Основную ответственность за возникновение и развитие у ребенка девиантного поведения несут

Девиантность (девиация) – это отклонение от общепринятых норм. Когда родители спрашивают, что такое девиантное поведение детей, увидев этот термин, например, в характеристике ребенка, объяснить это можно следующим образом. Поведение дошкольника или подростка не вписывается в рамки общепринятого, противоречит ему или даже несет угрозу для окружающих.

Определение понятия в каждой науке разделяется, так в социологии девиантность – это угроза для окружения человека в физическом и социальном плане, отклоняющееся поведение мешает развитию, как самого ребенка (подростка), так и общества в целом. Медики считают, что причины девиантного поведения у детей заложены в нарушениях их нервно-психических структур. А психологи утверждают, что девиантные формы поведения детей развиваются в результате ошибочного примера перед глазами, как нужно правильно решать конфликтные ситуации, а также когда истинная реальность просто игнорируется.

Причины отклонений

Причины девиантного поведения детей настолько разнообразны, что сложно выделить одну главную и ведущую из них. В большинстве случаев провоцирующими факторами выступает целый комплекс проблем, как биологической природы, так физиологического и психического плана. Специфика окружения, в котором растет и развивается ребенок, также играет немаловажную роль в возможном проявлении девиантных форм поведения детей.

мальчик поднял кулакМедико-биологические факторы включают в себя врожденные, приобретенные в течение жизни и наследственные причины. Врожденные факторы – это внутриутробные травмы плода в период беременности, токсикоз у матери, отравление химическими препаратами, болезни инфекционной и соматической природы у будущей роженицы, а также употребление спиртного, наркотических и табачных изделий в период вынашивания ребенка. Такие причины негативно сказываются на созревании и развитии нервной системы плода, впоследствии это может привести к появлению возрастных кризов и проявлениям отклоняющегося поведения.

К наследственным факторам развития девиантного поведения детей относят генетические нарушения, в частности, мутации хромосом и патологический обмен, в результате чего могут развиться патологии умственного развития, дефекты зрительной и слуховой систем, а также проблемы нервно-психического развития ребенка. Наследственные причины напрямую влияют на характеристики малыша, его темперамент, социальную приспособленность, умение подстраиваться к условиям жизни и контактировать с окружающими.

Приобретенными причинами называют длительные заболевания неврологической и соматической этиологии, в результате чего возникают задержки эмоционального, психического, речевого развития, а личность ребенка формируется с патологическим уклоном – он растет агрессивным, неустойчивым и социально неприспособленным.

Признаки девиантных форм поведения у детей дошкольного возраста возникают по следующим причинам:

  1. Неблагополучная обстановка в семьеНеблагополучная обстановка в семье – отсутствие одного из родителей, неполная или конфликтная семья. Часто девиации развиваются у детей, растущих в семье, где родители пьют, ведут паразитарный образ жизни, совершают незаконные поступки. Часто в таких условиях к ребенку проявляется излишняя строгость или, наоборот, безразличие и скрытая безнадзорность.
  2. Педагогические ошибки в воспитании – неумение родителей аргументировать запреты и прививать дисциплину, постановка жестких рамок поведения и нарушение этих же рамок самими родителями, злоупотребление запретами. Все это приводит к конфликтам и появлению девиантных форм поведения у детей и подростков.
  3. Психологические причины – вспышки гнева, капризы, требование внимания к себе. Такое поведения считается нормой до 5 лет. При правильном поведении родителей в таких ситуациях и умении подавлять скачки агрессии у ребенка, отклонений в его дальнейшем поведении может не сформироваться.

Как видно, девиантные дети – результат не только врожденных и наследственных проблем, но также неправильного воспитания и неблагополучной обстановки в семье.

Признаки девиации у детей и подростков

Дети с девиантными формами поведения своей целью в жизни считают достижение материальных благ любой ценой, причем количество таких детей и подростков неуклонно растет. Учеба, работа (как в физической, так в духовном плане, над собой) потеряли значимость, параллельно отмечается рост подростковой преступности.

девиацияМолодые люди пытаются самоутвердиться любой ценой, привлечь к себе внимание сверстников, прослыть смелыми, часто выбирая для этого неверные способы. Отклоняющееся поведение может даже включать попытки суицида, что объясняется отклонениями в развитии. Часто такое поведение возникает как реакция на жизненные обстоятельства.

