Теория и методика физического воспитания и развития ребенка как дисциплина

Теория и методика физического воспитания и развития ребенка как дисциплина thumbnail

Глава 1. Общая характеристика теории и методики физического воспитания

1.1. Сущность и причины возникновения физического воспитания в обществе

Возникновение физического воспитания
относится к самому раннему периоду в
истории человеческого общества. Элементы
физического воспитания возникли в
первобытном обществе (Н.И.Пономарев,
1970). Люди добывали себе пищу, охотились,
строили жилье, и в ходе этой естественной,
необходимой дея­тельности спонтанно
происходило совершенствование их
физи­ческих способностей — силы,
выносливости, быстроты.

Постепенно
в ходе исторического процесса люди
обратили внимание на то, что те члены
племени, которые вели более ак­тивный
и подвижный образ жизни, многократно
повторяли те или иные физические
действия, проявляли физические усилия,
были и более сильными, выносливыми и
работоспособными. Это привело к
осознанному пониманию людьми явления
упражняемости (повторяемости
действий).
Именно явление упражняемос-ти
стало основой физического воспитания.

Осознав
эффект упражняемости, человек стал
имитировать необходимые ему в трудовой
деятельности движения (действия) вне
реального трудового процесса, например
бросать дротик в изоб­ражение животного.Как только трудовые действия начали
применяться вне реальных трудовых
процессов, они превратились в фи­зические
упражнения. Превращение трудовых
действий в физи­ческие упражнения
значительно расширило сферу их воздействия
на человека, и в первую очередь в плане
всестороннего физичес­кого
совершенствования. Далее, в ходе
эволюционного развития выяснилось, что
значительно лучший эффект в физической
под­готовке достигается тогда, когда
человек начинает упражняться в детском,
а не в зрелом возрасте, т.е. когда его
готовятк жизни и ктруду
предварительно.

Таким образом, осознание человечеством
явления упражняе­мости и важности
так называемой предварительной подготовки
человека к жизни, установление связи
между ними послужили истоком появления
подлинного физического воспитания.

Формы организованного физического
воспитания возникли в Древней Греции
в виде специального обучения молодежи
воен­ным и спортивным упражнениям,
но вплоть до Новейшей исто­рии они
оставались достоянием немногих
представителей приви­легированных
классов или ограничивались рамками
военного обу­чения.

1.2. Теория и методика физического воспитания как учебная дисциплина, ее основные понятия

Теория
и методика физического воспитания
являются одной из основных профилирующих
дисциплин в системе профессио­нальной
подготовки специалистов с высшим
физкультурным об­разованием. Она
призвана через свое содержание обеспечить
сту­дентам необходимый уровень
теоретических и методических зна­ний
орациональных путях, методах и приемах
профессиональной деятельности
преподавателя физической культуры,
раскрыть в структуре и содержании этой
деятельности условия успешной ре­ализации
образовательных, воспитательных и
оздоровительных задач физического
воспитания.

Источниками возникновения и развития
теории и методики физического воспитания
являются [10]:

1) практика общественной жизни. Потребность
общества в хоро­шо физически
подготовленных людях вызвала стремление
познать закономерности физического
воспитания и на их основе строить систему
управления физическим совершенствованием
человека;

2) практика физического воспитания.
Именно в ней проверя­ются на жизненность
все теоретические положения, могут
рож­даться оригинальные идеи,
побуждающие теорию и методику физического
воспитания к разработке новых положении;

3) прогрессивные идеи о содержании и
путях воспитания гармонически развитой
личности, которые высказывались
фило­софами, педагогами, врачами
разных эпох и стран;

4) постановления правительства о состоянии
и путях совершен­ствования физической
культуры в стране;

5) результаты исследований как в области
теории и методики физического воспитания,
так и в смежных дисциплинах.

Изучение любой учебной дисциплины, как
правило, начина­ется с освоения ее
понятийного аппарата, т.е.со
специфических профессиональных терминов
и понятий.

Понятие —это основная формачеловеческого мышления, устанавливающая
однозначное толкованиетого или
иного термина и выражающая при этом
наиболее существенные стороны, свой­ства
или признаки определяемого объекта
(явления).

К
основным понятиям теории физического
воспитанияотно­сятся следующие:
1) «физическое воспитание»; 2) «физическая
подготовка»; 3) «физическоеразвитие»;
4) «физическое совер­шенство»;
5) «спорт».

Физическое воспитание.Это вид
воспитания, специфическим содержанием
которого являются обучение движениям,
воспита­ние физических качеств,
овладение специальными физкультур­ными
знаниями и формирование осознанной
потребности в физ­культурных занятиях.

