Тема обувь в развитии речи ребенка

Татьяна Мишина
Конспект занятия по развитию речи «Обувь»
Цель: расширить и уточнить представления об обуви; формировать умение ухаживать за обувью.
Задачи:
1. Уточнить название и назначение обуви.
2. Учить группировать обувь по сезонному признаку.
3. Развивать лексический, грамматический строй речи, связную речь.
4. Развивать эстетический интерес к дизайну обуви.
Оборудование: картинки с обувью, обувной шкафчик
I Организационный момент
Дети садятся за стол. Логоритмическое упражнение под стихи (кулак-ладонь)
Как у нашей кошки
На ногах сапожки,
Как у нашей свинки
На ногах ботинки.
А у пса на лапках
Голубые тапки.
А козленок маленький обувает валенки.
II Сообщение темы
Отгадывание загадок +выставление материала:
1. Если дождик не тужим
Бойко бегаем по лужам.
Станет солнышко сиять
Нам под вешалкой стоять. (Резиновые сапоги)
2. На улицу не ходим ни летом, ни зимой
Зато без нас ни шагу, когда придешь домой. (Тапки).
3. Ни ботинки, ни сапожки
Очень сильно греют ножки
В них мы бегаем зимой
Утром в сад, потом домой. (Валенки).
4. Что же летом на ногах?
Летом жарко в сапогах,
Чтобы рады были ножки
Я надену … (Босоножки).
5. Быстро в них ныряет ножка
Ведь нет ни пятки, ни застежки. (Шлепки).
III Игра «Закончи предложения…»
Дети, скажите, для чего нам нужна обувь? (Чтобы обувать на ноги)
В каком магазине мы покупаем обувь? (в ОБУВНОМ магазине)
В обувном магазине на полках стоит много разной обуви.
Упражнение «Договори словечко»
Если обувь для зимы, то она ЗИМНЯЯ.
Если обувь для лета, то она –
Если обувь для дома, то она –
Если обувь для спорта, то она –
Если обувь для праздника, то она –
Обувь для женщин –
Обувь для мужчин –
Обувь для детей –
IV Игра на ФВ «Какое слово отличается от других?»
Тапки, тапки, лапки, тапки.
Босоножки, сороконожки, босоножки, босоножки.
Каблук, каблук, каблук, лук.
V Скажите, дети, какая обувь нужна для зимы?
(тёплая, закрытая, зимняя, высокая)
Почему зимой нужно носить такую обувь?
Из каких материалов делают зимнюю обувь?
Какую обувь мы носим летом? (лёгкую, открытую, летнюю) Почему?
Упражнение «Образуй словечко»
Если обувь из кожи, то она КОЖАНАЯ.
Если обувь из меха, то она МЕХОВАЯ.
Если обувь из резины, то она РЕЗИНОВАЯ.
Если обувь из шерсти, то она ШЕРСТЯНАЯ
В какую погоду нужно носить валенки, почему?
VI Рассматривание и называние деталей обуви.
Дети, давайте сравним зимние сапоги и зимние ботинки.
В чём удобнее ходить по глубоким сугробам, почему?
Сравниваем туфли и кроссовки.
Сравниваем ботинки и сандалики
У ботинка есть застёжка и у сандалика есть застёжка.
У ботинка есть каблук, а у сандалика нет каблука.
У ботинка есть пятка, а у сандалика нет пятки.
У ботинка есть голенище,а у сандалика нет голенища.
Ботинки кожаные и сандалики кожаные.
Ботинки закрытые, а сандалики открытые.
Ботинки тёплые, зимние, а сандалики лёгкие, летние.
Обувь на фабрике (что делают) – придумывают, моделируют, шьют.
Покупая обувь в магазине, покупатель (что делает) – покупает, оплачивает товар, общается.
Ухаживая за обувью, человек (что делает) – моет, носит, полирует, чинит.
VII Игра «Четвертый лишний»
Сандали, туфли, сапоги, брюки.
Тапки, сандали, босоножки, кроссовки.
Щетка, крем, ботинки.
Обувь, моют, стирают, носят, протирают.
Обувь шьют, моют, гладят, дарят.
