов;
  • сведение побудительных сил развития к телесным;
  • ребенок поставлен в антагонистическое отношение к обществу;
  • периодизация получена на клиническом материале (неврозы);

7. Эпигенетическая

концепция

Э. Эриксон

Анализ биографий, кросскультурные сравнения, анализ современного ему общва с выделением его специфики.

Существуют различные подходы к воспитанию ребенка в разных культурах, различные стили материнства, феномены счастливой и несчастной старости и их связь с предыдущим развитием. Большая часть его современников страдают от оторванности от общества.

Придерживался концепции Фрейда в части структуры личности, но выделил собственную перодизацию психического развития. Каждый новый этап характеризуется сменой значимой социальной группы и задачей развития. Их последовательность результат биологического созревания, но содержание развития определяется тем, что ожидает от человека общество, к которому он принадлежит. Есть 2 врожденные потребности: в эгоидентичности и в групповой принадлежности.

  • единственная концепция, охватывающая все периоды жизни человека;
  • человек сам определяет свою судьбу
  • социальное начало двигатель развития;
  • период старости не имеет негативного значения;
  • не полный отход от фрейдовской позиции (особенно на ранних этапах);
  • не определения критерия перехода от стадии к стадии;
  • человек не может вернуться к решению задач, которые не были реализованы ранее.

8. Концепция развития интеллекта

Ж. Пиаже

Клиническая беседа

Особенности детского мышления:

  • эгоцентризм;
  • реализм;
  • артифициализм;
  • алогизм;
  • трансдукция.

Интеллект общая способность к познанию, которая отражается в каждой психической функции. Единица познавательного способности интеллекта познавательное действие, которое стремиться к объединению с др. действиями в познавательные структуры (биологические по знам которых развивается интеллект).

Интеллект развивается во взаимодействии с окружающей средой, насыщенность которой является стимулом для развития. Интеллект развивается последовательно (ступени развития) и строго логично: каждая предыдущая стадия подготавливает последующую. Стадии: сенсомоторный интеллект (02 г.), дооперацион. стадия (27 л.), стадия конкретных операций (712 л.), формальных операций (1217 л.)

  • введение метода клинической беседы;
  • интеллект не существует изначально, а возникает и развивается в онтогенезе;
  • развитие интеллекта связанно с собственной познавательной активностью;
  • отметил процесс интериоризации как одну из форм познавательной деятельности;
  • использовал биологические механизмы при объяснении развития интеллекта;
  • игнорировал влияние обучения на развитие;
  • ребенок в своем познавательном развитии рассматривается вне социального взаимодействия.

9. Культурноисторическая

Л. Выготский

Эксперимент (развитие понятий)

Животные просто приспособились к среде, а человек совершенствует свои способности и психику. Человек, в отличии от животных, ставит между собой и природой опосредованную связь (орудия) и таким образом, такое развитие культурное. Закон формирования ВПФ: каждая ПФ появляется на свет дважды сначала как внешняя функция, а затем как интрапсихическая. 2 линии развития: интериоризация и от интер к интра. Каждый вид имеет видовой опыт. У человека он существует вокруг него, а не внутри, за счет чего и происходит присвоение культурного опыта (механизм развития).

Читайте также:  Способы развития мышления ребенка в психологии
  • введение понятия ВПФ, как содержания психического развития;
  • среда источник развития;
  • ввел представление о смысловом строении сознания;
  • для развития необходима активность ребенка.