Читайте также:  Значение дидактических игр для развития личности ребенка

Обучение
движениям имеет своим содержанием
физическое образование — системное
освоение человеком рациональных
спо­собов управления своими движениями,
приобретение таким пу­тем необходимого
в жизни фонда двигательных умений,
навыков и связанных с ними знаний.

Овладевая
движениями, имеющими смысловое значение,
важ­ными для жизни или спорта
двигательными действиями, занима­ющиеся
приобретают умения рационально и
полноценно прояв­лять свои физические
качества. Одновременно с этим они
позна­ют закономерности движений
своего тела.

По
степени освоенности техника двигательного
действия мо­жет выполняться в двух
формах — в форме двигательного умения
и в форме навыка. Поэтому часто вместо
словосочетания «обуче­ние движениям»
в практике физического воспитания
используют термин «формирование
двигательных умений и навыков».

Воспитание
физических качеств является не менее
существен­ной стороной физического
воспитания. Целенаправленное управ­ление
прогрессирующим развитием силы, быстроты,
выносливос­ти и других физических
качеств затрагивает комплекс естественных
свойств организма и тем самым обусловливает
количественные и качественные изменения
его функциональных возможностей.

Все физические качества являются
врожденными, т.е. даны человеку в виде
природных задатков, которые необходимо
разви­вать, совершенствовать. А когда
процесс естественного развития
приобретает специально организованный,
т.е. педагогический ха­рактер, то
корректнее говорить не «развитие», а
«воспитание фи­зических качеств».

В процессе физического воспитания
приобретается также широ­кий круг
физкультурных и спортивных знаний
социологического, гигиенического,
медико-биологического и методического
содер­жания. Знания делают процесс
занятий физическими упражнения­ми
более осмысленным и в силу этого более
результативным.

Таким образом, физическое
воспитание представляет собой процесс
решения определенных воспитательно-образовательных
задач, которому присущи все признаки
педагогического процесса Отличительной
же особенностью физического воспитания
является то, что оно обеспечивает
системное формирование двигательных
умений и навыков и направленное развитие
физически:

качеств
человека, совокупность которых в решающей
мере определяет его физическую
дееспособность.

Физическая подготовка.Термин
«физическая подготовка» под­черкивает
прикладную направленность физического
воспитания к трудовой или иной
деятельности. Различаютобщую физическую
подготовку
испециальную.

Общая физическая подготовка направлена
на повышение уровня физического развития,
широкой двигательной подготовленности
как предпосылок успеха в различных
видах деятельности.

Специальная физическая подготовка —
специализированный процесс, содействующий
успеху в конкретной деятельности (вид
профессии, спорта и др.), предъявляющей
специализирован­ные требования к
двигательным способностям человека.
Резуль­татом физической подготовки
является физическая подготовлен­ность,отражающая достигнутую работоспособность
в сформи­рованных двигательных умениях
и навыках, способствующих эф­фективности
целевой деятельности (на которую
ориентирована подготовка).

Физическое развитие.Это процесс
становления, формирования и последующего
изменения на протяжении жизни индивидуума
морфофункциональных свойств его
организма и основанных на них физических
качеств и способностей.

Физическое развитие характеризуется
изменениями трех групп показателей.

1.
Показатели телосложения (длина тела,
масса тела, осанка, объемы и формы
отдельных частей тела, величина
жироотложе­ния и др.), которые
характеризуют, прежде всего, биологические
формы, или морфологию, человека.

2.
Показатели (критерии) здоровья, отражающие
морфологические и функциональные
изменения физиологических систем
организма человека. Решающее значение
на здоровье человека оказывает
функционирование сердечно-сосудистой,
дыхательной и центральной нервной
систем, органов пищеварения и выделе­ния,
механизмов терморегуляции и др.

3. Показатели развития физических качеств
(силы, скоростныхспособностей,
выносливости и др.).

Примерно до 25-летнего возраста (период
становления и рос­та) большинство
морфологических показателей увеличивается
в размерах, и совершенствуются функции
организма. Затем до 45— 50 лет физическое
развитие как бы стабилизировано на
опреде­ленном уровне. В дальнейшем,
по мере старения, функциональ­ная
деятельность организма постепенно
ослабевает и ухудшается, могут уменьшаться
длина тела, мышечная масса и т.п.

Характер физического развития как
процесс изменения ука­занных показателей
в течение жизни зависит от многих причин
и определяется целым рядом закономерностей.
Успешно управлять физическим развитием
возможно только в том случае, если
изве­стны эти закономерности, и они
учитываютсяпри построении процесса
физического воспитания.

