Теории возрастного развития ребенка в педагогике

Д.Б. Эльконин писал,
что проблема периодизации психического
развития в детском возрасте является
фундаментальной проблемой детской
психологии. Ее разработка имеет важное
теоретическое значение, ибо через
определение периодов психического
развития и через выявление закономерностей
переходов от одного периода к другому,
в конечном счете, может быть решена
проблема движущих сил психического
развития. От правильного решения проблемы
периодизации во многом зависит построение
системы воспитания и обучения детей.

Теория возрастного
развития личности ребенка в онтогенезе
включает в себя характеристику
возможностей и тенденций развития
личности по возрастным периодам.
Педагогическая теория возрастного
развития личности изучает не весь
процесс жизненного развития функций
личности, а только лишь его начало с
рождения до 17 лет. Особое внимание при
этом уделяется особенностями формирования
личности школьного возраста. Как и общая
теория развития личности, она является
междисциплинарной и носит интегрированный
характер.

Характеризуя
разные возрастные периоды в развитии
личности, необходимо выделить основные
понятия этого раздела педагогики. Ими
являются «возраст» и «детство».

Возраст –
объективная, исторически изменчивая,
хронологически и символически
фиксированная стадия развития индивида
в онтогенезе.

Детство – этап
онтогенетического развития индивида,
начинающийся с рождения ребенка и
кончающийся его непосредственным
включением во взрослую жизнь.

Возраст может не
совпадать в хронологическом и
психофизическом плане. Возрастной
период развития личности наполнен
индивидуально-неповторимым содержанием
– особенностями развития функций и
личности самого ребенка, особенностями
его взаимоотношений с окружающими и
главной для него деятельностью – имеет
определенные границы. Но эти хронологические
границы могут сдвигаться, и один ребенок
вступить в новый возрастной период
раньше, а другой – позже.

Я.А. Коменский был
первым, кто настаивал на строгом учете
в учебно-воспитательной работе возрастных
особенностей детей. Он выдвинул и
обосновал принцип природосообразности,
согласно которому обучение и воспитание
должны соответствовать природным
особенностям данного возраста. Свои
педагогические теории, исходя из принципа
природосообразности, разрабатывали Д.
Локк и Ж.-Ж. Руссо, К.Д. Ушинский и Л.Н.
Толстой, и многие другие.

В XIX веке теория
возрастного развития личности значительно
продвинулась. Это было связано с
тенденцией всестороннего изучения
ребенка, сформировавшейся к концу XIX
века, и биогенетическими концепциями,
обращавшими особое внимание на
биологические детерминанты развития,
из которых вытекают или с которыми
соотносятся социально-психические
свойства. В 1862 г. немецкие исследователи
Геккель и Мюллер сформулировали
биогенетический закон, или закон
рекапитуляции (от лат. – сжатое
повторение). Родоначальник педологии
Стенли Холл считал этот закон главным
в психологии. Сущность его заключается
в следующем: биологическое развитие
индивида, начиная с зародышевого
состояния, повторяет все основные
стадия, которые прошел тот или иной вид
в процессе своей эволюции. Основная и
непреходящая сущность этого закона
заключалась в том, что к ребенку впервые
была применена эволюционная точка
зрения, что позволило сформулировать
важное педагогическое положение –
ребенок есть развивающееся существо,
а не миниатюра взрослого человека.

Оригинальный
подход к определению сущности и содержания
возрастного развития личности
прослеживается в творчестве
Л.С. Выготского. Он считал, что развитие
личности – сложный процесс, имеющий
свои определенные стадии, но переход
от одной к другой с первого момента
жизни ребенка совершается не по
биологическим законам адаптации
организма к среде, а под действием
системы обучения, заданной исторически
складывающимся конкретным типом
культуры. Для Л.С. Выготского
развитие – это возникновение нового.
Поэтому стадии развития характеризуются
возрастными новообразованиями, т. е.
теми качествами и свойствами, которых
не было раньше (например, ими могут быть
отдельные психические процессы, свойства
личности и т. д.). При этом новое появляется
закономерно, подготовленное всем ходом
предшествующего развития. Источником
развития является социальная среда.
Каждый шаг в развитии ребенка меняет
влияние на него среды: среда становится
совершенно иной, когда ребенок переходит
от одной возрастной стадии к следующей.
Л.С. Выготский вводит понятие «социальная
ситуация развития» – специфическое
для каждого возраста отношение между
ребенком и окружающей средой. Взаимодействие
ребенка со своим социальным окружением,
воспитывающим и обучающим его, и
определяет тот путь развития, который
приводит к возникновению возрастных
новообразований.

