Теоретические основы развития речи и ее роль в развитии ребенка

Теоретические основы развития речи и ее роль в развитии ребенка thumbnail

337

Алексеева
М.М., Яшина Б.И.

Методика
развития речи и обучения родному языку
дошкольников: Учеб. пособие для студ.
высш. и сред, пед. учеб. заведений. — 3-е
изд., стереотип. — М.: Издательский центр
«Академия», 2000. — 400 с.

Оглавление

Предисловие

Глава
I Теоретические основы методики развития
речи

§
1. Предмет методики развития речи и
задачи курса

§
2. Научные основы методики развития речи
и ее связь с другими науками

§
3. Роль родного языка и речи в развитии
ребенка

§
4. Методы исследования в методике развития
речи

Глава
II. Из истории методики развития речи

§
1. Вопросы развития речи детей в зарубежной
педагогике

§
2. Развитие методики в России

Глава
III Система работы по развитию речи в
детском саду

§
1. Цель и задачи развития речи детей

§
2. Методические принципы развития речи

§
3. Программа развития речи

§
4. Средства развития речи

§
5. Методы и приемы развития речи

Глава
IV Методика развития словаря

§
1. Понятие словарной работы и ее значение

§
2. Особенности развития словаря детей
дошкольного возраста

§
3. Задачи и содержание словарной работы
в детском саду

§
4. Общие вопросы методики словарной
работы

§
5. Методика словарной работы в возрастных
группах

Глава
V. Методика формирования грамматического
строя речи

§
1. Грамматический строй родного языка,
значение его усвоения для речевого
развития детей

§
2. Особенности усвоения детьми
грамматического строя русского языка

§
3. Задачи и содержание работы по
формированию грамматической стороны
речи у детей

§
4. Пути формирования грамматической
стороны речи у детей

§
5. Методика формирования морфологической
стороны речи

§
6. Методика формирования синтаксической
стороны речи

§
7. Методика формирования способов
словообразования

Глава
VI. Методика воспитания звуковой культуры
речи детей

§
1. Понятие звуковой культуры речи, ее
значение для развития личности ребенка

§
2. Особенности усвоения звуковой стороны
речи дошкольниками

§
3. Типичные фонетические возрастные
особенности речи детей и содержание
обучения

§
4. Формы работы по воспитанию звуковой
культуры речи

§
5. Этапы обучения правильному
звукопроизношению

§
6. Методика обучения звукопроизношению
на занятиях

§
7. Формирование звуковой выразительности
речи

Глава
VII Методика развития связной речи

§
1. Понятие связной речи и ее значение
для развития ребенка

§
2. Особенности развития связной речи в
дошкольном детстве

§
3. Задачи и содержание обучения связной
речи

§
4. Обучение диалогической речи в процессе
повседневного общения

§
5. Беседа как метод обучения диалогической
речи

§
6. Приемы обучения рассказыванию

§
7. Пересказ литературных произведений

§
8. Рассказывание по игрушкам

§
9. Рассказывание по картине

§
10. Рассказывание из опыта

§
11. Творческое рассказывание

§
12. Связные высказывания типа рассуждений

Глава
VIII. Методика работы с художественной
литературой в детском саду

§
1. Роль детской художественной литературы
в формировании личности и речевом
развитии ребенка

§
2. Особенности восприятия детьми
литературных произведений

§
3. Задачи и содержание ознакомления
детей с художественной литературой

§
4. Методика художественного чтения и
рассказывания детям

§
5. Методика заучивания стихотворений

§
6. Использование художественной литературы
вне занятий

Глава
IX Подготовка детей к обучению грамоте

§
1. Сущность подготовки к обучению грамоте

§
2. Задачи и содержание подготовки к
обучению грамоте

§
3. Ознакомление со словом

§
4. Ознакомление с предложением

§
5. Ознакомление со словесным составом
предложений

§
6. Ознакомление со слоговым строением
слова

§
7. Ознакомление со звуковым строением
слова

§
8. Подготовка к обучению письму

Предисловие

Курс
теории и методики развития речи является
одним из основных в подготовке специалистов
дошкольного профиля. Главной целью его
изучения в колледже и вузе является
формирование у студентов глубокого
понимания лингводидактических и
психофизиологических основ обучения
родной речи и вооружение их эффективными
методами и приемами работы с детьми. В
процессе изучения курса развивается
методическое мышление, способность
правильно оценивать реальные педагогические
ситуации, применять теоретические
знания в разных условиях.

