Теории возрастного развития ребенка в педагогике
Д.Б. Эльконин писал,
что проблема периодизации психического
развития в детском возрасте является
фундаментальной проблемой детской
психологии. Ее разработка имеет важное
теоретическое значение, ибо через
определение периодов психического
развития и через выявление закономерностей
переходов от одного периода к другому,
в конечном счете, может быть решена
проблема движущих сил психического
развития. От правильного решения проблемы
периодизации во многом зависит построение
системы воспитания и обучения детей.
Теория возрастного
развития личности ребенка в онтогенезе
включает в себя характеристику
возможностей и тенденций развития
личности по возрастным периодам.
Педагогическая теория возрастного
развития личности изучает не весь
процесс жизненного развития функций
личности, а только лишь его начало с
рождения до 17 лет. Особое внимание при
этом уделяется особенностями формирования
личности школьного возраста. Как и общая
теория развития личности, она является
междисциплинарной и носит интегрированный
характер.
Характеризуя
разные возрастные периоды в развитии
личности, необходимо выделить основные
понятия этого раздела педагогики. Ими
являются «возраст» и «детство».
Возраст –
объективная, исторически изменчивая,
хронологически и символически
фиксированная стадия развития индивида
в онтогенезе.
Детство – этап
онтогенетического развития индивида,
начинающийся с рождения ребенка и
кончающийся его непосредственным
включением во взрослую жизнь.
Возраст может не
совпадать в хронологическом и
психофизическом плане. Возрастной
период развития личности наполнен
индивидуально-неповторимым содержанием
– особенностями развития функций и
личности самого ребенка, особенностями
его взаимоотношений с окружающими и
главной для него деятельностью – имеет
определенные границы. Но эти хронологические
границы могут сдвигаться, и один ребенок
вступить в новый возрастной период
раньше, а другой – позже.
Я.А. Коменский был
первым, кто настаивал на строгом учете
в учебно-воспитательной работе возрастных
особенностей детей. Он выдвинул и
обосновал принцип природосообразности,
согласно которому обучение и воспитание
должны соответствовать природным
особенностям данного возраста. Свои
педагогические теории, исходя из принципа
природосообразности, разрабатывали Д.
Локк и Ж.-Ж. Руссо, К.Д. Ушинский и Л.Н.
Толстой, и многие другие.
В XIX веке теория
возрастного развития личности значительно
продвинулась. Это было связано с
тенденцией всестороннего изучения
ребенка, сформировавшейся к концу XIX
века, и биогенетическими концепциями,
обращавшими особое внимание на
биологические детерминанты развития,
из которых вытекают или с которыми
соотносятся социально-психические
свойства. В 1862 г. немецкие исследователи
Геккель и Мюллер сформулировали
биогенетический закон, или закон
рекапитуляции (от лат. – сжатое
повторение). Родоначальник педологии
Стенли Холл считал этот закон главным
в психологии. Сущность его заключается
в следующем: биологическое развитие
индивида, начиная с зародышевого
состояния, повторяет все основные
стадия, которые прошел тот или иной вид
в процессе своей эволюции. Основная и
непреходящая сущность этого закона
заключалась в том, что к ребенку впервые
была применена эволюционная точка
зрения, что позволило сформулировать
важное педагогическое положение –
ребенок есть развивающееся существо,
а не миниатюра взрослого человека.
Оригинальный
подход к определению сущности и содержания
возрастного развития личности
прослеживается в творчестве
Л.С. Выготского. Он считал, что развитие
личности – сложный процесс, имеющий
свои определенные стадии, но переход
от одной к другой с первого момента
жизни ребенка совершается не по
биологическим законам адаптации
организма к среде, а под действием
системы обучения, заданной исторически
складывающимся конкретным типом
культуры. Для Л.С. Выготского
развитие – это возникновение нового.
Поэтому стадии развития характеризуются
возрастными новообразованиями, т. е.
