Теория и методика физического развития ребенка

Теория и методика физического развития ребенка thumbnail

1.1.1. ПРЕДМЕТ ТЕОРИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ЕГО ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

1.1.2. СВЯЗЬ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ С ДРУГИМИ НАУКАМИ

1.1.3. О ЕДИНСТВЕ ОРГАНИЗМА И ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

1.1.4. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В ТЕОРИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

1.2.1. ЗАРУБЕЖНЫЕ СИСТЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА

1.2.2. РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА В ЦАРСКОЙ РОССИИ

1.2.3. СИСТЕМА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД

ЗАДАЧИ И СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

1.3.1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

1.3.2. СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

1.3.3. ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ — ОСНОВНОЕ СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

2.1.1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА

2.1.2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКА

2.1.3. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

2.2.1. ЕДИНСТВО ОБУЧЕНИЯ, ВОСПИТАНИЯ
И РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В ПРОЦЕССЕ
ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

2.2.2. ПРИНЦИПЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

2.2.3. МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ РЕБЕНКА

2.2.4. ФОРМИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ И ВОСПИТАНИЕ ПСИХОФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ

2.2.5. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ
ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У РЕБЕНКА
В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

2.2.6. ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫМ НАВЫКАМ

2.2.7. МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ ПСИХОФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА

2.3.1. ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ

2.3.2. ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА ВТОРОГО И ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

2.4.1. ГИМНАСТИКА КАК СРЕДСТВО И МЕТОД ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА

2.4.2. ВИДЫ ГИМНАСТИКИ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА

2.4.3. ОСНОВНАЯ ГИМНАСТИКА В СИСТЕМЕ
ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА. СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ

2.5.1. ПОДВИЖНАЯ ИГРА, ЕЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ И СПЕЦИФИКА

2.5.2. ПОДВИЖНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО И МЕТОД ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

2.5.3. ТЕОРИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР

2.5.4. КЛАССИФИКАЦИЯ ИГР

2.5.5. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР

2.5.6. РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

2.5.7. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСТВА В ПОДВИЖНЫХ ИГРАХ

2.5.8. ВОСПИТАНИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ДВИЖЕНИЙ В ПОДВИЖНЫХ ИГРАХ

2.5.9. СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

СПОРТИВНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

2.6.2. ОБУЧЕНИЕ ХОДЬБЕ НА ЛЫЖАХ

2.6.3. ОБУЧЕНИЕ КАТАНИЮ НА КОНЬКАХ

2.6.4.  КАТАНИЕ НА РОЛИКОВЫХ КОНЬКАХ

2.6.5. КАТАНИЕ НА САНКАХ

2.6.6.  КАТАНИЕ НА КАЧАЛКАХ, КАЧЕЛЯХ, КАРУСЕЛЯХ

2.6.7. КАТАНИЕ НА ВЕЛОСИПЕДЕ

2.6.8. ОБУЧЕНИЕ ПЛАВАНИЮ

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ В ДОШКОЛЬНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

2.7.1. ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ ЗАНЯТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Методика проведения физкультурных занятий

Физкультурные занятия на воздухе

2.7.2. УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА В ДЕТСКОМ САДУ

2.7.3.  ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

2.7.4. ЗАКАЛИВАЮЩИЕ МЕРОПРИЯТИЯ В СОЧЕТАНИИ С ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ

2.7.5. ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ И ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ НА ПРОГУЛКЕ

2.7.6. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСКУРСИЙ И ТУРИСТСКИХ ПРОГУЛОК

2.7.7. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА С РЕБЕНКОМ

2.7.8. ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА

2.7.9. АКТИВНЫЙ ОТДЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Эмма Яковлевна Степаненкова. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 368 с.

Источник

Методические рекомендации

по курсу «Теория и методика физического воспитания

и развития ребёнка»

Подготовила:

Преподаватель ОГБПОУ УПК

Съемщикова Е.А.

г. Ульяновск

2017

Введение

Курс «Теория и методика физического воспитания и развития ребёнка» является одним из курсов цикла психолого-педагогических дисциплин и требует хорошей предварительной подготовки. Постигая данный курс, студент должен опереться на знания, почерпнутые в процессе изучения общей и специальной дошкольной педагогики, психологии, физиологии и других дисциплин.

Курс построен по принципу личностно-ориентированного образования детей дошкольного возраста. Каждая тема раскрывает, каким образом складывается представление о содержании, задачах воспитания детей и особенностях ребёнка дошкольного возраста, основанных на принципах деятельностного и личностного подхода.

Нужно стремиться к тому, чтобы студенты знали особенности развития детей, формы организации и методы руководства физическим воспитанием детей в ДОУ и в семье. Осознавали значение успеха и учёт нагрузки, индивидуальных интересов, возможностей, потребностей детей при освоении двигательных навыков.