Пособие
написано в соответствии с учебной
программой факультетов дошкольной
педагогики и психологии, педагогических
колледжей и училищ.

Последовательность
и содержание глав определяется логикой
речевого развития ребенка и организации
педагогического процесса в детском
саду. В главах раскрываются основные
понятия, особенности развития разных
сторон детской речи, задачи, содержание
и методика работы в <…>

Учебное
пособие подготовлено на основе учета
традиций отечественной методики развития
речи и обучения родному языку, опыта
преподавания курса в Московском
государственном педагогическом институте
им. В. Ленина, заложенного Е. А. Флериной
и М. М. Кониной. В нем отражены современные
взгляды на речевое развитие дошкольников,
использованы материалы исследовании
последних лет. В этой связи настоящее
пособие можно рассматривать как
коллективный труд всех, кто разрабатывал
вопросы методики развития речи детей
дошкольного возраста.

Это
первый опыт создания учебного пособия
по данному курсу, адресованного тем,
кто обучается на разных ступенях
педагогического образования. Авторы
будут признательны за высказанные
предложения по его совершенствованию.

§ 1. Предмет методики развития речи и задачи курса

Методика
развития речи детей дошкольного возраста
входит в состав педагогических наук.
Она является одновременно отраслью
методики русского языка и дошкольной
дидактики и относится к прикладным
наукам, поскольку решает практические
задачи развития и воспитания детей.

Предметом
ее изучения является процесс овладения
детьми родной речью и навыками речевого
общения в условиях целенаправленного
педагогического воздействия. Она изучает
закономерности педагогической
деятельности, направленной на формирование
правильной устной речи и навыков речевого
общения у детей дошкольного возраста.

Можно
выделить фундаментальные и прикладные
задачи методики как науки. К числу
фундаментальных задач относятся: а)
исследование процессов овладения детьми
родным языком, речью, речевым общением;
б) изучение закономерностей обучения
родной речи; в) определение принципов
и методов обучения.

Прикладные
задачи традиционно определяются
следующими вопросами:

·
чему учить (какие речевые умения и
языковые формы должны усвоить дети в
процессе обучения);

·
как учить (какие условия, формы,
средства, методы и приемы использовать
для развития речи);

·
почему так, а не иначе (обоснование
методики развития речи).

«Чему
учить» – означает создание программ,
дидактических пособий; «как учить» –
разработку путей и методов развития
речи, систем занятий и упражнений,
методических рекомендаций для дошкольных
учреждений и семьи. Третий вопрос
предполагает обоснование выбираемой
методики, а также проверку программ и
методических рекомендаций на практике
(СНОСКА: Львов М. Р. Словарь-справочник
по методике русского языка. – М., 1988.
С.59-60).

Читайте также:  Раннее развитие ребенка при беременности

Изучение
закономерностей процесса обучения дает
материал, который используется в двух
направлениях:

1.
методика создает свои теоретические
основы, теоретическую базу;

2.
использует эти основы для практической
разработки системы обучения родной
речи и речевому общению: задач, принципов,
содержания, организации, методов, средств
и приемов.

Методика
развития речи детей дошкольного возраста
сложилась в самостоятельную педагогическую
дисциплину, отпочковавшись от дошкольной
педагогики сравнительно недавно, в
тридцатые годы этого столетия, под
влиянием общественной потребности:
обеспечить теоретически обоснованное
решение задач речевого развития детей
в условиях общественного дошкольного
воспитания.