Если ребенок дошкольного возраста физически не развит, имеет большой вес или, наоборот, слишком худой, это становится поводом для насмешек с самого раннего возраста. И без того неустойчивая психика малыша испытывает стресс, ребенок всеми силами пытается влиться в коллектив сверстников, совершая рискованные и неоправданные поступки на спор, либо проявляя агрессию к окружающим. Такие дети часто убегают из дома и прогуливают школу.

Девиации у подростков проявляются неустойчивым настроением, выраженным упрямством и агрессией. В возрасте 11-15 лет подростки определяются с интересами, сексуальной ориентацией, мировоззрением. Часто в эти периоды и начинаются проявления девиантных поведенческих форм, которые разделяются на виды:

  1. Гиперкинетическое расстройство – неспособность долго выдерживать умственное напряжение, привычка не доводить начатое до конца, импульсивность, безрассудство. Такие подростки часто попадают в несчастные случаи и получают дисциплинарные взыскания.
  2. Девиация, ограничивающаяся семейными отношениями – подростки проявляют отклоняющиеся формы поведения дома. Они не соблюдают дистанции в отношениях со взрослыми, проявляют грубое, протестующее поведение (воруют вещи, грубят родным, поджигают дома).
  3. кража телефонаНесоциализированное расстройство – сочетание антисоциального поведения с агрессией. Подросток не может общаться со сверстниками, поэтому избегает их, отвергает дружбу и сближение с ровесниками, при этом чувствует себя одиноким. В отношениях с взрослыми проявляет негодование, жестокость и протест. Такие подростки драчливы, грубы, не контролируют ярость и совершают всевозможные разрушительные действия.
  4. Социализированное расстройство – наблюдается у общительных подростков, с асоциальным поведением. Они могут состоять в плохих компаниях, уходить из дома, заниматься вымогательством. Расстройства психического плана проявляются переменой агрессивного настроения с депрессивным.
  5. Делинквентное поведение – проявляется угоном транспорта, кражами, мошенничеством, спекуляцией и прочими проступками, не получающими степени криминальных.
Читайте также:  Воздействие телевидения на развитие ребенка

Отдельной формой проявления девиации можно назвать поведение, основывающееся на повышенном половом влечении. Интимные расстройства и последующие девиации возникают в результате замедленного или ускоренного полового созревания и проявляются эксгибиционизмом, подростковым гомосексуализмом и манипуляциями чужими половыми органами (животных, детей младшего возраста).

Коррекция нарушений

Работа с детьми дошкольного возраста с девиантными формами поведения направлена на устранение сложившихся стереотипов и на перестроение отношений с ровесниками. Для этого существуют следующие способы:

  • обучение ребенка правильной самооценкеформирование у ребенка интереса к окружающим людям, желания понимать их поведение и эмоции;
  • закрепление коммуникативных навыков;
  • знание элементарных правил поведения;
  • обучение ребенка правильной самооценке;
  • изучение и тренировка основ самоконтроля;
  • развитие коммуникабельности посредством разных форм.

Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного и младшего школьного возраста, с девиантными формами поведения, должно вестись регулярно и непрерывно. Лучшие формы для коррекционной работы – игры (коммуникативные и подвижные), проигрывание сложных ситуаций, музицирование, танцы, чтение, ритмические упражнения со словами.

Дети дошкольного возраста положительно реагируют на сказки, они идентифицируют себя с главным героем, формируя понятия о добре и зле, усваивая моральные нормы, правила и ценности. Помимо игровых занятий, малышу нужен твердый режим дня – контроль за просмотром телевизора и рациональное питание.

Социально-педагогическая деятельность с детьми девиантных расстройств поведения должна дополнять психологическую поддержку. Необходимы групповые занятия в группе или школьном классе на выработку доверия между детьми, на устранение насмешек и пренебрежения, на объединение учащихся в одну социальную группу, без деления на лидеров и изгоев.

Особенности работы с детьми с девиантными отклонениями в поведении (в возрасте 11-15 лет) состоят в разработке особой программы. Она должна включать следующие пункты:

  • воспитательно-профилактические программы, направленные на процесс социализации подростков и на работу с появившимися отклонениями;
  • организация досуга;
  • индивидуальные занятия по устранению негативных и антисоциальных установок;
  • привлечение к здоровому образу жизни;
  • увеличение числа детских клубов;
  • экстренные службы психологической помощи для молодежи, оказавшейся в трудных жизненных ситуациях.