теми качествами и свойствами, которых
не было раньше (например, ими могут быть
отдельные психические процессы, свойства
личности и т. д.). При этом новое появляется
закономерно, подготовленное всем ходом
предшествующего развития. Источником
развития является социальная среда.
Каждый шаг в развитии ребенка меняет
влияние на него среды: среда становится
совершенно иной, когда ребенок переходит
от одной возрастной стадии к следующей.
Л.С. Выготский вводит понятие «социальная
ситуация развития» – специфическое
для каждого возраста отношение между
ребенком и окружающей средой. Взаимодействие
ребенка со своим социальным окружением,
воспитывающим и обучающим его, и
определяет тот путь развития, который
приводит к возникновению возрастных
новообразований.
И здесь возникают
два главных вопроса теории возрастного
развития личности ребенка: 1) Какова
конкретная социальная ситуация развития
к началу данного возраста и 2) Какие
психические новообразования возникают
у ребенка к концу данного периода? Ответы
на эти вопросы имеют существенное
значение для педагогической практики.
Не учет педагогом этих важных факторов
резко снижает эффективность
учебно-воспитательного процесса.
Л.С. Выготский
рассмотрел также динамику перехода от
одного возрастного периода к другому,
которая может быть или быстрой, резкой,
критической, или, напротив, плавной,
постепенной, медленной. Соответственно
выделяются следующие критические и
стабильные периоды возрастного развития:
Таблица
№ | Критические | Стабильные |
1. | Кризис | Младенческий |
2. | Кризис одного | Раннее детство |
3. | Кризис трех лет | Дошкольный |
4. | Кризис семи лет | Школьный возраст |
5. | Кризис 13 лет | Пубертатный |
6. | Кризис 17 лет |
Благодаря объединению
двух критериев (педагогического и
психофизиологического) периодизация
Л.С. Выготского стала наиболее продуктивной.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Развитие и образование ни одному человеку
не могут быть даны или сообщены.
Всякий, кто желает к ним приобщиться,
должен достигнуть этого
собственной деятельностью,
собственными силами,
собственным напряжением.
А. Дистервег
Человек не может жить один.
Высшее счастье и радость человеческая –
общение с другими людьми.
В.А. Сухомлинский
Глава 6. ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ В ПЕДАГОГИКЕ. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ ВЫДЕЛЕНИЯ ВОЗРАСТНЫХ ПЕРИОДОВ
Развитие и формирование человека проходит ряд этапов, каждый из которых характеризуется своими особенностями и закономерностями. Педагог успешно выполняет задачи воспитания, образования и обучения, если его деятельность основана на глубоком понимании возрастных этапов развития человека.
Великие педагоги прошлого придавали возрастному подходу в воспитании и обучении большое значение. «Учитель подобно ремесленнику должен знать качества, свойства человека, которого он формирует» (Я.А. Коменский). «Прежде чем учить ребенка, нужно знать его во всех отношениях» (К.Д. Ушинский).
Воспитатель добьется успехов в воспитании и обучении дошкольников, если будет знать этапы возрастного развития детей, видеть их внутренний мир, понимать их отношения, взгляды, суждения, переживания, чувства.
Критериями возрастного развития являются анатомические, физиологические, психологические, педагогические, физические показатели состояния организма ребенка.
Анатомические показатели: развитие костной, мышечной, нервной, мозговой, сердечно-сосудистой, половой систем организма.
Физиологические показатели: деятельность органов дыхания, кровообращения, внутренних желез, нервной системы и др. Воспитатель должен знать, что у детей при однообразной работе понижается актив-
ность нервных клеток, наступает торможение, что приводит к быстрой утомляемости, пассивности.
К психологическим критериям возрастного развития относятся особенности’ощущения, восприятия, представлений, памяти, воображения, внимания, мышления, речи, темперамента и характера, навыков и умений, а также других психологических черт и свойств личности. Например, ведущей формой познавательной активности шестилетнего ребенка является чувственное познание, конкретно-образное мышление. Это нужно учитывать при определении содержания и методов обучения дошкольников и первоклассников.