Методика
развития речи складывалась сначала как
эмпирическая дисциплина, основывающаяся
на практической работе с детьми. В
обобщении и осмыслении опыта работы с
детьми большую роль сыграли исследования
в области психологии речи. Анализируя
путь развития методики, можно отметить
тесную взаимосвязь методической теории
и практики. Потребности практики явились
движущей силой развития методики как
науки.

С
другой стороны, методическая теория
помогает педагогической практике.
Воспитатель, не знающий методической
теории, не гарантирован от ошибочных
решений и действий, не может быть уверен
в правильности выбора содержания,
методических приемов работы с детьми.
Без знания объективных закономерностей
развития речи, пользуясь лишь готовыми
рецептами, педагог не сможет обеспечить
должный уровень развития каждого
воспитанника.

Научные
исследования внедряются в практику,
обогащая ее новым содержанием,
разработанными на научной основе
методами и приемами речевого развития
детей. Практика в то же время помогает
теории проверить правильность сделанных
выводов. Таким образом, взаимосвязь
методической теории и практики является
обязательным условием развития методики.

Методика
развития речи как учебная дисциплина
стоит в кругу тех дисциплин, которые
составляют основу профессионально-образовательной
программы подготовки специалиста
дошкольного профиля. Это объясняется
социальной значимостью речи, ее ролью
в системе высших психических функций,
в становлении и развитии личности.

Профессиональная
подготовка специалистов включает
усвоение теории развития детской речи
и овладение умениями управлять процессом
развития речи и речевого общения.
Оперирование основными понятиями курса,
понимание особенностей развития ребенка,
реальных педагогических ситуаций,
применение теоретических знаний на
практике составляют основу формирования
педагогического мышления специалиста.
Содержание курса в педучилище, колледже,
вузе определяется квалификацией будущих
специалистов и уровнем подготовки
выпускников. В настоящее время различают
такие уровни профессиональной подготовки,
как фактологический (практический),
теоретический и рефлективный. Первый
уровень предполагает овладение
определенным запасом знаний и умением
ориентироваться во всей эмпирической
базе своей профессии. Второй уровень
связан с усвоением знаний о принципах
функционирования объектов, третий
требует знаний о происхождении этих
принципов, осознания проблем, которые
стоят перед изучаемой дисциплиной.

Применительно
к подготовке дошкольных специалистов
по методике развития речи это значит,
что в педагогическом училище основное
внимание уделяется практической
подготовке (первый уровень).

В
колледже усиливается внимание к изучению
теоретических основ методики, к
обоснованию форм, средств, методов и
приемов работы с детьми. Выпускник
колледжа должен:

·
знать основные принципы речевой
коммуникации и

·
владеть способами речевого общения
с детьми и взрослыми;

·
располагать знаниями об организации
работы по развитию речи во взаимосвязи
с работой, направленной на умственное,
нравственное и эстетическое развитие
ребенка;

·
уметь осуществлять деятельность
по отбору и использованию дидактического
материала;

·
уметь выявлять, анализировать и
оценивать результаты педагогического
воздействия (второй уровень).

В
вузе углубляется теоретико-методическая
подготовка, соответствующая рефлективному
уровню. Основные задачи преподавания
курса в вузе:

·
вооружить студентов научно-методическими
знаниями о процессе развития речи и
речевого общения детей;

·
сформировать умение видеть и
понимать возрастные и индивидуальные
особенности развития речи и речевого
общения дошкольников на разных возрастных
этапах;

·
научить определять содержание
речевой работы с группой детей и
отдельными детьми, правильно выбирать
наиболее эффективный путь воздействия
на их речь, анализировать полученный
результат;

·
обеспечить усвоение обобщенных
представлений о построении педагогического
процесса обучения родному языку, а также
знаний конкретных способов речевого
развития детей и умений применять их в
изменяющихся условиях;

·
сформировать умение анализировать
и критически оценивать опыт работы
других, проводить экспертизу программ
развития детей;

·
стимулировать изучение инновационного
опыта работы по развитию речи и стремление
создавать свои оригинальные способы
воздействия на речь детей (третий
уровень).