И здесь возникают
два главных вопроса теории возрастного
развития личности ребенка: 1) Какова
конкретная социальная ситуация развития
к началу данного возраста и 2) Какие
психические новообразования возникают
у ребенка к концу данного периода? Ответы
на эти вопросы имеют существенное
значение для педагогической практики.
Не учет педагогом этих важных факторов
резко снижает эффективность
учебно-воспитательного процесса.

Л.С. Выготский
рассмотрел также динамику перехода от
одного возрастного периода к другому,
которая может быть или быстрой, резкой,
критической, или, напротив, плавной,
постепенной, медленной. Соответственно
выделяются следующие критические и
стабильные периоды возрастного развития:

Таблица

Критические
периоды

Стабильные
периоды

1.

Кризис
новорожденности (отделяет эмбриональный
период от младенческого возраста)

Младенческий
возраст (2 месяца – 1 год)

2.

Кризис одного
года (отделяет младенчество от раннего
детства)

Раннее детство
(1 год – 3 года)

3.

Кризис трех лет
(переход от раннего детства к дошкольному
возрасту)

Дошкольный
возраст (3 года – 7 лет)

4.

Кризис семи лет
(соединительное звено между дошкольным
и школьным возрастом)

Школьный возраст
(7–12 лет)

5.

Кризис 13 лет
совпадает с переломом в развитии при
переходе от школьного к пубертатному
возрасту

Пубертатный
возраст (14–18 лет)

6.

Кризис 17 лет

Благодаря объединению
двух критериев (педагогического и
психофизиологического) периодизация
Л.С. Выготского стала наиболее продуктивной.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Развитие и образование ни одному человеку

не могут быть даны или сообщены.

Читайте также:  Критические возрастные периоды развития ребенка

Всякий, кто желает к ним приобщиться,

должен достигнуть этого

собственной деятельностью,

собственными силами,

собственным напряжением.

А. Дистервег

Человек не может жить один.

Высшее счастье и радость человеческая –

общение с другими людьми.

В.А. Сухомлинский

Глава 6. ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ В ПЕДАГОГИКЕ. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ ВЫДЕЛЕНИЯ ВОЗРАСТНЫХ ПЕРИОДОВ

Развитие и формирование человека проходит ряд этапов, каждый из которых характеризуется своими особенностями и закономерностями. Педагог успешно выполняет задачи воспитания, образования и обучения, если его деятельность основана на глубоком понима­нии возрастных этапов развития человека.

Великие педагоги прошлого придавали возрастному подходу в воспитании и обучении большое значе­ние. «Учитель подобно ремесленнику должен знать качества, свойства человека, которого он формирует» (Я.А. Коменский). «Прежде чем учить ребенка, нужно знать его во всех отношениях» (К.Д. Ушинский).

Воспитатель добьется успехов в воспитании и обу­чении дошкольников, если будет знать этапы возраст­ного развития детей, видеть их внутренний мир, пони­мать их отношения, взгляды, суждения, переживания, чувства.

Критериями возрастного развития являются ана­томические, физиологические, психологические, педа­гогические, физические показатели состояния организ­ма ребенка.

Анатомические показатели: развитие костной, мышечной, нервной, мозговой, сердечно-сосудистой, половой систем организма.

Физиологические показатели: деятельность орга­нов дыхания, кровообращения, внутренних желез, нервной системы и др. Воспитатель должен знать, что у детей при однообразной работе понижается актив-

ность нервных клеток, наступает торможение, что при­водит к быстрой утомляемости, пассивности.