VIII Физкультминутка «Туфельки нарядные»
Туфельки нарядные, (правая нога вперёд, на носок)
Туфельки парадные, (левая нога вперёд, на носок
Лаковые, с ремешком, (правая нога вперёд, на пятку)
И подошва с каблучком. (левая нога вперёд, на пятку)
Туфли Маше в самый раз
Можно выходить на пляс. (руки на поясе, «пляшу»)
IX Что не так?
Развязывать молнию.
Резиновые сапоги сделаны из ткани.
Босоножки носят зимой.
X Итог
Источник
Лейсан Минуллина
Конспект логопедического занятия по развитию речи на тему: «Обувь».
Цели:
Обучающие:
Обогащение словарного запаса.
Формировать умение составлять описательный рассказ по схеме.
Коррекционно-развивающие:
Развитие слухового внимания.
Работа со словами- омонимами.
Упражнять в образовании относительных прилагательных с существительным в роде, числе, падеже; образовании существительных в форме именительного и родительного падежей множественного числа.
Развитие пространственной ориентации.
Развитие внимания, восприятия, воображения.
Развитие мелкой моторики.
Воспитательные:
учить детей работать самостоятельно,
учить отвечать на вопросы полным ответом,
развивать самоконтроль и взаимоконтроль речи.
Оборудование:
Предметные картинки (тапочки, ботинки, кеды, туфли, босоножки, кроссовки, сапоги зимние, сапоги весенние, шлепки, сланцы,раздаточный материал: две картинки с изображением обуви, разрезанные на пять частей; картинки с контуром обуви; картинка с изображением полки с обувью.
План:
Орг. момент.
1. Введение в тему.
2. Игра «повтори не ошибись».
3. Игра «Ответь на вопрос и найди соответствующую картинку».
4. Игра «Назови детали обуви».
5. Игра с мячом «Магазин».
6. Развитие мелкой моторики.
7. Игра «Большой- маленький».
8. Согласование существительных с числительными.
9. Физ. минутка.
10. Развитие внимания, восприятия, воображения.
11. Игра «Что пропало?».
12. Развитие пространственной ориентации.
13. Отгадай по описанию.
14. Итоги урока развития речи.
Ход занятия:
Орг. момент.
-Здравствуйте, ребята! Давайте изобразим на лице радость, для этого улыбаемся, глазки светятся. Молодцы! Зарядились положительной энергией! Сели!
1. Введение в тему.
-Мы сегодня будем говорить об обуви. Перечислите мне обувь, которую вы знаете.
(дети перечисляют)
Затем логопед показывает ту обувь, которую ученики не назвали.
2. Игра «повтори не ошибись».
Логопед говорит ряд слов, а дети по одному повторяют.
Тапки- ботинки- босоножки
Сапоги- ботинки- туфли
Кеды- ботинки- сапоги
Шлепки- туфли- кроссовки
Валенки- туфли- босоножки
Сандалии- шлепки- босоножки
3. Игра «Ответь на вопрос и найди соответствующую картинку».
Логопед задает вопросы. Дети отвечают и показывают указкой соответствующую картинку.
-Во что вы обулись дома, перед тем как идти в школу? (туфли, сандалии, кроссовки) (картинки на доске)
-Во что вы переобулись, придя в школу? (в тапки, туфли, в кроссовки) (картинки)
-Ребята, а сапоги, валенки, теплые ботинки мы в какое время года носим?
(ответ: «Зимой»)
-Значит, эта обувь какая?
(ответ: «Зимняя обувь»)
-В какое время года можно носить сандалии, сланцы?
(ответ: «Летом»)
-Значит она какая?
(«Летняя обувь»)
-В какое время года можно носить туфли?
(ответ: «Весной»)
-Значит, эта обувь какая?
(ответ: «Весенняя обувь»)
-Посмотрите, ребята, эту обувь носят на улице. (логопед показывает ботинки, сапоги)Значит, это какая обувь?
(ответ: «Эта уличная обувь»)
-А тапочки где носят?
(ответ: «дома»)
-Значит, эта обувь какая?
(ответ: «домашняя обувь»)
-А обувь, которую носят мужчины, как называют?
(ответ: «Мужская обувь»)
-А обувь, которую носят женщины?
