Теория духовного развития ребенка ушинский

Теория духовного развития ребенка ушинский thumbnail

Теория духовного развития ребёнка в игре. К.Д. Ушинский (1824 – 1871) противопоставляет проповеди стихийности игровой деятельности идею использования игры в общей системе воспитания, в деле подготовки ребёнка через игру к трудовой деятельности. Ушинский один из первых утверждал, что в игре соединяются одновременно стремление, чувствование и представление.

Многие учёные, в том числе Пиаже, Левин, Выготский, Эльконин, Ушинский, Макаренко, Сухомлинский, полагали, что игра возникает в свете духовности и служит источником духовного развития ребёнка.

Бесспорно, существуют и другие версии происхождения игры. Например, Ж. Шато считает, что игры детей возникли из их вечного стремления подражать взрослым. Р. Хартли, Л. Франк, Р. Гольденсон предполагают, что игра порождается “коллективным инстинктом” детей. Тот же Хейзинга или Гессе, Лем, Мазаев источником игры считают культуру, равно как и игру источником культуры. Многие из вышеназванных исследователей называют источником игры общественный разум.

Теорию игры в аспекте её исторического проявления, выяснения её социальной природы, внутренней структуры и её значения для развития индивида в нашей стране разрабатывали Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и другие.

Один и тот же круг исследователей называют разные источники и причины появления феномена игры, рассматривая различные функции или близкие ей явления культуры.

1.2 Суть игровой деятельности

В сущности, то, что человек не может не пройти стадию детства, объясняет и значение игры в его развитии. Не случайно Л.С. Выгодский, в своих работах называл игру «в известном смысле ведущей линией развития в дошкольном возрасте». По единодушному мнению психологов, игра — ведущая деятельность ребенка и основа всего последующего его развития, ибо именно в игре он первоначально обретает опыт для жизни в обществе и развивает все те физические и духовные силы и способности, которые ему для этого необходимы. Различие между игрой ребенка и игрой животного детеныша такое же, как различие между биологической жизнедеятельностью животного и социальным бытием человека.

Детская игра — это и есть модель игры как таковой. Здесь ее сущность выражена в наибольшей степени. Это та форма игровой деятельности, по отношению к которой то, что ей предшествует, — ее генетические предпосылки (игры животных), а то, что за ней следует (спортивные игры, спорт, искусство), — ее модификации.

Игра не появляется вместе с рождением ребенка. Правда, еще грудной младенец проявляет интерес к ярким и звучащим предметам. Он стремится потрогать и ухватить, манипулировать ими. Для этого возраста делаются специальные игрушки — погремушки, цепочки разноцветных шариков, пищалки, имеющие формы животных, и т.п. Однако нельзя не согласиться с исследователями, что такие манипулятивные действия с предметами, даже с предметами-игрушками, действия, имеющие очень большое значение для развития его органов чувств и координации движений, не являются игрой в собственном смысле слова.

Зачатки игровой деятельности появляются тогда, когда ребенок, не без влияния взрослых, берет на себя ту или другую роль, когда один предмет выступает как обозначение другого предмета или существа. Тогда становится возможным «ехать» или «лететь» на стуле, как на автомашине или самолете, скакать на палочке, как на лошади, и т.п. «В игре ребенок создает мнимую ситуацию», — подчеркивает Л.С. Выготский, в своей работе, отмечая необычайное значение в игре воображения, которое и позволяет осуществлять иллюзорную реализацию нереализуемых желаний.

Детская игра — своеобразный театр, в котором ребенок выступает нередко одновременно и как «актер», играющий какую-то роль, будь то роль мамы или доктора, воспитательницы или пожарника, и как «режиссер», организующий действия своих сверстников («Я буду доктор, а ты — больной») и участвующих в игре вещей, и как «драматург», импровизирующий сюжетное действие и словесный текст за себя и за куклу. Ребенок является одновременно и организатором игрового «спектакля» и его зрителем, ибо при всей увлеченности игровым действием он не теряет из виду реальности, из материала которой и по образцу которой он строит реальность игровую.

«Четырехлетняя девочка играет деревянной лошадкой, как куклой, и шепчет:

Лошадка надела хвостик и пошла гулять. Мать прерывает ее:

Лошадиные хвосты не привязные, их нельзя надевать и снимать.