Физические показатели для каждого возрастного периода не являются постоянными, они относительны и изменяются в зависимости от социальных и природных условий жизни ребенка, а также иных причин, например, акселерации. К этим показателям относятся: рост ребенка, масса, объем грудной клетки, сила мышц, двигательные умения и др.
Педагогические критерии возрастного развития характеризуют возможности воспитания, образования и обучения в разные периоды жизни ребенка.
В возрастной периодизации развития человека используется весь комплекс названных выше показателей. Некоторые показатели являются ведущими в данном возрастном периоде, другие зависимы. Так, в период новорожденности ведущими являются показатели физического состояния ребенка. Психологические и педагогические критерии являются ведущими в характеристике детей дошкольного возраста.
Педагогическая характеристика возрастных периодов
Период новорожденности
Новорожденный ребенок– от рождения до 1 – 2 месяцев. Воспитание в этот период преимущественно сводится к заботе о физическом развитии ребенка, о его здоровье.
Правильно организованное питание, закаливающие процедуры, соблюдение режима сна и бодрствования, гигиенически целесообразная одежда – основы сохранения и укрепления здоровья ребенка. Однако уже в этот период ребенок начинает контактировать с окружающим миром посредством ощущений: обонятельных, зрительных, слуховых, кожных, двигательных. Особенно развиты сосательный, ориентировочный, хватательный рефлексы, т.е. те, которые обеспечивают, его преимущественно органические потребности. Поэтому не менее важной задачей воспитания в этот период является создание условий для активного функционирования органов чувств. Это обеспечивает развитие нервной системы, мозга, будет способствовать формированию познавательных процессов. Быстрее развивается тот ребенок, которому обеспечен контакт с многообразием действующих на него раздражителей: речевых, зрительных, музыкальных, двигательных, слуховых – при условии, что эти раздражители вызывают эмоционально положительную реакцию.
К 2 – 3 месяцам у ребенка появляется особая эмоционально-двигательная реакция на взрослого, которую называют «комплекс оживления». Ребенок совершает активные движения руками и ногами, улыбается, произносит звуки. С этого момента ребенок вступает в другой период своего развития – младенческий. Младенческий возраст – с 2 – 3 месяцев до года. В этом периоде ребенок научается держать головку, садиться, ползать, принимать вертикальное положение, совершает первые шаги. Активно формируются психологические процессы и свойства личности. Ребенок тянется к предмету, пытается схватить игрушку. Движения его становятся более координированными, что приводит к простейшим манипуляциям с предметами. Ребенок бросает предмет или игрушку, потряхивает, постукивает, тем самым знакомится с его свойствами, признаками. Мир предметов и игрушек выступает как независимый от него. Он стремится познать этот мир. Возникает предметность и константность восприятия.
Важнейшим новообразованием в этом возрастном периоде является речь. Первые слова ребенка вводят его в контакт с окружающим миром, переводят познание на более перспективный, хотя и более противоречивый и трудный уровень. Механизмы речи формируются в течение всего первого года жизни.
Воспитывающее, образовательное, обучающее влияние на ребенка в этот период оказывают действия с предметами, игрушками, общение со взрослыми и совместная деятельность. Ребенок овладевает умениями слушать, видеть, наблюдать, запоминать, действовать. Ему свойственны подражательность, копирование действий взрослых; Возникает предметное мышление. В младенческом возрасте формируются предпосылки для всестороннего развития личности. Смысл воспитания сводится к тому, чтобы обеспечить возможности такого развития и создать условия для реализации этих возможностей.
