Тема роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка

Тема роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка thumbnail

Раздел 10. Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка

Родительское отношение к ребенку и его влияние на формирование личности и характера ребенка.

Паттерны семейного взаимодействия.

Стабильность семейных отношений кандидатов в замещающие родители и возможность их развития. Семейная история и ее обсуждение.

Построение семейной генограммы. Обсуждение с кандидатами в замещающие родители распределения ролей в семье.

Стрессогенные факторы и семейные способы реагирования на стрессовые ситуации. Социальные связи семьи кандидата в замещающие родители. «Система поддержки» и ресурсы семьи. Личная и семейная ситуация кандидатов в замещающие родители в настоящее время и ее потенциальное влияние на помещение ребенка в их семью.

Семейный уклад: образ жизни семьи, семейные традиции.

Семейные и индивидуальные способы принятия решения.

Опыт воспитания родных и приемных детей в семье кандидата в замещающие родители. Изучение темы проводится в различных формах: обучающе-психологический тренинг, подготовка домашних заданий, заполнение анкет, а также индивидуальное и семейное консультирование кандидатов в замещающие родители совместно с членами их семьи.

Особенности общения и взаимодействия в семье: семейные границы, эмоциональная близость, семейная иерархия и семейные роли, семейные правила.

Понимание всеми членами семьи кандидатов в замещающие родители проблем своей семьи, своих возможностей и ресурсов, сильных и слабых сторон.

Самооценка кандидатов в замещающие родители.

Составление Карты семьи.

Роль сотрудничества членов семьи кандидатов в замещающие родители в процессе воспитания ребенка.

Подраздел 1 раздела 10. Семейное устройство детей с особыми потребностями. Дети особыми потребностями развития, роль семьи в развитии и реабилитации.

Ожидания и страхи граждан в отношении принятия в семью ребенка с особыми потребностями. Мифы о детях-инвалидах.

Общая характеристика нарушений психофизического развития детей: виды (ментальные нарушения: умственная отсталость, расстройство аутистического спектра (РАС); сенсорные нарушения: слабовидение — слепота, слабослышание — глухота; инфекционные заболевания: ВИЧ, гепатит С, туберкулез, сифилис; нарушения опорно-двигательного аппарата (ОДА), множественные нарушения, генетические нарушения: синдром Дауна), первичные, вторичные и третичные (социальные) дефекты. Эндогенные и экзогенные факторы, влияющие на развитие детей с особыми потребностями. Различие последствий собственно болезни и условий жизни ребенка. Компенсаторные возможности.

Особенности содержания детей в учреждениях для детей-инвалидов и влияние на их развитие и поведение: как дети попадают в эти учреждения, структура учреждений, специфика жизни детей в учреждениях.

Динамика развития детей после устройства в семью.

Изменения, происходящие в семье в связи с приемом ребенка с особыми потребностями: распорядок жизни в семье, семейные роли, семейные правила. Адаптация ребенка в семье. Обустройство жизни ребенка-инвалида в быту и в социуме. Ресурсы (внутренние/внешние), необходимые семье, принявшей ребенка-инвалида: близкие родственники, друзья; социальное окружение; общественные организации; специалисты, учреждения, оказывающие специализированную помощь (медицинская, педагогическая, юридическая, психологическая, социальная помощь; реабилитация, организация отдыха).

Особенности, возможности и способы социализации, реабилитации, обучения ребенка с особыми потребностями.

Перспективы: социализация, образование, профессиональная деятельность, включенность в жизнь семьи, в семейную структуру, медицинская, социальная, юридическая помощь. Позитивные моменты в воспитании особого ребенка.

Самоанализ ресурсов (возможные компетенции): возможности и ограничения личные; возможности и ограничения семьи; возможности и ограничения социального окружения.

Если по итогам изучения данного раздела программы участник (участники) группы выразит желание более подробно узнать о детях с особыми потребностями, следует назначить 1-2 дополнительных занятия, проводимых индивидуально или в малой группе в соответствии с темами Дополнительной программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка-инвалида и/или ребенка подросткового возраста, оставшегося без попечения родителей (Приложение 3 к приказу Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы от _________ N ____). Проводить эти занятия может ведущий группы или приглашенный специалист, имеющий опыт работы с детьми дайной категории. Дополнительное занятие может быть по предварительной договоренности проведено также на базе учреждения, в котором воспитываются дети с особыми потребностями (нарушениями).

Читайте также:  Развитие эмоционального интеллекта ребенка дошкольного возраста

Источник

Инфоурок

Другое
›Презентации›Презентация «Представление о семье как о развивающейся системе. Роль семьи в обеспечении потребностей развития ребенка» (Школа приемных родителей)

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Занятие № 7-8 «Представление о семье как о развивающейся системе. Роль семьи

Описание слайда:

Занятие № 7-8 «Представление о семье как о развивающейся системе. Роль семьи в обеспечении потребностей развития ребенка».

