Теоретические основы развития личности ребенка дошкольного возраста

Теоретические основы развития личности ребенка дошкольного возраста thumbnail

Дошкольный
возраст является начальным этапом
формирования личности. У
детей возникают такие личностные
образования, как соподчинение мотивов,
усвоение нравственных норм и формирование
произвольности поведения.

Соподчинение
мотивов состоит в том, что деятельность
и поведение дошкольников начинают
осуществляться на основе системы
мотивов, среди которых все большее
значение приобретают мотивы общественного
содержания, которые подчиняют другие
мотивы. Изучение мотивов дошкольников
дало возможность установить среди них
две большие группы: личные и общественно
значимые. У детей младшего и среднего
дошкольного возраста преобладают личные
мотивы. Они наиболее ярко проявляются
в общении с взрослыми. Ребенок стремится
получить эмоциональную оценку взрослого
— одобрение, похвалу, ласку. Потребность
в оценке у ребенка настолько велика,
что он часто приписывает себе положительные
качества. Так, один дошкольник, порядочный
трусишка, говорил о себе: «Я пошел в
джунгли охотиться, вижу — тигр. Я его —
раз — поймал и отправил в зоопарк. Правда,
я смелый?». Личные мотивы проявляются
в различных видах деятельности и
направлены на предметы деятельности.
Например, в игровой деятельности ребенок
стремится обеспечить себя игрушками и
атрибутами игры, не анализируя заранее
самого процесса игры и не выясняя,
понадобятся ли ему в ходе игры данные
предметы.

Постепенно
в процессе совместной деятельности
дошкольников у ребенка формируются и
общественно значимые мотивы, выражающиеся
в форме желаний сделать что-то для других
людей. В дошкольном возрасте ребенок
начинает руководствоваться в своем
поведении нравственными нормами. У него
формируются моральные представления
и оценки. В среднем дошкольном возрасте
ребенок активно переживает события,
поступки, о которых, слышал, которые
наблюдал. Проявляются сочувствие,
заботливость. В формировании нравственных
качеств личности ребенка большую роль
играет ориентация его на взрослого. В
образе взрослого ребенок, в первую
очередь, выделяет занятость общественно
полезным делом. Формы поведения, которым
хочет подражать ребенок, на всем
протяжении дошкольного возраста
эпизодичны, неустойчивы, часто меняются
под влиянием общения ребенка с взрослыми,
прослушанных книг, рассказов, просмотренных
кинофильмов.

В
дошкольном возрасте появляется
определенное отношение к себе и своим
возможностям. Пятилетние дети, как
правило, их переоценивают. В возрасте
семи лет дети в большинстве случаев
оценивают себя правильно: «Умею одеваться,
убирать постель». В этом возрасте
дошкольники указывают на умение следовать
определенным нравственным нормам: Умею
помогать взрослым» и др. Свои возможности
они оценивают по практическому их
осуществлению. Самооценка старшего
дошкольника становится уже достаточно
устойчивой. Усвоение ребенком норм и
правил, умение соотнести свои поступки
с этими нормами постепенно приводит к
формированию первых задатков произвольного
поведения, т. е. такого поведения, для
которого характерны устойчивость,
неситуативность, соответствие внешних
поступков внутренней позиции. Начавшийся
в среднем дошкольном возрасте процесс
формирования произвольного поведения
продолжается в старшем. В этом возрасте
ребенок в достаточной степени знает
свои возможности, он сам ставит цели
действия и находит средства для их
достижения. У него появляется возможность
планировать свои действия и производить
их анализ и самоконтроль. Д.Б. Эльконин
подчеркивает, что на протяжении
дошкольного возраста ребенок проходит
огромный путь развития — от отделения
себя от взрослого («я сам») до открытия
своей внутренней жизни, самосознания.
При этом решающее значение имеют характер
мотивов, побуждающих личность к
удовлетворению потребностей в общении,
деятельности, в определенной форме
поведения.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Юлия Чудайкина
Теоретические аспекты социального развития ребенка дошкольного возраста

Эпиграф

Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь! И от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.

В. А. Сухомлинский.

Актуальность проблемы

В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных.

Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребёнок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным.

Дошкольный период необычайно значим для вхождения ребёнка в мир социальных отношений, для процесса его социализации, который по мнению Л. С. Выготского рассматривается как «врастание в человеческую культуру».