Источник

Аналитическая теория развития

З.Фрейд (1856-1939) объяснял развитие личности
действием биологических факторов и
опытом раннего семейного общения. Анализ
свободных ассоциаций пациентов привел
ученого к выводу, что болезни взрослой
личности сводятся к переживаниям
детства. Детские переживания, по мнению
3. Фрейда, имеют сексуальную природу.
Детская сексуальность понимается 3.
Фрейдом широко, как все, приносящее
телесное удовольствие, — поглаживания,
сосание, освобождение кишечника, а также
чувство любви и ненависти к отцу или
матери, ревность к брату или сестре и
т.п. 3. Фрейд считал, что этот опыт оказывает
неосознанное влияние на последующее
поведение взрослого, а также играет
определяющую роль в развитии личности.
Личность, по 3. Фрейду, — это взаимодействие
взаимно побуждающих и сдерживающих
сил. Источником психического развития
ребенка он считал влечения и инстинкты.
По его мнению, ребенок рождается с
определенным запасом энергии – «либидо»,
которая лежит в основе сексуальных
влечений человека. В процессе детского
развития З. Фрейд выделил четыре стадии,
на каждой из которых «либидо»
сосредоточивается в определенной
области тела. Раздражение этой области
приводит к удовлетворению значимых для
ребенка потребностей. Неудовлетворение
потребностей приводит к фиксации
влечений, создает напряжение; избыточное
удовлетворение также вызывает
нежелательные эффекты.

Оральная стадия(от рождения
до 18 мес.). Центром чувственной стимуляции,
наслаждения и интереса является рот.
Ребенок получает удовольствие, когда
сосет молоко, а в отсутствие пищи —
собственный палец или какой-нибудь
предмет. Поскольку абсолютно все желания
младенца не могут быть немедленно
удовлетворены, появляются первые
ограничения, и кроме бессознательного,
инстинктивного начала личности,
названного 3. Фрейдом «Оно», развивается
вторая инстанция — «Я». Чрезмерная или
недостаточная стимуляция в первой
половине стадии приводит к формированию
орально-пассивного характера: веселый,
оптимистичный, ожидающий к себе
«материнского» отношения и ищущий
одобрения любой ценой человек.
Психологически характеризуется
доверчивостью, пассивностью, незрелостью,
чрезмерной зависимостью. Во второй
половине стадии с появлением зубов
(кусание и жевание) фиксация ребенка на
этих переживаниях приводит к формированию
орально-агрессивного характера, что
выражается в таких личностных чертах,
как любовь к спорам, сарказм, пессимизм,
цинизм. Уже на оральной стадии, согласно
представлениям З.Фрейда, люди делятся
на оптимистов и пессимистов.

Анальная стадия(18 мес. – 3 года)
– чувственные наслаждения связаны с
процессом выделения. На этой стадии
ребенок встречается со многими запретами,
поэтому внешний мир выступает перед
ним как барьер, который он должен
преодолеть. В результате развитие
приобретает конфликтный характер. На
этой стадии практически полностью
образована инстанция «Я», которая
способна контролировать импульсы «Оно».
Социальное принуждение, наказания
родителей, страх потерять их любовь
заставляют ребенка мысленно представлять
себе, интериоризировать некоторые
запреты. Таким образом, начинает
формироваться «Сверх-Я» личности
ребенка как часть его самого, где в
основном заложены авторитеты, влияние
родителей и взрослых людей, которые
играют очень важную роль в качестве
воспитателей в жизни ребенка. Фиксация
на этой стадии в последующем может
привести к формированию анально-удерживающего
характера (скупость, упрямство и т.п.)
или анально-агрессивного характера
(импульсивность, несдержанность,
агрессивность и даже садистическая
жестокость).

Фаллическая стадия(3 года — 6
лет) — источником удовольствия и
наслаждения становятся гениталии. До
сих пор детская сексуальность была
аутоэротичной, теперь она становится
предметной, то есть дети начинают
испытывать сексуальную привязанность
к взрослым людям. Первые люди, которые
привлекают внимание ребенка, — это
родители. Либидозную привязанность к
родителям противоположного пола 3. Фрейд
назвал Эдиповым комплексом для мальчиков
и комплексом Электры для девочек,
определив их как мотивационно-аффективные
отношения ребенка к родителю
противоположного пола. По мнению 3.
Фрейда, фаллической стадии соответствует
зарождение таких черт личности, как
самонаблюдение, благоразумие, рациональное
мышление, а в дальнейшем утрирование
мужского поведения с усиленной
агрессивностью. Фиксация на этой стадии
приводит к формированию фаллического
характера. У мужчин это проявляется в
стремлении к успеху, попытках доказать
свою мужественность и половую зрелость,
они хвастливы, дерзки и часто опрометчивы.
У женщин появляется склонность к флирту
или борьба за первенство над мужчинами,
при этом проявляется чрезмерная
настойчивость, напористость,
самоуверенность.