Читайте также:  Развитие ребенка в младенчестве шпаргалки

Физическое развитие в известной мере
определяется законами наследственности,которые должны учитываться как факторы,
бла­гоприятствующие или, наоборот,
препятствующие физическому
совершенствованию человека.
Наследственность, в частности, должна
приниматься во внимание при прогнозировании
возмож­ностей и успехов человека в
спорте.

Процесс физического
развития подчиняется также закону
воз­растной ступенчатости.
Вмешиваться в процесс физического
раз­вития человека с целью управления
им можно только на основе ‘» учета
особенностей и возможностей человеческого
организма в раз­личные возрастные
периоды: в период становления и роста,
в пе­риод наивысшего развития его
форм и функций, в период старения.

Процесс
физического развития подчиняется
закону единства организма и средыи, следовательно, существенным образом
зави­сит от условий жизни человека.
К условиям жизни, прежде всего, относятся
социальные условия. Условия быта, труда,
воспитания и материального обеспечения
в значительной мере влияют на физическое
состояние человека и определяют развитие
и измене­ние форм и функций организма.
Известное влияние на физичес­кое
развитие оказывает и географическая
среда.

Большое
значение для управления физическим
развитием в процессе физического
воспитания имеют биологический закон
упражняемости
изакон единства
форм и функций
организма в его
деятельности. Эти законы являются
отправными при выборе средств и методов
физического воспитания в каждом
конкрет­ном случае.

Выбирая
физические упражнения и определяя
величинуихнагрузок, согласно
закону упражняемости можно рассчитывать
на необходимые адаптационные перестройки
в организме за­нимающихся. При этом
учитывается, что организм функциони­рует
как единое целое. Поэтому, подбирая
упражнения и на­грузки, преимущественно
избирательного воздействия, необ­ходимо
отчетливо представлять себе все стороны
их влияния на организм.

Физическое
совершенство.
Это исторически
обусловленный идеал физического
развития и физической подготовленностичеловека,оптимально соответствующий
требованиям жизни.

Важнейшими
конкретными показателями физически
совершен­ного человека современности
являются [3]:

1)
крепкое здоровье, обеспечивающее
человеку возможность безболезненно и
быстро адаптироваться к различным, в
том чис­ле и неблагоприятным, условиям
жизни, труда, быта;

2)
высокая общая физическая работоспособность,
позволяю­щая добиться значительной
специальной работоспособности;

3)
пропорционально развитое телосложение,
правильная осан­ка, отсутствие тех
или иных аномалий и диспропорций;

4)
всесторонне и гармонически развитые
физические качества, исключающие
однобокое развитие человека;

5)
владение рациональной техникой основных
жизненно важ­ных движений, а также
способность быстро осваивать новые
дви­гательные действия;

6)
физкультурная образованность, т.е.
владение специальными знаниями и
умениями эффективно пользоваться своим
телом и физическими способностями в
жизни, труде, спорте.

На
современном этапе развития общества
основными крите­риями физического
совершенства служат нормы и требования
государственных программ в сочетании
с нормативами единой спортивной
классификации.

Спорт.Представляет собой собственно
соревновательную деятельность,
специальную подготовку к ней, а также
межчело­веческие отношения и нормы,
ей присущие’.

Характерной
особенностью спорта является
соревнователь­ная деятельность,
специфической формой которой являются
соревнования, позволяющие выявлять,
сравнивать и сопостав­лять человеческие
возможности на основе четкой регламента­ции
взаимодействий соревнующихся, унификации
состава дей­ствий (вес снаряда,
соперника, дистанция и т.д.), условий ихвыполнения и способов оценки достижений
по установленным правилам.

Специальная
подготовка к соревновательной
деятельности в спорте осуществляется
в форме спортивной тренировки.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Курс
«Теория и методика физического воспитания»
вооружает студентов знаниями, умениями,
навыками, необходимыми для работы в
дошкольных учреждениях, школах, ПТУ и
вузах, а также в учреждениях, обеспечивающих
решение задач оздоровления и физического
воспитания взрослого населения.

Программа курса
состоит из двух разделов: «Теория
физического воспитания» и «Методика
физического воспитания».

В
части «Теория физического воспитания»
охватываются основополагающие темы,
раскрывающие понятийный аппарат,
средства и методы обучения, двигательный
навык, физические качества человека.

В
части «Методика физического воспитания»
раскрывается методика физического
воспитания с детьми дошкольного и
школьного возраста, учащимися ПТУ,
студентами вузов и военнослужащими, с
взрослым населением и пожилыми людьми.