Методологической основой социального развития является положение философии о взаимосвязи человека и общества, которая характеризуется единым процессом

социализации- индивидуализации

Общество

социализация

Образование

индивидуализация

Человек

Социальное развитие – единый процесс социализации — индивидуализации

В процессе социализации ребенок усваивает два типа отношений: «Я в обществе»,

«Я и общество», которые, по мнению Давида Иосифовича Фельдштейна представляют два типа рубежей межуровневого социального развития личности ребенка

Фельдштейн Давид Иосифович доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО, действительный член АПСН, специалист в области психологии развития

Социализация — индивидуализация

«Я в обществе» — промежуточный уровень периодов онтогенеза (1 год, 6 и 15 лет) характеризуется освоением предметного мира, ребенок входит в мир человеческих вещей и отношений к ним – это социализация.

Осваивается позиция «Я такой же как все». Происходит актуализация предметно-практических сторон деятельности:

Читайте также:  Развитие ребенка в первый месяц развития

освоение социального опыта;

освоение способов обращения с предметами;

оценка своих действий;

утверждение социальной позиции

«Я среди других»

«Я и общество» — позиция формируется в узловых этапах онтогенеза (0, 3, 10, 17 лет). На этих этапах онтогенеза ребенок как бы «отделяет» себя от общества, примеряя себя к нему, определяя свое место в системе человеческих отношений. Происходит качественный сдвиг в осмыслении своего собственного «я». В позиции «Я равноправен в отношениях с другими людьми», «Я не такой как все» ребенок раскрывает свою «самость, автономность, самостоятельность» — это индивидуализация. На этих этапах происходит актуализация деятельности по усвоению человеческих взаимоотношений:

стремление проявить себя;

получение признания окружающих;

стремление занять в обществе соответствующее положение

Позиции «Я в обществе», «Я и общество» возникают в процессе социального развития несколько раз, закономерно сменяясь, но качественно отличаются одна от другой.

Социально – личностное развитие

Это процесс, во время которого ребёнок усваивает ценности, традиции, культуру общества, в котором ему предстоит жить, играя, занимаясь, общаясь со взрослыми и сверстниками, он учится жить рядом с другими, учитывая их интересы, правила и нормы поведения в обществе. Как правило, социализация осуществляется в семье, которая является основным проводником знаний, ценностей, отношений, ролей и обычаев от поколения к поколению.

Бабунова Т. М.

Социальное развитие – это внутренний процесс и результат развития личностной сферы человека, на который в свою очередь влияют внешние условия, в том числе социально организованное воспитание

Социальное развитие (социализация) – процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений, который состоит из:

— трудовых навыков;

— знаний;

— норм, ценностей, традиций, правил;

социальных качеств личности, которые позволяют человеку комфортно и эффективно существовать в обществе других людей, развитие толерантности сознания родителей, педагогов и детей (терпимость к чужому образу жизни, мнению, поведению, ценностям, способность к принятию точки зрения собеседника, отличающейся от собственной).

Все компоненты находятся в тесной взаимосвязи. Изменение одной неизбежно влекут за собой изменения в остальных трех компонентах.

Социальное развитие осуществляется двумя путями

-в ходе стихийного взаимодействия человека с социальной действительностью и окружающим миром;

-в процессе целенаправленного приобщения человека к социальной культуре (посредством целенаправленного образования, содержанием которого являются различные аспекты социальной культуры).

Современная научно – гуманистическая система образования позволяет осуществление триединой цели:

— воспитание культурного человека (субъекта культуры);

— свободного гражданина (субъекта истории, гражданского общества);

— творческой индивидуальности (субъекта деятельности, саморазвития).

Реализация этой цели направлена на решение следующих задач:

— воспитание в человеке способностей и потребностей открывать и творить самого себя в основных формах человеческой деятельности;

развитие способности познавать себя в единстве с миром, в диалоге с ним;

развитие способности самоопределения, самоактуализации на основе воспроизведения, освоения, присвоения культурного опыта саморазвития человечества;

— становление потребности и способности общения с миром на основе гуманистических ценностей и идеалов, прав свободного человека.

Реализация задач социального развития детей дошкольного возраста наиболее эффективна при наличии целостной педагогической системы, построенной в соответствии с основными подходами общенаучного уровня методологии педагогики:

Аксеологический подход (ценности коммуникативной, психосексуальной, национальной, правовой культуры).

Культурологический подход (все условия места и времени, в котором родился и живет человек, специфика его ближайшего окружения, историческое прошлое страны, ценностные ориентации своего народа, эпоса и др.).

Антропологический подход (диагностика социального развития дошкольников, учет различных –возрастных, психических, половых, национальных- особенностей личности в процессе воспитания).

Синергетический подход (рассматривает каждый субъект педагогического процесса-дети, родители, воспитатели- как саморазвивающиеся подсистемы, осуществляющие переход от развития к саморазвитию).