Для того чтобы вовремя распознать и скорректировать девиантные расстройства в поведении ребенка, родители должны знать особенности его характера, уделять достаточное время общению, вырабатывать отношения, основанные на доверии. Зная тип характера и темперамента ребенка, подбирая варианты погашения конфликта и избегая негативных социально-психологических воздействий, можно вовремя предотвратить отклонения в поведении и развитие девиаций.

Автор статьи: Ермакова Марина Леонидовна, практический психолог, специалист по возрастной психологии

Источник

Здравствуйте, дорогие читатели. В этой статье мы поговорим о том, что собой представляет девиантное поведение детей и подростков. В наше время, все больше молодежи подвержено разрушающему влиянию интернета, нахождение в котором может вести к деградации личности. Мы рассмотрим, какие причины возникновения девиаций в подростковом возрасте. Вы узнаете методы борьбы с этим состоянием.

Девиантность у детей и подростков

Поведение подростков продиктовано желанием «я хочу», он стремится добиться своего любой ценой, независимо от одобрения людей. Авторитетами становятся люди, с которых ребенок берет пример, а также друзья. В очень редких случаях в их роли выступают родители ребенка.

Современные подростки хотят жить в свое удовольствие, не думает о других. Такая тенденция снижается после наступления 18 лет.

Ребенку сложно не поддаваться влиянию чужого человека, он способен пойти против общепринятых правил для того, чтобы привлечь к себе внимание.

В девиантном поведении подростков различают:

  • антисоциальные;
  • делинквентно – противоправное;
  • антидисциплинарное;
  • аутоагрессивное.

Девиантное поведение у детей основано на наличии трех факторов:

  • условия воспитания;
  • социальное окружение;
  • физическое развитие.
Читайте также:  Определение уровня психологического развития ребенка

В подростковом возрасте ребенок начинает изучать свою внешность. У девушек возникает желание стать красивыми, стройными, иметь большую грудь, у парней — стать выше ростом, иметь большие мускулы. Если кто-то не отвечает данным требованиям, он пытается доказать свою значимость другими способами. Кто-то уходит в подполье, таких детей называют «белыми воронами», кто-то пытается путем девиантного поведения показать свое превосходство, совершает противоправные поступки, дерется, пьет алкоголь или курит.

Психологи считают основной проблемой формирования девиантного поведения то, что человек быстрее созревает физически, чем психологически. Он замечает, что выглядит взрослым, при этом психический уровень остается, как у ребенка.

Девиантное поведение детей может быть представлено следующими вариантами:

  • деструктивное — ребенок наносит вред самому себе, это не всегда физическое насилие, также может иметь место психологический фактор, например, мазохизм и самобичевание;
  • асоциальный — малыш наносит вред не только себе, но и окружающим его людям, например, потребление спиртных напитков;
  • противоправный — ребенок вредит людям, ярким примером является кража в магазине.

Дети посредством девиантного поведения пытаются самовыражаться. Нередко они этого добиваются при помощи драки, показывают свою силу, свое преимущество над другим ребенком. В подростковом возрасте не исключено занятие проституцией или воровством, а также смена образа жизни, в частности присоединение к преступной группировке. Родители должны суметь вовремя заметить изменения в поведении своего отпрыска, чтоб не допустить ухудшения сложившейся ситуации.

Категории девиантного поведения подростков

Подростковый алкоголизм — категория аморального поведения девиантности

  1. Антисоциальное. Проступки основаны на нарушении правовых норм, общественного порядка, запрещенные законом. Для подросткового возраста — это кражи, вандализм, хулиганское поведение, торговли наркотическими средствами, насилие.
  2. Аморальное поведение. Действия, которые связаны с нарушением морально — нравственных норм, они угрожают нормальным межличностным отношениям. Для подростков характерно бродяжничество, употребление наркотиков, агрессия, алкоголизм, нарушения сексуального характера.
  3. Саморазрушительное (аутодеструктивное) поведение. Действия, которые связаны с нанесением вреда самому себе. Для подростков характерна компьютерная, химическая и пищевая зависимость, а также суицидальные наклонности.

