Теории развития личности ребенка в норме

Теории развития личности ребенка в норме thumbnail

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Выполнила: Кашина Е.В. Теории развития личности ребенка

Описание слайда:

Выполнила: Кашина Е.В. Теории развития личности ребенка

2 слайд

Психоаналитическая теория Её предмет – человеческие эмоции и межличностные от

Описание слайда:

Психоаналитическая теория Её предмет – человеческие эмоции и межличностные отношения. Наиболее известны две периодизации представителей психоаналитической теории: Зигмунда Фрейда и Эрика Эриксона.

3 слайд

Психоаналитическая теория Зигмунда Фрейда Он полагал, что дети проходят 5 ста

Описание слайда:

Психоаналитическая теория Зигмунда Фрейда Он полагал, что дети проходят 5 стадий психического, точнее, психосексуального развития. 1. Оральная стадия (0 – 2 года); 2. Анальная стадия (2 – 3 года); 3. Фаллическая стадия (4 – 5 лет); 4. Латентная стадия (6 – 12 лет); 5. Генитальная стадия (12 – 18 лет).

4 слайд

Психоаналитическая теория Эрика Эриксона Э. Эриксон (1902-1979) выделил 8 ста

Описание слайда:

Психоаналитическая теория Эрика Эриксона Э. Эриксон (1902-1979) выделил 8 стадий психосоциального развития личности. На каждой человек испытывает специфический кризис, суть которого составляет конфликт между противоположными состояниями сознания, психики: 1.доверие – недоверие к окружающему миру (0 – 1 год); 2.чувство независимости – ощущение стыда и сомнения (1 – 3 года); 3.инициативность – чувство вины (4 – 5 лет); 4.трудолюбие – чувство неполноценности (6 – 11 лет); 5.понимание принадлежности к определенному полу – непонимание форм поведения, соответствующего данному полу (12 – 18 лет); 6.стремление к интимным отношениям – изолированность от окружающих (раннее взросление); 7.жизненная активность – сосредоточенность на себе, возрастные проблемы (нормальное взросление); 8.ощущение полноты жизни – отчаяние (позднее взросление).

5 слайд

Когнитивная теория Наиболее полно процессы умственного развития были разработ

Описание слайда:

Когнитивная теория Наиболее полно процессы умственного развития были разработаны швейцарским ученым Жаном Пиаже (1896 – 1980). Человек, по Пиаже, в своем умственном развитии проходит 4 большие периода: 1) чувственно-двигательный (сенсомоторный) – от рождения до 2 лет; 2) до оперативный (2 – 7 лет); 3) период конкретного мышления (7 – 11 лет); 4) период формально-логического, абстрактного мышления (11-12 – 18 лет и далее).

6 слайд

Теория поведения Пытается объяснить, почему, когда и каким образом дети и взр

Описание слайда:

Теория поведения Пытается объяснить, почему, когда и каким образом дети и взрослые обучаются вести себя так, а не иначе. Эту теорию называют также бихевиористской. Основоположником бихевиоризма является Джон Уотсон (1878-1958). Большой вклад в практическое осуществление теории внес Б. Скиннер (1904-1992). Бихевиористы подчеркивают влияние среды на поведение и развитие детей и выделяют 3 типа социального обучения: классическое и оперантное обусловливание и подражание. Б. Скинер Джон Уотсон

7 слайд

Биологическая теория Сравнивает поведение людей и животных в естественных усл

Описание слайда:

Биологическая теория Сравнивает поведение людей и животных в естественных условиях и акцентирует внимание на определении общего и специфического в их поведении. Научное направление, занимающееся этими проблемами, носит название этология. По мнению этологов, человек рождается с определенными фиксированными образцами действий, генетически детерминированными формами поведения – инстинктами. Конрад Лоуренц

8 слайд

Гуманистическая теория Рассматривает человека как уникального индивида, целос

Описание слайда:

Гуманистическая теория Рассматривает человека как уникального индивида, целостную личность, стремящуюся к самореализации. Согласно его теории, каждый человек обладает мотивационным набором, который помогает ему удовлетворять потребности пяти уровней: 1. выживание, или биологические потребности; 2. безопасность и уверенность в будущем; 3. любовь и принадлежность к конкретной социальной группе (социальный статус); 4. самооценка; 5. самореализация. Абрахам Маслоу