Практическая
готовность имеет много общего на всех
ступенях образования и включает в себя
комплекс профессиональных умений
организовывать дидактическое общение,
применяя разнообразные и эффективные
способы педагогического воздействия
и взаимодействия с детьми с целью
добиться позитивных результатов в
обучении речи и воспитании детей. Условно
все умения можно объединить в пять
блоков.

В
первый блок умений, направленных на
изучение речи ребенка и ориентировку
в условиях общения, входят три группы:
умения обследовать речь детей, составлять
характеристики речевого развития,
выделять необходимые для предстоящего
общения с детьми особенности среды их
развития.

Второй
блок составляют умения моделировать
процесс дидактического речевого общения:
составлять перспективный план,
план-конспект конкретного мероприятия
по развитию речи, планировать отдельный
коммуникативный акт.

В
третий и четвертый блоки входят умения
организовывать процесс дидактического
общения и управлять им: умения привлекать
внимание детей, устанавливать эмоциональный
контакт с ними, обеспечивать мотивацию
речевой деятельности; социально-перцептивные
умения, умения владеть речью и использовать
невербальные средства общения, создавать
атмосферу сотворчества в процессе
общения с детьми.

Пятый
блок составляют умения анализировать
коммуникативный акт с точки зрения его
эффективности для речевого развития
ребенка и обобщать полученные результаты
(СНОСКА: Макарова В. Н. Формирование
готовности студентов к работе по развитию
речи детей дошкольного возраста: Дисс.
канд. пед. наук. – М., 1996).

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Теоретические основы речевого развития детей дошкольного возраста

Процесс развития речи и обучения родному языку – явление сложное и многостороннее. Научно обоснованная методика должна опираться на понимание как сущности и отличительных черт языка, так и речевого механизма, знание закономерностей и особенностей развития разных сторон речи, навыков и умений речевого общения. Поэтому теоретическую базу методики развития речи составляют данные ряда наук: физиологии, теории познания, психологии. Языкознания, психолингвистики, изучающих язык, речь, речевую деятельность [9].

Методологической основой методики обучения родному языку являются положения материалистической философии о языке как продукте общественно-исторического развития, как важнейшем средстве общения и социального взаимодействия людей, о его связи с мышлением. Язык, речь возникли в деятельности и являются одним из условий существования человека и осуществления его деятельности. В языке, как продукте этой деятельности, отражены ее условия, содержание, результат. Этим определяется важнейший принцип методики – овладение языковыми формами, развитие речи и навыков общения у детей происходит в деятельности, а движущей силой развития является потребность в общении, возникающая в процессе этой деятельности. Второй характеристикой методологии является определение его как важнейшего средства человеческого общения, социального взаимодействия. Без языка принципиально невозможно подлинно человеческое общение, а, следовательно, и развитие речи [11].

Читайте также:  Мультики для развития ребенка 3 лет

В процессе общения ребенок не пассивно принимает речевые модели взрослого, а активно присваивает речь как часть общечеловеческого опыта.

Методологической характеристикой языка является его взаимосвязь с мышлением. Язык есть орудие мышления и познания. Он делает возможным планирование интеллектуальной деятельности. Язык – средство выражения мысли. Речь рассматривается как способ формулирования мысли посредством языка. Вместе с тем мышление и речь – не тождественные понятия. Мышление – высшая форма активного отражения объективной реальности [7].

 В языке непосредственно отражается и закрепляется специфически  человеческое – обобщенное отражение действительности. Оба эти понятия образуют сложное диалектическое единство, каждое из которых имеет свою специфику. Выявление и описание взаимосвязи языка и мышления дают возможность определить более целенаправленные и точные приемы развития речи и мышления [9].

 Обучение родному языку рассматривается как важнейшее средство умственного воспитания. Только тот метод развития речи признается эффективным, который одновременно развивает и мышление.