Отдельно рассматривается склонность к суициду, которая может являться следствием, как асоциального образа жизни, так и деструкции. Подросток может начать задумываться о самоубийстве по многим причинам:

  • наркотическая зависимость;
  • сильно заниженная самооценка;
  • постоянные конфликты, ссоры в семье;
  • алкоголизм;
  • помутнение рассудка;
  • отказ от интима.

Причины девиантности

Большое значение в развитии девиантности имеют социальные факторы, проблемы в семье

Девиантное поведение подростков и детей может развиваться при наличии определенных факторов. Различают четыре основных группы причины возникновения девиации у подростков: медико-биологические, психологические, социальные и педагогические факторы.

  1. Психологические факторы в себя включают то, что у малыша в раннем детстве могут возникать приступы неконтролируемого гнева, ребенок начнет брыкаться, визжать, ругаться или кричать. Важно вовремя обратить внимание на проблемы с психикой ребенка, чтобы своевременно их купировать. Отсутствие надлежащей терапии приводит к развитию девиаций.
  2. Педагогические факторы. Случаи, когда родители стараются привить ребенку правильную модель поведения, а сами показывают плохой пример. Сюда относятся и ошибки в воспитании. Когда мама с папой не умеют правильно аргументировать свои запреты, часто ими злоупотребляют, не способны привить ребенку дисциплину, не умеет устанавливать жесткие рамки поведения.
  3. К медико-биологическим причинам относятся: врожденные, приобретенные и наследственные. Врожденные зарождаются во внутриутробном развитии, в частности, при наличии инфекций, токсикоза, как последствие интоксикации медикаментами, результат несбалансированного питания, неправильного образа жизни у беременной женщины. Приобретенные напрямую связаны с образом жизни ребенка, например, могут быть последствиями черепно-мозговой травмы. Наследственные причины развиваются из-за нарушений в генетическом материале, а именно: поражение хромосом и генов, мутации, обменные дефекты. Вследствие этого происходит нарушение в структурах головного мозга, что ведет за собой возникновение телесных пороков, проблем со зрением, недостаточностью умственного развития, нарушениям со стороны нервной системы.
  4. Социальные факторы. Девиантное поведение школьников может быть связано с неблагоприятной обстановкой в семье. Риск развития девиации значительно повышается в таких случаях:
  • недопонимания, частые конфликты, разные взгляды на жизнь;
  • наличие неполной семьи, отсутствие второго родителя;
  • паразитический образ жизни, совершение противозаконных действий — асоциальное поведение в семье;
  • алкоголизм одного из родителей или обоих.

Признаки

Агрессивное поведение — признак развивающейся девиантности

Важно знать, о существовании характеристики отклонений для определенного возрастного периода. Так будет проще выявить возможное развитие девиантного поведения:

  • до семи лет нестандартными является нервозность, раздражительность, проблема неуспеваемости, непротиворечивость, агрессивное поведение, иногда тревожным симптомом становится неуверенность в себе и боязливость;
  • от семи до десяти лет — хамский характер, конфликтность, скованность, потеря аппетита;
  • детки старше десяти лет – хулиганство, бродяжничество, воровство.
Читайте также:  6 месяц ребенку развитие питание таблица

Согласно статистике преступность чаще встречается у людей от 13 до 20 лет. Алкоголизм характерен для возрастного периода от тринадцати до шестнадцати лет.

Дети считают целью своей жизни достижение материальных благ, причем они не задумывается о том, какой ценой за это нужно платить. В последнее время снижается желание учиться или работать, возрастает уровень подростковой преступности. Молодежь пытается самоутвердиться, привлечь к себе внимание сверстников. Девиантное поведение нередко приводит к нервным срывам, может включать склонность к суициду.

Если ребенок физически недоразвит, имеет избыточную массу тела или наоборот слишком худой, он слышит в свою сторону насмешки окружающих, высмеивание сверстников. Дошкольники наиболее склонны к развитию стресса, их психика неустойчива.

  1. Ребенок попытается влиться в коллектив, совершая неоправданные поступки, в том числе и рискованные, проявляет агрессию к окружающим, может начать убегать из дома, со временем будет прогуливать школу.
  2. Подросткам свойственно проявление неустойчивого настроения, выражение агрессии, упрямства.

