Тема по самообразованию роль дидактических игр в развитии речи ребенка
Актуальность выбранной темы:
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования раскрывают новые направления в организации речевого развития детей 3-7 лет.
В качестве приоритетов определяются такие задачи как:
— развитие всех компонентов устной речи (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи, связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
— практическое овладение воспитанниками нормами речи;
— развитие литературной речи, приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
Мир, в котором живёт современный ребёнок, образ жизни среднестатистической семьи, по сравнению с недавним прошлым, существенно изменился.
Социально-экономические проблемы жизни общества, ухудшение экологической ситуации в России порождают условия, при которых значительно снижается уровень физического и нервно-психического здоровья детей. При этом ухудшается познавательно-речевое развитие детей.
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
Воспитатель должен создавать условия для развития речи ребенка. А так как в дошкольном детстве ведущей деятельностью является игра, то одним из условий успешной работы по развитию речи будет использование дидактических игр.
Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь.
Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих. Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.
Необходимо внедрять в практику современные подходы и новые технологии. Поиск подходов к привлечению родителей (лиц их замещающих) в качестве партнеров реализации образовательной деятельности.
Я считаю, что выбранная мною тема самообразования актуальна, т. к. предоставляет мне необходимую информацию по развитию речи у детей в условиях реализации программы с учётом федеральных государственных требований.
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности в развитии речи детей через дидактические игры.
Задачи:
- Изучить нормативные документы, современные методические ресурсы по проблеме «Развитие речи детей через дидактические игры».
- Продолжать внедрение в практику информационные компьютерные технологии (компьютеры, проекторы), метода проектов.
3. Развивать словесно-логическое мышление; речевое внимание, фонематичекий слух и восприятие, артикуляционный и голосовой аппарат.
4 Поддерживать интерес детей к личности и деятельности сверстников, содействовать налаживанию их диалогического общения в совместных играх и занятиях.
5.Развивать монологическую речь при составлении рассказа – описания предмета.
6. Внедрить новые формы взаимодействия с семьей, обеспечивающие партнерскую позицию в реализации образовательного процесса.
7. Обобщить и распространить педагогический опыт на мероприятиях различного уровня.
Ожидаемые результаты:
1.Систематизация материала по развитию речи 5-6 лет средствами дидактических игр в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями.
2.Оптимизировано применение технологий в образовательном процессе.
3.При систематической работе значительно увеличится словарь детей, сформируется грамматический строй и звуковая культура; усовершенствуется монологическая и диалогическая сторона речи.
4.Сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме развития речи детей.
4.У родителей вырастет интерес к развитию речи. Они научатся создавать условия для дидактических игр и правильно их подбирать.
Формы работы с родителями и детьми:
— Родители:
— сотрудничество через консультации,
— родительские собрания,
— беседы,
— совместное изготовление и приобретение дидактического материала.
— Дети:
— специальные занятия по развитию речи,
— дидактические игры на развитие фонематического строя речи,
— дидактические игры на развитие грамматического строя речи,
— дидактические игры на развитие связной речи,
— дидактические игры на развитие монологической речи,
-дидактические игры на развитие диалогической речи,
-дидактические игры по методике ТРИЗ.
План работы
Раздел | Сроки | Содержание работы | Практические выходы |
Изучение методической литературы, передового педагогического опыта | Сентябрь-май | 1.Знакомство с новыми педагогическими технологиями 2.Изучение нормативных документов, методических ресурсов по теме исследования, систематизация полученных данных. 3.Подобрать и изучить методическую литературу по теме самообразования. 4.Подготовка и оформление проектов (Приложение 1) | Через предметные издания и Интернет- ресурс. |
Работа с детьми | Сентябрь | 1.Создание предметно-развивающей среды окружающей ребенка. 2.Подбор дидактических игр, пособий для развития речи детей. | Через предметные издания и Интернет- ресурс. |
Октябрь | Дидактические игры на развитие фонетико-фонематической стороны речи. | «Испорченный телефон» «Светофор» «Повтори» Поймай звук» «Поиграем в сказку» | |
Ноябрь | Картотека дидактических игр на развитие лексической стороны речи (формирование словаря). | «Вершки-корешки» «Фрукты и овощи» «Новоселье» «В мире растений» | |
Декабрь | Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы. | «Найди предмет указанной формы» «Из каких фигур состоит?» | |
Январь | Картотека дидактических игр на развитие грамматического строя речи. | «Живые слова» «Дополни предложение» «Размытое письмо» «Придумай предложение» «Доскажи словечко» | |
Февраль | Дидактические игры и упражнения на развитие связной речи». | «Где начало рассказа» «Кто больше заметит небылиц» «Найди картинке место» «Исправь ошибку» «Отгадай-ка» | |
Март | Картотека дидактических игр и упражнения на развитие монологической речи». | «Мишкины картинки» «Нарисуем портрет» «Магазин игрушек» «Выбери начало» «Составляем разные рассказы» «Сочиняем сказку» | |
Апрель | Дидактические игры и упражнения на развитие диалогической речи». | «Когда можно и нужно звонить?» «Ведение диалога по телефону» «Передай письмо» «Волшебный ключь» | |
Май | Дидактические игры по методике ТРИЗ. | « Фантазия» «Маша-растеряша» «Угадай, что я загадала» «Черное-белое» | |
Работа с семьей | Сентябрь | Анкетирование родителей | Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по развитию речи дошкольников. |
Октябрь | Составление папок-передвижек и консультаций «Уровень развития речи 5-6 лет» | Пропаганда знаний по развитию речи (стенд). | |
Ноябрь | Консультация «Методика организации и руководство дидактическими играми» | Помочь родителям овладеть методикой использования дидактических игр и раскрыть их значение в обучении в семье. | |
Декабрь | Составление картотеки дидактических игр на развитие лексической и фонематической стороны речи. | Обучение родителей дидактическим играм в домашних условиях. | |
Январь | Изготовление папки-передвижки «Как наше слово отзовется» | Привлечение родителей к работе по развитию речи у детей. | |
Февраль | Практикум «Речь и весёлый мяч» | Обучение родителей приёмам развития речи в игровой форме. | |
Март | Родительское собрание « Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада» | Раскрыть значение речи в развитии личности ребенка. | |
Апрель | Конкурс с родителями «Любимые дидактические игры своими руками» | Совместная деятельность родителей, педагога и детей. Выставка дидактических игр. | |
Май | Открытый показ НОД « Пришла весна!» | ||
В течение года | Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала. | ||
Самореализация | Сентябрь | Работа с методической литературой. Изучение мониторинга по программе «Детство» | Сбор и обработка данных. Мониторинг по образовательной области «Коммуникация» |
Октябрь | Изучение методического комплекта программы «Детство» Изучение проекта «ФГОС дошкольного образования». | Изучить для старшей группы задачи, условия, методику обучения по развитию речи. | |
Ноябрь | Изучение методики О.С.Ушаковой | Повышение профессионализма по развитию речи. | |
Декабрь | Обработка результатов мониторинга по образовательной области «Коммуникация». | Сбор и обработка данных. | |
Январь | Изучение дидактического пособия «Развивающие игры для детей 2-7 лет. (Е.Н. Михина). | Повышение профессионализма по развитию различных компонентов личности ребёнка. | |
Февраль | Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС. | Обеспечение возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых. | |
Март | Подготовка материала к публикации в печатных изданиях. | Распространение опыта работы по теме самообразования. | |
Апрель | Семинар-практикум для педагогов «Работаем по программе «Детство» образовательная область «Коммуникация» в соответствии с ФГОС. | Распространение педагогического опыта по развитию речи. | |
Май | Обработка анкетных данных. Подведение итогов работы по развитию речи. Отчёт о проделанной работе. | Сбор и обработка данных. Мониторинг по образовательной области «Коммуникация» |
Приложение 1
Список литературы
1.Губанова Н. Ф «Развитие игровой деятельности» изд. «Мозаика- Синтез» 2012г.
2. Касаткина Е. И. Игра в жизни дошкольника. М. : Дрофа, 2013 г.
3. Козлова С, Куликова Т «Дошкольная педагогика» М. : Академия, 2013г.
4. Козлова С. А. «Дошкольная педагогика» -М: Дрофа. -2013 г.
5. О. С. Ушакова «Развитие речи дошкольников»- М. : Академия, 2012г
6. О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 5-7 лет»изд. Вентана-Граф-2012г.
7. ПетроваТ. И., Петрова Е. С. «Игры и занятия по развитию речи дошкольников»-М:Школьная Пресса. 2013г
Интернет –ресурсы.
https://www.standart.edu.ru/ нормативная база, повышение квалификации
edu — «Российское образование» Федеральный портал. Каталог образовательных интернет-ресурсов: Российское образование. Законодательство. Нормативные документы и стандарты. Образовательные учреждения. Каталог сайтов (можно выбрать: предмет, аудитория, уровень образования, тип ресурса) и электронных библиотек. Учебно-методическая библиотека.
rost.ru/projects — Национальный проект «Образование».
https://www.ivalex.vistcom.ru/metod.htm сайт «Всё для детского сада»
https://detsad-kitty.ru/ ДетСад (методическая литература, наглядный материал, методические наработки)
https://dob.1september.ru Журнал дошкольное образование
https://vospitatel.com.ua/ сайт Воспитатель (конспекты занятий в ДОУ)
https://ldv.metodcenter.edusite.ru Лаболатория дошкольного образования
3. Все для подготовки непосредственно-образовательной деятельности
https://allforchildren.ru/ Все для детей (расскраски, песни, стихи, наглядный материал)
https://www.schoolforbaby.ru загадки, сценарии праздников, поделки, песни
https://www.solnet.ee/ Детский портал «СОЛНЫШКО» Здесь много интересной и полезной информации и для малышей, и для их родителей, и для педагогов.
Вебинары для воспитателей ДОО Ютуб Журнал Обруч — https://www.youtube.com/channel/UCIzVmem3GfTdgPbZCFXpyUQ/videos?shelf_id=2&view=0&sort=dd
1. Скоролупова О.А. Способы поддержки детской инициативы в образовательном процессе детского сада —
https://www.youtube.com/watch?v=kFn1-6hgwak
(Технология «СИТУАЦИЯ»)
5.Скоролупова О.А. Проектная деятельность в детском саду- https://www.youtube.com/watch?v=57otlCQCKjs
6. Лыкова И.А. Культурные практики — https://www.youtube.com/watch?v=9aU_MnVvh98
7. Гришаева Н.П. Методы развития детской инициативы в ДОО — https://www.youtube.com/watch?v=aM12btwLWxw
8. Бадулина О.И. Эмоциональное благополучие дошкольников в образовательном процессе — https://www.youtube.com/watch?v=AcyfDxd9Gjs
11. htt:|\detsad-kitty.ru
12. htt: \ www.i-deti.ru
13. https://www.maam.ru/detskijsad Сайт педагогов дошкольного образования
14.razvitie_detei_doshkolnogo_vozrasta_v_usloviyah_vvedenia_fgos/.
Периодические издания:
1. И. А. Бодраченко Журнал «Современное дошкольное образование» №3, 2010 г.
2. В. Гербова.Журнал «Дошкольное воспитание» №8 2013г.
3.О. С.Ушакова, Л. Щадрина. журнал «Дошкольное воспитание» №2 2012г.
4. Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. Как играть с ребёнком. – М.: Обруч, 2012г
Источник
Татьяна Бакина
План по самообразованию «Роль игры в развитии речи дошкольников»
План по самообразованию «Роль игры в развитии речи дошкольников»
Цель: формирование грамматического строя речи детей дошкольного возраста.
Задачи:
— Создание условий для формирования грамматического строя речи.
— Совершенствование грамматического строя речи через игру.
— Активизация словаря детей посредством игровых приемов и упражнений.
Актуальность
Игра занимает огромное место в жизни детей младшего дошкольного возраста. Она совершенно необходима как для общего психического развития ребенка, так и конкретно для становления его самосознания.
Игра один из видов детской деятельности, который используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношение к людям.
Огромное значение игры для развития всех психических процессов и личности ребёнка в целом даёт основание считать, что именно эта деятельность является в дошкольном возрасте ведущей.
В игре происходит развитие речи и мышления.
Игра невозможна без речевого общения. Хорошо развитая речь является необходимым условием успешного обучения в школе.
Причиной острой необходимости развития речи детей является потребность общения человека с окружающими его людьми, а что бы речь была внятна, понятна и интересна другим необходимо проводить разнообразные игры, разрабатывать методики проведения игр, чтобы дети были заинтересованы в игровой деятельности.
Для развития речи детей в детском саду проводятся различные игры, как на занятиях, так и в свободной деятельности детей.
Поэтому роль игры в развитии речи у детей дошкольного возраста занимает ведущее место. Посредством игровых комнат, спортивных залов, площадок для прогулок и дидактических игр создаются специальные условия, в которых в игровой форме ребенок развивает речь.
Значительный опыт накапливается ребенком в игре. Из своего игрового опыта ребенок черпает представления, которые он связывает со словом. Игра и труд являются сильнейшими стимулами для проявления детской самостоятельности в области языка; они должны быть в первую очередь использованы в интересах развития речи детей.
С предметами, представленными в игре, ребенок приходит в частое повторное общение, вследствие чего они легко воспринимаются, запечатлеваются в памяти. Каждый предмет имеет свое имя, каждому действию присуще свой глагол.
Слово является для ребенка частью действительности. Из этого вытекает, как важно в интересах стимулирования деятельности детей и развития их языка продуманно организовать их игровую обстановку, предоставлять им в соответствующем отборе предметы, игрушки, орудия труда, которые будут питать эту деятельность и на основе ею обогащаемого запаса конкретных представлений развивать их язык.
Именно благодаря лингвистическим играм у детей происходит формирование культуры общения и речи: правильность постановки ударений в словах, чёткость произношения, способность правильно формулировать предложения и свою мысль в целом.
Поэтому роль игр в развитии речи остаётся актуальной. С ребенком можно начинать играть в дидактические игры, которые стимулируют развитие речи. Они формирует связную речь и память, а так же учит внимательности.
Роль игр в развитии речи колоссальна – с их помощью пополняется и формируется словарный запас. Игровая ситуация требует от каждого ребёнка определённого уровня развития речевой коммуникации. Необходимость объясняться со сверстниками стимулирует развитие связной речи.
По мнению педагогов роль игры в развитии речи занимает важное место еще и потому, что игра – это не только развлечение, а и творческий труд ребенка, это то, с чего он начинает свою жизнь. В процессе игры дети изучают не только окружающий их мир, но и самого себя, своё место в мире.
Между игрой и речью существует двусторонняя связь: с одной стороны речь ребёнка развивается и активизируется в игре, с другой — сама игра совершенствуется под влиянием речи.
Речь детей в игровой деятельности развивается быстрее, так как игра — ведущий вид деятельности ребенка — дошкольника, и большую часть своего времени ребенок проводит за разнообразными играми. Игра в речевом развитии является неотъемлемой частью жизни ребенка младшего дошкольника. И главное в этом участие родителей и воспитателей, которые могут правильно организовать игры детей, подсказать.
Содержание работы Практический выход
Сентябрь
2018 г. — Выбор и определение темы самообразования
— Планирование работы по теме самообразования
— Подбор методической литературы, изучение опыта педагогов на интернет — сайтах. Оформление плана работы по самообразованию. Выявление и обоснование актуальности проблемы
Октябрь
2018 г.- Выставка на тему: «Игры, способствующие развитию речи дошкольников»
— Составить картотеку игр для развития речи дошкольников. Оформление выставки и составление картотеки игр
Ноябрь
2018 г. — Консультация для родителей «Развиваем речь, играя»
— Выставка детских рисунков для родителей Оформление консультаций для родителей, выставка рисунков
Декабрь
2018 г. — Папка-передвижка «Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи у детей»
— Подбор игр, способствующих развитию речи детей дошкольного возраста Оформление картотеки игр, папки передвижки
Январь
2019 г. — Консультации для родителей «Развитие речи дошкольника в семье»,
«Влияние потешки на процесс формирования речи младшего дошкольника». Оформление консультаций для родителей
Февраль
2019 г. Папка передвижка «Игры на развитие внимания» «Как разнообразить игровую деятельность» Оформление папки-передвижки
Март
2019 г. Подбор скороговорок и чистоговорок, способствующей правильному развитию речи дошкольника Оформление картотеки чистоговорок и скороговорок
Апрель
2019 г.Подготовить консультацию на тему: «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи». Оформление консультаций для родителей
Май
2019 г. — Отчёт по теме самообразования на итоговом педсовете
— Выставка пособий, наглядного материала, игр, конспекты занятий для педагогов
Источник