9 слайд

Культурно-историческая теория Основывается на том, что "всякая функция в куль

Описание слайда:

Культурно-историческая теория Основывается на том, что «всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва социальном, как категория интерпсихическая, потом – психологическом, как категория интрапсихическая, сперва между людьми, затем внутри ребенка». Все внутренние процессы, по Выготскому, являются продуктом интериоризации: они зарождаются в прямых социальных контактах ребенка со взрослыми, а затем «взращиваются» в его сознание. Л.С.Выготский

10 слайд

Кризисы и стабильные периоды   Ребенок развивается неравномерно. Есть периоды

Описание слайда:

Кризисы и стабильные периоды   Ребенок развивается неравномерно. Есть периоды относительно спокойные, или стабильные, а есть так называемые критические .   Для критических периодов характерны следующие особенности: Кризис возникает незаметно, очень трудно определить момент его наступления и окончания. Резкое обострение (кульминация) наблюдается в середине кризиса. Наблюдается строптивость, падение успеваемости и работоспособности, возрастание количества конфликтов с окружающими. Негативный характер развития. Отмечено, что во время кризисов, в отличие от стабильных периодов, совершается скорее разрушительная, нежели созидательная работа. Стабильные периоды Во время стабильных периодов ребенок накапливает количественные изменения, а не качественные, как во время критических. Эти изменения накапливаются медленно и незаметно. Последовательность развития определяется чередованием стабильных и критических периодов.

11 слайд

Зона ближайшего развития   Взаимодействие ребенка с социальной средой являетс

Описание слайда:

Зона ближайшего развития   Взаимодействие ребенка с социальной средой является не фактором, а источником развития. Иначе говоря, все, чему научится ребенок, должны дать ему окружающие его люди. Зона ближайшего развития – это то, на что ребенок способен, но не умеет без помощи взрослых.

12 слайд

Кризис новорожденности (0-2 месяца) Кризис новорожденности был не открыт, а в

Описание слайда:

Кризис новорожденности (0-2 месяца) Кризис новорожденности был не открыт, а высчитан последним и выделен как особый, кризисный период в психическом развитии ребенка. Признак кризиса – потеря в весе в первые дни после рождения. Социальная ситуация новорожденного специфична и неповторима и определяется двумя моментами. С одной стороны, это полная биологическая беспомощность ребенка, он не в состоянии удовлетворить ни одной жизненной потребности без взрослого. Таким образом, младенец – максимально социальное существо. С другой стороны, при максимальной зависимости от взрослых ребенок лишен еще основных средств общения в виде человеческой речи. Проявляется новообразование в форме комплекса оживления, который включает в себя следующие реакции:   1.общее моторное возбуждение при приближении взрослого; 2.использование крика, плача для привлечения к себе, то есть возникновение инициативы общения; 3.обильные вокализации во время общения с матерью; 4.реакция улыбки.      

Курс профессиональной переподготовки

Воспитатель детей дошкольного возраста

Курс повышения квалификации

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДБ-1359066

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник

Сфера нормального всегда имеет в сознании
людей свои границы, а все то, что находится
за их пределами, определяется как
«ненормальное», «патологическое». На
практике происходит оценивание индивидов
по признаку соответствия или несоответствия
норме, которая и определяет эти границы.

Читайте также:  Индивидуальная программа развития ребенка доу с нарушением речи

Понятие нормы широко используется в
медицине, психологии, педагогике,
социологии и других науках. Попытка
дать точное и единственно верное
определение этому понятию, скорее всего,
обречена на неудачу. Так, например,
только в медицине ученые насчитывают
до 200 его определений.

Сложность в определении понятия «норма»
не только терминологическая, но и
содержательная. Например, нравственные
нормы не могут быть раз и навсегда
зафиксированы во всех без исключения
сообществах, потому что они, во-первых,
имеют национальную специфику, а потом
всё время изменяются.

При этом важно помнить, что норма – это
некое идеальное образование, условное
обозначение объективной реальности,
показатель, характеризующий реальную
действительность, но не существующий
в ней.

То, что не соответствует норме, обозначается
другим словом – «отклонение».

