Тема театрализованная игровая деятельность для развития ребенка

Разия Айтушева
Влияние театрально-игровой деятельности на развитие дошкольников

«Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю,

нужно уметь с помощью воображения перенестись

в положение другого человека, мысленно стать на его место»

Б. М. Теплов

Театрализованные игры позволяют решать многие задачи развития детей в детском саду: от ознакомления с общественными явлениями, развития речи, формирования элементарных математических представлений до физического совершенствования. В театрализованных играх деятельность тесно интегрирует во всех образовательных областях в соответствии с ФГОС ДО. Эмоциональность, разнообразие тематики и сценических средств игр дают возможность их использования в целях всестороннего развития современного дошкольника.

Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.

Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Увлеченность детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, легкое, неавторитарное общение взрослого и ребенка, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею» — все это удивляет и привлекает.

Театрализованная деятельность помогает решать многие актуальные проблемы в развитии детей дошкольного возраста:

Формирование правильного эстетического вкуса.

Развитие коммуникативных способностей.

Влияние на развитие речи, памяти, внимания, воображения.

Помощь в разрешении конфликтных ситуаций.

Создание положительного эмоционального настроя.

Формирование нравственных качеств.

Приобщение к национальной культуре.

Духовное обогащение.

Для начала выясним, что же такое «ТЕАТР»?

На страницах Современного толкового словаря русского языка под редакцией Т. Ф. Ефремовой «ТЕАТР» это:

1) Один из видов искусства, в котором образное отражение жизни достигается средствами сценического представления.

2) Подмостки, сцена (устар.)

3) Помещение, здание со сценой и зрительным залом, в котором устраиваются представления

4) Учреждение, организация, осуществляющая сценические представления и имеющая все необходимое для этого.

5) Представление, спектакль.

6) Совокупность драматических произведений одного автора (перен.)

7) Место, где происходят военные действия, развертываются какие-либо значительные события.

Мы будем использовать слово «ТЕАТР» в первом его значении, то есть «Один из видов искусства, в котором образное отражение жизни достигается средствами сценического представления».

Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.

Театрализованная деятельность не входит в систему организованного обучения детей в детском саду. К сожалению, педагоги используют её в работе в основном для развития творческого потенциала детей и чаще как инсценировку к празднику, а в повседневной жизни – эпизодически, по своему усмотрению, зачастую для того, чтобы сделать жизнь детей в группе увлекательнее, разнообразнее. Подготовка к спектаклю чаще всего заключается в разучивании ролей с многократным повторением текста детьми.

Чтобы разобраться и решить успешно какую-либо проблему, ее надо рассмотреть со всех сторон и хорошо знать, о чем пойдет речь. Поэтому сегодня мы обратимся ко многим сторонам театрализованной деятельности в ДОУ.

Театрализованная деятельность, являясь разновидностью игры, изначально носит синтетический характер: это литературный текст и звучащее слово, пластика и действия актёра, его костюм и изобразительное пространство сцены (свет, цвет, музыка и пр.). Детский театр позволяет педагогу решать задачи не только исполнительного характера, но и, познавательные социальные, эстетические, речевые.

Основные задачи использования театрализованных игр:

1. Поэтапное освоение детьми различных видов творчества по возрастным группам.

2. Последовательное знакомство детей всех возрастных групп с различными видами театра.

3. Совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа.

4. Моделирование навыков социального поведения в заданных условиях.

Предлагаю обратиться к вопросу организации. Остановимся на условиях, необходимых для полноценной реализации работы по театрализованной деятельности. Выделяют следующие условия:

Читайте также:  Рост и вес ребенка в утробе по неделям развития

Условия

четкое планирование и реализация театрализованной деятельности на всем продолжении образовательного процесса;

наличия и развития представлений и интереса детей к различным видам театра;

наличия разнообразия костюмов и доступности художественного оформления спектаклей и инсценировок по художественным произведениям (развивающая предметно-пространственная среда);

овладения детьми правилами и приемами того или иного вида театрализованной деятельности;

взаимодействия педагогов со специалистами ДОУ (муз. рук., педагог-психолог, родителями, социумом;

серьезного, эмоционально-положительного отношения педагога к играм детей в театр.