К психологическим критериям возрастного разви­тия относятся особенности’ощущения, восприятия, пред­ставлений, памяти, воображения, внимания, мышления, речи, темперамента и характера, навыков и умений, а также других психологических черт и свойств личнос­ти. Например, ведущей формой познавательной актив­ности шестилетнего ребенка является чувственное по­знание, конкретно-образное мышление. Это нужно учитывать при определении содержания и методов обу­чения дошкольников и первоклассников.

Физические показатели для каждого возрастного периода не являются постоянными, они относительны и изменяются в зависимости от социальных и природ­ных условий жизни ребенка, а также иных причин, например, акселерации. К этим показателям относят­ся: рост ребенка, масса, объем грудной клетки, сила мышц, двигательные умения и др.

Педагогические критерии возрастного развития характеризуют возможности воспитания, образования и обучения в разные периоды жизни ребенка.

В возрастной периодизации развития человека используется весь комплекс названных выше показа­телей. Некоторые показатели являются ведущими в данном возрастном периоде, другие зависимы. Так, в период новорожденности ведущими являются показа­тели физического состояния ребенка. Психологические и педагогические критерии являются ведущими в ха­рактеристике детей дошкольного возраста.

Педагогическая характеристика возрастных периодов

Период новорожденности

Новорожденный ребенок– от рождения до 1 – 2 месяцев. Воспитание в этот период преимущественно сводится к заботе о физическом развитии ребенка, о его здоровье.

Правильно организованное питание, закаливающие процедуры, соблюдение режима сна и бодрствования, гигиенически целесообразная одежда – основы сохранения и укрепления здоровья ребенка. Однако уже в этот период ребенок начинает контакти­ровать с окружающим миром посредством ощущений: обонятельных, зрительных, слуховых, кожных, двигатель­ных. Особенно развиты сосательный, ориентировочный, хватательный рефлексы, т.е. те, которые обеспечивают, его преимущественно органические потребности. Поэто­му не менее важной задачей воспитания в этот период является создание условий для активного функциони­рования органов чувств. Это обеспечивает развитие нервной системы, мозга, будет способствовать формиро­ванию познавательных процессов. Быстрее развивается тот ребенок, которому обеспечен контакт с многообрази­ем действующих на него раздражителей: речевых, зри­тельных, музыкальных, двигательных, слуховых – при условии, что эти раздражители вызывают эмоционально положительную реакцию.

К 2 – 3 месяцам у ребенка появляется особая эмо­ционально-двигательная реакция на взрослого, которую называют «комплекс оживления». Ребенок совершает активные движения руками и ногами, улыбается, про­износит звуки. С этого момента ребенок вступает в другой период своего развития – младенческий. Мла­денческий возраст – с 2 – 3 месяцев до года. В этом периоде ребенок научается держать головку, садиться, ползать, принимать вертикальное положение, соверша­ет первые шаги. Активно формируются психологичес­кие процессы и свойства личности. Ребенок тянется к предмету, пытается схватить игрушку. Движения его становятся более координированными, что приводит к простейшим манипуляциям с предметами. Ребенок бро­сает предмет или игрушку, потряхивает, постукивает, тем самым знакомится с его свойствами, признаками. Мир предметов и игрушек выступает как независимый от него. Он стремится познать этот мир. Возникает пред­метность и константность восприятия.

Важнейшим новообразованием в этом возрастном периоде является речь. Первые слова ребенка вводят его в контакт с окружающим миром, переводят позна­ние на более перспективный, хотя и более противоре­чивый и трудный уровень. Механизмы речи формиру­ются в течение всего первого года жизни.

Воспитывающее, образовательное, обучающее влияние на ребенка в этот период оказывают действия с предметами, игрушками, общение со взрослыми и совместная деятельность. Ребенок овладевает умени­ями слушать, видеть, наблюдать, запоминать, действо­вать. Ему свойственны подражательность, копирова­ние действий взрослых; Возникает предметное мышление. В младенческом возрасте формируются предпосылки для всестороннего развития личности. Смысл воспитания сводится к тому, чтобы обеспечить возможности такого развития и создать условия для реализации этих возможностей.

