Теория культурного развития ребенка выготский

Теория культурного развития ребенка выготский thumbnail

Л.С. Выготский

Л.С. Выготский

Культурно-историческая теория развития психики и развития личности разрабатывалась Выготским и его школой (Леонтьев, Лурия и др.) в 20-30 гг. XX в (одной из первых публикаций была статья «Проблема культурного развития ребенка» в журнале «Педология» в 1928 г.).

В этом подходе Л.С. Выготский предлагает рассматривать социальную среду не как один из факторов, а как главный источник развития личности. В развитии ребенка, замечает он, существует как бы две переплетенных линии. Первая следует путем естественного созревания, вторая состоит в овладении культурой, способами поведения и мышления. По теории Выготского, развитие мышления и других психических функций происходит в первую очередь не через их саморазвитие, а через использование ребенком «психологических орудий», путем овладения системой знаков-символов, таких как — язык, письмо, система счета.

Развитие мышления, восприятия, памяти и других психических функций происходит через этап (форму) внешней деятельности, где культурные средства имеют вполне предметный вид и психические функции действуют вполне внешне, интерпсихически. Только по мере отработки процесса деятельность психических функций сворачивается, интериоризируется, вращивается, переходит из внешнего плана во внутренний, становится интрапсихической.

В процессе своей отработки и сворачивания вовнутрь психические функции приобретают автоматизированность, осознанность и произвольность. Если возникает затруднение в мышлении и других психических процессах, всегда возможна экстериоризация — вынесение психической функции вовне и уточнение ее работы во внешне-предметной деятельности. Замысел во внутреннем плане всегда может быть отработан действиями во внешнем плане.

Как правило, на этом первом этапе внешней деятельности все, что делает ребенок, он делает в сотрудничестве, вместе со взрослыми.

Как пишет Выготский, каждая психическая функция появляется на сцене дважды – сперва как коллективная, социальная деятельность, а затем как внутренний способ мышления ребенка.

Именно сотрудничество с другими людьми является главным источником развития личности ребенка, а важнейшей чертой сознания является диалогичность.

Сознание развивается через диалог: диалог ребенка со взрослым либо диалог взрослого со взрослым. Даже превращаясь во внутренние психические процессы, высшие психические функции сохраняют свою социальную природу – «человек и наедине с собой сохраняет функции общения». Согласно Выготскому, слово относится к сознанию как малый мир к большому, как живая клетка к организму, как атом к космосу. «Осмысленное слово есть микрокосм человеческого сознания».

Л.С. Выготский вводит понятие «зона ближайшего развития» — это то пространство действий, которые ребенок пока не может выполнить сам, но может осуществить вместе со взрослыми и благодаря им. По взглядам Выготского, только то обучение является хорошим, которое упреждает развитие.

Для Выготского личность есть понятие социальное, то, что в нем привнесено культурой. Личность «не врожденна, но возникает в результате культурного развития» и «в этом смысле коррелятом личности будет отношение примитивных и высших реакций».

Другой аспект теории Л.С. Выготского — представление о развитии не как о ровно-постепенном, а как о стадиальном, ступенчатом процессе, где периоды ровного накопления новых возможностей сменяются этапами кризиса. Кризис, для Выготского, это бурный, иногда драматический этап слома (или переосмысления) старого багажа и формирование нового способа жизни. Кризисы бывают болезненны, но они, по взглядам Выготского, неизбежны. С другой стороны, явное неблагополучие ребенка во время кризиса вовсе не закономерность, а лишь следствие неграмотного поведения родителей и других взрослых, воспитывающих ребенка.

И еще один важнейший момент, где Л.С. Выготский оказался, похоже, первооткрывателем, это тезис об активности ребенка. О чем идет речь? Обычно ребенок рассматривался как некоторый объект, подвергающийся активности взрослого — воздействию внушений, положительных или отрицательных подкреплений. И даже если в трудах Б. Скиннера оперантное обусловливание вроде бы говорит об активности того, чье поведение так или иначе подкрепляется, Скиннер никогда не рассматривал ребенка как того, кто сам активно влияет на взрослого, нередко управляя им в большей степени, чем взрослый управляет ребенком.