Требования

Основными требованиями к организации театрализованных игр являются:

Содержательность и разнообразие тематики.

Постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все формы педагогического процесса.

Максимальная активность детей на этапах и подготовки, и проведения игр.

Сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.

Последовательность и усложнение содержания тем и сюжетов, избранных для игр, соответствуют возрасту и умениям детей.

Таким образом, в соответствие с ФГОС, театрализованная деятельность в детском саду может быть включена, в образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности, образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов; самостоятельную деятельность детей.

Организация в различных видах детской деятельности.

Ответьте, пожалуйста, каким образом может быть организована театрализованная деятельность в детском саду?

А) во время занятий?

• Во время занятий педагог включает театрализованную деятельность как игровой приём и форму обучения детей (Петрушка, Карлсон, Незнайка и др.)

Б) в совместной деятельности детей и педагога вне занятий?

• Чтение худ. литературы с последующим обыгрыванием в течение дня, строит игры с драматизацией.

В) в самостоятельной деятельности детей?

• Нужно заметить, что большое влияние на детей оказывает не всё услышанное и увиденное в стенах детского сада и за его пределами. В самостоятельную игру дети переносят только то, что взволновало их воображение яркими, захватывающими образами, заставило испытать сильные чувства, пробудило интерес, дало пищу для размышлений.

• В) в режимных моментах?

• Во время проведения режимных моментов (прием детей, кормление, одевание, умывание, подготовка ко сну) игры с театрализованной игрушкой помогают раскрепощению ребенка, вырабатывают у ребенка доброжелательное отношение к окружающим, учат правилам культурного поведения и раскрывает их индивидуальные особенности.

Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что самостоятельная творческая игра может развиваться если:

• Взрослые осознают важную роль самостоятельной игры в жизни ребёнка,

• В воспитательном процессе ДОУ игра занимает ведущее положение среди других видов деятельности,

• Детям отводят место и время для самостоятельных игр,

• Создаётся окружающая среда, питающая яркими художественными образами и сюжетами детские игры.

Нужно отметить, что воспитатели являются образцами творческого поведения, и именно педагоги способны творчески развитых людей.

Чему способствует театральная деятельность в детском саду?

Раскрепощению ребёнка.

Вовлечению в деятельность.

Самостоятельному творчеству.

Развитию всех психических процессов.

Развитию коммуникативных способностей.

Самопознанию, самовыражению.

Успешной социализации ребёнка.

Осознанию чувства удовлетворенности, радости, значимости.

Таким образом, соблюдается одно из главных условий образовательной деятельности в ДОУ по ФГОС – интеграция всех направлений развития ребенка. Это следует учитывать при организации театрализованной деятельности детей в дошкольном учреждении.

Источник

Елена Лесникова
Деловая игра «Развитие личностных качеств дошкольника через театрализованную деятельность»

Деловая игра

Тема «Развитие личностных качеств дошкольника через театрализованную деятельность»

Слайд 1

Цель: актуализировать знания педагогов и повысить педагогическую компетентность по организации театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста.

Оборудование для проведения деловой игры: проектор, ноутбук, колокольчики, эмблемы, оценочные листы для жюри, песочные часы.

Актуальность темы

В современном обществе родители стремятся, как можно раньше научить своего ребёнка читать, писать, решать сложные задачи, вместо того, чтобы прочитать книгу, включают диск с мультфильмами, вместо совместных развивающих игр покупают компьютер. Родители забывают о том, что прежде всего нужно научить своего ребёнка восхищаться и удивляться, возмущаться и сопереживать. Как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы. В школе таким детям психологи ставят диагноз «не доиграл» т. е. не натренировал свою фантазию и воображение в процессе игры. Акцентируя свое внимание на телевизорах и компьютерах, дети стали меньше общаться, как со взрослыми, так и со сверстниками, а ведь общение в значительной степени играет важнейшую роль и обогащает чувственную сферу. Оценивая, актуальность этой проблемы предполагаю, что самый короткий путь эмоционального раскрепощения, снятия зажатости возможно через использование театрализованной игры.