 В развитии речи на первом месте стоит накопление ее содержания. Содержательность речи обеспечивается связью процесса овладения языком с процессом познания окружающего мира. Язык является средством логического познания, именно с овладением языком связано развитие мыслительных способностей ребенка[11].

Естественнонаучную основу методики составляет учение И.П. Павлова о двух сигнальных системах высшей нервной деятельности человека, объясняющее механизмы формирования речи. Физиологической основой речи служат временные связи, образующиеся в коре головного мозга в результате воздействия на человека предметов и явлений действительности и слов, которыми эти предметы и явления обозначаются. И.П.Павлов рассматривал речь как кинестетические импульсы, идущие в кору от органов речи. Эти кинестетические ощущения он называл основным базальным компонентом второй сигнальной системы. В основе процесса овладения речью лежит взаимодействие непосредственного и речевого отражения внешнего мира, процесс взаимодействия непосредственных и речевых реакций [11].

 Исследования А.Г. Иванова-Смоленского, Н.И.Красногорского, М.М.Кольцовой и других помогают понять процесс развития второй сигнальной системы у детей в ее единстве с первой сигнальной системой. М.М.Кольцова в своих исследованиях отмечает, что слово приобретает для ребенка роль условного раздражителя на 8-9-м месяце его жизни. Формирование моторной речи зависит не только от общения, но и в какой-то мере и от двигательной сферы. Особая роль принадлежит мелкой мускулатуре рук и, следовательно, выработке тонких движений пальцев.

 Психологическую основу методики составляет теория речи и речевой деятельности, сформулированная в трудах Л.С.Выготского, С.Л.Рубинштейна, Д.Б.Эльконина, А.А.Леонтьева, Ф.А.Сохина, А.М.Шахнаровича. «Речевая деятельность представляет собой активный, целеустремленный процесс, опосредованный языковой системой и обусловливаемый ситуацией, процесс принятия и передачи сообщений» (И.А.Зимняя).

 Обобщая взгляды отечественных психологов на закономерности речевого развития дошкольников можно представить их следующим образом:

 1. Речь ребенка развивается в результате генерализации языковых явлений, восприятия речи взрослых и собственной речевой активности;

 2. Язык и речь рассматриваются как ядро, находящееся в центре различных линий психического развития: мышления, воображения, памяти, эмоций;

3. Ведущим направлением в обучении родному языку является формирование языковых обобщений, элементарного осознания явлений языка и речи;

4. Ориентировка ребенка в языковых явлениях создает условия для самостоятельных наблюдений за языком, для речевого саморазвития;

 5. Процесс развития речи не есть процесс количественных изменений, выражающийся в увеличении словаря и ассоциативных связей слова, но процесс качественных изменений, скачков, т.е. это процесс действительного развития, который, будучи внутренне связан с развитием мышления и сознания, охватывает все перечисленные функции, стороны и связи слова. (А.Н.Леонтьев).

 Эти характеристики речи указывают на необходимость большего внимания педагогов к содержательной, понятийной стороне языковых явлений, к языку как к средству выражения, формирования и существования мысли, к целостному развитию всех функций и форм речи.

 Для нашей проблемы важным является определение языковой способности, которая представляет собой совокупность речевых навыков и умений, сформированных на основе врожденных предпосылок. Речевой навык – это речевое действие, достигшее степени совершенства, способность осуществить оптимальным образом ту или иную операцию [1].

 Речевые навыки включают: навыки оформления языковых явлений (внешнее оформление – произношение, членение фраз, интонирование; внутреннее – выбор падежа, рода, числа.

Речевое умение – особая способность человека, которая становится возможной в результате развития речевых навыков.

 А.А. Леонтьев считает, что навыки – «складывание речевых механизмов», а умение – это использование данных механизмов для различных целей».

 Методика развития речи опирается не только на общую психологическую теорию речи, но и на данные детской психологии, изучающей закономерности и особенности психического и речевого развития детей на разных этапах дошкольного детства, возможности овладения детьми разными функциями и формами речи [3].