Методические рекомендации включают в себя:

1. Виды самостоятельных работ

2. Примерная тематика рефератов и курсовых работ

3.Вопросы к зачёту

4.Вопросы к экзамену

5.Примерные темы выпускных квалификационных работ

Читайте также:  Карта наблюдений за эмоционально социальным развитием ребенка 3 9 лет

(дипломных исследований)

6.Критерии оценки

7.Терминологический словарь

1.Виды самостоятельных работ

  1. Конспектирование первоисточников по дисциплине «Методика физического воспитания и развития детей»:

– Лесгафт П.Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста: В 2-х т. Т.1 .– М., 1951; Т.2 – М., 1952.

– Рунова М.А. Двигательная активность ребёнка в детском саду. 5-7 лет. – М., 2000.

– Фельденкрайз М. Осознание через движение. – М., 2000.

– Змановский Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми. – М., 1989.

– «Истоки»: Базисная программа развития ребёнка-дошкольника. – М., 1997.

  1. Проработка учебного материала по конспектам, учебной и научной литературе.

  2. Выделить особенности построения основных движений у ребёнка раннего возраста.

  3. Составить картотеку физических упражнений по формированию психофизических качеств.

  4. Составить конспект проведения подвижных игр сюжетного и несюжетного содержания.

  5. Составить конспект организации разнообразных форм двигательной деятельности детей (занятий, утренней гимнастики и др.).

  6. Спланировать работу по физическому воспитанию на неделю.

  7. Разработать примерный перечень подвижных игр, обеспечивающих максимальную психофизическую нагрузку на физкультурном занятии.

  8. Выполнение курсовых работ по изучаемой дисциплине.

  9. Подготовка к зачёту, экзамену.

2. Примерная тематика рефератов и курсовых работ

  1. Освоение детьми физических упражнений (основных движений) в самостоятельной деятельности.

  2. Использование игр соревновательного характера в воспитании физичес-кого качества выносливости (ловкости, силы, быстроты).

  3. Использование игр соревновательного характера в формировании у детей нравственного качества доброты, взаимовыручки.

  4. Роль нетрадиционных форм закаливания в оздоровлении детского организма.

  5. Профессиональные качества инструктора по физическому воспитанию в ДОУ.

  6. Формирование честности у детей в подвижных играх (младший дошкольный возраст, старший дошкольный возраст).

  7. Роль биоритмов в развитии ребёнка-дошкольника.

  8. Роль игровых ситуаций в обучении детей физическим упражнениям.

  9. Использование художественного слова на физкультурных занятиях, утренней гимнастике.

  10. Спортивная игра как способ развития физических качеств у детей дошкольного возраста.

  11. Лесгафт П.Ф. – создатель русской научной системы физического воспитания.

  12. Активизация умственной деятельности дошкольников на занятиях по физической культуре.

  13. Формирование у детей двигательного навыка (в беге, прыжках, метании, лазании).

  14. Нравственное воспитание детей средствами физического воспитания.

  15. Формирование положительных эмоций у детей дошкольного возраста в процессе физического воспитания.

  16. Особенности физического воспитания детей при подготовке их к школьному обучению.

  17. Формирование положительных взаимоотношений детей среднего и старшего дошкольного возраста в подвижных играх.

  18. Обучение плаванию детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада.

  19. Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста.

3.Вопросы к зачёту

  1. Предмет теории физического воспитания.

  2. Развитие теории и методики физического воспитания детей дошкольного возраста.

  3. Место и роль физической культуры в общей системе воспитания детей дошкольного возраста.

  4. Цель и задачи физического воспитания детей в ДОУ.

  5. Принципы системы физического воспитания.

  6. Средства физического воспитания.

  7. Классификация физических упражнений. Их общая характеристика, использование в работе с дошкольниками.

  8. Понятие о двигательных умениях и навыках.

  9. Особенности развития моторики ребёнка от рождения до 7 лет.

  10. Закономерности формирования двигательных навыков.

  11. Методы и приёмы обучения физическим упражнениям.

  1. Этапы обучения двигательным действиям.

  2. Гимнастика, виды гимнастики, их характеристика. Использование гимнастических упражнений в работе с дошкольниками.

  3. Содержание и проведение работы по физическому воспитанию с детьми первого года жизни.

  4. Содержание и методика проведения работы по физическому воспитанию с детьми второго года жизни.

  5. Общеразвивающие упражнения. Определение понятия. Характеристика общеразвивающих упражнений.

  6. Физкультурное занятие – основная форма организации систематического обучения физическим упражнениям. Структура занятия и её обоснование. Требования к подбору упражнений.

  7. Ходьба. Общая характеристика. Программные требования и методика обучения детей раннего возраста.

  8. Бег. Общая характеристика. Программные требования и методика
    обучения детей в разных возрастных группах.