Читайте также:  Развитие творческих способностей ребенка в доп образовании

Слайд 2. Театрализованная деятельность в детском саду – это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание творческой направленности личности.

В соответствии с целевыми ориентирами, которые обозначены во ФГОС ДО, ребенок на этапе завершения дошкольного образования должен обладать развитым воображением, проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, активно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. Все эти личностные характеристики особенно ярко выражены и успешно развиваются в театрализованной деятельности.

Содержание деловой игры

— Приглашаю поучаствовать в деловой игре. Для этого нам необходимо разделиться на команды, выбрать жюри, с помощью разноцветных цветочков. Займите свои места в соответствии с цветком.

(педагоги выбирают по желанию бумажные цветы красного, желтого и синего цвета и рассаживаются за столы, где символизирует данный цвет цветка, «синий стол» — жюри).

— Цветы, попрошу сохранить до окончания игры.

— Название своей команды вы видите на табличках. Давайте поприветствуем команду «Дюймовочки», команду «Золушки» и справедливое Жюри.

В каждой игре есть свои правила. Послушайте внимательно правила игры:

Принимать активное участие в игре.

Вырабатывать общее решение вопроса.

Уметь слушать других.

Не оспаривать оценку жюри.

Слайд 3

Критерии оценивания участников следующие:

0- Неправильный ответ

1- балл – не полный ответ

2 -балла –правильный полный ответ.

За нарушения правил игры, жюри убирает одно очко у команды.

Слайд 4

Начнем нашу игру с «Разминки»

(Жюри) За каждый правильный ответ команда получает 2 балла.

1. Сколько встреч было у старика и рыбки? (шесть)

2. Героиня русской сказки, девочка из снега? (Снегурочка)

3. Этот автор любит в своих сказках описывать различных насекомых, животных, предметы быта. (Корней Чуковский)

4. Пушкинское дубовое украшение (цепь)

5. Личный транспорт Бабы Яги (ступа)

6. Кто полгода сидит без обеда (медведь)

7. Виды невербальной коммуникации (мимика, жесты, телодвижения)

8. Основной вид устного народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера (сказка)

— Кто из вашей команды был самым активным и решительным в ответах (педагоги называют ФИО). Итак, поприветствуем капитанов команд…

Блиц турнир для капитанов команд

Ведущий задает вопросы капитанам команд. Капитаны команд отвечают поочереди — чей ответ будет последним, жюри засчитывает 2 балла.

1 вопрос. Какие вы знаете виды театров?

Ответ. Существует несколько классификаций игр в кукольный театр для детей дошкольного возраста. Например, педагоги Л. В. Куцакова, С. И. Мерзлякова рассматривают:

— настольный кукольный театр (театр на плоской картинке, на кружках, магнитный настольный, конусный, театр игрушки (готовая, самодельная);

— стендовый театр (на фланелеграфе, теневой, магнитный стендовый, стенд-книжка);

театр на руке (пальчиковый, картинки на руке, варежковый, перчаточный, теней);

— верховые куклы (на гапите, на ложках, бибабо, тростевые);

— напольные куклы (марионетки, конусный театр);

театр живой куклы (театр с » живой куклой», ростовые, люди-куклы, театр масок, танта-морески)

2 вопрос. Назовите наиболее часто встречаемых персонажей русских народных волшебных сказок?

Иван, Иванушка-дурачок, Емеля, Иван-царевич, Василиса, Елена, Змей Горыныч, Баба-яга, Кощей Бессмертный и др.

3 вопрос. Назовите часто встречаемые в сказках волшебные предметы?

Ковёр-самолёт, сапоги-скороходы, молодильные яблочки, скатерть-самобранка, меч-кладенец, гусли-самогуды, шапка-невидимка и др.

Следующее задание «Рассуждалки»

Если команда знает правильный ответ подают сигнал колокольчика и отвечают. В случае если ответ не верен, ответ могут дать соперники.

За правильный ответ по сигналу, жюри присваивает 2 балла, если правильно отвечают соперники 2 балла.

1. Вопрос: На какие две основные группы можно разделить театрализованные игры?

(По Артемовой Театрализованные игры можно разделить на две основные группы: игры — драматизации и режиссерские игры.

