Тема самообразования формирование и развитие познавательных способностей ребенка

Тема самообразования формирование и развитие познавательных способностей ребенка thumbnail

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 54 «Веснушки»

План работы по самообразованию

воспитателя средней группы №2 «Земляничка»

Варшавской Натальи Владимировны

Тема: » Развивающие игры как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста»

Сроки реализации: 2017-2018 учебный год

г.Междуреченск

Цель: Подбор и систематизация развивающих игр в соответствии с их направленностью на формирование тех или иных познавательных способностей детей дошкольного возраста.

Задачи:

1.Определить возможные пути формирования познавательных способностей у детей в нетрадиционной форме.

2.Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы по теме самообразования.

3.Провести экспериментальную проверку отработанных форм, методов и средств по формированию познавательных способностей детей дошкольного возраста.

4.Провести консультацию для педагогов на тему «Развивающие игры — как условие формирования познавательных способностей у детей старшего возраста».

5. Изучить актуальность использования игровых приёмов при формировании познавательных способностей у дошкольников.

План работы на 2017-2018 учебный год

Тема

Содержание работы

Сроки

Методы, формы, литература

Изучение методической литературы и нормативно-правовой документации

1. ФГОС дошкольного образования

2.Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»

3. См. список литературы

Сентябрь

Организация образовательного процесса и развивающей предметно-пространственной среды

Работа с педагогами

Участие в мероприятиях посвященных теме самообразования

1. Подготовить консультацию для педагогов

2.Выступление на педагогическом совете

По плану ДОУ

Консультация

Использование ИКТ

(презентация)

«Развивающие игры как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста»

Представление опыта работы по теме

1.Проведение образовательной деятельности (занятия) с использованием ИКТ

Март

Открытый просмотр

Работа с родителями

Предоставление консультаций по данной теме

1.Буклеты, консультации, папки-передвижки.

В течение года

Консультации

Совместное оформление выставок

1.Показ открытого занятия по формированию познавательных способностей по теме: «Путешествие с колобком» 2.Выставка детских дидактических игр

«Математика – это интересно». 3.Презентации на темы: «Растем — играя!».

Апрель-

Май

Творческий отчет

Совместное участие

1.Предоставление и отбор дидактических игр для конкурса

В течение года

Конкурс

Работа с детьми

«Форма и цвет»

1. Проведение дидактических игр:

• «Сложи предмет из геометрических фигур» (как по образцу, так и без него)

• «Помоги Золушке украсить варежки» (геометрическими фигурами)

• «Подбери ключик к замочку»

• «Помоги Незнайке найти геометрические фигуры»

• «Не ошибись» — закрепление цвета (квадраты раскрась, синим цветом, круги – красным)

• «Найди предмет такого же цвета» (Я показываю то красный, то жёлтый, то зелёный круг)

• «Составь цепочку из предметов одного цвета» (Выбрать: ёлка, кузнечик, листик и т. д.)

• «Найди свою пару» (варежку)

2. Проведение игр – путешествий, сюжетных игр с математическим содержанием:

• Игра «Не промочи ноги» — можно наступать только на те кочки, где нарисованы геометрические фигуры (Треугольник или квадрат)и т. д.

3. Проведение игр – соревнований.

• «Чья команда быстрее найдёт предметы? » (разной формы)

В течение учебного года

«Математика и дети» А. Белошинская 

«Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» А. Смоленцева.

«Развиваем восприятие, воображение» — А. Левина.

Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка»..

Б. Б. Финкельнтейн. «Давайте вместе поиграем».

«Количество и счёт».

1. Сюжетно – ролевые игры с использованием дидактического материала по ФЭМП:

• «Магазин игрушек» (много, один, поровну)

• «Зоопарк» (счёт)

• «Прогулка в лес» (сколько берёзок – столько и птичек – поровну)

• «Путешествие на корабле»

2. Игровые математические знания с театрализацией:

• «Математика в сказках»

— «Стоит в поле теремок»

— «Колобок ищет друзей»

В течение учебного года

«Математика и дети» А. Белошинская 

«Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» А. Смоленцева.

«Сенсорное воспитание» Э. Пилюгина.

«Играем в числа» серия пособий

«Развиваем восприятие, воображение» А. Левина.

Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка».

Под ред. Б. Б. Финкельнтейн. «Давайте вместе поиграем».

В. П. Новикова, Л. И. Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера.

«Ориентировка в пространстве».

«Ориентировка во времени».