Источник

По
Л. С. Выготскому, необходимо выделять
две линии психического развития ребенка
— натуральное и культурное развитие.
Натуральные (исходные) психические
функции индивида по своему характеру
являются непосредственными и
непроизвольными, обусловленными прежде
всего биологическими, или природными
(впоследствии в школе А. Н.Леонтьева
стали говорить — органическими), факторами
(органическим созреванием и функционированием
мозга). В процессе овладения субъектом
системами знаков (линия «культурного
развития») натуральные психические
функции превращаются в новые — высшие
психические функции (ВПФ), которые
характеризуются тремя основными
свойствами:

1)
социальностью (по происхождению),

2)
опосредствованностью (по строению),

3)
произвольностью (по характеру регуляции).

Тем
не менее, натуральное развитие
продолжается, но «в снятом виде», т.е.
внутри и под контролем культурного.

В
процессе культурного развития изменяются
не только отдельные функции — возникают
новые системы высших психических
функций, качественно отличные друг от
друга на разных стадиях онтогенеза.
Так, по мере развития восприятие ребенка
освобождается от своей первоначальной
зависимости от аффективно-потребностной
сферы человека и начинает вступать в
тесные связи с памятью, а впоследствии
и с мышлением. Таким образом, первичные
связи между функциями, сложившиеся в
ходе эволюции, заменяются вторичными
связями, построенными искусственно — в
результате овладения человеком знаковыми
средствами, в том числе языком как
главной знаковой системой.
Важнейшим
принципом психологии, по Л.С. Выготскому,
является принцип историзма, или принцип
развития (невозможно понять «ставшие»
психологические функции, не проследив
детально историю их развития), а главным
методом исследования высших психических
функций — метод их формирования.

Читайте также:  Развитие ребенка в дошкольном возрасте лекция

Частным
следствием культурно-исторической
теории является важное для теории
обучения положение о «зоне ближайшего
развития» — периоде времени, в котором
происходит переструктурирование
психической функции ребенка под влиянием
интериоризации структуры совместной
со взрослым, знаково-опосредствованной
деятельности.

Л.
С. Выготский показал, что человек обладает
особым видом психических функций,
которые полностью отсутствуют у животных.
Эти функции, названные Л. С. Выготским
высшими
психическими функциями
,
составляют высший уровень психики
человека, обобщенно называемый сознанием.
И формируются они в ходе социальных
взаимодействий. Высшие психические
функции человека, или сознание, имеют
социальную природу. Для того чтобы четко
обозначить проблему, автор сближает
три фундаментальных понятия, ранее
рассматривавшихся как раздельные —
понятие высшей психической функции,
понятие культурного развития поведения
и понятие овладения процессами
собственного поведения.

Деятельностный
подход в отечественной психологии в
трудах С. Л. Рубинштейна

В
советский период развития отечественной
психологии деятельностный подход был
центральной концепцией. В рамках этого
подхода разрабатывались теория личности,
понимание предметов и задач психологии
как науки, педагогические концепции.
Центральной идеей выступал постулат о
единстве сознания и деятельности,
которая рассматривалась с марксистской
точки зрения, проповедующей труд как
основную форму взаимоотношения человека
со средой. Принципы деятельностного
подхода активно разрабатывались в
трудах советских ученых С. Л. Рубинштейна
и А. Н. Леонтьева.

Сергей
Леонидович Рубинштейн (1889-1960) развивал
следующие идеи деятельностного подхода.

1.
Всякое действие человека исходит из
мотивов и направляется на цель.

2.
Деятельность и сознание образуют
единство. Сам факт осознания своей
деятельности изменяет характер ее

протекания
и, таким образом, перестает быть простой
совокупностью ответных реакций на
внешние раздражители.

3.
Осознанность действия зависит от
отношения, складывающегося в ходе самой
деятельности. Сознательное

действие
— это не действие, которое сопровождается
сознанием.

4.
Поведение человека не сводится к простой
совокупности реакций, оно включает
систему сознательных действий, которые
отличаются от реакции иным отношением
к объекту.

5.
Действие — это сознательный акт
деятельности, который направляется на
объект, и оно становится поступком по
мере того, как его отношение к субъекту
превратилось в сознательное отношение.

6.
Деятельность понимается как взаимодействие
субъекта с окружающим миром; это процесс,
через который реализуется отношение
человека к окружающему миру и через
который его психика становится познаваема
для других. В работе Рубинштейна ≪Основы
общей психологии≫- одном из важнейших его трудов — были
сведены воедино почти все теоретические
и эмпирические достижения советской
психологии 30-х гг. Здесь рассматриваются
психика, сознание и личность в контексте
их развития.