Раннее детство

Раннее детство– от года до 3 лет. В этот период происходит качественный скачок в развитии и форми­ровании личности ребенка. Речь становится ведущим фактором духовного становления личности, расширяя границы познания и общения. Забота о развитии речи ребенка – важнейшая задача воспитания в этот пери­од, так как речь ребенка развивается не спонтанно, а в результате внешних воздействий, контактов. Харак­тер общений существенно влияет на количество и раз-, нообразие слов ребенка, технику речи, формирование потребности говорить, слушать, понимать.

В этом возрасте закладываются основные черты характера. Отношения, складывающиеся с родителя­ми и другими взрослыми, со сверстниками, способству­ют пониманию того, что можно делать, а чего нельзя. В общении, в поведении, в разнообразных видах дея­тельности ребенок уже в этом возрасте усваивает мо­ральные нормы. От организации поведения и деятель­ности ребенка зависит содержание тех моральных требований и норм, которыми он овладеет.

Читайте также:  Познавательное развитие личности ребенка дошкольного возраста

Первые признаки самостоятельности в поведении, в действиях, выражающиеся в желании действовать по своей инициативе, являются основой формирования воли, работоспособности, трудолюбия. И если слепая любовь родителей ведет к подавлению этих рождаю­щихся качеств, если ребенок говорит «я сам», а его продолжают одевать, раздевать, кормить и т. д., то не­избежно возникают капризы, непослушание, лень, раздражительность, неуверенность. И это трудно в буду­щем исправить.

Забота родителей и воспитателей состоит в том, чтобы обеспечить разностороннюю деятельность в этом возрасте, многообразие форм общения и позна­ния, способствуя проявлению инициативы и самосто­ятельности. Именно в этом возрасте каждый ребенок становится личностью, выделяет себя из окружающе­го мира; у него закладываются все те качества, кото­рые характерны для взрослого человека. Поэтому некоторые психологи утверждают, что середина пути развития человека от момента рождения до взросло­го – трехлетний возраст.

Дошкольный возраст

Дошкольный возраст– от 3 до 6 – 7 лет. В этот период деятельность анализаторов, развитие представ­лений, воображения, памяти, мышления и речи в ком­плексе приводят к формированию чувственного этапа познания мира. Интенсивно формируется логическое мышление, появляются элементы абстрактных рассуж­дений. Дошкольник стремится представить мир таким, каким он его видит. Даже фантазию он склонен расце­нивать как реальность. Дошкольник будет умственно более развит, если его научили обобщать и системати­зировать чувственные образы предметов окружающе­го мира. Он легко и свободно запомнит созвездия, названия и виды растений, животных, птиц, насекомых, если их показать ребенку в реальной природе.

Дошкольный возраст – это начало всестороннего развития и формирования личности. Программы до­школьных образовательных учреждений предусматри­вают физическое, умственное, нравственное, трудовое, эстетическое воспитание детей. При этом во всех ва­риантах программ самое серьезное внимание обраща­ется на игровую деятельность дошкольника.

Игра – лучшее средство удовлетворения его ин­тересов и потребностей, реализации его замыслов, же­ланий, стремлений.

Через игровую деятельность ребенок познает нрав­ственные требования, учится общению со сверст­никами, овладевает трудовыми умениями и навыками.

Часто в ходе игры проявляются такие качества ребен­ка, как жадность, эгоизм, агрессивность. Поэтому ес­тественно, что игрой детей надо умело управлять и направлять ее в нужное русло.

Дошкольное детство делится на младший дошколь­ный возраст (3–5 лет) и старший дошкольный возраст (5-7 лет).

Одна из задач в работе с дошкольниками, особен­но 5–7 лет, – разрешение противоречий между же­ланиями ребенка и его реальными возможностями. Здесь и играет важную роль сюжетно-ролевая игра. Здесь для воспитателя важно поддерживать и направ­лять самодеятельную игру детей. Именно в таких играх развивается умение планировать игру, разрабатывать ее замысел, устанавливать правила игры. Все это впо­следствии благоприятно скажется в становлении ре­бенка как ученика.