. 1. Настольно – печатные игры:

• «Лото»

• «Парные картинки»

• «Домино»

• «Цветная мазайка»

• «Пазлы»

2. Дидактические игры:

• «Собери сказочного героя» (из частей)

• «Кто больше найдёт отличий? »

• «Вырежи и приклей» (вырезают фигуры и приклеивают на картинку)

Читайте также:  Задержка развития речи у ребенка 3 лет как лечить

«Пароход», и т. д. «Дом»

• «Когда это бывает? » — игра с мячом (Спим? — ночью и т. д.)

В течение учебного года

Давыдова Г.Н. «Математика и дети»

«Ориентировка в пространстве» Т. Мусейнова 

«Сенсорное воспитание» Э. Пилюгина.

«Развиваем восприятие, воображение» А. Левина.

Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка».

Б. Б. Финкельнтейн. «Давайте вместе поиграем».

В. П. Новикова, Л. И. Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера.

Участие в конкурсах

Предоставление и отбор дидактических игр для конкурса

Апрель-

Май

Выставка

Оформление выставок

Творческий отчет

Выставка дидактических игр

Апрель-

Май

Выставка

Диагностика детей

Проведение диагностики познавательных способностей у детей.

Цель данного мониторинга – изучить процесс достижения детьми планируемых итоговых результатов освоения образовательной программы на основе выявления динамики формирования у детей интегративных качеств. По формированию каждого интегративного качества в таблице, отражающей индивидуальную динамику и степень формирования интегративных качеств в уровнях и баллах. Таблицы заполняются на начало и конец учебного года.

Апрель-

Май

Литература:

1. Программа «От рождения до школы» — Под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

2. «Математика и дети» — А. Белошинская – кандидат пед — х наук.

3. «Ориентировка в пространстве» — Т. Мусейнова – кандидат пед — х наук.

4. «Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» — А. А. Смоленцева.

5. «Сенсорное воспитание» — Э. Пилюгина.

6. «Играем в числа» — серия пособий

7. «Развиваем восприятие, воображение» — А. Левина.

8.Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. — М.: Баласс, 2003 г. — 256 с.

9.Под ред. Б. Б. Финкельнтейн. «Давайте вместе поиграем». Комплект игр с  С-Пб, ООО «Корвет», 2001 г.

10.В. П. Новикова, Л. И. Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Раздаточный материал» от 3 до 7 лет, 2008 г.

11. Ю.А. Афонькиной «Мониторинг качества освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования» с учётом ФГТ в ДОУ.

11. Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр. — М. 2009. — 152 с.

12. Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду Под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. — М.: Мозаика-Синтез, 2007. — 240 с.

13. Запорожец А.В., Маркова Т.А. Игра и её роль в развитии ребенка дошкольного возраста. — М., 2008.258с

14. Овчарова Р.В. Развивающая работа воспитателя в дошкольном учреждении. — Архангельск, 2009.

15. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. Ярославль: Академия развития, 2006.192с.

16. Эльконин Д.Б. Психология игры. — М., 2012. — 228 с.

Источник

Ирина Юрченкова
Обобщение опыта по теме самообразования «Дидактическая игра как средство развития познавательных способностей детей» Видео

Министерство образования Республики Мордовия

МБДОУ «Кемлянский детский сад «Радуга» комбинированного вида

Обобщение педагогического опыта по теме самообразования «Дидактическая игра как средство развития познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста»

Подготовила:

воспитатель Юрченкова Ирина Викторовна

«Игра – это огромное окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». (В. А. Сухомлинский)

Согласно ФГОС ДО у детей должны формироваться предпосылки к возникновению универсальных учебных действий. Учебная деятельность должна увлекать дошкольников, приносить радость, давать удовлетворение. Поэтому важно воспитывать у дошкольников познавательные интересы, так как именно они активизируют способности детей. А дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Ребёнок, увлечённый игрой, не замечает того, что учиться, хотя то и дело сталкивается с заданиями, которые требуют от него мыслительной деятельности.

Учитывая выше сказанное, я выбрала тему самообразования «Дидактическая игра как средство развития познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста». Целью деятельности самообразования я поставила: Развитие познавательных способностей у дошкольников посредством дидактической игры.

Задачи:

-изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме; определить понятие «дидактическая игра», «познавательная активность», «активизация познавательной деятельности»;

-познакомиться с педагогическим опытом использования дидактической игры, как средства организации познавательной деятельности дошкольников;

-посмотреть на практике применение дидактической игры как средство активизации познавательной активности дошкольников;

— создать картотеку дидактических игр.

Актуальность темы: Для ребенка игра – это жизнь. Игра – один из сложнейших в жизни ребенка и важнейших видов деятельности.Кому из родителей не знакомо: «Мама, поиграй со мной Действительно, ребенок не может без игры.