(ответ: «женская обувь»)
-А вы какую обувь носите?
(ответ: «детскую обувь»)
-Молодцы! А из каких материалов изготавливают обувь?
(ответ: «из резины, из кожи»)
— Ребята, обувь из кожи как называется?
(ответ: «Кожаная обувь»)
-А из резины?
(ответ: «Резиновая обувь»)
4. Игра «Назови детали обуви»
Дети по цепочке быстро перечисляют детали обуви, не повторяются.
(подошва, пятка, носок, язычок, шнурок, молния, липучка) Если дети что-то не перечислили, то логопед сам показывает и называет эту деталь.
-Ребята, «носок» есть у обуви, а еще что обозначает это слово?
(ответ: «обозначает одежду»)
-А «язычок» тоже имеет два значения.
(дети отвечают)
-Какое еще слово забыли?
(ответ: «Молния»)
-Правильно, ребята!
5. Игра с мячом «Магазин»
-Сейчас мы оказались в магазине, где много обуви.
Логопед говорит словосочетание, бросает мяч ребенку, тот должен сказать тоже самое словосочетание со словом «много» и вернуть мяч.
Красные туфли- много красных туфель.
(Черные сапоги, детские кроссовки, зеленые сандалии, мужские кеды, модельные туфли, спортивная обувь.)
6. Развитие мелкой моторики.
Логопед раздает по две картинки, разрезанные на пять частей.
7. Игра «Большой- маленький»
-Чем отличается мужская и женская обувь от детской?
(отвечают: «Размером»)
-Сейчас я буду называть большую обувь,а вы маленькую:
сапоги- сандалии-
туфли- кроссовки-
ботинки- тапки-
-Молодцы!
8. Согласование существительных с числительными.
-Как мы посчитаем вот эту обувь? (на доске пять пар обуви) сколько здесь ее?
(дети считают) (Если дети затрудняются, то логопед помогает)
Логопед объясняет, что обувь считают парами. А пара это сколько?
(дети отвечают)
-Правильно, это две.
9. Физ. минутка.
Логопед выводит детей на ковер.
-Топаем мы по дорожке- топ, топ, топ, топ,
выше ноги поднимаем- топ, топ, топ, топ,
мы топаем ногами- топ, топ, топ,
мы хлопаем руками- хлоп, хлоп, хлоп,
Качаем головой.
Мы руки поднимаем, мы руки опускаем,
Мы руки подаем и ходим так кругом.
10. Развитие внимания, восприятия, воображения.
-Ребята, посмотрите на эти картинки (логопед показывает контуры обуви- бесцветные картинки.) Нужно разгадать, где какая обувь. (логопед по одной картинке показывает, дети отгадывают)
11. Игра «Что пропало?»
На доске пять картинок (туфли, тапки, сапоги, ботинки, сандалии)
Все закрывают глаза, а логопед одну картинку убирает. Дети отгадывает ее. Затем логопед выставляет шесть картинок. Упражнение повторяется 5-6 раз.
12. Развитие пространственной ориентации.
Логопед показывает картинку с изображением шкафа с тремя полками, на которых размещена обувь. Логопед спрашивает : «где находятся тапочки?»
(ответ: «тапочки находятся на второй полке, между сапогами и туфлями»)
Логопед задает столько вопросов, сколько учеников в классе.
13. Отгадай по описанию.
Выходит ребенок, описывает одну из обуви, не называя обуви. Остальные ребята должны угадать ее. Эту работу выполняет каждый ученик.
14. Итоги занятия развития речи.
— Ребята, о чем сегодня говорили?
— Какие упражнения мы выполняли?
(дети отвечают.)
-До свидания, ребята! Все молодцы!
Источник
инна нурыева
НОД Развитие речи по теме «Обувь»
Нурыева Инна Николаевна воспитатель первой квалификационной категории МБДОУ №24 «Космос» г. Сургут Тюменская обл.
НОД Развитие речи по теме «Обувь»
Цель: Учить составлять описание обуви по схеме воспитателя полными предложениями. Развивать и активизировать словарь по теме. Развивать общую и мелкую моторику, умение согласовывать движения с речью. Продолжать развивать мышление, зрительное и слуховое восприятие, память. Закреплять знания о способах ухода за обувью. Воспитывать бережное отношение к предметам обуви.