Для соц. педагогики понятие «норма» и
«отклонение от нормы» — очень важные.
Они используются для характеристики
процесса развития и соц-го поведения
ребенка. Отклонения могут носить как
негативный, так и позитивный характер
.Например, отклонениями от нормы в
развитии ребенка являются и умственная
отсталость и талантливость. Такие
негативные отклонения в поведении, как
преступность, алкоголизм, наркомания
и др., оказывают отрицательное влияние
и на процесс социального становления
человека, и на развитие общества в целом.
Позитивные же отклонения в поведении,
к которым можно отнести все формы
социального творчества, напротив, служат
развитию социальной системы.

Отклонения от нормы условно делят на 4 группы:

1)Физические отклонениясвязаны
со здоровьем и определяются медицинскими
показателями.

2)Психический недостаток– это
временный или постоянный недостаток в
психическом развитии человека, включая
нарушения речи, эмоционально-волевой
сферы, как крайние формы этого вида
отклонений выступаютаутизм
состояние психики, характеризующееся
замкнутостью, отсутствием потребности
в общении, исуицид– попытки к
самоубийству, а также повреждения
мозга,нарушения умственного развития,
задержку психического развития, создающие
трудности в обучении.

Особую группу отклонений представляет
одаренность детей.Мера одаренности
и таланта устанавливается по характеру
продуктов деятельности, отличающихся
новизной, нестандартностью, оригинальностью
и другими показателями.

Сложный недостаток сочетает в себе
физические и психические недостатки,
подтвержденные в установленном порядке.

Для диагностики физических и психических
недостатков
создается постояннаямежведомственная психолого-медико-педагогическая
комиссия (ПМПК)
. В ее задачи входит
проведение возможно более раннего
обследования детей и выявление
особенностей их развития в целях
установления диагноза и удовлетворения
прав реб-ка на получение образования,
а также консультирование родителей,
пед., мед.работников, соц. педагогов и
др. специалистов.

3) Педагогические отклонения,
когда ребёнок
не получил
образование, т.к. не посещал школу. Такие
отклонения от нормы могут быть названы
педагогическими. Педагогической нормой,
или нормой образования, являются
стандарты общего образования, которые
приняты в стране. В соответствии с этими
стандартами ребенок в определенном
возрасте должен получить соответствующий
уровень образования, закончить начальную,
неполную среднюю (9 классов) или полную
среднюю (11 классов) школу. Согласно
Закону об образовании РФ обязательным
является общее среднее образование.

4) Социальные отклонениясвязаны
с понятием социальная норма.Соц. норма– правила, образец действия или поведения
людей или группы, которая официально
установлена в обществе.

Соц.нормы делятся на 2 группы: 1.
универсальные
, распространяющиеся
на каждого чел-ка в обществе;2.частные,
относящиеся и регулирующие определенную
сферу профессион-й деят-ти или
жизнедеятельности людей (например,
врач, учитель, социальный педагог и
др.).

Особенностью соц.норм для детей является
то, что они выступают фактором воспитания,
в процессе которого происходит усвоение
соц. норм и ценностей, вхождение в соц-ю
среду, усвоение соц-х ролей и соц-го
опыта.

В социологической, педагогической и
психологической литературе основательно
проработаны проблемы детей с отклоняющимся
поведением. Для этой категории детей
используются различные термины: трудный,
ребенок с девиантным, асоциальным
поведением, с устойчивыми отклонениями
в поведении.

Причины отклоняющегося поведения тоже
хорошо изучены. Они связаны с трудностями
подросткового возраста, неопределенностью
соц-го поведения в обществе, нестабильностью
развития страны, возникающей экстренной
ситуации, из которой реб-к самостоятельно
найти выход не может.

Для оказания помощи таким детям создаются
специализированные соц. службы. Дети,
совершившие соц-но опасные деяния и
достигшие 11 лет, по решению суда с учетом
заключения ПМПК могут направляться в
спец. школы или специальные профессиональные
учебные заведения.

Среди детей, имеющих отклонения в соц.
развитии, выделяют детей, оставшихся
без попечения родителей. Это дети-сироты
и соц-е сироты. Для них существуют
специальные образовательные соц-е
учрежд-я: дома ребенка, дет.дома,
школы-интернаты, социально-реабилитационные
центры помощи детям, соц-е приюты и т.д.