Читайте также:  Условия для личностного развития ребенка

Личностные качества ребёнка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В школьном возрасте такой ведущей деятельностью является игра. Но игра для ребенка – это не просто развлечение. Игра для школьников – способ познания окружающего. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения, изучает растения, животных. Дидактическая игра требует сложной умственной деятельности, поэтому она способствует осуществлению задач умственного воспитания.

Свою работу я начала с изучения методической литературы по данной проблеме.Мною были изучены следующие пособия:

• Богуславская З. М., Смирнова Е. О. «Развивающие игры для детей младшего школьного возраста»

• Бондаренко. А. К. «Дидактические игры «

• Губанова Н. Ф. «Развитие игровой деятельности»

• Швайко Г. С. «Игры и игровые упражнения для развития речи»

• Стародубцева И. В., Завьялова Т. П. «Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников»

• Крашенинников Е. Е., Холодова О. Л. «Развитие познавательных способностей дошкольников»

Использовала интернет ресурсы:

1. https://www.pedobsh.ru.

2. https://www.uchmag.ru.

3. https://pedsovet.su.

4. https://nsportal.ru/detskiy-sad

5. https://www.razvitierebenka.com.

Проанализировав изученную литературу и наблюдая за детьми, я пришла к следующим выводам, что у детейвозникают затруднения в:

• постановлении наводящих вопросов

• систематизации и обобщении предметов и явлений;

• анализировании и умении логически обосновывать свои мысли;

видеть главное, выделять основное содержание явлений и предметов.

Используя дидактические игры я увидела, что игра позволяет:

Активизировать познавательные процессы через избирательную направленность личности ребёнка на предметы и явления окружающей действительности;

Систематически укреплять и развивать познавательный интерес, который становится основой положительного отношения к интеллектуальной деятельности;

Формировать потребность в стремлении к познанию новых, более полных и глубоких знаний, которые носят поисковый характер;

Воспитывать волевые качества личности ребенка: целеустремленность, настойчивость, стремление к завершению деятельности;

Формировать связную речь;

Обогащать нравственные и эстетические чувства ребенка.

В работе я опираюсь на общепедагогические принципы. Свою деятельность выстраиваю поэтапно с учетом возраста детей. При подборе игр учитываю особенности умственного развития детей, а также их интерес к различным играм.При организации игр словесного содержания я использую сюрпризные моменты: через героя, которому нужно помочь, различные атрибуты.

Дидактические игры я включаю в занятия, в совместную деятельность, в индивидуальную работу, в работу с родителями в форме «игры на дом». Игры для занятий подбираю с учетом познавательного материала, который дети изучали.

Для занятий по математике я подбираю игры с математическим содержанием требующие умственного напряжения,

— игры головоломки;

— игры шутки;

— игры с занимательными вопросами.

В занятиях по развитию речи включаю дидактические игры, на развитие умения вглядываться в предмет, явление, на умение делать умозаключения и предположения.

На занятиях по ознакомлении с окружающим провожу игры на закрепления знаний о сезонных явлениях, растительном и животном мире, способствующие развитию любознательности, наблюдательности.

В ходе самих игр в зависимости от возраста детей задаю вопросы, даю образец действий, образец высказывания, напоминаю правила, обращаюсь к опыту детей, беру на себя роль ведущего или наблюдаю за ходом игры. В процессе игровой деятельности с детьми я стараюсь вызвать у них интерес к играм, создать у них состояние увлеченности, умственного напряжения, использую занимательные проблемные ситуации, требующие разрешения.

Для организации совместной и самостоятельной деятельности детей я создаю в группе предметно-развивающую среду — специальную дидактическую зону с большим набором познавательных игр, с учётом безопасности, эстетики, наглядности, доступности.

Свою работу я вела по трем направлениям:

— Создание предметно-развивающей среды в группе;

— Работа с детьми;

— Работа с родителями.

1 направление:

За период сентябрь 2016 –май 2018 года мною были подготовлены игровые пособия:

Для развития мышления: «Отгадай фигуру», «Собери снеговика», «Осенние листочки», «Геометрическое лото», «Четвёртый лишний».

Для развития внимания: «Накрой на стол», «Смайлики», «Найди одинаковые рукавички», «Что, где растет?».

Для развития восприятия и памяти: «Найди отличия», «Сложи картинку», «Что за время года?», «Кто, что ест?»

Для развития речи: «Вершки и корешки», «Вкусный сок», «Кто в теремочке живет».

Для развитиятворческого воображения: «Чудесные превращения», «Пантомима», «Смешной портрет».

Многофункциональное дидактическое пособие на развитие восприятия, памяти,внимания и логического мышления для воспитанников: «Волшебные круги».