Полисубъективный подход (учет влияния всех факторов социального развития: семья, сверстники, ДОУ, климат, общество, государство и т. д.).

Системно-структурный подход (структурирование целей, задач, содержания, средств, методов, форм организации, условий и результатов взаимодействия педагогов с семьёй).

Комплексный подход (взаимосвязь различных разделов воспитания, социального с патриотическим, эстетическим, трудовым, нравственным, физическим, половым, экологическим и др.)

Деятельностный подход (определение динамики взаимоотношений ребёнка с окружающим миром, актуализирует реализацию потребностей в сознании себя субъектом деятельности).

Средовой подход (решает задачи организации образовательного пространства, как средства социального развития личности).

Современное состояние науки и практики дошкольного образования свидетельствуют о наличии огромного потенциала в области разработки и внедрения программ, технологий, средств, форм и методов социального развития дошкольников. Данное направление отражено в требованиях государственного образовательного стандарта, включено в содержание федеральных и региональных комплексных и парциальных программ:

«Детство»;

«Развитие»;

«Я – человек»;

«Детский сад – дом радости»;

«Истоки»;

«Радуга»;

«Я, ты мы», Князевой О. Л. ;

«Открой себя», Рылеевой;

«Сообщество»;

«Вместе»,Е. В. Рыбак

— и др.

Современные педагогические технологии, работающие в этом направлении, направлены на развитие универсальной модели организации воспитательной работы с детьми в дошкольном образовательном учреждении. Модель строится на интеграции таких видов деятельности, как игровая с элементами сказкотерапии и продуктивная, что помогает формировать позитивное отношение к миру, ближайшему окружению, способствует рефлексии детей.

Читайте также:  Психология воспитание и развитие ребенка от 5 до 6 лет

Системность условий, обеспечивающих социальное развитие личности

Средства социального развития и воспитания ребенка

— Художественные средства (литература, изобразительное искусство, музыка, кино и т. д.)

— Природа

— Собственная деятельность детей (игра, труд, общение, продуктивные виды деятельности)

-Психологическая атмосфера, в которой живет ребенок

-Детский коллектив

-Педагогическая оценка

Методы социально – нравственного воспитания детей

Нормативно – ориентированные

Усвоение моральных норм и правил поведения (стремление соответствовать моральным образцам):

-личность взрослого;

-сказочные персонажи;

-убеждение, внушение, упражнение;

-чтение, этические беседы;

-рассматривание картин;

-поощрения, наказания

Эмоционально – ориентированные

Развитие социальных эмоций и нравственных чувств:

-распознание эмоций по фотографиям, картинкам;

-решение социально-нравственных смысловых задач;

-игра-драматизация, инсценировка проблемной, конфликтной ситуации;

-метод дилемм.

Социально – педагогическая деятельность в условиях ДОУ – это та работа, которая включает педагогическую и психологическую деятельность, направленную на помощь ребёнку, педагогу и родителю в развитии собственной индивидуальности, организации себя, своего психического состояния, помощь в решении возникающих проблем и их преодолении в общении; а также помощь в становлении маленького человека в обществе.

Одна из функций ДОУ – обеспечение условий для развития у детей положительного отношения к себе (коммуникативной компетентности, социальной компетентности):

-процесс усвоения ребёнком опыта общественной жизни и общественных отношений;

-процесс общения, разнообразие социальных отношений, которые ему представляются ближайшим окружением.

Ознакомление дошкольников с социальной действительностью

-человек;

-семья;

-дом;

-город;

-страны;

-планета Земля;

-транспорт;

-магазин;

-почта;

-поликлиника;

-детский сад;

-школа;

-музей;

-театр;

-праздники;

-предметы быта.

Программа воспитания и обучения в детском саду (под ред. М. А. Васильевой)

В соответствии с положением «Концепции дошкольного воспитания» о признании самоценности дошкольного детства, в программе актуализируется развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребёнка, раскрывающая его индивидуальные особенности. А также отражает направленность воспитания и обучения на всестороннее развитие личности ребёнка, его познавательных, коммуникативных, творческих, регуляторных способностей.

Задачи социально-личностного развития раскрыты в разделах: «Ребёнок и окружающий мир», «Нравственное воспитание», «Трудовое воспитание», «Воспитание культурно-гигиенических навыков». Задачи социального развития, отражающие знакомство детей с предметным миром и явлениями общественной жизни также представлены в разделе «Ребёнок и окружающий мир».

Специфика дошкольного возраста заключается в том, что все психические процессы очень подвижны и пластичны, а развитие потенциальных возможностей ребенка в значительной степени зависит от того, какие условия для этого развития создадут ему взрослые.