 Проблемы обучения родному языку и развитие речи в дошкольном детстве раскрыты в работах Л.С. Выготского, С.Л.Рубинштейна, А.Р.Лурии, А.Н.Леонтьева, Н.Х.Швачкина, Д.Б.Эльконина, М.И.Лисиной, Ф.А.Сохина и Психологические исследования позволяют понять, как протекают у ребенка различные психические процессы, как происходит восприятие и порождение речевого высказывания, каковы особенности овладения разными 7 сторонами речи, и определить степень доступности и целесообразности содержания, методов и приемов обучения.

 Лингвистическую основу данной проблемы составляет учение о языке как знаковой системе.

 Невозможно обучать языку не учитывая его специфики. Процесс обучения должен основываться на понимании сущности и отличительных черт языковых явлений. Языкознание рассматривает язык как систему в единстве всех его уровней: фонетического, лексического, словообразовательного, морфологического, синтаксического.

Учет системных связей в языке и речи помогает определить подход к решению многих методических вопросов. Работа по развитию речи также является сложной системой, отражающей в своем содержании и методике системный характер языковых связей. Важнейшим принципом обучения родному языку является комплексность, т.е. решение всех задач развития речи во взаимосвязи и взаимодействии, при ведущей роли связной речи. Практическое решение вопросов обучения родному языку во многом зависит от понимания соотношения языка и речи. «Язык – это система объективно существующих, социально закрепленных знаков, соотносящих понятийное содержание и типовое звучание, а также система правил их употребления и сочетаемости». (Лингвистический энциклопедический словарь).

Читайте также:  Что помогает развитию личности ребенка

 Речь – это психофизиологический процесс, это реализация языка, который только через речь выполняет свое коммуникативное назначение. Язык – средство общения, а речь – сам процесс общения. Язык абстрактен и воспроизводим, объективен по отношению к говорящему. Речь конкретна и неповторима, материальна, состоит из артикулируемых знаков, воспринимаемых чувствами, динамична, субъективна, является видом свободной творческой деятельности индивида. (Лингвистический словарь).

Развитие современной лингвистики углубляет лингводидактические основы методики. В последнее время с опорой на лингвистику текста уточнена и разработана методика связной речи с позиций категориальных признаков текста, теории функционально-смысловых типов высказывания. Различные науки лингвистического цикла – лексикология, фразеология, фонетика, грамматика позволяют определить основные направления работы, состав речевых навыков и приемы их формирования. Так, фонетика служит основой для разработки методики воспитания звуковой культуры речи и подготовки к обучению грамоте; лингвистика текста необходима для правильной организации обучения связной речи; знание грамматики – методика формирования морфологических, словообразовательных и синтаксических навыков [4]

 Методика развития речи тесно связана с методикой начального обучения родному языку. Это две отрасли методики преподавания родного языка. Связь между ними особенно проявляется в области подготовки к 8 обучению грамоте, в установлении преемственности в развитии речи детей в детском саду и школе.

В настоящее время данная наука представляет собой интегративную дисциплину, рассматривающую лингвистические, психофизиологические, психолингвистические, дидактические основы развития речи детей дошкольного возраста.

Система работы по развитию речи представляет собой сложное образование, включающее такие взаимосвязанные и взаимодействующие компоненты, как: цель и задачи речевого развития детей; содержание работы по развитию разных сторон речи; общедидактические и методические принципы обучения речи; средства и организационные формы речевого воспитания; методы и приемы формирования коммуникативно-речевых умений и навыков; диагностика речевого развития детей. Основная цель работы по развитию речи и обучению родному языку детей — формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа [1].

 В отечественной методике одной из главных целей речевого развития считалось развитие дара слова, т. е. умения выразить точное, богатое содержание в устной и письменной речи (К.Д. Ушинский)

Долгое время при характеристике цели речевого развития особенно подчеркивалось такое требование к речи ребенка, как ее правильность. Ставилась задача «научить детей чисто и правильно говорить на родном 9 языке, т. е. свободно пользоваться правильным русским языком в общении друг с другом и взрослыми в различной деятельности, свойственной дошкольному возрасту

Правильная речь рассматривалась как:

а) правильное произношение звуков и слов;

б) правильное по смыслу употребление слов;

в) умение правильно изменять слова согласно грамматике русского языка.