2 слайд

План лекции: 1. Семья как институт, малая группа, система. Понятие и типы ро

Описание слайда:

План лекции: 1. Семья как институт, малая группа, система. Понятие и типы родительского отношения и семейного воспитания. 2. Особенности общения и взаимодействия в семье: семейные границы, эмоциональная близость, семейные роли, семейные правила, семейный уклад. 3. Стрессогенные факторы и семейные способы реагирования на стрессовые ситуации. 4. Роль сотрудничества членов семей, желающих принять в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, в процессе обучения и воспитания ребенка.

3 слайд

Семья — это первая в жизни человека социальная группа, благодаря которой он п

Описание слайда:

Семья — это первая в жизни человека социальная группа, благодаря которой он приобщается к ценностям культуры, развивается как личность, осваивает первые социальные роли. Основные функции семьи: Репродуктивная. Воспитательная. Хозяйственно-бытовая. Экономическая. Сфера первичного социального контроля. Сфера духовного общения. Социально-статусная. Досуговая. Эмоциональная. Сексуальная

4 слайд

Типы семей

Описание слайда:

Типы семей

5 слайд

Структура семьи Численный и персональный состав. Семейные правила. Семейные р

Описание слайда:

Структура семьи Численный и персональный состав. Семейные правила. Семейные роли. Семейные подсистемы. Границы семьи. Мифы и легенды.

6 слайд

Параметры семьи А.Я. Варга выделяет шесть параметров семейной системы, с помо

Описание слайда:

Параметры семьи А.Я. Варга выделяет шесть параметров семейной системы, с помощью которых можно описать любую семейную систему: Стереотипы взаимодействия. Семейные правила. Семейные мифы. Границы. Стабилизаторы. Семейная история.

7 слайд

Типы родительского отношения Особенности 1. «Принятие-отвержение» 2. «Коопера

Описание слайда:

Типы родительского отношения Особенности 1. «Принятие-отвержение» 2. «Кооперация» 3. «Симбиоз» 4. «Авторитарная гиперсоциализация» 5. «Маленький неудачник»

8 слайд

Границы семьи Внешние границы - насколько семья отделена от общества. Внутрен

Описание слайда:

Границы семьи Внешние границы — насколько семья отделена от общества. Внутренние границы — это границы внутри семьи для каждого члена. Границы бывают жесткие, размытые, проницаемые. Жесткие на внешнем уровне – внешние влияния не допускаются в семью, правила не изменены. Страх перед внешним миром. При жестких границах размыты внутренние границы, требования диктуются родителями детям. Размытые внешние границы предполагают, что семья становится проходным двором. Например, семья алкоголиков. Размытые границы внутри – ребенку не дают простаивать свое пространство. В норме границы должны быть взаимопроницаемыми. Когда нужно, они открываются.

9 слайд

Эмоциональная близость !!! Неотъемлемая составляющая доверительных отношений.

Описание слайда:

Эмоциональная близость !!! Неотъемлемая составляющая доверительных отношений. Три составляющие эмоциональной близости: 1. Открытость чувств и эмоций, намерений и планов, мыслей и соображений. 2. Уважение и принятие чувств, желаний, мыслей, привычек друг друга. 3. Личная психологическая зрелость обоих партнеров.

10 слайд

Семейные роли. Распределение ролей. 1. Ответственный за материальное обеспеч

Описание слайда:

Семейные роли. Распределение ролей. 1. Ответственный за материальное обеспечение семьи.  2. Хозяин — хозяйка.  3. Ответственный за поддержание родственных связей.  4. Организатор семейной субкультуры.  5. Организатора развлечений. 6. Семейный психотерапевт. 7. Любовный партнер. 8. Ответственный по уходу за младенцем.  9. Воспитатель

11 слайд

Семейный уклад. Семейные традиции. Семейный уклад - устоявшийся стиль семейно

Описание слайда:

Семейный уклад. Семейные традиции. Семейный уклад — устоявшийся стиль семейного поведения, отношений к семейным праздникам, жизненным проблемам, проявляющийся в отношениях членов семьи друг к другу и событиям и характеризующий дух семьи. Семейные традиции — это духовная атмосфера дома, которую составляют распорядок дня, обычаи, уклад жизни и привычки его обитателей. 

12 слайд

Стрессогенные факторы - неблагоприятные, значительные по силе и продолжительн

Описание слайда:

Стрессогенные факторы — неблагоприятные, значительные по силе и продолжительности внешние и внутренние воздействия, ведущие к возникновению стрессовых состояний.