Понятие
о деятельности в трудах А. Н. Леонтьева

Алексей
Николаевич Леонтьев (1903-1979) в своих
трудах развивал общее понятие о
деятельности. Он разработал
общепсихологическую теорию деятельности,
ставшую фундаментальной для отечественной
науки. Главным трудом, раскрывающим
суть деятельностного подхода, стала
работа Леонтьева ≪Деятельность.
Сознание. Личность≫.
В своей теории деятельности Леонтьев
выдвигал следующие научные идеи.

1.
Деятельность есть процесс, осуществляющий
жизнь субъекта, и его целью является
удовлетворение предметных потребностей
субъекта.

2.
Предметные потребности определяются
как внутренние состояния организма.

3.
Развитие деятельности приводит к
возникновению психического отражения
реальности в ходе эволюции, т. е.
деятельность порождает психическую
жизнь.

4.
Деятельность, помимо объективного
отражения реальности, переводит образ
в объективно-предметную форму, которая
может быть вещественной или идеальной
(т. е. нематериальной). Язык является
формой отражения образа в индивидуальном
сознании.

5.
Существует несколько стадий развития
психики в онтогенезе:


элементарная сенсорная психика;


перцептивная психика (т. е. формирование
образа);


стадия интеллекта (т. е. обеспечение
ориентации и адаптации организма в
среде).

6. В
каждом возрасте у человека существует
ведущая

деятельность.
(Это положение послужило основой для
созданной Д. Б. Элькониным периодизации
психического развития ребенка).

7. Всю
совокупность человеческого опыта можно
разделить на три вида: индивидуальный,
видовой и социальный, которые наличествуют
у каждого человека. Идеи А. Н. Леонтьева
оказали сильнейшее влияние на развитие
большинства отраслей отечественной
психологии — социальной, детской,
педагогической, инженерной, патопсихологии,
зоопсихологии, эргономики. Более того,
идеи его положили начало развитию этих
отраслей психологии в СССР. Как и С. Л.
Рубинштейн, Леонтьев является одним из
основателей отечественной психологии.

Отечественная
психология в постсоветский период

Наравне с
общим историческим кризисом в России
в середине 90-х гг. XX в. сложился и внутренний
научный

кризис в
развитии психологии.

1. Отказ от
марксистской ориентации в научном
познании, серьезная критика отечественных
теорий, разработанных в советское время,
в частности теории деятельности и ее
принципа о неразрывной связи сознания
и деятельности. Сегодня эта теория,
пересмотрев некоторые положения, не
отвечающие современной реальности,
пользуется авторитетом как у нас в
стране, так и на Западе.

Читайте также:  Развитие творческих способностей ребенка младшего школьного возраста

2. Анализ и
корректировка тех теорий, которые были
созданы в советский период, и адаптация
этих теорий

к современной
жизни и выдвигаемым ею требованиям.

3. Распространение
аутентичных концепций советских
психологов, претерпевших гонения и
запреты, налаживание связи с мировой
психологической общественностью,
потерянной в годы ≪железногозанавеса≫,
интеграция западных научных подходов
и концепций.

4. Психологические
разработки во многих областях: исследования
познавательных процессов в общей
психологии, создание новых направлений
и выработка отвечающих современности
идей в теории личности и социальной
психологии.

5. Создание
в 1995 г. Российского психологического
общества при президиуме РАН и начало
выхода журнала

≪Психологическоеобозрение≫. 31
января 1996 г. в Москве состоялась Первая
всероссийская конференция по психологии≪Психологиясегодня≫.

6.
Сближение науки с практикой с учетом
современного развития общества, появление
новых отраслей практической психологии:
психология менеджмента, рекламы, активное
использование психологических знаний
в области управления и развития
человеческих ресурсов в бизнесе.

7.
Развитие психологического консультирования
и психотерапии, психологической службы
в школе, где основная задача — работа с
индивидуальными трудностями человека.

Психология
из академической науки превращается в
практическую дисциплину, имеющую широкий
спектр

применения
и позволяющую использовать свои знания
и наработки в большинстве сфер современной
жизни — политике, экономике, праве,
медицине, военном деле, образовании,
менеджменте и др.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Лев Семёнович Выготский — советский психолог, основатель исследовательской традиции, названной в критических работах 1930-х годов «культурно-исторической теорией» в психологии. Автор литературоведческих публикаций, работ по педологии и когнитивному развитию ребёнка, возглавлял т. н. «круг Выготского».