Такое понимание объясняется общепринятым тогда в языкознании подходом к культуре речи как к ее правильности[20].

 В конце 60-х гг. в понятии «культура речи» стали выделять две стороны: правильность и коммуникативную целесообразность (Г. И. Винокур, Б. Н. Головин, В. Г. Костомаров, А. А. Леонтьев).

Правильная речь считается необходимой, но низшей ступенью, а коммуникативно-целесообразная речь — высшей ступенью овладения литературным языком. Первая характеризуется тем, что говорящий употребляет языковые единицы в соответствии с нормами языка, например без носков (а не без носок), надеть пальто (а не одеть) и др. Но правильная речь может быть бедной, с ограниченным словарем, с однообразными синтаксическими конструкциями. Вторая характеризуется как оптимальное использование языка в конкретных условиях общения. Здесь имеется в виду выбор наиболее подходящих и разнообразных способов выражения определенного смысла. Эту вторую, высшую ступень школьные методисты применительно к школьной практике речевого развития назвали хорошей речью [4].

 Признаками хорошей речи являются лексическое богатство, точность, выразительность (Алексеева М.М., Яшина В.И., 1998). Такой подход в определенной мере можно использовать и по отношению к дошкольному возрасту. Следовательно, в современной методике цель речевого развития детей дошкольного возраста — формирование не только правильной, но и хорошей устной речи, безусловно, с учетом их возрастных особенностей и возможностей. Общая задача развития речи состоит из ряда частных, специальных задач.

Основанием для их выделения является анализ форм речевого общения, структуры языка и его единиц, а также уровня осознания речи. Исследования проблем развития речи последних лет, проведенные под руководством Ф. А. Сохина, позволили теоретически обосновать и сформулировать три аспекта характеристики задач развития речи:

— структурный (формирование разных структурных уровней системы языка —

 фонетического, лексического, грамматического);

 — функциональный, или коммуникативный (формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции, развитие связной речи, двух форм речевого общения — диалога и монолога);

— когнитивный, познавательный (формирование способности к элементарному осознанию явлений языка и речи).

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1.Алексеева М. М. Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольни_ков. М.: Академия, 1998.

2. Бородич А. М. Методика развития речи детей. Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкол. педагогика и психология» — 2- изд. М.: Просвещение, 1981.

3. Занятия по развитию речи в дет. саду. Кн. для воспитателя дет.сада./ Ф. В. Сохин, О. С. Ушакова, А. Г. Арушанова и дп. п/р О. С. Ушаковой. М.: Просвещение, 1993.

4. Короткова Э. П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию.  Пособие для воспитателя дет. сада. 2-е изд., испр. и доп.  М.: Просвещение, 1982.

5. Развитие речи детей дошкольного возраста: пособие для воспитателя дет.сада/ п/р Ф. А. Сохина. 2-е изд., испр. М.: Просвещение, 1979.

6.Развитие речи дошкольника: Сб. науч. тр./ Под ред. Ушаковой.О.С. – М.: изд-во АПН СССР, 1990.

7.Сохин Ф. А. Осознание речи дошкольниками, подготовка детей к школе в детском саду/ под. ред. Ф. А. Сохина, Т. В. Тарунтаевой. М.: Педагогика, 1978.

8. Тихеева Е. И. Развитие речи детей раннего и дошкольного возраста. изд. 4-е. М.: Просвещение, 1972

9.Ушакова О.С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М.: Гуманитарный издательский центр, 2004.

10.Ушакова О. С. Речевое воспитание в дошкольном детстве. Развитие связной речи: Автореферат докт. дисс. — М., 1996.

11.Эльконин Д. Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. М.: изд-во АПН РСФСР, 1985.

Источник