13 слайд

Способы реагирования семьи на стрессовые ситуации «Жизнь продолжается». «Взгл

Описание слайда:

Способы реагирования семьи на стрессовые ситуации «Жизнь продолжается». «Взглянуть под другим углом». «Глубокий вдох». «Умение расслабиться». «Крик души». «Перемена мест». «Неуверенным в себе людям».

Тема роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка

Курс повышения квалификации

Тема роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка

Курс профессиональной переподготовки

Педагог-библиотекарь

Тема роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка

Курс профессиональной переподготовки

Библиотекарь

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Читайте также:  Развитие речи у ребенка алалика

Общая информация

Номер материала:

ДБ-037248

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник

Раздел 10 «Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка»

Тема 14. Представление о семье как о развивающейся системе. Роль семьи в обеспечении потребностей развития ребенка.

Цель: содействие в повышении психологической компетенции Кандидатов во взгляде на семью как на систему; расширение их знаний о своей семье, роли всех членов семьи в построении семейных взаимоотношений.

Задачи:

— изучение психологических и социальных представлений о семье и связанных с ними понятий;

— рассмотрение психологического смысла родительства, акцентирование потенциальных приемных родителей на воспитании как основной функции родителей;

— содействие Кандидатам в изучении их внутрисемейных взаимоотношений и их значении в процессе адаптации и воспитания приемного ребенка.

Основные вопросы для рассмотрения:

1. Особенности общения и взаимодействия в семье: семейные границы, эмоциональная близость, семейная иерархия и семейные роли, семейные правила.

2. Родительское отношение к ребенку и его влияние на формирование личности и характера ребенка.

3. Паттерны семейного взаимодействия.

4. Стабильность семейных отношений Кандидатов в приёмные родители и возможность их развития.

5. Семейная история и ее обсуждение.

6. Построение семейной генограммы. Обсуждение с Кандидатами распределения ролей в семье.

7. Стрессогенные факторы и семейные способы реагирования на стрессовые ситуации.

8. Социальные связи семьи кандидата в принимающие родители. Система внешней поддержки и собственные ресурсы семьи.

9. Личная и семейная ситуация Кандидатов в настоящее время и ее потенциальное влияние на помещение ребенка в их семью.

10. Семья как реабилитирующая среда: образ жизни семьи, семейный уклад, традиции.

11. Семейные и индивидуальные способы принятия решения.

12. Опыт воспитания родных и приемных детей в семье Кандидатов.

13. Понимание всеми членами семьи Кандидатов проблем своей семьи, своих возможностей и ресурсов, сильных и слабых сторон. Самооценка Кандидатов. Составление Карты семьи.

14. Роль сотрудничества членов семьи Кандидатов в процессе воспитания ребенка.

Раздел 11 «Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан»

Тема 15. Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан.

Цель: социально-правовая подготовка Кандидатов.

Задачи:

— формирование у Кандидатов четких представлений о процессе устройства Детей;

— рассмотрение различных форм семейного устройства детей в семью;

— рассмотрение прав и обязанностей приемных родителей в отношении ребенка принятого в семью;

— знакомство Кандидатов со спецификой поиска и выбора ребенка для принятия в семью;

— рассмотрение основных законодательных аспектов защиты прав и законных интересов детей.

Вопросы для рассмотрения:

1. Процедура выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей, его устройства в организацию для детей-сирот и знакомства с потенциальной приемной семьей.

2. Правовое положение детей и основания их устройства на воспитание в семью;

3. Формы семейного устройства: усыновление, опека (попечительство); формы опеки (возмездная и безвозмездная); различия между формами семейного устройства;

4. Требования, предъявляемые законодательством Российской Федерации к Кандидатам в зависимости от формы семейного устройства. Перечень документов, и порядок их представления Кандидатами, для получения заключения о возможности гражданина быть усыновителем, опекуном (попечителем) или приемным родителем, в зависимости от формы семейного устройства. Особенности подготовки документов Кандидатам.

5. Поиск и выбор ребенка для принятия в семью. Порядок представления кандидатам в приемные родители сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, органами опеки и попечительства, региональными и федеральным операторами государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей;

6. Правила посещения организаций для детей, оставшихся без попечения родителей, обязанности администрации такой организации; возможность проведения независимого медицинского обследования ребенка;

Читайте также:  Кризисы развития ребенка до года рассчитать

7. Порядок принятия судом решения об усыновлении ребенка; порядок подготовки и подачи заявления в суд; правовые аспекты тайны усыновления; возможность и последствия изменения ребенку фамилии, имени, отчества, даты и места рождения;

8. Порядок оформления органом опеки и попечительства и организацией для детей, оставшихся без попечения родителей, документов на ребенка, передаваемого на воспитание в семью, в зависимости от формы устройства перечня документов на ребенка, передаваемых приемной семье; Перечень документов, передаваемых приемной семье учреждением для детей, органом опеки и попечительства.

