Тематическое планирование по развитие речи в доме ребенка
Месяц
Тема
недели
Тема непрерывной образовательной деятельности
Совместная работа с детьми в режимных моментах
Организация развивающей предметно-пространственной среды
Взаимодействие с семьей, с социумом
СЕНТЯБРЬ
В период адаптации проводятся индивидуальная работа, разговоры с детьми, показ игрушек – забав, организация занимательной деятельности с отдельными детьми по подгруппам в соответствии с желаниями детей.
Октябрь
Тема:
«Домашние животные и птицы»
1 неделя
Развитие речи
Тема: «Домашние животные и их детеныши
Комплекс. занятия стр.169
-Рассматривание иллюстраций.
-Д/и «Кто что ест?».
-Картинки с изображением домашних животных и их детенышей.
-Каринки с изображением корма для животных.
Рекомендовать родителям наблюдать с детьми за домашними животными.
Развитие речи
Тема: «Звуковая культура речи: звуки: А, У.
Гербова «Развитие речи» стр.30
Способствовать умению детей договаривать слова в фразах.
Кукла в ползунках, кроватка для нее, мяч.
2 неделя
Развитие речи
Тема: «Д/и «Поручения», «Лошадки».
Гербова, «Развитие речи»,
стр 9.
Выполнение детьми несложных поручений.
Лесенка из кубиков, матрешки, две по-разному одетые куклы, тазик, полотенце, кроватка,
грузовик
Добиваться дома выполнения детьми несложных поручений.
Развитие речи
Тема: «Звуковая культура речи: звук У»
Гербова, «Развитие речи»,
стр 32.
-Артикуляционная гимнастика.
-Игры с мячом, с куклой.
Игрушки паровоз, утка.
3 неделя
Развитие речи
Тема: игра-инсценировка «Добрый вечер, мамочка».
Игры -инсценировки для развития добрых взаимоотношений с родителями.
Сумка, шляпа для мамы.
Развитие речи
Тема: «Я –девочка, я-мальчик»
конспект
Развивать представления о принадлежности ребенка к определенному полу.
Предметы и игрушки для мальчиков и девочек.
4 неделя
Развитие речи
Тема: рассматривание сюжетной картины «Спасаем мяч».
Гербова, «Развитие речи»,
стр 13.
Беседа по картине, игры с мячом.
Картина, мяч, стихотворение А.Барто «Мячик»
Развитие речи
Тема: «Моя семья»
конспект
Беседы о близких родственниках детей.
Картина «Моя семья».
Ноябрь
1 неделя и
2 неделя
Заполнение
индивидуальных карт развития детей.
Тема: «Мой дом»
3 неделя
Развитие речи
Тема: «Чтение сказки «Козлята и волк»».
Гербова, «Развитие речи», стр. 18.
Развивать умение понимать смысл сказок, повторять их за воспитателем.
Игрушка волк, козленок.
Развитие речи
Тема: «Звуковая культура речи: звук О
Гербова, «Развитие речи», стр. 37.
-Артикуляционная гимнастика.
-Игры с мячом.
Иллюстрации к сказке «Колобок».
4 неделя
Развитие речи
Тема:«Чтение стихотворений из цикла С.Маршака «Детки в клетке»».
Гербова, «Развитие речи», стр. 45.
Игровая ситуация «Экскурсия по зоопарку».
Прослушивание стихотворений из цикла С. Маршака «Детки в клетке».
Беседа.
Игрушки: жираф, зебра, белый медведь, страусёнок, пингвин, верблюд.
Развитие речи
Тема: Беседа «Расскажи, где ты живёшь?»
конспект
-Развивать речевую активность детей.
-Рассматривание иллюстраций о родном городе.
Картинки с изображением городских улиц.
Декабрь
Тема: «Зима»
1 неделя
Развитие речи
Тема: «Зима. Оденем куклу на прогулку»
Комплекс. занятия стр.114
Обратить внимание детей на изменения в природе в первый месяц зимы.
-Картинки с зимним пейзажем.
-Кукла, теплая одежда для нее.
Закреплять с детьми название зимней одежды, последовательность одевания.
Развитие речи
Тема: «Звуковая культура речи: звук И»
Гербова, «Развитие речи», стр. 41.
-Активизировать речевую активность детей.
-Артикуляционная гимнастика.
Игрушка лошадка или жеребенок.
2 неделя
Развитие речи
Тема: «Чтение стихотворения М. Познанской «Снег идет»
Комплекс. занятия стр. 170
-Закреплять признаки зимы.
— Беседа «Почему вы радовались снегу?»
Картинки о зиме.
Развитие речи
Тема: рассматривание картины «Зимние забавы»
Гербова, «Развитие речи», стр. 122-123.
-Активизировать речевую активность детей.
-На прогулке катание детей с горки, на санках..
Картина «Зимние забавы».
Тема: «Новогодний праздник»
3 неделя
Развитие речи
Тема: «Рассматривание елки».
Комплекс. занятия,
стр. 137.
-Вызвать у детей желание готовиться к празднику.
Елка, елочные игрушки (картинка)
Развитие речи
Тема . «Волшебный сундучок Деда Мороза». И. А. Бойчук. стр. 140.
Беседа о Новом годе. Рассматривание иллюстраций, загадки.
Иллюстрации к сказкам.
4 неделя
Развитие речи
Тема: «Чтение сказки «Снегурушка и лиса»».
Гербова, «Развитие речи», стр. 49.
-Чтение р.н.сказок, беседа по сказкам.
-Показ сказки в исполнении кукольного театра.
-Игра «Эхо»
Сказка «Снегурушка и лиса».
Развитие речи
Тема. «Ознакомление с малыми фольклорными формами. О.С. Ушакова. «Знакомим с литературой детей 3-5 лет» стр.201.
Беседа о малом фольклоре. Рассматривание иллюстраций к разным потешкам. Заучивание потешки.
Потешка « Ты Мороз – Мороз». Игрушка-зайка.
Январь
Тема: «Народная игрушка»
2 неделя
Развитие речи
Тема: «Игра-инсценировка «У Матрешки – новоселье»
Гербова стр.52
Рассказ воспитателя.
Проблемная ситуация «Поможем матрешке построить домик».
Строительная игра «Домик для Матрешки» совместно с воспитателем.
Проговаривание хода работы.
Музыкальная игра «Потанцуем с Матрешкой».
Набор деревянного конструктора.
Развитие речи
Тема: «Звуковая культура речи: звуки М, МЬ».
Гербова стр.56
Рассматривание куклы.
Игра «Заводные куклы».
Рассматривание сюжетной картинки, беседа по ним.
Рассказ воспитателя «Мурка».
Чтение стихотворения Г. Сапгира «Кошка».
Обыгрывание детьми стих-ия.
Д/у «Вставь словечко».
Говорящая кукла. Картинки мишки, кошки.
3 неделя
Развитие речи
«Рассматривание иллюстраций к сказке «Гуси-лебеди».
Гербова, «Развитие речи», стр. 54.
-Беседа «Какой рисунок к сказке «Гуси-лебеди» вам понравился больше всего?»
-Рассматривание картины «Зимой на прогулке».
Беседа по картине.
-Р/у «Плач Мишутки».
Книга со сказкой с большими картинками.
Развитие речи
«Звуковая культура речи: звуки П, ПЬ. Д/у «Ярмарка»».
Гербова, «Развитие речи», стр. 57.
-Чтение стихотворения В.Орлова «Три пингвина».
-Игра «Заводные цыплята»
-Игрушки мышата и цыплята (картинки)
-Муляжи овощей, печенья, конфет, подушки для кукол.
4 неделя
Развитие речи
Тема. « Морозушко – мороз». И. А. Бойчук Стр.24.
Рассматривание подарка Деда Мороза – сундучок с загадками. Народная игра. «Дед Мороз».
Сундучок с загадками, закличками, прибаутками. Игрушки из кукольного театра.
Развитие речи
Тема: «Народные игрушки».
А.А.Вахрушев,
Е.Е.Кочемасова,
Ю.А.Акимова,
И.К.Белова «Здравствуй, мир» стр.71
Д/и «Чего не стало», «Куда спряталась матрешка». «Какой, какая?»
Игрушки народных промыслов.
Консультация для родителей «Знакомим детей с народными промыслами».
Февраль
1 неделя
Развитие речи
«Чтение русской народной сказки «Лиса и заяц»».
Гербова, «Развитие речи», стр. 59.
Обсуждение сказки «Кот, петух и лиса».
Чтение сказки «Лиса и заяц».
Беседа.
Заучивание пословицы детьми.
Рисунки кота, петуха, лисы.
Развитие речи
«Звуковая культура речи: звуки б, бь».
Гербова, «Развитие речи», стр. 60.
ДИ «Кубик».
Речевая игра «Барабаны»
«Колыбельная для белочки».
Рассматривание рисунков.
Беседа.
Заучивание стихотворения
Г.Виеру «Ежик и барабан».
Куб с картинками, колокольчик, игрушка щенка.
Транспорт
2 неделя
Развитие речи
Тема: «Покатаем игрушки»
Комплекс. занятия стр.67
-Беседы о транспорте.
-С/р игра Путешествие на автобусе».
Игрушечные рули, автобус.
Развитие речи
Тема: «Строим дорогу. Машины»
Комплекс. занятия стр.66
-Беседы о транспорте.
-Игры с машинами.
-Постройки дороги, гаража.
Игрушечные автомобили, деревянный конструктор.
3 неделя
Развитие речи
Тема: «Игра «Пароход»
Комплекс. занятия стр.151
Познавательно-исследовательская деятельность: ознакомление с качествами и свойствами предметов.
Игрушки большой и маленький пароход.
Тазик с водой.
Развитие речи
Тема: Развитие речи
«Звуковая культура речи: звуки Т, П, К».
Гербова, «Развитие речи», стр. 65.
-Р/у «Песенка язычка» (звук т)
-Речевая игра «Ножки»
-Рассматривание игрушек.
С/р игра «Угостим Тяпу и Топа компотом».
Игрушки щенка и медвежонка, кувшин и чашки.
Нет милее дружка, чем родная матушка
4 неделя
Развитие речи
«Чтение стихотворения И. Косякова «Все она». Дидактическое упражнение «Очень мамочку люблю, потому что…»».
Гербова, «Развитие речи», стр. 64.
Беседа «8 марта».
Чтение стихотворения о маме.
ДИ «Назови ласково»
ДУ «Очень мамочку люблю, потому что…»
Составление коротких рассказов детьми «Почему я люблю свою маму?»
Заучивание поздравления для мамы и бабушки.
Использование фотографий мам детей.
Развитие речи
Тема: «Звуковая культура речи: звук Ф».
Гербова, «Развитие речи», стр. 71.
Игра «Заводные ежики».
-Волшебный кубик.
-Стихотворение Г.Сапгира «Кошка»
Март
1 неделя
Развитие речи
Тема: «Мамины
помощники»
Комплекс. занятия стр.215
-Беседы о маме.
-Чтение стихов о маме, бабушке.
-С/р игра «Накормим маму».
Разные игрушки, игрушечный котенок, картинки с изображением предметов-помощников.
Развитие речи
Тема: «Кому что нужно?»
Комплекс. занятия стр.208
С/р игры. «Больница», «Семья», «Шоферы».
-Картинки с изображением врача, повара, шофера.
-Орудия труда врача, повара, шофера.
2 неделя
Развитие речи
Тема: «Моя мама»
Н.А.Карпухина
«Конспекты занятий в
первой младшей группе детского сада»
стр. 20
-Беседы о маме.
-Рассматривание иллюстраций в книгах.
Развитие речи
Тема: стихотворение С.Купутикян «Маша обедает»
Чтение, беседа.
Книга с иллюстрациями.
Весна
3 неделя
Развитие речи
Тема: «Стихотворение А.Плещеева «Сельская песенка».
Комплекс. занятия стр.203
-Беседы о весне.
-Заучивание стихов.
Иллюстрации к стихотворению, сюжетные картинки.
Развитие речи
Тема. Ознакомление с малыми фольклорными формами. стр.211. О.С. Ушакова «Развитие речи»
Наблюдение за весенней погодой и природой из окна. Отметить сезонные перемены. Хоровод в кругу. «Солнышко – ведрышко» Загадки – отгадки. Игра « Догонялки».
Иллюстрации на темы; «Бегут ручьи», «Тает снег», «Птицы прилетели».
4 неделя
Развитие речи
Тема: «Чтение стихотворения А.Плещеева «Весна»
Гербова стр.70
-Рассматривание сюжетной картины.
Беседа по картине.
-Д/и «Кто во что одет?»
-Составление простого рассказа детьми при помощи воспитателя.
-Д/у на звукопроизношение.
-Д/и «Когда это бывает?».
Иллюстрации к стихотворению, сюжетные картинки.
Развитие речи
Тема: «Звуковая культура речи: звук с».
Гербова, «Развитие речи», стр. 75.
-Р/у «Песенка Язычка» (звук с).
-Д/и «Как журчит вода?»
-Рассматривание картинки с изображением ласточки.
-Чтение стихотворения «Ласточка» Л. Яхнина.
-Беседа по стихотворению.
Мольберт с картинкой с изображением ласточки.
5 неделя
Развитие речи
Тема: «Медвежья семья»
Комплекс. занятия стр.75
-Беседы о диких животных.
-Д/и «Кто живет в лесу».
Сюжетная картина «Медвежья семья», игрушечный мишка: маленький и большой.
Закрепить название диких животных.
Апрель
Сад, огород
1 неделя
Развитие речи
Тема: «Рассказывание р.н. сказки «Репка».
Комплекс. занятия стр.75
Беседы о фруктах, овощах, об уходе за ними.
Игрушки для настольного театра по сказке «Репка»
Развитие речи
Тема: «Звуковая культура речи: звук Ц ».
Гербова, «Развитие речи», стр. 79.
-Артикуляционная гимнастика.
-Игры на звукоподражжание.
Игрушка белочка.
2-3 неделя
Заполнение карт индивидуального развития детей.
4 неделя
Развитие речи
Тема: « Заучивание стихотворения « Подснежник проснулся».
И. Беляков. Стр. 103.
« Учим наблюдать и рассказывать».
Беседа о весне, о явлениях в природе весной.
Стихотворение « Подснежник» Иллюстрация с изображением подснежника.
Май
1 неделя
Развитие речи
Тема: «Чтение рассказа «Одуванчики».
Гербова стр.83
-Д/и «Доскажи словечко.
-Беседа о цветах.
Рассказ «Одуванчики»
Развитие речи
Тема: «Комнатные растения»
конспект
Рассматривание цветов, наблюдение.
Комнатные растения, лейки, палочки для рыхления.
2 неделя
Развитие речи
Тема: «Сказка Н.Павловой «Земляничка»
Комплекс. занятия стр.250
-Беседа о ягодах.
-Д/и «Во саду ли, в огороде».
Фланелеграф, фигурки для фланелеграфа.. муляж землянички.
Развитие речи
Тема: «Звуковая культура речи: звук с» (повторение).
Гербова, «Развитие речи», стр. 75.
я «Ласточка» Л. Яхнина.
.
-Р/у «Песенка Язычка» (звук с).
-Д/и «Как журчит вода?»
-Рассматривание картинки с изображением ласточки.
-Чтение стихотворения.
-Беседа по стихотворению.
Мольберт с картинкой с изображением ласточки
3 неделя
Развитие речи
Тема: «Насекомые. Кто летает?»
конспект
-Рассказ, беседа.
-Игра «Летает- не летает».
Картинки с изображением насекомых.
Развитие речи
Тема: «Машенькин букет»
Комплекс. занятия Голицына Н.С.стр.137
-Знакомить детей с первоцветами.
-Чтение стихов о первоцветах.
Картинки с изображением первоцветов.
Лето
4 неделя
Развитие речи
Тема: «Чтение стихотворения А.Бродского «Солнечные зайчики».
Комплекс. занятия стр.247
-Беседа о лете.
-П/и «Догони солнечный зайчик».
Книги со стихотворением, зеркало.
Развитие речи
Тема: «Составление коллективного рассказа «Что мы видели на прогулке».
Комплекс. занятия стр.249
Источник
Ольга Боброва
Тематическое планирование по развитию речи с элементами развивающих игр и упражнений для детей 3–4 лет
Продолжение
Сентябрь:
1-2 недели – обследование
3-4 недели: тема «Наши имена»
Цель: Учить детей рассматривать кукол, формировать умение отвечать на вопросы воспитателя. Помочь запомнить и употреблять в речи имена кукол.