В реальности «чистых» отклонений не
бывает.
Одно отклонение провоцирует
другое, одна группа отклонений
накладывается на другую. Соц. отклонения
у реб-ка обычно имеют в качестве причин
отклонения в здоровье, психические и
педагогические отклонения.

Любая «поломка», любое ограничение
потенциальных возможностей человека
неизбежно затрагивает всю организацию
в целом и ведет к «социальному выпадению».
Это явление изучается учеными разных
областей знания – социологии, психологии,
социальной педагогики, медицины и др.
Каждая из этих наук предлагает свои
теории «выпадений».

Так, отклонения в поведении детей,
имеющих ограниченные возможности,
рассматривались вначале в русле
медицинской модели. Согласно этой
теории, несоответствие социальной норме
в поведении ребенка рассматривается
как патология здоровья. В качестве
причин, вызывающих отклоняющееся
поведение, выдвигались эндокринные
нарушения, нарушение созревания
(акселерация и недоразвитие), органические
мозговые нарушения, генетические
отклонения и др.

На рубеже Х1Х-ХХ вв. в рамках медицинской
модели сформировалась теория социальной
полезности людей с ограниченными
возможностями
, которая получила
широкое распространение во многих
развитых странах. Суть ее заключается
в следующем. В обществе имеются люди,
физические и психические возможности
которых ограниченны, но это не мешает
им осуществлять хотя бы элементарную
социально полезную деятельность,
например, обслуживать себя или выполнять
какую-либо простую работу. Это значит,
что при необходимом профессиональном
обучении такие люди могут материально
сами себя обеспечивать, а не становиться
обузой и бременем для государства,
которое их должно содержать. Кроме того,
они могут быть источником дешевой
рабочей силы, что также выгодно
государству. Таким образом, в этой теории
очевиден приоритет государства над
личностью.

В 60-х годах XX века
на смену медицинской модели пришла
социальная
модель
,
развитию которой послужила теория
психоанализа
.

В фокусе этой
модели находятся не внутренние причины
(болезнь, нарушения в развитии и т. д.),
а взаимосвязь между отдельным человеком
и социумом. С этой точки зрения ограничение
возможностей человека вызвано во многом
отношением к нему окружающих людей,
выделяющим его из общества, а также
барьерами, которые существуют в окружающей
его среде, рассчитанной прежде всего
на здоровых людей. Другими словами,
ограниченные возможности как проблема
являются результатом социальной,
экономической и политической дискриминации
таких людей в обществе. Чтобы преодолеть
ее, необходима интеграция людей с
ограниченными возможностями в общество
на их собственных условиях.

Читайте также:  Компьютерные игры для ребенка 3 лет для развития речи

В рамках социальной
модели отклоняющееся поведение детей
стало рассматриваться во взаимосвязи
с процессами семейного воспитания и
межличностного взаимодействия. С
разработкой теории изменились приоритеты
в объяснении социальных выпадений.
Неадекватное поведение детей и подростков
стало рассматриваться как деформированный
процесс накопления социального опыта,
как результат субъективных нарушений,
связанных с семейным неблагополучием,
недостаточной педагогической культурой
родителей, негативным балансом поощрений
и наказаний, отсутствием любви к ребенку
и другими факторами. Постепенно
накапливающиеся неразрешенные конфликты
и приводят к отклоняющемуся поведению.
А поскольку оно обусловлено не только
болезненными-процессами, на которые
практически невозможно влиять, становится
возможной его коррекция. Таким образом,
социальная модель позволила рассматривать
поведение ребенка не только как
отклоняющееся, но и корректирующееся.

Работа
соц.педагога

направлена на профилактику отклонений,
предупреждения нарушений определенных
норм и правил, принятых в обществе, а
также – на реабилитацию детей, в развитии
которых установлены те или другие
отклонения. Для работы соц.педагога
важное
значение имеет пограничная зона между
нормой и отклонением
.
В соц-х отклонениях м/унормальным типом
поведения и отклоняющимся располагается
большое количество стадий, переходных
ступеней от нормы к отклонению. Поэтому
бывает сложно провести четкую грань
м/уестественным проявлением характера
реб-ка и отклонениями в нем.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Теории развития
личности