Раннее детство
Раннее детство– от года до 3 лет. В этот период происходит качественный скачок в развитии и формировании личности ребенка. Речь становится ведущим фактором духовного становления личности, расширяя границы познания и общения. Забота о развитии речи ребенка – важнейшая задача воспитания в этот период, так как речь ребенка развивается не спонтанно, а в результате внешних воздействий, контактов. Характер общений существенно влияет на количество и раз-, нообразие слов ребенка, технику речи, формирование потребности говорить, слушать, понимать.
В этом возрасте закладываются основные черты характера. Отношения, складывающиеся с родителями и другими взрослыми, со сверстниками, способствуют пониманию того, что можно делать, а чего нельзя. В общении, в поведении, в разнообразных видах деятельности ребенок уже в этом возрасте усваивает моральные нормы. От организации поведения и деятельности ребенка зависит содержание тех моральных требований и норм, которыми он овладеет.
Первые признаки самостоятельности в поведении, в действиях, выражающиеся в желании действовать по своей инициативе, являются основой формирования воли, работоспособности, трудолюбия. И если слепая любовь родителей ведет к подавлению этих рождающихся качеств, если ребенок говорит «я сам», а его продолжают одевать, раздевать, кормить и т. д., то неизбежно возникают капризы, непослушание, лень, раздражительность, неуверенность. И это трудно в будущем исправить.
Забота родителей и воспитателей состоит в том, чтобы обеспечить разностороннюю деятельность в этом возрасте, многообразие форм общения и познания, способствуя проявлению инициативы и самостоятельности. Именно в этом возрасте каждый ребенок становится личностью, выделяет себя из окружающего мира; у него закладываются все те качества, которые характерны для взрослого человека. Поэтому некоторые психологи утверждают, что середина пути развития человека от момента рождения до взрослого – трехлетний возраст.
Дошкольный возраст
Дошкольный возраст– от 3 до 6 – 7 лет. В этот период деятельность анализаторов, развитие представлений, воображения, памяти, мышления и речи в комплексе приводят к формированию чувственного этапа познания мира. Интенсивно формируется логическое мышление, появляются элементы абстрактных рассуждений. Дошкольник стремится представить мир таким, каким он его видит. Даже фантазию он склонен расценивать как реальность. Дошкольник будет умственно более развит, если его научили обобщать и систематизировать чувственные образы предметов окружающего мира. Он легко и свободно запомнит созвездия, названия и виды растений, животных, птиц, насекомых, если их показать ребенку в реальной природе.
Дошкольный возраст – это начало всестороннего развития и формирования личности. Программы дошкольных образовательных учреждений предусматривают физическое, умственное, нравственное, трудовое, эстетическое воспитание детей. При этом во всех вариантах программ самое серьезное внимание обращается на игровую деятельность дошкольника.
Игра – лучшее средство удовлетворения его интересов и потребностей, реализации его замыслов, желаний, стремлений.
Через игровую деятельность ребенок познает нравственные требования, учится общению со сверстниками, овладевает трудовыми умениями и навыками.
Часто в ходе игры проявляются такие качества ребенка, как жадность, эгоизм, агрессивность. Поэтому естественно, что игрой детей надо умело управлять и направлять ее в нужное русло.
Дошкольное детство делится на младший дошкольный возраст (3–5 лет) и старший дошкольный возраст (5-7 лет).
Одна из задач в работе с дошкольниками, особенно 5–7 лет, – разрешение противоречий между желаниями ребенка и его реальными возможностями. Здесь и играет важную роль сюжетно-ролевая игра. Здесь для воспитателя важно поддерживать и направлять самодеятельную игру детей. Именно в таких играх развивается умение планировать игру, разрабатывать ее замысел, устанавливать правила игры. Все это впоследствии благоприятно скажется в становлении ребенка как ученика.
Источник
Теория возрастного развития личности ребенка в онтогенезе — то, что составляло основное позитивное содержание педологии, включает в себя характеристику возможностей и тенденций развития личности по возрастным периодам. Это обобщенный свод знаний и закономерностей, открытых педагогами и представителями других научных отраслей, которые изучая конкретные процессы становления личности ребенка, сами становились педагогами.