Латентный период(6 лет – 12-14
лет) – на протяжении этого периода
«либидо» дремлет, а внимание сосредоточено
на развитии интересов и навыков в
контактах со сверстниками того же пола,
а также на освоение общечеловеческого
опыта, закрепленного в науке и культуре,
на установление дружеских отношений
не только со сверстниками, но и взрослыми
за пределами семейного окружения.

Генитальная стадия(с 12-14 лет и
вся последующая жизнь). Формируются и
реализуются зрелые гетеросексуальные
отношения и генитальный характер, как
символ идеального психического здоровья
– это зрелый и ответственный в
социально-сексуальных отношениях
человек, вносящий свой вклад в общество
благодаря продуктивной деятельности.
Однако, осуществление нормального
сексуального общения, особенно в
подростковом возрасте, может быть
затруднено. Тогда можно наблюдать в
течение генитальной стадии феномены
фиксации или регрессии к той или другой
из предыдущих стадий развития со всеми
их особенностями. Так, например, на этом
этапе может вновь возникнуть Эдипов
комплекс, который толкает юношу к
гомосексуальности,

предпочтительному выбору для общения
лиц своего пола. Чтобы бороться против
агрессивных импульсов «Оно»,
инстанция «Я» использует различные
механизмы защиты. У подростков это,
прежде всего, аскетизм и
интеллектуализация.Аскетизм с помощью внутренних запретов
тормозит этот феномен. Интеллектуализация
же сводит его к простому представлению
в воображении, таким путем позволяя
подростку освободиться от этих навязчивых
желаний. Описаны два наиболее ярких
типа характера, формирующихся на этой
стадии; психическая гомосексуальность
и нарциссизм.

Эпигенетическая концепция Э.Эриксона
(
1902-1979)

По мнению Э. Эриксона каждый человек в
течение своей жизни проходит через
несколько стадий, являющихся универсальными
для всего человечества. Каждая стадия
жизненного цикла наступает в определенное
для нее время (критический период).
Полноценно функционирующая личность
формируется только путем последовательного
прохождения всех стадий. Каждая из
выделенных 8 стадий характеризуется
специфической эволюционной задачей –
проблемой в социальном развитии, которая
предъявляется индивиду. Эти задачи
присутствуют на всех возрастных этапах,
на протяжении всей жизни. Но каждый раз
одна из них актуализируется с очередным
возрастным кризисом. Если эта эволюционная
задача решается в положительном ключе,
то человек, научившись справляться с
подобного рода проблемами, дальше
чувствует себя в похожих ситуациях
более уверенно. Э. Эриксон рассматривает
соответствие между стадиями взросления
и проблемами, которые человек, не решив
на определенной стадии, потом так и
тянет за собой всю жизнь.

Основной задачей первой стадии (0–1
год) является установление доверия
ребенка к внешнему миру, что является
основой формирования положительного
самоощущения. Главную роль в жизни
играет мать, которая ухаживает, кормит,
ласкает. В результате у ребенка формируется
«базовое доверие к миру». Если ребенок
испытывает положительные ощущения, то
мир выступает для него непротиворечивым,
а если нет – формируется «базовое
недоверие к миру», что сопровождается
устойчивым пессимизмом, трудностями в
овладении новыми видами деятельности.

Читайте также:  Индивидуальный маршрут развития ребенка дошкольного возраста

Задача второй стадии (1–3 года) – дать
ребенку почувствовать себя самостоятельным,
что позволит сформироваться его автономии
и независимости. Если ребенок сталкивается
с неодобрением своего поведения,
запретами, то появляются сомнения в
возможности что-то сделать самостоятельно.
В конце стадии должно быть сформировано
равновесие автономии и сомнения, что в
значительной мере зависит от поведения
родителей.