9. Порядок оформления (переоформления) документов на ребенка усыновителем, опекуном (попечителем) после вступления в силу решения о передаче ребенка на воспитание в семью;

10. Порядок передачи детей на воспитание в семью.

11. Меры социальной поддержки приемных семей и детей, воспитывающихся в них, установленные федеральным законодательством и законодательством субъекта Российской Федерации; выплаты, осуществляемые на содержание ребенка, переданного на воспитание в семью, в зависимости от формы семейного устройства;

12. Защита личных неимущественных и имущественных прав ребенка;

13. Порядок осуществления органами опеки и попечительства контроля за условиями жизни и воспитания ребенка в приемной семье; порядок представления опекунами (попечителями), приемными родителями ежегодного отчета о хранении, использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и управлении таким имуществом;

14. Правовые последствия усыновления, установления опеки (попечительства) — личные неимущественные и имущественные права, обязанности и ответственность усыновителей, опекунов (попечителей), а также членов их семей; Изменение прав и обязанностей родителей, детей, других родственников при усыновлении ребенка, передаче его под опеку (попечительство), в том числе на возмездные ее формы;

15. Порядок возмещения ущерба, нанесенного ребенком приемной семье, приемной семьей ребенку, третьими лицами приемной семье и ребенку;

16. Ответственность приемных родителей. Последствия отмены усыновления, опеки и попечительства;

17. Порядок обжалования решений органов опеки и попечительства, федеральных судов общей юрисдикции Российской Федерации;

18. Обязанности и права кандидатов, органов опеки и попечительства в процессе взаимодействия при наблюдении, осуществления помощи и контроля за воспитанием ребенка, переданного в приемную семью.

Решение принять в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, нелегкий и очень ответственный шаг. Люди делают этот шаг под влиянием очень разных обстоятельств. iconПрограмма подготовки граждан, желающих принять на воспитание в свою…
Жизнеустройство ребёнка, оставшегося без попечения родителей, в естественную среду развития, т е в семью – признано актуальной задачей…Решение принять в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, нелегкий и очень ответственный шаг. Люди делают этот шаг под влиянием очень разных обстоятельств. iconПрограммы и Порядка подготовки лиц, желающих принять на воспитание…
Рф от 20 августа 2012 года n 623 «Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание…Решение принять в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, нелегкий и очень ответственный шаг. Люди делают этот шаг под влиянием очень разных обстоятельств. iconРебенка какого возраста лучше принять в свою семью?
Яют финансовые и бытовые возможности будущих родителей. Важную роль играет их жизненный и родительский опыт, их личностные установки…Решение принять в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, нелегкий и очень ответственный шаг. Люди делают этот шаг под влиянием очень разных обстоятельств. iconМы признали свое бессилие перед наркоманией
У всего есть свое начало. Так и с шагами: Первый Шаг это начало процесса выздоровления. Выздоровление начинается здесь. Мы не можем…Решение принять в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, нелегкий и очень ответственный шаг. Люди делают этот шаг под влиянием очень разных обстоятельств. iconПорядок скрининга беременных женщин
Архангельской области, а с 2014 во всех скрининг осуществляется в первом триместре беременности. Это очень важный шаг, который позволяет…Решение принять в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, нелегкий и очень ответственный шаг. Люди делают этот шаг под влиянием очень разных обстоятельств. iconП/п Наименование категории граждан
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей…Решение принять в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, нелегкий и очень ответственный шаг. Люди делают этот шаг под влиянием очень разных обстоятельств. iconЗаконодательства Российской Федерации, 1996, n 1, ст. 16
Об утверждении перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство),…Решение принять в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, нелегкий и очень ответственный шаг. Люди делают этот шаг под влиянием очень разных обстоятельств. iconПричины речевых нарушений
Этот вопрос становится особенно важным, если в семье ни у кого из ближайших родственников не было нарушений речи. Они могут возникнуть…Решение принять в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, нелегкий и очень ответственный шаг. Люди делают этот шаг под влиянием очень разных обстоятельств. iconПоложение о классах компенсирующего обучения смоленского областного…
«Сафоновская общеобразовательная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»Решение принять в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, нелегкий и очень ответственный шаг. Люди делают этот шаг под влиянием очень разных обстоятельств. iconКнига. Николаенко Анна (дата рождения: 11 мая 1986 год)
Книга основана на реальных событиях. Имена не изменены. Настоящая. Голая. Правда. Очень большой шаг. Можно растерять всех, о ком…

Источник