Биографический очерк

Лев Симхович Выгодский (в 1917 и 1923 годах изменил отчество и фамилию) родился 5 (17) ноября 1896 года в городе Орша вторым из восьмерых детей в семье заместителя управляющего Гомельского отделения Соединённого банка, выпускника Харьковского коммерческого института, купца Симхи (Семёна) Яковлевича Выгодского и его жены Цили (Цецилии) Моисеевны Выгодской. Его образованием занимался частный учитель Шолом (Соломон) Мордухович Ашпиз, известный использованием так называемого метода сократического диалога и участием в революционной деятельности в составе гомельской социал-демократической организации. Значительное влияние на будущего психолога в детские годы оказал также его двоюродный брат, впоследствии известный литературный критик и переводчик Давид Исаакович Выгодский (1893—1943). Л. С. Выгодский изменил одну букву в своей фамилии, чтобы отличаться от уже приобретшего известность Д. И. Выгодского.

В 1917 году Лев Выготский окончил юридический факультет Московского университета и одновременно — историко-философский факультет Университета им. Шанявского. По окончании учебы в Москве вернулся в Гомель. В 1924 году переехал в Москву, где и прожил последнее десятилетие своей жизни. Работал в Московском государственном институте экспериментальной психологии (1924—1928), в Государственном институте научной педагогики (ГИНП) при ЛГПИ и в ЛГПИ им. А. И. Герцена (оба в 1927—1934), Академии Коммунистического воспитания (АКВ) (1929—1931), 2-м МГУ (1927—1930), а после реорганизации 2-го МГУ — в МГПИ им. А. С. Бубнова (1930—1934), а также в основанном им Экспериментальном дефектологическом институте (1929—1934); также читал курсы лекций в ряде учебных заведений и исследовательских организаций Москвы, Ленинграда, Ташкента и Харькова, например, в Средне-азиатском государственном университете (САГУ) (в 1929 году).

Скончался 11 июня 1934 года в Москве от туберкулёза. Похоронен на Новодевичьем кладбище 13 июня 1934 года.

Дочь Л. С. Выготского — Гита Львовна Выгодская — советский психолог и дефектолог, кандидат психологических наук, соавтор биографии «Л. С. Выготский. Штрихи к портрету» (1996). Сёстры — лингвисты Клавдия Семёновна Выгодская, автор русско-французских и французско-русских словарей, и Зинаида Семёновна Выгодская, автор русско-английских и англо-русских словарей.

Культурно-историческая теория

Концепция разрабатывалась Выготским и его школой (Леонтьев, Лурия и др.) в 20-30 гг. XX в. Одной из первых публикаций была статья «Проблема культурного развития ребенка» в журнале «Педология» в 1928 г.

Следуя идее общественно-исторической природы психики, Выготский совершает переход к трактовке социальной среды не как «фактора», а как «источника» развития личности. В развитии ребенка, замечает он, существует как бы две переплетенных линии. Первая следует путем естественного созревания. Вторая состоит в овладении культурными способами поведения и мышления. Вспомогательными средствами организации поведения и мышления, которые человечество создало в процессе своего исторического развития, является системы знаков-символов (например, язык, письмо, система счисления и др.).

Овладение ребенком связью между знаком и значением, использование речи в применении орудий знаменует возникновение новых психологических функцией, систем, лежащих в основе высших психических процессов, которые принципиально отличают поведение человека от поведения животного. Опосредованность развития человеческой психики «психологическими орудиями» характеризуется еще и тем, что операция употребления знака, стоящая в начале развития каждой из высших психических функций, первое время всегда имеет форму внешней деятельности, т.е. превращается из интерпсихической в интрапсихическую.

Читайте также:  Система раннего выявления и коррекции отклонения в развитии ребенка

Это превращение проходит несколько стадий. Начальная связана с тем, что другой человек (взрослый) с помощью определенного средства управляет поведением ребенка, направляя реализацию его какой-либо «натуральной», непроизвольной функции. На второй стадии ребенок сам уже становится субъектом и, используя данное психол. орудие, направляет поведение другого (полагая его объектом). На следующей стадии ребенок начинает применять к самому себе (как объекту) те способы управления поведением, которые другие применяли к нему, и он – к ним. Т. о., пишет Выготский, каждая психическая функция появляется на сцене дважды – сперва как коллективная, социальная деятельность, а затем как внутренний способ мышления ребенка. Между этими двумя «выходами» лежит процесс интериоризации, «вращивания» функции вовнутрь.