Источник

Социализация, в широком смысле, это
процесс усвоения человеком на протяжении
всей его жизни социальных норм,культурных
ценностей того общества, к которому
он принадлежит. В дошкольном возрасте
социализация

имеет
возрастные границы развития. Факторы
социализации – это обстоятельства,
побуждающие человека к актив-

ности,
проявлению действий. А. В. Мудрик
выделяет 3 фактора социализации:

1)
макрофакторы (планета, государство,
мир, общество);

2)
мезофакторы (этнос, место, поколения,
село, город и т. д.);

3)
микрофакторы (семья, ДОУ, школа, класс,
кружок, т. д.).

Основными
компонентами социального развития
личности являются: когнитивный
эмоциональный, мотивационный и
поведенческий. Содержание процесса
социализации включает три сферы:
деятельность, общение и самосознание
личности (Г. М. Андреева). Воспитание
– часть социализации, инстру-

мент
ускорения, его корректировки, которое
строится на основе общих принципов:
гуманизма; культуросообразности;
непрерывности. Механизмами социализации
являются (Р. С. Немов, Н. Н. Поддъяков,
Смелзер):


имитация — стремление ребенка копировать
определенную модель поведения;


идентификация – отождествление себя
с другим, переживание эмоциональных
состояний другого как своих собственных
, др;


стыд — переживание разоблачения, связанное
с реакцией других людей;


чувство вины — переживания разоблачения,
связанное с наказанием самого себя
вне зависимости от других людей;


экспериментирование — осознанная или
неосознанная «апробация» на взрослых
или сверстниках различных форм поведения
в поисках наиболее приемле-

мых
вариантов. Н. Н. Поддъяков выделил
следующие формы социального
экспериментирования: а) поисковое
изменение социальной ситуации с целью
снятия или обострения конфликта; б)
выявление ребенком особенностей личности
другого человека; в) выявление своих
возможностей (интеллектуальных,
личностных, т. п.).

Первым
научным подходом к проблеме приобщения
ребенка к миру людей была книга Я. А.
Каменского «Мир чувственных вещей в
картинках», где прослеживался принцип
энциклопедичности в отборе знаний о
социальном мире. Другой тенденцией
явились взгляды Ф. Фребеля и М. Монтессори,
кото-

рые
показали важное значение органов чувств
и выделили сенсорику как основу познания
мира. С позиции приобщения детей к
русскому образу жизни подходил к
социализации личности К. Д. Ушинский.
Он считал, что ребенок, родившийся у
определенного народа, должен впитывать
в себя дух этого народа, стать его частью
через познание культуры, быта, языка.

В
работах А. П. Усовой раскрывается такое
качество личности как общественность
и выделяются этапы его развития в игровой
деятельности (индивидуальные игры, игры
рядом и совместные игры). С. А. Козлова
выделила особенности социализации
дошкольников:

В
естественных условиях В условиях
образовательного учреж-

дения
(ДОУ) На первом местеРукотворный
мир, требующий определенных знаний,
умений для того, чтобы использовать
предметы по назначению. речь – поскольку
педагогические

Читайте также:  Развитие умственно отсталого ребенка до года

воздействия
начинаются с речи.

На
втором месте
Совместная деятельность
– помощь взрослых, показ способов
действий. рукотворный мир – для
дошкольни-

ков
ведущим принципом обучения является
принцип наглядности. На третьем местеРечь – объяснение, указание, вопросы и
т. д.

Совместная
деятельность – используется в разные
режимные моменты, а также как блок
педагогического процесса.

В 80-е
годы вводится понятие социальная
активность (М. М. Алексеева, В. И.
Яшина, другие), что включает в себя
освоение общественно-исторического
опыта; бережное отношение к результатам
труда взрослых; бескорыстную помощь,
инициативность и самостоятельность в
разных видах деятельности. В 90-е годы
проблема социализации рассматривалась
в аспекте реализации принципа гуманизма
(Р. С. Буре, Е. Э. Шишлова, др.)

Задачи
приобщения детей к социальному миру
включают в себя:


формирование знаний о социальных
явлениях;


формирование способов жизни среди
людей;


развитие системы отношений к социальному
миру;


развитие эмпатии, альтруизма, социально
значимой мотивации;


качеств личности (внимательность,
отзывчивость, вежливость, другие).

Основные понятия: социализация,
социальное развитие, факторы социализации,
механизмы социализации.

Литература:

Дружные
ребята /Под редакцией Р. С. Буре, М.,
1997.

Козлова
С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика,
М. : Академия, 2000. – 450 с.

Кон
И. С. Ребенок и общество. М., 2000.