Ход занятия:
1. Орг. момент:
Дружно за руки возьмитесь и друг другу улыбнитесь.
Сегодня мы с вами отправляемся в Простоквашино. Изобразите добродушного кота Матроскина; испуганного Шарика; как Шарик ловит рыбу; ворчливого кота; радостного Шарика, который поймал рыбу. (Психогимнастика).
2. Сообщение темы:
Пришел кот Матроскин: У нас совсем холодно, одевайтесь потеплее. (На наборном полотне картинки с предметами одежды) Что мы оденем? Как назвать эти предметы одним словом?
Что мы обуем на ноги? (предметные картинки с предметами обуви) Как назвать эти предметы одним словом?
Для чего нужна обувь? Какой должна быть обувь?
Матроскин: А вот что я обую – угадайте: В них упрячешь две ноги и в мороз гулять беги. (валенки)
Как назовем обувь, которую носим только зимой? (зимняя обувь).
Где можно приобрести обувь? (в обувном магазине).
«Покупка обуви в магазине»
Для того, чтобы продавец понял, какая вам нужна обувь, ее надо подробно описать.
(Предлагаю схему описания. Далее воспитатель вместе с Матроскиным составляет описание предметной картинки. После предлагаю детям самостоятельно составить описание обуви по выбору двух детей.)
А сейчас мы с вами отправляемся в Простоквашино.
В прихожей лежали /поглаживание/
Тропинкой бежали /на носочках/
По грязи топтались /тяжелые шаги/
Над речкой болтались /болтаем ногами/
Когда их ругали /хлопаем в ладоши/
Они убегали /на носочках/
Под лавку влезали /присели на корточки/
И ваксу лизали /шаркающие движения ступней/
Ну что, понравилось путешествие?
Далее дети продолжают составлять описание предметов обуви по схеме (4-5 детей).
Матроскин: какую красивую, удобную обувь вы купили в магазине. А в ней будет тепло зимой? Почему?
Обувь из меха какая? Меховая обувь. /из войлока, из кожи, из замши?/
Пальчиковая гимнастика «Новые кроссовки» Матроскин рассказал интересную историю.
Как у нашей кошки на ногах сапожки. /дети загибают пальцы по одному/
Как у нашей свинки на ногах ботинки.
А у пса на лапках голубые тапки.
А козленок маленький обувает валенки.
А сыночек Вовка новые кроссовки.
Вот так, вот так, новые кроссовки. /удары кулак-ладонь/
3. Итог. Обобщение.
Спасибо, ребята, вы научили меня описывать обувь. Теперь мы с Шариком сможем купить обувь в магазине.
В-ль: Ребята, а вы знаете, как нужно ухаживать за обувью, чтобы она служила вам долго?
Если испачкалась – помыть
Если промокла – просушить и намазать кремом для обуви.
Если порвалась или оторвался каблук – обратиться в обувную мастерскую.
Кто отремонтирует обувь – обувщик
А теперь отправимся обратно в детский сад.
В прихожей лежали, по тропинке бежали,
По грязи топтались, над речкой болтались.
Когда их ругали – они убегали.
Под лавку влезали и ваксу лизали.
Источник
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский
сад № 97 компенсирующего вида Центрального района Санкт-Петербурга
Конспект НОД по развитию речи лексическая тема ’’Обувь’1
Цель: углубить представление детей о понятии «Обувь».
Задачи:
- Уточнить название и назначение обуви.
- Учить группировать обувь по сезонному признаку, и по назначению.
- Развивать лексический, грамматический строй речи, связную речь.
- Развивать эстетический интерес к дизайну обуви.
Материалы: предметные картинки с изображением разных видов обуви, карточки со стихотворениями и загадками, раскраски на тему «Обувь», цветные карандаши.
Ход занятия:
- Организационный момент — чтение стихотворения
Часто ходим в сапогах,
Если снежно и бело И дождем все залило.
Летом носим мы сандалии,
Чтобы ноги не устали.
Туфли в праздник примеряем,
В них на утренник шагаем.
А в кроссовках ловко скачем И гоняем круглый мячик.
Жить без обуви не можем,
В непогоду нам поможет Быть здоровыми она..
Обувь всякая важна.
Воспитатель: — ребята, о чем это стихотворение? (об обуви)
- а что такое обувь? (изделия, которые мы носим на ногах)
- а как вы считаете, нужна ли нам обувь? может можно обойтись и без нее? (ответы детей)
- Назначение обуви.
Воспитатель: — Давайте подумаем, как обувь нам помогает:
— защищает от холода
- защищает летом от раскаленных поверхностей (асфальта, песка..)
- защищает от острых предметов, которые могут лежать на земле
- защищает от микробов и бактерий, которые могут находится на земле
- Классификация обуви
Воспитатель: — Молодцы! А теперь давайте разберемся, какой бывает обувь.
Назовите, какую обувь вы знаете, в этом вам помогут картинки, которые у нас расположены на доске (сапоги, туфли, сандалии, кроссовки, кеды, валенки….)
— Правильно! А теперь давайте подумаем как можно назвать:
обувь, в которой мы занимаемся спортом, физкультурой -спортивная
обувь, которую мы носим летом — летняя
обувь, которую мы носим зимой — зимняя
обувь, которую мы носим весной и осенью -демисезонная
обувь, которую мы носим на праздниках — праздничная
{после названия каждой группы обуви, воспитатель вызывает к доске по одному ребенку, который выбирает картинки с изображением обуви, относящейся к данной группе)
МОЛОДЦЫ!
- Физкультминутка
Туфельки нарядные, (правая нога вперед на носок)
Туфельки парадные, (левая нога вперед на носок)
Лаковые, с ремешком, (правая нога вперед на пятку)
И подошва с каблучком, (левая нога вперед на пятку)
Туфли Маше в самый раз (руки на поясе, «пляшут»)
Можно выходить на пляс.
- Загадки про обувь.
Воспитатель: — Ребята, вы такие молодцы! Теперь я вам предлагаю поотгадывать загадки про обувь!
Если дождик не тужим
Бойко бегаем по лужам.
Станет солнышко сиять
Нам под вешалкой стоять. (Резиновые сапоги).
На улицу не ходим ни летом, ни зимой
Зато без нас ни шагу, когда придешь домой. (Тапки).
Ни ботинки, ни сапожки
Очень сильно греют ножки
В них мы бегаем зимой
Утром в сад, потом домой. (Валенки).
Что же летом на ногах?
Летом жарко в сапогах,
Чтобы рады были ножки
Я надену (Босоножки).
Быстро в них ныряет ножка
Ведь нет ни пятки, ни застежки. (Шлепки).
- Дидактическая игра «Четвертый лишний»
Воспитатель: А теперь, мы поиграем в игру «Четвертый лишний». Я буду называть вам несколько названий обуви, а вы должны назвать, что из этого лишнее и объяснить почему:
- босоножки, сандалии, валенки, шлепанцы
- сапоги, валенки, тапочки, ботики
- резиновые сапоги, ботинки, сандалии, валенки
- Раскрашивание предметных: картинок с изображением обуви
Воспитатель — теперь я вам предлагаю, раскрасить картинки, с изображением разных видом обуви.
- Подведение итогов, рефлексия.
Воспитатель — о чем мы с вами сегодня говорили?
действительно, ли обувь нам необходима? почему? Молодцы!
Источник
Конспект индивидуального занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
Лексическая тема: «Обувь»
Задачи занятия:
Расширять и активизировать словарь по теме.
Совершенствовать грамматический строй речи; учить согласовывать существительные в числе; учить употреблять существительные в уменьшительно-ласкательной форме.
Учить составлять распространенные предложения.
Учить действовать по образцу.
Развитие мышления, зрительного внимания и целостности восприятия, речевого слуха и фонематического восприятия, памяти, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.
Оборудование:
Картинки «Обувь», «Кроссовки», «Тапки», «Туфли», «Сапоги», «Валенки», «Ботинки», «Найди 5 отличий», «Найди пару», разрезные картинки «Обувь»,, спички, загадки по теме, карандаши.
Ход занятия:
Организационный момент
Чтение стихотворения (Приложение №1)
Учитель-дефектолог показывает картинку и читает стихотворение:
Топали упрямо как-то по дороге,
По дороге прямо маленькие ноги.
Не спускались в ямы, не пинали крышки…
Это очень странно, как такое вышло?
Да еще к тому же обходили лужи.
Обходили лужи?! Странно, почему же?
Чинно, осторожно шли посерединке —
Не хотели пачкать новые ботинки!
Учитель-дефектолог сообщает тему занятия.
2.Основная часть
2.1. Упражнение: «Поговорим об обуви»
Учитель задает вопросы ребенку: Что такое обувь? Какие предметы обуви ты знаешь? Для чего человеку нужна обувь? Как можно назвать обувь для занятий спортом, для дома, для работы, для праздников? Какую обувь носят мужчины, женщины, дети? Как нужно ухаживать за обувью? Для чего?
2.2. Упражнение «Сложи картинку» (Приложение №2)
Учитель-дефектолог просит ребенка собрать разрезные картинки.
2.3. Упражнение: «Один — много» (Приложение №3)
Педагог показывает ребенку картинку с изображением обуви, называет каждый предмет в единственном числе и просит ребенка повторить, называя тот же предмет во множественном числе.
Тапок – тапки, сапог — …, туфля — …, ботинок — …, валенок — …, кроссовка — …
2.4. Упражнение «Большой — маленький» (Приложение №3)
Учитель называет предметы обуви и просит ребенка произнести их в уменьшительно-ласкательной форме.
Тапки – тапочки, кроссовки – …, туфли – …, сапоги — …, ботинки — …
2.5. Упражнение «Найди пару» (Приложение №4)
Педагог показывает лист с обувью и просит каждому предмету найти пару.
2.6. Динамическая пауза
Дефектолог произносит стихотворение и просит ребенка повторять за ним движения:
Раз! Два! Три! Четыре! (хлопать в ладоши)
По дорожке я скачу. (скакать на месте)
Раз! Два! Три! Четыре! (топать ногами)
Башмачок скакать учу. (скакать на месте)
Раз! Два! Три! Четыре! (хлопать в ладоши)
Обломился каблучок. (скакать вокруг себя)
Раз! Два! Три! Четыре! (топать ногами)
Заблудился башмачок. (скакать вокруг себя)
2.7. Упражнение «Сложи сапожок»
Учитель предлагает ребенку по образцу сложить из спичек сапог.
2.8. Упражнение «Загадки» (Приложение №1)
Дефектолог выкладывает картинку с изображением предметов обуви перед ребенком, загадывает загадки и просит ребенка их отгадать.
Всегда шагаем мы вдвоём,
Похожие, как братья.
Мы за обедом — под столом,
А ночью — под кроватью.
(Тапочки)
Что же летом на ногах? —
Летом жарко в сапогах!
Чтобы рады были ножки,
Я надену…
(Босоножки)
Все в шерсти, а кожи нет.
(Валенки)
Две кожаные лодочки
Соревнуются в походочке.
(Туфли)
Если дождик, мы не тужим –
Бойко шлёпаем по лужам.
Станет солнышко сиять –
Нам под вешалкой стоять.
(Резиновые сапоги)
Стоят в прихожей две Трубы
Чернокожие Столбы.
Сунул в них ноги
Зашагал по дороге.
(Сапоги)
2.9. Пальчиковая гимнастика «Обувь»
Учитель читает стихотворение и просит ребенка повторять движения за ним.
Раз, два, три, четыре, пять (ударять кулачками по столу)
Будем обувь мы считать:
Раз – туфли, два – сапожки,
Три – ботинки, четыре – сапожки,
И, конечно, тапки – пять. (загибать каждый палец на руках)
Ножкам надо отдыхать. (сжимать и разжимать кулачки)
2.10. Упражнение «Найди 5 отличий » (Приложение №5)
Педагог просит ребенка найти 5 отличий между двумя картинками.
3. Итог занятия
Дефектолог просит ребенка закончить следующие предложения:
Мне понравилось на занятии …
Мне не понравилось на занятии …
Приложение №1
Приложение №2
Приложение №3
Приложение №4
Приложение №5
Источник