Какая ты, мама, глупая! Ведь я же играю! », — читаем мы в книге К.И. Чуковского «От двух до пяти». Ребенок прекрасно различает, что есть «игрушечное», а что — «кушечное».

Вместе с развитием ребенка, обогащением его жизненного опыта развивается и сама игра. Она становится все более сюжетно организованной. Центр ее перемещается от действия с предметами к изображению действий и отношений жизни взрослых. Обобщая обширный экспериментальный материал, автор обстоятельной монографии «Психология игры» Д.Б. Эльконин приходит к выводу, что «путь развития игры идет от конкретного предметного действия к обобщенному игровому действию и от него к игровому ролевому действию: есть ложкой; кормить ложкой; кормить ложкой куклу; кормить ложкой куклу, как мама, — таков схематически путь в ролевой игре», а «роль является смысловым центром игры, и для ее осуществления служит и создаваемая игровая ситуация, и игровые действия».

Читайте также:  Последовательность развития форм общения ребенка со взрослым

Сюжет игры — это то непосредственное действие, которое производится в игре, действие, воспроизводящее житейские отношения или почерпнутое из прослушанной сказки. Содержание же игры — взаимоотношения во «взрослом» мире. Благодаря этому и реализуется основная функция игры — подготовка к серьезной жизни в этом мире.

Игра — важнейший фактор и средство воспитания дошкольника. Поэтому взрослые играют с детьми, учат их играть. Но сама игра — деятельность спонтанная, непринужденная. Ребенка нельзя заставить играть. В игре он чувствует себя свободным. Но и эта свобода — действие на основе осознанной необходимости. Такой необходимостью в игре являются ее правила. Эти правила определяются самими играющими по образцу отношений в неигровом мире. «Так нельзя! », «Так не бывает! », «Так не кушают! » — основные доводы детей, когда им навязывается игровая ситуация, не соответствующая реальным отношениям. Чем старше ребенок, тем больше усложняются правила. Усложняются и в то же время схематизируются, особенно в условных играх (в прятки, в «казаки-разбойники», в классы, игры с мячом и т.д.). Такие игры предполагают соревнование, перерастают в спортивные игры, т.е. в такие, в которых важен не только процесс игры, но и результат, в которых можно выигрывать или проигрывать. Перемещение мотива игры с процесса деятельности на его результат — это уже конец собственно игры, переход ее в спорт. Спорт — это не игра, хотя игровое начало здесь, безусловно, сохраняется. Азартные игры — это переход игры в свою противоположность: в них цель игры — выигрыш, совершенно внешний самому процессу игрового действия, а не сам этот процесс. Притом сам азарт становится пагубной страстью.

В чем заключается необходимость игровой деятельности ребенка? Растущий ребенок по природе своей деятельное существо, осваивающее огромную информацию благодаря своей любознательности (все дети на определенной стадии становятся «почемучками»). Но он не способен своей деятельностью удовлетворять свои насущные потребности в еде, одежде, жилище и т.д. Ему и не нужно это делать, пока он находится в мире детства. Поэтому он может себе позволить заниматься непродуктивной деятельностью, деятельностью ради самой себя, ради того удовольствия, которое она доставляет. А удовольствие она доставляет не только процессом двигательной активности органов чувств и частей тела, но и тем, что она разрешает (пусть иллюзорно!) противоречие между потребностью действовать, как взрослый, и невозможностью действовать реально, действительно осуществлять те операции, которые требует содержание действия (водить машину, лечить больного, готовить обед и т.п.). «Может ли вообще разрешиться это противоречие? » — ставит вопрос А.Н. Леонтьев и в своей работе отвечает на него следующим образом: «Да, оно может разрешиться, но оно может разрешиться у ребенка только в одном-единственном типе деятельности, а именно в игровой деятельности, в игре. Это объясняется тем, что игра не является продуктивной деятельностью, ее мотив лежит не в результате, а в содержании самого действия. Поэтому игровое действие свободно от той обязательной стороны его, которая определяется реальными условиями данного действия, т.е. свободно от обязательных способов действия, операций».