  • Психодинамическая
    теория

Ни
одно из направлений теории личности не
приобрело такую громкую известность
за приделами психологической науки,
как фрейдизм (классический психоанализ).
Его основоположником был австрийский
ученый Зигмунд Фрейд (1856-1939), считавший
главным источником развития личности
врожденные биологические факторы
(инстинкты), порождающие
энергию либидо (влечение,
желание). Эта биологическая энергия
направлена как на продолжение рода
(сексуальное влечение), так и на разрушение
(агрессия). По Фрейду, происходит сложное
динамическое взаимодействие между
инстинктами и влечениями, с одной
стороны, и мотивами, сознанием,
морально-этическими императивами – с
другой. Это взаимодействие и регулирует
поведение человека, причем главенствующая
роль принадлежит бессознательному.
Такое объяснение послужило основанием
для обозначения целого направления в
теории личности – психодинамического
(психоанализ).
 

  • Психоаналитическая
    теория

Щвейцарский
психолог Карл Густав Юнг (1875 – 1961) с 1906
по 1913 год сотрудничал с Зигмундом
Фрейдом, но в последствии создал свой
вариант психоаналитического учения –
аналитическую психологию.
Структура
личности, по мнению Карла Юнга, состоит
из трех частей: индивидуального
бессознательного, коллективного
бессознательного и сознания.
Индивидуальное
бессознательное
 –
это хранилище подавленных, вытесненных
из сознания мыслей, чувств,
воспоминаний.
Коллективное
бессознательное
 –
обусловлено генетически, является
своего рода памятью поколений. В
коллективном бессознательном сосредоточен
исторический опыт человечества,
представленный в психике родившегося
ребенка в виде архетипов, которые
наследуются от предков. 
Большой
заслугой К. Юнга является разработка
типологии личности по двум ориентациям:
экстраверсия – интроверсия, а так же
выделение четырех психических процессов:
мышление, чувствование, интуиция,
ощущение.

    • Интроверты обращают
      внимание на внутреннее состояние своей
      души, строят свое поведение исходя из
      собственных идей, норм, убеждений.
      Интровертам свойственна повышенная,
      порой не имеющая оснований тревожность
      по поводу даже малейших житейских
      проблем, своего здоровья. Им присуща
      высокая чувствительность и повышенная
      чуткость к опасности.

    • Экстраверты ориентированы
      на внешнюю сторону душевных устремлений,
      они прекрасно ориентируются во внешнем
      мире, в своей деятельности исходят из
      его норм и правил поведения. Экстравертам
      свойственны общительность, инициативность,
      гибкость поведения, умение найти свое
      место в обществе и приспособиться к
      его требованиям. Предметы и явления,
      объекты внешнего мира интересуют их
      больше, чем собственный внутренний
      мир.

Психические
качества экстравертов и интровертов,
по мнению Юнга, сосуществуют в каждом
человеке, в его душе. Превалирование
одних из них определяет конкретный
психологический тип личности – экстраверт
или интроверт.
По мнению Юнга, архетип
«самость» связан не только с типологией
личности (экстраверт – интроверт), но
и с четырьмя основными психическими
процессами – мышлением, чувствованием,
интуицией и ощущением. У каждого человека
доминирует тот или иной процесс, который
в сочетании с интроверсией или
экстраверсией индивидуализирует путь
развития человека.

  • Индивидуальная
    теория

Целостность
и уникальность личности, ее неповторимая
индивидуальность – краеугольный камень
и кредо индивидуальной психологии,
основоположником которой считается
австрийский психиатр и психолог
еврейского происхождения Альфред Адлер
(1870-1937). По Адлеру не врожденные инстинкты,
а чувство общности с другими людьми,
ориентация на них определяет все их
поступки и поведение.
Основными
составляющими индивидуальной психологии
Адлер считает:

      • чувство
        неполноценности и компенсация;

      • стремление
        к превосходству;

      • стиль
        жизни;

      • творческое
        «Я»;

      • общественный
        интерес;

      • фиктивный
        финализм.

Комплекс
психологической неполноценности
 развивается
с детства в основном по трем причинам:

  • из-за
    дефекта того или иного органа;

  • чрезмерной
    опеке родителей;

  • отвержение
    со стороны родителей.