Читайте также:  Анализы на отклонения развития ребенка при беременности

В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности.

В режиссерской игре «артистами являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности.).

2. Вопрос: Формы организации театрализованной деятельности?

1. Совместная театрализованная деятельность взрослых и детей, музей кукол, театральное занятие, театрализованная игра на праздниках и развлечениях.

2. Самостоятельная театрально-художественная деятельность, театрализованные игра в повседневной жизни.

3. Мини-игры на других занятиях, театрализованные игры-спектакли, посещение детьми театров совместно с родителями, мини-сценки с куклами в ходе изучения регионального компонента с детьми, привлечение главной куклы — Петрушки в решение познавательных задач.

Следующее задание «Всезнайка» (задание для двух команд).

Время на подготовку ответа 2 минуты (песочные часы)

За каждый правильный ответ команда получает 2 балла.

Слайд 5-7

Против участников игры выступают коллеги МАДОУ д/с «Улыбка». Внимание! Вопрос!

Значение театрализованной деятельности для развития личности ребенка?

Правильный ответ:

1. В процесс театрализованной игры расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире;

2. Развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение, стимулируются мыслительные операции;

3. Происходит развитие различных анализаторов;

4. Активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационная сторона речи, темп, выразительность речи.

5. Совершенствуется моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений.

6. Развивается эмоционально-волевая сфера;

7. Происходит коррекция поведения;

8. Развивается чувство коллективизма, ответственность друг за друга, формируется опыт нравственного поведения;

9. Стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности;

Участие в театрализованных играх доставляют детям радость, вызывают активный интерес, увлекают их.

Какие формы работы с родителями вы используете по театрализованной деятельности?

Правильный ответ: родительские собрания, консультации, дни открытых дверей, проведение досугов, тематических вечеров например: «Любимые сказки», «Театральные встречи» и т. д., праздники, совместное творчество, оформление фотовыставки, беседы, домашние сочинение сказок и различных историй и их разыгрывание, совместное изготовление атрибутов, костюмов, наглядно — информационный.

Слайд 8-10

В какие виды детской деятельности, учитывая ФГОС может быть включена театрализованная?

Правильный ответ: двигательная, игровая, коммуникативная, познавательно- исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, музыкальная, трудовая, продуктивная.

Назовите личностные характеристики, которые особенно ярко развиваются в театрализованной деятельности, в соответствии ФГОС ДО?

Правильный ответ: В соответствии с целевыми ориентирами, которые обозначены во ФГОС ДО, ребенок на этапе завершения дошкольного образования должен обладать развитым воображением, проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, активно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. Все эти личностные характеристики особенно ярко развиваются в театрализованной деятельности.

А теперь переходим к практическому заданию «Театр сказок»

Участникам команд предлагается с помощью средств пантомимы изобразить отрывки из известных сказок: соперники угадывают.

Время на подготовку ответа 2 минуты (песочные часы)

Если команда готова подает звонком колокольчика. Конкурс оценивается 2 очка.

Задание для первой команды:

Используя пантомимические средства, показать отрывки из сказок: «Волк и семеро козлят».

Задание для второй команды:

Используя пантомимические средства, показать отрывки из сказок: «Заюшкина избушка».

Следующее задание «Угадайка»

За правильный ответ по сигналу, жюри присваивает 2 очка.

Вашему вниманию на Слайдах представлены виды детской деятельности под номерами. Как мы с вами уже говорили, что театрализованные игры делятся на две основные группы: Игры- драматизации и режиссерские игры.

Задание для команды «Дюймовочки»

Слайд 11

Вам необходимо различить и доказать под каким номером игра-драматизация.

Задание для команды «Золушки»

Слайд 12

Вам необходимо различить и доказать под каким номером режиссерская игра

— А сейчас я попрошу жюри подвести итоги.

— Уважаемые педагоги я предлагаю вашему вниманию две полянки одна солнечная, а другая хмурая, дождливая, ваша задача расположить цветок на ту полянку, какое впечатление сложилась после игры.

Спасибо за внимание!

Слайд13.

Источник