Читайте также:  Микросреда и психическое развитие ребенка

Изучение
всего курса тесно связано с такими
науками, как философия, педагогика,
психология, физиология, гигиена и др.

Учебная
работа по курсу проводится в форме
лекций, семинарских занятий, а также
самостоятельной работы студентов. Для
более прочного усвоения темы рекомендуется
сопровождать демонстрацию упражнений
различными наглядными пособиями
(таблицы, схемы, рисунки, фотографии и
т.д.), а также использовать технические
средства обучения.

На
семинарских занятиях углубляются и
конкретизируются вопросы, изложенные
в лекциях, проверяются знания студентов,
вырабатываются навыки изучения и анализа
рекомендованной литературы, составление
методической документации.

Самостоятельная
работа способствует углубленному
усвоению лекционного материала и
заключается в изучении программного
материала по учебникам и методическим
пособиям, а также выполнение домашних
заданий и курсовой работы.

Дальнейшая
работа по закреплению пройденного
материала и формированию у студентов
педагогических умений и навыков
осуществляется в процессе педагогических
практик в школах, ПТУ и высших учебных
заведениях.

Лекция 1 Теория и методика физического воспитания как научная и учебная дисциплина

  1. Предмет
    изучения и преподавания.

  2. Ведущие
    понятия ТМФВ.

  3. Источники
    и этапы развития ТМФВ.

  4. Место
    теории физического воспитания в системе
    научных знаний о физическом воспитании.

  5. Методы
    исследования в ТМФВ.

Литература.

  • Ашмарин
    Б.А. Теория и методика педагогических
    исследований в физическом воспитании.
    – М.: ФиС, 1978.

  • Железняк
    Ю.Д., Петров П.К. Основы научно-методической
    деятельности в физической культуре и
    спорте. — М.: «Академия», 2001.

  • Петров
    П.К. Физическая культура: Курсовые и
    выпускные квалификационные работы. —
    М.: Изд-во ВЛАДОС_ПРЕСС, 2003.

  • Кенеман
    А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика
    физического воспитания детей дошкольного
    возраста. – М.: Просвещение, 1978.

  • Теория
    и методика физического воспитания/Б.А.
    Ашмарин, Ю.А. Виноградов, З.Н. Вяткина и
    др.; Под ред. Б.А. Ашмарина. – М.: Просвещение,
    1990.

1.Предмет изучения и преподавания

Теория
и методика физического воспитания как
научная и учебная дисциплина формирует
систему фундаментальных знаний, которая
определяет уровень профессиональной
деятельности в области физического
воспитания.

Каждая
область знаний как конкретная научная
и учебная дисциплина обладает своим,
только ей присущим предметом изучения,
т.е. объектом и субъектом исследования.

Накопленные
в результате изучения сведения формируются
в определенную систему и образуют особую
учебную дисциплину – предмет преподавания.

В
науке о физическом воспитании под
объектом исследования понимается тот
или иной изучаемый педагогический
фактор (система физических упражнений,
методы обучения и др.), а под субъектом
– человек, его реакция на выполнение
упражнений.

Предметом
изучения теории физического
воспитания является установление общих
закономерностей физического воспитания
как педагогического процесса.

Под
общими закономерностями понимаются
такие, которые в равной мере свойственны
физическому воспитанию любых контингентов
населения: детей и взрослых, начинающих
заниматься физическими упражнениями
и квалифицированных спортсменов.

Предметом
изучения методики
физического воспитания является
установление частных закономерностей
физического воспитания и реализация
общих закономерностей в педагогическом
процессе, имеющем конкретную направленность
(методики общей и профессиональной
физической подготовки, методика
спортивной подготовки и т.д.).

Внутри каждой из
этих методик существуют частные методики.
Разнообразие их соответствует типовым
разновидностям контингента занимающихся:
их возрасту, полу (методика физического
воспитания дошкольников, школьников,
женщин и др.).

Как
теория, так и методика физического
воспитания не могут существовать и
развиваться изолированно. Теория
физического воспитания представляет
развивающуюся систему наиболее
современных научных положений, отражающих
суть физического воспитания. Методики
создают базу для теоретических обобщений
и реализуют общие закономерности в
систему педагогических рекомендаций.

Таким образом, все
выше сказанное обусловило существование
обеих учебных дисциплин под одним
названием – ТМФВ.

По
характеру предметов изучения она входит
в систему педагогических наук и как
любая педагогическая дисциплина
обосновывает свои положения социальными,
психологическими и биологическими
факторами.

Источник