Третья стадия (3–6 лет) ознаменована
конфликтом между инициативой и чувством
вины. Для этой стадии характерна активная
познавательная деятельность, а поэтому
важна адекватная реакция взрослых на
эту исследовательскую активность. И
если родители сильно подавляют ребенка,
то замедляется формирование инициативности,
закрепляется пассивность, неуверенность
в себе и чувство вины.

Четвертая стадия (6–12 лет) – психологически
ребенок готов к освоению действий,
которые выполняют родители, но для этого
он должен выполнять разнообразную
продуктивную деятельность (овладевает
знаниями и новыми навыками в школе) и
как результат – трудолюбие и способность
к самовыражению. На этой стадии возможности
развития в семье уже исчерпаны, референтным
окружением становится школа и двор.

Пятая стадия (12–20 лет) сопровождается
конфликтом между формирующимся чувством
идентичности и ролевой неопределенностью
(«Кто я?»; «Каков мой дальнейший путь?»).
И если предшествующие стадии прошли
благополучно (сформировались доверие
к миру, автономия, инициативность и
трудолюбие), то человек легко находит
свое «Я» и признание у окружающих. В
противном же случае происходит ролевое
смешение, трудности в обретении своего
«Я», появляется устойчивое чувство
тревоги и одиночества. Референтным
окружением на этой стадии являются
лидеры как образцы, «свои» и посторонние
группы.

Шестая стадия (20–25 лет) сопровождается
конфликтом между близостью и изоляцией.
Близость по Э. Эриксону – это способность
отдать часть себя другому человеку, не
боясь потерять свое «Я», «раствориться»
в других, а референтным окружением
становятся друзья, сослуживцы, соперники
и сексуальные партнеры. Если же на этой
стадии сохранится смешение ролей, то
человек замыкается, закрепляется
изоляция и одиночество.

Задача седьмой стадии (26–64 года) –
развитие у себя целеустремленности,
которая делает жизнь продуктивной, что
возможно при успешном разрешении
предыдущих конфликтов. Значимой
социальной средой на этой стадии
становятся работа, семья и дети, которые
подтверждают востребованность человека.
Неудачи на предыдущих стадиях могут
привести к поглощенности самим собой,
инертности.

На заключительной восьмой стадии
(старше 64 лет) обычно ретроспективно
просматривают свою жизнь и оценивают
ее. Человек испытывает удовлетворение,
если

она была наполнена, по его мнению,
смыслом, принимает свою жизнь со всеми
ее удачами и неудачами. Если этого не
происходит, то возникает отчаяние, жизнь
кажется чередой упущенных возможностей
и напрасной тратой сил.

Отечественные ученые о психическом
развитии ребенка

Культурно-историческая концепция
Л.С.Выготского отводит ведущую роль в
психическом развитии человека системе
отношений между индивидом и средой.
Основным положением механизма психического
развития является социальная ситуация
развития ребенка
– та конкретная
форма значимых для ребенка отношений,
в которых он находится с окружающей его
действительностью и прежде всего
сложившейся системой взаимоотношений
ребенка с взрослыми. Именно в рамках
социальной ситуации развития возникает
и развиваетсяведущий вид деятельности.Это такая деятельность ребенка, выполнение
которой определяет формирование у него
основных психологических новообразований
на данной ступени развития. В рамках
ведущей деятельности происходит
тренировка и развитие всех психических
функций ребенка, приводя в конечном
итоге к их качественным изменениям.
Ведущая деятельность характеризуется
тремя признаками:

  1. Она должна быть смыслообразующей для
    ребенка. Например, в 3 года бессмысленные
    ранее вещи приобретают для ребенка
    смысл в контексте игры. Следовательно,
    игра и есть ведущая деятельность и
    средство смыслообразования.