Источник

Теория возрастного развития личности ребенка в онтогенезе — то, что составляло основное позитивное содержание педологии, включает в себя характеристику возможностей и тенденций развития личности по возрастным периодам. Это обобщенный свод знаний и закономерностей, открытых педагогами и представителями других научных отраслей, которые изучая конкретные процессы становления личности ребенка, сами становились педагогами.

Педагогическая теория возрастного развития личности изучает не весь процесс жизненного развития функций личности, а только лишь его началос рождения до 17 лет. особое внимание при этом уделяется особенностями формирования личности школьного возраста. Как и общая теория развития личности, она является междисциплинарной и носит интегрированный характер. Характеризуя разные возрастные периоды в развитии личности, необходимо выделить основные понятия этого раздела педагогики. Ими являются «возраст» и «детство».

Возраст может не совпадать в хронологическом и психофизическом плане. Возрастной период развития личности наполнен индивидуально-неповторимым содержанием — особенностями развития функций и личности самого ребенка, особенностями его взаимоотношений с окружающими и главной для него деятельностью — имеет определенные границы. Но эти хронологические границы могут сдвигаться, и один ребенок вступить в новый возрастной период раньше, а другой — позже.

Начальные возрастные периоды образуют детство (И. Ю. Кулагина). Детствоявление историческое: и его содержание, и продолжительность изменялись на протяжении веков. Эти изменения прослеживает И. С. Кон в книге «Ребенок и общество» (М. : Наука, 1988).

Я. А. Коменский был первым, кто настаивал на строгом учете в учебно-воспитательной работе возрастных особенностей детей. Он выдвинул и обосновал принцип природосообразности, согласно которому обучение и воспитание должны соответствовать природным особенностям данного возраста. Свои педагогические теории, исходя из принципа природосообразности, разрабатывали Д. Локк и Ж. -Ж. Руссо, К. Д. Ушинский и Л. Н. Толстой, и многие другие.

То, что развитие, как физическое, так и умственное, тесно связано с возрастом, понимали уже в глубокой древности. Для правильного управления процессами развития педагоги уже в далеком прошлом делали попытки классифицировать периоды человеческой жизни. Известен целый ряд разработок, посвященных периодизации развития (Я.А. Коменский, Н.Д. Левитов, Д.Б. Эльконин и др.). Число предложенных периодизаций достигло нескольких десятков и продолжает увеличиваться, так как пока невозможно построить систему, которая опиралась бы только на один критерий и была бесспорной.

В настоящее время большинством педагогов признана периодизация, основанная на выделении возрастных особенностей. Возрастные особенности – это наиболее характерные для каждого возрастного периода детей и учащихся особенности их физического, психического и социального развития.

Сущность возрастных особенностей наглядно раскрывается на примере физического развития человека. Рост, прибавление веса, появление молочных зубов, а затем их смена, половое созревание и другие биологические процессы совершаются в определенные возрастные периоды с небольшими отклонениями.

Читайте также:  Внутриутробное развитие ребенка смотреть онлайн

Поскольку биологическое и духовное развитие человека тесно взаимосвязаны, то соответствующие возрасту изменения наступают и в психической сфере. Происходит, хотя и не в таком строгом порядке, как биологическое, социальное созревание, проявляется возрастная динамика духовного развития личности. Это и служит естественной основой для выделения последовательных этапов развития человека и составления возрастной периодизации.

Полные периодизации развития охватывают всю человеческую жизнь с наиболее характерными стадиями, а неполные (частичные, урезанные) – только ту часть жизни и развития, которая интересует определенную научную область.

Для педагогики школы наибольший интерес представляет периодизация, охватывающая жизнь и развитие человека школьного возраста. В современной науке приняты следующие периодизации детского возраста (табл. 3).

Основу педагогической периодизации составляют стадии физического и психического развития, с одной стороны, и условия, в которых протекает воспитание, – с другой.

Если объективно существуют этапы биологического созревания организма, его нервной системы и органов, а также связанное с ним развитие познавательных сил, то разумно организованное воспитание должно приспосабливаться к возрастным особенностям, основываться на них. Игнорирование или отрицание природных ступеней развития неизбежно приводит к ошибочному утверждению о возможности при подборе и применении соответствующей методики усвоить любой социальный опыт, любые знания, практические навыки и умения в любом возрасте.