Педагогическая теория возрастного развития личности изучает не весь процесс жизненного развития функций личности, а только лишь его началос рождения до 17 лет. особое внимание при этом уделяется особенностями формирования личности школьного возраста. Как и общая теория развития личности, она является междисциплинарной и носит интегрированный характер. Характеризуя разные возрастные периоды в развитии личности, необходимо выделить основные понятия этого раздела педагогики. Ими являются «возраст» и «детство».
Возраст может не совпадать в хронологическом и психофизическом плане. Возрастной период развития личности наполнен индивидуально-неповторимым содержанием — особенностями развития функций и личности самого ребенка, особенностями его взаимоотношений с окружающими и главной для него деятельностью — имеет определенные границы. Но эти хронологические границы могут сдвигаться, и один ребенок вступить в новый возрастной период раньше, а другой — позже.
Начальные возрастные периоды образуют детство (И. Ю. Кулагина). Детствоявление историческое: и его содержание, и продолжительность изменялись на протяжении веков. Эти изменения прослеживает И. С. Кон в книге «Ребенок и общество» (М. : Наука, 1988).
Я. А. Коменский был первым, кто настаивал на строгом учете в учебно-воспитательной работе возрастных особенностей детей. Он выдвинул и обосновал принцип природосообразности, согласно которому обучение и воспитание должны соответствовать природным особенностям данного возраста. Свои педагогические теории, исходя из принципа природосообразности, разрабатывали Д. Локк и Ж. -Ж. Руссо, К. Д. Ушинский и Л. Н. Толстой, и многие другие.
То, что развитие, как физическое, так и умственное, тесно связано с возрастом, понимали уже в глубокой древности. Для правильного управления процессами развития педагоги уже в далеком прошлом делали попытки классифицировать периоды человеческой жизни. Известен целый ряд разработок, посвященных периодизации развития (Я.А. Коменский, Н.Д. Левитов, Д.Б. Эльконин и др.). Число предложенных периодизаций достигло нескольких десятков и продолжает увеличиваться, так как пока невозможно построить систему, которая опиралась бы только на один критерий и была бесспорной.
В настоящее время большинством педагогов признана периодизация, основанная на выделении возрастных особенностей. Возрастные особенности – это наиболее характерные для каждого возрастного периода детей и учащихся особенности их физического, психического и социального развития.
Сущность возрастных особенностей наглядно раскрывается на примере физического развития человека. Рост, прибавление веса, появление молочных зубов, а затем их смена, половое созревание и другие биологические процессы совершаются в определенные возрастные периоды с небольшими отклонениями.
Поскольку биологическое и духовное развитие человека тесно взаимосвязаны, то соответствующие возрасту изменения наступают и в психической сфере. Происходит, хотя и не в таком строгом порядке, как биологическое, социальное созревание, проявляется возрастная динамика духовного развития личности. Это и служит естественной основой для выделения последовательных этапов развития человека и составления возрастной периодизации.
Полные периодизации развития охватывают всю человеческую жизнь с наиболее характерными стадиями, а неполные (частичные, урезанные) – только ту часть жизни и развития, которая интересует определенную научную область.
Для педагогики школы наибольший интерес представляет периодизация, охватывающая жизнь и развитие человека школьного возраста. В современной науке приняты следующие периодизации детского возраста (табл. 3).
Основу педагогической периодизации составляют стадии физического и психического развития, с одной стороны, и условия, в которых протекает воспитание, – с другой.
Если объективно существуют этапы биологического созревания организма, его нервной системы и органов, а также связанное с ним развитие познавательных сил, то разумно организованное воспитание должно приспосабливаться к возрастным особенностям, основываться на них. Игнорирование или отрицание природных ступеней развития неизбежно приводит к ошибочному утверждению о возможности при подборе и применении соответствующей методики усвоить любой социальный опыт, любые знания, практические навыки и умения в любом возрасте.