  2. В контексте этой деятельности складываются
    базовые отношения с взрослыми и
    сверстниками.

  3. В связи с освоением ведущей деятельности
    возникают основные новообразования
    возраста (круг способностей, которые
    позволяют эту деятельность реализовывать,
    например, речь).

При этом другие виды деятельности не
исчезают. Они есть, но не являются
главными для психического развития.
Например, игра является ведущей
деятельностью дошкольников. Но она не
исчезает у школьников, хотя уже и не
является ведущей деятельностью.

Виды ведущей деятельности:

  1. Непосредственное эмоциональное общение
    со взрослыми (0 – 1 год).

  2. Предметно-манипулятивная деятельность
    (1 – 3 года).

  3. Игровая деятельность (сюжетно-ролевая
    игра) (3 – 6 лет).

  4. Учебная деятельность (6 – 11 лет).

  5. Общение в разных видах деятельности
    (11 – 15 лет).

Результаты ведущей деятельности
выражаются в возникновении к концу
периода психологических новообразований– психические и социальные изменения,
возникающие на данной ступени развития
и определяющие внутреннюю и внешнюю
жизнь ребенка, ход развития в данный
период, а также обобщенный результат
этих изменений.

Ребенок развивается неравномерно.
Последовательность развития ребенка
определяется чередованием стабильных
и критических периодов. И следующим
элементом механизма развития является
кризис развития– переломный
пункт в нормальном течении развития.
Он возникает как цепь внутренних
изменений ребенка при незначительных
внешних изменениях. Сущностью каждого
кризиса является перестройка внутренних
переживаний, определяющих отношение
ребенка к среде, изменение потребностей
и побуждений, движущих его поведением.
Для кризиса развития характерны следующие
признаки:

  1. Границы, отделяющие начало и конец
    кризиса от смежных периодов, крайне
    неотчетливы. Кризис возникает незаметно,
    очень трудно определить момент его
    наступления и окончания. Резкое
    обострение (кульминация) наблюдается
    в середине критического периода.

  2. Трудновоспитуемость детей в критические
    периоды в свое время послужила отправной
    точкой их эмпирического изучения.
    Наблюдается строптивость, падение
    успеваемости и работоспособности,
    возрастание количества конфликтов с
    окружающими. Внутренняя жизнь ребенка
    в это время связана с мучительными
    переживаниями.

  3. Негативный характер развития. Отмечено,
    что во время кризисов, в отличие от
    стабильных периодов, совершается скорее
    разрушительная, нежели созидательная
    работа. Ребенок не столько приобретает,
    сколько теряет из приобретенного
    прежде.

Кризисы открыты эмпирическим путем,
причем, не по очереди, а в случайном
порядке (кризисы 7 лет, 3лет, 13 лет, 1 года,
рождения). Во время критических периодов
ребенок за очень короткий срок меняется
в целом, в основных чертах своей личности.
Это бурное, стремительное течение
событий, как по темпу, так и по смыслу
совершающихся перемен.

Однако в критические периоды наблюдаются
и конструктивные процессы развития.
Л.С. Выготский назвал эти приобретения
новообразованиями.Новообразования критических периодов
носят переходный характер, то есть они
не сохраняются в том виде, в котором
возникают, например, автономная речь у
годовалых детей.

Во время стабильных периодов ребенок
накапливает количественные изменения,
а не качественные, как во время критических.
Эти изменения накапливаются медленно
и незаметно.

Таким образом, согласно Л.С. Выготскому
динамика развития ребенка происходит
в следующим образом:

  • К началу каждого периода складывается
    неповторимое отношение ребенка с
    окружающей действительностью — социальная
    ситуация развития
    .

  • Она закономерно определяет его образ
    жизни, что ведет к возникновению
    новообразований.

  • Новообразования влекут за собой новую
    структуру сознания ребенка, изменение
    отношений. Следовательно, изменяется
    социальная ситуация развития и наступает
    связанный с этим критичес