Интериоризуясь, «натуральные» психические функции трансформируются и «сворачиваются», приобретают автоматизированность, осознанность и произвольность. Затем, благодаря наработанным алгоритмам внутр. преобразований, становится возможным и обратный интериоризации процесс – процесс экстериоризации – вынесения вовне результатов умственной деятельности, осуществляемых сначала как замысел во внутреннем плане.

Выдвижение принципа «внешнее через внутреннее» в К.-и. т. расширяет понимание ведущей роли субъекта в различных видах активности – прежде всего в ходе обучения и самообучения. Процесс обучения трактуется как коллективная деятельность, а развитие внутренних индивидуальных свойств личности ребенка имеет ближайшим источником его сотрудничество (в самом широком смысле) с другими людьми. Гениальная догадка Выготского о значении зоны ближайшего развития в жизни ребенка позволила завершить спор о приоритетах обучения или развития: только то обучение является хорошим, которое упреждает развитие.

В свете системного и смыслового строения сознания диалогичность является основной характеристикой сознания. Даже превращаясь во внутреннюю психические процессы, высшие психические функции сохраняют свою социальную природу – «человек и наедине с собой сохраняет функции общения». Согласно Выготскому, слово относится к сознанию как малый мир к большому, как живая клетка к организму, как атом к космосу. «Осмысленное слово есть микрокосм человеческого сознания».

В воззрениях Выготского личность есть понятие социальное, в нем представлено надприродное, историческое в человеке. Оно не охватывает все признаки индивидуальности, но ставит знак равенства между личностью ребенка и его культурным развитием. Личность «не врожденна, но возникает в результате культур, развития» и «в этом смысле коррелятом личности будет отношение примитивных и высших реакций». Развиваясь, человек осваивает собственное поведение. Однако необходимой предпосылкой этого процесса является образование личности, ибо «развитие той или иной функции всегда производно от развития личности в целом и обусловлено им».

В своем развитии личность проходит ряд изменений, имеющих стадиальную природу. Более или менее стабильные процессы развития вследствие литического накопления новых потенций, разрушения одной социальной ситуации развития и возникновения другой сменяются крическими периодами в жизни личности, во время которых идет бурное формирование психологических новообразований. Кризисы характеризуются единством негативной (деструктивной) и позитивной (конструктивной) сторон и играют роль ступеней в поступательном движении по пути дальнейшего развития ребенка. Видимое поведенческое неблагополучие ребенка в критическом. возрастном периоде не закономерность, а скорее свидетельство неблагоприятного течения кризиса, отсутствия изменений в негибкой педагогической системе, которая не поспевает за быстрым изменением личности ребенка.

Возникшие в тот или иной период новообразования качественно меняют психологическое функционирование личности. Например, появление рефлексии у подростка совершенно перестраивает его психическая деятельность. Это новообразование является третьим уровнем самоорганизации: «Наряду с первичными условиями индивидуального склада личности (задатки, наследственность) и вторичными условиями ее образования (окружающая среда, приобретенные признаки) здесь (в пору полового созревания) выступают третичные условия (рефлексия, самооформление)». Третичные функции составляют основу самосознания. В конечном счете, они тоже представляют собой перенесенные в личные психологические отношения, некогда бывшие отношениями между людьми. Однако связь между социально-культурной средой и самосознанием сложнее и состоит не только во влиянии среды на темпы развития самосознания, но и в обусловливании самого типа самосознания, характера его развития.

Появление К.-и. т. Выготского символизировало новый виток развития психологии личности, обретшей реальную опору в обосновании своего социального происхождения, доказательстве существования первичных аффективно-смысловых образований человеческого сознания до и вне каждого развивающегося индивида в идеальной и материальной формах культуры, в которую приходит человек после рождения.

1922 — Психология искусства
1925 — Сознание как проблема психологии поведения
1927 — Исторический смысл психологического кризиса
1928 — Проблема культурного развития ребенка
1929 — Конкретная психология человека
1930 — Орудие и знак в развитии ребенка (в соавторстве с А. Р. Лурия)
1930 — Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок (в соавторстве с А. Р. Лурия)
1931 — История развития высших психических функций
1932 — Лекции по психологии (1. Восприятие; 2. Память; 3. Мышление; 4. Эмоции; 5. Воображение; 6. Проблема воли)
1934 — Проблема развития и распада высших психических функций
1934 — Мышление и речь

Источник