Читайте также:  Технологии воспитания и развития ребенка

2 направление:

Работа с детьми строилась по следующим путям развития познавательных способностей:

1. Развитие мышления;

2. Развитие внимания;

3. Развитие восприятия и памяти;

4. Развитие речи;

5. Развитие творческого воображения.

Свою деятельность выстраивала поэтапно с учетом возраста детей. При подборе игр учитывала особенности умственного развития детей, а также их интерес к различным играм.При организации игр словесного содержания я использовала сюрпризные моменты: через героя, которому нужно помочь, различные атрибуты. Дидактические игры включала в образовательную деятельность, в совместную деятельность, в индивидуальную работу.

Многофункциональное пособие: 11 пар кругов, вырезанные из картона (других материалов, пластинки, диски) разбиваются на 4, 6, 8 секторов. В каждый сектор помещают картинку или различные схемы, картинки.

Игры на подбор пары:

«Чей хвост?» «Кто где живет?» «Один – много» «Что где растет?» «Подбери по форме» «Подбери по цвету» «Мамы и их детеныши» «Поедем, полетим, поплывем» «Угадай, чей листок» «Оденься по сезону».

«Смайлики»

Перед детьми кладется игровая карта. В верхний левый угол стопкой кладутся смайлики. Детям предлагается найти все классифицируемые предметы и положить на них смайлики. После правильного отбора предметов предлагается назвать оставшиеся предметы и определить их группу.

«Осенние листочки»

Взрослый предлагает ребёнку собрать листочки из частей, обращает внимание, что листочки разного цвета и величины.

«Подул сильный ветер, и разлетелись листочки. Давай их соберём». Вместе с ребенком сложить половинки листьев, чтобы получились целые.

«Кто, что ест»

«Давайте скорее, зверят угостим, уж сильно проголодались они!». При этом необходимо проговаривать название животного, название пищи, которую это животное ест, можно спросить какие звуки издает животное.

«Найди одинаковые рукавички»

Необходимо найти парные рукавички по цвету, рисунку, расположенными на них геометрическими фигурами. Определить их местоположение (вверху, внизу, справа, слева).

«Накрой на стол»

«Стол красивый мы накрыли,

А про чашечки забыли.

Ну, дружочек, помогай,

Чашки к блюдцам подбирай».

«Что, где растет»

Необходимо:

Посадить овощи на грядку, а фрукты на дерево. Рассказать в чем отличие фруктов от овощей. Охарактеризовать фрукты и овощи, используя модель признаков (цвет, форма, размер, вкус).

«Кто в теремочке живет?»

1 вариант: ведущий берет изображения двух животных и «прячет» одного их них за домом, другого в окне, при этом оставляя видимой одну из частей животного, я спрашивает «Кто-кто в теремочке живет?».Игрок отвечает: «В теремочке живет корова, потому что из окна торчит коровья голова, коровьи рога, коровий нос и т. д. А еще в теремочке живет собака, потому что из-за дома торчит собачий хвост, собачьи лапы»

2 вариант: Определив животного, «живущего» в теремочке,ребенок должен составить краткий описательный рассказ об этом животном по предложенному плану: 1)Кто это? 2) Внешний вид зверя 3) Чем питается? 4)Название жилища 5) Название детенышей 6) Польза для человека (если домашнее животное).

«Чудесные превращения»

Работа с прищепками очень нравится детям, они фантазируют, придумывают что-то своё необычное, это развивает не только мышечную силу пальцев рук, но и обогащает их воображение, дети начинают играть со своим изобретённым персонажем, героем, с каждым разом придумывают новый образ. Что так привлекает внимание наших малышей? Как раз яркая, впечатляющая игра, которая подразумевает удивительные превращения, казалось бы, из чего? Да из обычных прищепок!

3 направление:

Работа с родителями:

В свою работу активно подключала родителей. Проводила собрания, в процессе которых родители знакомились с новыми играми, проигрывали их, обсуждали уже проведенные игры.

В октябре проведена консультация «Роль дидактической игры в развития познавательных способностей».

В феврале проведена выставка «Советуем ознакомиться с дидактическими играми».

Завершением послужило родительское собрание «Играем вместе с родителями в занимательные игры»

Систематическая работа дала положительные результаты. Анкетирование родителей показало, что у детей увеличился словарный запас, расширился кругозор, вырос уровень знаний, они стали более самостоятельны, активны, стали больше интересоваться познавательной литературой, задавать вопросы, творчески мыслить, активизировалась мыслительная способность.

Перспективы на следующий год:

1. Продолжить работу по теме: «Дидактическая игра как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста»

2. Продолжить работу по разработке новых игр и игровых упражнений по данной теме;

3. Изучить новинки методической литературы;

4. Создать картотеку дидактических игр для родителей.

Источник