  9. Прыжки. Общая характеристика. Программные требования и методика обучения детей в разных возрастных группах.

  10. Метания. Общая характеристика. Программные требования и методика обучения в разных возрастных группах.

  11. Лазание. Содержание и методика обучения в разных возрастных группах.

  12. Методика обучения общеразвивающим упражнениям в разных возрастных группах.

  13. Взаимосвязь умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания в процессе занятий физическими упражнениями.

  14. Методика проведений физкультурных занятий в младшей, средней и старших группах.

  15. Воспитание самостоятельности на физкультурных занятиях.

  1. Закаливание. Физиологическая основа. Сочетание закаливающих процедур с физическими упражнениями.

  2. Формы организации физического воспитания в ДОУ.

  3. Нестандартные формы организации физического воспитания в ДОУ.

Читайте также:  Неправильное развитие стопы у ребенка

4.Вопросы к экзамену

  1. Предмет теории физического воспитания.

  2. Развитие теории физического воспитания детей дошкольного возраста.

  3. Цель и задачи физического воспитания в дошкольном учреждении.

  4. Принципы системы физического воспитания.

  5. Средства физического воспитания.

  6. Классификация физических упражнений. Их общая характеристика, использование в работе с дошкольниками.

  7. Понятие о двигательных умениях и навыках, их физиологическая и психологическая сущность.

  8. Особенности развития моторики ребёнка от рождения до 7 лет.

  9. Закономерности формирования двигательных навыков.

  10. Методы и приёмы обучения физическим упражнениям.

  11. Этапы обучения двигательным действиям.

  1. Гимнастика. Виды гимнастики, их характеристика.

  2. Строевые упражнения. Методика обучения строевым упражнениям в разных возрастных группах.

  3. Становление теории и методики подвижных игр.

  4. Требования к отбору подвижных игр для детей разного возраста.

  5. Методика проведения подвижных игр в разных возрастных группах.

  6. Физкультурное занятие – основная форма организации систематического обучения физическим упражнениям. Структура занятий и её обоснование. Требования к подбору упражнений.

  7. Утренняя гимнастика. Схема построения и её обоснование.

  8. Ходьба. Общая характеристика. Программные требования и методика обучения детей в раннем возрасте.

  9. Бег. Общая характеристика. Программные требования и методика обучения в разных возрастных группах.

  10. Прыжки. Общая характеристика. Программные требования и методика обучения в разных возрастных группах.

  11. Метания. Общая характеристика. Программные требования и методика обучения в разных возрастных группах.

  12. Лазание. Содержание и методика обучения в разных возрастных группах

  13. Катание на санках; скольжение по ледяным дорожкам. Профилактика травматизма.

  14. Ходьба на лыжах. Методика обучения.

  15. Методика обучения катанию на коньках.

  16. Езда на велосипеде. Методика обучения.

  17. Плавание. Последовательность обучения; методика проведения занятий.

  18. Методика проведения физкультурных занятий в младшей, средней и старших группах.

  19. Воспитание самостоятельности на физкультурных занятиях.

  20. Особенности построения и проведения занятий на свежем воздухе.

  21. Прогулки и экскурсии за пределы участка детского сада. Методика их проведения в разных возрастных группах.

  22. Организация активного отдыха детей. Формы его организации, методика проведения.

  23. Физкультминутки. Подбор физических упражнений.

  24. Закаливание. Физиологическая основа. Сочетание закаливающих процедур с физическими упражнениями.

  25. Использование игр с элементами спортивных игр в работе с дошкольниками (баскетбол, городки, настольный теннис, бадминтон).

  26. Формы организации физического воспитания в дошкольных учреждениях.

  27. Физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня дошкольного учреждения.

  28. Анализ одной из авторских программ: «Радуга», «Детство», «Истоки» (Раздел – физическое воспитание).

  29. Нестандартные формы организации физического воспитания в дошкольных учреждениях.

  30. Медико-педагогический контроль за организацией физического воспитания детей дошкольного возраста.

  31. Индивидуально-дифференцированный подход в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста.

  32. Методика проведения физкультурных занятий в разновозрастной группе.

  33. Диагностика физического развития детей дошкольного возраста.

  34. Диагностика физической подготовленности детей дошкольного возраста.

  35. Диагностика готовности детей к обучению в школе.

  36. Взаимосвязь умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания в процессе занятий физическими упражнениями.

5.Примерные темы выпускных квалификационных работ

(дипломных исследований)

  1. Современные подходы к организации двигательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении.

  2. Педагогические условия воспитания самостоятельности у детей 6-7 лет в подвижных играх.

  3. Использование пальчиковой гимнастики для развития технических навыков в рисовании у детей младшего дошкольного возраста.

  4. Воспитание дружеских взаимоотношений в подвижных играх у детей младшего дошкольного возраста в условиях образовательного учреждения нового типа.