Первым, кто настаивал на строгом учете в учебно-воспитательной работе возрастных особенностей детей, был Я.А. Коменский. Он выдвинул и обосновал принцип природосообразности, согласно которому обучение и воспитание должны соответствовать возрастным этапам развития. Как в природе все происходит в свое время, так и в воспитании все должно идти своим чередом – своевременно и последовательно. Только тогда человеку можно естественно прививать нравственные качества, добиваться полноценного усвоения истин, для понимания которых созрел его ум.
Учет возрастных особенностей – один из основополагающих педагогических принципов. Опираясь на него, учитель регламентирует учебную нагрузку, устанавливает обоснованные объемы занятости различными видами труда, определяет наиболее благоприятный для развития распорядок дня, режим труда и отдыха. Возрастные особенности обязывают правильно решать вопросы отбора и расположения учебных предметов и учебного материала в каждом предмете, обусловливают выбор форм и методов учебно-воспитательной деятельности.
В зависимости от того, какие потребности и как удовлетворяются данным предметом, он приобретает для субъекта тот или иной смысл. Источником смысла выступает удовлетворение потребности, представленное субъекту в виде предвосхищаемого эмоционального состояния, связанного с процессом удовлетворения потребности.
Ведущей называется такая деятельность ребенка, которая характеризуется следующими тремя признаками. Во-первых, это деятельность, в форме которой возникают и внутри которой дифференцируются другие, новые виды деятельности. Во-вторых, это деятельность, в которой формируются или перестраиваются частные психические процессы. В-третьих, это деятельность, от которой ближайшим образом зависят наблюдаемые в данном возрасте основные изменения личности ребенка.
Вместе с тем детская психология не располагает экспериментальными доказательствами того, что можно выделить один тип деятельности как ведущий для развития личности на каждом возрастном этапе.
В жизни ребенка учебная деятельность закономерно сменяет игровую, становясь для него ведущей. Это происходит, безусловно, только при наличии у ребенка психологической готовности к школе. Ребенок как бы «перерастает» свое дошкольное детство; учение в школе, отвечая его новым потребностям, становится главным делом на длительный период времени. В рамках учебной деятельности как ведущей возникают новые виды деятельности, формируются и перестраиваются психические процессы.
У отдельных детей выстраивается опережающий темп развития. Речь в данном случае идет об акселерации – ускорении чаще всего физического развития, которое наблюдается как в детском, так и в школьном возрасте. Акселерация приводит к рассогласованности темпов физического, а иногда и психического развития, с одной стороны, и темпов психологического и социального влияния и становления личности – с другой.
Об акселерации детей и учащейся молодежи много писали в 1950-1970-е гг., когда кривая их физиологического созревания явно опережала темпы умственного и социального развития. Так, к 13 годам у девочек и к 14 годам у мальчиков, живущих в средней и тем более в южной полосе России, физиологическое развитие в своей основе достигает уровня взрослого человека. При этом духовное и социальное развитие акселератов заметно отстает от физиологического, что приводит к явным противоречиям, трудностям и конфликтам в их обучении и воспитании.
Среди причин акселерации называют общие темпы ускорения жизни, улучшение материальных условий, медицинского обслуживания и ухода за детьми в раннем возрасте, повышение качества питания, искоренение многих тяжких недугов. Указываются и другие причины, в частности радиоактивное загрязнение среды обитания человека, ведущее на первых порах к ускорению роста, а со временем, как показывают опыты с растениями и животными, к ослаблению генофонда, а также уменьшение количества кислорода в атмосфере, что влечет за собой расширение грудной клетки, обусловливающее рост всего организма. Вероятнее всего, акселерация связана с комплексным воздействием многих факторов.
С середины 1980-х гг. акселерация во всем мире пошла на убыль, темпы физиологического развития несколько упали.
Дата добавления: 2015-04-06; просмотров: 3420; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9742 — | 7451 — или читать все…
Читайте также:
Источник