Давайте рассмотрим, как может проявляться девиантное поведение при различных видах.

  1. Гиперкинетическое расстройство. Характерно умственное напряжение, отсутствие усидчивости, безрассудство, привычка не доводить начатое до конца, импульсивность. Такие дети часто получают дисциплинарные взыскание и попадают в несчастные случаи.
  2. Делинквентное поведение. Подросток угоняет автотранспорт, занимается мошенничеством, кражами.
  3. Отклонения наблюдаются дома, ограничивается семейными отношениями. Ребенок грубит родителям, ворует вещи, может поджечь дом.
  4. Социализированное расстройство. Встречается у достаточно общительных подростков, имеющих асоциальное поведение. Подросток может вступить в плохую компанию, уйти из дома, начнет заниматься вымогательством. Если имеет место психическое расстройство, проявятся перепады настроения, агрессивного с депрессивным.
  5. Интимный. Расстройства могут возникать из-за ускоренного или замедленного полового созревания, что будет проявляться эксгибиционизмом, манипуляцией с чужими половыми органами, подростковым гомосексуализмом.

Методы коррекции

Ребенок должен понять, что поступает неправильно. Нужно научить его правилам и законам, принятым в обществе

Особенность работа с детьми заключается в том, что малыш должен научиться контролировать свои действия, вести себя правильно, взаимодействовать с окружающим миром. Так как дети с девиантным поведением не могут это делать, то у них искажается восприятие действительности, возникают негативные эмоции. Чтобы сгладить ситуацию, необходимо повлиять на контакты ребенка с ровесниками.

  1. Сформировать у малыша интерес к окружающим людям, к миру, необходимо чтобы он научился их понимать.
  2. Изучить элементарные правила этикета, поведение в обществе.
  3. Закрепить с ребенком коммуникативные навыки.
  4. Обучить малыша балансировать эмоции, правильно оценивать свои силы.
  5. Выработать адекватное поведение в коллективе.
  6. Развить умение справляться с проблемами.
  7. Чтоб ребенок легче усваивал новую информацию нужно использовать игры. Важно их организовывать таким образом, чтобы они пробуждали интерес. Подойдут занятия коммуникативного и подвижного характера.
  8. Родители могут разыгрывать с малышом сложные ситуации. Рассказывать, как нужно из них выходить.
  9. Для детей дошкольного возраста подойдут ритмичные упражнения под считалочку, также можно отправить карапуза на танцы или пение.
  10. Важно читать ребенку книги, не забывать при этом обсуждать происходящее. Для дошкольников подойдут сказки.
  11. Большое значение следует отводить правильному питанию и режиму дня. Важно отслеживать время, проводимое детьми перед компьютером и телевизором.

Профилактика

Психологические тренинги помогают влиться в коллектив и избежать развитие девиантности у детей и подростков

  1. Беседы и лекции, которые проводятся в дружественной и доброжелательной атмосфере. Это важно, чтобы вызвать доверие у ребенка. Нужно научить малыша тому, как необходимо действовать в той или иной ситуации при наличии конфликтов. Важно приводить реальные примеры. Эти беседы должны стимулировать ребенка к ведению здорового образа жизни, вызывать отвращение к спиртным напиткам и наркотикам.
  2. Правильная организация свободного времени. Необходимо научить свое чадо, что время отдыха нужно проводить весело играя. Кроме того, полезно отправиться на природу или посетить культурное место, почитать книгу.
  3. Психологические тренинги. Способствуют тому, чтобы малыш научился контактировать с ровесниками, смог правильно расставлять приоритеты, с легкостью справлялся со сложными заданиями.
  4. Образовательные программы помогают сформировать правильное отношение к окружающим, приучают к здоровому образу жизни. Рассказывают о профилактике сексуальных отклонений и ранних половых контактов.

Теперь Вы знаете, что собой представляет девиантное поведении несовершеннолетних. Выяснив, по каким причинам происходит развитие девиантности и как она проявляется, родителям под силу вовремя заметить и предупредить формирование девиации у своего отпрыска своевременными действиями. Нужно понимать, чем может грозить запущенное состояние, что без коррекции ситуация только ухудшиться, значительно повысится риск для здоровья ребенка или он станет опасным для общества.

Источник