Игра, таким образом, противостоит действительности, реальной жизни, трудовой деятельности. Но можно ли за это упрекать играющего ребенка? Упрекать за то, что он серьезно занят несерьезным делом? Разумеется, нет. Такие упреки адресуют взрослым, если они впадают в ребячливость, страдают инфантилизмом и пренебрегают, отдаваясь игровым забавам, серьезными жизненными обязательствами, общественно необходимым трудом. Что же касается настоящей игры, игры ребенка, то она не только противостоит реальности, но она есть необходимый способ ее освоения.

Исследователи не раз обращали внимание на двуплановость игры, т.е. на то, что играющий ребенок одновременно и верит и не верит в реальность игрового действия. Он, конечно, прекрасно знает, что стул — это не самолет, но в воображении он испытывает реальные чувства, подобные тем, которые испытывают, управляя самолетом. Когда исчезает один из компонентов игрового действия — реальность или воображаемая ситуация, когда прекращается движение между ними, переход одного в другое, игра прекращается или извращается. Психически нездоровый ребенок, играя, впадает в экстаз, принимая игровое действие, например горение костра, за реальность. В работе, посвященной нарушениям игровой деятельности, мы читаем: «Как известно, взяв на себя определенную роль, здоровые дети всегда понимают условность игры, у них сохраняется «взгляд со стороны». Более того, именно это внешнее контролирование позволяет детям оценивать, что в игре «по правде», а что «понарошку», что «как настоящее» и что «так не бывает». Известно, что чем правдивее и точнее изображается ребенком реальность, тем интереснее игра. . Оказалось, что аутистически игры лишаются этого критического «взгляда со стороны». В них мы встречаемся не с разыгрыванием роли, а с перевоплощением в тот или иной игровой персонаж. Об этом говорят многочисленные факты потери детьми ощущения собственной индивидуальности. Границы игры и реальности, своего Я и игровой роли, правды и вымысла размываются».

Читайте также:  Влияние семейных отношений на развитие личности ребенка

Источник

Игру как средство поддержания бодрости и силы трактовали Шиллер и Спенсер, понимая, что в игре человек не только тратит, но и восстанавливает энергию. Такие исследователи, как Валлон, Патрик, Шалер, Штейнталь, считали игру не столько компенсаторной, сколько уравновешенной, значит отдыхом. Игра позволяет привлечь в работу ранее бездействовавшие органы и тем самым восстановить жизненное равновесие [22, с. 267-272].

К. Д. Ушинский (1824 -1871) противопоставлял проповеди стихийности игровой деятельности идею использования игры в общей системе воспитания, в деле подготовки ребёнка через игру к трудовой деятельности. Ушинский один из первых утверждал, что в игре соединяются одновременно стремление, чувствование и представление.

Бесспорно, существуют и другие версии происхождения игры. Например, Ж. Шато считал, что игры детей возникли из их вечного стремления подражать взрослым. Р. Гольденсон, Л. Франк, Р. Хартли предполагали, что игра порождается «коллективным инстинктом» детей. Многие ученые придерживались и придерживаются точки зрения о том, что источником игры является культура, также как и игра является источником культуры. Многие из исследователей называют источником игры общественный разум.

Дж. Колларитс в своей статье указывал на то, что, несмотря на работы К. Грооса, Ф. Бойтендайка и других авторов, все еще нет единства и понимания природы игры, и это происходит, прежде всего, потому, что психологи в один и тот же термин вкладывают различное содержание. Автор рассматривает самые разнообразные критерии игры (упражнение, удовольствие, отдых, освобождение, общность с пространством, повторение, юношескую динамику) и показывает, что они, во-первых, встречаются не во всех играх и, во-вторых, встречаются и в неигровых формах деятельности. В результате он приходит к заключению, что точное выделение игры принципиально невозможно, так как нет такой особой деятельности [25, с. 74-97].

Дж. Селли, в свою очередь, лишь ставит вопрос о природе тех «привлекательных мыслей», которые ребенок реализует в игре, и всех тех преобразований, которым он подвергает действительность, но не дает на него сколько-нибудь исчерпывающего ответа [25, с. 106].

В. Штерн акцентирует внимание на том, что ребенок вводит в свою игру деятельность взрослых людей и связанные с этой деятельностью предметы. Следовательно, этот мир взрослых и является наиболее привлекательным. В. Штерн был одним из первых, кто указал на «тесноту» мира, в котором живет ребенок, как на причину возникновения игры и на игру как на форму бегства из этого тесного мира [23, с. 117-119].