Теоретические основы проблемы общения
и взаимоотношений в дошкольном возрасте
.

Проблема
общения — одна из важнейших проблем
дошкольной педагогики.

Существуют
две формы общения в дошкольном возрасте:
1) непосредственное, нестесненное рамками
деятельности или так называемая особая
специфическая деятельность — общение;
2)опосредованное ситуацией совместной
деятельности или произвольное (Е. Е.
Кравцова, Т. П. Пуртова). Вторая форма
общения характерна для старшего
дошкольного возраста.

Функции
общения: 1)способствует организации
совместной деятельности; 2)способствует
формированию межличностных отношений;
3)обеспечивает познание людьми друг
друга.

Проблема
общения разрешается в практике работы
ДОУ на двух уровнях:

1)педагог
— дети — ребенок, педагог — ребенок; 2)
ребенок — ребенок, ребенок — дети.

М. И.
Лисина выделила 4 вида общения: 1)
эмоциональное, или ситуативно-личностное
(от 2 мес. до 6-7 мес.); 2) ситуативно — деловое
(от 7 мес. до 3-4 лет); 3) внеситуативно
-познавательное (4-5 лет); 4) внеситуативно
— личностное (5-7 лет) и 3 основных средства
общения:

1)
экспрессивно — эмоциональное, т. е.
проявление эмоций, жестами, мимикой и
т. д.; 2) предметно – действенное:
изображение движениями; 3) речевое
(диалог, монолог и т. д.).

В
работах Л. П. Стрелковой, Т. А. Репиной
прослеживаются основные задачи:


приобщить детей к гуманным формам
общения,


развитие эмпатии,


развитие культуры общения.

Взаимоотношения
— личностная основа взаимодействия,
проявляющаяся во взаимопомощи, симпатии,
антипатии. Анализ литературы позволяет
выделить несколько направлений в
изучении проблемы взаимоотношений:

1.
Отношения дружбы, симпатии, взаимного
тяготения детей друг к другу рассматривали
Т. И. Бабаева,Т. А. Владимирова, Т. А.
Репина, и др. В этих работах показана
важная роль социального опыта детей,
значимость положительного оценочного
статуса в группе сверстников.

2.
Избирательные отношения изучали Е. О.
Смирнова, А. А. Рояк, К. Я. Вольцис и др.
В этих работах раскрываются способы
регуляции взаимоотношений: а) обеспечивать
успех в деятельности (А. А. Рояк), б)
объединять детей примерно одного уровня
активности, сформированности игровых
умений

(К.
Я. Вольцис), в) формировать социально
значимую мотивацию, этически ценные
способы общения (Т. А. Репина и др.)

3.
Ряд исследователей раскрывали важную
роль качеств личности, которые обеспечивают
взаимопонимание, успех совместных видов
деятельности: самостоятельность (К. П.
Кузовкова, Г. М. Лямина и др.),
организованность (А. И.

Матусик,
В. Г. Нечаева и др.), общественность (А.
П. Усова).

4. В
работах Р. С. Буре, А. П. Усовой, В. Г.
Нечаевой и др. показано важное значение
разных видов деятельности.

5.
Гуманные отношения исследовались в
работах Т. А. Репиной, Е. Э. Шишловой
и др. Одним из эффективных приемов
развития гуманной направленности у
дошкольников выделяется создание
проблемных ситуаций, требующих от
ребенка принятия самостоятельного
решения, нравственного выбо-

ра.
Е. Э. Шишлова выделяет следующие
составляющие гуманных отношений:
доброжелательное, отзывчивое,
внимательное, заботливое, справедливое.
В развитии гуманных отношений
подчеркивается необходимость
индивидуального подхода.

Обобщая
исследовательский материал, можно
выделить основные методы и приемы
руководства межличностными отношениями:
пример взрослых; оценка взрослых;
занятия по ознакомлению с нормами
общения; чтение художественной литературы;
этические беседы, создание проблемных
ситуаций.

Основные
понятия
: общение, взаимоотношения.

Литература:

Дружные ребята /
Под ред. Р. С. Буре, М.,1997

Деятельность и
взаимоотношения дошкольников / Под ред.
Т. А. Репиной, М.,

1987

Нравственное
воспитание в детском саду / Под ред.
В. Г. Нечаевой, Т. А.

Марковой,
М., 1984

Кравцова
Е., Пуртова Т. Учите детей общаться //
Дошкольное воспитание, 1995

№ 10,
№ 11.

Козлова
С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика,
М. : Академия, 2000. – 450 с.

Формановская
Н. И. Как правильно общаться // Дошкольное
воспитание, 1990

№ 1.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник