Тематический план социальное развитие ребенка

Образ Я. Расширять представления ребенка об изменении позиции в связи с взрослением (ответственность за младших, уважение и помощь старшим, в том числе пожилым людям и т. д.). Через символические и образные средства углублять представления ребенка о себе в прошлом, настоящем и будущем. Расширять традиционные гендерные представления.                                                                                                                       Семья. Углублять представления ребенка о семье и ее истории. Учить создавать простейшее генеологическое древо с опорой на историю семьи. Углублять представления о том, где работают родители, как важен для общества их труд. Поощрять посильное участие детей в подготовке различных семейных праздников.                                                                     Детский сад. Продолжать формировать интерес к ближайшей окружающей среде: к детскому саду, дому, где живут дети, участку детского сада и др. Обращать внимание на своеобразие оформления разных помещений. Развивать умение замечать изменения в оформлении помещений, учить объяснять причины таких изменений; высказывать свое мнение по поводу замеченных перемен, вносить свои предложения о возможных вариантах оформления. Подводить детей к оценке окружающей среды Вызывать стремление поддерживать чистоту и порядок в группе, украшать ее произведениями искусства, рисунками. Привлекать к оформлению групповой комнаты, зала к праздникам. Побуждать использовать созданные детьми изделия, рисунки, аппликации (птички, бабочки, снежинки, веточки с листьями и т. п.). Расширять представления ребенка о себе как о члене коллектива, формировать активную жизненную позицию через участие в совместной проектной деятельности, взаимодействие с детьми других возрастных групп, посильное участие в жизни дошкольного учреждения. Приобщать к мероприятиям, которые проводятся в детском саду, в том числе и сов- местно с родителями .

Месяц

                                                                                        Тема

                         Программное содержание

                        Методические приёмы

                           Литература

Сентябрь

Детский сад                                                

Закрепление умения ориентироваться в помещениях детского сада, знания адреса детского сада

Экскурсия по детскому саду. Беседа: «Наш детский сад» Чтение  С. Махотин «Старшая группа»

Конспект

Я и моя семья

Закрепление знаний об имени, отчестве родителей, их работе; домашних обязанностях, помощи взрослым

Продуктивная деятельность: «Портреты моих родных», «Мы гуляем с папой и мамой»

Заучивание  А. Барто «Перед сном»

Октябрь

Моя большая семья

 Формировать у детей представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.

Беседы: «Мои дедушка и бабушка», «Мои родственники» Чтение   Ю. Коваль «Дед, баба и Алеша»                                 

Конспект

Путешествие в страну мальчиков и девочек

Формирование собственной гендерной принадлежности и первичных гендерных представлений о характерных качествах мальчиков и девочек.

Беседы: «Какими должны быть мальчики», «Что украшает девочку».
Чтение  В. Драгунский «Денискины рассказы»                   

Еремеева В. Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки — два разных мира. —

Ноябрь

Одежда девочек и мальчиков

Систематизировать знания о предметах одежды и предметах трудовой деятельности. Формировать у детей культуру взаимоотношений полов.

Рассматривание предметов одежды. Рассматривание иллюстраций. Беседа «Что любят надевать девочки (мальчики)». Чтение  А. Шибаев

«Какая одежда?»

Еремеева В. Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки — два разных мира. — М.: Л инка-Пресс, 1998.

Мой любимый детский сад

Расширить знания детей о своем детском саде, привлечь внимание к его истории, уточнить представления о труде сотрудников детского сада.

Беседа «Детский сад – мой второй дом» Чтение О. Высоцкая                                          « Детский сад»

Читайте также:  Карта индивидуального развития ребенка в доу скачать бесплатно

Конспект

Декабрь

Мои родители меня назвали…

Формировать понятия     « Я и моё имя», познакомить с происхождением имен, отечества, фамилии.

Беседа « Кому какие дают имена» Чтение  Е. Чарушин « Почему Топу назвали Топой»

Новый год у ворот

Формировать представления детей о новогодних традициях России и других стран

Подготовка к утреннику, целевые прогулки на празднично              украшенную улицу Чтение  Г.Х.Андерсен

« Снеговик»

Картушина Праздники народов мира в детском саду. Ч. 1, Ч. 2. — М.: Скрипторий 2003,2009;

Январь

Наш детский
сад — большая семья.

Формировать представление о значении детского сада в жизни ребенка; формировать эмоционально-положительное отношение к детскому саду.

Рассматривание фотографий из архива детского сада .Рассказ воспитателя. Чтение   С. Михалков «А что у вас?»

 Дурова Н.В. «Очень важный разговор.»

Кем я буду и каким я буду

Расширять знания ребенка о себе, о своем имени отчестве, представление о временной перспективе личности, об изменении позиции человека с возрастом.

Беседа «Какими хотят стать девочки и мальчики?»  Чтение  русская народная сказка «Василиса Прекрасная»

Козлова С.А. Я- человек. Программа социального развития ребенка. 

Февраль

Кто служит в армии

Продолжать расширять представления детей о Российской армии.

  • Беседа «Будем в армии служить». Продуктивная деятельность: подарки мальчикам Чтение  А. Гайдар  «Сказка про военную тайну, Мальчиша- Кибальчиша и его твердое слово»

Конспект

Забота о младших .

Формировать желание заботится о малышах, развивать чувства ответственности уважения к младшим товарищам

Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Детский сад»Чтение  М. Бородицкая «Ждем брата»

Март

Праздник девочек

Расширять представления о сходстве и различии людей по половому     признаку — развивать основы социального взаимодействия между мальчиками и    девочками.

Беседа «Мы любим наших девочек». Продуктивная деятельность: подарки девочкам . Чтение  Е. Григорьева «Ссора»

Еремеева В. Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки — два разных мира. — М.: Л инка-Пресс, 1998.

Мама- главный человек в нашей семье

Продолжать формировать представление детей о празднике «День матери», о добром отношении к маме

Беседа: «Как мы помогаем бабушке и маме» Чтение  Е.. Благинина «Посидим в тишине»

 Конспект

Апрель

Я и мое имя

Познакомить с историей происхождения некоторых имен, отчеств и фамилий

Дидактические игры: «Я знаю пять имен девочек -(мальчиков)» Чтение  М. Яснов «Вот как я семью нарисовал»

Конспект

Какими мы были в младшей группе

Вспомнить вместе с какими они были в младшей группе

Чтение « Новая девочка»
Н. Найденова

Беседа « Что мы научились в детском саду»

Конспект

Май

Как мы говорим друг с другом и со взрослыми

Продолжать обучение культуре речевого общения в детском саду и дома, развивать речевой этикет.

Дидактические упражнения: «Как обратиться с просьбой к родственникам, товарищу, незнакомому человеку» Чтение                                А. Усачёв « Что такое этикет»

Дурова Н.В. «Очень важный разговор.» Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду

Майский праздник — День Победы

Формировать у детей представление о подвиге народа, который встал на защиту своей Родины .

Встреча с ветеранами войны. Рассматривание иллюстраций. Чтение  А. Твардовский «Рассказ танкиста».

Конспект

Июнь

Мои друзья

Закрепление знаний о себе, своей семье, родословной, детском саде.

Продуктивная деятельность: «Наш участок летом» Заучивание  А. Барто    « Игра в стадо»

Конспект

Моя родословная

Продолжать знакомить детей с правом ребенка на воспитание в семье;

закрепить понятия «род», «родословная», «семья», «гениалогическое древо».

Рассматривание семейных фотографий.
Домашнее задание: составление генеалогического древа (2-3 поколения) Чтение Я. Аким «Кто кому кто?»

Конспект

Июль

Дружат дети всей Земли

Обобщить и расширить знания детей о таких понятиях как «друг», «дружба», «честность», «справедливость»

Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по России» Чтение Мицкевич Адам «Друзьям»

Папа на работе

Закрепить знания о себе, своей семье.

Беседа: «Моя семья» Чтение Маргарита Иванычева 
«А мой папа»

Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. «Мир, в котором я живу»

Август

Поведение девочек и мальчиков

 Раскрыть интеллектуальный потенциал детей, закрепление доброжелательного отношения к противоположному полу,

Беседы: «Какими должны быть мальчики», «Что украшает девочку». Чтение  А. Барто «Вовка — добрая душа», «Любочка»,

Еремеева В. Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки — два разных мира. — М.: Л инка-Пресс, 1998.

Я житель Саратова.

Закрепить знания детей о родном городе, его истории.

Рассматривание иллюстраций, фотографий.
Рассказ воспитателя.
Продуктивная деятельность «Чем мы гордимся в нашем
городе»

Читайте также:  Диагностика развития ребенка с нарушением слуха

Конспект

Источник

Зоя Сергеева
Календарно-тематический план по социализации «Ребенок в семье и обществе»

Тема недели Цель. Образовательная деятельность в режимных моментах Самостоятельная деятельность

Сентябрь

1 неделя

«До свидания, лето, здравствуй, детский сад!».

Знакомить детей друг с другом в ходе игр. Закрепить основные правила поведения детей в группе и на участке детского сада. Воспитывать привычку безопасного поведения в детском саду. С/р игры: «Семья»; «Детский сад».

Д/и: «Кому что нужно для работы»; «Сервировка стола к обеду»; «Проводим уборку».

Игра со строительным материалом: «Построим детский сад»

Театрализованная игра «Травка – муравка» Поощрять разыгрывание небольших сюжетов в игровом уголке с предложенными атрибутами

Осень (2-я -3-я неделя сентября). Расширять представления детей об осени

Приобщение к нормам и правилам взаимоотношений. С/р игры «Семья гуляет в осеннем парке»; «Осенний праздник для кукол»; «Путешествие в осенний лес».

Д/и: «Найди листочек, какой покажу», «Найди в букете такой же листочек»; «Что нам осень принесла?»

Театрализованная игра «Кто из нас из овощей».

Сюжетные картинки с изображением осенних пейзажей. Пополнить центр развивающих игр шнуровками «Фрукты», «Овощи», разрезными картинками, детским лото, домино.

«Мой город, мой дом» (4 – я – неделя сентября – 1-я неделя октября).

Знакомить с родным городом, с видами транспорта.

Приобщение к нормам и правилам взаимоотношений С/р игры: «С новосельем»; «Семья»; «Магазин»«

Д/и: «У кого какой дом?»; «Назови свой адрес»; «Вежливые слова»

Игра-хоровод: «Ходит Ваня»

С/р игры: «Мама и дочка»; «Пора обедать»; «Чья очередь гулять с Тузиком?»

Д/и: «Водичка, умой моё личико!»; «Путешествие в мир вещей»

Рассматривание фотографий «Достопримечательности города».

Поощрять игры детей в паре, в подгруппах.

Мониторинг (2-я и 3-я недели октября) Заполнение персональных карт развития детей. Разработка индивидуального маршрута развития ребенка.

«Я и моя семья» (4-я неделя октября – 1-я неделя ноября). Обогащать представления о своей семье. Побуждать называть свои имя, фамилию, имена, членов своей семьи, говорить о себе в первом лице.

С/р игры: «Папа – хороший хозяин»; «Встречаем гостей»; «Старшая сестра»; «Старший брат»; «Бабушка приехала».

Д/и «Новоселье»; «Провожаем и встречаем»; «Назови ласково»

Театрализованная игра «Жили гуси у бабуси» Стимулировать и поощрять детей в проявлении бережного отношения к близким людям, умения их порадовать.

Атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Семья». Плакат «Семья».

«Домашние и дикие животные».

(2-я неделя – 3-я неделя ноября). Объяснить детям, что можно и чего нельзя делать при контактах с животными. Воспитывать в детях привычку безопасного поведения, учить их видеть моменты неоправданного риска в повседневности. Беседа по картинкам с использованием загадок.

И/у «Бездомная собака».

Предметные картинки из серии «Домашние животные»

Конструирование «Построим дом для кошки»

Чтение В. Сутеева «Кто сказал мяу?»

Д/и «Найди зверят по следам». Картины с изображением животных.

Предметные картинки, открытки, загадки, дидактические игры.

Конструктор «Лего»

«Бытовые приборы и ребёнок»Д/и

(4 –я- неделя ноября).Закреплять основные правила безопасного поведения в быту:

Д/и «Опасные предметы»; «Можно- нельзя».

Рассматривание картинок «В мире опасных предметов».

Д/и «Волшебные телефоны». Предметные картинки, открытки, загадки.

Телефон.

«Если ты потерялся» (1-я–2-я неделя декабря). Познакомить детей с правилами поведения в ситуации, если ребенок потерялся.

Дид. / игра «Непослушная кукла».

Беседа «Если ты потерялся».

Заучивание «Правила пять НЕ»

Игра «Угадай настроение по рисунку». Сюжетные картинки, дидактические игры.

«Новогодний праздник» (3-я -4-я неделя декабря)

Формировать сознательное отношение к своей безопасности; Закрепление номеров телефонов служб безопасности 01, 02, 03. С/р игры: «В мастерской Д. Мороза».

Д/и: «Укрась ёлку разноцветными шарами»; «Колпачок для Петрушки»

Подвижная игра: «Два Мороза».

Настольная игра «Собери гирлянду» Д/и: «Назови зимующих птиц»; «Отгадай загадку» (про зимние явления)

Подвижные игры: «Снежки»; «Попади снежком в обозначенную цель» Пополнить предметно-развивающую среду новыми атрибутами, обеспечив возможность организации с/р игры «В мастерской Д. Мороза»

«Знакомство с народной культурой и традициями».

(4-я – января 2-я неделя февраля) Знакомить с народными промыслами, с устным народным творчеством.

С/р игры: «Мамы укладывают детей спать» (пение колыбельных песен); «Чаепитие»;

«К нам гости пришли, дорогие пришли!»

Изготовление атрибутов к играм.

Д/и: «Расставь матрёшек по росту».

Пальчиковая игра «Сорока-белобока кашу варила».

Подвижные народные игры: «Жмурки с колокольчиком»; «Гуси-гуси»; «Прятки» Создать условия для организации различных игр, обеспечить необходимыми атрибутами для игр.

«Миром правит доброта».

(3-я – 4-я неделя февраля) Развитие игровой деятельности

Приобщение к нормам и правилам взаимоотношений С/р игры: «Семья переезжает на новую квартиру», «Поездка на автобусе», «Детский сад», «Больница».

Д/и: «Научим зайку делиться с товарищами», «Расскажем собачке, как надо играть с друзьями», «В группу принесли новую игрушку, все хотят с ней играть».

Читайте также:  Влияние кефалогематомы на развитие ребенка

Словесная игра «Что доброго делают люди этой профессии?» Создать условия для организации сюжетных и дидактических игр.

Стимулировать и поощрять детей в проявлении бережного и уважительного отношения к своим друзьям и близким.

«Нет милее дружка, чем родная матушка».

(1-я — 2-я неделя марта) Формирование семейной принадлежности Игры «Дом», «Семья», «Дочки- матери» с акцентом на формирование представлений о семье, о женщинах, чувства любви и уважения к ним.

Игровые упражнения и ситуативные разговоры с детьми «Ласковые слова», «Какой подарок для мамы лучше»

Д/и: «Мама какая?»; «Опиши свою подругу» Стимулировать и поощрять детей в проявлении бережного и уважительного отношения к близким людям.

«Весна»

(3-я — 4-я неделя марта) Развитие игровой деятельности

Приобщение к нормам и правилам взаимоотношений С/р игра «Мы выходим на субботник»

Д/и: «Что надеть весной»; «Расскажем Карлсону, как мы одеваемся на прогулку»

Игры с солнечным зайчиком; пускание корабликов

Игра «Веселая ярмарка».Цель: вовлекать в диалог, побуждать к вхождению в выбранную роль каждого ребенка. Разместить в группе сюжетные картинки с изображением весеннего времени года.

Этикет

(1-я — 2-я недели апреля) Приобщение к нормам и правилам взаимоотношений.

С/р игры: «Встречаем гостей», «Вежливый продавец»; «Поездка на автобусе».

Д/и: «Вежливые слова»; «Правила поведения за столом».

Театрализованная игра: «Варя пришла в театр» Устроить в группе выставку иллюстраций на тему «Этикет»

Мониторинг

(3-я -3-я неделя апреля)

Лето

«Наш зелёный детский сад».

(4-я неделя мая) Формировать бережное отношение к растениям; закрепить представления об уходе за растениями Беседа «Растения нашего участка».

Рассматривание иллюстраций, фотографий уличных растений. Создание альбома «Растения нашего участка».

Настольно – печатная игра – лото «Овощи и фрукты». Иллюстраций, фотографий уличных растений. Альбом, гербарии.

Настольно – печатная игра – лото «Овощи и фрукты».

Источник

План  тематического контроля в подготовительных к школе группах.

1. определить эффективность воспитательно-образовательной работы в подготовительных к  школе группах ДОУ по социальному развитию детей;

2.  выявить уровень сформированности у детей социальных навыков;

3. выяснить причины и факторы, определяющие качество работы по социальному развитию детей в ДОУ.

№ пп

Разделы плана

Методика проведения

1

Диагностика знаний, умений и навыков, уровня развития воспитанности детей:

— культура общения;

— полоролевая социализация;

— национальная культура;

— нормы и традиции в жизни группы;

— эмпатия к объектам природы, людям и т.д.

Наблюдения занятий, игр, прогулок, беседы с детьми, результаты диагностики.

2

Уровень профессионального мастерства воспитателя: методы, приемы, формы работы, используемые воспитателем.

Наблюдение занятий, режимных моментов, собеседование с педагогом.

3

Система планирования работы с детьми.

Изучение перспективных планов  по образовательной области «Социализация», анализ календарных планов.

4

Создание условий для социального развития детей:

— методическое обеспечение;

— наличие разнообразных игр, пособий, схем, макетов, моделей и т.д.;

— иллюстративного материала, фото альбомы;

-сюжетно-ролевые игры;

— наличие художественной и познавательной литературы, соответствующей возрасту детей;

— уголки дежурств;

— уголки для мальчиков и девочек.

Анализ метод обеспечения, имеющихся пособий, игр, предметно-развивающей среды.

5

Оценка форм взаимодействия с родителями по данной теме.

Анализ материалов родительского  уголка, плана по работе с родителями, отслеживание его выполнение, анкетирование родителями по данной теме.

Дата проведения контроля

Возрастные группы

6 группа

7 группа

I половина дня

II половина дня

Iполовина дня

II половина дня

16.04.2012

понедельник

Просмотр режимных моментов (Зам. зав. по УВР)

Изучение перспективных планов  по образовательной области «Социализация», анализ календарных планов(ст.воспит)

Посещение занятия (Психолог)

Анализ предметно-развивающей среды (ст. воспитатель)

17.04.2012

вторник

Посещение занятия (Психолог)

Анализ предметно-развивающей среды (ст. воспитатель)

Наблюдение сюжетно-ролевой игры (ст. воспитатель)

18.04.2012

среда

Наблюдение сюжетно-ролевой игры (ст. воспитатель)

Просмотр режимных моментов (Зам. зав. по УВР)

Изучение перспективных планов  по образовательной области «Социализация», анализ календарных планов.

19.04.2012

четверг

Беседа с детьми (Зам. зав. По УВР)

Анкетирование родителей по данной теме (психолог)

20.04.2012

пятница

Анкетирование родителей по данной теме (Психолог)

Беседа с детьми (Зам. зав. По УВР)

23.04.2012

понедельник

Наблюдение на прогулке (Ст. воспитатель)

Собеседование с воспитателем (Зам. зав. по УВР)

24.04.2012

вторник

Собеседование с воспитателем (Зам. зав. по УВР)

Наблюдение на прогулке (Ст. воспитатель)

25.04.2012

среда

Анализ материалов родительского  уголка, плана по работе с родителями, отслеживание его выполнение (ст. воспитатель)

Анализ метод обеспечения, имеющихся пособий (Зам. зав. по УВР)

26.04.2012

четверг

Анализ метод обеспечения, имеющихся пособий (Зам. зав. по УВР)

Анализ материалов родительского  уголка, плана по работе с родителями, отслеживание его выполнение (ст. воспитатель)

 Подготовила: Воспитатель Сысолина Анна Васильевна.

Источник