Учить называть цвет предмета, использовать антонимы, согласовать существительное с прилагаемым в роде и числе.
Уточнить и закрепить правильное произношение звука «о» (изолированно, в звукосочетаниях, в словах); обратить внимание на наличие звука «о» в словах.
Развивать коммуникативные навыки, слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику. Подготовить к элементам драматизации.
Игры: «Угадай, кто позвал!», «Куклы пляшут», «Наши имена», «Назови соседа», «Перед кем ты стоишь», «Оденем куклу»
Пальчиковая гимнастика: «Шалун», «Куколка», «Моя семья»
Октябрь:
1-2 недели: тема «Овощи и фрукты»
Цель: Проверить, как дети различают и называют овощи и фрукты. Учить различать овощи и фрукты, знать их названия, особенности формы, цвета, вкуса и запаха. Развивать сенсорные ощущения детей, умение слышать воспитателя, отвечать на вопросы. Развивать зрительную память. Обогащать словарь за счет обозначения качеств, использовать в речи слова: сырой, вареный, соленый, овощной и др.
Показывать и называть действия, которые ребенок может перенести в игровую ситуацию. Использовать в речи обобщающие слова «овощи», «фрукты».
Учит выразительности движений, мимики, жестов.
Воспитывать у детей умение слушать и воспринимать художественное произведение.
Игры и игровые упражнения: «Чудесный мешочек» «Что утащили мыши?», «Угадай по запаху», «Угадай по вкусу», «Яблонька», «Кабачок – кабачок», «Огуречик, огуречик», «Яблоко»— молдавская игра, «Что изменилось»,»Сварим щи и компот», «Соберем урожай картофеля», «Соберем урожай».
Пальчиковая гимнастика: «Капустка», «Будем мы варить компот»
3-4 недели: тема «Игрушка»
Цель: Учить детей рассматривать картинку, формировать умение отвечать на вопросы (по картинке) и составлять вместе с воспитателем короткий рассказ; учить правильно, употреблять формы единственного и множественного числа существительных и личных окончаний глаголов (стоит — стоят, играет – играют, и др.) Закрепить правильное произношение звуков «а», «у», «и», развивать речевой выдох, мелкую моторику.
Закреплять умение читать самостоятельно стихотворения. Помочь выучить наизусть новое стихотворение.
Закреплять умение классифицировать предметы
Воспитывать бережное отношение к игрушкам. Развивать эмоциональную сферу.
Игры и игровые упражнения: «Скажи ласково», «Сложи целое слово из частей», «Кто к нам в гости пришел», «Подарки», «чудесный мешочек», «Угадай, что звучит», «Принеси игрушку – животное», «Найди свой домик», «Мишка с куклой, «Куколка»
Дыхательные упражнения: «Подуть на султанчика», «Игра с воздушными шарами»
Пальчиковая гимнастика: «Кольцо», «Флажок», «Шарик», «Цепочка», «Колокольчик», «Зайка и барабан»
Ноябрь:
1 неделя: тема «Осень»
Цель: Познакомить детей с поэтическими произведениями об осени. Развивать эстетические чувства детей, вызывать эмоциональный отклик на литературное произведение. Закрепить знания о характерных признаках осени. Дифференцировать красный, желтый, и оранжевые цвета. Развивать слуховое и зрительное внимание, моторику, воспитывать длительный плавный выдох. Закрепить правильное произношение звука «Ш».
Игры: «Солнышко и дождик», «Листья», «Листопад», «такой листок — лети ко мне», «Найди свой цвет», «Когда это бывает», «Дождик»
Дыхательные упражнения: «Ветерки»
Пальчиковая гимнастика: «Дождик», «Грабли», «Осенние листочки»
2-3 недели: тема «Одежда»
Цель: Учить детей составлять вместе с воспитателем небольшой рассказ, отвечать на вопросы законченным предложением. Закрепить представление детей о качествах и свойствах, целевом назначении и функции предметов одежды. Учить активно, использовать обобщающее слово «Одежда», правильно называть предметы одежды, использовать прилагательные, обозначающие цвет.