Первым, кто настаивал на строгом учете в учебно-воспитательной работе возрастных особенностей детей, был Я.А. Коменский. Он выдвинул и обосновал принцип природосообразности, согласно которому обучение и воспитание должны соответствовать возрастным этапам развития. Как в природе все происходит в свое время, так и в воспитании все должно идти своим чередом – своевременно и последовательно. Только тогда человеку можно естественно прививать нравственные качества, добиваться полноценного усвоения истин, для понимания которых созрел его ум.

Учет возрастных особенностей – один из основополагающих педагогических принципов. Опираясь на него, учитель регламентирует учебную нагрузку, устанавливает обоснованные объемы занятости различными видами труда, определяет наиболее благоприятный для развития распорядок дня, режим труда и отдыха. Возрастные особенности обязывают правильно решать вопросы отбора и расположения учебных предметов и учебного материала в каждом предмете, обусловливают выбор форм и методов учебно-воспитательной деятельности.

В зависимости от того, какие потребности и как удовлетворяются данным предметом, он приобретает для субъекта тот или иной смысл. Источником смысла выступает удовлетворение потребности, представленное субъекту в виде предвосхищаемого эмоционального состояния, связанного с процессом удовлетворения потребности.

Ведущей называется такая деятельность ребенка, которая характеризуется следующими тремя признаками. Во-первых, это деятельность, в форме которой возникают и внутри которой дифференцируются другие, новые виды деятельности. Во-вторых, это деятельность, в которой формируются или перестраиваются частные психические процессы. В-третьих, это деятельность, от которой ближайшим образом зависят наблюдаемые в данном возрасте основные изменения личности ребенка.

Вместе с тем детская психология не располагает экспериментальными доказательствами того, что можно выделить один тип деятельности как ведущий для развития личности на каждом возрастном этапе.

В жизни ребенка учебная деятельность закономерно сменяет игровую, становясь для него ведущей. Это происходит, безусловно, только при наличии у ребенка психологической готовности к школе. Ребенок как бы «перерастает» свое дошкольное детство; учение в школе, отвечая его новым потребностям, становится главным делом на длительный период времени. В рамках учебной деятельности как ведущей возникают новые виды деятельности, формируются и перестраиваются психические процессы.

У отдельных детей выстраивается опережающий темп развития. Речь в данном случае идет об акселерации – ускорении чаще всего физического развития, которое наблюдается как в детском, так и в школьном возрасте. Акселерация приводит к рассогласованности темпов физического, а иногда и психического развития, с одной стороны, и темпов психологического и социального влияния и становления личности – с другой.

Об акселерации детей и учащейся молодежи много писали в 1950-1970-е гг., когда кривая их физиологического созревания явно опережала темпы умственного и социального развития. Так, к 13 годам у девочек и к 14 годам у мальчиков, живущих в средней и тем более в южной полосе России, физиологическое развитие в своей основе достигает уровня взрослого человека. При этом духовное и социальное развитие акселератов заметно отстает от физиологического, что приводит к явным противоречиям, трудностям и конфликтам в их обучении и воспитании.

Среди причин акселерации называют общие темпы ускорения жизни, улучшение материальных условий, медицинского обслуживания и ухода за детьми в раннем возрасте, повышение качества питания, искоренение многих тяжких недугов. Указываются и другие причины, в частности радиоактивное загрязнение среды обитания человека, ведущее на первых порах к ускорению роста, а со временем, как показывают опыты с растениями и животными, к ослаблению генофонда, а также уменьшение количества кислорода в атмосфере, что влечет за собой расширение грудной клетки, обусловливающее рост всего организма. Вероятнее всего, акселерация связана с комплексным воздействием многих факторов.

С середины 1980-х гг. акселерация во всем мире пошла на убыль, темпы физиологического развития несколько упали.

Дата добавления: 2015-04-06; просмотров: 3420; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9742 — | 7451 — или читать все…

Читайте также:

Источник