  5. Использование плавания в профилактике нарушений опорно–двигательного аппарата у детей седьмого года жизни.

  6. Игры с правилами как средство подготовки детей седьмого года жизни к обучению в школе.

  7. Воспитание привычки к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста через организацию двигательной активности.

  8. Воспитание дружеских взаимоотношений у детей среднего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх.

  9. Оптимизация процессов умственного и физического развития детей шестого года жизни в образовательном учреждении нового типа.

  10. Пути повышения двигательной активности детей шестого года жизни на прогулке.

  11. Использование точечного самомассажа в оздоровлении детей старшего дошкольного возраста.

  12. Зависимость здоровья от уровня развития двигательных качеств у детей старшего дошкольного возраста.

  13. Особенности развития быстроты движений у детей 5-6 лет в подвижных играх.

  14. Использование подвижных игр как средства активного отдыха в воспитательно-оздоровитальном процессе младших школьников.

  15. Использование нетрадиционного физкультурного оборудования для становления самостоятельности в двигательной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

  16. Влияние гимнастики после дневного сна на здоровье и физическое развитие детей шестого года жизни.

  17. Влияние подвижной игры на развитие креативности детей старшего дошкольного возраста.

Читайте также:  Роль и значение кризисов в психическом развитии ребенка кратко

6.Критерии оценки

Итоговая оценка на экзамене складывается из текущей работы студента в семестре, результатов промежуточного контроля, самостоятельной работы и ответа на экзамене. Критерием оценки служит уровень и степень усвоения студентом материала курса, демонстрируемые студентами в устных ответах на занятиях, выступлениях на заданную тему, собеседованиях по текстам и письменных работах систематизирующего, аналитического и творческого характера.

Оценка «Отлично» ставится за полное изложение полученных знаний в устной или письменной форме в соответствии с требованиями программы. Допускаются единичные несущественные ошибки, самостоятельно исправляемые студентом. При изложении ответа студент должен самостоятельно выделять существенные признаки изученного, формулировать выводы и обобщения, использовать сведения из дополнительных источников.

Оценка «Хорошо» ставится за полное изложение полученных знаний в устной или письменной форме в соответствии с требованиями программы. Допускаются отдельные несущественные ошибки, исправляемые студентом после указания на них преподавателем. При изложении студент должен выделять существенные признаки изученного, сформулировать выводы и обобщения, в которых могут быть отдельные несущественные ошибки.

Оценка «Удовлетворительно» ставится за неполное изложение учебного материала. Допускаются отдельные существенные ошибки, исправляемые с помощью преподавателя. Студент проявляет затруднения при выделении существенных признаков изученного материала, формулировке выводов.

Оценка «Неудовлетворительно» ставится при неполном бессистемном изложении учебного материала. При этом студент допускает существенные ошибки, неисправляемые даже с помощью преподавателя, а также за полное незнание и непонимание материала.

7.Терминологический словарь

Анкетирование – метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросных листов (анкет).

Двигательная деятельность – деятельность, характеризующая активность двигательного аппарата ребёнка.

Диагностика – точное определение результатов образовательного (воспитательного) процесса.

Закономерности педагогического процесса – объективно существующие, устойчивые, повторяющиеся связи между явлениями, отдельными сторонами педагогического процесса.

Индивидуальность – своеобразное сочетание индивидуальных свойств человека, отличающее его от других людей.

Личность – человеческий индивид как продукт общественного развития, субъект труда, отношения и познания, детерминированный конкретно-историческими условиями жизни общества.

Навык – автоматизированный компонент сознательной деятельности (умение, доведенное до автоматизма).

Педагогическая технология – строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий.

Социализация – процесс становления личности, усвоения знаний, ценностей и норм, присущих данному обществу, социальной общности, группе.

Спорт – составная часть физической культуры, система организации, подготовки и проведения соревнований по различным комплексам физических упражнений.

Тест – стандартизированные задания, результат выполнения которых позволяет измерять некоторые психофизиологические и личностные характеристики, а так же знания, умения и навыки ребенка.

Умение – способность выполнять какие-то действия, опираясь на правила.

Физическое воспитание – педагогический процесс, направленный на формирование двигательных навыков, психофизических качеств, достижение физического совершенства.

Физическая культура – часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека; совокупность материальных и духовных ценностей общества в области физического совершенствования человека.

Физическое развитие – процесс формирования и последующего изменения на протяжении индивидуальной жизни естественных морфофункциональных свойств организма ребёнка и основанных на них психофизических качеств.

Физические упражнения – специальные движения, а также сложные виды деятельности ребёнка, применяемые в качестве средств физического воспитания.

Формирование – процесс становление личности ребенка в результате объективного влияния наследственности, среды, целостного воспитания и собственной активности личности.

Источник