Как
реакция на комплекс психологической
неполноценности у человека может
развиться стремление
к превосходству
,
выражающееся в тенденции преувеличивать
свои физические или интеллектуальные
способности. Однако стремление к
превосходству, по мнению Адлера, является
фундаментальным законом человеческой
жизни. Великое стремление вперед, по
мнению Адлера, по своей природе
универсально, оно является общим для
всех как в норме, так и в патологии.
Стиль
жизни
,
с точки зрения Адлера, закрепляется в
возрасте 4-5 лет и впоследствии почти не
поддается радикальным изменениям. Стиль
жизни тесно связан с чувством общности.
При развитом чувстве общности неуверенные
в себе дети  меньше ощущают свою
ущербность, так как они могут
компенсироваться при помощи сверстников.

Творческое
«Я»
 выступает
в качестве активного принципа жизни
индивида, является самой главной
конструкцией адлеровской теории
личности. Смысл творческого «Я» в том,
что каждому человеку предоставляется
возможность свободно создавать
собственный стиль жизни, быть хозяином
своей судьбы.

Общественный
интерес
 формируется
в социальном окружении, прежде всего в
семье. Воспитывать в  ребенке чувство
сотрудничества и взаимопомощи со своими
сверстниками можно лишь на основе
личностного опыта. Нормальные отношения
с мужем, с другими детьми, с соседями и
близкими служат образцом подражания
для ребенка. Этим самым создаются
наилучшие условия для формирования у
детей общественного, социального
интереса.

Читайте также:  Умственное развитие 5 летнего ребенка

Фиктивный
финализм
 проявляется
в стремлении человека к достижению
поставленных жизненных целей. Если они
чрезмерны, то человеческая деятельность
превращается в фикцию. Фиктивную цель
не возможно ни проверить, ни подтвердить,
но сам принцип имеет в жизни человека
большое значение. Следуя ему, человек
стремится достичь высоких результатов
в своей деятельности, более эффективно
решает какие-то жизненные проблемы.

  • Поведенческая
    теория

В
поведенческой теории личности
разрабатываются два направления –
рефлекторное и социальное.
Рефлекторное
разрабатывалось одним из сторонников
классического бихевиоризма Б. Скиннером.
Основоположниками социального являются
американские исследователи А. Бандура
и Дж. Роттер. Как в том, так и в другом
направлении было принято за аксиому:
основным источником развития личности
является среда, в личности нет ничего
от генетического или психического
наследования, т.е. личность – продукт
научения, психологические же свойства
– это обобщенные поведенческие рефлексы
и социальные навыки.

  • Гуманистическая
    теория

В
гуманистической теории личности выделяют
два основных направления – клиентцентрическое
и мотивационное. Основоположником
первого направления является американский
психолог и психотерапевт Карл Ренсом
Роджерс (1902-1987). В зарубежной психологии
клиентцентрическое (от слова «клиент»)
направление называют так же
феноменологическим. Второе – мотивационное
направление связано с именем выдающегося
представителя гуманистической психологии
Абрахама Харольда Маслоу (1908-1970). Основная
идея Роджерса и Маслоу в том, что человек
от природы изначально способен к
самосовершенствованию, личностному
росту.

Клиентцентрическое
направление
 
Сторонники
клиентцентрического направления
считают, что в психике человека заложены
две врожденные тенденции: стремление
к самоактуализации и контроль за своим
развитием. Таким образом, человек в силу
своей собственной природы является
активным и самореализующимся субъектом.
В
результате своих тридцатилетних
клинических наблюдений К. Роджерс пришел
к выводу, что человек по своей природе
ориентирован на движение вперед к
конструктивным целям и реализацию
своего природного потенциала. Основные
условия, при которых происходит
самоактуализация личности, являются
принадлежность к группе и самоуважение.

Мотивационное
направление

Маслоу
описывал человека как «существо
желающее», которое редко достигает
состояние полного, завершающего
удовлетворения. Полное отсутствие
желаний и потребностей – мимолетное
явление. Если одна потребность
удовлетворена, другая всплывает на
поверхность и требует своего удовлетворения.
Жизнь человека характеризуется тем,
что люди почти всегда чего-то желают.
Маслоу предположил, что все потребности
человека – врожденные и в мотивационной
сфере образую иерархическую систему
приоритетов.

Теории развития личности ребенка в норме

  • Когнитивная
    теория

Её
основоположником стал американский
психолог Джордж Александр Келли
(1905-1967). Согласно Келли, основным источником
развития личности является социальное
окружение, а поведение детерминировано
познавательными процессами индивида.
Основным понятием когнитивной теории
личности является конструкт,
отражающий особенности познавательных
процессов индивида (восприятие,
представления, память, речь, мышление).
Благодаря конструктам человек
устанавливает межличностные отношения
и познает мир.