В теории игры К. Коффки, с точки зрения гештальтпсихологии, игре придается большое значение в детском мире ребенка. Мир ребенка, согласно данной теории, похож на мир «примитивного человека», наделяющего живое и неживое мистическими свойствами, но такое обращение с вещами характерно только для детства. Становясь взрослым, человек обращается с ними совершенно иначе. То, что для ребенка являлось полноправным миром, для взрослого становится игрой [11, с. 167-168].

Близок к такой позиции и взгляд на игру Ж. Пиаже, который считал, что внутренний мир ребенка построен по своим собственным законам и отличается от внутреннего мира взрослого. По мнению Ж. Пиаже, мысль ребенка является посредником между аутентическим миром ребенка и логической мыслью взрослого [14, с. 59-60].

Таким образом, резюмируя все вышеизложенное, нами был сделан вывод о том, что круг отечественных и зарубежных исследователей называет разные источники и причины появления феномена игры, рассматривая различные функции или близкие ей явления культуры. Основную сущность игры, ее внутреннюю природу составляет активность, вызванная импульсом биологически неактуальных возможностей, функциональной тенденции ребенка. Таковы многочисленные попытки создания общей теории происхождения игры. Но это не означает, что игры как особой формы поведения, характерной для периода детства, не существует; это лишь означает, что в пределах тех биологических и психологических концепций, из которых исходили авторы теорий игры, такая теория не могла быть создана.

Источник

  1. Педагогическая
    теория Ушинского.

К.Д.
Ушинский

(1824 – 1871 г.г.)

Ушинский
основатель научной педагогики в России.
Стержень его педагогической концепции
– принцип народности. Этот принцип
должен был реализовываться через
приоритет
родного языка как предмета школьного
образования.

Не менее важное место он отводил идее
труда как ведущего фактора развития
личности.
Педагогика
по Ушинскому должна твердо стоять на
фундаменте обширного круга «антропологических
наук». Процесс обучения должен строиться
на основополагающих принципах: 1)
сознательность и активность,2) наглядность,
3) последовательность, 4) доступность,
5) прочность. Ушинский разработал учение
о двухуровневой
дидактике:
общей
и частной. Основополагающий тезис
Ушинского – двуединство
обучения и воспитания.

Труды:
«Человек как предмет воспитания» в
двух томах

«Родное
слово»

К.
Д. Ушинский о педагогической науке и
искусстве воспитания.
 
Ушинский указывал, что теория педагогики
должна быть основана на использовании
законов анатомии, физиологии, психологии
философии, истории и других наук. Она
должна открывать законы воспитания, а
не ограничиваться педагогическими
рецептами

Ушинский
совершенно правильно утверждал, что
педагогу недостаточно усвоить принципы
и конкретные правила воспитательной
работы, ему необходимо также вооружиться
знанием основных законов человеческой
природы и уметь применять их в каждом
конкретном случае. Осуществляя это
требование, Ушинский написал капитальный
труд «Человек как предмет воспитания»
в двух томах и, предполагая дать третий
том, собрал и подготовил к нему материалы,
но ранняя смерть прервала его плодотворную
работу.

Читайте также:  Развитие скелета ребенка до года

Ушинский
стремился исходить из опыта, придавал
большое значение наблюдению.
Ушинский
правильно считал, что воспитание зависит
от исторического развития народа. Сам
народ прокладывает дорогу в будущее, а
воспитание только идет по этой дороге
и, действуя заодно с другими общественными
силами, поможет идти по ней и отдельным
личностям и новым поколениям. Поэтому
нельзя выдумывать систему воспитания
или заимствовать ее у других народов,
необходимо создавать ее творческим
путем.
В основе педагогической системы
Ушинского лежит идея народности. Под
народностью Ушинский понимал своеобразие
каждого народа, обусловленное его
историческим развитием, географическими,
природными условиями. К. Д. Ушинский
подчеркивает, что одной из характерных
черт воспитания русского народа является
развитие у детей патриотизма, глубокой
любви к родине. Поскольку лучшим
выражением народности, по его мнению,
является родной язык, в основу обучения
русских детей должен быть положен
русский язык; обучение в начальной школе
должно также хорошо ознакомить детей
с русской историей, географией России,
с ее природой.
Это воспитание призвано
развить у детей чувство национальной
гордости, чуждое, однако, шовинизму и
сочетающееся с уважением к другим
народам. Оно должно воспитать у детей
чувство долга перед родиной, приучить
их всегда ставить общие интересы выше
личных.