Развивать умственное и эмоциональное восприятие. Вызывать интерес к драматизации сказки, к решению.
Побуждать использовать отрывки из сказки в собственной игре. Обратить внимание на новые слова. Закрепить произношение гласных звуков и звукоподражательных слов (пи – пи, ква –ква, у, э)
Воспитывать опрятность, бережное отношение к вещам.
Игры и игровые упражнения: «Кукла одевается», «Парные картинки», «По дорожке Валя шла», «Найди свой шкафчик» «Один – много», «Чудесный мешочек», «Оденемся на улицу», «Катя, попляши», «Ножки, ножки», «Что одела кукла?»
Пальчиковая гимнастика: «Шла лягушка по дорожке», «Наша Маша маленькая»
4 неделя: тема: «Наше тело»
Цель: Продолжать развивать умение ориентироваться в схеме собственного тела, различать и называть части тела, различать понятия «девочка» — «мальчик», знать к какому полу относится сам ребенок. Развивать пространственные представления. Учить сравнивать и обобщать, развивать местную и общую моторику, пополнять активный словарь.
Развивать познавательные способности, тактильное восприятие.
Воспитывать у детей умение слушать и понимать, а так же запоминать небольшое количество по объему стихотворение. Учит читать не торопясь, четко выговаривая слова. Приобщать детей к русскому народному творчеству.
Прививать гигиенические навыки
Игры и игровые упражнения: «Кукла попляши», «Водичка, водичка», «По ровненькой дорожке», «Где наши ручки?», «Ровным кругом», «Что умеют делать ножки (ручки?», «Отвечай быстро», «Бабушка Маланья», «Маленькие ножки бежали по дорожке», «Скажи ласково»
Пальчиковая гимнастика: «Детишки», «Дружба», «Большой братец», «Человечек», «Ладонь – кулак»
Декабрь:
1-2 недели: тема «Посуда»
Цель: Закрепить представления детей о качествах и свойствах, целевом назначении и функции посуды. Учить различать и называть части предметов посуды. Развивать зрительное внимание, учить сравнивать, активизировать словарь
Показать и назвать действия, которые впоследствии дети смогут перенести в игровую ситуацию. Учить детей образовывать по аналогии существительные с суффиксом – «ник» (чайник, молочник, кофейник)
Воспитывать интонационную выразительность речи, учить детей отвечать на вопросы.
Игра и игровые упражнения: «Чудесный мешочек», «Скажи ласково», «Один – много», «Большой – маленький», «У медведя во бору», «Три медведя», «Что взяла Машенька», «Горшочек», «Повар», «Найди предмет по описанию»
Пальчиковая гимнастика: «Мы посуду перемыли», «Чайник»
3 неделя: тема «Зима»
Цель: Продолжать знакомить с характерными признаками зимы, свойствами снега, с изменениями в жизни птиц и диких животных. Учить устанавливать простейшие причинно — следственные связи, развивать слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику, активизировать словарь, учить отвечать на поставленные вопросы.
Игры и игровые упражнения: «Белый снег пушистый», «Зайка беленький сидит», «Слушай внимательно», «Снег идет», «Игра в снежки», «Закончи предложение», «Выпал беленький снежок», «Зимний хоровод», «С льдинки на льдинку»
Пальчиковая гимнастика: «Снежинка», «Снежинки пуховые»
4 неделя: тема «зимние забавы»
Цель: Познакомить детей со значением потешки — заклички, учить выразительно и ритмично проговаривать потешку «Ты мороз», помочь запомнить поговорку «Береги нос в большой мороз», объяснить значение считалки, выбрать ведущего, организовать игру с помощью считалки.
Закрепить знание характерных признаков зимы. Развивать речевой выдох, мелкую моторику.
Игры и игровые упражнения: «Дед мороз», «Ты мороз — мороз», «Выпал беленький снежок», «Мороз», «С льдинки на льдинку», «Скажи ласково», «Влезь на горку», «Снег, снег кружится», «Подбери слово», «Ловим снежинку»
Дыхательные упражнения: «Снег идет», «Снежинка летит»
Пальчиковая гимнастика: «Снежок слепили», «Снежинки пуховые»
Источник