Личностные
конструкты
 –
это своеобразные классификаторы нашего
восприятия других людей и самого
себя. 
Когнитивная
теория личности происходит из положения
о том, что познавательные процессы и
интеллектуальные способности оказывают
решающее значение на поведение человека.
Люди воспринимают мир и интерпретируют
его при помощи своих личностных
конструкторов.

  • Деятельностная
    теория

Она
получила наибольшее распространение
в отечественной психологии. У истоков
этой теории стоят А.Н. Леонтьев, С.Л.
Рубинштейн, К.К. Платонов, Б.Г. Ананьев,
Б.М. Теплов и другие исследователи.
Согласно этой теории главным источником
развития личности является деятельность,
т.е. сложная динамическая система
взаимодействий субъекта с миром, под
влиянием которой формируются свойства
личности.
Согласно С.Л. Рубинштейну и
Б.Г. Ананьеву, исходными характеристиками
человека как субъекта деятельности
являются сознание (отражение объективной
действительности) и деятельность
(преобразование действительности).
Именно деятельность, понимаемая как
сложная динамическая система
взаимоотношений с миром, краеугольным
камнем в формировании свойств личности.
С.Л. Рубинштейн отмечал: «В труде, игре
и учении – в них всех совместно и в
каждом из них по-своему и проявляется,
и формируется личность.

  • Диспозиционная
    теория

В
основе диспозиционной теории (от англ.
disposition – предрасположенность) лежат
две идеи. Первая состоит в том, что люди
предрасположены реагировать определенным
образом в различных ситуациях, т.е.
демонстрируют определенное постоянство
поступков, мыслей и эмоций независимо
от времени, событий и жизненного опыта.
Вторая идея в том, что существуют
индивидуальные различия между людьми,
описанные в дифференциальной
психологии.
Эти различия порождаются
многочисленными сложными взаимодействиями
между наследственностью индивида
(биологической подструктурой личности)
и внешней средой. 
У
истоков дифференциальной психологии
среди отечественных ученых стояли такие
прославленные физиологи, как И.М. Сеченов,
И.П. Павлов, психологи В.Д. Небылицин и
В.М. Теплов. Их трудами было доказано
существование тесной взаимосвязи между
физиологическими свойствами нервной
системы и психологическими (темперамент,
способности и др.).

Ганс
Юрген Айзенк (1916-1997), применив метод
факторного анализа, вывел всего лишь 3
независимых друг от друга фактора,
имеющих психофизиологическую основу
и достаточных, по его мнению, для полного
описания личности: экстраверсия  —
интроверсия, нейтротизм (эмоциональная
устойчивость – эмоциональная
неустойчивость) и психотизм.

Теории развития личности ребенка в норме

Из
всего выше сказанного можно сделать
вывод, что в педагогике и психологии по
проблеме личности и ее развития имели
место такие направления как:

  • Биологическое

Представители
этого направления считают личность
сугубо природным существом, все поведение
человека объясняют действием присущих
ему от рождения потребностей, влечений
и инстинктов. Человек вынужден подчиняться
требованиям общества и при этом постоянно
подавлять естественные
потребности.
Неудовлетворение
естественных потребностей он замещает
занятиями каким-либо видом деятельности;

  • Социологическое

Представители
этого направления считают, что хотя
человек рождается как существо
биологическое, однако в процессе своей
жизни он постепенно социализируется
благодаря влиянию на него тех социальных
групп, с которыми он общается. Чем ниже
по уровню развития личность, тем ярче
и резче проявляются у нее биологические
черты, прежде всего инстинкты обладания,
разрушения, половые  и т.п.;

  • Биосоциальное

Представители
этого направления считают, что психические
процессы (ощущение, восприятие, мышление
и др.) имеют биологическую природу, а
направленность, интересы, способности
личности формируются как явления
социальные.

  • Современное

Современная
педагогическая наука рассматривает
личность как единое целое, в котором
биологическое неотделимо от социального.
Изменения в биологии личности сказываются
не только на особенностях ее деятельности,
но и на образе жизни. Однако решающ?