Ушинский
требовал гуманного отношения к детям,
чуждого, однако, изнеженности и
заласканности. По отношению к детям
педагог должен проявлять разумную
требовательность, воспитывая у них
чувство долга и ответственности. 
Ушинский
бичует эгоизм, карьеризм, праздность,
корыстолюбие, лицемерие и другие пороки.
Отмечая положительные черты этических
взглядов Ушинского и его теории
нравственного воспитания, мы должны
вместе с тем иметь в виду, что нравственность
у него соединяется с религией.
Средствами
нравственного воспитания, по Ушинскому,
являются: 1) обучение (в этом отношении
замечательны его учебные книги, в которых
умело сочетаются развитие речи, сообщение
знаний и нравственное воспитание
учащихся); 2) личный пример учителя (по
его образному выражению, «это плодотворный
луч солнца для молодой души, которого
ничем заменить невозможно»); 3) убеждение,
которому он придавал очень большое
значение; 4) умелое обращение с учащимися
(педагогический такт); 5) меры предупреждения
и 6) поощрения и взыскания.

Деятельность
и активность ребенка. Труд и его
воспитательное значение.

Ушинский
считал, что необходимым условием
правильного развития человека является
труд. Ушинский придавал большое значение
физическому труду, считал очень полезным,
чтобы человек в своей деятельности
сочетал физический и умственный труд,
подчеркивал большое воспитательное
значение сельскохозяйственного труда
(особенно в сельских школах). Говоря о
труде, он указывал, что «учение есть
труд и должно остаться трудом, но трудом
полным мысли». Он решительно возражал
против развлекающего, забавляющего
обучения, против стремления некоторых
педагогов сделать обучение для детей
как можно более легким. Дети в процессе
учения должны приучаться к труду, к
преодолению трудностей. Учить играя,
писал Ушинский, можно только маленьких
детей. Умственный труд тяжел, быстро
утомляет непривычного. Надо детей
приучать к этому тяжелому труду
постепенно, не перегружая их непосильными
заданиями.

К.
Д. Ушинский об уроке и методах обучения.

Необходимыми условиями успешной
организации учебных занятий в школе,
характерными чертами классно-урочной
системы он считал класс с твердым
составом учащихся как основное звено
школы, твердое расписание классных
занятий, фронтальные занятия со всеми
учащимися данного класса в сочетании
с индивидуальными занятиями при ведущей
роли учителя.
Виды учебных занятий на
уроках могут быть различны: сообщение
новых знаний, упражнения, повторение
пройденного, учет знаний, письменные и
графические работы учащихся. Каждый
урок должен иметь целевую установку,
быть законченным и носить воспитательный
характер. Учитывая сравнительно быструю
утомляемость внимания детей (особенно
младшего возраста), Ушинский рекомендовал
перемену занятий и разнообразие
методов.
Придавая большое значение
развитию у детей умения самостоятельно
работать, Ушинский советовал, чтобы с
самого начала школьных занятий учитель
приучал детей на уроках к правильным
приемам самостоятельной работы. Для
этого, по его мнению, на первых порах не
следует давать детям домашних заданий,
пока они не овладеют правильным навыком
самостоятельной работы.
Большое
значение Ушинский придавал ознакомлению
детей со сказками, былинами, народными
песнями, пословицами, загадками. Из
произведений русских писателей он
рекомендовал доступные для детей
избранные сочинения Пушкина, Крылова,
Лермонтова, Кольцова и других.
Придавая
большое значение грамматике как логике
языка. Каждое грамматическое правило
должно быть выводом из употребления
форм языка, уже известных детям. К
пониманию грамматических правил детей
следует подводить постепенными
упражнениями.
Ушинскому принадлежит
большая заслуга введения и широкого
распространения в России звукового
метода обучения чтению. Из различных
разновидностей этого метода Ушинский
рекомендовал аналитико-синтетический
звуковой метод письма-чтения и построил
по этому методу первые уроки своего
«Родного слова».

Источник